Признаки глистных инвазий у детей. Признаки аутизма у детей

Этому периоду жизни посвящена наша книга «Ваш малыш. Начало жизни». Надеемся, что с ее помощью вы досконально изучили вашего кроху и помогли ему освоиться в новом мире. Вы уже опытны и обучены. Вы знаете каждое пятнышко и каждый прыщик на теле любимого малыша. Мало тога, до его плачу вы можете определить, когда он голоден, когда у него болит животик, а когда ему просто хочется прижаться к своим родным.

С ростом малыша проблем меньше не становите появляются все новые и новые вопросы. На многие из них мы подробно ответили в книге «Развитие и воспитание», а здесь расскажем о физическом здоровье малыша, который уже повзрослел и успешно вошел в этап грудничковой жизни.

Признаки недомогания

Заболевая, одни дети начинают капризничать и плакать, оповещая весь мир о том, как им плохо; другие, наоборот, становятся вялыми и апатичными. Это зависит от многих причин - и от темперамента, и от интенсивности болевых ощущений, и от окружающей обстановки.

У заболевающего малыша часто изменяется внешний вид.

У постоянно плачущего ребенка кожа краснеет, веки отекают, голос становится сиплым и жалобным, при этом малыш сам утомляется от плача, поэтому он может затихать на время, тяжело дыша и продолжая всхлипывать.

Ребенок, переносящий заболевание молча, выглядит как бы изможденным: у него печальное или усталое выражение лица, бледная кожа, тяжелое и прерывистое дыхание, он как будто тускнеет, утрачивает жизнерадостность.

Типичным признаком почти любого заболевания является снижение аппетита. Малыш плохо сосет грудь или соску, часто прерывается, отворачивается, морщится. Ребенок постарше, которого кормят из ложечки, может отталкивать ее руками, закрываться ладошками. Все попытки его накормить заканчиваются слезами.

Не пытайтесь накормить ребенка во что бы то ни стало, отсутствие аппетита - это одна из интуитивных (бессознательных) форм борьбы с заболеванием.

При переваривании пищи серьезная нагрузка ложится на печень, которая при заболевании малыша должна «работать на два фронта»: и пищеварение обеспечивать, и синтезировать вещества, нейтрализующие токсины трусов и бактерий. Поэтому при отказе ребенка от еды, возможно, стоит не кормить его силой, а на время оставить в покое.

При заболевании у малыша, как правило, нарушается режим сна : вроде бы, кроха становится сонливым, засыпает в то время, когда по режиму ему полагалось бы бодрствовать, но сон его обычно некрепок и недолог - через некоторое время малыш просыпается, хнычет, капризничает, потом снова засыпает.

Когда малыш начинает вести себя как-то необычно, первое, что делают родители - проверяют, нет ли у него темепратуры. Сначала, как правило, трогают рукой лоб и щечки малыша. Еще более достоверную информацию можно получить, прикоснувшись к коже малыша губами-они гораздо чувствительнее рук. О повышенной температуре говорят и пересохшие губы, и странно блестящие глаза. Вспомните свое состояние при высокой температуре - все тело ломит, наваливается слабость и появляется желание прилечь: Такие же признаки можно наблюдать и у ребенка, хотя нередко малыши с высокой температурой могут вы-глядеть довольно бодрыми.

В целом груднички неплохо переносят повышенную температуру, но следите, чтобы она не превышала 38,5-39 °С. Нормальная температура не всегда говорит о легкости заболевания, и не все болезни вызывают ее повышение.

Измерить температуру малышу грудного возраста, в силу его большой двигательной активности, непросто.

Самым оптимальным способом измерения считается ректальный, т.е. в прямой кишке.

Одно из удобных положений: малыш лежит на боку с поджатыми ножками, а один из родителей, фиксируя это положение, аккуратно вводит в анальное отверстие наконечник градусника, предварительно смазанный детским кремом. Также можно измерять температуру ректально, когда малыш лежит у вас на коленях животиком вниз, свесив ноги.

Через три минуты градусник можно осторожно извлекать. И помните, что нужно использовать специальный градусник для ректального измерения температуры (они продаются в аптеках!).

Если кроха протестует против такого способа, измеряйте температуру в подмышечной впадине или в паховой складке. Для получения точных результатов ручку (или ножку) ребенка плотно прижимайте к туловищу.

