Сценарий митинга, посвященного дню снятия блокады Ленинграда – «Блокадной вечности страница». День снятия Блокады Ленинграда (сценарий) Сценарии вспоминая блокаду

Российская Федерация

Муниципальное образование

Приозерский муниципальный район

Ленинградской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие
Сценарий, посвященный 68-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда

«Дети блокадного Ленинграда»

Работу выполнил: учитель истории и

обществознания

Иванченко Е.Н.

п. Мичуринское


Содержание

1.Внеклассное мероприятие. 2012год

Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда» ………………………………3
2. Список использованной литературы ………………………………9
3. Приложение……………………………………………………………….....10

Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда»

Цель:

Расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

Расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;

Формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю;

Нравственное воспитание школьников в свете гуманитаризации современного образования.
Задачи:

Формировать у учащихся нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города и страны;

Формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;

Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;

Формировать историческое сознания, чувства гордости за свою Родину;

Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Художественное творчество, Музыка.
Оборудование и материалы (оформление зала):


  • проектор,

  • экран,

  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,

  • презентация «Дети блокадного Ленинграда»,

  • календарь с изображением даты Блокады,

  • детские рисунки по теме,

  • макет «Дорога жизни»,

  • стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.

В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял Великий город – символ нашего Отечества.

В череде военных юбилеев, которые мы отмечаем, и будем отмечать, есть даты, которые сияют особенно ярко. Среди них 27 января 1944 года. 68 лет тому назад великий, особый праздник пришел на нашу ленинградскую землю. Израненный, изнуренный город был полностью освобожден от блокады. Это особая страница Великой Отечественной войны. Мужчины, женщины, дети и старики блокадного города и Ленинградской земли показали врагу, на что они были способны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», « Ладога», «Дорога жизни». Победа нашему народу досталась дорогой ценой. В 2-х млн. городе, окруженном кольцом блокады, людей, родившихся в 1924 – 1926гг. осталось около 2%, а новорожденных 1941-1944гг. еще меньше. Но жертвы были не напрасны. Если бы Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва.

В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.

Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»
Ведущий 2.

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!
Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича

Ведущий 3.

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.
Ведущий 4.

900 дней продолжалась оборона города Ленинграда. Неисчислимые трудности перенесли ленинградцы. Но были дни, недели, месяцы особенно трагичные – долгая зима 1941 – 1942гг. Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. В осажденном городе скудное продовольствие распределялось по карточкам. 8 сентября по 20 ноября 1941г. 5 раз снижалась норма хлеба на сутки. На 20 ноября 1941г. Она составила 250 граммов хлеба о рабочей карточке и 125 граммов для иждивенцев. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и его пределах. Голод и дети, блокада и дети – самое большое преступление перед Ленинградом. В 1941 году в городе оставалось не менее 400 тыс. детей. Дети 13 - 14 лет считались иждивенцами. Представить трудно, как хотелось есть подростку.

Людмила Александровна Максакова , бывший директор нашей школы, ныне заслуженная пенсионерка, в блокадное время была школьницей. Сейчас перед вами оживут страницы блокады.

«Особенно запомнилась новогодняя елка 1941 года. В декабре прошел слух, что в школе будет новогодняя елка и что в подарок всем детям дадут еду. То, что будет елка, волновало не так, а вот, что дадут еду без карточек, было равноценно тому, как если бы в наше время всем школьникам пообещали бы выдать по автомобилю.

Прошло много лет, но я до сих пор помню этот обед, состоящий из грибного супа с настоящей картошкой, котлеты с макаронами и куска запеканки из шрота – выжимки каких – то злаков, залитых киселем. Я съела все, кроме котлеты, которую я положила в варежку и снесла маме».

Ведущий 5.

Несмотря на бомбардировки и голод, занятия в школах продолжались. Старшие школьники, кроме учебы, дежурили на крышах, сбрасывая зажигалки, помогали в госпиталях. В начале декабря занятия в школах постепенно сокращались. Многие ученики и учителя эвакуировались…

Другие оставались в Ленинграде, но ходить в школу уже не могли. Холодная зима и голод делали свое дело: уже в середине ноября мороз достиг -15 градус, а середине декабря уже -33 градуса. Омертвело отопление, на топливо разобрали заборы, но «буржуйки» недолго держали тепло. Окна забивали фанерой, замерз водопровод, перестала работать канализация.
Сценка.


  • Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.


  • Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Таня писала свою летопись…


  • Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.


  • Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
^ Звучит фонограмма «Взрывы»

Ведущий 6 .

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.


  • Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.


  • Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…


Все уходят

Идёт показ слайдов о Тане Савичевой и ее семье.
Выходят на сцену чтецы, выходит хор

Звучит песня.:

В далеком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю – мимо не бывает.
Ведущий 7.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.


^ На экране – слайд «Дорога Жизни»

Ведущий 8.

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев!
Ведущий 9.

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Ведущий 10.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…
Звучит фонограмма концерта Рахманинова.

Список использованной литературы.


  1. Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.

  1. Байков, Валентин Александрович. - Память блокадного подростка /Валентин
Александрович Байков; Худож. В. Мартусевич. - Л.: Лениздат, 1988. - 133 с.: ил.

3. Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов.

писатель, 1979. - 463 с.: ил.

4. Бешанов, В.В. Ленинградская оборона / В. Бешанов. - Минск: Харвест, 2006. - 400 с. -

(Неизвестные войны).

5.Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад.

дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,

1984. - 206 с. : ил.

Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с. : ил.

7.Фонды музея МБОУ « Мичуринская СОШ».

8. Мичуринский вальс. Книга воспоминаний. Приозерск, 2011 г. – 180 с.

Приложение
1. Презентация « Дети блокадного Ленинграда»
2. Фото о проведенном мероприятии.
3. Видео отрывков проведенного мероприятия.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это война. Она отбирает все родное и близкое: дом, семью, друзей. Тех, кто не пожалел жизни для спасения родной страны, смело можно назвать героями. Их подвиг навеки останется в сердцах людей, для которых они это сделали.

Цель:

Воспитание любви к Родине, уважения к героям Отечества.

Оформление:

Красные флаги, фотографии героев, иллюстрации жизни в Ленинграде во время осады.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Песня «Не надо войны».

Ведущий: Война… Самое ужасное не только для отдельного человека, но и для всей страны. Что же такое война?

Ученик 1: Это ужасное пламя, которое стремится объять все вокруг себя… но эти обжигающие объятия приводят к неминуемой гибели…

Ученик 2: Это оглушающий грохот артиллерийских снарядов, свист пуль, которые стремятся достичь живой цели…

Ученик 3: Это ужас, застывший на лицах детей, и беспомощность матерей, которые не могут предотвратить страшные события…

Ученик 4: Это трупы близких и родных, которые еще вчера мечтали о счастье и любви…

Ведущий: 22 июня 1941 года рано утром на спящий Советский Союз напали фашисты, управляемые Адольфом Гитлером. В его планы входило быстрое завоевание: через полтора месяца он мечтал вернуться домой с победой. Чего он добивался?

Ученик 1: От большей части народов нашей страны Гитлер хотел избавиться.

Ученик 2: Остальным была уготована судьба рабов в военных поселениях.

Ученик 3: Детям не предполагалось делать никаких поблажек, обучать грамоте их не было нужды, ведь их ждала такая же участь рабов, как и взрослых.

Стихотворение «Первый день войны» (Ю. Инге).

Ведущий: Через два с половиной месяца фашисты оказались у стен Ленинграда, хотя намеревались оказаться там не позже, чем через 3 недели. Адольф Гитлер распорядился даже о банкете в честь будущей победы. Однако его мечты оказались далеки от реальности: Ленинград не собирался сдаваться, он готовился дать врагу отпор.

Ученик 1: На стенах зданий стали появляться плакаты, призывающие защищать город, Родину.

Ученик 2: Организовывались батальоны ополченцев, которые отправлялись на оборонительные рубежи.

Стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…».

Ведущий: Ленинграду фюрер готовил страшную участь он решил его сравнять землей. Достигнуть цели Гитлер планировал путем обстрела из разнокалиберных орудий, а также постоянной бомбежкой. К 8 сентября Ленинград был окружен со стороны суши…

Ученик 1: Блокада длилась ровно 29 месяцев.

Ученик 2: Если поделить количество сброшенных снарядов на длительность блокады, то получится, что каждый день в городе звучало 300 взрывов.

Ученик 3: Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт.

Ученик 4: Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.

Стихотворение Г. Семенова «Мужество».

Ученик 1: К началу зимы запасов еды оставалось меньше, чем на месяц. Единственной ниточкой, связывающей город со страной, была Ладога, по которой в Ленинград переправляли еду и воду.

