Цапля перелетная или оседлая. Все перелётные птицы: картинки с названиями и описаниями

В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.

Опытным путем установлено что не могут держаться в воздухе дольше 15-ти минут. Если не позволить птицам присесть, они падут замертво. Так было в середине прошлого века в КНР. Сочтя воробьев вредителями, власти объявили им «войну». Пернатые не смогли избежать расправы.

Иначе поступают перелетные птицы. Они способны спастись не только от гнева человека, но и от морозов. Без отдыха птицы летят сотни километров. Цель – юг с обилием пищи и тепла. Однако, перелетные птахи могут стать оседлыми.

В Англии весной этого года ласточки полетели на полтора месяца позже обычного, а еще несколько видов птиц полностью отказались переселяться. Причина – повышение среднегодовой температуры. За последнее десятилетие она стала больше на 1 градус. Россию изменения климата пока не коснулись. Перечень перелетных птиц на отечественных просторах остается прежним.

Лесная завирушка

Ее путают с лесным коньком, пеночкой, славкой. Завирушка из тех птиц, которых знают лишь орнитологи, хоть и распространена в лесах. Охотникам пернатое попадается вместе со щеглами и овсянками.

Внешность птицы неприметная. Оперение коричнево-серое. Размер небольшой. Масса тела завирушки не превышает 25-ти граммов. Многие путают птаху с воробьем. В этом есть доля правды. Завирушка относиться к отряду воробьинообразных.

Питается завирушка насекомыми. Это и побуждает пернатое улетать на юг. Впрочем, держится птаха до самых холодов и весной рано возвращается. Правда, это выходит завирушке «боком». Прилетев, птица тут же откладывает яйца. Растительности еще нет. Спрятать кладку не получается. Яйца съедают хищники. Птенцы вылупляются лишь из второй кладки.

Терпимость завирушки к холодам подкрепляется способностью сменить белковый рацион на растительный. Вместо насекомых птица может есть ягоды и семена. Поэтому в регионах с умеренным климатом завирушки не улетают вовсе. На юг устремляются пернатые из северных местностей страны.

Завирушку мало кто знает, она очень похожа на воробья, и ее часто путают с более знакомой птахой

Камышовая овсянка

Внешне тоже похожа на воробья и тоже относится к отряду воробьиных. Птица предпочитает селиться в лесостепях юга России. В них выискивает заросли кустарников, камышей. Они служат птахе надежным укрытием.

Названия перелетных птиц , как видно, часто связано с особенностями внешними или связанными с питанием, образом жизни. Последний вариант актуален для иволг. Они часто селятся в зарослях ивы по берегам водоемов.

Однако лингвисты и историки связывают имя птицы скорее со словом «влага». Древние славяне считали иволгу предвестником дождя.

Иволгу считают предвестником дождя

Журавль

Появился раньше большинства птиц. Семейству журавлей больше 60 000 000 лет. До 21-го века дожили представители 15-ти видов.

Серые цапли отличаются пугливостью. Завидев опасность птицы срываются с места. При этом цапли часто бросают на произвол судьбы птенцов. Крапивник, к примеру, претворяется раненым и на свой страх и риск увлекает за собой хищников, уберегая потомство.

Рябинник

Это . Птица активна, кажется суетливой, постоянно повторяет «чак, чак, чак». Характерный звук выдает рябинника. Чаще всего создается гам из многих голосов. Пары птиц гнездятся рядом друг с другом. В колонии обычно 30-40 семей рябинника.

Слушать пение рябинника

Селятся птички в перелесках и парках. Примерно половина особей переживает зиму в России, кочуя в поисках пищи с места на место. Другая половина дроздов улетает в малую Азию и на север Африки.

Выработали своеобразный способ защиты от врагов. Пернатые обрызгивают их своим пометом. Так дрозды поступают, к примеру, с воронами. Последние лакомятся и рябинниками, и их яйцами.

Горихвостка

Это птица семейства воробьиных с рыжим хвостом. Его яркость напоминает о языках пламени. У молодых правда окрас невзрачный. Ярким он становится к полутора годам.

Из 14-ти видов горихвосток в России живет чернушка. За исключением хвоста у нее черное оперенье. С юга самцы возвращаются в Россию первыми, дабы построить гнезда. Птахи обустраивают их в зарослях кустарника, дуплах, на ветвях деревьев. Когда домики готовы, прилетают самки и молодняк. Как правило, это начало мая.

Питаются горихвостки мелкими насекомыми. Когда клюв свободен, птицы поют. Кажется, что пернатые делают это беспрерывно. Своим пением и окраской горихвосткам удалось привлечь к себе внимание. В 2015-ом вид объявили птицей года.

На фото птица горихвостка

Пеночка

Плотная птичка длиной до 11-ти сантиметров. В России живут 3 вида. Обитают везде кроме Дальнего востока и Якутии. На остальных территориях пеночки мастерят гнезда-шалаши.

