Автоматизация щ в словах и предложениях. Автоматизация звука щ картотека по логопедии на тему

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.

2. Чашечка

1. Лопаточка

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

3. Лошадка

4. Грибок

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .

Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ... ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.

Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Звук [Щ] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Щ]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Щ].

Материал для автоматизации звука [Щ] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Щ].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Щ] в прямых слогах:

ЩА – ЩА – ЩА

ЩУ – ЩУ – ЩУ

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ

ЩИ – ЩИ – ЩИ

ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ

Звук [Щ] в словах с прямым слогом:

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, возвращать, восхищать, восхищаться, щука, щупать, щупальца, ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, щёки, щётка, щёлкать, ещё, защёлка, сгущенный, щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, тащить, щель, щепка, щебет, ищейка, ущелье, угощение, вращение, пещера, восхищение, освещение, помещение, прощение.

Щавель, площадь, гуща, пища, роща, ищут, плещут, щипать, щиток, пища, вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щегол, щебетать, щекотать, щенок, щетина, чудовище, сокровище, училище, удилище.

Повтори словосочетания и предложения со звуком [Щ]:

Поющий щегол, пищащий щенок, важное сообщение, мощёная площадь, служебное помещение, мигающее освещение, сытная пища, ящик для овощей, сосновая щепка, сияющий щит, зубная щётка, сущие пустяки, сгущённое молоко, щупальца осьминога, помещать в ящик, восхищаться угощением.

Щи да каша - пища наша. Щи варят из овощей. Щавелевые щи - полезная вещь. Дети ищут грибы. В озере лещи. Вова с товарищами поймал крупного леща. Папа вытащил на берег большую щуку. Щенок пищит в ущелье. Щенок пищит, просит пищи. Лена кладёт вещи в ящик. Луна освещает рощу. В роще щеглы. Алёша видел в роще щегла. Щеглы щёлкали и щебетали. Во дворе пищит щенок. Щенок щиплет щётку. Коля надул щёки. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи - вот наши вещи. В ящике лежат клещи. Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди. Костя любит сгущенное молоко. Угощай товарища! В дощатом полу много щелей и щёлок. Солдаты надели плащи защитного цвета. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. В запущенном саду поют щеглы, таращат большущие глаза лягушки.

ЕЛЕНА КУДРЯКОВА
Автоматизация звука Щ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

1.Произнесите несколько раз слоги со звуком [щ]

ща-ща-ща-ща

Що-що-що-що

Щу-щу-щу-щу

Щи-щи-щи-щи

Ащ-ащ-ащ-ащ

Ощ-ощ-ощ-ощ

Ущ-ущ-ущ-ущ

Ыщ-ыщ-ыщ-ыщ

2. Произнесите столько раз слог –ща -, сколько услышите хлопков.

3. Произнесите столько раз слог –щи -, сколько фишек (палочек) на столе.

4. Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение.

5. Выделите ударением слог-щи-,-ыщ- :

Ща-щи-що-щу

Щу-ща-щи-що

Що-щу-ща-щи

щи-ща-що-щу

ащ-ыщ-ощ-ущ

Ущ-ащ-ыщ-ощ

Ощ-ущ-ащ-ыщ

Ыщ-ащ-ощ-ущ

6. Повторите:

ща-ща-ща, ща-ща-ща щи-щи-щи, щи-щи-щи

Дождь идёт–я без плаща. Ты иди, меня ищи!

Ще-ще-ще, ще-ще-ще щу-щу-щу, щу-щу-щу

Нет дождя, а я в плаще. Вот теперь-то отыщу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу.

7. Повторите слова. Определите количество слогов в слове.

Щавель, щебень, щегол, щепка, щека, щенок, щётка, щука, щель, щи, овощи, хищник, клещи.

Что здесь может само двигаться и что не может?

Пища, роща, хвощ, немощь, гуща, чаща, вещи, клещи, чудовище, волчище, тараканище, жилище, убежище, удилище, медведище, овощи, помещение, освещение.

Какие из этих слов обозначают жилище, а какие–животных?

Щит, щипцы, клещик, ящик, пильщик, точильщик, носильщик, каменщик, трещотка, плащик, часовщик, сыщик, ленщик, выдумщик, ямщик, гонщик, хрящик, ныряльщик.

Какие из этих слов обозначают профессии, а какие нет?

