Образы положительных героев в романах "оливер твист" и "домби и сын". «Оливер Твист» Диккенса: Феджин и другие персонажи, для которых главное – нажива

Сочинение на тему: Главные герои романа «Оливер Твист» Ч. Диккенсона. Образ Оливера Твиста


Главным героем романа о приключениях Оливера Твиста является мальчик, чью судьбу нельзя назвать легкой. Выросший без родительской заботы, он сумел не очерстветь душой и не стать отъявленным злодеем. Жизнь в детском доме только закалила главного героя, сделала его мужественным и решительным.

Не менее интересным персонажем является Феджин. Это предводитель воров и мошенников. Он отличается вероломством, жестокостью и жадностью. Феджин, без сомнения, негативно влияет на детей, ведь обучение воровству и мошенничеству еще никому не приносило счастья. Этот герой не терпел непослушания. Самых строптивых учеников он просто выгонял на улицу, обрекая на верную смерть. Но в конечном итоге зло оказалось наказано – Феджина приговорили к смертной казни.

Прямо противоположный образ – мистер Браунлоу. Этот господин самым лучшим образом повлиял на Оливера. Без него судьба мальчика, несомненно, сложилась бы куда более печально. Великодушный мужчина усыновил Твиста и искренне заботился о нем. В пользу Браунлоу говорит тот факт, что его дом был наполнен книгами. Приемный отец помог Оливеру приобщиться к чтению и обогатить душу бесценными сокровищами знаний.

Важную роль в судьбе Оливера сыграли и такие персонажи – миссис Мэйли и Роз, а также Нэнси (несмотря на неблагопристойную профессию, она умела помнить о порядочности и сочувствии). Каждая из них по-своему любила мальчика и старалась помочь ему в тяжелых жизненных ситуациях.

Образ Оливера Твиста


В произведении Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о непростой жизни бедного мальчика. Посредством этого образа автор показал, в каком бедственном положении оказался английский народ, который был вынужден воровать, обманывать и даже убивать, чтобы выжить. Все общество тех времен погрязло в гнусной лжи.

Особую боль вызывает описание детей-бродяг. Эти вечно голодные и необласканные малыши не жили, а только пытались выжить. В такой среде и рос главный герой – Оливер. Его существование в работном доме не оставляло надежд на улучшения в будущем. Среди остальных детей мальчик выделялся своей строптивостью. Например, однажды он осмелился попросить добавки каши, за что чуть не был повешен. Непослушного парнишку в отместку сначала жестоко выпороли, а потом отправили к грозному трубочисту, на совести которого была уже не одна загубленная детская душа. Тем не менее, главный герой не сломался перед лицом таких трудностей.

Однажды Оливеру удалось сбежать от деспотичного трубочиста. Он оказался в не менее губительной среде жуликов. Теперь воспитанием мальчика занялись скупщик краденого, грабитель и женщина легкого поведения. Оливеру несказанно повезло встретить старого добряка – мистера Броунлоу. Он положительно повлиял на мальчика и обогрел беднягу теплом своей заботы.

В образе Оливера Твиста воплотились мысли Диккенса о социальной несправедливости, жестокости по отношению к детям и беззаконии. Таким путем он стремился повысить нравственность читателей.

Характер: скрытный, коварный
Характеристика: Вор. Особо опасен. Имеет преступные наклонности, но никогда на идет на риск сам, используя для криминальных целей молодые, неокрепшие умы. Жаден. Беспринципен. Жесток.
Особые приметы: рыжие волосы, отталкивающая внешность.

«Оливер Твист» направлен против «закона о бедных», против ра­ботных домов, против существующих политэкономических концеп­ций, усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и про­цветания для большинства. Счастья добивается лишь Оливер Твист, да и то благодаря романтическому настроению автора, уверенного в том, что незапятнанность, чистота души Оливера, его стойкость перед жизненными трудностями нуждаются в вознаграждении. Однако было бы ошибкой считать, что роман - это выполнение автором его обще­ственной миссии. «Оливер Твист» был также и своеобразным граж­данским ответом Диккенса на засилье в то время так называемого Ньюгейтского романа, в котором повествование о ворах и преступни­ках велось исключительно в мелодраматических и романтических то­нах, а сами нарушители закона являли собой тип супермена, весьма привлекательный для читателей.

