Анализ управленческой деятельности предприятия. Современная управленческая деятельность и её формы

Планирование - это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.

Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом необходимо взаимодействовать. Особенно эффективным этап организации может считаться тогда, когда было разработано и проведено профессиональное, профильное обучение персонала.

Руководство создает условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.

Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым.

Причины возникновения управления

Менеджмент (управление) существовал в каких-то формах всегда там, где люди работали группами.

Три сферы применения:

– политическая - установление и поддержание порядка в группах;

– экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов;

– оборонительная - защита от врагов.

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.

Качества эффективного управляющего:

– знание теоретической части;

– обладание энергией, здоровой психикой;

– умение применять знания;

– желание эффективно управлять.

Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики. Означает:

Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;

Стремление к повышению эффективности производства;

Хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;

Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

Конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;

Необходимость использования современной техники при принятии решений.

Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).

Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Особенности управленческого труда:

1. Умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

Организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

Аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

Информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).

2. Участие в создании материальных благ не прямо, а посредственно (косвенно через труд других лиц).

3. Предмет труда - информация.

4. Средства труда - организационная и вычислительная техника.

5. Результат труда - управленческие решения.

Система управления

Система управления - это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.

Элементы системы управления:

1. Цель - желаемый результат функционирования системы. Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать: стратегическая цель (долговременная), текущие цели - на 1 год и оперативные - до месяца.

2. Принципы управления - правила осуществления управленческой. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности.

3. Функции управления - специализированные виды управленческой деятельности. Обычно различают общие и конкретные .

Общие:

Планирование,

Организация,

Стимулирование (мотивация),

Учет (фиксация состояния управляемого объекта),

Анализ (выявление причин состояния управляемого объекта),

Контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).

Конкретные:

Управление предприятием (основной деятельностью, персоналом),

Управление вспомогательной деятельностью,

Управление финансами,

Управление МТС,

Маркетинг и др.

4. Методы управления - способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов фирмы

5. Персонал управления - работники, реализующие функции управления (руководители, специалисты, технический персонал)

6. Организационная структура системы управления - совокупность взаимосвязей между персоналом управления и организацией, обеспечивающая ее функционирование. Состоит из персонала управления (исполнителей функций), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.

7. Техника управления - совокупность технических средств.

8. Технология управления - последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.

9. Информация - совокупность сведений используемых при осуществлении управленческой деятельности (законы, устав)

Система управления должна соответствовать целям управления, каждый из элементов (1-9)должен соответствовать системе в целом, каждый из элементов должен соответствовать любому из элементов (1-9).

Организационные отношения в системе управления предприятием

Организационные отношения - это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.

Организационные связи - те коммуникации, которые существуют между работниками аппарата управления и не опосредованы устойчивой зависимостью между ними, а в основном только единством реализуемых ими целей. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, отдельными лицами. По содержанию такое взаимодействие может быть информационным, административным или техническим. В рамках информационного взаимодействия - обмен сведениями, необходимыми для принятия решений. Административное - управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчеты и процесс контроля. Техническое - реализуется через совместное участие в практической деятельности (обмен опытом, проведение совещаний).

Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые - частных лиц. По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным, как официальной, так и личной.

Если отношения связывают элементы структуры, принадлежащие к ее различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному - горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном - отчеты о проделанной работе, советы или рекомендации. Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счет оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.

Принципы управления предприятием

Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов. Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.

1. Принцип научности управления.

Управленческая деятельность должна носить объективный характер;

Использование новейших методов и средств; управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;

2. Принцип экономичности. Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.

3. Принцип экономичности управленческой деятельности. Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.

4. Принцип комплексности. Учет управленческой деятельностью всех факторов.

5. Принцип системности управления. Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.

6. Принцип пластичности. Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешнимусловиям.

7. Принцип самокорректировки. Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.

8. Принцип оперативности. Быстрая реакция на изменение ситуации.

9. Принцип здравого смысла.

Цели управления предприятием

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Общие цели - вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.

Конкретные цели - определяются сферой и характером бизнеса.

Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.

Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.

Функции управления предприятием: их виды и содержание

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.

Общие функции:

Целеполагание,

Планирование,

Организация,

Координирование (регулирование),

Стимулирование,

Контроль (учет, анализ деятельности).

1. Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.

2. Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

3. Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

4. Координирование - уточнение характера действия исполнителей.

5. Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

6. Стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду.

7. Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

8. Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.

9. Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Организационная структура управления предприятием

Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:

Звенья (отделы),

Уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть.

К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.

Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.

Менеджмент: тип управления. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата; это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования. Менеджмент - функция управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли.

Особенности российского менеджмента. В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Нельзя не согласиться в общем с оценкой уровня развития российского менеджмента. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране. В России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента. Особенности определяются : чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Менеджмент в России представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей управления. Характерные особенности управления: Неуважение и несоблюдение собственных законов; Отношение к государству, как к органу, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой; Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства; Ориентация на получение краткосрочных выгод, а не на долгосрочное функционирование ввиду нестабильности экономики. Три основные модели менеджмента: Модель «здравого смысла» - «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма; Модель «западной культуры» - западными организациями стран зрелой рыночной экономики. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Модель «традиционных методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Общие подходы в менеджменте организации.

Миссия организации.

Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование, должна иметь признание в обществе. Миссия - основная, главная цель организации, ради которой она и создана. Необходимо учитывать: формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг; положение фирмы по отношению к внешней среде; культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками; кто является потребителями, какие потребности клиентов фирма может успешно удовлетворить. Миссия организации является основой при формулировке ее целей.

Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе. Миссия предназначена для реш-я след задач: 1. представить в явном виде, для чего существует орг-ция, 2. установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости целей 3. определить чем компания отлич-ся от др. , 4. создать критерий для оценки всех действий орг-ции, 5. согласовать интересы лиц связанных с орг-цией. 6. способность созданию корпоративного духа.