Заболевание может сопровождаться ускоренной работой сердца и легких.

У малыша учащаются пульс и дыхание. Это естественная реакция организма, направленная на борьбу с инфекцией и отдачу лишнего тепла. Чаще всего эти признаки проявляются как раз при температуре и исчезают с ее нормализацией.

Многие вирусные и бактериальные инфекции вызывают нарушения пищеварения , что проявляется в виде диареи (поноса) или рвоты.

Иногда может возникать и то, и другое. Периодическая рвота во время болезни - явление довольно обычное, однако если она становится неукротимой, фонтанирующей, это служит сигналом о серьезности заболевания.

Помните, что наибольшую опасность при диарее и рвоте представляет обезвоживание и нарушение солевого баланса организма!

Одним из важных показателей заболевания у детей являются высыпания на коже.

Они могут быть различного вида и величины, вызывать зуд или не Причинять ребенку неудобств, но для вас это сигнал опасности, так как сыпь сопровождается очень многие болезни.

Кашель и затрудненное дыхание, сопровождаемые чиханием и насморком, чаще всего свидетельствуют об острой респираторной инфекции, но могут быть проявлениями и более серьезных заболеваний, особенно если кажутся не совсем обычными - например, кашель очень сильный, до рвоты, или отрывистый, «лающий».

Насморк, чихание, слезящиеся глаза характерны для респираторных инфекций, но могут быть проявлениями, например, аллергии.

При менингококкемии (заражении крови, которое, как и менингит, вызывается менингококком) от появления сыпи до потери сознания или даже смерти ребенка может пройти менее суток; при своевременно же начатом лечении выздоравливают более 90% заболевших.

Когда следует вызвать врача

Самое первое и главное, что вы можете сделать для заболевшего малыша до прихода врача - это обеспечить ему покой, теплое питье и свежий воздух. В случае необходимости можете сбить температуру (если она превышает 38,5-39 °С) обтираниями теплой водой. Все остальное находится в ведении медицинских работников!

Участкового педиатра необходимо вызывать, если у малыша наблюдаются:

  • необычное поведение - вялость и сонливость или, наоборот, излишнее возбуждение, продолжающееся длительное время (около суток);
  • нарушения сна и аппетита в течение суток;
  • периодический «беспричинный» плач, который не прекращается,
  • несмотря на все попытки успокоить малыша;
  • появление каких-либо высыпаний на теле;
  • признаки болезненности в любой из частей его тела;
  • повышенная температура тела; насморк, кашель;
  • ненормально малое количество мочи за сутки;
  • рвота или диарея несколько раз за день;
  • любые иные отклонения от нормальной жизнедеятельности ребенка, если они вызывают у вас чувство беспокойства или тревоги.

Для того чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша. Можете даже все записывать: какая у ребенка была температура; в какое время вы заметили появление, например сыпи; какой и сколько раз у ребенка был стул; как он реагировал на ваши прикосновения; не было ли судорог или потери сознания и т.д. - то есть любые сведения, которые могут понадобится врачу для быстрой и точной диагностики заболевания.

Для того чтобы в экстренном случае можно было быстрее связаться с участковым педиатром, «скорой помощью», региональной службой спасения, запишите номера их телефонов! Обязательно покажите место, где они будут находиться (желательно у телефона) всем родным и близким, которые могут оставаться с малышом даже на непродолжительное время.

Вызов скорой помощи

Немедленное обращение к медикам нужно в тех случаях, если у ребенка:

  • температура не спадает, несмотря на ваши попытки ее сбить;
  • судороги, обморок, шок;
  • апатия и слабые рефлексы;
  • диарея с кровью, слизь в кале;
  • фонтанирующая рвота;
  • признаки резкой боли в животе, отказ от еды свыше 8 часов;
  • признаки обезвоживания: сухой рот, впалый родничок, синяя каемка вокруг глаз;
  • внезапно выступившая сыпь, особенно сопровождающаяся температурой или имеющая вид кровоизлияний;
  • ускоренное, шумное, затрудненное дыхание;
  • травмы, кровотечения;
  • безудержный плач, который вы никак не можете успокоить.

Когда вы вызываете скорую помощь, не рассказывайте в подробностях обо всех перипетиях заболевания, сосредоточьтесь на главных, наиболее опасных, с вашей точки зрения, симптомах. На другом конце провода находится оператор, который должен направить к вам квалифицированную помощь. Четко отвечайте на его вопросы, не забудьте сообщить точный адрес с указанием номера подъезда, этажа, кода домофона, наиболее удобного пути подъезда к дому, номера домашнего и мобильного телефонов.