Байронический герой перешел в криминальную среду. Диккенс выступил против идеализации преступления и тех, кто его совершает. Диккенс занят исследованием механизма зла, его воздействия на че­ловека; добро же реализуется у него в образах мистера Браунлоу и са­мого Оливера Твиста, Роз Мейли. Наиболее выпуклыми оказались образы Фейгина, Сайкса, Нэнси. Впрочем, Нэнси обладает некото­рыми привлекательными чертами характера и даже проявляет нежную привязанность к Оливеру, но она же и жестоко расплачивается за это. В предисловии к книге Диккенс ясно изложил суть своего замыс­ла: «Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной шай­ки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле, - вечно крадутся они, охваченные тревогой, по самым грязным тропам жизни, и, куда бы они ни взглянули, везде маячит перед ними черная страшная виселица, - мне казалось, что изобразить это - значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу. И я исполнил в меру моих сил». Правда, реалистическое изображение лондонского дна и его обитателей в этом романе часто окрашено романтическими, а иногда мелодраматическими тонами. Оливер Твист, пройдя жизненную школу Фейгина, обучавшего его во­ровскому искусству, остается добродетельным и чистым ребенком. Он ощущает свою непригодность к ремеслу, на которое его толкает ста­рый мошенник, зато легко и свободно чувствует себя в уютной спаль­не мистера Браунлоу, где сразу же обращает внимание на портрет мо­лодой женщины, оказавшейся впоследствии его матерью.

Зло проникает во все уголки Лондона, более всего оно распро­странено среди тех, кого общество обрекло на нищету, рабство и стра­дания. Но, пожалуй, самыми мрачными страницами в романе выгля­дят те, которые посвящены работным домам. Жидкая овсянка три раза в день, две луковицы в неделю и полбулки по воскресеньям - вот тот скудный рацион, который поддерживал жалких, вечно голод­ных мальчиков работного дома, трепавших с шести часов утра пеньку. Когда Оливер, доведенный до отчаяния голодом, робко просит у над­зирателя добавочную порцию каши, мальчика считают бунтовщиком и запирают в холодный чулан. В отличие от предыдущего романа, в этом произведении повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что происходящие события относятся к циви­лизованной и кичащейся своей демократией и справедливостью Анг­лии. Здесь и другой темп повествования: короткие главы заполнены многочисленными событиями, составляющими суть жанра приключе­ний. В судьбе маленького Оливера приключения оказываются зло­ключениями, когда на сцене появляется зловещая фигура Монкса, брата Оливера, который ради получения наследства старается погу­бить главного героя, вступив в сговор с Фейгином и заставив его сде­лать из Оливера вора. В этом романе Диккенса ощутимы черты детек­тивного повествования, но расследованием тайны Твиста занимаются и профессиональные служители закона, и энтузиасты, полюбившие мальчика и пожелавшие восстановить доброе имя его отца и вернуть законно принадлежащее ему наследство. Характер эпизодов также различен. Иногда в романе звучат мелодраматические ноты. Особенно отчетливо это ощущается в сцене прощания маленького Оливера и Дика, обреченного на смерть друга героя, который мечтает скорее умереть, чтобы избавиться от жестоких мук - голода, наказаний и непосильного труда. Особое значение в «Приключениях Оливера Твиста» приобретают социальные мотивировки поведения людей, обусловившие те или иные черты их характеров.

Отрицательные персонажи романа - это носители зла, ожесто­ченные жизнью, аморальные и циничные. Хищники по природе, всег­да наживающиеся за счет других, они отвратительны, слишком гроте­скны и карикатурны, чтобы быть правдоподобными, хотя и не вызыва­ют у читателя сомнений в том, что они правдивы. Так, глава воровской шайки Фейгин любит наслаждаться видом украденных золотых ве­щей. Он может быть жестоким и беспощадным, если ему не повину­ются или наносят ущерб его делу. Фигура его сообщника Сайкса нари­сована более детально, чем все остальные сообщники Фейгина. Дик­кенс сочетает в его портрете гротеск, карикатуру и нравоучительный юмор. Это «субъект крепкого сложения, детина лет тридцати пяти, в черном вельветовом сюртуке, весьма грязных коротких темных шта­нах, башмаках на шнуровке и серых бумажных чулках, которые обтя­гивали толстые ноги с выпуклыми икрами, - такие ноги при таком костюме всегда производят впечатление чего-то незаконченного, если их не украшают кандалы». Этот «симпатичный» субъект держит для расправы с детьми «песика» по кличке Фонарик, и ему не страшен даже сам Фейгин.

