Политическая власть. Структура политической власти

1. Понятие, структура, виды власти. Особенности политической власти.

2. Роль и функции власти в системе социальных отношений.

3. Ресурсы власти и мотивы подчинения.

4. Легитимность политической власти.

1. Понятие, структура, виды власти. Особенности политической власти.

Среди множества научных определений понятия «политика» центральной является следующая дефиниция: Политика это деятельность, направленная на государственную власть с целью ее приобретения, распределения, удержания и использования в тех или иных интересах и целях. Иначе говоря, категория «власть» в политологии имеет такое же фундаментальное значение, как понятие «энергия» в физике или «деньги» в экономике. Поэтому ясность и определенность в понимании смыслового значения терминов «власть» вообще и «политическая власть» в особенности является необходимой предпосылкой и условием для успешного изучения курса «Политология». Явления власти хорошо известны всем. В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с нею, наблюдаем ее и говорим: о власти родителей над детьми или наоборот; о власти декана над студентами; о власти офицера над солдатами; о власти природы, страха, любви, традиций, привычек, общественного мнения, религии, политической партии, народа, мафии, государства и т.д. Наблюдая и анализируя эти явления, нетрудно заметить и сделать следующие выводы:

1. Власть – это всегда и в первую очередь есть отношение между людьми, характеризуемое господством и подчинением, приказом и исполнением его. Она возникает как отношение и не существует вне отношений. Власть невозможна без подчинения;

2. Фундаментальная особенность всех человеческих сообществ состоит в том, что власть здесь присутствует всегда и повсюду. Она неустранима из социальной реальности.

3. Власть и властные отношения – это объективно необходимый фактор, без которого невозможно существование общества.

Существуют общие, универсальные определения власти, которые относятся к любым общественным отношениям, где одни диктуют поведение другим и управляют ими. Одно из такого рода определений, считающееся в современной политологии классическим, сформулировал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920): «Власть есть любая возможность проводить (осуществлять) внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана».

В структуру власти входят следующие компоненты : субъект, объект, ресурсы, процесс властвования, социальные нормы, санкционирующие властные отношения.

Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный индивид, социальная группа, общность людей, например, местное сообщество или народ, организация, международное сообщество. Главным качеством субъекта власти является воля к власти . Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. Они не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Многие из них, оказавшиеся политическими лидерами, даже испытывают неловкость от того, что они распоряжаются сотнями тысяч себе подобных. Для такого типа людей стремление к власти имеет инструментальный характер, то есть служит средством достижения других целей, например получения высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий, самоутверждения.

В то же время в каждом обществе есть люди, для которых власть является не средством для чего-то, а самоцелью, ценностью в себе. Командование другими, сознание тою, что от тебя зависят судьбы многих людей, приносит им высочайшее наслаждение. В данном случае стремление индивида к власти и особенно обладание властью нередко выполняют для него функцию субъективной компенсации собственной неполноценности. Для этой типа личности характерна чрезмерная, порой патологическая, воля к власти «ради нее самой», что представляет серьезную опасность для окружающих. Масштабы этой опасности прямо пропорциональны широте распространения власти данного субъекта. Поэтому политические психологи рекомендуют, что власть лучше доверять тому, кто ею хотя бы отчасти тяготится.

Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является готовность к подчинению . Подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными ресурсами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых оппозицией как средство ненасильственной борьбы против диктаторских режимов.

Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты врасти приводится в движение. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами, механизмами властвования. Существуют два основных способа властвования:

    политическим мобилизация - побуждение объекта к угодным субъекту власти активным действиям;

    политическая демобилизация - обеспечение бездействия подвластных, нейтрализация, блокирование нежелательных для власти видов их поведения.

Возможны различные варианты классификации власти.

    В зависимости от ресурсов, на которых власть основывается, она делится на экономическую, социальную, информационную, силовую и т.д.

    По сферам проявления различают государственную власть, партийную, церковную, военную и т.д. Государственная власть в отличие от других видов политической власти характеризуется верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти и легальностью использования насилия в пределах территории государства;

    В зависимости от широты распространения выделяют власть международных организаций, центральную, региональную и местную (локальную) власти.

    В зависимости от функций властных органов власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

    По способам взаимодействия субъекта и объекта различают демократическую, авторитарную и тоталитарную власти.

