Что нельзя постишься перед причастием. Как подготовиться к исповеди - что нужно знать перед исповедью и причастием

Строка поиска: ПРИЧАСТИЕ

Найдено записей : 17

Здравствуйте, батюшки! Разъясните, пожалуйста, необходимо ли младенцам перед причастием соблюдать евхаристический пост?

Александр

Александр, младенцам перед причастием необязательно соблюдать евхаристический пост, но по мере возраста их нужно постепенно приучать к этому, чтобы к 7 годам они уже могли причащаться хотя бы с небольшим, но постом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, перед причастием можно соблюдать пост по православному календарю (когда, например разрешена рыба в пятницу) или нужен особый строгий пост? И как поститься перед причастием, когда нет многодневного поста, если соблюдаешь пост в среду и пятницу, получается не 3 дня, а всегда 4, или четверг можно не поститься? Большое спасибо!

Анастасия

Анастасия, если Вы готовитесь к причастию в то время, когда многодневного поста нет, то пост перед причастием составляет обычно три дня, если Ваш духовник не назначил иного. В дни многодневных постов, если есть силы, можно усугубить свой пост перед причастием, например, не есть рыбы. Это очень благочестиво.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Ребенок пошел в школу, где обязательное питание. Отказываться от еды не разрешают, но можно выбрать блюдо, постных блюд нет. Посоветуйте, пожалуйста, как выйти из такой ситуации, как подготовить ребенка к причастию, ведь надо соблюдать пост хотя бы 3 дня?

Инна

Здравствуйте, Инна. Если до поступления в школу Вы заставляли ребенка поститься три дня перед причастием, то Вы поступали неправильно. Ребенок Ваш не постился, а вынужденно голодал. Пост - это добровольное воздержание от пищи. Ребенку, вплоть до подросткового возраста, достаточно воздержаться только от мяса в постные дни. Это правило не трудно выполнить даже в школьной столовой. Обычай трехдневного говения пришел из дореволюционной России, кода распространилась чудовищная практика исповедоваться и причащаться один раз в год. Устав предписывает поститься в среду и пятницу, в многодневные посты (Великий, петров, успенский и рождественский), в сочельники, на усекновение главы Иоанна Крестителя и на Крестовоздвижение. Евхаристический пост особый, он строгий, начинается с полуночи и продолжается до причащения. Эти правила общие для всех, а трехдневное говение полезно тем, кто исповедуется и причащается крайне редко, или впервые.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! К вере пришла совсем недавно, очень хочу жить по заповедям, совсем скоро Рождественский пост. Мой муж крещенный, но, можно сказать, неверующий. Подскажите, батюшка, как мне быть, как соблюсти пост и мужа не обидеть (я имею в виду супружеские отношения). Во время Великого поста, я его соблюдала, моя душа внутри плакала, я чувствовала постоянную вину внутри души. С мужем живем 18 лет, он согласился обвенчаться. Заранее благодарна за ответ.

Наталья

Наталья, по слову апостола Павла, муж и жена воздерживаются друг от друга "ради молитвы". Но ваш муж пока далек от церковной жизни и станет еще дальше, если Вы жестко ограничите ваши супружеские отношения. То есть, вместо желаемого воцерковления, Вы получите обратный эффект. Интимные отношения супругов не являются грехом, не являются чем-то нечистым, если они связаны супружеской любовью. Придерживайтесь простого правила - воздерживайтесь несколько дней перед причастием и накануне больших праздников. Можно также отказаться от них на первой седмице Великого Поста и Страстной. Думаю, пока для Вас этого будет достаточно. Сохраните семью, супружескую любовь, веру, а остальное приложится.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Объясните мне, пожалуйста, один момент, связанный с подготовкой к Причастию. Мне 13 лет, раньше не причащалась и не исповедовалась, но очень хочу, начала ходить на воскресные службы, молиться дома. В Церкви мне сказали, что для Причастия нужно хотя бы 3 дня поститься, прочесть каноны, отстоять вечернюю службу и исповедаться. У меня возникла проблема: каноны - молитвы длинные требующие времени, а я при всём желании чисто физически не смогу прочесть все каноны один за другим, а как их сократить, я не поняла, можно ли читать один канон в день и не в течении 3 постных дней? И ещё один вопрос - обязательно ли полное воздержание от мясной, молочной пищи и яиц, просто родных мои попытки поститься в среду и пятницу пугают, а тут сразу 3 дня, может быть, здесь могут быть какие-нибудь послабления? Мои близкие очень много делают для моей духовной жизни, а я своими религиозными опытами их сильно расстраиваю, довожу до слёз, поэтому не хочу, чтобы у них была неприязнь к Церкви из-за того, что я что-то из Устава делаю неправильно. Извините за такое долгое письмо. Дай вам Бог всего самого лучшего!

