Черты характера княгини трубецкой.  Образ княгини Трубецкой в поэме Н.А

Хранит дневники матери, отправившейся за мужем в Сибирь, он стал просить у него разрешения на знакомство с бумагами. Три вечера Михаил Сергеевич и Николай Алексеевич читали записи. Во время чтения поэт неоднократно вскакивал, хватался за голову и начинал плакать. Эти документальные свидетельства и легли в основу поэмы «Русские женщины». Описание княгини Трубецкой (1 часть) и княгини Волконской (2 часть) - сюжетная основа знаменитого произведения, впервые прочитанного поэтом летом 1871 года.

Историческая справка

Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за Сергея Трубецкого по любви. Она стала его верным другом и единомышленником, была в курсе политических взглядов мужа. Узнав о событиях на двадцатипятилетняя Екатерина сразу же для себя решила, что разделит с мужем его участь, какой бы страшной она ни была. Княгиня стала первой из одиннадцати женщин, отправившихся вслед за приговор огласили 23 июля, а уже на следующий день она отправилась в дорогу. Ее сопровождал секретарь отца Карл Воше (по пути он заболеет и вернется назад, о чем пишет в поэме Некрасов). «Русские женщины» - это поэма, рассказывающая о нелегком путешествии от Петербурга до Иркутска, показывающая стойкость, терпимость героини, ее преданность мужу и готовность к самопожертвованию.

Описание дороги

Рыдания отца, провожающего дочь, которая «куда-то едет в эту ночь». Прощальные слова героини, понимающей, что больше никогда не увидит родных. Полная уверенность княгини в том, что ее долг - быть рядом с мужем. Воспоминания о безмятежной юности и о человеке, ставшем виновником ее несчастий (имеется в виду танец на балу в 1818 году с будущим императором Николаем I). Так начинается поэма (ей придавал большое значение в своем творчестве Некрасов) «Русские женщины».

Княгиня Трубецкая - центральный образ первой части. Автор не дает героини, так как для него важно другое - показать ее внутренний мир, проследить формирование существенных черт характера. С самого начала поэмы Екатерина Ивановна полна решимости и нисколько не сомневается в своем поступке. Она знает, насколько страшной будет ее будущая судьба. Чтобы добиться разрешения на поездку, она сознательно отказалась от титула, возможности общаться с родными, благосостояния - дом ее отца был лучшим в Петербурге. «Сталью я одела грудь,» - признается она при прощании отцу, и в этих словах слышится готовность следовать за любимым во что бы то ни стало, способность преодолеть любые преграды ради возможности исполнить свой святой долг и быть рядом с мужем.

Роль воспоминаний и сновидений

Дорога в Сибирь очень длинная и трудная, но нет времени на отдых. Подъезжая к станции, княгиня требует как можно быстрее поменять лошадей и отправляется дальше. Автор использует при этом очень удачный прием, описывая картины, которые рисует в этом бесконечном пути ее воображение. То ли сны, то ли просто воспоминания, возникающие в ее голове, - это лучшая характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Сначала она видит великолепную светскую жизнь с весельем и балами, поездку за границу вместе с молодым мужем, все то, что теперь стало для нее незначительным и неважным. Эти яркие картинки неожиданно сменяются тягостным зрелищем: труженики-мужики в поле, стонущие у реки бурлаки. К этой стороне русской жизни привлек ее внимание муж.

По пути встречается партия ссыльных, которая напоминает о тяжелой участи декабристов. Сознание героини возвращает ее к трагическим событиям полугодовой давности. Сжатая, но точная картина восстания. Екатерина Ивановна не только знала о его подготовке, но и хранила у себя типографский станок. А потом было свидание с мужем в тюрьме, во время которого он и давал ей полную свободу. Однако любящая женщина еще в минуту ареста Сергея Петровича решила, что поддержит его во всем. Из таких деталей и складывается из поэмы «Русские женщины». Автор показывает сочувствие героини простому народу, ненависть к царю и его режиму. А еще желание бороться и доказать свое право на независимость.

