Тренинг уверенности в себе: сказать себе: «Я могу!» и поверить в это. Уверенность в себе - упражнения


Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Необходимые материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

  1. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.
  2. Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.
  3. Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.
  4. Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.
  5. Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.
  6. Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.
  7. Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

  1. Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
  2. Почему, как вы думаете?
  3. Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
  4. Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Вопросы:

  1. Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.
  2. Какими качествами обладает этот человек?
  3. Это уверенный в себе человек или наоборот?
  4. Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?
  5. Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

  1. Дополнили ли вы рисунок?
  2. Если нет то почему?
  3. Это именно то что вы хотели бы добавить?
  4. Если нет то почему?
  5. Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

  1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  5. Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

  1. Изменилось ли ваше представление о себе?
  2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
  3. Что нового вы узнали о себе?
  4. Какие выводы вы сделали для себя?

Источники:

  1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.
  2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.
  3. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.
  4. Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально-психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник. – Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. -792 с. 52 с.

Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В.



Самооценка формируется в детстве, когда ребенок ждет одобрения от своих родителей или учителя. Взрослея, человек не отпускает свой комплекс неполноценности, продолжая ждать признания и похвалы от значимых в его жизни людей. Самооценка - это главный регулятор личностного поведения. Она помогает развиваться межличностным отношениям, правильно оценивать свои неудачи и достижения. Известно и то, что свой потенциал чаще недооценивают, чем переоценивают. И вследствие заниженной самооценки люди упускают множество хороших возможностей в своей жизни.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Низкая самооценка

Заниженная самооценка добавляет уязвимости, и даже мелкие неприятности выбивают человека из равновесия. У детей и школьников критика вызывает горькое чувство разочарования, а у взрослых ухудшается настроение и опускаются руки. Обвинение себя во всем происходящем и принимая близко к сердцу любую мелкую неуду, человек потом долго приходит в себя. После каждой неудачи или критики в свой адрес он чувствует разбитость и подавленное состояние.

У подростков комплексы возникают на почве психологической неустойчивости. Мнение подростка о своих способностях зависит от конкретной ситуации и от отношения к нему окружающих. Семья, одноклассники и товарищи оказывают самое большое влияние на его самооценку. Так же, как и такие жизненные факторы школьника:

  • внешность подростка;
  • физические способности (рост, сила);
  • успеваемость;
  • роль в классе;
  • поведение в школе.

По мере взросления у детей подросткового возраста важными являются только внешние данные и статус среди товарищей. От них зависит его настроение, а от него - его уверенность в себе. Семья продолжает предъявлять завышенные требования, ожидая от своего ребенка больше, чем то, на что он способен. Вместо подбадривания и слов, что у него все получится, стоит ему только захотеть, он слышит о своей бестолковости и бесполезности.

Но замечательным фактом является то, что низкую самооценку можно поднять в любом возрасте, пройдя тренинг уверенности. Стоит лишь захотеть, приложить определенные усилия и поверить в себя. А начать нужно с любви к себе и позитивного взгляда на жизнь. Хорошее настроение дает заряд энергии и желание что-либо делать.

Подняв свою самооценку, можно гарантированно улучшить качество жизни, доход и общее самочувствие.

Пути решения

Осознав желание избавиться от комплексов, необходимо изменить свои внутренние убеждения, состоящие из трех функций:

  1. 1. Самооценка. Человек должен научиться здраво оценивать себя, не занижая свои достоинства.
  2. 2. Уверенность в себе. Выделить для себя, что у него получается лучше всего.
  3. 3. Самоутверждение. Научиться отстаивать свои интересы.

Бессмысленно стараться изменить себя, не проработав внутренние установки и не пересмотрев взгляд на многие вещи. Чтобы вернуть веру в себя, надо знать свои слабые места и не заниматься теми вопросами, в которых личность чувствует себя наиболее уязвимой.

Чтобы вернуть веру в себя и повысить самооценку, не стоит пытаться воздействовать на те области, в которых наиболее уязвимы. Нельзя позволять себе некорректного высказывания по отношению к самому себе, так же, как и сравнения с другими людьми. Необходимо осознать свою индивидуальность и даже уникальность: ведь другого такого человека не существует. Стоит научиться любить себя, баловать и радовать по любому поводу и без.

Выбирая друзей, надо отдавать предпочтение веселым, добрым и уверенными в себе людям. Они не будут критиковать, поддержат и дадут совет. В отличие от людей, которые настроены пессимистично и подавляют собеседника, выплескивая на него свое плохое настроение. Лучше избегать завистников, ведь они никогда не дадут ценный совет из страха, что у кого-то получится то, что не смогли сделать они.