Ксения

Ксения, конечно, очень хорошо будет, если Вы сможете помолиться и попоститься перед причастием, как следует, но мне тоже кажется, что для первого раза сделать все в полном объеме может быть несколько трудновато. Поэтому, я думаю, надо попытаться найти срединный вариант: выбрать для себя то количество дней и то количество молитв, которые Вы сможете совершить, не подвергая себя сразу непривычным для Вас нагрузкам. Мне думается, если Вы уже соблюдаете пятницу, то можно вдобавок к ней в посте провести еще и субботу, а в воскресенье причаститься. В отношении молитв: постарайтесь прочесть обязательно Последование ко Святому Причащению и хотя бы один канон, например, Покаянный. Остальное – по мере Ваших сил. Кстати, Вы можете совершать правило к причастию не сразу, растянув чтение канонов на несколько дней. Одним словом, готовьтесь по мере сил, но с усердием, не спустя рукава, а на исповеди, если священник спросит, как именно Вы готовились, объясните ему, как и почему, я уверен, он снисходительно отнесется к Вашей немощи для первого раза. Но в будущем старайтесь привыкать к посту и полному молитвенному правилу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Считается ли грехом, если утром перед Причастием закапать в нос средство от насморка? Просто иногда часть этого средства попадает и в горло, и, соответственно, в желудок. Не могу сказать, что закапывание носа - это крайняя необходимость, но заложенность носа доставляет определенные неудобства.

Алексей

Нет, это допустимо. Перефразируя известный совет святителя Филарета, можно сказать: лучше с закапанным носом думать о Боге, чем с незакапанным - о соплях.

диакон Илья Кокин

Дорогой батюшка, как я могу помочь мужу избавиться от огромной зависимости к курению? Знаю, что нужно бросать в первый день Великого поста. Может, еще есть в течении года такие благодатные дни? Он постоянно пытается, но тщетно. Может, есть какая-то специальная молитва? И за что у человека образуется такая греховная привычка, от которой избавиться нет возможности? Он ходит и на исповедь, и на причастие. Правда, не так давно. И постился в Великий пост. Есть ли у него шанс? Эта привычка очень подрывает его здоровье. Заранее Господу и Вам безгранично благодарна. Простите, что занимаю Ваше драгоценное время.

Светлана

Дорогая Светлана, Ваш муж может бросить курить в любое время, когда он будет психологически готов бороться с этой страстью. Очень хорошо при этом принимать специальные препараты по назначению врача. Молитесь святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы по его молитвам Ваш супруг избавился от вредного пристрастия. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Я сейчас готовлюсь к причастию (с 23.05.2013 по 26.05.13). Я знаю, что в эти дни нужно поститься, и хотела бы спросить, можно ли при этом есть рыбу?

Екатерина

Екатерина, по большому счету рыбу есть тоже нежелательно перед причастием. Но если Вам пока тяжело обойтись без рыбы, то можете кушать. Но все-таки постепенно нужно привыкать поститься перед причастием построже – без рыбы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я готовлюсь к Причастию, хочу сходить в храм в воскресение. Начала поститься и тут же в первый день нарушила пост: купила пакетик чипсов. Поначалу я не заметила, что в состав входят молочные продукты, а потом увидела, но всё равно доела. Скажите, пожалуйста, можно ли продолжать держать пост и идти на Причастие? Или стоит перенести на другой день. Вся проблема в том, что я уже договорилась с отцом, чтобы он отвёз меня в храм, и, если я не поеду сейчас, то уже не знаю, когда поеду вновь. Заранее спасибо.

