Субсидии для предпринимателей в году. Рассмотрим главные принципы составления бизнес плана

Субсидии малому бизнесу от государства в 2016/2017 году – очень востребованный и эффективный способ, посредством которого государство оказывает поддержу малому предпринимательству. Субсидии являются способом стимуляции граждан на открытие и ведение собственного бизнеса на государственном уровне. Правительством разработано определенное количество программ регионального и федерального значения. Что необходимо для получения данного вида субсидий, рассмотрим в настоящей статье.

Кто может стать получателем субсидий?

Правительственная Программа оказания поддержки малому бизнесу дает возможность любому гражданину России, который хочет открыть собственное дело рассчитывать на получение определенной помощи от государства. Предоставляется такая помощь безвозмездно, в виде субсидирования. Данный вид помощи имеет строго фиксированный размер, который устанавливается региональными органами власти и разнится в зависимости от региона, в котором осуществляется предпринимательская деятельность. Получателями данного вида помощи смогут стать не все граждане, хотя претендовать на нее никому не запрещается.

Покрыть все расходы, связанные с началом ведения бизнеса государство не сможет, поэтому наличие собственного капитала является необходимым. Положительным моментом при получении субсидий является безвозмездность ее предоставления. В отличие от кредитов, которые малым предпринимателям предоставляют банки, возвращать субсидии никто не потребует. Единственным условием является целевое использование денег.

Как получить субсидию на развитие малого бизнеса от Центра занятости населения

Государство предоставляет помощь гражданам, которые имеют официальный статус безработного. Поэтому если вы хотите открыть свой бизнес и рассчитываете при этом на государственную помощь, придется пройти регистрацию и встать на учет в центре занятости, после чего вы получите статус безработного.

Для этого понадобятся такие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • документы, подтверждающие получение образования;
  • заявление, подтверждающее желание гражданина участвовать в программе самозанятости;
  • бизнес-план;
  • справку от предыдущего работодателя о размере дохода за последние 3 месяца перед увольнением.

Особое внимание следует уделить составлению бизнес-плана. Данный документ должен доказывать выгоду, которая возникнет от создания предприятия. Он должен содержать экономическое обоснование деятельности будущего предприятия и данные об ориентировочном сроке его окупаемости.

Собранные документы подаются в Центр занятости, где их рассматривает специально созданная для этого комиссия, которая принимает решение о выдаче субсидии или отказе в ее выдаче.

В случае принятия положительного решения, будущий предприниматель заключает договор с ЦЗН, на основании которого на его счет производится перечисление безвозмездной помощи.

Государство будет выделять субсидию безработному гражданину только в том случае, если центр занятости не смог предложить ему работу. Размер субсидии, которая выплачивается предпринимателям в Москве, составляет 10 200 рублей. Основное предназначение этой суммы – покрыть расходы на регистрацию юрлица, индивидуального предпринимательства, либо фермерского хозяйства. Данные расходы связаны с оплатой услуг нотариуса, подготовкой документов для регистрации, приобретением бланков, изготовлением печатей и штампов. Кроме этого будущим предпринимателям предоставляются консультации, и оказывается информационная поддержка.

Информацию о предоставлении субсидий и их размере в каждом регионе необходимо узнавать в местных органах по трудоустройству.

Субсидии малому бизнесу в регионах

Помощь, которую предоставляет центр занятости, имеет минимальный размер и для развития бизнеса, особенно на начальном этапе, этого не достаточно. Спасти такую ситуацию могут собственные накопления, которые придется вкладывать в бизнес.

Однако, что делать, если их нет?

В случае если ваш бизнес-проект требует более менее серьезных вложений, следует обращаться в территориальные органы местного управления. В этом случае можно рассчитывать на помощь в более крупных размерах, которые могут доходить до 300 000 рублей.

Пакет документов при обращении за получением помощи, нужно подготовить такой же, как и в случае обращения за получением помощи в центр занятости. Только предоставлять его нужно в отдел развития малого бизнеса. Поскольку размер субсидии, предоставляемой местными органами власти значительно больше, чем в ЦЗН, больше и конкуренция среди претендующих ее получить. Решающим фактором здесь будет интерес, который сможет вызвать ваша бизнес-программа у местных органов власти, что побудит их оказать поддержку вашему бизнесу и назначить субсидию.