Различные виды общественной власти находятся в сложном взаимодействии. Властвующая элита в любой крупной организации (государство, партия, профсоюз, корпорация и т. д.) имеет тенденцию отрываться от инертных «масс», противопоставлять себя рядовым членам. Она образует более или менее закрытую группу, преследующую в основном свои собственные интересы. Эту тенденцию немецкий социолог Роберт Михельс сформулировал как «железный закон олигархизации». Иерархическая структура власти, развиваясь по своим внутренним законам, воспроизводит олигархические тенденции в расширяющихся масштабах. Одна из таких тенденций заключается в том, что олигархия хочет себя увековечить. Для этого она стремится к расширению своей власти, концентрируя в своих руках вес больше функции и ресурсов организации. Подобный процесс можно назвать законом накопления власти, который наиболее полно может проявляться на уровне государства в виде постоянною расширения государственного контроля над обществом вплоть до его поглощения. Государственная власть всегда испытывает великий соблазн сосредоточить в своих руках как можно большие ресурсы, вобрать в себя иные виды власти, в первую очередь экономическую, информационную, идеологическую, что приводит в различных вариантах к огосударствлению экономическую, ликвидации независимых СМИ, подавлению инакомыслия и т. д. (абсолютные монархии, тирании, олигархии, тоталитарные государства).

Высшим, наиболее развитым видом политической власти является государственная власть, которая характеризуется следующими дополнительными признаками:

Отдаленность от общества, выраженная в существовании особого класса лиц и аппарата управления, осуществляющих властную волю;

Суверенитет, т.е. статус верховной власти на определенной территории;

Централизованность и всеобщность;

Монополия на легальное применение силы с целью принуждения;

Максимальный объем ресурсов.

Виды власти

Власти определяется господствующим в стране социально-политическим строем. Каждая власть состоит из видов: политического, экономического, семейного и др. Власть, в широком толковании, - совокупность властных отношений, система власти, основой которой выступает волеизъявление народа или определенной социальной структуры, социальной общности, определенной социальной слои и др.

Волеизъявление - источник власти, а сама власть способна, не прибегая к организации собственной воле, непосредственно принимать властные решения, которые становятся нормой для всех участников волевого акта. И власть - это и организационный аспект, функциональное властное нагрузки - право, то есть власть институтов - политических, социальных, - механизмов политической системы общества, а в общественной организации - власть избранных ею органов. Все это дает возможность правильно ориентироваться в системе властных механизмов, политически зрело участвовать в их формировании и реализации власти.

Власть - это реальная возможность осуществлять свою волю в социальной общественной жизни, нав "язуючи ее, если необходимо, другим. Соответственно к средствам власти, на которых строится, выделяются и виды власти: экономическая, социальная, духовно-информационная, принудительная (которую часто называют политической) и политическая. В зависимости от субъектов, власть делится на государственную, политическую, профсоюзную и др.

Политическая власть

Что же такое политическая власть? Политическая власть - определенный аспект отношений между большими социальными спільностями людей. Политическая власть - это политическое господство, политико-правовая гарантия определенного типа экономических, социальных отношений, один из видов авторитета, собственно, политического авторитета. Политическая власть - один из важнейших проявлений власти, характеризуется реальной способностью определенной социальной общности (класса, казнь, нации или иной социальной общности), а также индивидов, которые отражают ее интересы, осуществлять, реализовать свою волю посредством политики и правовых норм. Политическая власть - это политические отношения, которые соответствуют социально-структурным интересам, вытекающие из отношений собственности на средства производства, обусловливающих социальные преимущества и авторитет владельца, а, следовательно, приводят к созданию субъекта и объекта власти, т. е. к отношениям господства и подчинения.

Полная тождественность власти и авторитета присуща первобытному обществу, с усложнением и развитием на отдельных этапах росла различие между властью и авторитетом. Чем больше непримиримості между управляющими и управленцами, тем более принуждения, насилия, тем больше падает авторитет управленца. В ряде определений власти характеризуется как целенаправленное воздействие социальной общности, слоя, индивида (носителя власти) с помощью определенных средств (орудий власти) на подвластных (классы, лица, общности), вследствие чего подвластна сторона вынуждена выполнять власть носителя. В прямом смысле власть - одна из функций правительства и его органов, общества и его органов, главы семьи и т. п, которая заключается в принудительной деятельности согласии лиц, входящих в одну и ту государства, общества, семьи и проч. Власть действует в пределах формальных структур, определяет поведение людей с помощью стимулов и санкций, системы статусов, должностей, престижа и проч.

Естественно, определение политической власти как организованного насилия одного класса для подавления другого касается политической власти в антагонистическом, непримиримом обществе, потому что здесь есть насилие над другим классом и социальными слоями. Политическая власть как насилие, принуждение отсутствует в обществе, где отсутствуют классы, отсутствуют непримиримые отношения. Политическая власть является всякая основанная на насилии, принуждении власть одной группы людей над другой группой или другими группами людей в условиях антагонистического общества. Для осуществления политической власти необходимы все те элементы, которые вообще необходимы для осуществления власти, а также общественного разделения между группой (группами), осуществляющими власть, и группой (группами), в отношении которой власть осуществляется, и организованное принуждение как основа осуществления власти.