В «Приключениях Оливера Твиста» критические интонации свя­заны в основном с характерами персонажей, охраняющих порядок и законность в государстве. Положительные же герои, такие, как мис­тер Браунлоу, Роз Мейли, Гарри Мейли, Оливер, нарисованы в тра­дициях просветительской литературы, т. е. в них подчеркнуты природ­ная доброта, порядочность, честность.

В повествовательной линии романа сильны дидактические эле­менты, вернее, нравственно-морализаторские, которые в «Посмерт­ных записках Пиквикского клуба» были лишь вставными эпизодами, а в этом романе Диккенса составляют неотъемлемую часть рассказа, явную или подразумеваемую, высказанную в шутливом или грустном тоне, но финал обоих романов одинаков. Счастливый конец венчает развитие интриги. Все злодеи уходят со сцены - их козни разгаданы, поэтому их роль сыграна. Умирает Монкс в Новом Свете, получив­ший-таки часть наследства, предназначенного для Оливера, казнен Фейгин, Клейпоул стал осведомителем, чета Бамблей оказалась в ра­ботном доме, Сайкс погиб, спасаясь от погони. Диккенс-гуманист вознаграждает своих положительных персонажей - Браунлоу усы­новляет Оливера, Роз счастлива с Гарри.

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

Открытая книга

РОМАН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»

Система образов

Взаимодействие двух жанрово-стилевых струй - «готического» и социально - бытового - интересно проявляется в образах двух злодеев романа - Монкса и Феджіна. Монкс по происхождению джентльмен (однако не за поведением и чувствами), Фэджин - переховувач краденого, но причастность к преступлению их уравнивает. Здесь уместно будет привести саркастический комментарий Диккенса, правда по другому поводу: «Какой богатый материал для философа: он свидетельствует... насколько одинаковыми путями происходит развитие милых свойств в благородного лорда и найбридкішого нищего».

Фэджин предстает перед читателем как фигура сугубо бытового плана, причем стилистически снижена. В его облике явственно проступают черты театральных скряг, что, в частности, ощущается в увиденной Оливером сцене проверки спрятанных драгоценностей. Однако постепенно этот персонаж «демонизируется». Фэджин все больше напоминает «собирателя душ», которые он крадет у безвинных детей, привлекая их к лихих дел. Его роль в конце романа озвучивает Сайкс, выкрикивая: «Дьявол!» И не Фэджин виноват в том, что Сайксові не хватает души, не он ее «забрал», как пытался сделать это с другими своими «питомцами»?

Монкс, наоборот, появляется в ореоле «адского» преступника из готического романа, что подтверждает и его внешность, и его страстность, и таинственность. Однако тем временем, как в ходе повествования фигура Феджіна разрастается до демонических размеров, воплощение метафизического зла и ступает на территорию «готики», Монкс здрібнюється, теряет свою «демоничность» и превращается в довольно жалкого юнца, жадного и злостивого, завистливого и подлого. Мотивация его странного поведения оказывается прагматичной: заграбастать все наследство отца и морально уничтожить своего сводного брата (другой путь «устранения» Оливера угрожал ему столкновением с законом). «Испорченность» Монкса, «демоническая» на первый взгляд, объясняется и воспитанием его не менее злостивої матушки. Монкс и Фэджин движутся навстречу друг другу с разных художественных измерений и, в конце концов, будто меняются местами.

1 Ллюзія - намек, отсылка к определенного художественного текста или жизненного факта, которые должны быть известными читателю.

2Метафізйчний - такой, что находится за пределами физического, материально - чувственного, предметного (в первоначальном, основном значении этого слова).

По Сайкса, то его образ структурирован иначе. Грубая душа разбойника существует в таком же грубом теле, отсутствие нравственного чувства уподобляет его до животного; поэтому не удивительно, что в авторском отношении к нему присутствует пренебрежение. Животное начало в Сайксі подкрепляет его неизменный спутник - белый собака. Озлобленный и недоверчивый, как и его хозяин, пес одновременно демонстрирует жестокость последнего своей постоянно разбитой мордой.

