Вересковый мед анализ произведения. Вересковый мед сочинение по балладе стивенсона

В Средневековье существовало предание о невысоких, но сильных воинах. Назывались они пиктами. И известен этот народ был своим вересковым медом, который другие племена называли волшебным напитком. Они пытались узнать рецепт, но никто не раскрывал эту тайну. С самого рождения каждому пикту давался наказ: никому и никогда не говорить про секрет напитка.

После разрушительных войн, по преданию, от сильного и бесстрашного племени осталось только два человека: отец и сын. Король племени, с которым враждовали пикты, настаивал, чтобы они открыли тайну. Тогда отец, боясь, что король вынудит юного сына огласить народную тайну, пошел на хитрость: ответил, что все раскроет только после смерти своего ребенка. Король удивился, но совершил просьбу последнего медовара. Однако отец и после смерти сына отказался произносить секрет верескового меда. Король не стал лишать жизни последнего из племени. В наказание его оставили жить.

Это предание и легло в основу баллады Стивенсона «Вересковый мед», оно стало олицетворением борьбы за независимость и свободу.

Герой баллады не имеет имени. Ведь он является представителем всего народа пиктов. Каждый из них поступил бы одинаково. Последних из народа демонстрирует позицию всех умерших: Родина важнее всего, даже жизни. Лучше погибнуть, чем предать свой народ.

Автор восхваляет последнего из пиктов, ведь не каждый может погибнуть ради идеалов народа. К примеру, жестокий и бесчувственный король стремится только к неограниченной власти. Он «угрюм», ведь, завоевав целое племя, он не добился своего. Секрет напитка для него не раскрыт. Для короля далеки понятия чести и достоинства, он готов на все ради своих корыстных целей.

Главный же герой не может предать свой народ, поэтому не только рискует своей жизнью, но и отдает жизнь своего сына. Это страшнее, чем собственная гибель. Отец четко понимает, что они так или иначе умрут. Поэтому отправляет сына на смерть. А тот гордо ее принимает.

Так, пикты, низкие по росту и низкие по положению, оказываются намного выше великого короля, сидящего на коне.

Мы не знаем, что будет дальше, автор обрывает повествование, позволяя читателю самому догадаться о следующих событиях. Но это неважно: отец, несмотря на все муки и наказания, все равно унесет секрет напитка в могилу. Произойдет это сейчас или намного позже.

Вересковый мед объединяет всех пиктов. Это не столько напиток, сколько символ величества и могущества данного племени. Мед символизирует любовь к Родине и способность ее защищать любой ценой.

Баллада не просто рассказывает шотландское предание, но и утверждает, что каждый народ имеет право на свободу, на свои традиции и, конечно, на жизнь.

Примечательно, что на русский язык данная баллада была переведена в 1942 году. Переведший ее С.Я. Маршак призывал людей, боровшихся с фашизмом, оставаться такими же стойкими, как это делали пикты. Враги могут отнять жизнь, но не силу духа и любовь к своей Родине.

Формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд».

Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока знания – «открытие» новых знаний

Класс

Тема урока

Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»

Цель

Формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд».

Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей; Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД : Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2- готовность слушать собеседника и вести диалог; К3 - овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; К4- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; К6 – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста; П2 - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, оборудование, наименование

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер;
  3. мультимедийная презентация к уроку.
  4. СD-диск с музыкальным отрывком

Организационная структура урока

Этапы урока

Длитель ность этапа

Задачи

Методы и приемы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации

2 мин

Настроить на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация )

Словесный

Фронтальная

Приветствует обучающихся и читает четверостишье:

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

Как вы понимаете эти слова?

Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

Вы готовы сегодня трудиться?

Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме):

Успех приходит к тому, кто упорно трудится.

Этап актуализации знаний

3 мин

Организовать ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Словесный, наглядный

Фронтальная

Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь» . Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…

(звучит музыка: шотландская волынка).

Что вы представляли, слушая музыку?

Какой инструмент звучал?

Символом какой страны является волынка?

Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

Слайд 1 (Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках)

Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться …

Слушают музыку, отвечают на вопросы (развитие мотивов учебной деятельности; планируют свою деятельность; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; строят логические рассуждения)

Этап выявления затруднений

2 мин

Целеполагание

Словесный метод (беседа); наглядный

Фронтальная

Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство ?

