"Поднятая целина": герои романа и их характеристика. Сны Макара Нагульнова

Нагульнов Макар — секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя — «мировая революция». По его словам, испытывал «с мальства к собственности ненависть», несмотря на то (вернее, вследствие того) что сам происходил из зажиточной семьи. На фронте первой мировой войны Н. был отравлен газами, а в гражданскую войну — контужен. На следующий день после собрания бедноты, проводимого Давыдовым, Н. принимает участие в раскулачивании. Когда после раскулачивания Разметнов говорит о жалости к «детишкам», Н. кричит, что готов для революции пустить «в распыл» хоть тысячи стариков, детишек и баб; с ним случается припадок. Когда жена Н. Лушка при всех голосит по своему любовнику Тимофею Рваному, которого в числе других кулаков высылают, Н. не может простить ей этого и выгоняет. Когда в деревне начинают резать скот, Н. предлагает ходатайствовать перед ЦИК о расстреле виновных. Когда из-за провокационных слухов сбор семенного фонда идет очень медленно, Н., чтобы ускорить сдачу зерна, сажает нескольких крестьян на ночь под замок, а Ванника, демонстративно отказывающегося сдавать хлеб, бьет наганом в висок и грозит убить, если тот не одумается. Н. выражает недовольство статьей Сталина «Головокружение от успехов», оправдывая собственные насильственные действия тем, что «поспешал к мировой революции». Н. признает свои ошибки, однако утверждает, что статья Сталина — «неправильная»; он намерен сам сообщить в район о своей позиции и о собственных «перегибах». Н. одобряет разрыв Разметнова с Мариной Поярковой, поскольку, по его мнению, теперь тот «снова для дела мировой революции гож». Н. изучает английский язык, чтобы общаться с пролетариями Англии и других стран, когда там восторжествует советская власть. На бюро райкома, где разбирается персональное дело Н., его исключают из партии и требуют сдать партбилет, однако он категорически отказывается сделать это. Н. возвращается в Гремячий Лог в разгар «бабьего бунта»; с наганом в руке он не дает разграбить амбары с семенным зерном, пока на подмогу ему не поспевают колхозники с поля. Через некоторое время из райкома приходит постановление об отмене прежнего решения: Н. объявлен выговор. Н. продолжает по ночам изучать английский язык и вместе с Щукарем слушает пение петухов, находя в этом эстетическое удовольствие. Ночью, когда Н. сидит над книгой, в него стреляют, однако пуля лишь оцарапала висок; Н. не удается ни догнать стрелявшего, ни попасть в него из нагана. Узнав от Давыдова о появлении в хуторе Тимофея Рваного, Н., чтобы поймать его, фиктивно «арестовывает» Лушку и сажает ее под замок. Через несколько дней Тимофей приходит, чтобы спасти Лушку, и Н. убивает его, а Лушке советует уехать из хутора; она переселяется в город Шахты. Наблюдая за домом Островнова, Н. замечает посторонних людей. Во время штурма дома Н. убит.

В центре романа «Поднятой целины» - три коммуниста, три товарища. Много общего в их судьбах: трудная молодость, военная служба, империалистическая война, пролетарская революция, гражданская война, мирный труд по укреплению советской власти. Все они захвачены одной идеей, одержимы одним стремлением – построить счастливую жизнь для человечества. Со всей страстью души они отдаются мощному потоку исторических событий, формируя, направляя его движение по правильному пути. В судьбе трех товарищей раскрывается судьба поколения, вынесшего на своих плечах все тяготы и лишения гражданской войны ради счастливого будущего своего народа. Об одном из них и пойдёт речь.

Нагульнов видит цель своей жизни в служении великому делу рабочего класса. Макар Нагульнов поступает всегда так, как велит ему совесть. У него характер сурового непреклонного, несгибаемого человека, который боится внешне выразить свои чувства, переживания, старается затаить их от окружающих.

Ф.Достоевский заметил, что встречаются такие замкнутые, гордые характеры, «которые хоть и питают в сердце самые горячие чувства, но при этом всегда как-то стыдливы на их обнаружение; в них мало ласки, мало у них ласкающих слов, обнимания, прыгания на шею». Эта черта проявляется и в характере Нагульнова.

