Анания ширакаци. Анания Ширакaци Анания ширакаци космография

Анания Ширакаци (арм. ; около 610 года - около 685 года) - армянский географ, философ, математик, картограф, историк, астроном и алхимик, основоположник древнеармянского естествознания.

Биография

Родился в области Ширак. Иногда называет себя Ширакаванци, от названия местечка Ширакаван. Имя отца было Ованнес. Получив в Армении начальное образование, отправляется для дальнейшей учёбы в Византию. Через город Феодосиополь (Карин) он прибывает в провинцию IV Армения, где берёт обучение у математика Кристосатура. Считая, что тот «не ведал всей науки», через некоторое время перемещается в Трапезунд, где его учителем стал известный учёный Тихик, как пишет сам Ширакаци, человек «сведущий в армянской письменности». Здесь он обучается около 8 лет. После учёбы возвращается в Армению, где начинается его научная и преподавательская деятельность. На родине он открывает школы, преподавание в которых велось на основе квадривиума.

Труды

Перу армянского ученого принадлежит более 20 работ по арифметике, теории летосчисления, космографии и географии:

  • «Математика Анании Ширакаци - о весах и мерах»
  • «Вопросы и решения» (сборник арифметических задач)
  • Трактат о календаре и космографии
  • «География»

Учебник по арифметике «Вопросы и решения» является одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике, включает материал по искусству счисления в виде таблиц. Он стал значительным вкладом в развитие математического образования.

Из исторических источников известно, что по настоянию католикоса Анастаса (662-668) Ширакаци упорядочил армянский календарь. В Армении использовали подвижный солнечный календарь, в котором все годы состояли из 365 дней без високосных. Из-за этого специальные даты постепенно перемещались по временам года. Ширакаци разработал так называемый неподвижный календарь по образцу римского, однако, после смерти католикоса, эта работа так и осталась невостребованной.

«Ашхарацуйц»

Ширакаци составил «Географический атлас мира», более известный как «Ашхарацуйц», в котором содержатся подробные сведения об исторической географии Армении - здесь наряду с географическими и картографическими сведениями, касающимися стран Азии, Европы и Ливии (Африка), подробно описывается исторически сложившееся административно-политическое состояние территории древней и раннесредневековой Армении в границах Великой Армении и находившейся к западу от неё Малой Армении. Ранее труд приписывался Мовсесу Хоренаци. Впервые труд был издан в 1683 году в Марселе.

Хроника

Анонимная «Хроника» VII века также иногда приписывается Анании Ширакаци. В нём автор касается истории Персии, Вавилона, Рима, Византии и других стран, пользуется трудами Хоренаци, Себеоса и других. «Хроника» начинается со времен Адама и заканчивается 685 годом описанием нашествии хазар на Армению, Грузию и Албанию.

«Космография и календарь»

Ширакаци является также автором труда из 48 глав «Космография и календарь», в котором рассматриваются вопросы астрономии, метеорологии и физической географии. Ширакаци сравнивал структуру мира с яйцом (Земля - желток, атмосфера - белок, небосвод - скорлупа) и пытался определить расстояние до Солнца и Луны. Вместе с тем, он верно считал Млечный путь скоплением звёзд, а Луну - тёмным телом, лишь отражающим солнечный свет. Писал о шарообразности Земли.

армянский географ, картограф, историк, астроном, продолжатель работ Мовсеса Хоренаци

Биография

Точное место рождения Ширакаци не известно. Предположительно он родился в Ширакаване или в деревне Ананиа области Ширак вблиз Ани. Его отца звали Ованес, и, предположительно, он принадлежал к роду Камсаракан или Арцруни - правителей этой области. Считается, что первоначальное образование он получил в монастыре Дпреванк, где с ранних лет изучал математику.

Своё образование Ширакаци продолжил в византийском Трапезунде, где он в течение восьми лет был учеником известного греческого ученого Тикия. Примерно в 651 году Ширакаци вернулся в Армению, где открывал школы, преподавание в которых велось на основе квадривиума.

Труды

«Ашхарацуйц»

Ширакаци составил «Географический атлас мира» («Ашхарацуйц»), в котором содержатся подробные сведения об исторической географии Армении - здесь наряду с географическими и картографическими сведениями, касающимися стран Азии, Европы и Ливии (Африка), подробно описывается исторически сложившееся административно-политическое состояние территории древней и раннесредневековой Армении в границах Великой Армении и находившейся к западу от неё Малой Армении.

«Космография и календарь»

Труды

Перу армянского ученого принадлежит более 20 работ по арифметике , теории летосчисления, космографии и географии :

  • «Математика Анании Ширакаци - о весах и мерах»
  • «Вопросы и решения» (сборник арифметических задач)
  • Трактат о календаре и космографии
  • «География»

Учебник по арифметике «Вопросы и решения» является одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике , включает материал по искусству счисления в виде таблиц . Он стал значительным вкладом в развитие математического образования .

