Сокращения в церковных записках. Сокращенные обозначения - молитвослов

Вот они – обычные церковные записки.

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже , то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком , не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью : не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных : не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы , а, может быть, и Аграфены . Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника , м ы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца ? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан : диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь , старец Николай . Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

Дев. Веры Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница , или Дева , который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил . Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как "младенец" (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке: - первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
- далее следует имя вашего духовного отца - священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
- затем перечисляются детские имена:
младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
- теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
ваши родители;
свое имя;
имена членов вашей семьи, близких и родных;
имена ваших благодетелей;
если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
- по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
воина;
болящего - (болящ.);
путешествующего – (путеш.);
заключенного – (закл.);
беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
новопреставленный - усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
- день смерти,
- день именин
- и день рождения усопшего;

воина.


Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.


Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Главноев записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером. Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже , то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью : не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных : не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца ? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария , старец Николай . Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
далее следует имя вашего духовного отца - священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
затем перечисляются детские имена:
младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян :
сначала мужские имена, а затем женские:
ваши родители;
свое имя;
имена членов вашей семьи, близких и родных;
имена ваших благодетелей;
если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
воина;
болящего - (болящ.);
путешествующего – (путеш.);
заключенного – (закл.);
беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

новопреставленный - усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
- день смерти,
- день именин
- и день рождения усопшего;

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАПИСОК.

Дорогие братья и сестры! В нашем храме продолжаются ремонтные работы. Просим неравнодушных людей оказать посильную финансовую помощь! Да хранит вас Господь!

Банковские реквизиты:

Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма Святой мц.Параскевы Пятницы с.Боево Каширского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

расчетный счет № 40703810413180106156

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК г. ВОРОНЕЖ

Кор.счет № 30101810600000000681

БИК 042007681

ИНН 3613001545

КПП 36361301001

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (65325)

Aрхидьякон - старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.
Архиепископ - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Архиепископами называются архиереи, управляющие крупными епархиями. В Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным и предшествует титулу "митрополит".
Архиерей - священнослужитель (греч. старший священник, начальник священников), относящийся к третьей и наивысшей степени священства.
Архимандрит - монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству и соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. "Архимандрит" - начальник важнейших монастырей или монашествующее лицо, занимающее церковно-административные должности.

Б

Бессребреник – святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег.
Библейские песни – девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона.
Благовест – колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения – мерные удары в один большой колокол.
Благословенные молитвы – пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.
Благословение – 1. Возглас священника которым начинается богослужение. 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником.
Благословенны – тропари, посвященные Воскресению Христову.
Блаженный – Юродивый.
Благочинный – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии – благочиния.
Богородичен – тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
Богослужебный круг – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

В

Великая суббота – суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа.
Великий пост – важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы.
Величание – краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого.
Венцы – короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
Вечерня – общественное богослужение, совершаемое вечером.
Викарии (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.
Всеношное бдение – общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения.

Г

Глас – в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов.
Горнее место (горнее – слав. высокое) – место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.

Д

Дары святые – хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии.
Деисис (греч. моление) – композиция из трех икон – в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа – Иоанна Крестителя.
Деисисный чин – многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов и других святых. Часть иконостаса.
Дьякон - (греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.
Духовенство – священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.

Е

Елей – растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании.
Епархия - церковно-административная единица (греч. область), управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.
Епископ - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей.
Епитимия (греч. наказание) – духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.

Ж

Жезл - посох.

З

Запрестольная икона – (1) Икона «Воскресенье Христово», расположенная на восточной стене алтаря. (2) Икона Богородицы и крест с распятием в алтаре у восточной стены.
Затворник – монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении.
Звон – колокольный звон.

И

Игумен (греч. ведущий) – начальник монастыря, обладает правом ношения посоха.
Иерей (греч. священник) священник.
Иеродьякон (греч. Дьякон-монах) – дьякон-монах.
Иеромонах (греч. Священник-монах) – священник-монах.
Икона (греч. образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
Икос (греч. дом) – строфа кондака или акафиста.
Инок (от слав. иной – одинокий, другой) – русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.
Интронизация – торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру.
Иподьякон – церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения.
Исповедники - те, кто претерпел гонения, но остался жив. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.

К

Кадило – металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан.
Канонизация (греч. узаконивать) – причисление к лику святых.
Кацея – древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой.
Келия (греч. от лат. се11а – комната) – отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.
Клир (греч. жребий) – священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир.
Книги богослужебные – книги, по которым совершается богослужение: Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих, псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.
Колокольный звон – благовест, трезвон, перезвон и перебор.
Кондак – жанр церковной византийской гимнографии. Кондаками также называются строфы акафиста.
Крест – символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над смертью и адом.
Крестное знамение – крестообразное осенение себя или кого либо.
Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др.
Куколь (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого.