Анастасия

Анастасия, нужно быть всегда внимательным к своей жизни, к тому, что мы едим, что говорим, что делаем. Поститься продолжайте и к причастию готовьтесь. Я думаю, ничего страшного не произошло. Вы же не специально съели, а по невниманию. На исповеди скажите об этом священнику.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте батюшка! Я решила для себя причащаться часто (каждое воскресенье), особенно в пост. Но меня смущает, что я постоянно должна читать каноны и последование, а у меня это не всегда получается, т. к. маленький ребенок мешает сосредоточенно читать и молиться, и нет столько времени, да и муж и родители неверующие, и их раздражает, что я все время что-то читаю. Да и мне самой как-то при них стыдно молиться. Я стараюсь уединяться для молитвы, но это у нас дома почти невозможно. В прошлое воскресенье я вообще причастилась без подготовки, теперь как-то не по себе. Как же готовиться мне ко причастию, ведь я не в монастыре. А когда я редко причащаюсь (раз в месяц), потом очень тяжело опять настроиться на нормальную духовную жизнь.

Елена

Елена, Причастие - это Тело и Кровь Самого Христа. Мы в себя принимаем Самого Бога, и, конечно, к таинству Причастия нужно обязательно готовиться каждый раз. Нельзя допускать "привычки к Таинству", нельзя приступать к таинству без подготовки. Нужно обязательно читать правило ко причащению, поститься, молиться. Вас не заставляют причащаться каждое воскресенье, а если Вы сами так решили, то будьте добры исполнять все, как положено, и каноны все нужно вычитывать, и молитвы ко причащению читать, и пост соблюдать, и мир духовный нужно хранить. Да и относительно частоты причащения Вам нужно со своим духовником поговорить. Так как Вы причащаетесь, без подготовки, - нельзя. Лучше причаститься реже, но как положено, и тогда совесть будет спокойной и мир будет в душе

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Если соборовались во время рождественского поста, то можно ли собороваться сейчас, чтобы очиститься от забытых грехов?

Елена

Елена, собороваться, конечно, хорошо. Обычно мы соборуемся один-два раза в год. Думаю, Вам можно собороваться в Великий пост, но чаще собороваться не нужно. Соборование больше предусмотрено для больных людей. Старайтесь больше смотреть внутрь себя и искоренять страсти, которые Вы там увидите, через покаяние и причастие.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Планировала на этой неделе причаститься (причащаюсь 1 раз в месяц), но ведь на этой неделе нет поста, а я упустила это из вида, и у батюшки в выходной не спросила, как быть. Как подготовиться на этой неделе к причастию, если нет поста, или попоститься хотя бы пятницу, если хочу причащаться в субботу?

Светлана

Светлана, я думаю, если Вы не уточнили у своего батюшки, как готовиться, то причастие один разок можно пропустить, в конце концов, что значит "планирование" причастия? А на будущее – уточняйте подробнее и со спокойной душой исполняйте, как послушание.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, перед Причастием нельзя кушать. А можно ли чистить зубы перед Причастием?

Ольга, перед Причастием чистить зубы можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, нужно ли поститься перед Причастием в период от Рождества до Пасхи? Я слышал, что в какой-то период в году пост соблюдать перед этим не нужно. Есть ли такой период? И если есть, уточните, когда он происходит? Спасибо.

Дмитрий

Дмитрий, перед Причастием поститься нужно всегда. Причащаться в посты надо чаще, чем в те дни, когда нет поста. Есть дни в течение всего года, когда пост отменяется, но в эти дни без поста можно причащаться только тем христианам, которые соблюдают все посты в течении всего года, но даже и в этом случае они должны воздерживаться от мясной пищи. Вам, как, я думаю, человеку малоцерковному, перед каждым причастием надо постится, надо приучать себя к соблюдению церковных правил, для Вашего же блага. К тому же, поскольку Вы не знаете, когда можно поститься, а когда не постятся независимо от Причастия - приобретите себе церковный календарь, там обозначены постные и непостные дни в течение всего года.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, поздравляю Вас с праздником Крещения Господня! Благодарю за подробные и быстрые ответы. У меня еще один маленький вопрос: я готовилась к исповеди, постилась, а на Святках позволила себе консервы "печень трески" и не обратила внимания на состав, раньше кроме печени там ничего не было, а теперь там сухое молоко! Увидела я это случайно, уже после исповеди. Я решила, что на Причастие мне нельзя. Права ли я? Заранее благодарна за ответ. Спасибо Бог.