В некоторых случаях (запутанные или перекопанные дворы, новостройки, ваша повышенная тревожность и т.д.) бывает разумнее встретить скорую помощь, например, на въезде во двор, указать водителю дорогу и максимально быстро привести врачей к больному малышу, чем ждать, когда они сами смогут вас найти.

Чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша...

Колики – частая причина плача ребёнка первых трёх месяцев после рождения. Когда дети рождаются, работа организма ещё не налажена:

  • Желудочно-кишечный тракт плохо справляется с поступающей пищей;
  • Избыточное газообразование;
  • Моторика кишечника слабая.

Большая часть семей испытывает мучительные моменты первых дней после появления нового члена семьи. По статистике такое состояние касается 70% детей. Родители часто не понимают причины плача. Родные боятся пропустить заболевание, требующее неотложной медицинской помощи. – неразрывные понятия. Ряд характерных признаков колик позволит точно определить главную причину беспокойства младенца.

Чтобы понять, что у ребёнка колики, и причиной плача стали именно они, следует исключить прочие заболевания. Стоит знать основные признаки упомянутого физического состояния. Это поможет облегчить понимание происходящего с новорождённым, увеличит шансы родителей вовремя, а главное, правильно распознать состояние здоровья грудничка.

Чтобы безошибочно определить наличие колик у детей, стоит знать основные признаки указанного физического состояния, каковы клинические проявления. Коликами называют схваткообразные боли в области живота, связанные с повышенным газообразованием. Процесс локализуется в кишечнике ребёнка, что объясняется адаптацией желудочно-кишечного тракта малыша к новым условиям существования после утробы матери. Кишечный тракт плохо развит, а точнее, недоразвиты нервные окончания, что затрудняет пищеварительные процессы, вызывающие увеличение количества газов.

Распознать признаки колик у новорождённых каждый родитель сможет, обратив внимание на характерные проявления поведения младенца. Симптоматика состояния настолько многочисленна, что удобнее условно поделить симптомы на две группы:

  1. Группа признаков, для которых характерно понятие – временной промежуток.
  2. Ко второй группе относятся физические симптомы языка тела.

Признаки кишечных резей у детей, объединенные понятием времени

Распознать симптомы колик у новорождённых, по которым точно определяется повышенное газообразование, помогут признаки, связанные с периодом времени:

  1. Младенческие рези живота начинаются при первом месяце, примерно с 3-4 недели.
  2. Продолжительность колик лежит в пределах 3 часов.
  3. Периодичность повторения, начиная от 3 раз в неделю.
  4. Симптомы должны постоянно повторяться 3 недели подряд без перерыва.
  5. Пик болей у грудничка приходится на период первого, второго месяца жизни.
  6. Заканчиваются колики у малыша после третьего месяца.

Для короткого определения перечисленных признаков педиатры используют в терминологии так называемое «Правило трёх». Оно гласит: если здоровый младенец плачет три часа в день, не менее трёх раз в неделю, продолжительность болей составляет период трёх месяцев, то в 99% случаев новорождённый страдает от повышенного газообразования.

Признаки колик по языку тела детей

Когда малыш страдает, он ярко выражает недовольство движениями тела. В период острой боли у ребёнка наблюдаются симптомы:

Поведение детей в течение дня

Распознавая – действительно малыша мучают колики или причина слёз – иное заболевание, следует понаблюдать за его поведением на протяжении дня. Это должна быть основная особенность физического состояния новорождённого. Малыш хорошо развивается физически, умственно, набирает вес соответствующий нормам. Должны отсутствовать медицинские признаки другой болезни.

Ряд нижеприведённых показателей здоровья поможет правильно определить состояние младенца:

  • Нормальный аппетит;
  • Плакать без причины младенец не должен;
  • Температура соответствует нормам;
  • Отсутствуют покраснения горла;
  • Нет кашля;
  • Кожные покровы без покраснений, нет высыпаний.

Эти показатели доступны для самостоятельной проверки родителям, но лучше показать малыша участковому педиатру, который исключит наличие признаков иных заболеваний. Целый день поведение малютки отличается спокойствием. Он общительный, играет, настроен доброжелательно.