Самооценка растет, когда индивид занимается тем, что ему нравится и что хорошо получается. Занимаясь любимым делом и не прислушиваясь к мнению других, человек становится счастливее и увереннее в себе. Нельзя стоять на месте, надо развиваться, расти профессионально и как личность. Приобретая новые навыки, личность получает удовлетворение, а самооценка резко идет вверх.

Психологический тренинг

Повысить уверенность в себе поможет психологический тренинг по развитию личностных качеств. Это отличный и простой способ повысить самооценку. В первую очередь надо избавиться от страхов, взять ответственность за себя и свою жизнь в свои руки и научиться принимать решения. Но сначала нужно научиться психологическому расслаблению. Помогут успокоиться и сосредоточиться такие упражнения:

  1. 1. Выровняться и расслабить мышцы.
  2. 2. Принять позу фигуриста, сделав выпад левой ногой, а правую согнуть на 45 градусов, вытянув ее вперед. Обе стопы должны смотреть вперед.
  3. 3. Вытянуть правую руку перед собой, а левую поднять над головой.
  4. 4. Поднять голову вверх и хорошо потянуться.
  5. 5. Находясь в этой позиции, вспомнить обиды, разочарования и неудачи. Глубоко вздохнуть и постараться отпустить эти чувства, убедив себя, что в этом нет своей вины, задержав дыхание на пять-десять секунд.
  6. 6. Повторить то же самое два-три раза, сменив положение конечностей.

Если потренироваться несколько раз, вскоре не потребуются такие упражнения, так как за месяц выработается привычка не винить себя из-за пустяков.

Умение отгонять плохие мысли является залогом позитивного настроя и уверенности в победе. Советы психолога и людей, справившихся с низкой самооценкой, способствуют появлению новых чувств, таких как самоуважение, самоуверенность и капля здравого эгоизма.

Для женщины понятия самооценки очень важны. Если она занижена, сложно найти счастье в личной жизни, завести хороших друзей и найти перспективную работу. Неуверенную в себе женщину используют на работе, присваивая ее заслуги. Парни зовут на свидания более раскрепощенных и веселых девушек, что еще больше омрачает настроение. Ей помогут тренинги для женщин, которые отвечают за повышение самооценки.

Неудачи современной жизни бьют по самооценке и приводят к депрессиям. Помощь и советы психолога в таких случаях оказываются весьма полезными и способствуют улучшению личностных качеств. Советы звучат так:

  1. 1. Не стыдиться неуверенности в себе. Это чувство знакомо всем, но люди по-разному переживают сомнения.
  2. 2. Научиться принимать себя таким, какой есть.
  3. 3. Улучшать уже имеющиеся навыки и приобретать новые.

Психологический тренинг уверенности повысит самооценку и приведет к изменению многих качеств и черт характера. Чтобы он помог, необходимо как минимум тридцать дней заниматься аутотренингом в течение часа. Первое упражнение - медитация. Происходит убеждение личности в своей ценности, осознание своей уникальности и талантов. Второе - перестать обвинять себя. Следующее - научится отпускать негативные чувства и мысли, отбросить сомнения и страхи.

Повысить самооценку помогут такие психологические упражнения:

Действия Объяснения
Завести личный дневник Можно завести тетрадку и записывать туда свои "победы". Записывая новые, рекомендуется читать и старые, чтобы видеть, как уже много достигнуто
Чаще баловать себя Покупать просто так вкусненькое или новую вещь для поднятия настроения
Избегать сравнения Не позволять другим сравнивать себя с посторонними людьми. Это принижает и приуменьшает личные достижения
Отстаивать свои вкусы Носить только ту одежду, в которых чувствуется комфорт и того цвета, который нравится
Не оправдываться Не все адекватно реагируют на оправдание, многие думают, что это прикрытое нападение
Не тратить напрасно время Не стоит делать то, что не нравится, и научиться ценить свое время
Следовать своим интересам Желания важны так же, как и их исполнение
Планировать день Это позволит выделить время на отдых или увлечения
Высказывать свое мнение Говорить уверенно, не повышая голос, иначе собеседник решит, что назревает спор или скандал
Смотреть собеседнику в глаза Главное, не перестараться с уверенным взглядом, чтобы не казаться агрессивным
Чаще улыбаться Всем нравятся приветливые и добродушные люди с открытой улыбкой, которая по-особенному украшает женщин
Знакомиться с людьми противоположного пола На свидания приходить как на обычную встречу, ведя себя естественно и ненапряженно. Пусть собеседник видит перед собой уверенного человека, для которого нет ничего необычного в знакомстве с новыми людьми

Обретя новые навыки, можно избежать неловкой ситуации, а также избавиться от проблемы низкой самооценки, негативно влияющей на жизнь. Неуверенность в себе можно побороть, если действительно хочется изменить свою жизнь в лучшую сторону. Главное, полюбить себя и верить, что все получится.