Отличие миссии от цели орг-ции - миссия направлена на общ-во, а цель внутри орг-ции, миссия опред-ся на более длит-ный период, в идеале на весь срок деят-ти компании. Миссия сост-т из след-щих эл-тов: 1. Определение области конкуренции (отраслевое направление, перечень сфер хоз-ной деят-ти), 2. Стратегическое намерение или ведение (показатели, кот предприятие хочет достичь в будущем), 3. Компетентность персонала и конкурентное преимущество (навыки и умения персонала). 4. Основные заинтересованные групы, т.е. влияние на те группы, кот несут процветание компании.

Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хоз. деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM - предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.

Примеры. Microsoft Corporation: «Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение». Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех.

Цели организации.

Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время. Цели устанавливаются на основе следующих принципов:конкретности и измеримости; достижимости и реальности (недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников); наличия сроков исполнения; эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Классификация: по охватываемой сфере (общая, частная цели); значению (главная, промежуточная, второстепенная); количеству переменных (одно- и многоальтернативная); предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Результативно-хозяйственные цели: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию; стремление к увеличению оборота; стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. Цели предприятия могут быть краткосрочными (не больше чем на квартал или год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (3-10 лет).
Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей.

3 фазы установления целей: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей (все цели орг-ции образуют иерархию целей, кот устанавливает связанность орг-ции и ориентирует все подразделения на достижение целей орг-ции. Иерархия целей представляет собой дерево целей, схема в виде пирамиды: главная или корневая, подцели или цели 1-го уровня, задачи или подцели 2-го уровня, информация или данные для решения задачи) 3) установление индивидуальных целей. Этот м-д подразумевает стр-ризацию и выд-ние взаимосвязей м/у целями и средствами их достижения. Взаимосвязь целей с эл-тами предприятия: схема: посередине цели, вокруг: люди, тех-нологии, задачи упр-ния, стр-ра органов упр-ния.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, и деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Типы процессов управления.

Линейный (характеризуетсяся строгой последовательностью осуществл-я его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относит-но цели воздействия, ситуации и т.д. Чаще всего линейный тип управления используется в типовых ситуациях и тогда, когда принимаются повторяющиеся либо элементарные решения.);

Корректируемый (предполагает необходимость доп корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующегого этапа. Этот тип используется в том случае, когда сущ-ет некоторая неопред-ть.);

Разветвленный (заключ в методологическом разделении работ по частям на опред этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возм-ть обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единств-го решения в данной ситуации.);

Ситуационный (характер-ся тем, что возникает как бы в зависимости от ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы или даже выработки решения.);

Поисковый (исходит из полной ясности цели воздействия, но при этом невозможно оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабат-ся на основе цели и наиб общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по выбранной и сформулированной цели и новым возможностям оценки ситуации).

Классификация

1)По характеру процесса принятия решения: -интуитивные - принимаются на основе его способности предвидеть результаты. -решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. -рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

2)По количеству альтернатив : -стандартные -однозначный выбор. -многоальтернативные . -инновационные -выбор при отсутствии очевидных альтернатив.

3)По частоте принятия решений : -единовременные -решения крупных проблем(создание,ликвидация компании). -циклические - решения проблем, имеющих известный цикл(решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год); частые - решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени.

4) По степени влияния на будущее организации : -стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели. -Тактические - (конкретные методы достижения первых; -оперативные - решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня. -стабилизационные - решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

5)По степени запрограммированности : -запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; -незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

6) По масштабам : -глобальные - охватывают всю организацию в целом; -локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

7)По продолжительности периода реализации : -долгосрочные (более пяти лет); -среднесрочные (от одного года до пяти лет); -краткосрочные (менее одного года).

8)По направленности воздействия : внешние, внутренние .
9)По обязательности выполнения :-директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; -рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; -ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

10)По функциональному назначению :-регулирующие - определяют метод выполнения действий; -координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; -контролирующие - направлены на оценку результатов.

11)По широте охвата :-общие - распространяются на всю компанию в целом; -специальные - рассматривают отдельные вопросы.

Типология власти.

Власть рассматривается в менеджменте и управлении как многомерное явление, включающее несколько основных форм - разновидностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще - в сочетании друг с другом.

Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей («негативная власть», «власть страха»). Часто критикуют из-за негуманности, но именно она ставится на первое место в любом перечне форм власти и остается пока незаменимой, а иногда - и единственным властным рычагом воздействий руководителя. Недостаток - она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Производит нежелательные эффекты - скованность, страх, месть, отчуждение, что может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров. Однако оно обладает и очень большой силой, поскольку апеллирует к чувству личной безопасности.

Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения значимых для исполнителей стимулов. Основное преимущество этого вида власти - в его силе; недостаток - в том, что очень часто руководитель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.

Экспертная власть как власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит - их собственные. Мера этой власти возрастает при усложнении характера систем управления, а также при реально высокой и ощущаемой подчиненными квалификации руководителя . К ее недостаткам следует отнести меньшую устойчивость, меньшую в целом, чем для первых двух видов, силу и надежность.

Харизматическая власть , или власть примера, построена на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Она определяется отождествлением исполнителя с лидером, руководителем. Харизматическое влияние - это личностное, а не должностное влияние. Выделяются несколько типичных качеств харизматической личности: обмен энергией; внушительная внешность; независимость характера; хорошие риторические способности; достойная и уверенная манера держаться.

Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Исполнители предельно четко сознают это, признают право руководителя реализовывать в отношении них, законодательные меры воздействия. Законная власть часто принимает форму традиционной власти. Исполнители реализуют указания руководителя потому, что традиция учит: подчинение ведет к удовлетворению потребностей.

Власть информации. Люди испытывают постоянную потребность в самой различной информации. Руководитель же, как правило, не только регулирует доступ информации к своим подчиненным, но обычно обладает значительно большей, чем они, информацией. Кроме того, человек, располагающий большей информацией (руководитель), обладает и объективно большими возможностями для эффективного поведения. Это, в свою очередь, повышает меру его компетентности в глазах других людей и ведет к укреплению его экспертной и эталонной власти.

Типы конфликтов.

В межличностных отношениях зачастую появляются противоречия, возникающие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон – конфликт. Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психологическом, социально-идеологическом отношении.

Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотн-й и принятию обоснованных решений, такие конфликты принято называть функциональными . Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений - дисфункциональные . Для норм функционирования и развития коллектива нужно стремиться не к тому, чтобы уничтожить условия для возникновения конфликтов, а к тому, чтобы научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать причины конфликтов, уметь их анализировать.

по способам разрешения на антагонистические и компромиссные;
по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
по количеству участников , 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

«Участниками» внутриличностного конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Внутриличностные конфликты , связанные с работой в орг-ции, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Многие считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации) устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, в результате возникает конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт . Любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.

5 стратегий: уход, компромисс, принуждение, сотрудничество, уступка .

Сущность и особенности управленческой деятельности.

Управление– это целенаправленное внешнее воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое; это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть - организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей». Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д. Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно - по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей - по показателям работы отдела.

УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей. УД специфична по организационному статусу ее субъекта - руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации).

Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации - иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

Предприятия в рыночной среде несут полную материальную ответственность за проводимую ими экономическую политику своими доходами и имуществом. Это положение определяет необходимость эффективного управления ресурсами предприятия в рамках финансового менеджмента, реализуемого через эффективную структуру управления.

Построение (создание) управленческой структуры - одна из функций менеджмента, так как любая организованная деятельность выдвигает два фундаментальных, но противоположных требования: разделение труда на отдельные задачи и координация действий по выполнению этих задач в единой деятельности.

Организационный процесс складывается из двух аспектов управленческой деятельности:

деление организации на подразделения соответственно целям и задачам (создание структуры управления);

налаживание взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшим уровнем управления.

Организационный процесс предполагает использование совокупности способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач.

С организационным процессом связаны такие понятия, как делегирование, полномочия и ответственность.

Делегирование - передача прав и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство, с помощью которого устанавливается связь уровней управления.

Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач (например, подписывать платежные поручения, направлять рабочих на определенный участок и т.д.). Полномочия делегируются должности, которую занимает работник в данный момент. Полномочия делегирует, как правило, вышестоящий начальник. Они определяются процедурами, правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются устно.

Ответственность - это обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. За выполняемые задачи в рамках должности индивид получает вознаграждение.

Построение структуры организации означает определение организационных размеров подразделений, их прав и обязанностей. Цель такого построения - обеспечить достижение стоящих перед организацией задач. Структура разрабатывается сверху вниз. Сначала осуществляется разделение организации на широкие сферы деятельности, затем устанавливаются конкретные задачи.

Выделяют следующую последовательность действий при создании структуры управления:

деление организации по горизонтали, т.е. по важнейшим направлениям деятельности;

установление соотношения полномочий различных должностей. Здесь же возможно дополнительное деление на более мелкие подразделения;

определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и поручение их конкретным лицам.

Структура управления предполагает:

определение центров учета - структурных подразделений либо видов деятельности предприятия, являющихся объектами финансового управления;

формирование регламента управления и механизма контроля;

распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различных уровней);

создание системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.д.);

создание информационной инфраструктуры;

создание системы мотивации.

В систему управления включают:

квалифицированный персонал;

систему ответственности;

регламент взаимоотношений;

функции подразделений.