Если вы оказались в числе победителей и смогли получить субсидию, то нужно быть готовым к ежемесячному предоставлению отчета о целевом использовании субсидированных денежных средств. Если выясниться, что деньги были израсходованы не по назначению, их придется возвращать.

Использовать выделенные деньги нужно на протяжении года. Если этого не произойдет, остаток денег подлежит возврату. Все расходы, которые осуществлялись за счет субсидированных денег, должны иметь документальное подтверждение.

Нюансы выдачи субсидий малому предпринимательству

Общаясь с госорганами, которые будут поддерживать ваш будущий бизнес, необходимо знать некоторые нюансы:

  • на проведение деятельности, связанной с алкогольными и табачными изделиями, недвижимостью, а также с выполнением функций по снабжению, государство не будет оказывать помощь;
  • помимо субсидии гражданин, рассчитывающий на господдержку должен иметь собственный капитал, поскольку субсидийного капитала будет выделено не более 40% от общей стоимости бизнес-проекта.

Дополнительные виды поддержки малого бизнеса на государственном уровне

Для поддержки роста и перспективы развития малого бизнеса, структуры власти осуществляют не только целевую финансовую помощь, а также предоставляют и другие льготные условия для ведения бизнеса.

  • Предоставление предпринимателям во временное пользование земли, техники, оборудования и нежилой недвижимости.
  • Содействие в получении льготного кредита в банке;
  • Субсидирование лизинговых операций на приобретение основных фондов. Предпринимателю может быть предоставлена возможность получить субсидию на оплату паевого взноса, а в некоторых случаях и всего платежа. На размер субсидии влияет стоимость ОС. Московские власти могут выдать субсидию в размере 1/3 стоимости предмета лизинга, но не более 5 000 000 рублей.

В регионах могут также существовать программы для поддержки и роста малого бизнеса. Информацию о них можно получить из СМИ или проконсультировавшись со специалистами, компетентными в данной области.

При фондах, поддерживающих малый бизнес, функционируют органы, которые могут оказать начинающему предпринимателю юридическую и бухгалтерскую помощь. Данная услуга является очень востребованной, так как позволяет существенно снизить расходы предпринимателя на привлечение соответствующих специалистов, что очень важно на начальном этапе ведения бизнеса.

Государственные субсидии для малого бизнеса – отличное подспорье для энергичных и предприимчивых людей, которые нацелены на открытие собственного бизнеса и его развитие, для обеспечения своей семьи и общества.

Россия с каждым годом становится все более привлекательной для ведения бизнеса. В рейтинге Всемирного банка Doing Business страна занимает 35-е место среди государств, которые создают благоприятный климат для запуска и развития проектов. В свою очередь, Москва по инвестиционной привлекательности оказалась на второй строчке в национальном рейтинге и на пятой среди городов Европы по версии международного издания Financial Times.

Весомый вклад в развитие инвестиционной среды вносят как целевые программы государственного финансирования, так и программы помощи малому бизнесу. В данном материале мы пошагово расскажем о том, какую поддержку сегодня предлагает Москва предпринимателям для открытия, ведения и развития своего бизнеса:

Шаг 1. Регистрация. Консультации. Обучение. Выбрать один из 15 Центров услуг для бизнеса (ЦУБ), которые расположены во всех округах столицы и действуют на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы» . Все услуги там оказывают бесплатно. Специалисты ЦУБ помогут подготовить документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Только за 2017 год консультационная поддержка оказана более 80 тыс. человек. Начинающим предпринимателям предложат пройти обучение в «Стартап-Школе МБМ». Основам открытия и развития собственного дела у успешных предпринимателей и профессиональных бизнес-тренеров можно учиться также онлайн - в «Онлайн-академии МБМ». В Академии доступны две обучающих программы - Start и Progress. Содержание обучающей программы основано на лучших бизнес-практиках и кейсах, актуальных в бизнесе.

В ЦУБ также проконсультируют предпринимателей по различным вопросам ведения бизнеса: трудовое и гражданское законодательство, бухгалтерский учет. Здесь могут подготовить заявление для перехода предприятия на упрощенную или патентную систему налогообложения.