Nota bene . Другая смысловая оппозиция, заложенная в «Приключениях Оливера Твиста», следует из перейнятої Диккенсом у просветителей XVIII в. философии морали, различных ее учений. Как продемонстрировала автор монографии о писателе Т. Сільман, он опирался на два основных типа мировоззрения прошлого века, так сказать, две картины мира: гоббсівський закон животной борьбы всех против всех, “homo homini lupus est ” [“человек человеку - волк”], и просветительско-гуманное учение о любви людей друг к другу... Движущей силой человеческих поступков выступает или эгоизм, частный интерес, стремление к собственности (Мандевиль), или добродетель, доброжелательность, нравственное чувство (Шефтсбери)». Исследовательница делает правильный вывод о том, что отрицательные персонажи Диккенса действуют, будто иллюстрируя положение первой философской системы, тогда как положительные - второй.

Шефтсберіанський «просветительско-гуманный» утопический мир воплощается в своеобраВНОй идиллии, витвореній Диккенсом на страницах романа. Идиллический план «заселяют» благотворители Оливера и их друзья: мистер Броунлоу, миссис Мэйли, Роза и Гарри, доктор Лосберн и другие. Характерно, что топографически свою идиллию Диккенс размещает на достаточном расстоянии от шумных кварталов Лондона, а впоследствии разворачивает в «классическом» виде беззаботного существования на лоне природы. В духе Ж.-Ж. Руссо сельское жизнь противопоставляется урбанизированном, которое затягивает людей, но не является для них органичным: «Кто выяснит, почему картины ласкового жизни природы так глубоко врезаются в душу истощенных жителей тесных многолюдных городов и наполняют своей собственной душистой свежестью их опустошенные сердца!..» - восклицает писатель. Сельскую идиллию Диккенс дополняет семейной идиллией, которую он вводит практически в каждое свое произведение и которая становится вознаграждением добрым героям. В «Приключениях Оливера Твиста» все связанное с домашним уютом выполняет важную функцию, оттеняя убогое и неприкаяно жизни социального «дна».

Смысловые оппозиции в романе воплощено и на сюжетном уровне: в своеобраВНОй борьбе за Оливера Твиста, что идет между двумя группами персонажей - доброжелателями и преступниками. В этой перспективе проясняется необъяснимое с точки зрения логики стремление последних что удержать Оливера в своих тенетах, которое на «поверхности» произведения несколько искусственно вмотивовується интригами Монкса. И если преступники прилагают немалые усилия ради достижения своей цели, то доброжелатели с первого взгляда чувствуют в Оливере «своего» и относятся к нему с доверием. Зря что Оливер родился в приюте и с детства попал в логово разбойников - его законное место в светлой идиллии, к которой он в конце романа и присоединяется.

Nota bene . Жанровую природу «Приключений Оливера Твиста» время определяют как «роман воспитания». И действительно ли это так? Оливер не меняется на протяжении повествования, жизненные обстоятельства не имеют на него влияния. «Я убедился, что приучить его к нашему ремества будет нелегко, он совсем не такой, как другие дети в его положении... Я не мог его ни к чему привести, ничем соблазнить», - жалуется Монксові Фэджин. По замыслу автора, на пути Феджіну становится врожденный «инстинкт добра», чрезвычайно развитый в парня. Этому инстинкту Диккенс придавал особое значение, ведь именно он, в конце концов, ставит точку в развитии соціоморальної концепции произведения. Именно он показывает, что основным стимулом человеческого поведения является все же доброжелательность, стремление к добру, а не эгоизм или частный интерес. Зло, по Діккенсоном, вызванное ненормальным состоянием мира. В этом писатель идет по просвітниками, которые считали, что «неразумный» состояние общества «портит» добрую человеческую природу. Однако тем грунтом, на котором разрастается зло в социуме, есть недостатки человека: ее черствость, жестокость, скупость и подобное, что подкрепляет «бытовой» план романа. А потому в произведении сохраняется внутренняя напряженность, порожденная сосуществованием в одном художественном пространстве социально-бытового, «готического» и идиллического пластов, общества как толпы жестоких и порочных людей и идеализированного героя.

Главный герой в романе предстает живым и симпатичным мальчиком, но в то же время является воплощением умозрительной построения автора: демонстрирует превосходство нравственного начала в человеческой природе, идею естественной доброты. Появившись на страницах романа «ангелочком» - добрым, искренним, благодарным, он таким же уходит из них. Чем же другие мальчики - Плут и Чарли Бэтс, изображены также не без симпатии, отличаются от Оливера? Очевидно, только писательским замыслом. Чаще мы встречаемся с Пронырой, которому бандитская «романтика» совсем задурила голову: он гордится своим «ремеслом», а суд представляет как «звездный час». И что ждет этого ребенка, по-своему наивную и доверчивую, впереди? Чарли Бэтс, острослов и весельчак, в конце произведения достает «помиловании» от автора, который предоставляет ему возможность обратиться к порядочному жизни, что вполне соответствует желанию читателей. «Помилование» получает и подруга несчастной Нанси, смешное лицо, в папильотках и наряде невероятной цветовой гаммы.