Никогда личные интересы не стояли у Макара Нагульнова на первом плане, не занимали главное место в его деятельности. Вся его жизнь определяется стремлением приблизить мировую революцию. Всё, что, как ему кажется, способствует её свершению, вызывает кровную заинтересованность у Макара Нагульнова.

Он ничего не скрывает, даже и не пытается скрывать. Он прямо и честно признаёт свои ошибки, он не способен ни покривить душой, ни действовать по расчёту. Каждому делу Нагульнов отдаёт всю душу, он ничего не умеет делать вполовину.

Нагульнов – настолько эмоциональная и подвижная натура, что все его переживания и чувства в этот важный для него момент отражаются на его лице. И тяжёлый вздох, как он не пытался его подавить, выдаёт его состояние. Весь характер, вся страсть его и любовь к партии, к делу, за которое он борется, правдиво раскрываются в поистине трагической для него сцене заседания бюро райкома. Когда исключённый из партии Нагульнов возвращался домой, он не мыслил себе жизни вне партии и решает покончить с собой. И лишь в последнюю секунду он сознаёт, что с его смертью партия потеряет одного бойца, а враги будут ликовать. Это заставляет его спрятать оружие и вернуться в строй борцов за дело партии.

    Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им вовсе не свойственна, как,...

    Со времени создания М. Шолоховым «Поднятой целины» написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них. В «Поднятой целине»...

    М. А. Шолохов - один из крупнейших и талантливейших советских писателей, вся жизнь и творческая деятельность которого были посвящены борьбе за осуществление тех целей, к которым стремился советский народ: строительство коммунизма, мир во всем мире....

    Создание романа Шолохова “Поднятая целина” приходится на 30-е годы - годы коллективизации. Это отклик на события, происходящие в стране. “Социалистические преобразования” в деревне - это основное содержание романа Шолохова. Повальная коллективизация,...

    Много произведений написано о насильственной коллективизации и массовом избиении крестьянства. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина «На Иртыше», «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Облава» В. Быкова...

Нагульнов Макар — секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя — «мировая революция». По его словам, испытывал «с мальства к собственности ненависть», несмотря на то (вернее, вследствие того) что сам происходил из зажиточной семьи. На фронте первой мировой войны Н. был отравлен газами, а в гражданскую войну — контужен. На следующий день после собрания бедноты, проводимого Давыдовым, Н. принимает участие в раскулачивании. Когда после раскулачивания Разметнов говорит о жалости к «детишкам», Н. кричит, что готов для революции пустить «в распыл» хоть тысячи стариков, детишек и баб; с ним случается припадок. Когда жена Н. Лушка при всех голосит по своему любовнику Тимофею Рваному, которого в числе других кулаков высылают, Н. не может простить ей этого и выгоняет. Когда в деревне начинают резать скот, Н. предлагает ходатайствовать перед ЦИК о расстреле виновных. Когда из-за провокационных слухов сбор семенного фонда идет очень медленно, Н., чтобы ускорить сдачу зерна, сажает нескольких крестьян на ночь под замок, а Ванника, демонстративно отказывающегося сдавать хлеб, бьет наганом в висок и грозит убить, если тот не одумается. Н. выражает недовольство статьей Сталина «Головокружение от успехов», оправдывая собственные насильственные действия тем, что «поспешал к мировой революции». Н. признает свои ошибки, однако утверждает, что статья Сталина — «неправильная»; он намерен сам сообщить в район о своей позиции и о собственных «перегибах». Н. одобряет разрыв Разметнова с Мариной Поярковой, поскольку, по его мнению, теперь тот «снова для дела мировой революции гож». Н. изучает английский язык, чтобы общаться с пролетариями Англии и других стран, когда там восторжествует советская власть. На бюро райкома, где разбирается персональное дело Н., его исключают из партии и требуют сдать партбилет, однако он категорически отказывается сделать это. Н. возвращается в Гремячий Лог в разгар «бабьего бунта»; с наганом в руке он не дает разграбить амбары с семенным зерном, пока на подмогу ему не поспевают колхозники с поля. Через некоторое время из райкома приходит постановление об отмене прежнего решения: Н. объявлен выговор. Н. продолжает по ночам изучать английский язык и вместе с Щукарем слушает пение петухов, находя в этом эстетическое удовольствие. Ночью, когда Н. сидит над книгой, в него стреляют, однако пуля лишь оцарапала висок; Н. не удается ни догнать стрелявшего, ни попасть в него из нагана. Узнав от Давыдова о появлении в хуторе Тимофея Рваного, Н., чтобы поймать его, фиктивно «арестовывает» Лушку и сажает ее под замок. Через несколько дней Тимофей приходит, чтобы спасти Лушку, и Н. убивает его, а Лушке советует уехать из хутора; она переселяется в город Шахты. Наблюдая за домом Островнова, Н. замечает посторонних людей. Во время штурма дома Н. убит.

