Русские народные попевки для детей слова. Методическая разработка на тему "Распевание в вокальном ансамбле народной песни

Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.

Конечно же, нельзя забывать и о , распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.

Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.

Ещё одной особенностью народного пения является атака и . Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.

Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Распевание в вокальном ансамбле народной песни.

Начальный период обучения»

Выполнила:

преподаватель I категории

Марзаева Наталья Александровна

Бирюсинск

    Введение

2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

    Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

    Заключение

    Список литературы

Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.

При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.

Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.

Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.

Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

Цели:

    обучение пению в народной манере;

    приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;

Задачи:

    развитие вокального слуха и певческого голоса;

    формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;

    освоение основных начальных элементов народной хореографии;

    развитие метро – ритмического мышления;

Прогнозируемый результат :

По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

    свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;

    чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;

    свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;

    уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.

ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ

РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

    «Я-ли-я» Ё-ли-ё ») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

    «А-я» ( «О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.

вариант 1 вариант 2 вариант 3

    «А-е-я». Следить за светлым звуком .

    «Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.

    «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

1 . «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.

1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp , короткие согласные, мелкая артикуляция.

2 . «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

    «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

    «Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1 Вариант 2

    «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

    Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.

    Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.

    Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.

4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.

5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической

конференции. - М.: Классика - XXI , 2003.

Вспомним известное высказывание о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Мы отмечаем появление интересных художественных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.

Теме «Народное творчество - детям» посвящались городские активы, конференции музыкальных руководителей детских садов. Настоящим откровением было знакомство с опытом работы с русской народной потешкой.

Захотелось расширить свой репертуар русских песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начать пришлось с самообразования: чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения хрестоматий русской народной песни и поэзии.

Во всех возрастных группах я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки. Очень хороши программные песенки для младшей и средней групп: «Ладушки», «Сорока - сорока», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать её по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, как дети узнали песню, появляется петушок - игрушка бибабо или игрушка из папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, воспитатель говорит:

Как у пети - петушка,

Шапка выше гребешка,

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете.

Ребенок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.

Русскую народную попевку «Сорока» использую и в младшей, и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание. В средней и старшей группах учу различать звуки по высоте, начиная песню с низкого, среднего, высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать ритмический рисунок. В старшей группе эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне. В старшей и подготовительной группах попевка «Скок -поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает лёгкость, подвижность голоса. Попевка удобна для задания «пение по цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу, эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.

Русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Дети отмечают, что в припевках русских песен часто встречаются слова «люли - люли».

Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. В средней группе дети знакомились с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Я спросила, кто понимает слово «пригожий», и Саша быстро нашелся: « Это значит - очень хорошенький».

Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными.

Дети подготовительной группы очень любят русскую народную шуточную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова и исполняют её с большой выразительностью;

Пошла млада за водой,

Коромысел золотой.

Коромысел золотой,

Ведерки дубовые.

Мелодия песни достаточно сложна, и, добиваясь чистого её воспроизведения, предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог «ля», вызываю для индивидуального пения тех, кто хорошо поет. В дальнейшем инсценируется, интересно оформляется. Вносятся элементы русского костюма двум ведущим детям, деревянные расписные ведра и коромысло, гусли.

Глубокое впечатление производит на детей песня «Зимушка - зима»в обработкеАн. Александрова:

Уж ты зимушка - зима,

Зима снежная пришла.

Зима снежная пришла,

Все дороги замела,

Все дороги и пути,

Ни проехать, ни пройти.

Канительный характерпеснипомогаетразвитию дыхания детей. Выразительное музыкальноезаключениедополняетобщеенастроение и музыкальный образ песни.

Чтобы интерес к песне не ослабевал, использую различные методические приемы,которые к тому же помогают мне лучше узнать индивидуальные возможности детей.

В старшую и подготовительную группы загадывать музыкальные загадки приходят русские народные деревянные игрушки - Матрешка и Ванька -Встанька. Я или кто-нибудь из детей водят игрушку, воспроизводя ритмическийрисунок песни или потешки. Дети внимательно, с интересом слушают и бывают очень рады, если узнают и правильно называют песни или потешки. Предлагаю спеть индивидуально или хором песню, всем вместе повторять за игрушкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши.