Внезапность возникновения детских колик

Основной симптом, позволяющий отличить колики от простых капризов – изменение поведения ребёнка. Ещё недавно игравшийся, жизнерадостный малыш вдруг закатывается плачем без видимых причин. Эта смена настроения происходит резко на фоне полного благополучия. Никакие действия со стороны родителей не помогают успокоить младенца. Это становится дополнительным показателем колик.

Укачивания, объятия не приносят облегчения. Внезапно младенец успокаивается. Начало приступов и окончание одинаковые – начинаются внезапно. Младенец опять радуется жизни, улыбается.

Период болей от газов – особенность детского плача

У детского плача при коликах характерные симптомы. Эти отличия дополнительно помогут родителям правильно определить состояние малыша. Характер криков о многом скажет родным. Болезненные слезы:

  • Громкие;
  • Пронзительные;
  • Внезапно возникающие;
  • Громкие по тональности.

Конечно, у каждого грудничка крики разные. На это влияют виды темпераментов детей, порог болевой чувствительности. Возможны вариации характера слез, но для всех малышей характерна внезапность возникновения. В моменты высочайшей боли крики принимают душераздирающий характер, взывающий о помощи.

Был проведен анализ детского рыдания во время колик с помощью аудиограммы. Исследование показало – слезы в период повышенного газообразования отличаются индивидуальными характеристиками. «Крики колик» способны отрицательно подействовать на женскую психику.

Выделяются различия детских слез от коликовых болей, зависящие от пола детей. Хотя официальная медицина таковые особенности отрицает, практика врачей выявляет другое:

  1. Капризы мальчиков в этом периоде происходят чаще.
  2. Девочки кричат меньше.
  3. Рыдания мальчиков дольше.

Особенности нервной регуляции младенца влияют на усиление колик вечером. Поэтому пик плача чаще приходится на вторую половину дня. Активным считается период с 18.00 до 24.00. Эти вечерние крики болей получили название «дежурных колик».

Разнообразие признаков поможет родителям с высокой долей вероятности определить колики. Стоит лишь помнить, что физическое состояние малыша указанного этапа развития – временное, не означающее болезнь. Колики проходят к третьему месяцу после рождения, реже – к четвертому. Поэтому родителям стоит запастись терпением, отнестись с пониманием к происходящему, чтобы навести должный порядок и спокойствие. Это поможет малышу пережить неблагоприятный период жизни и расти счастливым, уверенным человеком.

Если высокая температура поднялась без видимых причин, и держится продолжительное время, нужно быть настороже. Медики с уверенностью заявляют, что большинство вирусных заболеваний начинаются с повышения температуры тела, остальные признаки появляются спустя несколько дней. В этом случае жаропонижающее будет действовать на протяжении короткого промежутка времени.

Разбираемся в причинах

Некоторые вирусные заболевания протекают в легкой форме и не всегда требуют обращения к врачу. В этом случае родители могут принять выжидательную позицию и просто наблюдать за состоянием ребенка. Если спустя некоторое время после борьбы с температурой она не уменьшается, скорее всего, ее вызвала бактериальная инфекция, лечение которой нужно проводить в обязательном порядке .

Ни в коем случае нельзя оттягивать визит к врачу, если у ребенка имеются врожденные пороки в развитии или хронические воспалительные заболевания.

Когда температура сохраняется длительное время, без каких-либо симптомов, врачи называют такое состояние лихорадкой непонятного происхождения (ЛНП).

Большой проблемой является температура у маленьких детей по той причине, что они не могут рассказать о том, что их беспокоит. Поэтому если мама заметит что ее малыш не такой, как обычно, лучше не откладывать визит к врачу.

Помимо вышесказанных причин, повышенная температура может быть связана с вакцинацией. Такая реакция на прививку считается нормальной и не должна вызывать опасений.

Действия родителей

Прежде всего, ребенка нужно тщательно осмотреть. Покраснение в горле – первый признак вирусного тонзиллита (ангины). Кроме этого нужно обратить внимание на состояние щек и языка – есть вероятность, что температура вызвана стоматитом. В этом случае во рту появятся маленькие белые точки, похожие на язвочки.

Следующее, что должны сделать родители – проследить за мочеиспусканием. Если цвет мочи поменялся, стал неестественным, в ней появились белые хлопья, а сам процесс доставляет ребенку дискомфорт, скорее всего причина кроется в инфекции мочевыводящих путей.