Одним из наиболее колоритных и запоминающихся образов, описанных в романе М. Шолохова «Поднятая целина», является образ Макара Нагульнова, бывшего красного партизана, секретаря гремяченской партячейки. Единственной целью его, Нагульнова, существования является «мировая революция».

Многие жители Гремячего Лога не любят и даже побаиваются Макара, который весьма невоздержан на язык и при случае вполне может пустить в ход кулак, а то и наган. Получив во время войны контузию, Нагульнов подвержен нервным припадкам - что и говорить, с таким и в самом деле лучше держаться настороже.

Но в то же время натуре Макара Нагульнова присущ и какой-то специфический идеализм, который не сразу удается разглядеть за его мрачной внешностью, резкими высказываниями и порой непредсказуемым поведением. Он весь словно создан из противоречий «из острых углов».

В начале романа, после сцен раскулачивания, Давыдов, Нагульнов и Разметнов обсуждают итоги «проведенных мероприятий». Когда Разметнов признался, что ему до боли жаль детей раскулаченного Гаева, Нагульнов впадает в бешенство и истерически кричит о том, что если ради революции ему прикажут расстреливать из пулемета толпы женщин, стариков и детей, то он, не колеблясь, нажмет на курок. После этого с Нагульновым происходит припадок.

Но тот же Нагульнов освобождает свою бывшую жену Лушку сразу же после того, как он же убил ее любовника - сбежавшего из ссылки раскулаченного Тимофея Рваного. В чем же здесь дело? Даже Давыдов, думается, в этой ситуации поступил бы иначе. Отпускает потому, что любит ее; отпускает, несмотря на то, что она причинила ему своим поведением много душевных страданий; отпускает, прекрасно понимая, что вполне может понести за это наказание.

Макар Нагульнов искренне считает себя коммунистом. Но при всем при этом он часто не соглашается с линией, проводимой партией, за что получает нагоняй от Давыдова. Когда районное начальство решает принести Макара «в жертву», исключив его из партийных рядов, ему кажется, что жизнь его кончилась. Отправившись после злополучного собрания из района обратно в хутор, Нагульнов твердо решает, что, приехав домой, наденет военную форму и застрелится из своего нагана.

Но по дороге в Гремячий он изменил свое решение. Лежа возле кургана на траве, глядя в бездонное небо, Макар вдруг представляет, как будут злорадствовать на его похоронах враги, и ход его мыслей полностью меняется. Не дождутся враги, чтобы он, Макар Нагульнов, стал сводить счеты с жизнью. Раньше он всех их первыми в могилу уложит.

Нагульнов, несомненно, человек смелый, даже смелый до безрассудности. Когда мужики и бабы принялись грабить колхозные амбары, он один встал против разъяренной толпы и, угрожая наганом, не допустил расхищения колхозного добра.

Для того чтобы отыскать и убить Тимофея Рваного, он начинает за ним следить в одиночку. Ведь, когда узнали о том, что сбежавший Тимофей объявился в их краях, Давыдов сначала предложил сообщить о нем в районное ОГПУ. Но Нагульнов непреклонен -чекистов вызывать не надо, иначе их приезд может «спугнуть волка».

чекистов вызывать не надо, иначе их приезд может «спугнуть волка».

Примечательна также сцена убийства Тимофея Рваного. Ведь он вышел из темноты на Макара так, что тому оставалось только нажать на спуск. Но тем не менее, Нагульнов окликает врага, чтобы тот посмотрел в глаза своей смерти. В этом случае есть все основания говорить о том, что натуре Макара присуще подлинное, природное, что ли, благородство. И похоже, что не стал бы он стрелять из пулемета в детей и женщин, как грозился накануне припадка. Явно сгоряча он это сказал.