Шаг 2. Выбрать помещение для ведения бизнеса. Сотрудники центра помогут ознакомиться с различными вариантами и расскажут об аренде на льготных условиях площадей нежилого фонда, находящихся в имущественной собственности города Москвы. На сегодняшний день начальная льготная ставка арендной платы таких помещений составляет 4,5 тыс. рублей за кв. м в год и 1 тыс. рублей за 1 кв. м в год для помещений, расположенных в подвальных этажах. В ЦУБ помогут с информацией о наличии свободных помещений в городских технопарках. В столице действует более 30-ти технопарков с различной отраслевой специализацией. Кроме того, если в начале своего бизнес-пути вам не требуется больших площадей, вы можете на срок от одного дня до 12 месяцев получить рабочее место в одном из шести коворкинг-центров ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Шаг 3. Определиться с финансированием. Специалисты ЦУБ проконсультируют об источниках получения финансирования бизнеса на разных стадиях его развития, предложат предпринимателям посетить специальные образовательные программы и мероприятия, где выступают представители финансовых структур. Со стороны города сегодня осуществляются следующие виды финансовой поддержки, все подробности по ним предоставят в ЦУБ:

  • Программы субсидирования , среди них субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, на компенсацию затрат по приобретению оборудования, а также по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях и другие. Если ваша организация соответствует условиям и требованиям предоставления субсидий, вам помогут подготовить комплект документов и заполнить заявку.
  • Программа гарантийной поддержки в Фонде содействия кредитованию малого бизнеса столицы . Фонд поможет привлечь кредит успешно действующим компаниям, если у них не хватает собственного обеспечения (залога) для кредиторов. Подать заявку можно в Фонд или через ЦУБ. Предприниматель может самостоятельно обратиться к любому из кредиторов-партнеров фонда, среди них 70 банков и 6 лизинговых компаний. Поручительства Фонда покрывают до 70% кредита. Так, только за первые пять месяцев 2018 года благодаря этой программе предприниматели получили финансирование на общую сумму более 9 млрд рублей. Важно понимать, что без господдержки подавляющему большинству этих заемщиков кредиторы бы отказали.
  • Льготные долгосрочные инвестиционные займы в объеме от 5 до 100 млн рублей, на срок до 5 лет Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предлагает компаниям, работающим в сфере производства, научных исследований или разработок программного обеспечения по ставке 5 % годовых, а для резидентов технопарков и промышленных комплексов Москвы по ставке 2% годовых.
  • Финансирование для стартапов в научно-технической сфере предлагает столичный Фонд развития венчурного инвестирования . Фонд предоставляет льготные займы инновационным проектам, находящимся на самых ранних стадиях развития и зарегистрированным в Москве. Для этого инициатор проекта должен привлечь средства частного инвестора, а затем обратиться за получением дополнительного финансирования в Фонд. Сегодня с организацией работает 57 частных инвесторов. Соинвестор должен вложить от 50% до 200% в зависимости от размера займа самого Фонда, который может составлять от 0,5 до 36 млн рублей соответственно. Срок займа - от 3 до 6 лет с отсрочкой погашения до 2 лет.

Шаг 4. Выход на рынок госзаказа. Москва уделяет значительное внимание защите интересов малого и среднего бизнеса при размещении госзаказа: 90% закупок осуществляется в электронном виде. Правительством Москвы был создан - витрина городского заказа, где зарегистрирована 91 тыс. поставщиков, из них 70% - компании МСП, заключено 15 млн контрактов на 80 млрд рублей. На портале можно воспользоваться сервисом подписки на закупки определенной категории. Участники госзаказа также могут получить микрозаймы и гарантийную поддержку в уже названных выше фондах.

Шаг 5. Выход на зарубежные рынки. Когда производство в столице налажено, можно смело задуматься и об этом. В Московском экспортном центре проконсультируют по всем вопросам экспортного цикла, обучат внешнеэкономической деятельности в Московской школе экспортера, помогут с продвижением на международном электронном маркетплейсе Alibaba.com, а также с международной выставочной деятельностью. В последнем случае центр может профинансировать 100% затрат на участие в выставке. Одним из важных инструментов продвижения московских производителей является единый экспортный каталог , в котором свыше 1,5 тыс. товарных позиций от более 500 столичных производителей. С финансированием на экспортную деятельность также помогут Промышленный и Гарантийный фонды.

