Образ русской женщины в поэме Н. А

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Н.А. Некрасов

Н.А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим

трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение “женского вопроса” должно связываться “не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем

экономическом и общественном устройстве!”. И не случайно “певцом печальной женской

доли, высоких подвигов и жен, и дочерей” именовали русские женщины своего поэта в

многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила

радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество,

читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене:

А роденька-то

Как набросится!

Деверек ее -

Расточихою,

А золовушка-

Щеголихою,

Свекор-батюшка-

Тот медведицей,

А свекровушка -

Людоедицей.

Кто неряхою,

Кто непряхою...

Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что

родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: “семья

была большущая”, в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости

управляющего.

Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться.

Дай Бог с работой справиться

Да лоб перекрестить, -

Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:

ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все

горести и лишения, растила детей.

Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: “За них горой стояла я...” И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии:

Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту

И сбила невзначай.

Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание

сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных

сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших

родителях.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и

страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное

равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье - в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила Сила в ней скажется Несокрушимая! Убогого и темного Душа, что туча черная, Быть...

    Большое счастье выпадает на долю тех, которые еще в ранней молодости находят самих себя и свои основные целевые устремления. Г. Кржижановский Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу....

    Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства....

    Притча «О двух великих грешниках» - одно из самых острых в политическом отношении. Герой некрасовской легенды - разбойник Кудеяр - кающийся грешник. Он получил прощение, лишь убив угнетателя. Дело здесь не во внешней форме. Художник поэтизирует новую...

Текст сочинения:

В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой ҭворчества великого поэта народ. Здесь Некрасов рисует различные ҭипы крестьян, всесторонне показывает их жизнь и в горе, и в "счастии".
Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, ҭипичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черҭы всех женщин матушки-Руси с их ҭяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасовым в произведениях, написанных до поэмы "Кому на Руси жить хорошо", несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэҭ изображал крестьянку как терпеливую, забиҭую ("ҭы вся воплощенный испуг, ҭы вся вековая истома"), покорную ("до гроба рабу покоряться"), то теперь он стремиҭся показать зарождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она "сурова и смугла", "осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми". Некрасов с сердечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: "...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие..."
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волнующую повесть своей жизни. Семья у нее "была хорошая", непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.
Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлюбила, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал "весь гнев с души" матери. Успокоилась Матрена: "Что ни велят работаю, как ни бранят молчу".
Но беда не ходиҭ одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий человек, духовно близкий Матрене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни ҭягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу..."
Матрена Тимофеевна достойная внучка деда Савелия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпиҭ, а действует, ищет и находиҭ выход из самых сложных сиҭуаций. Характер этой женщины новый ҭип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступаюҭ новые, ранее не свойственные народу черҭы характера. Появдяетг" ся ҭип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развиҭие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добротой, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны это во многом новый ҭип русской крестьянки.

Права на сочинение "Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

/ / / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Многочисленные творческие работы Николая Некрасова были посвящены простому русскому народу, который подвергался сильнейшему угнетению. Поэт неоднократно пытался раскрыть тему жизни обычного крестьянина, осветить все тонкости существования.

Особое отношение автора чувствуется именно к женщине, к обычной крестьянке, которая брала на себя неподъемную ношу и достойно несла ее. Ведь как можно было сохранить семью, вырастить и воспитать детей в такое сложное время?

Уважительно Некрасов относится и к женским персонажам в своей грандиозной поэме « ». Уже в начале произведения, читатель может ознакомиться с обобщенным описанием простой женщины – труженицы, обычной крестьянки. Перед нами появляются образы и молоденьких девиц, и завистливых баб, которые всегда были и будут среди людей.

Затем, в одной из частей поэмы под названием «Пьяная ночь» автор знакомит нас с худенькой и обессиленной от работы Дарьюшкой. И днем и ночью она находится на службе у богатых людей, выполняя все поручения и приказы.

Продолжая вчитываться в текст поэмы, читатель знакомится с самым ярким женским образом. Перед нами . В главе «Крестьянка» Некрасов описывает судьбу и жизнь этой женщины еще с юных лет и по сей день. На ее примере, можно проследить жизненный путь любой крестьянки, наполненный трудностями и тягостями. Однако ее стойкий характер и желание жить показывает читателю, насколько сильным и волевым был русский человек.