Функции политической власти определены их содержанием: формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, политическими партиями, гражданами и др. , управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими, а также неполитическими, процессами, контроль политических и иных отношений и наконец - созданония определенного, характерного для того или иного общества типа управления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от государства (автократического) общества, присущей определенному государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик командование и исполнение - два равных универсальных принципа власти. Они неотделимы и взаимодействуют, как и два человека, - склонна властвовать (властной) підкоряюча и воспринимающая власть. Оба типа общественно необходимы, воспроизводятся в форме крупных политических структур и отношений между ними - государство и общество, правительство и массы и др.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).

С экономической властью тесно связана власть социальная . Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Существуют и другие подходы к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По широте распространения

— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);

— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);

— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);

— микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).

По функциям государственных органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— либеральную;

— демократическую.

В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

— полиархия (власть многих);

— олигархия (власть финансистов и промышленников);

— плутократия (власть богатой верхушки);

— теократия (власть духовенства);

— партократия (власть партии);

— охлократия (власть толпы).

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти.

Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между социальными и институциональными субъектами политики, в результате которых одни из них имеют способность и возможность проводить свою волю, выраженную в политических и правовых нормах.

Разновидностями политической власти являются (по субъектам властвования) власть одной социальной группы над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения, что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Рациональное зерно в этом подходе есть так как пол. власть действительно существует в 1-ю очередь по отношению к государству, а иные ее агенты (партии, лидеры) появляются с возникновением государства как его атрибуты. В этом случае политическую власть по функциям осуществляющих ее институтов целесообразно делить на з/д, исполнительную и судебную. Власть внутри той или иной социальной общности в зависимости от способа организации и методов властвования может быть демократической или недемократической, легальной и теневой.

Структура политической власти включает в себя

    субъекты власти (государство, партии, лидеры),

    объекты власти (индивид, социальная группа, общество),

    функции власти (управление, регуляция, контроль),

    ресурсы власти.

Ресурсы власти – средства навязывания, т.е. средства, с помощью которых осуществляется властное влияние субъектов власти на объект власти.

Существует несколько классификаций ресурсов политической власти.

1) утилитарные, принудительные, нормативные.

    утилитарные - материальные и иные социальные блага, связанные с повседневными интересами людей (пример их действия – увеличение социальных выплат со стороны государства),

    принудительные – меры наказания, пускаемые в ход, когда ресурсы утилитарные бессильны (например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций),

    нормативные ресурсы – влияние осуществляется с помощью изменения правил взаимодействия индивидов.

2) экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные и демографические ресурсы.

    экономические – различные материальные ценности,

    социальные – социальные статусы,

    культурно-информационные – информация и средства ее распространения и получения,

    принудительные ресурсы – армия, полиция, суд,

    демографические ресурсы – означает, что личность становится ресурсом власти, когда она использована как средство реализации чужой воли. В целом человек – субъект и объект, а не ресурс власти.

12. Легитимность политической власти и ее типы.

Легитимность (с фр. – законность, перевод не соответствует содержанию понятия) – это положительная оценка, признание правомерности власти, согласие населения подчиняться ей. Легитимность – цель любого режима, т.к. она гарантирует устойчивость этого режима. Не следует путать легитимность и легальность. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах. В других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения. В-третьих - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

Большой вклад в теорию легитимности политической власти внес Макс Вебер. Ему же принадлежит и известная классификация типов легитимности власти в зависимости от мотивации подчинения:

    Традиционная легитимность – характеризуется тем, что в подчинение власти вошло в обычаи народа, стало традицией. Такая легитимность характерна для консервативных режимов, как, например, в государствах с монархической формой правления, где верховная власть передается по наследству. Длительное подчинение данной власти (власти монарха), ставшее традицией, создает эффект справедливости и законности этой власти, что придает ей стабильность и устойчивость.

    Рациональная (демократическая) легитимность, основанный на вере людей в справедливость формальных правил (например, верховенства закона, выборности законодательного органа, иные общедемократические нормы) и в необходимость их выполнения. В государстве, характеризуемым демократической легитимностью власти, граждане подчиняются законам, а не лицам.

    Харизматическая легитимность, основана на вере в исключительные качества, особый дар, т.е. харизму политического лидера. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди утрачивают способность критической оценки. Этот эмоциональный всплеск, формирующий авторитет харизматического лидера, чаще всего возникает в период революционных перемен.