Неуверенность в себе – причина многих проблем. Из-за нее люди проваливают сделки, рушат свою карьеру, и так и не решаются реализовать свою самую заветную мечту в жизни. А ведь быть уверенным в себе – это не так сложно как кажется: знать свои права и уметь отстаивать свою точку зрения, верить в себя и свои возможности, не волноваться из-за мнения окружающих. Если вы не можете причислить себя к людям, обладающим даже этим скромным набором, не отчаивайтесь - вам всегда поможет тренинг уверенности в себе – упражнения, развивающие самооценку и формирующие задатки лидера.

Упражнения на развитие уверенности в себе

Ряд представленных упражнений позволит вам не только сформировать уверенность в себе, но и развить волю и научиться подавлять слабости. Для выполнения некоторых из представленных примеров упражнений, вам понадобится помощь группы друзей или близких.

Упражнение «Формирование уверенности»

Цель упражнения: используя эту технику, вы сможете подавить свои страхи и опасения, обрести хорошее самочувствие и уверенность в своих силах.

Инструкция:

  • напишите отчет о своих положительных качествах, умениях и достижениях;
  • убедите себя в том, что у вас есть качества, которые можно и нужно развить. И
  • развивая эти качества, постоянно повторяйте это убеждение;
  • представьте себе, что вы уверенная в себе личность, которая уже достигла своих целей и завоевала авторитет окружающих;
  • научитесь чувствовать внутреннюю уверенность в своих силах каждой клеточкой организма.

Упражнение-рисунок «Я такой какой, какой я есть»

Цель упражнения: выработка более объективной самооценки.

Инструкция: соберитесь группой друзей, где каждый должен нарисовать себя, но так чтобы никто не видел. Когда все рисунки готовы, их нужно перемешать и обменяться впечатлениями по каждому творению, что видят участники на каждом рисунке и чего, по их мнению, в нем не достает.

Упражнение-техника «Sic volo»

Цель упражнения: техника помогает развить волю, обрести уверенность в себе и ощутить внутреннюю свободу.

Инструкция: в обеденное время или в конце дня расположите перед собой лист формата А3 или А4 в горизонтальном положении. В левом краю листа выпишите столбиком все дела выполненные сегодня. Именно те, что были завершены, например: «пришел в офис», «прочитал договор», «выпил кофе в обед». Пишите то что первым придет в голову и не бойтесь что можете забыть и не написать о каком то важном деле. Справа от каждого дела нарисуйте обратную стрелку (

Упражнения на повышение уверенности в себе

Если вы считаете, что в вас уже есть зачатки уверенности в себе, но их нужно немного подтянуть, вам помогут следующие техники.

Упражнение-самовнушение «Повышение уверенности»

Цель: упражнение помогает тем, кто переживает из-за недостатка уверенности при общении с окружающими.

Инструкция: примите удобную вам позу, в которой можно расслабиться. Минимум три раза произнесите каждую из фраз:

  • мое тело должно быть расслабленным;
  • мое тело должно быть тяжелым;
  • в моем теле должно ощущаться тепло.

Старайтесь расслабиться как можно сильнее и разогнать лишние мысли следующими фразами:

  • на несколько минут мой разум должен стать свободным;
  • все посторонние мысли должны постепенно улетучиться;
  • сейчас мне должно стать лень думать о чем-то постороннем.
  • я имею право быть независимым;
  • я имею право на успех;
  • я имею право быть выслушанным и принятым всерьез;
  • я имею право получать то, за что я плачу;
  • я имею право просить то, чего хочется;
  • я имею право делать ошибки и быть ответственным за них.

Упражнение "Подари себе имя"

Цель: достижение уравновешенного эмоционального состояния, спокойствия и уверенности. Выполняется в группе.

Инструкция: участники принимают удобную позу и расслабляются. Далее каждому говорится: «Вспомните событие, когда вы чувствовали себя уверенным и успешным. Где и когда оно произошло. Вспомните свои чувства и переживите это событие вновь». На выполнение задачи дается около 7 минут. По прошествии этого времени участники должны обсудить результаты своей визуализации события. Каждый должен рассказать об увиденном событии с обязательным дополнением источника вызвавшего чувство уверенности, успеха и т.д. После выслушивания всех рассказов группа придумывает каждому участнику новое имя, в котором должно отражаться то состояние, которое он получил, вспомнив событие. Например: «Я тот, который.. (делает то-то)», либо «Я уверен в себе, когда я.. (делаю то-то)».

Все упражнения стоит выполнять примерно раз в неделю. Хотя вполне возможно, что многим читателям одно только усвоение этих техник уже придаст силы и уверенности в себе.

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для женщин.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая женщина хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Красивые женщины»

Вызывается участник. Ведущий: Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них... Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: «Вы знали, что вы красивые?» – «Нет» – «Так знайте это!» Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места.

Анализ: «Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым».

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.

Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.