«Космография и календарь»

Ширакаци является также автором труда из 48 глав «Космография и календарь», в котором рассматриваются вопросы астрономии , метеорологии и физической географии . Ширакаци сравнивал структуру мира с яйцом (Земля - желток, атмосфера - белок, небосвод - скорлупа) и пытался определить расстояние до Солнца и Луны. Вместе с тем, он верно считал Млечный путь скоплением звёзд, а Луну - тёмным телом, лишь отражающим солнечный свет. Писал о шарообразности Земли .

См. также

Напишите отзыв о статье "Анания Ширакaци"

Примечания

  1. // Православная энциклопедия . - М ., 2000. - Т. 2 . - С. 224 .
  2. . - М .: Наука, 1984. - Т. 2. - С. 296-299.
  3. Michael E. Stone. . - Society of Biblical Lit, 2013. - P. 684. - (Early Judaism and its literature, 38).
  4. Р. Хьюсен, «», Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), p. 34-35
  5. Wayne Orchiston, David A. Green, Richard Strom. New Insights From Recent Studies in Historical Astronomy: Following in the Footsteps of F. Richard Stephenson: A Meeting to Honor F. Richard Stephenson on His 70th Birthday. - Springer, 2014. - Vol. 43. - P. 106-107. - (Astrophysics and Space Science Proceedings).

    Оригинальный текст (англ.)

    Generally, though perhaps unsurprisingly, less is known about the lives of the Georgian and Armenian astronomers than about their works. Without question, the most famous name of these is Anania Shirakatsi (Anania of Shirak), the seventh century Armenian astronomer and mathematician (see Fig. 3). Approximately two dozen of his works are extant. Anania wrote on a variety of astronomical, mathematical, geographical and calendrical topics, and is well known for his work on Armenian chronology.

  6. Анания Ширакаци - статья из Большой советской энциклопедии (3 издание).
  7. . / Под ред. В. Г. Панова. - 1993.
  8. Philip Wood. . - Oxford University Press , 2013. - P. 32.
  9. В. М. Варданян. (арм.) // Вестник общественных наук. - Ер. , 2013. - Թիվ 3 . - Էջ 16 .
  10. В. М. Варданян. (арм.) // Вестник общественных наук. - Ер. , 2013. - Թիվ 3 . - Էջ 17 .
  11. Р. Хьюсен, «», Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), p. 40-41
  12. Ravi Agarwal, Syamal Sen. . - Springer, 2014. - P. 103. . (современный научный консенсус атрибутирует это открытие древнегреческим учёным VI века до н. э.)

Литература

  • Анания Ширакаци. Космография. Пер., пред. и комм. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 1962.
  • Абраамян А. Г. Научные труды ученого VII в. Анании Ширакаци. Ереван, 1944.
  • Абраамян А. Г. Таблицы лунного круга Анании Ширакаци. Ереван, 1965.
  • Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, Из-во ЕрГУ, 176 с. 1970.
  • Орбели И. А. Вопросы и решения вардапета Анания Ширакца, армянского математика VII века. В кн.: Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963, с. 512-531.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.

Ссылки

  • Р. Хьюсен , «», Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), pp. 32–45. (англ.)
  • С. Еремян ,
  • . - СПб. , 1877. .
  • д/ф (РТР , 2015), с 17 мин.

Отрывок, характеризующий Анания Ширакaци

– Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.
– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.
– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его.
– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.

(сер. 7 в.) – арм. , математик, астроном и географ. В целях изучения наук путешествовал по разным странам Востока, в течение 8 лет обучался в Трапезунде, после чего вернулся на родину, где имел мн. последователей. Вопрос об отношении бога к природе А. Ш. решал в пользу первичности бога, к-рый, как он думал, есть " всего произведенного, видимого и познаваемого" ("Космография и календаря" 1, 1940, с предисл. А. Абрамяна, с. 2–3). Однако, сотворив , бог, по А. Ш., обычно не вмешивается в естеств. ход его развития. Сотворенная так же реальна, как реальна и природа производящего бога. В основу понимания природы А. Ш. положил учение о четырех элементах (огонь, воздух, вода и земля). Для огня и воздуха общим соединяющим началом является теплота, для воздуха и воды – влажность, для воды и земли – холод и, наконец, для земли и огня – сухость. Через эти посредствующие звенья имеет взаимодействие, элементов. Мир в целом, а также конечные вещи представляют собой смешение элементов. Исходя из взаимосвязи отд. частей мира, А. Ш. утверждал, что "возникновение есть начало уничтожения и уничтожение есть, в свою очередь, начало возникновения; из этого неумирающего противоречия мир приобретает своего существования" (там же, с. 31). В космосе царит строгая закономерность. "Есть такие вещи, которые постигаются зрением, есть и такие, постижение которых совершается через " (Сочинения 2, 1944, с. 318).

Хотя воззрения А. Ш, на мироздание противоречивы, он все же стремился критически подойти к пониманию сущности действительности и не довольствовался библейскими представлениями (см. "Армянская география VII века по Р. X. ...", рус. пер., СПБ, 1877, с. 1). Воззрению церкви о плоской, окруженной со всех сторон морем Земле он противопоставил положение о шарообразности Земли. "...Земля находится в середине, вокруг Земли имеется воздух, и окружает все со всех сторон" ("Космография...", с. 10). "Все то, что окружено небом, шарообразно, это есть , достигшая совершенства; такова в своей форме и Земля" (Сочинения, с. 332–333). Согласно А. Ш., между небом (эфиром) и Землей имеются промежуточные сферы огня, воды и воздуха. Отказавшись от церковников о подпорках, держащих небо и Землю, А. Ш. пытался решить о том, на чем держится Земля в безбрежном пространстве, указанием на вихревое воздуха, не позволяющее ей "упасть вниз" (см. "Космография...", с. 9–10). Слова псалма, будто "имеются под морем столпы, которые держат тяжесть Земли", вызывали у А. Ш. "недоумения" и сомнения (см. тамже, с. 12). Своеобразно у А. Ш. разделение неба на 7 ; не встречается в трудах Аристотеля и Птолемея и резко отличается от общепринятых ср.-век. теорий. А. Ш. боролся против астрологии (особенно халдейской), фатализма и колдовства. Соч. А. Ш. "Вопросы и решения..." (1918, на рус. яз., публ. и введ. акад. И. А. Орбели) – один из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике.

Лит.: Пигулевская Н., Византия на путях в Индию, М.–Л., 1951; Чалоян В. К., Естественно-научные воззрения Анания Ширакаци, "Византийский временник", 1957, т. 12; его же. История армянской философии, Ер., 1959 (см. Именной указатель); История философии, т. 1, М., 1957, с. 258–59.

В. Чалоян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (сер. 7 в.) - армянский математик, географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в первую очередь естественным. Опираясь на античное учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение о небе, земле, море, небесных светилах, других природных явлениях. Автор сочинений по космографии, географии, математике. Учебник по арифметике “Вопросы и решения...” (1918, пер. на рус. яз., публ. и академика И. А. Орбели) -один из древнейших дошедших до нас трактатов по арифметике.

Соч.: Космография. Ереван, 1962.

Лит.: ЧаЯоян В. К. Естественнонаучные воззрения Анании Ширакаци.- “Византийский временник”. М., 1957, т. 12, с. 157-71; Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, 1970; Григорян Г. О. Философская в Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.

В. Ф. ГЕустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАНИЯ ШИРАКАЦИ" в других словарях:

    Армянский философ, математик, космограф (7 в.). Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры … Большой Энциклопедический словарь

    - (VII в.), армянский философ, математик, космограф. Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры. * * * АНАНИЯ ШИРАКАЦИ АНАНИЯ ШИРАКАЦИ, армянский философ, математик, космограф (7 в.).… … Энциклопедический словарь

    Армянский философ, математик, космограф и географ середины 7 в. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде. Вернувшись на родину, посвятил себя науке. В основу понимания природы А. Ш. кладет античное материалистическое учение … Большая советская энциклопедия

    - [арм. Աճաճիա շիրակացի] (610 е 685), 1 й известный арм. ученый, математик, космограф и знаток пасхалий, писатель. Род. в обл. Ширак. О начальном периоде его жизни известно из краткой автобиографии А. Ш. (где он называет себя «Ширакаци» (Ширакский) … Православная энциклопедия

    - [ок. 605, с. Анеанк (Ани?) в обл. Ширак, ныне на терр. Турции, ок. 685], древнеарм. учёный, философ и педагог. Учился в Дпреванкской школе, совершенствовался в матем. знаниях в Трапезунде и др. городах. Основал (30 е гг.) школу, где впервые в… … Российская педагогическая энциклопедия

    Анания Ширакаци - АНÁНИЯ ШИРАКАЦИ́, арм. философ, математик, космограф (7 в.). Естеств. науч. воззрения А. Ш. сыграли большую роль в истории арм. культуры … Биографический словарь

    Арм. философ, математик, космограф, географ и историк 7 в. В Географии А. Ш. (позднее ошибочно приписывалась Мовсесу Хоренаци) имеется ценное описание Европы, Африки, Азии. Гл. внимание уделено Передней Азии, в частности Армении. Составил… … Советская историческая энциклопедия

    - … Википедия

    Анания, Ширакаци - (ок. 605 ок. 685) древнеармянский математик, философ, космограф и педагог. Осн. (630 е гг.) школу, где впервые в Армении разработал программу естественно математического образования в традициях армянской грекофильской школы, изложенную в… … Педагогический терминологический словарь

    Анания Ширакаци - армян. философ, математик, космограф и географ сер. 7 в. н.э., представитель просвещ. верхушки светских феодалов. Он путешеств. по разным странам Востока, в теч. восьми лет обучался в Трапезунде, после чего вернулся на родину, посвятил… … Древний мир. Энциклопедический словарь