Вы правильно поступаете, не пропуская воскресную литургию. Тем самым Вы закладываете прочный фундамент своей духовной жизни. Сейчас Вы подошли к такому моменту, когда надо научиться в вопросах церковной жизни следовать благословению священника. Нельзя самостоятельно решать вопрос о причастии. Обсудите этот вопрос на исповеди и исповедуйтесь в самочинии, т. е. в своевольном нарушении установленного порядка.
Перед причастием, действительно, соблюдается трехдневный пост. Но в некоторых случаях, по усмотрению духовника, постными днями перед причастием являются среда, пятница и суббота. В вопросах поста неукоснительно следуйте благословению священника. Это тот случай, когда послушание ставится превыше молитвы.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Пост – это весьма сложная тема преткновения между верующими и современным миром. На сегодняшний день существует три разные версии назначения «постных» дней. Первая, и самая главная точка зрения принадлежит самой Церкви, а точнее священникам, которые характеризуют любой пост как испытание на воздержание, благодаря которому можно частично искупить собственные грехи перед Господом.

Вторая группа людей считает, что Великий Пост, Рамадан, Петров Пост и прочие мероприятия такого рода предназначены исключительно для оздоровления нашего организма, а не для очищения души. Ну и наконец, третья группа людей вообще не считает нужным поститься, объясняя это тем, что все посты очень сильно ограничивают человека.

К какой бы категории людей вы не относились, мы не станем вас переубеждать и склонять к чьей-либо точке зрения. Просто сейчас немало людей хотят соблюсти все правила «постных» дней, одни для очищения души, другие же просто для оздоровления. Но как только подходит Великий, Петров Пост или Рамадан, люди не знают, как правильно поститься, поэтому откладывают данную процедуру до следующего раза. Как правильно поститься? Нужно ли соблюдать пост перед причастием или исповедью? На эти и другие вопросы мы сегодня и постараемся ответить. Приступим.

Значение «постных» дней для человека носит весьма неоднозначных характер. Как утверждают служители церквей, наряду с духовным ростом для человека открываются новые, незнакомые до сих пор грани и духовные аспекты. Очень важно, что прежние смыслы такого очищения остаются неизменными, но они постепенно дополняются новыми, более высокими ценностями.

Для большинства людей, которые только вступили на этот путь, то есть они впервые соблюдают, будь то Великий, Петров Пост, Рамадан или же просто кушают «правильную» для Церкви пищу в Страстную пятницу и среду, данное мероприятие носит исключительно характер некой соборной солидарности.

Люди постятся вместе с Церковью для того чтобы ощутить себя ее частичкой, соединиться в ней воедино и испытать те же ощущения, которые испытывали на себе многие отшельники, святые и сам Иисус, который перед своим служением провел месяц, точнее сорок дней наедине с самим собой в пустынном месте.

И только тогда, когда человек забывает о формальности всех существующих заповедей, он начинает по-настоящему бороться со своими страстями. Именно подлинная вера, а не стадное чувство, «заставляет» человека заново разбираться в своих предпочтениях и расставлять новые приоритеты.

Пройдет не один месяц, когда человек начнет замечать, что Великий и Петров Пост, Рамадан и прочие «постные» дни, вносят в его душу некоторые положительные изменения, которые впоследствии помогают укрепить свой дух.

Постные периоды времени – это не только освобождение от негативных помыслов, но и ощущение легкости, которое приобретает тело во время очищения постной пищей. И теперь пост – это не некое испытание на пути к духовной жизни, а надежный помощник.

Как должно выглядеть постное меню?

Соблюдать «постные» дни или же нет – это право каждого человека. По такому же принципу соблюдается и степень ограничений в отношении питания, которая напрямую зависит от самого человека и советов его духовного наставника.

Для всех православных людей существует так сказать ориентир, который представлен монастырским уставом. В нем содержатся четкие предписания, на целый год, где расписан каждый месяц и день: что можно кушать, соблюдая Рамадан, Великий и Петров Пост, как должно выглядеть меню в пятницу и среду (церковные дни). И даже больше, из устава можно узнать, что нужно делать перед причастием.

Но не смотря на единство этого документа, строгость постов во всех православных храмах – разная. Когда в одних монастырях Великий и Петров Пост – это употребление только хлеба, вермишели и картошки, тогда как в других – подают настоящие блюда (конечно же, из постных продуктов питания).