Что бы вы хотели узнать на уроке?

* Давайте сформулируем тему и цели урока.

Тема урока: «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»

Слайд 2 (Тема урока)

Сегодня мы познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед».

Слайд 3 (Цели урока)

А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта.

Путешествие начинается.

В добрый путь!

Формулируют тему и цели урока (целеполагание и планирование своей деятельности, строят логические рассуждения):

Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед».

Этап объяснения (добывания) новых знаний

17 мин

Открытие новых знаний:

Работа с текстом в учебнике

Работа с источником. Приём ТРКМ: чтение с остановками (со стопами), «Древо предсказаний».

Визуализация.

Метод продуктивного чтения, проблемный метод

Словесное рисование

Словесное рисование

Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний»

Проблемно-диалогический метод

Индивидуальная, фронтальная

Предоставим слово нашим проводникам-консультантам. (Приложение 1)

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся

Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же, Роберт Льюис Стивенсон.

Наш консультант-биограф расскажет о поэте. (Приложение 1)

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий

Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед».

Работа с понятием «баллада».

Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре.

Опрос:

Что такое баллада?

Какими бывают баллады?

*Назовите черты, характерные для жанра баллады.

С какими балладами вы познакомились в этом учебном году?

Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые на русский язык перевел в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. – С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее читать.

Работа с текстом – анализ баллады: чтение с остановками (со стопами).

1. Заголовок.

Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент.

Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?

Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады?

2. Подзаголовок.

О чем говорит подзаголовок баллады?

3. 1-4 строфы.

Каким настроением проникнут зачин баллады?

Какими вы представляете себе пиктов?

Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?

Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

4. 5-8 строфы.

Чем был вереск для пиктов?

Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.

Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?

5. 9-14 строфы.

Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?

Слайд 11, 12 (Кадры из мультфильма по балладе Стивенсона)

Чем грозит король последним пиктам?

Чем ответили ему пикты?

6. 15-21 строфы.

Что мог сказать старик?

Каков финал баллады? Выскажите свои версии.

7. 22-23 строфы.

Почему старик решил обмануть шотландцев?

О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?

Почему пикты не выдали секрета верескового меда?

Сделаем выводы из прочитанного.

Выводы:

Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет.

Как вы относитесь к выбору старика? Правильно ли он поступил?

Можно ли назвать поступок старика подвигом?

А что такое подвиг? И кого мы называем героем?

Почему у героя нет имени?

Какова основная мысль (идея) баллады?

Сообщения учащихся (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме):

Географа Слайд 4

Историка Слайд 5

Биолога Слайд 6, 7, 8

Класс слушает сообщения выступающих (готовность слушать выступающих)

Сообщение консультанта: Биография Стивенсона (готовность выступать перед сверстниками с сообщения-ми, осознанно строят речевые высказывания в устной форме). Слайд 9, 10

Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя):

- Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.

Черты баллады: напряжённый сюжет диалог, тайна, неожиданный финал;

специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев.

Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей (Овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебой задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Этот мед - что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое очень значительное событие, м.б. из-за него что-то произошло.

Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни.

Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.

Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.

Война была жестокой. кровопролитной.

Мы видим последствия битвы (4-я строфа).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.

- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя

Пытками и смертью.

Молчанием.

- Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

Озвучивают версии.

1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.

2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.

Озвучивают версии .

1)Старик останется жив, раскрыв секрет меда.

2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.

3).Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.

Отвечают на вопросы учителя.

Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь.

Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей)

- Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине.

Так поступил бы каждый из пиктов.

Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.

Физминутка – 2мин

Закрепление

4 мин

Организовать деятельность для отработки навыков определения жанровых признаков произведения

Практический, наглядный.

Работа с эталоном

Индивидуальная, групповая

1. Предлагаю поработать в группах по 4 человека.

Определение черт баллады в произведении Стивенсона «Вересковый мед».