Шаг 6. Если при ведении бизнеса в Москве вы столкнулись с административными барьерами , то и в этом случае город поможет защитить ваши законные права и интересы, на помощь придет , где действует горячая линии +7 495 620-20-45 SOS.SHTAB@сайт

Об этих и других направлениях поддержки предприниматели могут дополнительно получить информацию на специальных финансовых конференциях, которые проводит ГБУ «Малый бизнес Москвы» в сериях «Финансы для растущего бизнеса» и #Москвадлябизнеса, зарегистрироваться на которые можно на портале mbm.ru

Часто для открытия среднего или малого бизнеса не хватает денежных средств. Именно это не позволяет воплотить свои новейшие идеи и планы в жизнь, а соответственно и двигать экономику. Именно поэтому государством была придумана субсидия малому бизнесу 2016. С ее помощью можно воплотить в жизнь даже самые смелые идеи, учитывая еще и то, что для мелких предпринимателей продуманы щадящие налоговые нагрузки, например, УСН. Далее рассмотрим, как получить субсидию на развитие малого бизнеса, а также в чем ее преимущества.

Основные преимущества

Поддержка среднего и малого бизнеса очень важна для государства, ведь именно они являются основным двигателем экономики, создавая здоровую конкуренцию и соответственно постоянно улучшая качество предлагаемой продукции. Благодаря этому конечный покупатель имеет возможность покупать качественные товары по оптимально низким ценам. Субсидии на малый бизнес от государства в 2016 году представляют собой выплаты, которые не нужно возвращать, в отличие от денежных средств, которые получаются посредством займа или кредитования. Деньги при этом можно использовать либо для открытия, либо для развития бизнеса.

Объем субсидии будет зависеть от региона проживания предпринимателя, а также нужд, на которые она будет использоваться:

  • покупка оборудования;
  • закупка сырья;
  • нематериальные активы;
  • покупка расходного материала;
  • ремонтные работы и т.д.

При этом субсидия не может использоваться для производства алкоголя или табачных изделий. После получения денежных средств бизнесмен обязательно должен представить отчет об их использовании (см. фото). Указать доходы минус расходы. Распорядиться финансами необходимо очень грамотно. Если после приобретения необходимых материалов или работ они еще остаются, их придется вернуть государству. В случае нецелевого использования денег государству придется вернуть всю сумму.

Разновидности выплат

Существуют различные виды государственной поддержки среднего и малого бизнеса в 2016 году:

  • развитие бизнеса (около 25 тыс. рублей);
  • открытие бизнеса с возможностью создания новых рабочих мест (примерно 60 тыс. рублей);
  • открытие бизнеса, если предприниматель является единственным родителем ребенка-инвалида (около 300 тыс. рублей).

Получить деньги на развитие можно не только в случае основания собственного бизнеса, но и при работе по франшизе. Выдаются они и предпринимателям, работающим по УСН.

Что нужно делать?

Как получить субсидии на малый бизнес 2016? На самом деле это может сделать каждый безработный, но далеко не у каждого это получится. Для этого необходимо:

  • встать на учет в Центр занятости по месту регистрации;
  • получить справку о статусе безработного;
  • создать бизнес-проект;
  • предоставить проект на рассмотрение в отдел по содействию самозанятости граждан;
  • если бизнес-план утвержден, встать на учет в Налоговую службу;
  • явиться в Центр занятости для открытия индивидуального счета для начисления помощи;
  • получить в Налоговой службе свидетельство предпринимателя;
  • еще раз обратиться в Центр занятости с паспортом, заявлением соответствующего образца и готовым бизнес-проектом.

На основании последних документов заключается договор о сотрудничестве между государством и предпринимателем. Субсидии на малый бизнес будут перечислены на индивидуальный счет в течение месяца.

Для того чтобы наверняка получить субсидию на открытие малого бизнеса нужно очень грамотно составить бизнес-план. В нем необходимо указать следующее:

  • вид деятельности;
  • технологию производства продукции;
  • используемое оборудование;
  • предполагаемых поставщиков;
  • общую стоимость проекта;
  • предполагаемые доходы минус расходы;
  • окупаемость и рентабельность бизнеса.

