Философия fgos. Философия fgos По мнению автора если человек

Философия fgos

«1) Для <> вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы… Для нее вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть сама собой и в то же время иной…2) Для <> же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, – такие процессы … лишь подтверждают ее собственный метод исследования… Итак, точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только <> путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными». (К. Маркс, Ф. Энгельс) Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы», называется метафизикой. Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования, как диалектика. Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через прогресс и регресс, возникновение и исчезновение.

«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы,если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант) «Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т. Мелюхин). Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется субстанциальной. Представление о времени, изложенное Мелюхиным, вписывается в реляционную концепцию. Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются необратимость и длительность.

«Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания… Право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека … необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства. А между тем формальная регистрация граждан, их властное и одностороннее причисление к государству, с этим не считается и от этого не зависит. И вот государственная принадлежность, не наполненная живой любовью гражданина к своей Родине и к его народу и не закрепленная его добровольным самообязыванием, может очень легко создать политическую иллюзию: появляются целые слои мнимых граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего» государства, – одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), другие – по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), третьи– по социально-революционным мотивам (они желают «своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач) ... Все эти «граждане» принадлежат к государству только формально юридически, а душевно и духовно они остаются ему чуждыми, может быть, прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями». (И.А. Ильин). Сущностью государства, по мнению автора, является Родина. Люди, не интересующиеся жизнью и проблемами государства, в котором живут, называются автором мнимыми гражданами. Государство, по мнению автора, основано на любви к Родине, духовной общности, провосознании.

«Два ответа дает философия об устройстве мира: 1) <…>, утверждающий, что мир в основе есть множественность, которая дана прежде единства; проще сказать: мир есть беспорядок… Выход из этой мертвой петли один …: надо приводить мир в порядок, расширяя соответственно этому и знание, а со знанием – и упорядочивающую силу. Или же 2) <…>, утверждающий,… что основное начало есть единство, данное прежде множественности …Существование разномнений здесь равносильно признанию недоказанности утверждения мирового единства, а с ним и целесообразного порядка». (Н.Ф. Федоров). Подход утверждающий, «что мир в основе есть множественность», называется плюрализмом. Подход, утверждающий, «что основное начало есть единство, данное прежде множественности», называется монизм. Представителями монизма как философского учения являются Гегель, Маркс.

«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. <…> Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. <…> Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно». (Ж.-П. Сартр). Если существование предшествует сущности, то сначала человек является индивидом. По мнению автора, если человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, то реальность в действии. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, по мнению автора, являются ожидание, мечта, надежда.

«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу». (П.Л. Лавров). По мнению автора, немцы считают себя «прирожденными судьями философских предметов». Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев относятся к такому философскому направлению, как идеализм.

«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита – это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать “да” или “нет”. (Д. Белл). В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является образование. Автор называет новый тип общества информационным. «Элита знания» в новом типе общества обладает следующими возможностями: предлагать возможные решения проблем, исследовать проблемы развития, консультировать политическую элиту.

абсолютные неизменные сущности2. Реляционная системные отношения

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода патристики, схоластики Автором концепции «единого индустриального общества» является Р. Арон Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр Автором концепции «стадий экономического роста» является У. Ростоу

Автором произведения «Государство» является Платон Автором произведения «Государь» является Н. Макиавелли Автором произведения «Истина и метод» является Х.-Г. Гадамер Автором произведения «Исторические письма» является П. Л. Лавров Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является Г. В. Плеханов Автором произведения «Первобытная культура» является Э. Тайлор

Автором произведения «Смысл и назначение истории» является К. Ясперс Автором произведения «Столкновение цивилизаций» является С. Хантингтон Автором произведения «Судьба России» является Н. А. Бердяев Автором произведения «Третья волна» является Э. Тоффлер Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является М. Хайдеггер Автором работы «Диалектика природы» является Ф.Энгельс. Автором работы «Размышления о технике» является Х. Ортега-и-Гассет Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является Протагор. Автором теории культурно-исторических типов является Н. Я. Данилевский Автором философского произведения «Левиафан» является Томас Гоббс. Агностицизм характерен для философии: конвенционализма; позитивизма; субъективного идеализма Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как избирательность.

Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе постпозитивизма Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского. Атрибуты материи являются всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это природа Базовым понятием материалистического подхода к истории является общественно-экономическая формация Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется бесконечностью Бытие определенного класса природных объектов микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека называется жизнью В высказывании Б. Рассела «Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии. В дуализме Р. Декарта субстанциями являются протяженная и мыслящая В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан Т. Кампанеллой

Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, – и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее – во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это – несчастье, а мужественно переносить это – счастье. Данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы стоицизма. Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период античной философии. Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нем утверждается, что «счастлив я, что со мной такое случилось», «мужественно переносить это – счастье»

В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы конфуцианства

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является Диалектика

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является диалектика

В мышлении выделяются следующие уровни: разум, рассудок

В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия субстанция

В основе классической концепции истины лежит принцип соответствия

В основе современной биологической картины мира лежит принцип эволюции

В основе современной научной картины мира лежит теория относительности

В основе философской картины мира лежит решение проблемы бытия

В отличие от вненаучного знания научное характеризуется системностью, доказательностью

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал У-син, такая позиция в философии получила название плюрализма В современной гносеологии существуют различные концепции истины:классическая корреспондентская; конвенционалистская. В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимается любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей.