Если никаких нарушений не было выявлено, серьезных поводов для вызова врача нет.

В этом случае ребенку нужно создать оптимальные условия для скорейшей стабилизации состояния:

  • Обеспечить в помещении циркуляцию прохладного влажного воздуха (оптимально 21-22 градуса). Для этого необходимо часто проветривать комнату и делать влажную уборку.
  • Допускается обтирание тела ребенка салфеткой, смоченной в воде комнатной температуры. Также можно приложить ко лбу холодный компресс.
  • Сбивать температуру жаропонижающими средством нужно только при высоких показателях – 38.5. Однако все зависит от того как ребенок переносит высокую температуру.
  • Не ограничивать ребенка в питье, не кормить насильно.
  • Обеспечить постельный режим и спокойные игры.

Что не нужно делать:

  • Укутывать ребенка одеялом.
  • Делать горчичники.
  • Купать в горячей ванне или душе.
  • Поить горячими напитками.
  • Использовать спирт или уксус для снижения температуры.

Самим родителям нужно постараться не паниковать, и действовать, опираясь на здравый смысл.

Когда пора вызывать врача?

Для того чтобы не допустить осложнений, ребенок должен находится под постоянным контролем взрослых, так как в любой момент ситуация может обостриться. Особенно внимательными нужно быть в ночное время.

Что должно послужить поводом обращения к врачу:

  • Температура не спадает в течение нескольких дней.
  • Отсутствие аппетита даже после стабилизации состояния.
  • Вялость, апатия, сонливость.
  • Подергивание подбородка – опасный симптом, требующий немедленного вызова скорой помощи.
  • Изменение в дыхании – слишком частое или наоборот, глубокое.
  • Изменение цвета кожных покровов – бледность, покраснение, сыпь.
  • Температура выше 38.9
  • Рвота, диарея.

Дети до 6 месяцев должны быть проверены педиатром независимо от того, насколько сильно поднялась температура.

Редкие болезни

Когда в организм попадает вирус или происходят другие воспалительные процессы, все, что может сделать иммунная система – бороться с возбудителем. Повышая температуру тела, организм пытается уничтожить чужие, опасные клетки. В случае, когда температура держится достаточно долго, и никаких симптомов не наблюдается, это может свидетельствовать о наличии злокачественного образования. К сожалению, в детском возрасте это тоже случается.

Поэтому заметив у ребенка регулярное, даже незначительное повышение температуры, его нужно обязательно обследовать на предмет онкологических заболеваний.

Также ребенка нужно показать нефрологу. Возможно, причиной температуры послужило микробное воспаление почек – пиелонефрит.

Вывод

Высокую температуру без каких-либо признаков некоторое время можно наблюдать, и периодически сбивать. Однако в этом случае родители должны быть уверенны, что ребенка больше ничего не беспокоит. Главное правило – не нужно допускать, чтобы отметка термометра поднялась выше 38.9.

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

– патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием , выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: , письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

  • Интересно почитать:

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

Диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи , однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

  • Возможно, вас заинтересует:

У детей с аутизмом наблюдаются , они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения , могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним , то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС . Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

  • Это интересно:

Лечение

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и ;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.


у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

  • Советуем почитать:

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении , если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении , особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25% , либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.


При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой . В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

Неврозы

Проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния .

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с характеризуются периодическими резкими перепадами веса , потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.


Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

У каждого навыка и умения есть свое оптимальное время развития. Именно в это время навык развивается быстро и хорошо сам или с минимальной помощью. Но если это время упущено, все становится намного сложнее. Советы от Мария Мельник — гештальт терапевта, практикующего детского психолога, что же делать в случае, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Почему так важно попасть на диагностику вовремя? Во-первых запаздывающий навык всегда развивается труднее. Во-вторых, потому что развивая запаздывающий навык (и тем более ожидая пока он это сделает сам), мы уже отбираем время и тормозим развитие следующего. Проще говоря, в 2-3 намного проще запустить или развить ребенку отстающую речь, чем в 4-5. В 4-5 ребенок может уже полностью овладеть родной речью и тогда это даст возможность развиваться социальным навыкам (полноценное общение с ровесниками), мышлению (вербальный, то есть речевой, интеллект и возможность узнавать все больше информации, которая в окружающем мире много где закодирована в речь), фантазии, ролевой игре, а так же вниманию и памяти. Но что если в 4 речь только начинает развиваться?