Особенности получения помощи

После того как получить субсидию все же удалось, ее не нужно будет возвращать государству. Но с 2016 года и далее необходимо будет вести отчетность. Спустя 3 месяца после получения денежных средств нужно обратиться в Центр занятости и предоставить информацию об использовании денег. Для этого можно предоставить квитанцию, чек или любой другой подобный документ. Поданная отчетность и бизнес-план обязательно должны совпадать. Если это не так, предприниматель должен вернуть выданные денежные средства государству в полном объеме.

Чтобы получить деньги новое предприятие необходимо зарегистрировать не менее чем на 1 год. Так государство защищает себя от выдачи финансов фиктивным фирмам. Чаще всего субсидии выдаются на развитие сельского хозяйства, туристического бизнеса, а также системы образования и здравоохранения. Хотя их получение и сопряжено с некоторыми сложностями, но все же они позволяют открыть собственный бизнес и воплотить в жизнь интересные идеи.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Северск» (Томская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №132. Создание ТОР «Северск» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Лесной» (Свердловская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №131. Создание ТОР «Лесной» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоуральск» (Свердловская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №130. Создание ТОР «Новоуральск» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №129. Создание ТОР «Нефтекамск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Решетиха» (Нижегородская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №128. Создание ТОР «Решетиха» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Благовещенск» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №127. Создание ТОР «Благовещенск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Глазов» (Удмуртская Республика) Постановление от 12 февраля 2019 года №125. Создание ТОР «Глазов» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Чапаевск» (Самарская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №126. Создание ТОР «Чапаевск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Володарск» (Нижегородская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №124. Создание ТОР «Володарск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Менделеевск» (Республика Татарстан) Постановление от 12 февраля 2019 года №123. Создание ТОР «Менделеевск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Костомукша» (Республика Карелия) Постановление от 12 февраля 2019 года №122. Создание ТОР «Костомукша» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Белорецк» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №121. Создание ТОР «Белорецк» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Ясный» (Оренбургская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №120. Создание ТОР «Ясный» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Катайск» (Курганская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №119. Создание ТОР «Катайск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

14 февраля 2019 , Национальные и межотраслевые документы стратегического планирования Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года Распоряжение от 13 февраля 2019 года №207-р. Одна из целей Стратегии – сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей. Определены принципы, приоритеты и основные направления пространственного развития России, сценарии пространственного развития, в том числе приоритетный (целевой) сценарий, перспективные центры экономического роста, макрорегионы, перспективные экономические специализации субъектов Федерации.

12 февраля 2019 , Жилищно-коммунальное хозяйство О совершенствовании порядка предоставления финансовой поддержки из Фонда ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов Постановление от 11 февраля 2019 года №114. В Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Федерации за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов внесены изменения, которыми продляется срок подачи заявок, увеличивается максимальный размер такой поддержки, исключаются избыточные требования к её получателям.

Распоряжение от 9 февраля 2019 года №179-р. Средства в размере 9,9 млрд рублей распределяются 21 российскому вузу в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках приоритетного федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

11 февраля 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению Международного конгресса математиков в 2022 году в Санкт-Петербурге Распоряжение от 9 февраля 2019 года №183-р. В состав организационного комитета вошли представители федеральных органов исполнительной власти, органов власти Санкт-Петербурга, Российской академии наук, научных и образовательных организаций. Сопредседатели организационного комитета – Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова и председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович.

11 февраля 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Об утверждении списка специальностей для целевого обучения в вузах Распоряжение от 11 февраля 2019 года №186-р. Утверждён список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты.

1

На фоне неутешительной экономической ситуации в мире, санкций со стороны западных стран и нестабильных цен на энергоносители, отечественных предпринимателей все больше интересует, будет ли поддержка малого бизнеса в 2019 году и какие гос. программы уже работают в этом направлении?

Программы подержи малого бизнеса в 2019 году

Как известно, отсутствие информации является отличным фундаментов для создания различных сплетен, домыслов и слухов, которые могут стать причиной панических настроений среди населения. И беспокойство по поводу данного вопроса вполне обосновано: бюджет нашей страны полностью зависит от стоимости нефти и газа, а также спроса на них со стороны традиционных партнеров РФ, но в данный момент ситуация на мировом рынке не отличается стабильностью. Кроме того, нерешенные политические вопросы, особенно нарастающее противостояние с ЕС и штатами, еще сильнее усугубляют достаточно серьезные экономические проблемы России. Поэтому у обычных граждан возникают сомнения по поводу выполнения бюджета и реализации программ, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса. В представленной статье мы попытаемся разобраться, насколько обоснованы данные опасения и, на что рассчитывать небольшим предприятиям, а также владельцам малого и среднего бизнеса в этом году.