В группе у детей есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские музыкальные и ударные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми во время свободных игр, мы с воспитателями видели их попытки инсценировать песни, создавать несложные пляски под плясовые «Ах вы, сени», «Калинка», желание подбирать любимые мелодии на металлофоне. В середине года в подготовительной группе был организован музыкальный вечер «Русская песня». Я рассказала о любви русского народа к песне, о том, что с песней и на работу шли, и праздник встречали, о том, что русскую песню знают и любят во всем мире. Напомнила детям пословицы, в которых народ выразил свое отношение к песне: «Где песня льется, там легче живется», «Весело поется, весело и прядется». Дети называли свои любимые песни, пели, играли их на металлофоне, слушали песни в исполнении взрослых. Под хороводную песню хоровод водили, под игровую песню провели игру.

Игры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игрыспениеммогутпроводитьсябезмузыкального сопровождения вне музыкальных занятий под руководством воспитателя. Важно бывает создать соответствующую обстановку, оформить игру интересными атрибутами. Для проведения игры «Кто у нас хороший» вносим домик, расписанный в русском стиле, кокошник девочке, шапку и игрушечную лошадку мальчику. Перед игрой «У медведя во бору» дети наряжаются, надевают платочки, берут туески, корзиночки, мальчик, который будет играть роль медведя, надевает костюм.

Репетиции оркестра русских народных ударных инструментов - одно из любимых занятий детей по вечерам. В репертуаре оркестра народные мелодии «Ах вы, сени», «Я рассею свое горе», танец с ложками.

Большая работа с русским народным материалом вылилась в развлечение «Как на нашей улице» для старших групп.

На педсовете было оговорено оформление зала, атрибутов. На центральной стене решили изобразить деревенскую улицу с избами, низкими плетнями, белоствольными березами,ведущую и детей - нарядить в яркие русские костюмы.

Надо было продумать роль ведущей, манеру её поведения, речь, обращенную к детям. Дети ждали этот праздник. И вот наступил долгожданный вечер. Ведущая Василиса приветливо, с поклоном их встретила: «Здравствуйте, ребятушки, рада вам, давно вас поджидаю на нашей широкой улице с березами белыми, избами высокими.Васподжидаю,песнюнапеваю».Василисапела, танцевала, загадывала детям загадки. Красны девицы хороводы водили, а добры молодцы затеяли молодецкие игры - силой мерились, силой хвастались. Прошлась по улице молодушка с речки с полными ведрами. Шутники состязались, кто кого переговорит. Выходил ленивый Тит с большой ложкой. Выступали ложкари, плясали кадриль, потом и вся улица в пляс пошла. Дети долго вспоминали этот праздник,выступалиссамымиинтересныминомерамиперед младшими детьми.

Русская песня и слово хорошо вписываются в любой детский утренник.

Овчинникова Л.В.


* * *

Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
Что, ретивое сердечко,
Горя нет, а ты болишь?
* * *

В поле белая берёза
От дождя качается;
Скажи, миленький, тихонько:
Ты об чём печалишься?
* * *

Пойду на ручей текучий,
Где проточная вода:
Не поит ли мой зазнобушка
Воронова коня?
* * *

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт.
Лучше нету той минуты,
Когда миленький придёт.
* * *

Сколько в доме украшенья,
Когда солнышко взойдёт.
Сколько сердцу утешенья,
Когда миленький придёт.
* * *

Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
-Люби, милый, помни!
* * *

Моё сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Моё сердце никогда.
* * *

Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слёз?!
* * *

Карие глазёночки
Стояли у сосёночки,
Стояли, улыбалися,
Кого-то дожидалися.
* * *

Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.
* * *

Меня милый провожал,
У крылечка постоял,
Сколько звёздочек на небе,
Столько раз поцеловал.
* * *

Но ругай, мама, за дролю:
Скоро дроля будет зять:
Через два года на третий
Обещался замуж взять.
* * *

У нас улочки прямые,
Заулки косоватые,
Нельзя по улочке пройти:
Соседки зубоватые.
* * *

Ох, у воротнего столба
Нету счастья никогда:
Когда - ветер, когда - дождь,
Когда - милку долго ждёшь.
* * *

Говорят, что мне измена,
А я стою у ручейка;
Не четыре года гуляно -
Четыре вечерка.
* * *

Ничего нет на уме -
Только про Иванушка:
Что-то больно долго нет -
Дома неуправушка.
* * *