Поэтому на самом деле важно заметить, когда что-то не так и вовремя обратиться за помощью. К сожалению, невозможно перечислить все тревожные признаки и сходу научить их замечать. Но вот, пожалуй, самые критичные:

Общие тревожные признаки:

  • Отсутствие зрительного контакта. Это когда ребенок вообще не смотрим вам в глаза. Или смотрит, но мельком только маме и больше никому.
  • Стереотипные движения. Это когда ребенок постоянно делает одинаковые короткие движения. Например, махает руками или раскачивается торсом. Особенно если он это делает часто и продолжительно. Если может больше пяти минут бегать по кругу, не меняя траектории и не отзываясь на ваши замечания, сюда же.
  • Агрессия. Если она постоянная и беспричинная. Например, дома и в саду точно все хорошо, но ребенок дерется, кусается и вообще выражает свои эмоции исключительно через ор и побои. Особенно, если не останавливается после ваших попыток его угомонить и может орать несколько часов. Иногда, кстати, так бывает у здоровых детей, при запущенном манипулятивном поведении и отсутствии нормальной коммуникации с родителями, но это тоже повод обратиться за помощью.
  • Особенно важно заметить появление садизма – когда ребенок начинает ловить и мучить кошечек/хомячков/жучков, неоднократно и явно с интересом и удовольствием, равнодушно кивая на ваше «нельзя» и «ему же больно».
  • Ааутоагрессия. Практически любая и особенно продолжительная: от биться головой об стену, до обкусывания ногтей, выдирания волос и обсасывания костяшек пальцев до кровавых синяков.
  • Савантизм. Это условное название ситуаций, когда в развитии способностей и навыков есть сильный перевес – одни развиты слишком хорошо, а другие слишком плохо. Например, ребенок в четыре умеет прибавлять трехзначные числа, но плохо говорит и почти не общается с ровесниками.
  • Полное нежелание контактировать с людьми. Как нарастающее, так и внезапное.
  • Компульсивное поведение. Это когда ребенку постоянно нужно выполнять какие-то одинаковые действия в определенной последовательности. Например, сначала надеваем футболку, потом шорты, наоборот нельзя. Или сначала расставляем карманных кукол, а потом садимся рисовать. Если нарушается закономерность – бурная протестная реакция. Ключевое слово – постоянно.
  • Страсть к упорядочиванию и однообразию. Это когда ребенок, попадая в любое пространство, начинает все игрушки или предметы раскладывать по цветам или по размеру (или вообще по любой придуманной закономерности, но главное – пока не упорядочит, не успокоится).
  • Неравномерность или задержка интеллектуального развития. Это когда ваш ребенок сильно отличается уровнем развития и поведением от ровесников на детской площадке или в детском саду/центре/кружке/школе. И когда резкие скачки в приобретениях навыков и успеваемости. Например, раньше хорошо учился, а тут друг перестал понимать, забыл, стал интересоваться более инфантильными играми, чем раньше.
  • Постоянное нервное возбуждение и гипер/гипо тонус конечностей. Это когда ребенок вечно нервный, возбужденный, требует внимания и у него напряженные «деревянные» руки и/или ноги. Или наоборот апатия и постоянно вялые мышцы конечностей.
  • Нарушение сна. Просыпания, крики, постоянные кошмары. У совсем маленьких детей это могут быть крик без причины и засыпания не более чем на 20-40 минут. То есть вы уверены, что это он сыт, памперс сухой, животик мягкий, но ребенок ни разу в сутки не засыпает больше чем на 40 минут и постоянно орет.
  • У детей постарше хорошо видно, когда нервная система не может успокоиться – ребенок уже давно не спал, все время зевает, но угомониться и уснуть не может. Такое может быть в норме, если ребенок легковозбудимый и вас был бурный день, но если многочасовое укладывание спать происходит каждый день — это уже серьезно.
  • Любые двигательные недостачи и аномалии. Есть какие-то подозрительные или постоянно повторяющиеся движения, неодинаково двигаются парные конечности, тики, судороги подергивания.