Всем людям, которые имеют сложные хронические заболевания, можно сделать некоторые послабления. Это касается и беременных женщин, поскольку такой способ жизни может пагубно повлиять на полноценное формирование будущего малыша. Также Великий и Петров Пост, Рамадан, постную среду и пятницу разрешается не соблюдать военнослужащим, которые не в состоянии самостоятельно организовать собственный рацион питания.

От чего стоит отказаться во время постов?

Считается, что наиболее строгими являются первые четыре дня поста и последняя его неделя (и неважно, Рамадан это или же Великий Пост). Согласно уставу также важно соблюдать некую диету в любую среду года, а в Страстную пятницу и вовсе стоит отказаться от любой пищи.

С чего стоить начать пост, так это с познание запретов, от которых напрямую зависит то, как правильно поститься.

Итак, в Великий, Петров Пост, в Рамадан и прочие «постные» дни (среду, пятницу и понедельник) запрещается употреблять спиртные напитки, курить и заниматься любовью.

Также духовные наставники категорически запрещают использовать в речи скверные слова, проявлять агрессию, клеветать и совершать клятвопреступлен ия. Важно помнить, что каждый пост – это, прежде всего, очищение души, а не тела, как принято считать. И забывать об этом не стоит, поскольку выдержать на постной еде месяц – сможет каждый, а вот соблюсти духовные запреты – под силу далеко не каждому.

Что же касается продуктов питания, которые нельзя кушать в среду, Страстную пятницу, Великий и Петров Пост и Рамадан, то под запрет попадают:

  • продукты питания животного происхождения – мясо, рыба, кисломолочные продукты, яйца и прочие;
  • спиртосодержащие напитки, за исключением красного вина (по праздникам и воскресениям);
  • мясные и молочные продукты, приготовленные из сои и ее заменителей;
  • кофе, чай и прочие напитки, которые обладают бодрящим эффектом;
  • всевозможные соусы, приправы, специи, которые улучшают вкусовые качества пищи.

На первый взгляд может показаться, что перечень запретные продуктов питания не такой уж и большой, однако все эти продукты составляют львиную долю в рационе каждого из нас.

Православная церковь – это не сообщество высококлассных медиков. Священнослужител и не могут знать всего, особенно это касается новомодных продуктов питания, которые только «пришли» в наш рацион. Например, большинство морепродуктов (мидии, креветки, кальмары и т. п.) – не считаются рыбными продуктами, тогда, как доподлинно известно, что все они являются натуральными афродизиаками, благодаря которым увеличивается половое влечение.

Поэтому перед человеком стоит выбор, который он должен преодолеть сам, основываясь на собственных предрассудках. Вы может самостоятельно принять решение, употреблять тот или иной продукт в «постные» дни. Соблюдать ли «голодную» Страстную пятницу и придерживаться диеты в среду – это тоже исключительно ваше решение.

Людям, которые впервые постятся, духовные наставники не советуют соблюдать пост целый месяц. Вначале можно ограничиться только причастием, потом отказаться от своих любимых блюд, от мяса и так далее. Далее можно попробовать «организовать духовную среду», подкорректировав собственное меню. И пройдет не один месяц, перед тем, как человек сможет соблюдать в полной мере и по всем правилам Рамадан, Великий и Петров Пост.

Как правило, человек, которые поистине ведет православный образ жизни, уже ждет этого промежутка времени, чтобы получить Божье благословение и очистить свое тело и душу.

Основные принципы режима питания в дни поста

Безусловно, что пища, которая разрешена монастырским уставом во время соблюдения какого-либо поста менее питательная и калорийная по сравнению с обычной пищей, которой не должно быть в рационе.

И чтобы заведомо не наносить вред собственному организму и своевременно пополнять запасы жизненно важной энергией, стоит увеличить объемы потребления пищи. Однако делать это нужно предельно осторожно, поскольку одно из самых главных правил поста: «Не покидать обеденный стол с чувством полной сытости и тяжести в животе» - не должно нарушаться.