Предлагаю выполнить следующее задание №1: составить кластер «Вересковый мед» как баллада». (См. маршрутный лист) – (Приложение 2)

2. Демонстрация образца кластера учителя и предложение внести необходимые коррективы, если это необходимо. (Приложение 3)

Слайд 13 (Кластер)

Групповая работа: договариваются о правилах работы в группах, группы составляют кластер и представляют его классу. Обсуждают полученные кластеры и проводят коррекцию после сличение с образцом (эталоном) учителя. (Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем))

Самостоя тельная работа с взаимопроверкой

5 мин

Контроль планируемых результатов усвоения новых знаний

Практический; письменный взаимоопрос

Индивидуальная, в парах

Задание №2 (См. маршрутный лист) :

Почему…

Зачем…

С какой целью…

По какой причине…

Как, по вашему мнению, …

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.

Выполняют задание. (Осмысливают нравственные и этические ценности; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; приобретают опыт работы в группе)

Взаимопроверка.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний

3 мин

Обобщить ценностное отношение к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Словесный

Фронтальная

Предлагается ответить на вопросы :

Какова тема урока?

Какую задачу ставили?

Достигли ли цели?

Что было интересно на уроке?

Что было трудно?

Где ваши знания пригодятся?

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. (Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.)

Домашнее задание

2 мин

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Словесный; наглядный

Предлагаю выполнить

  1. по выбору:

Написать синквейн к балладе «Вересковый мед» (Правила написания синквейна прилагается к маршрутному листу) (Приложение 5) ИЛИ

  1. Продолжить предложение:

Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе упорно трудился и помог сделать успешным наш урок!

Оценки за урок.

Записывают домашнее задание в дневники

Приложение 1

Сообщения учащихся

ГЕОГРАФ:

Посмотрите на карту (показывает на карту) . На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.

ИСТОРИК :

- «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.

Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.

БИОЛОГ :

Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.

Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.

Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях.

Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными.

БИОГРАФ:

Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.

Жизнь писателя была не простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.

Стивенсон вспоминал:

«Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага»

По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.

Стивенсону приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».

Итак, ему противопоказаны волнения, а он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение, а он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.

Стивенсон писал:

«В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».

Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.

Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.

Приложение 2

Маршрутный лист

Задания

Задание № 1

Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.

Задание № 2

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

Почему…

Зачем…

С какой целью…

По какой причине…

Как, по вашему мнению, …

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.

Домашнее задание

по выбору:

  1. Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»

ИЛИ

2) Продолжить предложение:

«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»

Приложение 3

Отметка о выполнении

Оценка за урок

цель достигнута -

справляюсь, но есть ошибки -

ещё нужно над этим поработать –

1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока

2. Умею отвечать на вопросы учителя и товарищей

3. Умею составлять схему, кластер, таблицу

4. Умею применять теоретические знания при выполнении заданий

5. Умею задавать вопросы по содержанию прочитанного текста

6. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами

7. Умею составлять «Синквейн»

8. Умею быть внимательным

9. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и

уважать мнение других, не подводить группу

10. Умею оценивать свою деятельность

11. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

Приложение 5

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Использованная литература:

  1. Ахин М.Б. Сайфулина Н.Ш. Историческая основа и культурологический аспект в произведении Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мёд», ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.

Мне нравятся книги Стивенсона. Я очень люблю перечитывать «Остров сокровищ» про пиратов и море. Но Стивенсон писал еще и стихи. Я прочитал его стихотворение «Вересковый мед» и хочу рассказать, что я думаю. В стихотворении рассказывается о древнем напитке, который пили малютки-медовары. Они жили в древней стране, и их называют пикты. Я спросил у папы, кто такие пикты. Он мне объяснил, что пикты – древний народ, который жил в Англии. их называли пиктами «разрисованными», потому что они были все в татуировках. Вересковый мед был очень вкусный напиток: <.p>

Из вереска напиток

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

Для него брали нектар из цветов вереска. Но народ медовар, уничтожили враги. Они умели воевать и завоевали земли пиктов, убили. всех, кого нашли. Но вересковый мед они варить не умели. Потом когда весной зацвел вереск, вкусный напиток варить стало некому:

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

И бросят в пучину вод,

А я научу... шотландцев

Готовить старинный мед!

Он обманул короля, потому что не собирался выдавать ему тайну и умер. Но мне кажется, что старый отец поступил неправильно. Почему он думал, что его сын выдаст тайну? Все всегда ругают тех, кто младше. Это неправильно. Ведь, когда они вырастут, они станут такими же, как те, кто их ругал. О чем может быть это стихотворение? Я думаю, что Стивенсон рассказывает о тех, кто любит Родину и свой народ и не боится умереть за них.