Подробности. Следует заметить, что образы «людей бездны» намного интереснее и по смысловому наполнению, и по художественной структуре, чем образы идиллического плана. Это касается и «героинь» романа, - порядочной и добросовестной Розы и «грешницы» Нанси, которые также составляют своеобразную оппозицию. Роза является первой в ряду ангелоподобных женских образов, которые Диккенс выводит ли не в каждом своем романе 40-50-х годов.

Дж. Крукшенк. Иллюстрация к произведению «Приключения Оливера Твиста»

Писатель изображает красоту Розы, через которую передает ее необычайную душевную чистоту и невиданную в ее возрасте мудрость; читатель ею любуется, но в дальнейшем мало интересуется. По Нанси, то ее образ складывается постепенно, из отдельных фрагментов: мы видим ее отражение в подруге, следим за ее поведением, ее позами, движениями, привычками, эмоционально-ментальными состояниями, поступками. Она интригует читателя, заводя в тупик его нравственное чувство, и тем более читателя ранньовікторіанського, ведь Нанси - любовница Сайкса, она нарушила не одно суровое общественное «табу» и не одну христианскую заповедь. Этот образ также свидетельствует о силе добра в человеке, причем гораздо убедительнее, чем образы идеализированных героев. Нанси - бесспорно самый удачный женский образ в раннем творчестве Диккенса и один из самых интересных в целом. Интересно, в частности, что любовь Нанси до твариноподібного Сайкса умиляет читателя больше, чем любовь Розы до разумного и благородного Гарри. Только тогдашней моральной установкой можно объяснить, почему в уже упоминавшемся предисловии Диккенс был вынужден отвечать на упреки относительно невозможности такой любви.

Однако в целом художественная структура образов и их психологическое содержание в «Приключениях Оливера Твиста» еще достаточно простые. Здесь существуют «комические характеры», сконструированные в манере «Пиквика», например, друг мистера мистер Броунлоу Грімвіг, ворчливый добряк, который постоянно клянется съесть собственную голову и ненавидит апельсиновую кожуру. «Комические характеры» такой структуры еще долго будут существовать на периферии романов Диккенса и, похоже, будут создаваться быстрее для утехи публики, чем по собственному желанию, ведь они имеют минимальную смысловую нагрузку. Не отличается особой глубиной и образ главного героя. Крупные открытия в области психологии, в частности детской, писатель сделает впоследствии. До гениальных прозрений относительно сущности детства Диккенс шел постепенно, а произведением, в котором они воплотились в полной мере, стал «Дэвид Копперфилд». Это было первое произведение, что изобразил ребенка во всей своеобразие ее внутреннего мира. В отличие от юных героев предыдущих романов, Дэвид познает мир, а не приходит в него с готовыми знаниями.

Сочетаются в «Приключениях Оливера Твиста» и различные стилистические пласты текста. Диккенс не только меняет объект изображения, переходя от высокого к низкому, но и интонационные реестры, давая волю смеху и сентиментальности, натуралистичности и идеализации, возмущению и восхищению.

Главный герой романа – Оливер Твист. Он родился в условиях работного дома. Мама один раз взглянула на Оливера и умерла. Ребёнком он терпит издевательства, голод, не знает, что такое родительская забота. Оказавшись учеником гробовщика, Оливер подвергается унижениям, его обижает приютский мальчик Ноэ Клейпол. Твист сносит всё, но избивает сильного противника после того, как Ноэ оскорбляет его мать. Оливера наказывают, он бежит от гробовщика.

Мальчик отправляется в Лондон, увидев дорожный указатель. Он знакомится с нищим сверстником – Ловким Плутом. Мальчик представился Джеком Даукинсом. В городе Ловкий Плут знакомит героя с главарём мошенников и воров Феджином. На первом же выходе «на дело» Оливер видит, как Ловкий Плут с другом воруют платок. Он ужасается и бежит, но его ловят, обвиняют в воровстве. Джентльмен, у которого украли платок, отказался от иска: он забирает Оливера к себе в дом. Мальчик болеет много дней, его лечат, заботятся о нём. Браунлоу и экономка Бэдуин замечают сходство мальчика и юной девушки, изображённой на портрете, который висит в гостиной.