    Вебер также отмечал особо тоталитарные режимы, находящиеся за пределами теории легитимности. Тоталитаризм не является легитимным. О легитимности здесь можно говорить только на уровне правящей элиты.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Эффективность характеризует степень выполнения властью своих функций и достижения поставленных задач. Чем выше легитимность, тем более эффективна политическая власть и наоборот. Например, кризисные ситуации, возникшие в постсоциалистических странах, вызывают такое явление, когда часть населения не доверяет ни лидерам, пришедшим к власти, ни демократическим процедурам. Отсутствует и традиционная легитимация, т.к. разрушены самые основы ПСО. Это во многом и затрудняет деятельность правительств по решению различного рода проблем общезначимого характера.

В это же время тоталитарные режимы, не являясь, по большому счету, легитимными, доказали свою эффективность в определенных ситуациях.

Довольно часто в научной литературе «политическая власть» отождествляется с «властью» в целом. Это связано с тем, что сфера воздействия политической власти обширна. Политическая власть находиться в тесной взаимосвязи с остальными видами социальной власти. Она внедряется и в экономическую, и в духовную, и даже в семейную сферу. Следовательно, все виды социальной власти могут применяться политической властью. Но в тоже время нельзя отождествлять все виды социальной власти с политической властью. Так, например, властные отношения между учителем и учеником не следует рассматривать как политические. Особенность политической власти заключается в том, что она, в отличие от межличностных отношений, возникает в отношениях между большими социальными группами, государствами и т.д.

В преобладающих трудах по политологии и социальной философии политической власть признается та, которая является средством решения политических задач, т.е. средством осуществления защиты интересов значительных социальных групп. Исходя из этого, выделяются следующие разновидности политической власти: власть одной социальной группы над другой, государственная власть, власть партий и других политических организаций и движений, власть политических лидеров.

По характеру взаимодействия власти и общества И. Кравченко выделяет четыре уровня политической власти с соответствующими им масштабами и объемами прерогатив, средствами, характером и свойствами субъектов власти, а также объектами и отношениями между ними, причем эти уровни расположены в политическом пространстве не изолированно друг от друга. На микроуровне - малые группы, их политическое воздействие и отношения между ними. На мегауровне распространяются центры микровласти и микропроцессуальных отношений вовне.

Нередко политическая власть отождествляется с государством, вернее отношениями в государственных институтах. В этом случае за пределы политической власти выходит целый ряд социальных отношений. Например, власть харизматического лидера, отношения в партийных организациях и т.д.

Особенность политической власти состоит в способности индивидов, групп и их организаций в реализации своих интересов и их воли с помощью средств политико-государственного управления и контроля. На основании того политическую власть можно подразделить на государственную и общественную. Носителями последней являются партийные организации, общественные движения и СМИ.

Политическая власть подразумевает обязательную организационную процедуру для выражения интересов общностей, т.е. институциональную оформленность. Это может быть достигнуто через политические партии, государство и т.д. Важной составляющей является идеология.

Политическая власть универсальна и может использовать самые разнообразные ресурсы. Она сочетает открытые и теневые центры, функционирующие скрытно за пределами сферы общественного контроля.

Важным признаком политической власти является иерархичность отношений и моноцентричность, что означает присутствие единого центра принятия решений. Помимо этого, субъекты власти могут делегировать свои полномочия друг другу. Например, центральная власть передает часть полномочий органам местной власти.

Выделяют два вида осуществления политической власти: открытая, латентная и потенциальная. В первом случае субъект власти воздействует на объект и добивается подчинения. При латентной форме осуществления власти объект действует в соответствии с желаниями субъекта, предвидя его реакцию, хотя сам субъект не совершает по отношению к объекту никаких действий. При потенциальной форме субъект, обладая правами на осуществление власти, не исполняет свои полномочия. В этом случае можно говорить о неэффективности и кризисе власти.

По способу организации власти можно выделить демократическую и недемократическую власть. По источнику происхождения власти социолог М. Вебер выделяет три вида власти: 1) традиционную, опирающуюся на устоявшиеся и маломеняющиеся в данном обществе ритуалы и традиции, 2) легальную - опирающуюся на закон и другие нормы права, четко регламентирующие осуществление власти и 3) харизматическую, реализующуюся за счет особого авторитета руководителя и вере его последователей в особые способности руководителя.

Довольно часто говорят о легальной и легитимной власти. Легальной является власть, возникшая и функционирующая на законном основании. Полномочия этой власти четко ограничены законом, сама власть строго действует в рамках закона. В отличие от нее легитимная власть, это та власть, которая была признана населением страны, т.е. оно основано на доверии населения. Таким образом, власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти является юридической характеристикой, а легитимность - нравственной оценкой.

В целом, специфика политической власти связана со способностью отдельных людей, их групп или организаций реализовать свои интересы и свою волю через средства политико-государственного управления и контроля. Политическая власть делится на государственную и общественную.