Личная жизнь Нагульнова протекает весьма своеобразно. Прекрасно зная о том, что его жена Лушка путается с Тимофеем Рваным, да и вообще строгим поведением не отличается, Макар, тем не менее, позволяет ей делать все, что ее душе угодно. Единственное условие: не нагулять ребенка и не принести в дом «дурную болезнь». Думается, так мог бы поступить далеко не каждый мужчина.

Когда Макар все-таки выгоняет Лушку из дому, то оказывается, что он сделал это потому, что она голосила при всем честном народе по Тимофею, которого отправляли в ссылку. Такого публичного позора Нагульнов простить ей уже не может.

И потом, когда Лушка завлекла в свои сети Давыдова, Макар вовсе не ревнует и не имеет никаких претензий к Семену. Ему лишь жаль, что его бывшая жена избрала очередной «жертвой» именно его товарища. Но и после этого, как оказалось позднее, Нагульнов не перестал любить Лушку, отпустив ее в ночь гибели Тимофея.

Есть у Макара Нагульнова и другие, более безобидные чудачества. Первое - это, конечно же, увлечение английским языком. Почти за четыре месяца Макар выучил восемь английских слов, притом слов, с его точки зрения, «особо революционных»: «революшьен», «коммунистишьен» и т. д.

По признанию Макара, знание иностранного языка понадобилось ему для того, чтобы при первой же возможности принять самое активное и деятельное участие в мировой революции. Как только английские, «индейские» и другие пролетарии свергнут капиталистов, он, Макар, сразу же отправится к братьям по классу и объяснит им, что надо делать, чтобы не повторить ошибок их российских товарищей.

Вполне понятно, что этот «сизифов труд», который добровольно взвалил на свои плечи Нагульнов, никогда не принесет результатов ни по объективным, ни по субъективным причинам. Да и сама идея мировой революции, занимавшая умы большевиков, в конце концов оказалась несостоятельной и была снята с повестки дня, хотя Макару и не удалось дожить до этого времени и он не познал разочарования, не увидел крушения цели, к которой стремился. Ведь именно с ней он связывал всю свою жизнь и все надежды, вполне искренне принося в жертву идолу мировой революции всего себя и свои человеческие чувства.

Примечательно и другое искреннее увлечение Нагульнова: по ночам, изучая английский язык, он слушал пение петухов. Казалось бы, довольно странное занятие для «рыцаря мировой революции», но попробуем разобраться, в чем его причина.

Возможно, в увлечении Нагульнова петушиным пением нашла выход его подсознательная тяга, ни больше ни меньше, как к Гармонии с большой буквы.

ашла выход его подсознательная тяга, ни больше ни меньше, как к Гармонии с большой буквы. В самом деле: противоречивый мир, в котором он живет, не устраивал Макара: кто-то хочет создавать колхоз, кто-то не хочет и, более того, активно этому противится. А вот петушиный хор поет торжественно и складно вне зависимости от того, какой политический режим установлен в стране.

Правда, и среди петухов нашелся «оппортунист», который внес дисгармонию в стройный хор гремяченских петухов. И Макар тотчас же выносит ему приговор: как любой «несогласный» с генеральной линией, петух, который портит общее пение, должен быть уничтожен. Думается, этот поступок Нагульнова также приоткрывает тайники его души.

Макар вообще в общении с людьми человек довольно грубый. Особенно груб он бывает, общаясь с дедом Щукарем. Правда, самого деда также нередко «заносит» в его россказнях и рассуждениях, и тогда Нагульнов тотчас же пытается заткнуть рот невоздержанному в речах старику.

Щукарь действительно вполне способен нарушить плавный ход колхозного собрания: когда на повестке дня стоит, например, вопрос о норме выработки колхозников, дед как ни в чем не бывало начинает весьма подробно рассказывать о том, как казак по прозвищу Молчун довел до белого каления своим молчанием даже попа на исповеди. Конечно, Щукарь - не петух, и отрубить ему голову, по крайней мере на собрании, не представляется возможным, но Нагульнова снова, как и в случае с «петухом-оппортунистом», мучает ощущение дисгармонии. И тогда Макар оказывается, по сути, единственным участником собрания, который желает заткнуть рот говорливому деду. Даже Давыдов, поначалу сердившийся на Щукаря, хохочет, как ребенок. Макар снова оказывается в одиночестве.