  • Тема 4. Государственно-административное управление как сложное системное общественное явление
  • 4.1. Методология вопроса
  • 4.2. Специфика системы государственно-административного управления
  • Исполнение законов
  • 4.3. Закономерности функционирования и развития системы государственно-административного управления
  • Потребности управляемой системы -» интересы граждан -» цели и ценности управления -» решения в системе управления "-» действия управленцев - результаты.
  • Раздел II. Организация государственного
  • Тема 5. Институционально-структурная составляющая системы государственно-административного управления
  • 5.1. Государственный аппарат: понятие, структура
  • 5.2. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России
  • 5.3. Новый уровень государственно-административного управления
  • Тема 6. Функциональная составляющая системы государственно-административного управления
  • 6.1. Целеполагание и цели в государственном управлении
  • 6.2. Классификация целей государственных органов
  • 6.3. Ресурсы органов государственного управления
  • 6.4. Функции государственного управления
  • 6.5. Критерии формирования функций ведомств
  • 6.6. Распределение задач между различными уровнями (звеньями) государственного аппарата управления
  • 6.6.1. Органические задачи
  • 6.6.5. Специальные вопросы
  • Тема 7. Организационно-структурная составляющая системы государственно-административного управления
  • 7.1. Государственный орган и его правовой статус
  • 7.2. Организационно-структурное построение государственного органа
  • 7.3. Организационная структура управления в государственном органе
  • 7.4. Чрезмерная коллегиальность
  • 7.5. Выводы
  • Тема 8. Организация индивидуального рабочего места в аппарате административного управления
  • 8.1. О роли организационных документов в упорядочении структур государственного учреждения
  • 8.2. Понятие должности и должностного лица в государственных органах исполнительной власти
  • 8.3. Индивидуальное рабочее место и принципы его организации
  • 8.4. Задачи и обязанности работников с позиций более крупных структурных подразделений органа административного управления
  • 8.5. Кто должен составлять описание рабочих мест?
  • 8.6. Полномочия и ответственность
  • Тема 9. Коммуникативная составляющая системы государственно-административного управления
  • 9.1. Методология темы
  • 9.2. Организационные связи между звеньями и ступенями управления
  • 9.3. Двойное подчинение
  • 9.4. Координация
  • 9.5. Система информации
  • Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности в государственных учреждениях
  • 10.1. Основополагающая концепция
  • 10,2. Организация управленческого труда как система организационно-технических мер
  • 10.3. Разделение труда в государственном органе
  • 10.4. Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений
  • 10.5. Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления
  • 10.6. Организация труда в группах структурных подразделений
  • 11.1. Факторы потенциальной нормы управляемости
  • 11.2. Органические функции руководителя
  • 11.3. Нарушение служебной субординации
  • 11.4. Распределение заданий с учетом верхней границы возможностей исполнителя
  • 11.5. Сбои при передаче подчиненным работ, не входящих в круг органических функций руководителя
  • 11.6. «Закон ситуации», или объективизация поручений
  • Тема 12. Кадровая составляющая системы государственно-административного управления
  • 12.1. Ключевые понятия
  • 12.2. Различные категории персонала государственных учреждений
  • 12.2.1. Политический руководитель
  • Тема 13. Культурная составляющая системы государственно-административного управления
  • 13.1. Методология проблемы
  • 13.2. Организационная культура и ее роль в формировании дееспособного коллектива государственного органа
  • 13.2.5. О праве подчиненных на ошибку
  • 13.2.6. Оценочные показатели
  • 13.2.7. Руководитель-разрушитель
  • Тема 14. Мотивация труда государственных служащих
  • 14.1. Предварительные замечания
  • 14.2. Информирование о результатах работы
  • 14.3. Мотивация методом обмена опытом и знаниями между руководителями и подчиненными
  • 14.4. Примеры методов мотивации общего значения
  • 14.4.1. Прием на работу
  • 14.4.2. О перспективе
  • 14.5. Примеры мотивационных методов, непосредственно связанных с выполняемой работой
  • 14.5.1. Участие в принятии решений
  • 14.5.2. Эластичность рабочего времени как элемент мотивации
  • 14.5.3. Недирективная консультация
  • 14.6. Споры и конфликты
  • Раздел III. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы
  • Тема 15. Административный процесс: новые подходы к пониманию
  • 15.1. Концептуальные"основы
  • 15.2. Административный процесс как исполнение государственной службы. Виды административного процесса
  • Сравнительная характеристика видов административного процесса
  • 15.3. Роль управленческих процедур в механизме административного управления
  • 15.4. Административное производство: его место в административно-управленческом процессе и структура
  • 15.5. Проблемы упорядочения административно-управленческого процесса
  • 16.1. Формы осуществления управленческой деятельности
  • 16.2. Правотворческая управленческая деятельность
  • 16.2.1. Что такое правовой акт?
  • 16.3. Правоприменительная управленческая деятельность
  • Тема 17. Осуществление управленческой деятельности в организационных (неправовых) формах
  • 17.1. Понятие организационного акта управления
  • 17.2. Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления
  • 17.3. Планирование как организационно-управленческая деятельность
  • 17.3.2. Перспективы планирования
  • 17.3.3. Процедуры планирования
  • Тема 18. Управленческие решения
  • 18.1. Понятие управленческого решения
  • 18.2. Специфика административно-управленческих решений
  • 18.3. Виды управленческих решений
  • 18.4. Оптимизация управленческих решений
  • 18.5. Разработка управленческих решений
  • 18.6. Организация исполнения решений
  • Тема 19. Экономия, продуктивность, качество и эффективность в деятельности государственных учреждений
  • 19.1. Базовые понятия темы
  • 19.2. Подход к оценке деятельности органов управления
  • 19.2.1. Экономия в управлении
  • 19.2.2. Продуктивность в управлении
  • 19.2.3. Качество в управлении
  • 19.3. Проблема повышения результативности и эффективности государственных учреждений
  • Тема 20. Административный и служебный контроль
  • 20.1. Что такое административный контроль?
  • 20.2. О практике контрольно-надзорной деятельности в современной России и проблеме снятия административных барьеров в экономике
  • 20.3. Процедуры контрольной деятельности
  • 20.4. Служебный контроль
  • 20.4.4. Взыскания и поощрения
  • 20.5. Ответственность по службе
  • 21.1. Концептуальные основы
  • 21.2. Посетитель административного органа
  • 21.3. Инициатива по отношению к посетителю
  • 21.4. Процедуры реализации прав и обязанностей граждан в сфере управления
  • 21.5. Административный порядок рассмотрения жалоб
  • 21.6. Информационное обслуживание и самообслуживание
  • 21.7, Анализ движения посетителей как метод оценки четкости в работе органов административного управления
  • 21.8. Администрация и группы давления
  • Тема 22. Проблемы изменений в административной сфере и управление изменениями
  • 22.1. Концепция изменений
  • 22.3. Затраты на реорганизацию
  • 22.4. Психологическая подготовка организационных изменений
  • 22.5. Проблема периода накопления нового опыта в деятельности организации (переходное состояние)
  • 22.6. Выводы
  • Список литературы Рекомендуемая литература (основная)
  • Содержание
  • Раздел I. Методология курса
  • Тема 1. Государственно-административная мысль в прошлом: исторический экскурс. 5
  • Тема 2. Содержание и границы науки об административном управлении. . 30
  • Тема 3. Современные взгляды (концепции) на сущность
  • Тема 7. Организационно-структурная составляющая системы
  • Тема 8. Организация индивидуального рабочего места в аппарате
  • Тема 9. Коммуникативная составляющая снтемы
  • Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности
  • Тема II. Диапазон и сфера руководства....... 244
  • Тема 12. Кадровая составляющая системы
  • Тема 13. Культурная составляющая системы
  • Тема 14. Мотивация труда государственных служащих 326
  • Раздел III. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы
  • Тема 15. Административный процесс: новые подходы к пониманию 337
  • Тема 16. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры. . 356
  • Тема 17. Осуществление управленческой деятельности в организационных
  • Тема 18. Управленческие решения 397
  • Тема 19. Экономия, продуктивность, качество и эффективность
  • Тема 20. Административный и служебный контроль. . . 454
  • Тема 21. Служебная роль администрации по отношению к обществу.... 499
  • Тема 10. Организация труда и управленческой деятельности в государственных учреждениях

      Основополагающая концепция

      Организация управленческого труда как система организационно-техниче­ ских мер

      Разделение труда в государственном органе

      Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений

      Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы госу­дарственного управления

      Организация труда в группах структурных подразделений

    10.1. Основополагающая концепция

    Рассмотрим базовые понятия темы и их соотношение.

    Труд в толковом словаре В. И. Даля объясняется как «работа, за­нятие, упражнение, дело - все, что требует усилий, стараний, заботы; всякое напряжение телесных или умственных сил; все, что утомляет» 52 . Подобное толкование подкрепляется длинным рядом народных пого­ворок и пословиц.

    Очевидно, что труд - это вечная среда человека, способ существо­вания и удовлетворения естественных материальных потребностей («Богу молись, а сам трудись», «Без труда не вытащишь рыбку из пру­да», «Труд кормит и одевает»).