Ученик 2: Когда она замерзла, связь была нарушена. Жителям было неоткуда ждать помощи.

Ученик 3: К концу осени остался только хлеб, да и он выдавался только по карточкам, а нормы его выдачи постоянно сокращались.

Ученик 4: Жители получали очень низкие нормы хлеба. К примеру, рабочие получали 250 г, а остальные жители – в 2 раза меньше.

Ученик 1 (показывает кусочек хлеба): Вот такой кусочек хлеба выдавался детям на целые сутки!

Ученик 3: Таким образом, была проложена военно-автомобильная дорога.

Ученик 4: Ее еще называют «дорогой жизни» – именно от нее зависело спасение ленинградцев.

Стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».

Ведущий: И все же, несмотря на тяжести и лишения, город не переставал жить. Не смогли фашисты поколебать уверенности жителей в победе, не смогли сломить их боевого духа!

Ученик 1: Даже в самые тяжкие дни работали без перерыва школы.

Ученик 2: На чердаках и крышах были организованы постоянные дежурства для борьбы с зажигательными снарядами.

Ученик 3: Был организован противопожарный полк, роты которого находились во всех районах города.

Ученик 4: Люди старались помочь друг другу, поддерживали в самые трудные минуты.

Ученик 1: Кроме этого, не переставала работать промышленность, создавая танки, самолеты, боевые орудия и снаряды.

Ученик 2: На заводах трудились подростки, которых ранее выпустили из училищ.

Ученик 3: Они работали в ужасных условиях до 14 часов в сутки.

Ученик 4: И вносили неоценимый вклад в разгром фашистской армии.

Песня «Ленинградские мальчишки» в исполнении школьников.

Ведущий: Очень много людей умерло в своих домах, на улице, на рабочем месте…

Стихотворение Ю. Воронова «В школе». Затем – видео или показ слайдов «Из дневника Тани Савичевой».

Ведущий: После того, как не стало мамы, Таня собрала свои записи и ушла из дома. Ее определили в детский дом. Ужасная война отняла у нее всех родных, сделала ее сиротой…

Ученик 1: Враги считали, что тяжелые времена пробудят в жителях Ленинграда низменные инстинкты, которые превратят их в животных.

Ученик 2: Они мечтали о том, что голодающие и замерзающие люди будут ссориться из-за каждого кусочка хлеба, из-за топлива. Думали, что итогом блокады будет легкая победа, что люди рано или поздно сдадутся.

Ученик 3: Гитлер, объясняя свою тактику, даже произнес такие слова: «Ленинград вызреет самого себя».

Ученик 4: Однако он глубоко ошибался – люди Ленинграда не боялись смерти…

Ведущий: 27 января 1944 года случилось счастливое для жителей города событие – армии удалось отбросить фашистские войска от города, положив конец блокаде.

Стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».

Ученик 1: Этот день стал самым радостным днем в жизни ленинградцев.

Ученик 2: Позади остались ужасные дни, пришло долгожданное освобождение.

Ученик 3: И в то же время день был самым печальным.

Ученик 4: Ведь с выжившими разделить радость не смогли их близкие и родные, павшие во время блокады.

Данные об авторе

Темнова Е.В., учитель технологии, Курбатова Л.Ф., учитель географии, Чумакова Е.Ю., учитель музыки

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №2"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Сценарий внеклассного мероприятия

Дорога жизни.

(сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда).

(подготовлен учителем технологии Темновой Е.В. и учителем географии Курбатовой Л.Ф.)

Звучит песня «За четыре дня до войны»

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»

1 ведущий

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

2 ведущий

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

3 ведущий («Вокализ» Рахманинова, исп. Галина Вишневская)

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Комната. Окно зачеркнуто крест-накрест,

Чтоб стекло от взрыва уберечь.

Холодно, как будто двери настежь.

Мертвая нетопленная печь.

Память собирает все в копилку:

Инеем покрыто полстены.

Превратилась в тусклую коптилку

Электрификация страны.

4 ведущий:

Коптилка - мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Я сказала ленинградке:

«Ты сожги свои тетрадки

И погрейся у огня».

Не послушалась меня.

Все простужено сопела,

И перо ее скрипело.

Сотрясали взрывы дворик.

Кто-то встретил смерть свою.

Пишет маленький историк.

Пишет летопись свою.