И все-таки именно такие идеалисты, как Нагульнов, и делали революцию, принося себя в жертву в самом прямом смысле. А потом уже по их костям к власти приходили партийные функционеры.

Одним из наиболее колоритных и запоминающихся образов, описанных в романе М. Шолохова «Поднятая целина», является образ Макара Нагульнова, бывшего красного партизана, секретаря гремяченской партячейки. Единственной целью его, Нагульнова, существования является «мировая революция».

Многие жители Гремячего Лога не любят и даже побаиваются Макара, который весьма невоздержан на язык и при случае вполне может пустить в ход кулак, а то и наган. Получив во время войны контузию, Нагульнов подвержен нервным припадкам - что и говорить, с таким и в самом деле лучше держаться настороже.

Но в то же время натуре Макара Нагульнова присущ и какой-то специфический идеализм, который не сразу удается разглядеть за его мрачной внешностью, резкими высказываниями и порой непредсказуемым поведением. Он весь словно создан из противоречий «из острых углов».

В начале романа, после сцен раскулачивания, Давыдов, Нагульнов и Разметнов обсуждают итоги «проведенных мероприятий». Когда Разметнов признался, что ему до боли жаль детей раскулаченного Гаева, Нагульнов впадает в бешенство и истерически кричит о том, что если ради революции ему прикажут расстреливать из пулемета толпы женщин, стариков и детей, то он, не колеблясь, нажмет на курок. После этого с Нагульновым происходит припадок.

Но тот же Нагульнов освобождает свою бывшую жену Лушку сразу же после того, как он же убил ее любовника - сбежавшего из ссылки раскулаченного Тимофея Рваного. В чем же здесь дело? Даже Давыдов, думается, в этой ситуации поступил бы иначе. Отпускает потому, что любит ее; отпускает, несмотря на то, что она причинила ему своим поведением много душевных страданий; отпускает, прекрасно понимая, что вполне может понести за это наказание.

Макар Нагульнов искренне считает себя коммунистом. Но при всем при этом он часто не соглашается с линией, проводимой партией, за что получает нагоняй от Давыдова. Когда районное начальство решает принести Макара «в жертву», исключив его из партийных рядов, ему кажется, что жизнь его кончилась. Отправившись после злополучного собрания из района обратно в хутор, Нагульнов твердо решает, что, приехав домой, наденет военную форму и застрелится из своего нагана.

Но по дороге в Гремячий он изменил свое решение. Лежа возле кургана на траве, глядя в бездонное небо, Макар вдруг представляет, как будут злорадствовать на его похоронах враги, и ход его мыслей полностью меняется. Не дождутся враги, чтобы он, Макар Нагульнов, стал сводить счеты с жизнью. Раньше он всех их первыми в могилу уложит.

Нагульнов, несомненно, человек смелый, даже смелый до безрассудности. Когда мужики и бабы принялись грабить колхозные амбары, он один встал против разъяренной толпы и, угрожая наганом, не допустил расхищения колхозного добра.

Для того чтобы отыскать и убить Тимофея Рваного, он начинает за ним следить в одиночку. Ведь, когда узнали о том, что сбежавший Тимофей объявился в их краях, Давыдов сначала предложил сообщить о нем в районное ОГПУ. Но Нагульнов непреклонен - чекистов вызывать не надо, иначе их приезд может «спугнуть волка».

Примечательна также сцена убийства Тимофея Рваного. Ведь он вышел из темноты на Макара так, что тому оставалось только нажать на спуск. Но тем не менее, Нагульнов окликает врага, чтобы тот посмотрел в глаза своей смерти. В этом случае есть все основания говорить о том, что натуре Макара присуще подлинное, природное, что ли, благородство. И похоже, что не стал бы он стрелять из пулемета в детей и женщин, как грозился накануне припадка. Явно сгоряча он это сказал.