    Труд - это необходимо вечный ресурс развития человека («Труд человека кормит, а лень портит», «Терпенье и труд все перетрут»).

    К таким же вечным, естественным свойствам труда относится его целесообразность, обращенность его ко благу собственно трудящегося человека и близких («Бесполезный труд не послуга», «Без труда нет добра», «Для родимого и труд не в труд»).

    Труд извечно был мерой оценки человека, его общественного при­знания («О добре трудиться, есть чем похвалиться»). Для современно­го развитого человека труд - естественная потребность самоактуали­зации бытия, и это многими признается как критерий зрелости чело­века.

    Итак, труд можно определить следующим образом: целесообраз­ная, целенаправленная работа (занятие, дело), требующая напряжения физических и умственных сил и удовлетворяющая различного рода и уровня потребности и интересы человека.

    Понятие «труд» часто объясняется через «деятельность» 1 . В связи эти м необходимо уточнить содержание дефиниции «деятельность» - однопорядковой, близкой, но не синонимичной «труду».

    Современный философский словарь определяет деятельность как пенифическую форму активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное измене­ ние и преобразование 53 (выделено мною. - Н. Г.).

    Деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности ка к материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

    Понятие деятельности как мировоззренческого и миропреобразую-шего принципа утверждалось начиная с немецкой классической фи­лософии, когда в европейской культуре восторжествовала новая кон­цепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразны­ми направлениями активности и инициативы (Кант, Фихте). В ранг всеобщего основания культуры впервые деятельность возвел Фихте, рас­сматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («Не-Я») и ориентируется на этиче­ский идеал.

    Если труд - движущая сила, ресурс развития каждого человека (и не только человека, но любого живого существа), то деятельность как форма активного созидающего взаимодействия личности с социаль­ ной средой является реальной движущей силой общественного про­гресса и условием самого существования общества.

    Существуют многообразные классификации деятельности - разде­ление ее на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репро­дуктивную, т. е. направленную на получение уже известного результа­та известными же способами, и продуктивную или творческую, свя­занную с выработкой новых целей и соответствующих им средств, или с достижением известных целей с помощью новых средств.

    Итак, деятельность - это труд человека, преобразующий природу, окружающий мир, это осознанно осуществляемые различного рода действия, направленные на производство материальных, духовных благ и удовлетворение личных и общественных потребностей.

    Отмечая несовпадение терминов «труд» и «деятельность», подчерк­нем все же их содержательную близость. Если субъектом труда пред­стает человек, его труд и деятельность имеют одни структурные со­ставляющие - цель, мотивы, условия, способы, результат. И вполне допустимо использование терминов как в связке «трудовая деятельность», так и в качестве взаимозаменяющих слов. Можно, к примеру сказать: творческий труд отличается тем, что приводит к нестандартным оригинальным результатам деятельности в форме создания принципиально новых материальных и духовных ценностей. Важную ро ль в трудовой деятельности играют способности личности, ее воображе ние, знания, умения, интуиция, а также потребность в самоактуализа, ции.

    Труд государственных служащих - это все работы (занятия, опе­рации), выполняемые ими в учреждениях государственного управле­ния по службе как обыденные, не отличающиеся наукоемкостью, созидательностью, однако необходимые и целесообразные, так и деятельн остные, создающие систему субъектно-объектных отношений и ориентированные на изменения, преобразования объекта управле­ния.

    Труд государственного (муниципального) служащего и управлен­ческий труд - это не совпадающие понятия и явления.

    Управленческий труд - это разновидность умственного труда, это труд, затраченный на выполнение организационных, координационных, регулирующих действий (функций управления).

    В "деятельности управленческих работников, кроме собственно управленческого труда, присутствуют и другие разновидности умст­венного труда, не имеющие непосредственно управляющего воздейст­вия: изучение и обработка информации, исполнительская, техниче­ская работа и т. д.

    Управленческий труд направлен на организацию и руководство различными процессами, отношениями и занимает, таким образом, только часть (у одних служащих большую, а у других - меньшую) ра­бочего времени.

    Так, в трудовой деятельности высшего должностного лица (напри­мер, министра) и руководителя первичного звена собственно функции управления в общем объеме работ составляют у первого примерно 60-80%, у второго - 10-20%, а доля управленческого труда колеб­лется в пределах соответственно 40-60 и 5-10%. Нужно заметить, что данное теоретическое суждение о прямой зависимости доли управленческого труда от ранга профессионального работника, уровня органа, в котором он служит, девальвируется порочной практикой. Наблюдения показали, что иногда вышестоящие звенья выполняют функции подведомственных органов, а руководитель - работу подчиненных, в результате чего они не успевают в полном объеме осуществить свои управленческие функции, т.е. целеполагать, организовывать, направлять, регулировать, контролировать базовые (подведомст­венные) процессы и отношения. Кроме того, у должностных лиц одного уровня, имеющих одни и те же обязанности, объемы затрат управленческого труда также не совпадают, что, в свою очередь, обу­словлено индивидуальными способностями профессиональных работ­ников, различным уровнем и специализацией их знаний и компетент­ности, а также состоянием организации труда во взаимосвязанных управленческих звеньях. Все это, безусловно, является одной из важ­ных причин недостаточности эффективности управления.

    Заметим еще, что управленческая деятельность и функции управ­ления в той или иной мере осуществляют и люди, не занятые непо­средственно в сфере управления, на государственной и муниципаль­ной службе: инженерно-технические работники на производстве, пе­дагоги в учебных учреждениях, воспитатели в детских учреждениях, священнослужители в духовных учреждениях, сержантско-офицерский состав в армии и т. д. Следовательно, определенная доля их труда так­ же может быть отнесена к управленческому труду. А процесс демо­кратизации нашего общества вовлекает в управление государством, публичными делами все больше граждан. Таким образом, не только штатные работники органов управления, не только государственные и муниципальные служащие осуществляют управленческую деятельность. , .

    Итак, нужно осмыслить и различать понятия: управленческий труд и труд в управлении, равно как управленческую деятельность и дея­тельность в органах управления.