Способы поддержки бизнеса

Многие авторитетные эксперты уверены, что государственная поддержка малого бизнеса является ключевым моментом для выхода России из кризиса, а также последующего роста всех отраслей ее экономики. В СМИ постоянно поднимается тема о том, как государство поддерживает небольшие предприятия и всех представителей малого и среднего бизнеса. Но насколько данное утверждение соответствует действительности? Если провести сравнительный анализ с европейскими странами, можно сделать вывод, что в России не все так гладко с поддержкой предпринимателей, как утверждают представители СМИ. Даже количество малых и средних предприятий в нашей стране намного меньше, чем в американских штатах или европейских государствах, а их доля в общем ВВП не превышает 20 процентов. Но что нужно сделать, чтобы изменить эти неутешительные статистические данные? Конечно, максимально реализовать государственную поддержку малого и среднего бизнеса.

Что необходимо сделать в первую очередь:

    Полностью пересмотреть фискальную политику. Где это возможно максимально снизить налоги, а некоторые платежи в бюджет вообще отменить. Это будет отличным стимулом для создания и роста небольших и средних предприятий.

    Обеспечить получение льготных кредитов. Такая поддержка малого бизнеса в России всегда имела сугубо теоретический характер, у государства никогда не было реальных рычагов влияния на банковский сектор. Но если решить этот вопрос, тогда предприниматели получат доступ к дешевым ссудам, а значит, они смогут сформировать необходимый для открытия собственного дела стартовый капитал. Также, льготные кредиты положительно отразятся на уровне цен и станут хорошим катализатором для повышения спроса во всех отраслях экономики.

    Создание и развитие специальных экономических зон. Это позволит максимально использовать потенциал и объективные возможности отдельного региона для развития на его территории малых и средних предприятий, которые в конечном итоге окажут положительное влияние на экономику всей страны.

    Предоставление государственных субсидий. В данном случае финансирование должно происходить из бюджетов всех уровней, но этот вопрос нужно решать индивидуально для каждого бизнес-проекта.

    Предоставление таможенных льгот для поступления зарубежных инвестиций. Несмотря на сложную международную политическую ситуацию для РФ, многие иностранные инвесторы с удовольствием готовы вкладывать деньги в перспективные отрасли экономики России. Было бы глупо препятствовать этому процессу, который способствует созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния наших граждан и увеличению поступлений в государственную казну.

    Развитие государственных инвестиций. Бюджетные деньги можно вкладывать в развитие отраслей, которые в силу многих объективных причин являются государственными монополиями. Также государственные инвестиции можно использовать в направлениях, которые не могут заинтересовать отдельного предпринимателя.

    Все государственные органы, имеющие отношение к развитию частного бизнеса, должны максимально способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, привлекать в развитие бизнеса все слои населения, а также поощрять наиболее инициативных предпринимателей. Еще одной важной функцией государства в данном вопросе является контроль за равномерным развитием всех регионов страны.

Государственная поддержка, кроме вышеперечисленных способов, может осуществляться на законодательном уровне:

    при помощи защиты прав предпринимателей;

    создавая нормативно-правовые акты, которые способствуют развитию малого и среднего бизнеса;

    при помощи имущественной поддержки бизнесменов;

    создавая для малых и средних предприятий государственные заказы и законодательную базу, регулирующую данный процесс;

    осуществляя защиту интеллектуальной собственности.

Представленные способы защиты малого и среднего предпринимательства, к сожалению, в данный момент, редко реализуются на практике на все 100%. Некоторые из них действительно функционируют, другие существуют только на бумаге. Но если в ближайшем будущем государство не разработает механизм реальной поддержки малого и среднего бизнеса, нам еще долго придется ждать улучшения качества жизни и подъема экономики.