И чтобы решить сложившуюся ситуацию необходимо лишь увеличить количество приемов пищи, то есть если вы до этого кушали 3 раза в день, то сейчас должно быть пятиразовое питание. Но делать это заведомо не стоит. Если у вас не появляется необходимости в увеличении объемов пищи (вы себя хорошо чувствуете, нет чувства голода и т. п.), то и делать этого не нужно.

Очень важно организовать свой режим питания: приемы пищи должны быть строго по назначенному времени. Считается, что демоны пытаются осквернить человеческую душу, подстрекая в нем мнимое чувство голода.

Именно по этой причине следует употреблять пищу строго по расписанию. Да и к тому же, это поможет приучить свой организм к режиму, что очень важно в организации правильного и здорового образа жизни.

Чтобы было проще отказаться от привычной скоромной еды, можно провести некий самотренинг: скажите себе, что данные продукты питания очень вредны, они не только оскверняют вашу душу, но и «засоряют» организм, препятствуя полноценной жизнедеятельност и.

К такому методу прибегают многие квалифицированны е специалисты, когда необходимо исключить из рациона пациента некоторые продукты питания по медицинским показаниям.

Вспомните, почему вегетарианцы не едят продуктов животного происхождения. Отказ от такой пищи основан на том, что животные подвергаются насилию и даже убийствам. И все это для того чтобы человек смог просто сесть и покушать.

При желании человек сможет найти массу доводов, чтобы отказаться от запретной пищи во время поста. Если же вы насильно заставляете себя целый месяц придерживаться поста, то смысла от него не будет: организм не очиститься, а о душе и речи нет.

Польза поста и что можно кушать во время него

Теперь поговорим о продуктах питания, которые можно водить в свое меню во время любого поста, а также перед причастием.

Изобилие блюд и продуктов просто поражает и внушает уважение. Всевозможная домашняя консервация (маринованы овощи, фрукты, ягоды, соленья и квашения), свежие и свежезамороженны е овощи, фрукты, ягоды и грибы, варенье, джемы, все виды орехов, бобовые культуры, сухофрукты, натуральные пряности, зелень, постные сладости и кондитерские изделия, приобрести которые можно в любом магазине.

Список разрешенных продуктов питания можно дополнить еще и крупами, макаронными и хлебобулочными (несдобными) изделиями. Во время поста можно добавлять и сахарный песок к напиткам, однако в среду, пятницу и перед причастием лучше заменить его медом.

Так, вне зависимости от количества потребляемой пищи, ваш рацион всегда будет сбалансированным и правильным. Многие диетологи утверждают, что резкий отказ от мясных и рыбных продуктов на месяц и более может спровоцировать снижение уровня витаминов и микроэлементов, поэтому перед «постными» днями необходимо подобрать растительные продукты, которые смогут восполнить дефицит этих веществ.

Источники белка

Заменить белковые вещества, которые поступают в наш организм вместе с мясом и рыбой можно, добавив в рацион фасоль, горох, семена подсолнечника, все виды орехов, сухофрукты, ну и конечно же, грибы, в которых содержится очень много белка.

Приготовив блюда из всех вышеуказанных продуктов, можно с легкостью восполнить суточную норму белка. Да и к тому же, растительная пища не содержит в себе «плохой» холестерин и жиры, которыми так изобилует мясо.

Существуют такие «постные» дни, которые разрешают потребление рыбы. Однако вводить в свой рацион разрешается только рыбу нежирных сортов, мясо которой имеет белый цвет. В такие же дни можно кушать и морепродукты. Что же касается морской капусты, то ее можно есть в любой день поста, а также перед причастием.

Вдобавок ко всему, если целый месяц кушать морскую капусту, то можно восполнить не только запас белковых веществ, но и насытить организм жизненно необходимым йодом и прочими, не менее важными микроэлементами.

Источники жиров

Обеспечить полноценную замену жирам можно при помощи растительным масел:

  • оливковое;
  • подсолнечное;
  • льняное;
  • арахисовое;
  • рапсовое;
  • кедровое;
  • кукурузное.

Эти масла с легкостью заменят животные жиры во время поста. Крайне важно вводить в свой рацион нерафинированные масла, поскольку именно они содержат все полезные вещества, тогда как всем привычное «масло без запаха» будет лишь засорять организм.

Источники углеводов

Благодаря широкому ассортименту овощей, круп, фруктов и вермишели, во время поста организм насыщается исключительно «медленными» углеводами, которые не конвертируются в жировые клетки, а обеспечивают наш организм всеми необходимыми веществами для полноценной жизнедеятельност и.