    Управленческая деятельность в совокупности государственных ор­ганов носит общеполитический, государственный, директивный, ши­рокомасштабный организационный характер и направлена на реше­ние важных общегосударственных, социально-экономических задач, воздействует на все стороны регионального, отраслевого и межотрас­левого управления. Вместе с тем применительно к каждому органу Управления целесообразно сформулировать его конкретную, юридиче­ски установленную деятельность через компетенцию.

    Так, правительство осуществляет многогранную организаторскую Целесообразную деятельность по руководству органами исполнитель­ной власти всех организационно-правовых форм и уровней, а также Целенаправленное воздействие непосредственно и через соответствую­щие государственно-административные органы на комплексное эко комическое и социально-культурное развитие регионов (территорий) с учетом их особенностей и условий.

    Применительно к министерству управленческую деятельность можно охарактеризовать как сознательное и планомерно осуществляе­мое методическое руководство и обеспечение рационального функ­ционирования органов государственно-административного управления соответствующей отрасли народного хозяйства (или социально-куль­турной жизни).

    Управленческая деятельность территориального (федерально-ок­ружного, регионального, местного) органа управления может быть оп­ределена как многогранное организаторское целесообразное обеспече­ние комплексного экономического и социально-культурного развития регионов (территории) с учетом региональных особенностей и усло­вий.

    Если управленческая деятельность - это определенный вид трудо­вой деятельности в управлении, то можно ли (и как?) провести анализ трудовой деятельности работников аппарата управления с целью обес­печить направленность управленческого труда на прямое назначе­ние - организацию управления? Такой анализ могут провести даже молодые специалисты и тем более руководители государственного ор­гана (подразделения).

    Для этого нужно решить следующие задачи:

      определить фактически выполняемые работниками управления организационно-управленческие функции и все их разновидности, ра­ционально распределить время на выполнение функций и сопоставить с данными хронометрического замера затрат труда;

      выявить долю исполнительских, оперативно-технических функций и сопоставить расчетно-аналитические затраты с фактиче­ским временем выполнения данных функций;

      выявить долю творческой деятельности при выполнении всех разновидностей управленческих функций, сопоставив ее с норматива­ми выполнения конкретных процедур;

      дать качественную и количественную оценку труда различных категорий работников, определить их способности, склонность к ор­ганизаторской или исполнительской работе, творчеству или строгому следованию процессуальным нормам. Аргументировать рекомендации по подбору, расстановке кадров и эффективной их мобилизации;

      классифицировать трудовую деятельность по однотипным эле­ментам трудозатрат, выявить основные управленческие операции, сте­пень их важности, очередности в управленческо-технологическом процессе и обосновать установленные (предлагаемые) условно-норма­тивные объемы работ относительно различных категорий работников.

    Итак, анализ должностных обязанностей, изучение характера фак­тически выполняемых работ, выявление в них доли собственно управленческого труда, установление оптимальных затрат труда (времени) г * е эти работы и их соблюдение - вот путь, на котором могут быть * ск рыты и решены вопросы научной организации труда государственных (муниципальных) служащих.

    Чтобы управленческая деятельность носила позитивный и творче­ский характер, труд государственных (муниципальных) служащих должен быть соответствующим образом организован.

    Вопросы организации управленческого труда всегда привлекали внимание исследователей. Однако следует заметить, что некоторые авторы дают определение организации труда односторонне, сводят его, в сущности, к распределению совокупного фонда затрат рабоче­го времени между функциями, операциями, различными мероприя­тиями. При этом не охватываются вниманием такие важные стороны управленческого труда в органах государственного управления, как целенаправленность, вопросы материального и морального стимули­рования, организационной культуры.

    Организация труда в государственном учреждении между тем предполагает приведение в действие всего механизма управляющего воздействия, основными компонентами которого являются:

      целенаправленность (цели, задачи, содержание труда);

      наличие Профессионального персонала;

      разделение труда и кооперация, взаимодействие;

      средства и предметы труда;

      условия труда;

      мотивация и стимулирование труда;

      среда труда (организационная культура, стиль взаимоотношений, морально-психологический климат в коллективе).

    Организация труда имеет своей направленностью рациональное соединение действий человека - государственного (муниципального) служащего с «вещами, средствами и предметами труда; экономное и целесообразное (эффективное, оптимальное) расходование человече­ ской энергии - живого труда, средств и предметов труда».

    Задача процесса организации труда заключается не только в ра­циональном соединении всех его компонентов во внутренней деятель­ности управленческого органа, она подчинена главной цели - рацио­нальному использованию управленческого труда для удовлетворения потребностей общества, его членов, т. е. для организации внешней дея­тельности органа по руководству объектами управления. Решение первой задачи фактически направлено на решение второй.

    Таким образом, организация управленческого труда - это система организационно-технических, организационно-идеологических, орга­низационно-психологических мер в конкретном государственном уч­реждении, направленных на организацию рационального функциони­рования и высокоэффективного использования труда государственных (муниципальных) служащих в целях наиболее полного и качественно­го выполнения задач, стоящих перед коллективом служащих, данньщ органом власти,

    Организация управленческой деятельности. Это понятие отражает более емкое содержание, чем организация управленческого труд а Если трудовая деятельность государственного (муниципального) слу­жащего предполагает его функционирование в узких рамках коллекти­ва, то управленческая деятельность имеет широкие границы публич­ного функционирования и воздействия в рамках многих десятков, со­тен коллективов, учреждений, сотен тысяч граждан, причем во взаимосвязи и взаимодействии со всеми внутренними и внешними объектами. Здесь имеет большую значимость аспект внешних связей.

    Организация управленческой деятельности включает относительно постоянные и переменные элементы (составляющие). К первым отно­сятся: орган, объекты управления, цели, задачи, юридически урегули­рованные в положении, регламентируемые должностными инструк­циями компетенция, функции, полномочия. Ко вторым - сам техно­логический процесс деятельности, формы, методы, операции, приемы и т. д. Многие из переменных элементов почти каждый раз приходит­ся приспосабливать к новому содержанию управленческого процесса, который характеризуется разнообразием решаемых вопросов, а также тем, что каждый последующий управленческий цикл освещается в другом временном периоде, в других условиях и т. д.