Гравюра из журнала "Соловецкие острова". № 4-5. 1930. Соловки. Тираж - 3 тыс. экземпляров.

Л

Лавра (греч. многолюдное место) – назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В РПЦ лаврами являются: Киево-Печерская; Троице Сергеева; Александро-Невская; Почаевско-Успенская.
Ладан – ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих углях.
Лампада (греч. светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Литургия (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.

М

Местночтимые - святые, почитаемые в пределах одной или нескольких епархий. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Миряне – часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения.
Митра (греч. повязка, носимая на голове) – принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической.
Митрополит (греч. столичный) – первоначально архиерей, глава митрополии – крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.
Молебен – богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого.
Монах (греч. один) – человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу.
Монашки - все верующие женщины, сидевшие в Соловецком лагере по религиозным мотивам с 1920 по 1939 годы.
Мощи – останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.
Мученики - святые, принявшие смерть за свою Веру (исключение составляют цари и князья, которых в этом случае называют страстотерпцами). Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.

Н

Наместник монастыря – духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.
Настоятель – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме.
Неделя – древнерусское название воскресения.
Новомученики - чтобы не путать с теми, кто пострадал в древности, новомучениками в России называют тех, кто погиб за православие в XX веке. Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.

О

Обедня – простонародное название литургии.
Облачение – одежды клира и монашества.
Отпевание – богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем.

П

Панихида (греч. всенощный) – богослужение, на котором совершается поминовение умерших.
Патриарх – в некоторых православных церквах – титул главы поместной церкви.
Послушник – человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание в монастыре.
Посох – знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена.
Постриг - (1) Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. (2) Богослужение, совершаемое при принятии монашества.
Потир (греч. чаша) – священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову.
Праведный – святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Праздники дней памяти святых. Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию к.л. праздника или памяти святого.
Преподобномученик - монах, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
Преподобный - святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни.
Придел – дополнительный алтарь с престолом.
Приход – низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром.
Причащение – таинство православной церкви. Иначе причащение называется таинством евхаристии.
Просфора (греч. приношение) – богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых.
Протодьякон – старший дьякон в белом духовенстве.
Протоиерей – старший священник в белом духовенстве.

Р

Равноапостольный - святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. В России святой равноапостольный князь Владимир
Ризница - отдельное помещение в храме или место в алтаре, где хранятся облачения и священные сосуды.
Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство священства - поставление в священнослужители.
Рясофор - монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.

С

Святители - святые патриархи, митрополиты и епископы, святые праведные (священники, преподобные, монашествующие, блаженные - обычно юродивые). Наименование святого Православной церкви в зависимости от характера его деяния.
Скит – кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте.

Т

Трапезная - (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
Тропарь - жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Мелодия тропарей подчиняется гласам.

У

Утреня - общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

Ф

Фелонь - (1) богослужебное облачение священника. Русская фелонь отличается наличием приподнятого жесткого оплечья; (2) короткая или малая фелонь - одежда без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается только при посвящении в церковнослужители.

Х

Хитон – принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой.
Храм – здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем.

Ч

Часовня – небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы – преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.
Часослов – книга богослужебная, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.
Часы – общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки.

Ш

Шестопсалмие – шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: 3, 37, 62, 87, 102, 142 пс.

Э

Экзарх - (греч. правитель) - архиерей, управляющий крупной церковной областью - экзархатом, лежащей за пределами страны расположения патриархата. Входят несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен патриарху или синоду. РПЦ имеет экзархаты в Белоруссии, Европе и Америке.

Ю

Юродивый - (слав. глупый, безумный) - человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.

Зачем в храмах пишут записки?

– Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь - молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.

Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «еп. Евстафия», «иером. Фотия», «иерея Александра». Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - можно подать несколько записок. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет Архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии поминаются люди, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, а священник в это время вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
На Валааме такое поминовение совершает братия монастыря в храме во время чтения полунощницы. В это время в алтаре совершается проскомидия.

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное в Крещении.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время проскомидии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на 40 дней (сорокоуст), на год.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, в просторечии - старым стилем. Для удобства же пользования церковным календарем даты старого стиля пересчитываются на принятый с 1918 года в гражданской жизни и в быту григорианский календарь - новый стиль. Разница между старым и новым стилем в XXI столетии - 13 дней.

Сведения в месяцеслове календаря располагаются в определенном порядке. После указания праздника или Недели и седмицы по Пятидесятнице, гласа Октоиха в первом абзаце, рядом с числом месяца, даются имена вселенских и русских святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских, имеющих Службу в Минеях и Триодях, а также некоторых новопрославленных русских святых, независимо от того, есть или пока еще нет им Службы.

Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится в данный день, кроме новомучеников и исповедников Российских.