В стихотворении очень запоминаются мальчик и его отец. И еще я думаю, что каждый должен уметь защищать себя и своих родных, потому что всегда есть те, кто сильнее и для кого все чужие – враги. А король завоевателей мне не понравился. Он был не прав, когда убивал всех пиктов. Люди должны жнть В мире между собой, и тогда не исчезнут с земли древние тайны, которые люди передают своим детям и внукам.

Технологическая карта.

Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»

Тип: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

Формировать представление о личности Р.Л.Стивенсона;

Познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя;

Углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках;

Познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой, жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд».

Развивать навыки выразительного чтения баллады;

Уметь характеризовать героев и их поступки.

Планируемые результаты

Предметные:

ПР1 – знакомство с личностью Р.Л.Стивенсона;

ПР2 – развитие понятия о балладе;

ПР3 – составление характеристики героев.

Метапредметные:

Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности;

Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Р3 - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.

П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;

П2 - формулирование ответов на вопросы учителя и сверстников;

П3 - определение основной и второстепенной информации;

П4 - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

П5 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

К1 – приобретение опыта работы в группе;

К2 - готовность слушать собеседника и вести диалог;

К3 - овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

К4 - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Личностные:

Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей;

Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Л4 - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Л5 - осознание ценности человеческой жизни.

Межпредметные связи

Ресурсы урока:

Информационно-методические:

    Учебник литературы;

    Ахин М.Б. Сайфулина Н.Ш. Историческая основа и культурологический аспект в произведении Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мёд», ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.

    https://ru.wikipedia.org

Материально-технические:

    мультимедийный проектор;

    компьютер;

    мультимедийная презентация к уроку;

    С D - диск с музыкальным отрывком.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме):

- Успех приходит к тому, кто упорно трудится.

Приветствует учащихся и читает четверостишье:

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

Как вы понимаете эти слова?

Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

Вы готовы сегодня трудиться?

Актуализация необходимых знаний

Слушают музыку, отвечают на вопросы (развитие мотивов учебной деятельности; планируют свою деятельность; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; строят логические рассуждения) .

Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь» . Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…

(звучит музыка: шотландская волынка).

Что вы представляли, слушая музыку?

Какой инструмент звучал?

Символом какой страны является волынка?

Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

Слайд 1 (Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках)

Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться …

Организация познавательной деятельности

Формулируют тему и цели урока (целеполагание и планирование своей деятельности, строят логические рассуждения): Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед».

Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство ?

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Давайте сформулируем тему и цели урока.

Тема урока: «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед».

Слайд 2 (Тема урока)

Сегодня мы познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед».

Слайд 3 (Цели урока)

А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта.

Путешествие начинается.

В добрый путь!

Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя):

- Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

- Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.

- Черты баллады: напряжённый сюжет, диалог, тайна, неожиданный финал;

специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев.

Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей (Овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебной задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Этот мед - что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое-то очень значительное событие, м.б. из-за него что-то произошло.

-Что автор переработал народное произведение (легенду, предание) и создал на его основе свое. Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни.

- Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.

- Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.

-Война была жестокой. кровопролитной.

-Мы видим последствия битвы (4-я строфа).

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

- Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.

- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя

-Пытками и смертью.

- Молчанием.

- Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди").

- Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

Озвучивают версии.

1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.

2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.

Озвучивают версии .

1) Старик останется жив, раскрыв секрет меда.

2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.

3) Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.

Отвечают на вопросы учителя.

- Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь.

- Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей).

- Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине.

- Так поступил бы каждый из пиктов.

- Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.

- Потому что он олицетворяет собой весь народ. Это собирательный образ.

Выполняют физические упражнения.

Групповая работа: договариваются о правилах работы в группах, группы составляют кластер и представляют его классу. Обсуждают полученные кластеры и проводят коррекцию после сличения с образцом (эталоном) учителя. (Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем)).

Выполняют задание. (Осмысливают нравственные и этические ценности; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; приобретают опыт работы в группе).

Взаимопроверка.

Предоставим слово нашим проводникам-консультантам.

(Приложение 1)

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся.

Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же, Роберт Льюис Стивенсон.

Наш консультант-биограф расскажет о поэте. (Приложение 1)

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий.

Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ» , «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед».

Работа с понятием «баллада».

Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре.

Опрос:

Что такое баллада?

Какими бывают баллады?

Назовите черты, характерные для жанра баллады.

Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые на русский язык перевел в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. – С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее читать.

Работа с текстом – анализ баллады:

чтение с остановками (со стопами).

1. Заголовок.

Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент.

Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?

Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады?

2. Подзаголовок.

О чем говорит подзаголовок баллады?

3. 1-4 строфы.

Каким настроением проникнут зачин баллады?

Какими вы представляете себе пиктов?

Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?

Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

4. 5-8 строфы.

Чем был вереск для пиктов?

Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.

Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?

5. 9-14 строфы.

Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?

Слайд 11, 12 (Кадры из мультфильма по балладе Стивенсона)

Чем грозит король последним пиктам?

Чем ответили ему пикты?

6. 15-21 строфы.

Что мог сказать старик?

Каков финал баллады? Выскажите свои версии.

7. 22-23 строфы.

Почему старик решил обмануть шотландцев?

О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?

Почему пикты не выдали секрета верескового меда?

Сделаем выводы из прочитанного.

Выводы:

Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет.

Как вы относитесь к выбору старика? Правильно ли он поступил?

Можно ли назвать поступок старика подвигом?

А что такое подвиг? И кого мы называем героем? Какова основная мысль (идея) баллады?

Почему у героя нет имени?

Физминутка.

1. Предлагаю поработать в группах по 4 человека.

Определение черт баллады в произведении Стивенсона «Вересковый мед».

Предлагаю выполнить следующее задание №1: составить кластер «Вересковый мед» как баллада». (См. маршрутный лист) – (Приложение 2)

2. Демонстрация образца кластера учителя и предложение внести необходимые коррективы, если это необходимо. (Приложение 3)

Слайд 13 (Кластер)

Задание №2 (См. маршрутный лист) :

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению, …

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ

Подведение итогов

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. (Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее.)

Записывают домашнее задание в дневники.

Предлагается ответить на вопросы :

Какова тема урока?

Какую задачу ставили?

Достигли ли цели?

Что было интересно на уроке?

Что было трудно?

Где ваши знания пригодятся?

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Домашнее задание:

Предлагаю выполнить:

    по выбору:

Написать синквейн к балладе «Вересковый мед» (Правила написания синквейна прилагаются к маршрутному листу) (Приложение 5) ИЛИ:

    Продолжить предложение:

3) Подготовить иллюстрации к балладе.

Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.

СПАСИБО всем, кто сегодня упорно трудился и помог сделать успешным наш урок! А закончить урок мне хотелось бы афоризмом Р.Л.Стивенсона: «Желание и любопытство - два глаза, магически преображающие мир».

Оценки за урок.

Дополнительный материал:

Портрет писателя, интернет-ресурсы.

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

Составить синквейн, подготовить иллюстрации к балладе.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

Приложение 1

Сообщения учащихся

ГЕОГРАФ:

Посмотрите на карту (показывает на карту) . На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.

ИСТОРИК :

- «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.

Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.

БИОЛОГ :

Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.

Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.

Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях.

Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными.

БИОГРАФ:

Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.

Жизнь писателя была непростой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.

Стивенсон вспоминал:

«Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага»

По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.

Стивенсону приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».

Итак, ему противопоказаны волнения, а он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение, а он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.

Стивенсон писал:

«В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».

Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.

Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.

Приложение 2

Маршрутный лист

Задания

Задание № 1

Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.

Задание № 2

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению, …

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.

Домашнее задание

по выбору:

    Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»

ИЛИ

2) Продолжить предложение:

«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»

3)Подготовить иллюстрации.