Встреча с губернатором

Вторая глава представляет собой диалог. Именно он помогает до конца понять характер героини, ее решительность и уверенность в правильности сделанного выбора. Нужно сказать, что описанная Некрасовым сцена имела место в действительности, и Цейдлер на самом деле получал приказ от императора остановить Екатерину Ивановну любой ценой. Доводы героини во время разговора также могут восприниматься как характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины». Ее не страшат ни подробности того, как живут каторжники, ни суровый климат, где только три месяца в году светит солнце, ни тот факт, что княгиню и ее детей приравняют к простым крестьянам. Екатерина Ивановна, подписавшая отказ от всех своих прав, готова идти вперед даже в составе партии каторжников. Твердый характер, огромная сила воля, ни с чем не сравнимые мужество и стойкость Трубецкой заставили губернатора отступить. «Я делал все, что мог…», - эти слова Цейдлера стали признанием моральной победы, которую одержала решительная, готовая ко всему женщина.

Вместо послесловия

«Она других на подвиг увлекла», - так сказал о Екатерине Ивановне Н. Некрасов. Русские женщины, княгиня Трубецкая в частности, пожелавшие разделить участь мужей, до конца исполнить долг перед Богом и собой, навсегда стали символом неиссякаемого героизма, самопожертвования, большой человеческой любви и преданности.

Екатерина Ивановна в полной мере испытала и голод, и тюремную жизнь, и изнуряющий сибирский холод. Первая из декабристок не дожила до амнистии всего два года и умерла в Иркутске. Но хотя она так и не увидела больше ни своих родных, ни столицы, по свидетельствам современников, никогда не жалела о сделанном.

Такова характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины» Н. Некрасова.

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем. Многие русские писатели и поэты откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и тем самым лишившихся социального и материального положения в обществе. В 1872-1873 годах выходят в журнале «Отечественные записки» две части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская»). В этой поэме Н.А. Некрасов воспевает женщину из дворянского круга.

2) Особенности жанра. Произведение Н.А. Некрасова «Русские женщины» относится к жанру поэмы. Поэма - большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие п оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета 1-й части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» (Княгиня Трубецкая).

Как начинается эта часть поэмы? (с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)

Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? («Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет...»)

Что дочь просит у отца? (благословения в дальний путь) Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызывать поступок дочери? (чувство гордости)

4) Особенности повествования в поэме. Основная часть 1-й части поэмы (Княгиня Трубецкая) построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

Сколько времени провела княгиня Трубецкая в пути до встречи с губернатором? (почти два месяца)

Как Н.А. Некрасов показывает, что путь княгини действительно очень тяжел? (Поэт использует прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжила одна.)

Почему лично сам губернатор встретил княгиню? (Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой.)

Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой? (Губернатор приводит множество доводов: и то, что отъезд дочери убил графа-отца; и то, что там, куда она едет, «восемь месяцев зима»; и то, что на каторге ужасная жизнь и т. д.)

Почему княгиня Трубецкая на все доводы губернатора отвечает отказом? («Но долг другой, и выше и святей, меня зовет...»)

Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? (княгиня)

Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов выбирает для своей поэмы именно форму диалога? (через диалог лучше раскрывается внутренний мир героев, их переживания, чувства)

Каков финал этой части поэмы? (Губернатор осознает моральное превосходство княгини Трубецкой и обещает за три дня довезти её на место, даже если за это его снимут с должности.)

5) Тематика некрасовской поэмы. Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова -- о мужественном и благородном подвиге жён первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далёкую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - вот качества, присущие героиням поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вся некрасовская поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

6) Характеристика героев поэмы.

Образ княгини Трубецкой.

Княгиня Е.И. Трубецкая - одна из жён декабристов, последовавших за своими мужьями. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на её пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими её лишениями:

Острожным жёстким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах 5кизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, её горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для неё выше всего сугубо личного:

Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его -- духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жён декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Кого выбирает Н.А. Некрасов в качестве главной героини для своей поэмы? (женщину-дворянку)

Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? (целеустремленность, стойкость, сила духа и др.)

Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов называет свою поэму «Русские женщины»? (Главное для поэта в поэме - показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.)

Пафос поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» героический, основой его служит борьба личности за осуществление и защиту возвышенных идеалов, борьба, связанная с опасностями и риском. Героини поэмы проявляют волю ради достижения своей цели. Княгиня Трубецкая так страстно убеждена в необходимости добраться до Нерчинска и в том, что её присутствие поможет её мужу и другим декабристам, осуждённым на каторгу, что губернатор, выдумывающий всё новые причины, чтобы не дать ей возможность ехать далее, наконец признаёт за ней право быть рядом со своим ссыльным мужем. Сила доводов княгини в их искренности, в уверенности в своём праве жены разделить судьбу мужа.

Автор с восхищением относится к своей героине. Это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба — это выбор её свободной воли. Прощаясь с отцом в Москве, она прощается и со всей жизнью, которую вела до сих пор: с привычным домом, с друзьями, подругами, с удобствами и блестящим обществом, к которому она привыкла. Она просит у отца благословения и умоляет его не рвать себе сердце тоской. Женщина уезжает в Сибирь, не зная, возвратится ли она когда-нибудь назад, обещает помнить завет отца. Она не льёт напрасных слёз. Княгиня словно предчувствует, этим её поступком будут гордиться русские люди десятки лет спустя. Два месяца она добирается до Иркутска. Под Иркутском её спутник захворал, и в центр губернии она прибыла одна. Губернатор, выполняя свои обязанности, был вынужден чинить ей всяческие препятствия. Он пугал её опасной дорогой, плохим состоянием отца, страшной жизнью среди каторжников, невыносимым климатом, путём в кандалах, по этапу до Нерчинска. Но поступок княгини был не минутный порыв. Её целью была помощь несчастному мужу, и пафос её слов был настолько убедительным, что губернатор был вынужден приказать: «Эй! запрягать, сейчас! .. ».

В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора – не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) (Источник)

Воспоминания детства

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит.

О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит!

Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хозяйка их,

У них сановники, послы,

Весь модный свет у них...

Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

И вот уехала она

С избранником своим.

Пред нею чудная страна,

Пред нею - вечный Рим...

Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

Чу, слышен впереди

Печальный звон - кандальный звон!

Эй, кучер, погоди!

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь,

Княгиня деньги им дает,

Спасибо, добрый путь!

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!

Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

Пред нею ряд картин

Забитой, загнанной страны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй!

Екатерина обращается к мужу с вопросом:

Скажи, ужель весь край таков?

Довольства тени нет?..

Ты в царстве нищих и рабов! -

Короткий был ответ...

Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны – иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я – царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».


Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)
Из литературы XIX века

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.


14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов. Это было открытое выступление дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Пятеро из них были казнены. Более ста - осуждены и отправлены на каторгу.

Жены и невесты осужденных на каторгу декабристов добровольно последовали за ними в Сибирь. Как жены ссыльнокаторжных, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Первыми в начале 1827 г. в Нерчинские рудники приехали Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева.

Рис. 1. Восстание декабристов ()

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, т.к. губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Рис. 3. Княгиня Трубецкая ()

Образ княгини Трубецкой в поэме.

В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора - не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) ()

Воспоминания детства

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит.

О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит!

Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хозяйка их,

У них сановники, послы,

Весь модный свет у них...

Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

И вот уехала она

С избранником своим.

Пред нею чудная страна,

Пред нею - вечный Рим...

Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

Чу, слышен впереди

Печальный звон - кандальный звон!

Эй, кучер, погоди!

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь,

Княгиня деньги им дает,

Спасибо, добрый путь!

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!

Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

Пред нею ряд картин

Забитой, загнанной страны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй!

Екатерина обращается к мужу с вопросом:

Скажи, ужель весь край таков?

Довольства тени нет?..

Ты в царстве нищих и рабов! -

Короткий был ответ...

Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны - иркутский губернатор, представитель государственной власти («Княгиня, здесь я - царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Н. А. Некрасов. Русские женщины ().
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество ().
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии ().
  6. История Российской империи. Жены декабристов ().
  7. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Разговор Трубецкой с иркутским губернатором»
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».