Плащ, лещ, клещ, овощ, борщ, хвощ, вещь, хрящ, помощь, товарищ, плющ.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? И какие на вопрос что?

8. Прямой о обратный счет 1-10

Овощ, ущелье, лещ, щенок, щепка, щётка, хищник, удилище, плащ, хрящ, товарищ, щетка, площадка.

9. Отгадайте загадки и определите место звука «щ» в слове .

Глазищи, усищи, когтищи, хвостищи, а моется всех чище. (кот)

Летит, пищит, ножки длинные тащит.

Случай не упустит–сядет и укусит. (комар)

Хвостом виляет,. зубаста, а не лает. (щука)

–Рученька-ручище, что в земле ты ищешь?

–Ничего я не ищу, землю рою и тащу. (экскаватор)

Я, как зонт, не промокаю, от дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою. Ну так что же я такое? (плащ)

Дом из жести, а жильцы в нем–вести. (почтовый ящик).

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвёт–другой наживёт. (ящерица)

Хвостик из кости, а на спинке–щетинка. (зубная щетка)

10.Повторите словосочетания и составьте с ними предложения:

Угощать чаем, обещать кубики, тихо пищать, щёлкать орешки, щипать травку, щедрый подарок, ищи щенка, мощёная улица, поющая птичка, кипящая вода, считать на счетах, мощный тягач.

11. Повторите (прочтите) предложения:

Недалеко от рощи было много щавеля. Щенок утащил в свой ящик Лешин тапок. Вова вытащил из-под вешалки ящик. У Миши жили щеглы. Мама готовит на обед щи и жареную щуку. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка в ущелье.

12. Выучите пословицы и поговорки (на выбор). Объясните, как вы их понимаете .

Щи да каша–еда наша.

Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.

Щука хвостом лёд разбивает.

Щука умерла, да зубы целы.

Сытый голодному не товарищ.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Каждому овощу свое время.

Друга ищи, а найдёшь–береги.

13. Измени слова по образцу :

Я ищу клещи (тащу щётку, чищу вещи, восхищаться щебетанием птиц, искать защиты от хищников.)

Ты ищешь….

Он ищет….

Мы ищем…

Вы ищете….

Они ищут….

14. Словоборазование существительных, обозначающих лиц по их занятиям :

Пилить-пильщик

Стеклить, фехтовать, точить, чистить, носить, камень, часы, уголь, барабан, сварка, экскаватор.

15.Образование отглагольных существительных :

Освещать-освещение

Извещать, посещать, посвящать, восхищать, угощать, обещать, смущать, вещать, похищать, совещаться, возмущаться, прощать, просвещать, обобщать, прекращать.

16.Словообразование существительных с увеличительно-пренебрежительным значением по образцу:

Нос-носище, сила- силище, ботинок, кот, зубы, глаза, ступа (ступище, сапог, нога, голова, пиджак, медведь, усы, кулак, туфля (туфлища, дом, волк, губы, рука.

17.Прочтите стихи. Выучите стихи, указанные логопедом.

Мой щенок Почтовый ящик

Щенок такой тщедушный был. На скамейку я встаю,

Его я щами всё кормил, еле ящик достаю.

От злющей стужи защищал. Открываю ящик,

Щенок от радости пищал. Голубой, блестящий.

Ещё бы! Он счастливым рос! Посыпались из ящика

Теперь мой щен не щен,а пёс письма настоящие

–настоящий.

Клюет

Что в речке? Река Клюёт!

Щука, струится Кто?

Лещ, не спеша. Щука?

Судак. Челнок Лещ?

А в челноке качает Судак?

Сидит рыбак. Рыбака. Не лещ,

Но не леща, А что рыбак? Не щука–

Ни судака сидит сам

Ещё не выловил и ждёт. Рыбак

Пока. А рыба? Носом клюёт…

И нет ни щуки, Рыба не клюёт

Ни ерша…

Лейся, дождик

Дождик, дождик, хочешь–в пуще,

Что ты ждёшь, хочешь–в чаще,

Отчего хочешь в поле

Едва идёшь? На ячмень,

Лейся пуще, хоть всё утро,

Лейся чаще, хоть весь день!

Щенок

Щенка кормили молоком, Учили мальчики щенка,

Чтоб он здоровым рос. Возились с ним в саду.

Вставали ночью и тайком А он, расстроенный слегка

К нему бежали босиком– шагал на поводу.

Ему пощупать нос.

Считалка Встреча

Щуку тощую с реки Я шёл по улице пешком

Притащили рыбаки. И повстречался со щенком.

Щука хищная страшней, И неизвестно почему,

Чем страшилище Кощей. Я вдруг понравился ему.

Мы ей дали овощей И не смотря на летний зной,

И погуще жирных щей. Щенок все время шёл за мной

Щука шлёпнула хвостом, Дошли мы вместе до ворот,

Словно щелкнула хлыстом, и вдруг щенок пошёл вперёд.

И таким ударом крепким Я закричал, позвал щенка,

Расщепила стол на щепки. Он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

Муравей

В поле и чаще

Малыш работящий.

Тащит хвоинки,

Щепочки тащит.

Где что найдет,

Домой несет.

Ночь

На город брошен плащ

И темен, и блестящ.

Со звездами блестящими,

С луною настоящею.

Там вчера родная ночь

На землю опустилась ночь.

Волчище

В роще волчище -

Серый хвостище

Слушает щегла.

Как песенка мила!

Щавель

Я ищу щавель для щей

для весенних вкусных щей.

В чаще, в роще у болот.

Но щавель там не растет,

Есть щавель невдалеке -

На чудесном бугорке.

Волшебный хвощ

Говорят, волшебный хвощ

В глубине чудесных рощ

Отгонял чудовищ

От лесных сокроыищ,

От сказочных гномиков,

Их сундучков и домиков.

Борщ лучше тот, что гуще,

Каша лучше та, что слаще.

Больше съешь -

Не будешь тощий -

Значит, лучше

Есть почаще!

Лещ и щука

Лещ и щука возмущались:

В речку к нам карась заплыл.

Он щурятам и лещатам

Запрещает прыгать в ил.

Пищу он отнял у рака!

Настоящий забияка!

Зубная щетка

Каждое утро зубы я чищу,

Щёткой зубной удаляю с них пищу.

Тщательно чищу я зубы не зря,

Будет красивой улыбка моя.

Щеголь

Щеголь щётку уважает,

Щеголь щёткой пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять!

Щука

Щука щётку за щетину

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»!

Мы помчались трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивляясь сообща:

Сколько слов на букву Щ.

18. Перед вами слова. Составьте из букв каждого слова как можно больше слов

Пример: Щеколда–щека, кол, код, лад, дол, дело, лещ, лак, клад.

Площадка, помещение, корневище, щипчики, каменщик.

19. Подберите к каждому звуку заданного слова новые слова.

ЧАС АРКА ЩУКА АБАЖУР

ЧУШЬ АКУЛА ЩАВЕЛЬ АРМАДА

ЧИПСЫ АНОНС ЩЁТКА АРЫК

ПИЩА, РОЩА, ГУЩА, ОВОЩ, ЛЕЩ, КЛЕЩ.

20.Прочтите и выучите скороговорки указанные логопедом.

Волки рыщут–пищу ищут.

Щипцы да клещи–вот наши вещи.

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке щука проглотила щётку,

Щиплют щетку в уголке. Щётка ей щекочет глотку.

Да у щётки половой «Удивительное дело!

Палка есть над головой. Что же я за рыбку съела?»

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель да щи.

21. Прочтите и четко произносите звук Щ

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щенок, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами.

Но не хочет щей щенок.

Тявкнул он и–наутёк!

Видно, хочет молока.

Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам

.–Вова, а где щуки живут?

–Вова, а откуда у тебя счеты?

–Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счета собьюсь!

–Почему обязательно на счетах? Можно и без них. Вот тебе ящичек, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нем дощек.

Товарищи

У меня есть несколько товарищей. Все они - настоящие мужчины. У них сложные профессии. Мой первый товарищ – пильщик. Он работает в роще. Мой второй товарищ – каменщик. Он работает в пещерах и ущельях. Мой третий товарищ – сварщик. Он сваривает металлические белки на строительных площадках. Мой четвертый товарищ – регулировщик, а пятый товарищ – ныряльщик, он плавает среди щук и лещей. А я – веселый барабанщик.

Котище

Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зеленые глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. Недавно Котище украл у ныряльщиков лещей прямо из ведра. Все луговые ящерицы боятся нашего Котищу. И только один враг есть у Котищи – лесной клещ. Клещи больно кусают его за пушистые щеки и длинный хвостище. Но есть у нашего Котище и товарищ – соседский щенок деда Щукаря. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним в чехарду.

Посылка

В почтовый ящик нам положили извещение, что на почте нас ожидает посылка. Мы сели на велосипеды и помчались через рощу, как настоящие гонщики. Почта стояла на городской площади. В посылке нас ждало настоящее угощение: свежий щавель для щавелевых щей и овощи для настоящего борща. Это бабушка нам прислала такой щедрый подарок.

Щенок

У Васи жил щенок Сенька. Щенок всегда боялся щетки. С ним однажды приключилось следующее. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за овощным ящиком стояла щетка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик - щетку. Щетка упала, отвесила щенку затрещину да еще и щелкнула по носу. С тех пор щенок Сенька и боится щетки.

Профессии

Существует много разных профессий. Продавщица продаёт вещи, каменщик строит дома, часовщик чинит часы, а вот дрессировщик дрессирует зверей, и перед ним трепещут даже злые хищники. Чаще всего в цирке выступают дрессированные львы и тигры. Их выступление - очень волнующее зрелище. На арене цирка строят специальную площадку, на которой будут выступать хищные звери. Весь зал с восхищением смотрит на арену, где, угрожающе открыв пасть и подняв голову, сидят на специальных дощечках необычные артисты, пугающие одним своим видом. Дрессировщик щёлкает хлыстом - и дикие хищники, один за другим, прыгают в горящий обруч. В конце представления дрессировщик угощает своих питомцев и говорит им ободряющие слова. Ощущения от увиденного зрелища надолго останутся со зрителями.

22. Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь .

Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик–и спросил: «Какие из них обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?»

Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы.

Жили-были два щенка. Мамой их была большая, умная, длинношерстная собака. Жили они у доброго лесника.

Продолжи рассказ

Автоматизация звука Щ в слогах

1) В прямых слогах:
ща - ща - ща
ще - ще - ще
щё - щё - щё
щи - щи - щи
щу - щу - щу

2) В обратных слогах:
ащ - ащ - ащ
ещ - ещ - ещ
ищ - ищ - ищ
ощ - ощ - ощ
ущ - ущ - ущ

3) В интервокальной позиции:
аща - аща - аща
еще - еще - еще
ищи - ищи - ищи
ощё - ощё - ощё
ущу - ущу - ущу

4) В слогах со стечением согласных:
тще - тще - тще
тщё - тщё - тщё
тщи - тща - тщу
тщу - тщи - тще

Автоматизация звука Щ в словах

1) В начале слова:
щавель, щебень, щегол, щедрость, щека, щеколда, щекотка, щелчок, щель, щенок, щепа, щербина, щетина, щёлочь, щётка, щёчка, щи, щипок, щипчики, щит, щиток, щука, щупальца

2) В конце слов:
клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ, хлыщ, хрущ, хрящ

3) В середине слова:
вещи, голенище, защёлка, защита, имущество, клещи, лощина, пища, помещик, пощада, роща, сыщик, товарищи, трещотка, угощать, угощенье, овощи, ущелье, хранилище, сгущёнка

4) В словах со стечением согласных:
бетонщик, борщ, морщины, мщение, натурщик, общежитие, общение, общество, сварщик, ямщик, сообщение, стекольщик

Автоматизация звука Щ в словосочетаниях

Щи со щавелем, вещи бетонщика, горящие щепки, грязнущие щёки, ищущий сыщик, лежбище хищника, летящий щегол, мощёная площадь, обращение товарища, освещение помещения, падающий ящик, ползущий плющ, помощь товарища, тёщино угощение, тонущий щенок, увядающая роща, уплывающий лещ, хитрющая щукка, цветущая роща, щебетание щегла, щуплое туловище

Автоматизация звука Щ в предложениях

В озере за рощей мы ловили щук, лещей и подлещиков.
В роще - зеленеющий хвощ.
Восхищённый щёголь примерял изящный плащ и обещал щедро заплатить портному.
Всю ночь в роще щебетали щеглы.
Зрители с восхищением смотрели на плывущего купальщика.
Мощёная площадь ярко освещена к празднику.
На дощатом полу лежали щепки.
На улице хлещет дождь - не забудь надеть плащ.
На ящике лежали клещи.
Недалеко от цветущей рощи находилось пастбище.
Овощи хранят в ящиках в холодном помещении.
Пищащего щенка посадили в ящик.
Пойдём нащиплем щавеля, сварим щи.
Скулящий тощий щенок жалобно просил пищи.
Сообщение было написано на вощёной бумаге.
Товарищ на прощание пообещал сообщить о благополучном возвращении.
Тощему щенку дали хрящ.
Хищная щука спряталась под днищем лодки.
Хищник рыщет, пищу ищет.
Щенок поймал ящерицу.
Щи из щавеля вызвали общее восхищение.
Ящерица юркнула в трещину между камней.

Автоматизация звука Щ в чистоговорках

Ща-ща-ща - поймали мы леща.
Щи-щи-щи - сварили щи.
Ще-ще-ще - пойду гулять в плаще.
Щу-щу-щу - монетку я ищу.
Ащ-ащ-ащ - мама чистит плащ.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

Автоматизация звука Щ в пословицах

Волки рыщут, пищу ищут.
Вякой вещи - своё место.
Наука людей обогащает, а сама не нищает.
Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.
Овощи тащи - будут щи ща борщи.
Товарищ за товарища в огонь бросится.
Щи да каша - пища наша.
Щука - лещу не товариш.

Автоматизация звука Щ в стихах

На скамейку я встаю,
Еле ящик достаю.
Открываю ящик,
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
Письма настоящие.

*****
Притащили мы в грозу
Щуку тощую в тазу.
Щекотали щуку щепкой,
Прищемили хвост прищепкой.
Мыли щёки щуки щёткой,
Довели её щекоткой.
Щука щётку за щетину -
Отщепнула половину,
Расшвыряла часть вещей,
Пролила кастрюлю щей,
А потом как даст "леща"!
Мы помчались трепеща,
На щеколду дверь закрыли,
Щели щебнем завалили,
Удивлялись сообща:
Сколько слов на букву Щ!

*****
Щёголь щегол над чащобой щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щурка летает в гуще ветвей,
Щёлкает в роще певец-соловей,
Щиплет телёнок траву у реки...
Щедрые, добрые нынче деньки!

*****
Щёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять.

*****
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
*****
Щавель очень-очень кислый,
Соберу его я в миску.
Борщ из щавеля зеленый
Любят очень Маша с Вовой.

*****
Без плаща не выходи,
Если за окном дожди.
Щуке плащ в реке не нужен,
Ей бы ершика на ужин!

*****
Мой щенок стащил игрушку,
Разорвал вчера подушку,
Щуку из ухи украл,
Щётку для зубов сломал.

*****
Со звуком "Щ"
Считалку учим чётко.
Щенок, щипцы,
Щекотка, щепка, щётка,
Плащик, щёки, щука, лещ,
Счастье, помощь, вещи, клещ.
(И.Мартин)

Автоматизация звука Щ в текстах


Шура и Миша - товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький. Он жалобно пищал. Детям стало жалко щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они нашли ящик, положили в него ваты, а потом уложили в ящик щеночка.
Шура и Миша напоили его молоком, и щенок скоро уснул в ящике.

Лещ и щука


Два товарища ловили рыбу.
- Серёжа, у тебя клюёт! Тащи быстро, - закричал Петя.
Серёжа вытащил большую щуку. А Петя поймал леща. Они принесли щуку и леща домой.
- Мама, смотри: это щука! А это - лещ!
- Щуку я сварю, а леща поджарю и угощу всех рыбой, - сказала мама.

На обед мама решила сварить щи со щавелем. Она дала детям большую корзину и отправила на базар за овощами. На базаре дети купили овощи и, взяв корзину за обе ручки, потащили её домой. Возле дома щенок щипал траву. Увидев ребят, щенок громко залаял.
- Молодцы ребята, - сказала мама, высунувшись из окна. - Какие вы у меня помощники!

Автоматизация звука Щ в скороговорках

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят;
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По-щеглиному пищат.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,
Грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Щёки красные у Саши,
Щей он много ел и каши.

Пищу на обед ища,
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща
Ходит щука вкруг леща.

Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем щавель мы во щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.

Всякого щёголя в щёгольстве
Не перещеголяешь, не перевыщеголяешь.

Загадки "Звук Щ"

Слова со звуком Щ.

Звук Щ в начале слова.

Щавель, щадить, счастье, счастливый.

Щука, щунять, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щур, щурёнок, щурить, щуриться, щучий, щучить.

Щебень, щебетать, щебетун, щеголёк, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелистый, щемить, щелчок, щенок, щепать, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щетинистый, щетинить, щедрость, щей

Щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлок, щёлочь, щённая, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать.

Щи, щиколотка, щипковый, щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток.

Звук Щ в середине слова.

Роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, пищаль, мещанин, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать, леща, праща

Чащоба, нащёлкать, холощённый, хрущёвка, хрущёба, холщёвый, защёлка, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый, сгущёнка, вощёный, трещотка, трущобы,

Расчёт, просчёт, отсчёт,

Ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу, гощу, полощут.

Ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи, помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник, лощина, кипящий, вещий, будущий, бегущий.

Из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище.

Звук Щ в конце слова.

Лещ, вещь, плащ, овощ, клещ, плющ, помощь, мощь, хвощ, борщ, хрящ, прыщ, помощь, товарищ,

Звук Щ в стечении согласных.

Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий,

банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Словосочетания и фразы со звуком Щ.

Щуплая щука, тащит щётку, у щуки щурята, щёнок тащит щит, щуплый щенок, угощает щами, площадь вымощена, угощать пищей, вымощена щебёнкой, мощный хищник, щётки из щетины, щёголь щеголяет, клещи в ящике, угощу щавелем, овощные щи, щука щекотала щенков, убегающая ящерка, ищу пищу, цветущий щавель, рыщут, пищу ищут, обещал вещи, угощу щукой, защёлка защелкнулась, обещал не пищать, щетина щётки, хранилище овощей, трещина на голенище, защитник защищает, на площади каменщик, щебетанье щеглов, щупальца щупают, щурёнок у щуки, щавелевые щи, увядающий хвощ, громыхающие ящики, тощий нищий, ищут хищника, щедрый расчет, обещание на прощание, ощущение мощи, мощный натурщик, допущение проектировщика, щедрый щеголь, щуплый щурёнок, щетина на щеке, сыщик ищет, щекотать щиколотку, бурлящие щи, изящный хищник, домище помещика, защитник имущества, говорящий щегол, пощипывает голенище, защита в убежище, щекотная щекотка, верующий заведующий, щекотать щенка, щипать щёку, упущение ищейки, тащат на площадь, угощение в пещере, настоящий сыщик, освещать вещи, сокровища в роще, дощатая площадь, тащи прищепку, прищемили ручищу, впущу щенка, пещера в ущелье, ящик овощей, щенок пищал, вращение туловищем, щетина на щеке, длиннющее удилище, жилище ищейки, угощенье кощея, полощу вещи, трещина в лощине, помощь немощному, гниющий овощ, держащий клещи, каменщик и бетонщик, погонщик и табунщик, площадь вымощена, женщина-гонщик, говорящий мужчина, дрожащий щёголь, на плаще клещ, паромщик тащил, щипцы на ощупь, община в общежитии, мощь товарища, толщина щита, щётка у мойщика, щекотал щенка, на щеке щетина, регулировщик у щита, лежащий хищник, леща тащу, щедрая помощь, отдыхающий гонщик, товарищи отдыхающие, плащ товарища убежище в пещере, кипящий борщ, ящик для вещей, плывущая щука, помощь каменщика, в вещах клещи, удирающий угонщик, угольщик тащит, на лапищах когтищи, приемщик овощей, работающий фонарщик.

Сварщик тащит ящик.

Щенок пищит в ящике

Щи из щавеля.

Мамины вещи в ящике.

Площадь вымощена дощечками.

Щётки в дощатом ящике.

Щербатый мужчина весь в щетине.

Дом из щитов щитовой.

Кощей угощал щедро.

Овощи тащи – будут щи.

Щегол щеголял на площади.

В ящике щенок.

На ощупь чищу леща.

Щенок пищит и тащит щётку.

Желающих угощают щавелевыми щами.

Ваня поищи щенка в ящике.

Щурёнок щекотал щуку.

Катя ищет щётки в ящике.

В щах щепотка щавеля.

Ваня угощает овощными щами Нату.

Мойщик ящиков щурился.

Тощий Кощей полощет вещи.

Фонарщик освещает дощатую площадь.

Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня.

Без овощей не бывает щей.

В щите щель.

Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

Щеголь щеголял в плаще.

Сокровища тощего Кощея в пещере.

Товарищ из училища вернулся в плаще.

Уборщик тащит ящик с овощами.

Погонщик на пастбище.

Гонщик зрелищно вращался.

В роще - поющие щеглы.

В дождь (дощ) плащ – нужная вещь.

Хищные щуки охотятся на лещей.

Угонщик похищает машины.

Еще проще вытащить леща.

Ящерка юркнула в щель.

Щегленок вращал головой и пищал, требуя пищи.

В роще щебетали щеглы.

Давно ищут древнее городище.

Дети лущили лещину.

Щуп да клещи - вот их вещи.

Гляди на вещи проще.

Он щеголь: щеки у него тщательно выбриты.

Добавь еще щавеля, будут щи еще гуще.

Грущу, но не пищу.

Щеголю дали счет на плащ.

Клещ попал на хвощ.

Щука щуренку пищу не подыщет.

Щука лещу не товарищ.

Теща угощала щами и лещами.

Выращу из щуренка щуку.

Не говори насчет просчетов.

А кущи гуще и гуще.

Хранилище овощей помещено в горном ущелье.

В роще кто-то громко верещал, щебетали щеглы, пищали щеглята.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щегленок щупленький у рощи нещадно щелкал и пищал.

Стихи со звуком Щ.

ща-ща-ща, ща-ща-ща

Дождь идёт - я без плаща,

ще-ще-ще, ще-ще-ще

Нет дождя, а я в плаще.

щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу,

щи-щи-щи, щи-щи-щи

Ты иди, меня ищи!

щу-щу-щу, щу-щу-щу

Вот теперь-то отыщу.

Два щенка щека к щеке

щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча. С. Михалков.

Щука проглотила щётку,

щётка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?»

Г. Виеру.

Щётки

Этой щёткой чищу зубы,

этой щёткой - башмаки,

этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами всё кормил,

от злющей стужи защищал.

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен, а пёс

Настоящий.

Е. Благинина.

Почтовый ящик

На скамейку я встаю,

еле ящик достаю.

Открываю ящик,

голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

письма настоящие.

Вот так щука!

Нина! Нина!

Щука! Щука!

Наше счастье.

Ну, тащи!

Вот так счастье!

Вот так щука!

Нету щуки...

Не ищи.

Клюёт

Что в речке?

Щука, лещ, судак.

в челноке сидит рыбак.

Но ни леща, ни судака

ещё не выловил пока.

нет ни щуки, ни ерша...

Река струится не спеша.

Челнок качает рыбака.

А что рыбак?

Сидит и ждёт.

А рыба? Рыба не клюёт

Клюёт! Кто? Щука?

Лещ? Судак?

Не лещ, не щука

Сам рыбак

носом клюёт...

А. Шибаев.

Лейся, дождик

Дождик, дождик,

что ты ждёшь,

отчего едва идёшь?

Лейся пуще,

лейся чаще,

хочешь - в пуще,

хочешь - в чаще,

хочешь в поле на ячмень,

хоть всё утро,

хоть весь день!

Б. Асаналиев.

Щебетал щегол и щёлкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

А. Пудваль.

Щенок

Щенка кормили молоком,

чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

к нему бежали босиком -

ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

возились с ним в саду.

А он, расстроенный слегка,

шагал на поводу.

А. Барто.

И я бы мог...

К щенку козлёнок подошёл.

Ты кто?

Щенок.

А я козёл. Гляди, как я умею: Скок!

И я могу,- сказал щенок.

А я по травке побегу!

Щенок сказал:

И я могу...

А хочешь, я - о стенку лбом.

Гляди, как я умею:

Бом!

Немудрено. И я бы мог,

Да не хочу,- сказал щенок.

А. Шибаев.

Встреча

Я шёл по улице пешком

и повстречался со щенком.

И неизвестно почему,

я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной,

щенок всё время шёл за мной.

Дошли мы вместе до ворот,

и вдруг щенок пошёл вперёд.

Я закричал, позвал щенка,

он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

А. Барто.

***

Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи все себе ища,

Ходит щука вкруг леща.

В. Орлов.

Считалка

Щуку тощую с реки

притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

и погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

словно щёлкнула хлыстом,

и таким ударом крепким

расщепила стол на щепки.

Е. Ефимовский.

Пропищал щеглу щегол:

– Ставлю вам за пенье кол,

Потому что вы поете

На одной и той же ноте!

А другой присвистнул даже

– Сам фальшивит, а туда же!

Меж березовых стволов

Перещёлк гуляет…

Кто кого из двух щеглов

Перещеголяет!

М. Пляцковский.

Щеголь щетку уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Нечем будет щеголять!

В. Берестов.

Нина раз считала вещи:

ящик, щётка, плащ и клещи,

плюс трещотка, два ножа,

щит и два карандаша.

Сколько было б здесь вещей,

Если б не было клещей?

Щёголь щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке, кречет,

Щелкает в роще певец соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

В. Лунин.

Ухватился за удилище рыбак.

Ну и силища – не вытащить никак.

Леской тонкой режет руку – тяжело!

Но мальчонка тянет щуку – повезло!

Г. Ладонщиков.

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

– Боимся мы щекотки

Сапожной старой щетки.

Е. Серова.

Щипцы для орехов сказали соседям –

Блестящим и тонким щипцам для конфет:

О – Когда ж, наконец, мы кататься поедем,

Покинув наш тесный и душный буфет?

Э. Лир. пер. С. Маршака.

Притащили мы в грозу

Щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой,

Прищемили хвост прищепкой.

Мыли щёки щуке щёткой,

Довели её щекоткой.

Щука - щётку за щетину,

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст "леща"!

Мы помчались трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивляясь сообща:

Сколько слов на букву Щ!!!

Рассказы, тексты со звуком Щ.

Рассказы с картинками .

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Щеглы.

У Миши в клетке (щеглы).

Рано утром (щеглы) начинают щебетать.

Каждый день Миша давал (щеглам) зерен и поил их водой.

А весной он выпустил (щеглов) на волю.

Щенок.

Алёше купили маленького (щенка).

Беспомощный (щенок) сам не может вылезти из своего ящика и всё время пищит.

Когда (щенок) подрос, Алёша стал учить его приносить разные вещи.

Учил, учил (щенка).

А когда научил, (щенок) утащил его тапок к себе в ящик.

Щавель.

Недалеко от рощи было много (щавеля).

Когда Саша и Маша увидели (щавель), они очень обрадовались.

«Давай поищем (щавель), - предложила Маша.

«Зачем его искать? Просто нарвём (щавель) для щей»,- ответил Саша.

На другой день мама сварила из (щавеля) вкусные щи.

Рассказы с вопросами.

1. «Вытащи, Вова, из-под вешалки ящик»,- сказала мама.

Что сказала...?

Достань из ящика две щётки и крем и почисти свои ботинки».

Что надо...? Откуда...?

Вова вытащил щётки и спросил: «Можно я выищу и папины ботинки?»

Что сделал...? Что он спросил...?

«Конечно, можно. Я вижу, что ты у меня настоящий помощник!»

Что ответила...?

2. Щенок тащил на кухню какую-то щепку.

Кто...? Что делает...? Что...?

В углу стоит большая щётка.

Что стоит...? Где...?

Толкнул щётку щенок - она упала.

Кто...? Что толкнул...?

Прищемило щёткой лапку щенку.

Что случилось...?

Щенок заскулил, бросил щепку - и бегом из кухни.

Кто...? Что сделал...?

3. Мама готовит на обед щи, жареную щуку.

Что готовит...?

Папа ещё обещает купить мороженое.

Что обещает...?

«Это будет не обед, а настоящее угощение!» - радуется Миша.

Что сказал...?

4. Взрослые и дети расчищают двор от мусора.

Что делают...?

Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики.

Что они собирают...?

Скоро на дворе будет детская площадка.

Что будет...? Где…? Когда...?

5. «Ну-ка, девочки, берите щётки и метите пол, да почище. А мы пойдём щук на речке ловить», - сказали мальчики.

Что сказали...?

«Нет уж, мальчики, лучше вы берите щётки, а мы пойдём за щуками на речку», -ответили девочки.

Что ответили...?

«А ещё лучше,- сказала мама,- если вы сначала вместе со щётками поработаете, а потом за щуками пойдёте».

Что посоветовала...?

Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

(По И. С. Тургеневу)

Щи не для щенка.

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявнул он и - наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам.

Вова, а где щуки живут?

Вова, а откуда у тебя счёты?

Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счёта собьюсь!

Почему обязательно на счётах? Можно и без них. Вот тебе ящик, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нём дощечек.

Составление рассказа по теме.

1.Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.

Какие из этих слов обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?» Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы. Правильно или неправильно?

И как бы ты на их месте ответил(-а) на эти вопросы?

2. Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера - со слогом щи.

Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие - Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?