Развитие речи:
В полтора года отсутствует или слабо развито понимание речи. Ребенок не понимает, что вы ему говорите, даже в плане самых простых бытовых вещей. Не отзывается на свое имя и просьбы типа «иди сюда», «нельзя», «принеси мяч». Отсутствует речь в виде первых слов на детском языке. Обычно в полтора должна быть хоть пара слов вроде «мама», «папа», «нет», «дай», «вжж», «кися» и т.д. Да, важно чтобы это было слова, а не слоги или отдельные звуки.

В два — два с половиной года, отсутствует или очень слабо развито понимание речи, не появились сознательные слова (например, есть только эховые повторения за взрослыми). Словарный запас не превышает 10 слов – обычно в это время в норме ребенок активно набирает словарный запас. Отсутствует понимание коммуникативной функции речи – то есть ребенок не понимает, что речь нужна для просьб и вообще общения с родителями и не использует ее для этого.

В три уже должны появиться первые предложения минимум из трех слов и осмысленные выражения своих просьб и потребностей – пить, есть, писять, мультики. Не страшно, если это все есть, но не со взрослыми формами слов или с неидеальным произношением. Главное речевые центры заработали, остальное потом можно разговорить или поправить с логопедом.

После 3 лет:

  • Слияние с матерью. Именно невозможность от нее оторваться, отпустить ее из виду или вообще находиться где-либо без нее.
  • Быстрая истощаемость, нарушения объема и концентрации внимания. Это когда ребенок вообще не удерживается, над каким либо процессов больше минуты – тут же вскакивает и куда-то бежит. Очень часто вместе с этим идет социальная дезадаптация, то есть невозможность играть и общаться с ровесниками. Интерес вроде есть, но внимания не хватает удержаться в контакте. Сюда же неспособность сосредоточиться на предмете или деятельности. Не способность выполнить какое либо дело до конца. Постоянная хаотичная смена деятельности.
  • Нарушения развития моторики — неловкость, расторможенность, медлительность, тики, возбудимость.
  • Паническое избегание неудач, когда ребенок, например, в каждой игре подменяет фишки или ругается с другими игроками чтобы выиграть любой ценой, сильная эмоциональная реакция в случае критики. Систематическое избегание неинтересной, но нужной деятельности. То есть, к слову «надо» не привыкает вообще, ни в каких ситуациях, не смотря на ваши длительные усилия.
  • Постоянная забывчивость, регулярная потеря личных вещей, постоянные неискореняемые ошибки всегда и везде.
  • Постоянная разрушительная и социально неприемлемая деятельность — кричит, разбрасывает вещи, снимает одежду в общественных местах.
  • Непрерывное конкурирование со всем и вся, постоянное игнорирование границ других людей и правил поведения (при условии, что вы их ему неоднократно озвучили, а не решили, что он сам догадается).
  • Неспособность ждать своей очереди и вообще ждать.
  • Повышенная тревожность и не самостоятельность. Навязчивые мысли и действия.
  • Постоянные страхи насчет всего вокруг – людей, животных, мест.
  • Полное или частичное отсутствие речи во взрослом (от 5 лет) возрасте не связанное с логопедическими проблемами и задержкой развития. Пропадание речи происходит несознательно в стрессовых местах и ситуациях.
  • Несуществующие друзья , особенно до 5-7 лет. В пять семь такое часто бывает и у здоровых, но очень одиноких детей.
  • Да, из песни слов не выкинешь, частая или постоянная мастурбация в виде ерзания на стуле, трения об углы и рук в неположенных местах. Причем если ребенок уже перестал прятаться и стесняться вас и других взрослых, это серьезный повод для беспокойства.

Что делать, если вы обнаружили какой-то из описанных признаков у вашего ребенка?

Идти на диагностику к хорошему, проверено профессиональному психологу и/или невропатологу. Можно в хороший диагностический центр, там есть еще много других нужных специалистов, которые могут понадобиться. Чего не надо делать – пугаться, думать как-то переживем и откладывать поход на диагностику в долгий ящик. Чего нельзя делать категорически – кричать на ребенка, обвинять его в его проблемах и оставлять его с ними наедине.

Потому что из любой, даже самой тяжелой ситуации, всегда есть множество выходов. Этот город очень большой, а этот мир еще больше, и в нем всегда найдутся люди, ситуации и ресурсы, способные помочь вам и вашему ребенку. В конце концов, проверка — это еще не диагноз. Поэтому сначала разбираемся, что происходит, а потом пугаемся и думаем, что делать.