Но прошлое не отпускает Оливера. Феджин похищает мальчика и заставляет принять участие в ограблении дома. Герой не хочет участвовать в преступлении и решает поднять тревогу. Однако его сразу ранят в руку. «Напарник», нищий мальчишка Сайкс из компании Феджина, бросает Оливера в канаву, спасаясь от погони. Герой приходит в себя и с трудом добирается до крыльца дома. Там Роз и её тётя миссис Мэйли кладут мальчика в постель, обращаются к доктору. Они не собираются выдавать его полиции.

Старуха Салли умерла в работном доме. Именно эта женщина ухаживала за мамой героя, а после её смерти обокрала её. Салли рассказывает надзирательнице, что украла у матери героя золотую вещь, отдаёт закладную квитанцию Корни и умирает.

Нэнси узнаёт, что Феджин делает из героя вора по приказу незнакомца. Незнакомец Монкс требует, чтобы Феджин разыскал Оливера и привёл его к нему.

Герой окружён заботой и постепенно выздоравливает. Он рассказал свою историю, но её ничем не удалось подтвердить. Браунлоу уехал. Но отношение к Оливеру не меняется в худшую сторону. Затем обе женщины отправляются с ним в деревню. Там он встречает незнакомца, принимает его за сумасшедшего. Потом он видит в окне того же человека вместе с Феджином. На крик Оливера прибегают домочадцы, но отыскать пришельцев не удаётся.

Монкс нашёл Корни и купил у неё крошечный кошелёк. Он был снят с шеи матери Оливера. Внутри находится медальон с обручальным кольцом и локонами, на внутренней стороне была гравировка: «Агнес». Монкс бросил кошелёк в поток. Затем он рассказывает об этом Феджину. Нэнси всё слышит, отправляется к Роз, чтобы сообщить ей о происходящем. Она подробно рассказывает ей историю, сообщает, что Монкс называл героя братом. Затем Нэнси возвращается в банду, попросив не выдавать её. Роз и Оливер отыскивают Браунлоу и всё передают ему. Теперь им нужно описание внешности незнакомца. Они получают его от Нэнси. Феджин подозревает Нэнси и узнаёт о её делах. Он решает наказать её и говорит Сайксу, что она завела себе дружка. Билл Сайкс убивает девушку.

Браунлоу принимается за расследование. Эдвин Лифорд – имя незнакомца. Он брат Оливера. Их отец дружил с Браунлоу. Он страдал в браке, сын был порочным ещё в юности. Отец Оливера влюбился в Агнесс Флеминг, но, уехав по делам в Рим, заболел и умер. Нашли конверт с завещанием отца. Он выделил часть денег старшему сыну и жене, оставив Агнесс остальное. Мальчик получит наследство, если не запятнает свою честь. Но завещание было сожжено матерью Монкса. Письмо сохранили, чтобы опозорить Агнес. Отец её умер. Младшая сестра Агнесс – Роз, приёмная племянница миссис Мэйли. Монкс бежит из дома в 18 лет, совершает массу преступлений. Мать рассказывает ему об истории семьи, он ставит себе цель – опорочить брата. Под давлением Браунлоу Монкс уезжает из Англии.

Феджина арестовали и казнили, Сайкс погиб. Оливер обретает семью, Роз отвечает согласием Гарри (своему поклоннику), ставшему священником, вместо того чтобы делать карьеру.

Чарлз Диккенс (1812-1870 гг.) в двадцать пять лет уже имел у себя на родине славу "неподражаемого", лучшего из современных романистов. Его первый роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837 г.), блестящий шедевр комической прозы, сделал его любимым писателем англоговорящего мира. Второй роман "Оливер Твист" (1838 г.) будет предметом нашего рассмотрения как образец викторианского романа .