Приложение 3

Приложение 4

Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________ 5 класс

Тема «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»

Отметка о выполнении

Оценка за урок

цель достигнута -

справляюсь, но есть ошибки -

ещё нужно над этим поработать –

1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока

2. Умею отвечать на вопросы учителя и товарищей

3. Умею составлять схему, кластер, таблицу

4. Умею применять теоретические знания при выполнении заданий

5. Умею задавать вопросы по содержанию прочитанного текста

6. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами

7. Умею составлять «Синквейн»

8. Умею быть внимательным

9. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и

уважать мнение других, не подводить группу

10. Умею оценивать свою деятельность

11. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

Приложение 5

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

Воробьева Наталья Юрьевна

Тема: Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; углубить знания о литературной балладе; показать героический характер баллады «Вересковый мед»; совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста; работать над выразительным чтением.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Р.Л.Стивенсона, содержания и героев баллады «Вересковый мед»; владение элементами анализа текста; умение сопоставлять литературные произведения.

Оборудование: презентация к уроку: фотография вереска, портрет Стивенсона, кластер, технология написания синквейна и др., видеоурок

1) Актуализация опорных знаний

  • Что такое баллада?
  • К какому роду литературы она относится?
  • С какими балладами вы уже знакомы?
  • Какие произведения Р.Л.Стивенсона вы читали?
  • Какие его произведения экранизированы?

2) Мотивация учебной деятельности

  1. «Кластер»
  • Построить кластер ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ
  1. Запись на доске, проверка
  • Как вы думаете, как это понятие будет связано с нашим уроком?
  • Важно ли в каком веке и в какой стране был проявлен героизм? Изменится ли к героическому поступку отношение от этого?

3) Постановка цели и задач урока

4) Работа над темой урока

1. Беседа

  • Название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться, - «Вересковый мед». Какое настроение, эмоции будит в вас это название?
  • Как оно может быть связано с понятием «героизм», соединив мысленно название произведения, жанр и понятие «героизм».
  • Что такое ВЕРЕСК?

2. «Уголок юного ботаника»

  • Вереск – это низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
  • Продемонстрировать фотографию вереска

3. Выразительное чтение и анализ баллады «Вересковый мед»

  • Кратко перескажите содержание баллады
  • Какие приметы жанра баллады есть в этом произведении? (героический характер произведения, неординарность героев, легендарный сюжет, необычный пейзаж, диалог, эмоциональное сочувствие автора)
  • Каким мы видим главного героя?
  • Почему старый шотландец не раскрыл королю тайну верескового меда?
  • Почему свою тайну он называет святой?
  • Почему он пошел на убийство сына? Чего он боялся? (Что сын не выдержит пыток и выдаст тайну, в этом вопросе важно показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора, перед которым порой ставит человека жизнь, трагизм этого выбора )
  • Как описана жестокость короля?
  • Почему автор изобразил гордый народ карликами, гномами? Как себя чувствуют люди перед более сильными, имеющими власть? (Маленькими, беспомощными )
  • Уверен ли король, что ему удастся завладеть секретом? (Нет, поэтому и злится )
  • Что для старого медовара оказалось важнее смерти? (Не выдать традиции предков жестоким чужакам, которые не пощадили весь его народ )

4. Слово учителя о Р.Л.Стивенсоне

  • Обычно мы знакомимся с биографией и творчеством писателя до изучения произведения. Но сегодня, мне показалось, будет важнее сделать наоборот.
  • Как вы считаете, каким был автор этого произведения по характеру, какова была его жизнь, почему он написал такое произведение?
  • Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано прежде всего с его приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима нашими читателями, она выдержала десятки изданий, по ее мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы.
  • Давайте познакомимся с биографией и творчеством писателя, еще раз подумаем о прочитанной балладе, просмотрев видеоурок (7 минут 16 секунд)

Текст видеоурока:

Роберт Льюис Стивенсон

13 ноября 1850 года в Эдинбурге, культурном и политическом центре Шотландии, родился писатель Роберт Стивенсон. Его отец и дед были инженерами, строили маяки. Наверное, поэтому Роберт очень любил море. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях.

На третьем году жизни он перенес болезнь, по определению врачей, это был круп, и последствия заболевания оказались непоправимыми. Луис страдал тяжелым недугом, его часто лихорадило, он задыхался, страшный кашель в долгих приступах сотрясал его хилое тело, внешний облик его изменился, и метафорическое выражение "худой, как щепка" точно подходило ему.