    Если предположить, что в каждый последующий временной пери­од совершенствуются средства, технология управленческого труда, улучшаются его условия, повышают свое мастерство кадры и т.д., то по логике каждый последующий процесс управленческой деятельно­сти должен протекать эффективнее и качественнее предыдущего. Однако так бывает далеко не всегда, поскольку может измениться состав кадров служащих, а уровень их профессионализма может быть ниже уровня предыдущих, либо закупленная новая организационная техни­ка еще не доведена до нужного уровня и т. д. Таким образом, каждый раз задача организации управленческой деятельности в основном ос­тается прежней, но решается по-новому. Это необходимо учитывать и заблаговременно предвидеть, чтобы успешно организовать деятель­ность органов управления.

    Организация управленческой деятельности есть процесс упорядо­чения, налаживания и координации отношений, обеспечения рацио­нального функционирования системы управления во всех ее проявле­ниях и связях.

    Таким образом, организация управленческой деятельности являет­ся сложным процессом, который охватывает многие стороны человеческой деятельности и направлен на совершенствование форм и мето­дов ее осуществления. В общем виде организацию управленческой деяте льности можно определить как научно обоснованную, планомерно осуществляемую систему социально-экономических, организацион­но-правовых и технических мер, направленных на совершенствование форм, методов и стиля работы органов власти, управления по обеспечению высокого качества предоставляемых населению услуг, более полного удовлетворения потребностей нашего общества.

    Чтобы обеспечить научную организацию управленческой деятель­ности каждого органа, необходимо ее исследовать в динамике, систе­матизировав как постоянные, так и переменные элементы, выявив более устойчивые формы и методы решения вопросов, и уже на этой основе аргументировать соответствующие рекомендации.

    Конечно, различая понятия «организация управленческого труда» и «организация управленческой деятельности», вряд ли уместно их противопоставлять содержательно. Впредь мы можем употреблять их как однопорядковые, рассматривая управленческий труд как деятель­ность, обеспечивающую целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

    Перед исследователем проблем теории и практики организации управленческой деятельности на современном этапе стоят такие вопро­сы: соответствуют ли качество и уровень организации управленческой деятельности современным требованиям, способствуют ли принимаемые им меры по совершенствовании управленческой деятельности? Эти вопросы сложны и ждут молодых исследователей -энтузиастов, кого волнует проблема эффективности государственного управления, пер­спективы нашей страны.

    Некоторые направления решения будут рассмотрены ниже.

    Управленческая деятельность является сложным и многообразным социально-экономическим явлением и обладает рядом особенностей, выделяющим ее как специфический объект экономического исследования.

    Управленческий труд, с одной стороны, выступает как средство общественного производства и зависит от уровня развития производительных сил, а с другой - выражает общественные отношения людей в условиях кооперации труда, отражая тем самым специфический характер производственных отношений данной формации.

    В экономической литературе до последнего времени отсутствует единый подход к определению сущности управленческого труда. Так, Н.П. Беляцкий подчеркивает, что «управленческий труд - это процесс потребления качеств управленца, положительная творческая деятельность, а его содержание «можно представить как структуру затрат умственной и физиологической энергии трудящихся при исполнении трудовой функции». Беляцкий Н.П. Кадровый потенциал организаторов производства. Минск: Высшая школа. 2004. - С. 160.

    В определении О.С. Виханского, А.И. Наумова управленческий труд определяется как процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ее целей. Он включает те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной деятельности, с целевой ориентацией этой деятельности. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Высшая школа. 1994. - С.222 Б. Мильнер в содержание управленческого труда включает способность и умение вырабатывать цели, определять ценности координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Мильнер Б. Кризис управления. Вопросы экономики. - 1993. - №1.- С.79.

    Управленческая деятельность, по мнению Файоля, содержит в себе предвидение, организацию, распорядительство, координирование и контроль, именно реализация управленческих функций является с его точки зрения источником эффективности системы менеджмента. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. М., 1992. -С. 52.

    Другими учеными дается сходное определение, включающее в себя «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации». Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2008.- С.- 124.

    Определение содержания работы менеджера постепенно переходит в определение самого управления, в частности, Друкер П. считает:

    «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». Друкер П. Эффективное управление. М.: Фаир - Пресс, 2003.- С. 77.

    Управление - это способность находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на окружающих. Скрипник К., Кутасова Т. Навыки руководителя: результаты анализа управленческой структуры // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №3.- С. 43. Специфика работы менеджера выражается в мобильности, управленческой изобретательности и предприимчивости.

    Управление представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную на достижение определенной конечной цели, и использует, главным образом, информационный поток. Дудинска Э., Мизла М. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - № 2. - С. 117.

    Фаткин Л. и Петросян Д. подразумевают под управленческой деятельностью особый вид экономической деятельности, центральное звено которой - управление совместным трудом людей. Фаткин Л.В., Петросян Д.С. Управление финансовой организацией: Теория и практика. Москва: ИНФРА-М, 1998.- С. 52.

    Финские управленцы, авторы концепции управления по результатам, управленческий труд делят на управление деятельностью и управление людьми: планирование, исполнение, контроль исполнения. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Управление по результатам. М., 1993.- С. 89.

    Существующие до сих пор различные мнения по данному вопросу свидетельствует, что управленческий труд представляет собой вид трудовой деятельности, для которого характерна, прежде всего, трудность определения непосредственных результатов, поскольку он связан с организацией и управлением работников, которые непосредственно создают материальные ценности.

    Управленческий труд предполагает совместную деятельность кадров управления, выражает необходимость установления определенных связей между ними и работниками, непосредственно занятыми в производственном процессе, а также отношениями между самими кадрами управления, занятыми в сфере управления под руководством единого организующего центра, который не только связывает всех работников занятых этим трудом, в единое целое, но и координирует их деятельность. Управленческий труд - это специфический вид умственной деятельности (частично физический), направленный на руководство людьми с помощью определенных методов, а через них - на ход производственного процесса.

    Производственный и управленческий труд имеет одинаковую цель и результат. Однако у управленческого труда имеется своя специфика. Функции и операции, составляющие содержание управленческого труда, независимо от иерархического уровня управления, можно представить в виде циклической схемы, включающей три этапа.

    На начальном этапе управленческий труд связан с разработкой стратегии, достижения цели, путей их обоснования. Здесь особое значение приобретает умение руководителей привлечь коллектив в этот процесс.

    На втором этапе идет планомерный процесс организации выполнения поставленной цели (разделение цели на этапы, элементы и доведение их до каждого подразделения и исполнителя, их мотивирование).

    На третьем этапе главное внимание уделяется регулированию, координации работ и их контролю. На этом этапе важное значение придается корректировке и своевременному уточнению целей и т.д.

    Сегодня трансформация управленческого труда происходит не только под воздействием научно-технического прогресса и радикальных перемен в экономике как переход к рыночным отношениям, разгосударствление, и т.д. Все это вносит существенные изменения в содержание управленческого труда:

    • - процесс усложнения управленческого труда, рост его творческой направленности, вызванное, прежде всего, внедрением компьютерной техники;
    • - внедрение без документационной информационной технологии, возможность которой предоставляет компьютерная техника;
    • - повышение ценности информации;
    • - резкое сокращение длительности управленческого цикла, вызванного распространением программных видов техники и технологии.Поимцев В.Н. Социально-экономические механизмы управленческой деятельности в современных условиях. Автореферат дис. канд. эк. наук. Саратов, 1999.- С. 17.

    В современных условиях сформировалась новая система разделения труда в управлении, который приобретает коллективную направленность:

    • - непосредственные производители приобретают статус субъекта управленческого труда, участвуют во всех фазах управленческого цикла;
    • - создается материальная основа единственной кооперации управленческого труда, т.к. возникает тесная взаимозависимость руководителей и непосредственных производителей.

    Именно такая социально-экономическая форма управленческого труда может расцениваться как адекватная природе рыночных отношений, поскольку она способна обеспечить действующую и эффективную реализацию функций управления совместными, коллективными действиями в достижении поставленных целей.

    В научной литературе нередко понятие «управление» отождествляют с понятием «управленческая деятельность». Так, одни авторы понимают, что функция управления - определенный вид трудовой деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000.- С. 23. Другие представляют управленческую деятельность, как сумму некоторых мероприятий связанных с определением целей функционирования. Гвишиани Д.М. Организация управления. - М. : Наука, 2002.- С. 124.

    Понятие «управленческая деятельность» шире понятий «управление», «управленческий труд». Она объединяет все эти понятия тем, что участвует в каждом из них, в процессе их осуществления.

    Управленческая деятельность - это вид сознательно осуществляемой человеческой деятельности, направленной на эффективное функционирование индивидуально или коллективно осуществляемых работ по выполнению поставленных целей посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов в требуемые результаты. Она носит организационный, инициативный, творческий характер и осуществляется на разных уровнях управленческой иерархии, в усложняющихся и постоянно изменяющихся условиях. На каждом уровне иерархической лестницы управления, управленческая деятельность имеет специфический характер проявления.

    По вопросу определения продукта управленческой деятельности существуют различные мнения.

    Ряд исследователей в этой области рассматривают как продукт управленческой деятельности информацию. См.: Попов Г.Х. Ук. соч. С. 98.; Сильченков А.Ф. Повышение эффективности управленческого труда: Методологические аспекты. М.: Экономика, 1981.- С. 250 и др. По мнению других ученых, это - информация в форме управленческих решений, воздействующих на управляемую систему. Мильнер Б. Ук. соч.- С. 43. Третьи считают, что это только те решения, которые изменяют и влияют на управляемую систему. Правдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М.: Мысль, 1979.- С. 110.

    Управленческая деятельность может различаться:

    • - по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
    • - по конкретному содержанию (исследования, планирование);
    • - по периодам (стратегические, тактические, оперативные);
    • - по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения);
    • - по направленности (внутрь или во вне организации);
    • - по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
    • - по объектам (производство, персонал);
    • - по формам и методам осуществления;
    • - по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
    • - по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие);
    • - по степени сложности.

    Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

    Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

    Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

    Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

    В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

    • - коммуникационными (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
    • - распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование);
    • - контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
    • - аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений);
    • - информационно-техническими (с носителями информации) на которые уходит 10 - 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.

    Рис. 1.1. Управленческая деятельность

    Продукт управленческой деятельности является частью результата функционирования управляемой системы, как и продукт других видов деятельности, например, производственной. Продукт деятельности рабочего может иметь материальное воплощение, в изделиях или деталях. А управленческий труд не овеществлен, но значение, которое он имеет, оказывает свое влияние на труд рабочего в гораздо большей степени. Следовательно, можно предположить, что результатом управленческой деятельности являются результаты деятельности объекта управления, управляемой системы.

    Изучение эффективности управленческой деятельности представляется особенно важным с точки зрения той роли, которую играют факторы эффективности в достижении результатов деятельности предприятия.

    Отечественные специалисты в области науки управления немалое значение в своих исследованиях уделяют изучению управленческой эффективности.

    Термин эффективность применяется для измерения степени достижения предприятием его целей. Предлагается оценивать эффективность с различных сторон - как степень выполнения запланированных результатов, параметры которых были заданы ранее; с точки зрения сравнения с другим периодом или по сравнению с другим объектом управления.

    В различных ситуациях возможно применение различных вариантов оценки эффективности управленческой деятельности. Выбор варианта оценки эффективности может быть обусловлен различными факторами: целью оценки, наличием исходной информации, пригодностью для анализа и другими факторами.

    Рис. 1.2.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что управленческая деятельность представляет собой сложный, многообразный процесс, направленный на достижение целей деятельности предприятия. Как объект экономического исследования управленческая деятельность имеет ряд особенностей.

    К их числу можно отнести следующие:

    • 1) сложность в определении продукта и результата управленческой деятельности;
    • 2) участие в управленческой деятельности всех иерархических уровней;
    • 3) опосредованное влияние управленческой деятельности на конечные результаты деятельности предприятия;
    • 4) сложность измерения качественных характеристик эффективности управленческой деятельности.