Это вызывающе неправдоподобная история чистого мальчика-сиротки, незаконнорожденного, который чудом выживает в работном доме, в учениках у свирепого гробовщика, в самых мрачных воровских притонах Лондона. Ангелоподобного Оливера хочет погубить его брат, светский молодой человек Монкс, не желающий выполнять волю покойного отца, который перед смертью завещал половину состояния своему незаконному сыну Оливеру. По условиям завещания, деньги достанутся Оливеру только в случае, если до совершеннолетия он не собьется с прямого пути, не запятнает свое имя. Чтобы погубить Оливера, Монкс вступает в сговор с одним из воротил лондонского преступного мира евреем Феджином, и Феджин заманивает Оливера в свою шайку. Но никакие силы зла не могут одержать верх над доброй волей честных людей, которые сочувствуют Оливеру и вопреки всем козням восстанавливают его доброе имя. Роман кончается традиционным для английской классической литературы счастливым концом, "хэппи эндом", в котором все негодяи, стремившиеся развратить Оливера, наказаны (повешен скупщик краденого Феджин; спасаясь от преследования полиции и разъяренной толпы, погибает убийца Сайкс), а Оливер находит родных и близких, возвращает себе имя и состояние.

"Оливер Твист" был первоначально задуман как уголовно-детективный роман. В английской литературе тех лет был очень моден так называемый "ньюгейтский" роман, названный так по лондонской уголовной тюрьме Ньюгейт. Эта тюрьма описана в романе — в ней проводит свои последние дни Феджин. В "ньюгейтском" романе обязательно описывались уголовные преступления, щекочущие нервы читателя, плелась детективная интрига, в которой пересекались пути низов общества, обитателей лондонского дна, и самых верхов — аристократов с безупречной репутацией, которые на самом деле оказывались вдохновителями самых чудовищных преступлений. Сенсационный "ньюгейтский" роман своей поэтикой намеренных контрастов, очевидно, многим обязан романтической литературе, и, таким образом, в раннем творчестве Диккенса обнаруживается та же мера преемственности по отношению к романтизму, которую мы отмечали для "Шагреневой кожи", раннего романа Бальзака. Однако при этом Диккенс выступает против свойственной "ньюгейтскому" роману идеализации преступления, против обаяния байронических героев, проникших в уголовный мир. Авторское предисловие к роману свидетельствует о том, что главными для Диккенса как викторианского романиста были разоблачение и наказание порока и служение общественной морали:

Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле — вечно крадутся они, охваченные тревогой, по самым грязным тропам жизни, и, куда бы они ни взглянули, везде маячит перед ними черная страшная виселица, — мне казалось, что изобразить это — значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу. И я исполнил в меру моих сил.

"Ньюгейтские" черты в "Оливере Твисте" состоят в намеренном сгущении красок в описании грязных притонов и их обитателей. Закоренелые преступники, беглые каторжники эксплуатируют мальчишек, прививая им своеобразную воровскую гордость, время от времени выдавая менее способных из своих учеников полиции; они же толкают на панель девушек, подобных Нэнси, раздираемых угрызениями совести и верностью своим возлюбленным. Кстати, образ Нэнси, "падшего создания", характерен для многих романов современников Диккенса, являясь воплощением чувства вины, которую испытывал по отношению к ним благополучный средний класс. Самый живой образ романа — Феджин, глава воровской шайки, "прожженная бестия", по словам автора; из его сообщников подробней всего выведен образ грабителя и убийцы Билла Сайкса. Те эпизоды, что разворачиваются в воровской среде в трущобах Ист-Энда, — самые яркие и убедительные в романе, автор как художник здесь смел и разнообразен.

Но в процессе работы замысел романа обогатился темами, которые свидетельствуют о внимании Диккенса к насущным нуждам народа, которые позволяют предсказать его дальнейшее развитие как истинно национального писателя-реалиста. Диккенс заинтересовался работными домами — новыми английскими учреждениями, созданными в 1834 году согласно новому закону о бедных. До того заботу о немощных и бедных несли местные церковные власти, приходы. Викторианцы при всей своей набожности жертвовали на церковь не слишком щедро, и новый закон предписывал собирать всех бедняков из нескольких приходов в одном месте, где они должны были посильно работать, окупая свое содержание. При этом разлучали семьи, кормили так, что обитатели работных домов умирали от истощения, и люди предпочитали быть заточенными в тюрьму за нищенство, чем попадать в работные дома. Своим романом Диккенс продолжил бурную общественную полемику вокруг этого новейшего института английской демократии и решительно осудил его в незабываемых первых страницах романа, где описывается рождение Оливера и его детство в работном доме.