Болезнь ограничивала и делала односторонним жизненный опыт Стивенсона. "Детство мое, - вспоминал он, - сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи. Мне более знакома "Страна Кровати", чем зеленого сада". В ответ на упрек, почему он воспевает светлые стороны жизни, избегая теневых, он отвечал, что невольно отворачивается от всего болезненного, не желая ворошить пережитые печали. Нормально учиться Стивенсону не пришлось. В школу он пошел рано, c шести лет, но систематических занятий выдерживать не мог. Частые пропуски, переезды, недостаток прилежания не способствовали успехам. Даже читать он научился не сразу, а когда научился, увлекся чтением, открыв еще одну страну - "Страну Книг".

Отец Стивенсона рассчитывал, что его сын продолжит семейную традицию и станет инженером - строителем маяков. В семнадцать лет, согласившись с желанием отца, Луис поступил в Эдинбургский университет. Курс наук сочетался с практикой на строительных площадках, и Луис не без удовольствия принимал в ней участие. Однажды, это тоже входило в программу практических занятий, он в скафандре спускался на морское дно, чтобы изучить рельеф скалы, выбранной для постройки маяка. Но спустя некоторое время будущий писатель заявил, что строителем маяков он не будет и мысль о профессии инженера оставляет навсегда.

Тогда же было решено, что Луис станет адвокатом, он надеялся, что занятия адвокатурой оставят довольно свободного времени для занятий литературных.

В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон боролся за выбранную еще в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Врач прописывал Роберту покой, однако писатель нарушал предписания - плавал на каноэ, пешком путешествовал по Европе и Америке, плавал по южным морям и даже построил дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его родины - Шотландии.

Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Он написал много интересных произведений: приключенческий роман «Остров сокровищ», который принёс автору мировую славу, романы «Черная стрела», «Похищенный», балладу «Вересковый мед». Баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии в 1875 году.

Баллада - это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, бывают баллады народные и литературные.

Родина героев баллады «Вересковый мёд» - Шотландия. Здесь можно увидеть горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А ещё в Шотландии холодная погода, которая закалила местных жителей. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.

Своё название Шотландия получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами. Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IХ века они были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав новую национальность - шотландцев.

В основу баллады Стивенсона «Вересковый мёд» легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.

Вереск, который не боится ни холода, ни cнега, ни ветра, – растение пиктов, их жизнь, и эти маленькие и трудолюбивые люди мужественно защищали свою родную землю.

Это была война не на жизнь, а на смерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

По приказу безжалостного короля-завоевателя пиктов согнали с их земли и всех убили. Но король всё ещё недоволен, ведь он так и не узнал секрета изготовления прекрасного напитка.

Узнать рецепт король может только у последних оставшихся в живых пиктов – старика и его сына. Но и угроза пыткой не испугала старика и юношу, они молчат. Старик просит врагов убить сына, понимая, что у молодого человека может не хватить сил вынести пытки. Старика теперь ждёт смерть на костре, но тайну он так и не выдаст, ведь

Из вереска напиток

Забыт давным-давно...

Для пиктов вереск – это не просто напиток, это традиция предков. Выдать секрет – значит предать свой народ, родину. Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Они погибли непокоренными, непобежденными.

Отметим черты баллады в «Вересковом меде»:

  • исторический сюжет
  • трагический эпизод в истории войны – смерть последних пиктов
  • элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями
  • характеры героев раскрываются в драматическом диалоге
  • эмоциональное сочувствие автора
  • пейзажный зачин и пейзажная концовка

О чём заставляет задуматься баллада Стивенсона? О том, как сложна и противоречива жизнь, как трагичен выбор, перед которым порой жизнь ставит человека, о таких пороках, как жестокость, гнев, злоба и о том, к чему они могут привести.

А память о мужественных и смелых пиктах продолжает жить в сердцах людей...

5) Рефлексия

  • Ознакомившись с биографией писателя, скажите, почему он написал такое произведение, как «Вересковый мед»?
  • Какова в произведении позиция автора? Как и где она проявляется?
  • Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?

6) Самостоятельная работа

СЛАЙД № 6, 7 (Перед небольшой самостоятельной работой вспомнить технологию написания синквейна)

  • Составьте синквейн о старике-медоваре (на отдельных листочках 5-8 минут)

7) Домашнее задание на выбор:

  • Составить кроссворд по балладе «Вересковый мед»
  • Приготовить выразительное чтение баллады (или отрывка) наизусть