У пеночек приятный тембр голоса. Особенно любят петь самцы в период гнездовья. Трели перемежаются посвистываниями. Их можно слушать у себя дома. легко приручаются. В неволе птицы живут до 12-ти лет. В природе же век птах – 2-3 года.

Не будучи одомашненной, пеночка улетает на юг в середине сентября. Возвращаются птицы к началу апреля.

Деряба

Относится к дроздам. Вид еще называют большим серым. На юг улетают не все особи. Рискнувшие остаться переходят зимой с белковой пищи в виде личинок и насекомых на замерзшие ягоды.

Деряба пуглив. Поэтому увидеть птицу в природе сложно, хоть пернатое и размером с голубя. В своем роду деряба самый крупный.

Дрозд деряба

Соловей

Песни разносятся по лесам, когда те покрываются листвой. До появления зелени птахи не выдают трели, хоть и прилетают в Россию раньше. Как правило, птицы возвращаются за 6-7 дней до расцвета природы.

Слушать трели соловья

Любовь к соловью выражена в народных сказках, посвященных птице памятниках и музеях. В Курске, к примеру, работает экспозиция «Курский соловей». В этом музее собраны поделки с изображением пернатого, книги о нем. В изданиях можно прочесть, что гнезда соловьи вьют вблизи воды в зарослях кустарника или во врагах.

Питаются соловьи исключительно вредителями полей и лесов. В желудки птиц попадают гусеницы, жуки. Перейти на растительную пищу певчие пернатые не готовы, поэтому осенью устремляются в теплые края.

Всего в России гнездуются около 60-ти видов перелетных птиц. Многие из них – подвиды одного пернатого, как в случае с пеночкой. Готовясь к отлету, птицы наедаются до отвала. Нужно запастись энергией, ведь подкрепиться в дороге удается не всегда.

При сложностях в пути и малой подготовке к нему перелетные стаи могут гибнуть. Так, ежегодно на родину не возвращаются тысячи ласточек. Сгинув в пути они навсегда остаются символом смелости, стремления познать новые горизонты несмотря ни на что.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 Выборгского района г.Санкт-Петербург.

Группа №5 (старшая)

Проект по экологическому воспитанию

«Перелетные птицы»

Проект подготовили воспитатели:

  • Кириллова Н.Ю. 1 кв. кат.
  • Харенкина Н.В. 1 кв.кат.

Октябрь 2015 г.

Паспорт проекта.

Тип проекта:

По числу участников - групповой.

По характеру контактов – в рамках ГБДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки исполнения:

Краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта:

  • Воспитатели группы:

Кириллова Н.Ю, воспитатель I кат.

Харенкина Н.В., воспитатель I кат.

  • Дети старшей группы №5
  • Родители

Актуальность проекта :

Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта:

Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • интерес детей
  • расширение кругозора
  • проявление творчества и двигательной деятельности
  • использование полученных знаний в жизни перелетных птиц

Продукты проекта:

Книжка своими руками «Перелетные птицы»

Взаимодействие с семьей:

Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

  1. Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
  2. Исследовательская деятельность(рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
  3. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
  4. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
  5. Рассматривание картин
  6. Творческо-продуктивная деятельность(рисование - см приложение №4, аппликация/лепка).
  7. Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
  8. Совместная работа детей с родителями (см приложение №6).

3 этап: заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта
  2. Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах»
  3. Самопрезентация детьми страниц для книги своими руками «Перелетные птицы»
  4. Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
  5. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
  6. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
  7. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Приложение 1.

Рассказать детям о перелетных птицах.

Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Перелетные птицы - птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Жаворонок - маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач - перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей - неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли - живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Приложение №2.

Русские народные игры:

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Пчелки и ласточка

Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

А, гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

«Утка-Гусь».

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» - кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Дидактические игры:

  • «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых)
  • «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
  • Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
  • Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
  • «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
  • «Я начну, а ты закончи». Цель: учить детей продолжать описывать птиц. (Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых).
  • «Кроссбух».

Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.

Ч Ж И = ЧИЖ

Приложение №3.

Загадки о перелетных птицах .

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу... (иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

  • Маленький мальчишка,

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Пословицы и поговорки.

В одно перо и птица не родится.

Видно птицу по полету.

Соловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

Летать умеет тот, кто умеет садиться.

Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

М. Карим

Милый скворушка-скворец,

Прилетайте же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец

Приложение №4.

Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относит-ельно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний – рыжевато-белого.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Приложение №5.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели :

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Цели:

Воспитывать положительное отношение к труду;

Учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови - бросай».

Цели:

Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

Бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

«Салки».

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. В январе и феврале в школах и садах проходят конкурсы и разнообразные мероприятия, посвященные защите птиц зимой. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе: «Какие птицы зимуют в наших лесах?» Вы можете скачать картинки, подобрать вопросы о зимующих у нас птицах, а также использовать специально собранные загадки и стихи о птицах на своих мероприятиях и уроках.