Эти первые главы стоят в романе особняком: автор пишет здесь не уголовный, а социально-обличительный роман. Описание "фермы младенцев" миссис Мэнн, порядков работного дома шокирует современного читателя жестокостью, однако полностью достоверно — Диккенс сам побывал в подобных учреждениях. Художественность этого описания достигается контрастом мрачных сцен детства Оливера и юмористического тона автора. Трагический материал оттеняется легким комическим стилем. Например, после "преступления" Оливера, когда он в отчаянии голода попросил добавки к своей скудной порции каши, он наказан одиночным заключением, которое описывается так:

Что касается упражнений, то стояла чудесная холодная погода, и ему разрешалось каждое утро совершать обливания под насосом в присутствии мистера Бамбла, который заботился о том, чтобы он не простудился, и тростью вызывал ощущение теплоты во всем его теле. Что касается общества, то каждые два дня его водили в зал, где обедали мальчики, и там секли для примера и предостережения всем остальным.

В разноплановом по материалу романе связующим звеном становится образ Оливера, и в этом образе ярче всего проявляется мелодраматический характер искусства раннего Диккенса, сентиментальность, столь свойственная викторианской литературе в целом. Это мелодрама в хорошем смысле слова: автор оперирует укрупненными ситуациями и общечеловеческими чувствами, которые очень предсказуемо воспринимаются читателем. В самом деле, как не проникнуться сочувствием к мальчику, не знавшему родителей, подвергнутому самым жестоким испытаниям; как не проникнуться отвращением к злодеям, равнодушным к страданиям ребенка либо толкающим его на путь порока; как не сопереживать усилиям добрых леди и джентльменов, вырвавших Оливера из рук чудовищной шайки. Предсказуемость в развитии сюжета, заданность морального урока, непременная победа добра над злом — характерные черты викторианского романа. В этой печальной истории переплелись социальные проблемы с чертами уголовного и семейного романов, а от романа воспитания Диккенс берет только общее направление развития сюжетной канвы, потому что из всех персонажей романа Оливер — наименее реалистичный. Это первые подступы Диккенса к изучению детской психологии, и образу Оливера пока еще далеко до образов детей в зрелых социальных романах Диккенса, таких, как "Домби и сын", "Тяжелые времена", "Большие надежды". Оливер в романе призван воплотить Добро. Ребенка Диккенс понимает как неиспорченную душу, идеальное существо, он противостоит всем язвам общества, к этому ангельскому созданию не липнет порок. Хотя сам Оливер об этом не знает, он благородного происхождения, и Диккенс склонен объяснять его врожденную тонкость чувств, порядочность именно благородством крови, а порок в этом романе — пока еще в большей степени достояние низших классов. Однако Оливер не смог бы в одиночку уйти от преследования злых сил, если бы автор не вывел ему в подмогу приторно-сусальные образы "добрых джентльменов": мистера Браунлоу, который оказывается ближайшим другом покойного отца Оливера, и его приятеля мистера Гримуига. Еще одна защитница Оливера — "английская роза" Роз Мэйли. Прелестная девушка оказывается его родной теткой, и усилия всех этих людей, достаточно состоятельных, чтобы творить добро, приводят роман к счастливому концу.

Есть еще одна сторона романа, сделавшая его особенно популярным за пределами Англии. Диккенс здесь впервые проявил свою замечательную способность передавать атмосферу Лондона, который в XIX столетии был крупнейшим городом планеты. Здесь прошло его собственное тяжелое детство, ему были ведомы все районы и закоулки гигантского города, и Диккенс рисует его не так, как это было принято до него в английской литературе, не подчеркивая его столичный фасад и приметы культурной жизни, а с изнанки, изображая все последствия урбанизации. Биограф Диккенса Х. Пирсон пишет по этому поводу: "Диккенс — это был сам Лондон. Он слился с городом воедино, он стал частицей каждого кирпичика, каждой капли скрепляющего раствора. Какому еще писателю обязан так какой-нибудь другой город? Это, после его юмора, самый ценный и самобытный вклад его в литературу. Он был величайшим поэтом улиц, набережных и площадей, однако в те времена эта уникальная особенность его творчества ускользнула от внимания критиков".

Восприятие творчества Диккенса в начале XXI века, естественно, сильно отличается от восприятия его современниками: то, что вызывало слезы умиления у читателя викторианской эпохи, сегодня кажется нам натянутым, излишне сентиментальным. Но романы Диккенса, как и все великие реалистические романы, всегда будут являть образцы гуманистических ценностей, примеры борьбы Добра со Злом, неподражаемого английского юмора в создании характеров.