В поле, чёрная черёмушка,
Чернеешь или нет?
Скажи, милёночек, но совести,
Жалеешь или нет?
* * *

Ягодиночка, тебе
Чего наговорили-то?
Когда хаяли меня,
Кого тебе хвалили-то?
* * *

Кабы ты, моя хорошая,
Была не по душе,
Не ходил бы ночи тёмные,
Не спал бы в шалаше.
* * *

Ты гармонь, гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
По дорожке, по песку.
* * *

Скоро, скоро снег растает,
Вся земля согреется.
Скажи верное словечко;
Можно ли надеяться?
* * *

Мы с милёночком стояли,
Снег растаял до земли;
Где навеки распрощались
Ручеёчки протекли.
* * *

Ах, поверьте, сердцу тошно.
Если влюбишься в кого.
В один час влюбиться можно,
А потом-то каково?
* * *

Закатилось красно солнышко
До самой до земли;
Мой милой ушёл на Волгу
До самой до зимы.
* * *

Мой мил далеко,
На заимке пашет,
Я поскотиной иду,
Он рукою машет.
* * *

Побежишь, милый, топиться,
Ты зайди ко мне проститься:
Я до речки провожу,
Глубже место укажу,
* * *

Ты, родима матушка,
Родила бы камушком,
Опустила б в морюшко -
Не знала б дочка горюшка,
* * *

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Чёрный воронёночек,
Чернобровый, черноглазый
У меня милёночек.
* * *

Уточки, гагарочки
Все плывут по парочке,
А я, бедна сирота,
Брожу по полюшку одна.
* * *

Надоела в девках воля,
Пойду замуж терпеть горе,
Передамся, бабы, вам
Ко горючиим слезам.
* * *

Ночи, тёмные, осенние,
Частые дожди льют;
Глазки серые, веселые
Спокою не дают.
* * *

На горушке стоит ёлка,
В ёлке червоточинка;
Без тебя, мой дорогой,
Хожу, как черна ноченька.
* * *

Дайте острую пилу -
Пойду рябинушку спилю:
Не шумела бы она -
Не болело б сердце у меня.
* * *

Я кошу - валится на косу
Зелёная трава;
Я люблю, а ты не любишь,
Ягодиночка моя.
* * *

Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
* * *

Наша реченька глубока,
На ней тоненький ледок,
Целовал меня милёнок,
Губы сладки как медок.
* * *

В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом;
Отчего все девки рябы?
Их побило градом.
* * *

Я сударку свою знаю -
На прогоне живет с краю,
На прогоне, на углу -
Третий год её люблю.
* * *

Хотел я уточку убить -
Серая закрякала,
Хотел я девушку забыть -
Бедная заплакала.
* * *

Я стояла за крыльцом,
А сказали: с молодцом.
Я платочек вынимала,
А сказали: целовала.
* * *

Милая, горячая,
Тебя любить не для чева:
Сердце камень у тебя -
Сидишь, не взглянешь на меня.
* * *

Открой, маменька, окошечко,
Головушка болит.
-Не обманывай-ко, дитятко;
Тальяночка манит.
* * *

Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под середнее окно
Тихонько поцарапайся.
* * *

Милый мой, милый мой,
Милый, наречённый,
Поиграй, милый, в гармонь
На заре вечерней.
* * *

Шила милому кисет,
Пока мамы дома нет;
Маменька за скобочку,
Кисетик я - в коробочку.
* * *

Девушки-беляночки,
Где вы набелилися?
-Мы вчера коров доили.
Молочком помылися.
* * *

Ничего, что я мала -
С неба звёздочку сняла.
Один вечер посидела,
Паренька с ума свела.
* * *

Не кокуй, кукушка сера,
Не на ту берёзу села,
Пересядь на ёлочку -
Снеси поклон милёночку.
* * *

Мамочка не родная,
Похлёбочка холодная,
Кабы родная была,
Щей горячих налила.
* * *

Ягодиночка, у синего
У моря постоим -
Ягодиночка, про тайную
Любовь поговорим.
* * *

Через быструю речонку
Ходил, буду я ходить.
Чернобровую девчонку
Любил, буду я любить.
* * *

Много звёздочек на небе -
Полуночной звезды нет.
Много девушек на свете -
Да одной милее нет.
* * *