Матрена Тимофеевна необычайно красива. Она обладательница настоящей русской внешности – черные брови, густые волосы, большие глаза. Поведав душевную жизненную историю, Матрена рассказала странникам обо всем, что ей пришлось пережить. У нее было счастливое детство, которое закончилось после замужества. Тяжкий труд свалился на ее плечи. Она должна была угождать хозяевам усадьбы, в которой работала, выполняя любые прихоти.

Могла героиня поплакаться только лишь старику Савелию. Однако и он нехотя обидел женщине, причинив ей сильнейшую боль. Не уследил старый за маленьким сынишкой Матрены, «скормив свиньям». А затем, обвинили Матрену в продуманном убийстве младенца и назначили вскрытие. И ничего не поделаешь, не попрешь против судей. Савелий приказал Матрене только лишь терпеть.

Далее, выдержала героиня и голодные годы, и жестокие обиды окружающих. И мужа своего отстоять смогла, вымоливши у губернаторши его избавление от солдатчины. За такие старания, за силу воли и прозвали Матрену Корчагину самою счастливою. Однако героиня так не считала. По ее словам, не может быть женщина счастливою, ведь ей судьба велела за всех беспокоиться и сопереживать, брать на себя работу чужую и достойно выполнять ее.

Николай Алексеевич, создавая в поэме образ русской женщины, пытался описать, насколько тяжкой была ее доля, какую трудную работу она должна была выполнять. Однако, несмотря на это, простая крестьянка сохраняла свою женственность, красоту и доброту, желание быть любимой, рожать и растить детишек своих.

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, опи- еывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький...
Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее «губернаторшей». Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких.
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
... И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, «по мастерству печник». С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.
Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с эти людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней. На что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской», «что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».
И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.
Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.

/ / / Русская женщина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Закончив прочтение поэмы « » мне запомнился еще один образ русской женщины, труженицы, которая столько всего вытерпела и вынесла на своем пути.

Семь странников встречаются с Матреной Тимофеевной, и она рассказывает им о своей жизненной истории. Несмотря на то количество бед и трудностей, которые выдержала эта героиня, выглядит она красиво и ярко. В ней живет сильный дух, который и позволяет преодолевать все несчастья.

Матрена Тимофеевна ведет рассказ о своем памятном детстве, когда ей очень повезло быть счастливой и жизнерадостной. Семья девочки была хорошей, дружной и не пьющей. Маленькую дочку родители окружали теплом и уютом. Однако все переменилось, когда Матрене исполнилось семь лет. Она помогала матери по хозяйству и коровку могла в поле выпасти и уточек гоняла, и отцу завтраки носила. Любила героиня трудиться, а после окончания рабочего дня вымывалась от пыли и грязи и готова была плясать и петь.

Далее, поведала семерым странникам историю об одном из самых счастливых моментов – о помолвке с любимым Филиппом. Однако после замужества свалилась на хрупкие девичьи плечи неподъемная гора несчастий. И с детками беда приключилась, и мужа насильно в рекруты забрали. Героине оставалось только терпеть и справляться со всеми этими трудностями.

Просто мороз по коже проходит, когда слушаешь историю Матрены о гибели первого сынишки. Его забирают на вскрытие, калечат тельце белое. Измученная мать проклинает лекарей, однако не может найти на них управу. Когда же несчастье случается и со вторым сыном, Матрена несмотря ни на что пытается спасти его. Не страшны наказания, не страшны муки, лишь бы только детишки были живы.

Благодаря своей силе воли, вызволяет Матрена и мужа своего, всю ночь идет она по морозной дороге и доходит до самой губернаторши. Та милую женщину и велит отпустить ее мужа.

Вслушиваясь в слова дедушки Савелия, научилась Матрена Тимофеевна терпеть и совладать со своими эмоциями. В женщине живет ненависть к поработителям. Она готова выступать против них, быть участницей бунта и протестовать против угнетателей.

Образ народной, простой женщины показывает, насколько сильна была ее душа. Нравственная народная сила готова на все и вскоре, станут и женщины находить ключи от своего настоящего, истинного счастья.