Таня писала свою летопись…

5 ведущий:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Я - хлеб. У меня есть душа.

Я - хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я - ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я - хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я - хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я - хлеб. Я - живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

У меня есть душа.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) - по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб - блокадный паек.

(окончание «Вокализа» Рахманинова)

1 ведущий

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли…Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

(«Реквием»)

Ведущий 3

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало - около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре1941 - январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

(окончание «Реквиема»)

(слайды «Дороги жизни», песня «Эх, дороги»)

20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз. Около 350 саней направились на восточный берег озера в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин. Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.

Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.

Ведущий 4

В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

…на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев. -

И вот - в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ведущий 5

…О, мы познали в декабре -

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.

Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…

Ведущий 1

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода,

От тоски.

Но шла весна —

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине —

Отчетливо

Подобие креста.

А льдинка подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно,

В стороны руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном «Невском пятачке»,

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Был пулей сбит или замерз в метель.

По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Моей душе покоя больше нету.

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

Ведущий 2 (Рахманинов «Всенощная»)

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.

За залпом залп . (окончание «Всенощной»)

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Песня «Прости, меня дедушка!»

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде - это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Они - Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости!

(Видео «Ленинградский метроном» (минута молчания)

Литература (ресурсы Интернет):

1. История Петербурга, №1(35), 2007г;

2. Поэзия Блокадного Ленинграда;

3. Стихи о снятии Блокады;

4. Дневник Тани Савичевый.

Вместо супа -

Бурда из столярного клея,

Вместо чая -

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах -

Ленинград!

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

(Ю. Воронов)

Чернавский Петр: В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

Человек был обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой.

Сценка «Таня Савичева»

Таня Савичева - Вера Конопко

Шмырина Мария:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный

дневничок

Его писала

Савичева Таня.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет. (Вера Конопко)

Таня Савичева : Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра.

Сценка.

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Таня Савичева:

Коптилка - мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

Таня Савичева:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Таня Савичева (Вера Конопко):

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб - блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Все уходят

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ВЕДУЩИЙ 1.

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.

Всё это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

*Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

ВЕДУЩИЙ 2.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

27 января 1944 года. Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

(файл презентации)

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Прорвались все-таки.

Бомбят.

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград.

Пришел он —

Первый день блокады.

Все ближе полчища врага,

Гудят воздушные тревоги.

Сегодня утром пала Мга —

И все отрезаны дороги.

В кольце,

В осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.

Опять летят.

Опять бомбят.

Пылает

Первый день блокады.

Их будет много — девятьсот,

Но город наш, со смертью споря,

Все одолеет, все снесет:

Обстрелы, холод, голод, горе.

С тех пор прошли уже года.

Исчезли с улиц баррикады.

Но день тот с нами навсегда —

Жестокий Первый день блокады!

ВЕДУЩИЙ 3.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…

(файл презентации)

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек - дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Читается отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.

Прожив декабрь» январь, февраль,

Я повторяю с дрожью счастья:

Мне ничего живым не жаль —

Ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, война,

Я поднимаю клятву эту,

Как вечной жизни эстафету,

Что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

Друзей родного Ленинграда;

О, мы задохлись бы без них

В мучительном кольце блокады.

О да — иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

И свищет воздух, и скрежещет,

Под бомбами ломаясь, лед,

И озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

Еще мучительней и злей —

Сорокаградусная стужа,

Владычащая по земле.

Казалось, солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

Навеки лунный свет, и лед,

И голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

— К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки, держаться можно...

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре —

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

ВЕДУЩИЙ 4.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник - документ, свидетельство тех страшных дней.

(Портрет Тани Савичевой. Страницы дневника.)(файл презентации)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил. Те, кто решился заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз - страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Девочке поставлен памятник.(файл презентации)

ВЕДУЩИЙ 5.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов - сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но гитлеровцы просчитались.

Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

*И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек -

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской -

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

ВЕДУЩИЙ 6.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось - прямо в классе.(файл презентации)

Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось - умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

ВЕДУЩИЙ.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

ВЕДУЩИЙ.

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

На фоне песни «Медаль за оборону Ленинграда» читается стих «Моя медаль».

… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

ВЕДУЩИЙ.

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

(файл презентации)

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

ВЕДУЩИЙ.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных - каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Минута молчания - в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута - самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда -

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть.

Как сила, нам нужна!

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.