Я на пожинку ходила,
По прокосью грабила,
Золотую слезоньку
На пожинке оставила.
* * *

Заплету я в косу ленту,
Посмотри: алеет ли?
Кума, спроси у сероглазого,
Меня жалеет ли.
* * *

Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришёл милый, похвалил:
-Какая мастерица!
* * *

Ветер дует, ветер дует -
Ветерочка не унять;
-Говори, милый, пореже
Мне словечка не понять.
* * *

Не ругай меня, мамаша,
Не ругай, родна:
Сама была молода,
Приходила поздно.
* * *

Вспомни, милый, дорогой,
Как стояли мы с тобой,
Шумела белая черемуха
Над нашей головой.
* * *

До чего ты довела -
Стал я тоньше ковыля!
-Что ты шутишь, что ты шутишь,
Ковылиночка моя!
* * *

Хорошо иметь бы туфельки
На лёгоньком ходу,
Чтобы маменька не слышала,
Когда домой иду.
* * *

Неужели лесу мало -
Я берёзоньку рублю.
Неужель ребяток мало
Я женатого люблю.
* * *

За высокие хоромы,
Папенька, не отдавай:
Человек дороже дома -
Человека выбирай.
* * *

Занавесили окошки
Тонким белым полотном.
Знать, просватали подружку,
Сидит, плачет под окном.
* * *

Ну, какая это стать,
Вёдра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.
* * *

Приезжали меня сватать
С позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась,
Уехали к другой.
* * *

Зазвенели колокольчики,
Затопал вороной:
Ты готова ли, сударушка,
Приехал за тобой.
* * *

Дорогой по осени
Сказал словечко тайное?
-Припасай, сударушка,
Колечко обручальное.
* * *

Поедешь, миленький, венчаться,
Заезжай ко мне прощаться,
Возьми думушку мою,
Положь под гривушку коню,
* * *

Завлекательные глазки
Завлекли умеючи;
Завлекли - оставили,
Горюй-ка я теперечи.
* * *

О-ё-ё, какая скука!
К скуке надо привыкать.
Что поделаешь: разлука -
Надо дролю забывать.
* * *

Тaтинька и маменька,
Не отдавайте рано-то;
Я пойду запричитаю -
Погуляла мало-то.
* * *

Меня тятенька просватал,
Пошёл по мосту, заплакал:
-Одинешенька моя,
Да жаль тошнехонько тебя!
* * *

Милый, счастье потеряешь -
Меня замуж не возьмёшь.
Я один денек поплачу,
Ты навеки пропадёшь.
* * *

Кабы знала, кабы знала,
Где мне замужем бывать -
Помогла бы я свекровке
Да капустку поливать.
* * *

Скоро я хозяйкой стану
У милого во дому:
Будут ужинать садиться
По приказу моему.
* * *

На чужой сторонушке
Солнышко не греет.
Без родимой матушки
Никто не жалеет.
* * *

Чуждальняя сторонушка
Не мёдом полита,
Она не сахаром посыпана -
Слезами залита.
* * *

Хорошо хорошей быть -
Хорошие любят.
Сиротинушку меня
Никто не приголубит.
* * *

Встань-ка, маменька, пораньше
Да послушай по заре:
Не твоя ли дочка плачет
На чужой на стороне?
* * *

Попою да попою
Маме на поминочек:
Пускай она попоминает
В поле у осиночек.
* * *

Встань-ка, маменька, пораньше,
Вымой горенку песком,
Пойдёт дролечка венчаться -
Я заплачу голоском.
* * *

Прощай, горы, прощай, лес,
Прощай, звёздочки с небес,
Прощай, синие моря,
Прощай, милая моя.
* * *

Меня зарей не нарумянить
И росой не набелить -
Красно солнышко не греет,
Светлый день не веселит.
* * *

Пойду выйду в чисто поле,
Погляжу, какая даль.
Ветры буйные сказали:
-Не придёт, не ожидай.
* * *

Пароход идёт по морю,
Занавески алые;
Вышел милый из каюты,
Волоса курчавые.
* * *

Милый мой, моя утеха,
Я любила, ты уехал,
Ты уехал воевать,
Меня оставил горевать.
* * *

В Петербурге зазвонили
Звон раздался по Неве:
В это времечко убили
Дорогого на войне.