Что же касается «быстрых» углеводов, которые также нужны нашему организму, но только в меньших количествах, то их можно «получить» из меда, варенья и прочих постных сладостей. Главное – это чувство меры.

Если на целый месяц исключить из своего меню мясо, то это может привести к дефициту железа в организме, что очень пагубно отразиться на здоровье. Получить данное вещество можно из орехов, ягод, тыквы, шиповника, сельдерея, болгарского перца и зелени (петрушки, кинзы и укропа).

Благодаря свекле, моркови, орехам, яблокам, меду, шпинату, гранату и изюму можно восполнить не только дефицит железа, но и прочих полезных веществ, в которых так нуждается наш организм.

И в завершении хотелось бы добавить – не воспринимайте «постные» дни как жесткую диету. Они даны нам для укрепления духа и организма. Принимайте любой пост как панацею, которая поможет вам очистить не только душу, но и организм от всевозможных плохих накоплений.

Искренне желаем вам крепкого духа и здоровья!

Святые отцы о посте перед Причастием

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407). «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью». Против иудеев. Слово 3. Т.1. Кн.2

Свт. Феофан Затворник (1815-1894). Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост - внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу.

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский (1829-1909). Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения.

Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1966). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».

Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (1964). Традиция трехдневного поста. «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.»

Игумен Петр Мещеринов, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик (1966). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием - это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».

Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии.

Говорится, что перед причастием мирянину надо быть на вечернем богослужении и соблюдать пост. На возникшие в связи с этим вопросы* читателей «Фомы» ответил участник Межсоборного присутствия, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

– В документе «Об участии верных в Евхаристии» очень взвешенно и разумно объясняются причины тех или иных церковных требований. В данном случае, речь идет о том, что церковная служба – это целостное пространство, которое начинается с вечернего богослужения. Поэтому естественно предполагается, что человек, который намеревается приступить к Причащению – апогею богослужения, должен в нем участвовать с самого начала.

Но при этом в документе говорится, что невозможность для человека по объективным причинам присутствовать на вечернем богослужении, не до конца вычитанное им молитвенное правило, или какие-то другие внешние условия не могут быть абсолютными препятствиями для допуска человека к причащению. Это вопрос, который должен решать духовник. Именно он вправе определить, на самом ли деле отсутствие человека на вечернем богослужении было связано с какими-то объективными причинами или просто ему было лень пойти на службу, когда все возможности для этого имелись.

Что касается поста в субботу, то в документе сказано, что люди, которые соблюдают все уставные одно – и многодневные церковные посты и регулярно причащаются – еженедельно – могут, в согласии со своим духовником, получить благословение на несоблюдение поста в субботу или соблюдение поста в усеченном виде. Например, вкушение постной еды на ужин или отказ от ужина как такового. То есть возможны разные варианты в зависимости от здоровья человека, его жизненных нагрузок, среды, в которой он живет. Есть множество различных факторов, которые требуют своего решения в каждом конкретном случае. Здесь не может быть какого-то универсального правила. Однако – еще раз подчеркну! – это касается только тех случаев, когда человек – верное чадо Церкви, соблюдает все однодневные и многодневные посты, то есть живет в том ритме, в котором живет вся Церковь.

Но совершено другое дело, когда речь идет о прихожанах, которые причащаются редко или крайне редко. Если человек причащается, например, раз в месяц или раз в полгода, и при этом не соблюдает однодневные и многодневные посты, тогда естественно, что для того, чтобы его допустили к Святому Причастию, он должен совершить хотя бы какой-то минимальный труд подготовки – говения. Например, в Синодальный период, когда люди в большинстве причащались раз в год, это была неделя говения. Позднее, в советское и постсоветское время, многие духовники благословляли подготовку в виде трехдневного поста или четырехдневного.

В целом здесь должна быть следующая зависимость – чем чаще человек причащается и чем более интенсивной церковной жизнью он живет, тем менее обременительными должны быть условия его подготовки к Святому Причащению. Потому что каждый день недели для такого человека должен быть этапом подготовки к участию в литургии и причащению.