Какие птицы зимуют у нас

А ваши дети знают, что не все птицы остаются зимовать с нами рядом - в наших лесах и садах? Давайте разберемся какие же есть птицы. Итак можно разделить всех известных нам пернатых на

  • перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Нужно показать детям картинки с этими видами птиц и обязательно попросить их назвать знакомых им птичек. Не просто называйте изображенную на картинке птицу, но и расскажите чем они друг от друга отличаются. Спросите у детей, видели ли они этих птиц в лесу или в своем саду. Может быть эти птички лакомятся из школьной кормушки?

Рассматривая картинки с зимующими и перелетными птицами, спросите у учеников, смогут ли они отличить дятла от синицы, воробья от вороны? Часто на такой вопрос дети со смехом отвечают, что это очень легко. Что дятел крупный с красной шапочкой на голове, а синички маленькие, желтенькие и тинькают. Дятел же только стучит.

Тогда попробуйте поиграть в игру «Угадай птицу». Вы будете описывать оперение и повадки птиц, а дети ее угадают. Например:

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть.
- Снегирь! -
ответят ребята.

Если птица угадана, то вы показываете ее фотографию. Детям такие игры очень нравятся.

Подведите учеников к пониманию того, что зимой мы не видим некоторых птиц (соловья, иволгу, мухоловок, нет рядом и ласточек). Куда же они делись? Оказывается не все птицы зимуют вместе с нами.

К зимующим птицам относятся:

  • галка
  • поползень,
  • свиристель.
  • синица,
  • сизый голубь,
  • ворона,
  • глухарь,
  • сорока,
  • дятел.

А теперь покажите ребятам другую картинку. Скажите, что это за птички, видели ли они их, слышали ли как они поют. Спросите когда ребята видели этих птиц. Большинство детей ответят, что видели или слышали их голоса летом. Объясните малышам, что эти птички не остаются с нами на зиму, они улетают в теплые края. Они летят туда, где тепло и есть их основной корм - насекомые.

К перелетным птицам относятся:

  • стриж,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • иволга,
  • соловей,
  • зарянка,
  • пеночки,
  • мухоловки,
  • зяблик.

А ведь дети могут вам задать вопрос: А почему мы не видим летом снегиря? На этот вопрос нужно ответить так: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой и поклевать семечки в нашей зимней столовой.

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Расскажите детям какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки (можно показать ребятам коллекцию перьев разных птиц). Хорошо, если у вас есть возможность дать ребятишкам послушать как поют разные птички. Поставьте запись голосов птиц и попросите ребят угадать какая это птица, чей голос.

Затем следует рассказать, что зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края. Теперь пора спросить у деток холодно ли им в мороз на улице? Ребята ответят, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки. Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

Как помогать птицам зимой?

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.

Как сделать кормушку для птиц

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм . Спросите у детей почему так?

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта.

Наблюдаем за птицами в зимней столовой

Чтобы у ребят не пропадало желание кормить птичек, не угасал интерес к кормушкам, предложите им вести «Дневник орнитолога».

Орнитолог - человек, изучающий птиц. Пусть ребята попробуют вести наблюдение за зимующими птицами. А где легче всего за ними наблюдать? Ну конечно не бегать в лесу! Проще всего наблюдать за птицами возле кормушки. Тут и воробьи, и синицы, и снегири, и другие гости прилетают на обед.

Расскажите ребятам как вести дневник орнитолога. Какие записывать туда наблюдения. Что отмечать. Например,

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

Такие наблюдения и дневники не просто позволят ребенку узнать ближе птиц, но и научат его различать их, любить живую природу, беречь ее. Детям интересно самим быть участниками процесса, быть «маленькими учеными». Поддерживайте в них интерес к изучению птиц.

Если ребенок не может узнать какую-то птицу, то помогите ему - покажите как пользоваться определителем птиц. Откройте рисунки или фотографии птиц в интернете. Можно предложить ребенку зарисовать прилетающих в кормушку птиц или распечатать нужную картинку и вклеить ее в дневник орнитолога.

Карточки с изображением птиц можно брать с собой на прогулки или экскурсии в зимний лес или в парк. Пусть малыш (ученик) попробует сам определить увиденную птицу.

Пословицы и поговорки о птицах

Предложите детям проверить истинность пословиц, сложенных народом о птицах.

  • Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.
  • Синички с утра пищат - значит будет мороз.

Стихи о птицах

Если вы проводите с детьми занятия на природе или делаете творческий проект на тему Зимующие птицы, воспользуйтесь собранными стихами о разных птицах.

Стихи про Ворону

Окраской - серовата,
Повадкой - воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день -
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.

Заканчивая занятие или урок о зимующих птицах, обязательно проговорите с детьми о том, как важны для людей наши пернатые друзья. Пусть ребенок знает тех птиц, которые живут рядом с нами.