В третьем абзаце приводятся имена новомучеников и исповедников Российских, которым пока еще нет отдельных служб. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в календаре приводятся имена новомучеников и исповедников Российских.

В четвертом абзаце указываются праздники в честь местночтимых икон Божией Матери.

В месяцеслове помещаются курсивом указания на каждый день чтений из Священного Писания: из Ветхого Завета - паримий и из Нового - из Апостольских посланий и Евангелия. Чтения даются для литургии, при этом в обязательном порядке указываются чтения рядовые и чтения избранных святых. При бденном святом в седмичный день рядовые чтения вычитываются обычно накануне. В остальных случаях чтения святых читаются в день их памяти после рядовых. В субботы периода Октоиха (не Триодей) чтения святых предваряют рядовые. В великие праздники указаны чтения и для утрени. Паримии в данном календаре принято указывать в дни Великого поста для 6-го часа и вечерни.

После указаний чтений даются литургические уставные заметки о совершении богослужения в дни великих праздников и при совпадении нескольких празднований в один день.

Праздники двунадесятые выделены в месяцеслове крупным полужирным шрифтом красного цвета. Тем же цветом обозначены и все воскресные дни. Более мелким полужирным шрифтом красного цвета даны дни памяти великих святых, которым совершается всенощное бдение (таким же образом выделены дни памяти ап. Андрея и равноап. вел. князя Владимира). Остальные памяти великих или особо чтимых святых даны черным полужирным шрифтом (если память их приходится на воскресный день, то - красным цветом).

Арабские цифры после имени святого обозначают год кончины святого или обре’тения его мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век прославления этой иконы. Даты в уставных заметках, а также указания в тот или иной день на числа других дней даны по старому стилю.

Список имен святых, содержащийся в календаре, дает возможность определить день своего Ангела тем, кто его не знает. Днем Ангела будет тот день памяти святого, чье имя вы носите, который ближе к дню вашего рождения, или иной день его памяти, или день памяти другого святого, с тем же именем. При этом желательно посоветоваться со священником.

В Церкви Божией все бывает «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается исполнением Церковного Устава, одним из выражений которого является церковный календарь, благовременно возвещающий о днях праздников и постов, порядке чтений Священного Писания и образе совершения богослужения, да будет всегда посреде единодушных совершителей его Христос, Живый и Действуяй.

Сокращения:

ап. - апостол;
апп. - апостолы;
архиеп. - архиепископ;
архим. - архимандрит;
бесср. - бессребреник;
блгв. - благоверный;
блгвв. - благоверные;
блж. - блаженный;
болг. - болгарский;
веч. - вечерня;
вмц. - великомученица;
вмч. - великомученик;
груз. - грузинский;
еп. - епископ;
игум. - игумен;
исп. - исповедник;
испп. - исповедники;
кн. - князь;
кнн. - князья;
лит. - литургия;

местн. - местночтимый;
митр. - митрополит;
мц. - мученица;
мцц. - мученицы;
мч. - мученик;
мчч. - мученики;
первомч. - первомученик;
первомц. - первомученица;
прав. - праведный;
правв. - праведные;
прп. - преподобный;
прпп. - преподобные;
прмц. - преподобномученица;
прмцц. - преподобномученицы;
прмч. - преподобномученик;
прмчч. - преподобномученики;
прор. - пророк;
равноап. - равноапостольный;
румын. - румынский;
св. - святой;

свв. - святые;
свт. - святитель;
свтт. - святители;
серб. - сербский;
сщмч. - священномученик;
сщмчч. - священномученики;
утр. - утреня;
Мф. - Евангелие от Матфея;
Мк. - Евангелие от Марка;
Лк. - Евангелие от Луки;
Ин. - Евангелие от Иоанна;
Деян. - Деяния святых апостолов;
Иак. - Послание Иакова;
1 Пет. - 1-е послание Петра;
2 Пет. - 2-е послание Петра;
1 Ин. - 1-е послание Иоанна;
2 Ин. - 2-е послание Иоанна;
3 Ин. - З-е послание Иоанна;
Иуд. - Послание Иуды;
Рим. - Послание к римлянам;

1 Кор. - 1-е послание к коринфянам;
2 Кор. - 2-е послание к коринфянам;
Гал. - Послание к галатам;
Еф. - Послание к ефесянам;
Флп. - Послание к филиппийцам;
Кол. - Послание к колоссянам;
1 Сол. - 1-е послание к солунянам;
2 Сол. - 2-е послание к солунянам;
1 Тим. - 1-е послание к Тимофею;
2 Тим. - 2-е послание к Тимофею;
Тит. - Послание к Титу;
Флм. - Послание к Филимону;
Евр. - Послание к евреям;
Быт. - Бытие;
Исх. - Исход;
Притч. - Притчи Соломона;
Прем. Солом. - книга Премудрости Соломона;
Ис. - книга Исаии;
Иоил. - книга Иоиля;
Зах. - книга Захарии;
Мал. - книга Малахии.