Реальные программы для развития бизнеса

Согласно проекту стратегии развития малого и среднего бизнеса на ближайшие десятилетия, правительство России планирует:

    увеличить производительность труда этого сектора экономики в два раза;

    поднять на 50% долю малых предприятий в общем ВВП страны;

    на малых и средних предприятиях будет работать 35% от общего числа занятого населения.

Вышеуказанные показатели должны стать реальностью не позже, чем в 2030 году. Для этого предусмотрены субсидии малому бизнесу на 2019 год в размере почти 17 млрд. рублей. Также необходимо выделить реальные шаги по спасению экономики России, которые включают:

    налоговые каникулы для ИП на 6 лет: индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной схеме налогообложения, получат или полное освобождения от обязательных платежей в пользу государства, или значительное снижение процентной ставки по некоторым налогам;

    начиная с июля этого года, все представители малого и среднего бизнеса, включая юридические лица, будут полностью освобождены от плановых проверок контролирующих органов. Это позволит предпринимателям направить силы, деньги и т.д. на развитие своего дела, не опасаясь, что завтра придут «ребята» из налоговой инспекции и найдут «нарушений» на неподъемную сумму штрафов, что станет причиной закрытия даже перспективного бизнеса;

    небольшие предприятия в этом году получат прямой доступ к государственным закупкам, в размере 15% от общего объема данного рынка.

В ближайшем будущем налоговая политика по отношению к перспективным предприятиям будет направлена на стимулирование их деятельности, что обеспечит стабильное развитие бизнеса, создание новых рабочих мест, повышения доходов населения, а в перспективе – значительный рост экономики страны во всех отраслях и направлениях.

Что касается государственных субсидий, то в этом вопросе не последнюю роль играет традиционное недоверие частного бизнеса к «подаркам» от государства. Субсидии, в отличие от кредитов и займов, выдаются предпринимателям безвозмездно, но для получения финансирования они должны следовать договоренностям по поводу использования денежных средств и соответствовать определенным требованиям, кроме того, бизнесмены не имеют права использовать бюджетные средства на какие-то свои цели. Большинство мелких предпринимателей предпочитают не связываться с государственными субсидиями, опасаясь, что в итоге им придется отдавать в несколько раз больше, чем они получат. Конечно, корни этого недоверия тянутся к советским временам и молодое поколение предпринимателей меньше подвержено подобным страхам. Будем надеяться, что в скором будущем любой человек в России будет чувствовать себя защищенным и перестанет бояться принимать помощь от государства.

В отличие от субсидий, льготы малому бизнесу не вызывают такой волны недоверия. В данном случае помощь от государства направлена на вывод мелких предприятий из «тени», при помощи следующих механизмов:

    простота регистрации;

    минимальная налоговая нагрузка, вплоть до полного освобождения от уплаты налогов;

    смягчение административного контроля;

    никаких проверок;

    доступная система отчетности перед государственными органами.

Вышеперечисленные механизмы стимулирования развития небольших предприятий и ИП позволяют получить следующие положительные результаты:

    единоличные предприниматели, включая фрилансеров и мелких ремесленников, могут полностью легализироваться, без штрафных санкций и огромных государственных пошлин. Это очень важный фактор для всех желающих получать пенсию после достижения указанного в законодательстве возраста;

    снизится количество безработных, что автоматически положительно отражается на уровне социального напряжения, а также общем благосостоянии населения;

    государство снижает бюджетные расходы на содержание безработных, а свободные деньги направляет на развитие медицины, образования или другие важные социальные проекты;

    существенно снижается количество преступлений.

Анализируя все вышеперечисленные механизмы и варианты, которые предпринимает правительство России, можно сказать, что льготы и субсидии малому бизнесу от государства дают свой положительный результат, который по цепной реакции идет от мелких бизнесменов к каждой отрасли экономики, стимулируя ее развитие. Чтобы понять эту взаимосвязь, необходимо представить экономику нашей страны в виде одного общего механизма, в котором заменили сначала одну небольшую деталь, затем следующую и т.д. В итоге, изменилась работа всей системы, безусловно, в лучшую сторону.

Подводя итоги наших наблюдений, можно сказать, что, несмотря на негативные прогнозы развития мировой экономики, и намечающиеся тенденции снизить потребление традиционных энергоресурсов, в России поддержка малого бизнеса в 2019 году будет на самом высоком уровне. Об этом свидетельствуют вышеперечисленные гос. программы,