Если у человека нет духовника, то помочь ему решить все эти вопросы может тот священник, у которого он исповедуется. Духовник – это крайне желательное, но не безусловное требование. Все свои вопросы человек может решить в разговоре с тем священником, служащем в храме, куда он ходит, кому исповедуется, с кем общается. Ведь адресован не только к прихожанам: он адресован и к духовенству, которое должно понимать, что высшая церковная власть дает священникам право при определенных условиях делать послабление для человека. И, конечно, стоит помнить, что сама Литургия и есть главная подготовка человека к участию в Святом Причащении. Хотелось бы надеяться, что принятый Архиерейским совещанием документ послужит для вдохновения верных чад Церкви к более внимательной подготовке к Божественной Евхаристии – сердцевине духовной жизни, – и побудит к более частому причащению с полноценным и активным участием в совершении Литургии – общего дела, заповеданного нам Христом Спасителем.

* «Перед причастием мирянину необходимо быть на вечернем богослужении». А, ежели мирянин причащается на Литургии в субботу (в пятницу работает и на вечернюю службу не успевает), то причащаться ему нельзя? Получается, что причащаться можно только в воскресение? Это значит, что пост и в субботу?

Немало вопросов возникает у верующих, слабо воцерковленных или и вовсе не воцерковленных людей, желающих причастится Святых Таинств, каков должен быть , что можно есть, и как правильно подготовиться. Понятно, что подготовка к исповеди и причастию не состоит только лишь в посте, еще нужно духовное состояние, покаяние, молитвы и т.д. Но вопрос о посте актуален, о нем многие спрашивают, значит, его нужно раскрыть. Мы обратились к разным источникам, и остановились на ответах священника Константина Пархоменко, который выразил мнение большинства священства на этот вопрос.

Итак, из ответов явствует, что людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, — три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют — и хотя бы в субботу вечером, или в субботу — не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Как готовиться

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже.
Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.
Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Перед исповедью

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

В паломнических поездках

Также Константин Пархоменко рассказывает, отвечая на вопрос читательницы, что если находишься в паломнической поездке, или даже просто с туристической целью бываешь в других городах, тоже хорошо бы причащаться, бывая в святых местах. Также можно сократить правила, прочитав, к примеру один из трех канонов, к примеру, Господу или Богородице, а также канон с молитвами перед причащением.

Еще ответы батюшки на подобного рода вопросы .

Еще послушайте и посмотрите: молитвенное правило — как приступить , отвечает священник Константин Пархоменко на вопросы.

Обсуждение: 7 комментариев

    Желательно хоть иногда посещать церковь, находить на нее время, на веру и духовное очищение, да и свечки заходить ставить. Все по мере возможностей.

    Ответить

    Постись совсем не легко, особенно тем, кто до этого никогда ни в чем себя не ограничивал. Нужно для начала выдерживать пост по дню, например, в среду и пятницу, а потом готовиться к трехдневному.

    Ответить

    Что можно есть между исповедью и причастием? И можно ли перед причастием пить сладкий чай? И можно ли идти на литургию без исповеди?

    Ответить

    1. Маша, на литургию вы можете идти, не зависимо от того, постились вы или нет, будете ли исповедоваться и причащаться или нет, но, конечно, желательно, идя в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. Перед причастием с 12 часов ночи нельзя ничего ни есть, ни пить, тем более сладкий чай (даже воду нельзя). В дни, когда поститься будете, нельзя мясо, молочную продукцию, яйца), а в дни строго поста — и рыбу.

      Ответить

    На вечерней службе всё же важно быть (а не просто «желательно» и «в идеале»), так как вечернее богослужение — это, так сказать, первая часть предстоящей литургии. Раньше вся литургия служилась полностью, а потом, по нашей немощи, была разделена на вечернее богослужение и утреннее — собственно Литургию. А так получается, что мы приходим на богослужение не с начала, а, словно, посчитав не важной её первую часть — вечернее богослужение. Другое дело, если по каким-то важным обстоятельствам (например из-за работы на предприятии или весомым жизненным обстоятельствам) человек не может быть на вечернем богослужении — об этом, думаю, хорошо было-бы сказать на исповеди.

    Ответить

    Я тоже знаю, что пост — это обязательно перед причастием и исповедью Пусть хотя бы несколько дней душа будет пребывать в чистоте и благих помыслах. Уделите Богу хоть немного времени.

    Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .