Наречие как признак действия. Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означает

Понятие о наречии как самостоятельной части речи

Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу. Позже, в XVIII веке, отмечалось, что наречия могут распространяться не только на глаголы, но и на другие части речи. В XIX веке появились различные трактовки наречия. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Рассмотрим одно из наиболее распространенных его определений.

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

Признак действия, выраженного глаголом (идти быстро );

Признак другого признака, выраженного прилагательным или наречием (очень смешной, весьма интересно );

Признак предмета, выраженного существительным (котлета по-киевски ).

Наречия обычно отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени?

Наречия не изменяются.

В предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами, реже - определениями.

Классификация наречий

Местоименные наречия могут быть подразделены на следующие классы:

1. личные: по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему ;

2. возвратное: по-своему ;

3. указательные: здесь, там, тут, сюда, туда, отсюда, оттуда, тогда, затем, так и др .;

4. определительные: по-всякому, всячески, всюду, повсюду, отовсюду, везде, всегда и др. ;

5. вопросительные (вопросительно-относительные): где, куда, откуда, когда, зачем, отчего, почему, как, сколько ;

6. неопределённые: кое-где, куда-то, откуда-нибудь, зачем-либо, почему-то, как-нибудь и др.;

7. отрицательные с подразрядами:

а) негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, а также

б) нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак, нисколько .

Разряды наречий по значению (см. схему)

Схема 1. Разряды наречий по значению

Категория состояния

Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния . Например: грустно, холодно, больно, навеселе и т. д.

Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Например: Мне грустно . Ему жарко.

Основные способы образования наречий

1. Приставочный (от наречий): долго → не долго, как → кое -как.

2. Суффиксальный : от

Существительных: зима → зимой ,

Прилагательных: хороший → хорошо ,

Числительных: три → трижды ,

Наречий: хорошо → хорошеньк о, как → как-нибудь .

3. Приставочно-суффиксальный : от

Прилагательных: новый → по -новому ,

Существительных: верх → в верху ,

Числительных: двое → в двоём ,

Глаголов: догонять→ в догонку ,

Наречий: долго→ по долгу .

Сложение с суффиксацией : мимо + ходить → мим оход ом .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().

Домашнее задание

Упражнения № 199, 202, 205. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

Слова для справок: неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.

adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Процесс образования наречий называется адвербиализацией .

Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .

    Синтаксическая функция

    В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.

    Классификация по значению

    • Обстоятельственные:
      • образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
      • меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
      • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
      • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
      • причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
      • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
    • Определительные:
      • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
      • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
      • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
      • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
      • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

    Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:

    • сравнительная степень выражается:
      • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
      • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
    • превосходная степень выражается:
      • синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
      • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
      • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

    Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .

    Степени сравнения наречий

    1.Сравнительная степень

    а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

    б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

    2.Превосходная степень

    а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

    б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

    С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

    С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно

    Классификация по способу образования

    • суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
    • приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
    • приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
    • Сложение разных видов:
      • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
      • сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
      • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .

    Правописание дефиса в наречиях

    • в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
    • в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
    • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
    • в наречиях, образованных:
      • повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
      • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).

    Приставка по- пишется слитно:

    • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
    • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

    Слитно пишутся:

    • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
    • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
    • наречия, образованные соединением

    Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

    В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

    Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

    Классификация наречий по функции

    По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

    Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

    Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

    Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

    Классификация наречий по значению

    Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

    Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

      качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

      количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

    Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

      места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

      времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

      причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

      цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

    Грамматические признаки наречий

    Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

    Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

    В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

    Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

    Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

    Степени сравнения качественных наречий на I

    Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

    Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

      у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

      у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

      у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

      у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

    Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

    Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

    рань-ше, глуб-же.

    От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

    Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

    Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

    В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

    Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

    1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

    2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

    Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

    Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

    Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

    Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

    В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

    (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

    Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

    В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

    В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

    Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

    Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

    Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

    Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

    Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

    Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

    При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

    при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

    средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

    нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

    Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

    Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

    При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

    Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

    Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

    стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

    Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

    §1. Общая характеристика наречия

    Наречие - это самостоятельная часть речи.

    Наречия - разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий - знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там - указательное, куда, где - вопросительные и относительные, всюду - определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль - местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.

    Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.

    1. Грамматическое значение - признак признака, признак действия, реже - признак предмета.

    Очень красивый - признак признака,
    Весело смеяться - признак действия,
    Кофе по-турецки - признак предмета.

    Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.

    2. Морфологические признаки:

    • постоянные- неизменяемость,
    • изменяемые - степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо - лучше, красиво - красивее ).

    3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.

    Мы сделали работу быстро.

    Она замужем.

    Примечание:

    Важная информация относительно слов на -0- в безличных предложениях приводится в этой главе при .

    §2. Разряды по значению

    1. Обстоятельственные:

    1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,

    2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,

    3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,

    4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.

    2. Определительные:

    1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,

    2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

    Разряд качественных наречий самый многочисленный.

    §3. Качественные наречия на -о//-е. Степени сравнения

    Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е.
    Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´ льшей (ме´ ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени.
    Примеры:

    • положительная степень: Сын поёт громко .
    • сравнительная степень: Сын поёт громче , чем обычно. Сын поёт более громко , чем его друг.
    • превосходная степень: Сын поёт громче всех .

    Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.
    Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:

    весело - веселее (веселей),
    легко - легче,
    тонкий - тоньше.

    Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:

    более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.

    Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее : наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего , например, серьёзнее всех , вкуснее всего .

    Обратите внимание:

    После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие - в сравнительной степени.

    Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.

    Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.

    Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.

    Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.

    Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).

    В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много ). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо )

    §4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния

    Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.

    В чём проблема? Что обсуждается?

    В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.
    Эти слова обозначают состояние природы или человека:

    На улице холодно . Мне холодно .

    Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.

    На улице стало холодно . На улице холоднее , чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.

    Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях.

    Традиционно эту группу слов рассматривали как группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым - категорией состояния . Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.

    • Ей холодно (кат. состояния).
    • Она ответила холодно (наречие).
    • Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное).

    Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.

    Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством, некоторые наречия - обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые - только сказуемым в безличном предложении.

    Справа был лес.
    Она ответила холодно.
    Ей стало холодно.
    Мне было стыдно.

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы .

    Итоговый тест

    1. Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?

    2. Какова синтаксическая связь наречий с другими словами?

      • Согласование
      • Управление
      • Примыкание
    3. Все ли наречия являются знаменательными словами?

    4. У каких наречий есть непостоянный (изменяемый) признак степени сравнения?

      • У всех
      • У наречий, образованных от качественных прилагательных
    5. С помощью каких суффиксов образуются наречия от качественных прилагательных?

      • Суффиксов -о- или -е-
      • Суффиксов -ому- (-ему-)
      • Суффикса -ых- (-их-)
    6. В какой степени качественных наречий признак проявляется в большей или меньшей степени?

      • В положительной степени
      • В сравнительной степени
      • В превосходной степени
    7. В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?

      • В положительной степени
      • В сравнительной степени
      • В превосходной степени
    8. К какому разряду по значению относятся наречия: сгоряча, сдуру, по скупости, по глупости, по незнанию ?

      • Времени
      • Причины
    9. К какому разряду относятся наречия: весело, медленно, быстро, втроём ?

      • Качественные
      • Количественные

      В основном в предложении наречие обычно является обстоятельством, только в особых и редких случаях наречие может являться существительным. Так же, наречие отвечает на следующие вопросы: как? где? когда? от куда? куда?

      С наибольшей долей вероятности наречие можно встретить в предложениях в виде обстоятельства.

      Кроме того, наречие может принимать форму таких значимых частей предложения, как сказуемое и определение.

      С примерами можно ознакомится ниже.

      Наречие может выполнять в предложении различную синтаксическую роль. Чаще всего это обстоятельство, но также наречие может относиться к сказуемому или быть определением.

      Обстоятельство

      Наречие может являться обстоятельством, причм самых разных видов.

      1) места - Сзади дома росли деревья.

      2) образа действия - Я нашл нужную книгу быстро .

      3) цели - Я специально не сказал ему об этом.

      4) времени - Завтра обещают хорошую погоду.

      5) причины - Он сгоряча наговорил много лишнего.

      Сказуемое

      Например: Он женат на мне и мы с ним очень счастливы.

      Определение

      Например: Он сидел по-турецки в тот момент, когда я зашл в его комнату.

      Чаще всего наречия в предложениях являются обстоятельствами .

      Это наречия места. Вдали виднелись дома с красной черепицей на крышах.

      Это наречия времени. Я подумаю об этом завтра .

      Это наречия цели. Он умышленно совершил подлог.

      Это наречия образа действия. Он перебрался вплавь на другой берег.

      Это наречия причины. Сослепу он прочитал не те слова.

      Достаточно редко наречие может быть подлежащим в предложении.

      А вот пример, когда наречие выступает в роли сказуемого вместе с глагольной связкой.

      Наречие в предложении может быть и сказуемым .

      Например. Переубедить его в чем-либо трудно, а спорить просто невозможно.

      Наречия в разнообразных синтаксических единицах, называемых предложениями, могут играть роль любого члена , чаще второстепенного, ибо распространяют самые разные компоненты этих единиц, то есть:

      • входят в состав глаголов-сказуемых (это чаще всего);
      • распространяют члены, функции которых выполняются прилагательными или же другими наречиями;
      • поясняют члены, выраженные существительными.

      Находящиеся в прямой зависимости от глаголов-сказуемых наречия (а таких, безусловно, большинство) это обстоятельства самых разных видов :

      • образа действия: Отредактировав черновик, не забудьте переписать сочинение набело (каким образом, как переписать?);
      • времени: На общешкольное родительское собрание нас пригласили сегодня (когда пригласили?);
      • места: Птр предпочитает шагать впереди (шагать где?);
      • причины: Сгоряча Иван много неприятного высказал Михаилу (высказал почему?);
      • цели: Николай нарочно прошл мимо, приняв вид занятого и ничего вокруг себя не замечающего человека (прошл зачем?).

      Наречия, распространяющие любые компоненты предложений, выраженные либо прилагательными, либо иными наречиями, играют роль лишь обстоятельства меры и степени :

      • Вещал Вадим Петрович весьма уверенно и чрезмерно громко (в какой степени (мере) уверенно? громко?);
      • Фильм оказался крайне неудачным (неудачным в какой мере?)

      Наречия в составе тех членов предложения, что выражены существительными, это, конечно, определения , причм несогласованные:

      • В новом ресторане национальной кухни я заказал котлеты по-полтавски , а мой товарищ мясо по-казахски (котлеты какие? мясо какое?);
      • Владик любит яйца вкрутую и часто просит их приготовить на завтрак (яйца какие?).

      Кроме вышеперечисленного, слова этой части речи могут оказаться сказуемыми предложений двусоставных , а субстантивированные (то есть перешедшие в существительные или употребляющиеся в значении сей части речи) подлежащими и дополнениями :

      • Марина замужем уже года два (какова Марина?);
      • Сапоги ему впору (каковы сапоги?).
      • Наше завтра прекрасно (что?)
      • Мы с нетерпением ждм прекрасное завтра (ждм что?)
      • В предложении Виктор шл впереди впереди наречие (что?)

      Слова состояния (категории состояния) представляют собой особую группу, выделяющуюся из наречий , и прекрасно справляются с ролью главного члена предложения безличного :

      • Почему-то сегодня мне грустно (как? каково?);
      • В большой комнате светло , но душно (как? каково?).

      Наречия относительные (зачем, когда, почему, где и др.), являясь в придаточной части СПП различными по значению и функциям обстоятельствами , ещ и играют роль звена связующего между частями этих СПП, потому и получили название особое союзные слова :

      • Я никак не вспомню, куда положил учебник физики.
      • Он забрался на верхний этаж строящегося высотного здания, откуда весь город был как на ладони.
      • Трудно сразу понять, зачем чеховский Беликов навещает своих сослуживцев.

      Наконец, наречия довольно часто и вовсе не члены предложения , так как довольствуются в сих синтаксических единицах ролью слов, называемых вводными :

      • Во-первых , в твом сочинении не раскрыта тема, во-вторых , части его несоразмерны, в-третьих , в работе допущен ряд стилистических и фактических ошибок, наконец , ты допустил много орфографических и пунктуационных ошибок.
      • Видимо , синоптики в очередной раз ошиблись: никаких осадков не предвидится зря зонт взяла.
    • Наречия в предложении выступают:

      1. Обстоятельством в случае, если наречие относится к глаголу.
      2. Определением, если наречие касается существительного в предложении.
      3. Как сказуемое в двусоставном или односоставном предложении.
    • Наречие в предложении может выступать в роль обстоятельства, когда оно имеет отношение непосредственно к самому глаголу. Наречие в предложении также может выступать и в роли определения тогда, когда имеет непосредственное отношение к существительному. И наречие может быть также сказуемым.