Личная жизнь Нагульнова протекает весьма своеобразно. Прекрасно зная о том, что его жена Лушка путается с Тимофеем Рваным, да и вообще строгим поведением не отличается, Макар, тем не менее, позволяет ей делать все, что ее душе угодно. Единственное условие: не нагулять ребенка и не принести в дом «дурную болезнь». Думается, так мог бы поступить далеко не каждый мужчина.

Когда Макар все-таки выгоняет Лушку из дому, то оказывается, что он сделал это потому, что она голосила при всем честном народе по Тимофею, которого отправляли в ссылку. Такого публичного позора Нагульнов простить ей уже не может.

И потом, когда Лушка завлекла в свои сети Давыдова, Макар вовсе не ревнует и не имеет никаких претензий к Семену. Ему лишь жаль, что его бывшая жена избрала очередной «жертвой» именно его товарища. Но и после этого, как оказалось позднее, Нагульнов не перестал любить Лушку, отпустив ее в ночь гибели Тимофея.

Есть у Макара Нагульнова и другие, более безобидные чудачества. Первое - это, конечно же, увлечение английским языком. Почти за четыре месяца Макар выучил восемь английских слов, притом слов, с его точки зрения, «особо революционных»: «революшьен», «коммунистишьен» и т. д.

По признанию Макара, знание иностранного языка понадобилось ему для того, чтобы при первой же возможности принять самое активное и деятельное участие в мировой революции. Как только английские, «индейские» и другие пролетарии свергнут капиталистов, он, Макар, сразу же отправится к братьям по классу и объяснит им, что надо делать, чтобы не повторить ошибок их российских товарищей.

Вполне понятно, что этот «сизифов труд», который добровольно взвалил на свои плечи Нагульнов, никогда не принесет результатов ни по объективным, ни по субъективным причинам. Да и сама идея мировой революции, занимавшая умы большевиков, в конце концов оказалась несостоятельной и была снята с повестки дня, хотя Макару и не удалось дожить до этого времени и он не познал разочарования, не увидел крушения цели, к которой стремился. Ведь именно с ней он связывал всю свою жизнь и все надежды, вполне искренне принося в жертву идолу мировой революции всего себя и свои человеческие чувства.

Примечательно и другое искреннее увлечение Нагульнова: по ночам, изучая английский язык, он слушал пение петухов. Казалось бы, довольно странное занятие для «рыцаря мировой революции», но попробуем разобраться, в чем его причина.

Возможно, в увлечении Нагульнова петушиным пением нашла выход его подсознательная тяга, ни больше ни меньше, как к Гармонии с большой буквы. В самом деле: противоречивый мир, в котором он живет, не устраивал Макара: кто-то хочет создавать колхоз, кто-то не хочет и, более того, активно этому противится. А вот петушиный хор поет торжественно и складно вне зависимости от того, какой политический режим установлен в стране.

Правда, и среди петухов нашелся «оппортунист», который внес дисгармонию в стройный хор гремяченских петухов. И Макар тотчас же выносит ему приговор: как любой «несогласный» с генеральной линией, петух, который портит общее пение, должен быть уничтожен. Думается, этот поступок Нагульнова также приоткрывает тайники его души.

Макар вообще в общении с людьми человек довольно грубый. Особенно груб он бывает, общаясь с дедом Щукарем. Правда, самого деда также нередко «заносит» в его россказнях и рассуждениях, и тогда Нагульнов тотчас же пытается заткнуть рот невоздержанному в речах старику.

Щукарь действительно вполне способен нарушить плавный ход колхозного собрания: когда на повестке дня стоит, например, вопрос о норме выработки колхозников, дед как ни в чем не бывало начинает весьма подробно рассказывать о том, как казак по прозвищу Молчун довел до белого каления своим молчанием даже попа на исповеди. Конечно, Щукарь - не петух, и отрубить ему голову, по крайней мере на собрании, не представляется возможным, но Нагульнова снова, как и в случае с «петухом-оппортунистом», мучает ощущение дисгармонии. И тогда Макар оказывается, по сути, единственным участником собрания, который желает заткнуть рот говорливому деду. Даже Давыдов, поначалу сердившийся на Щукаря, хохочет, как ребенок. Макар снова оказывается в одиночестве.

И все-таки именно такие идеалисты, как Нагульнов, и делали революцию, принося себя в жертву в самом прямом смысле. А потом уже по их костям к власти приходили партийные функционеры.