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался-ась, -ось Бог В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан по образу и подобию Бога

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался-ась, -ось Бог

В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют Волю и эмоции

В творчестве Канта выделяются два периода: докритический, критический.

В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана И. Фихте В утопических сочинениях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы представлены следующие черты идеального государства: обязательный трудпросвещениеобщая собственность В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается прогресс В философии Просвещения главным признаком человека считался -ась разум

В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином историцизм

В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ Ф. Фукуяма

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является абсолютная идея

В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином «биполярный мир» В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия идея самодеятельности материи

В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название категорического императива Важнейшей социальной ценностью является человек Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает абсурд

Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является труд

Важной характеристикой развития является необратимость изменений

Ведущей гносеологической проблемой Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности.

Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для религиозного познания.

Весь мир есть текст», – утверждает философская школа герменевтики

Взаимообусловленное, взаимостимулирующе науки и техники называется техническим прогрессом Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе неопозитивизма

Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется социально-организованной материей Витальные ценности связаны с идеалами здоровой жизни Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется смыслом Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью Внутренняя расчлененность материального бытия называется структурностью Воздерживаться от суждений призывала античная школа скептицизма Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как интуиция.

Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью

Возникновение инженерной деятельности связанно с появлением мануфактурного и машинного производства.

Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие соборности

Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф.Энгельсом. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина – относятся к гносеологическим проблемам философии. Вопросы – что первично что есть бытие, субстанция, материя – относятся к онтологическим проблемам философии. Вопросы – что такое добро и зло что такое мораль, нравственность, достоинство – относятся к этическим проблемам философии.

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к антропологическим проблемам философии. Воспитание и образование относятся к духовной культуре. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на чувственной ступени познания.

Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется вечностью

Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между универсализмом и идивидуализмом

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон энтропии

Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического плюрализма

Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует систему определенных ценностей Выражение «Человек человеку волк» принадлежит Т. Гоббсу

Высказывание «Онатехника подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был раннее» принадлежит Н.А.Бердяеву

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит Протагору

Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется идеалом

Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется сознанием

Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является мышление

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является удовольствие, счастье Г.В.Плеханов является представителем марксизма. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития абсолютной идеи Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники: способствует быстрому загрязнению окруж.среды; грозит стать самоцелью. Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в отчуждении человеческой сущности

Г. Гегель2. Диалектика природы Ф. Энгельс3. Диалектика общества К. Марк Установите соответствие между именами учёных и этапами развития науки. 1. Н. Коперник - эпоха научных революций 2. Эвклид – преднаука 3. А. Эйнштейн - неклассическая наука 4. Г. Лейбниц- классическая наука Установите соответствие между именами философов и их высказываниями.1. Ф. Бэкон «Знание – сила»2. Р. Декарт «Я мыслю, следовательно, существую».3. Г. Лейбниц «Мы живем в наилучшем из возможных миров».4. Д. Беркли «Существовать – значит быть воспринимаемым». Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью «открытости» общества:1. Закрытое общество - кастовый строй2. Открытое общество- классовое общество3. Условно открытое общество- сословное общество

Главным отличием веры от знания является субъективная значимость

Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название экологических

Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокойрождаемостью в слаборазвитых странах, носят название демографических

Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью называется агностицизмом.

Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется скептицизмом

Гносеология изучает: познавательные способности человека; структуру процесса познания; проблему познаваемости мира. Гуманистическая функция философии включает в себя формирование ценностей и идеалов помощь человеку в периоды нестабильного развития общества

Движение - это любое изменение. Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является противоречие

Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители теологического подхода

Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются: неклассическая философия науки, классическая философия науки.

Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем Сократа

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием

Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется Познанием

Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как антиклерикализм

Диалектика появилась как оппозиция метафизике

Диалектикой называется методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи. Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия «чистое бытие » Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется временем

Для мировоззренческой функции философии главными чертами являются разработка представлений о ценностях формирование у человека качеств культурной личности разработка целостного представления об окружающем мире

Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип фальсификации Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен монотеизм

Для христианской картины мира характерно высоко оценивать назначение человека. Доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство, независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций, называется гуманизмом

Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения абсолютной истиной Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является знание добра Древнеиндийская школа, занимавшаяся проблемами логики: Ньяя Древнейшей формой постижения реальности человеком является миф. Дуалистическая позиция Декарта характеризуется разделением бытия на две субстанции: протяженная, мыслящая. Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение персонализма Европейским мыслителем считавшим, что «в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке», был Гёте Единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей называется индивидом Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется смертью

Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение персонализма

Ж. Делез является представителем философии постмодернизма

З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял Оно, Сверх-Я

Задачами научного познания являются объяснение объективных законов действительности, предвидение будущего

Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название апологетики

Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется опытом

Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется антинаучным Золотое правило» нравственности, сформулированное Конфуцием, гласит «Не делай другим того, чего не желаешь себе»

Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена Й. Хейзингой

Идеи марксистской философии на русской почве развивал А. А. Богданов Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название гуманизма

Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам и основоположениям западной культуры последней трети XX в., называются контркультурой

Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название этатизм

Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил Ф. Фукуяма Идею в качестве первоосновы мира предлагал Платон Идею регресса исторического развития предложил Гесиод Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал

Какое опре-де-ле-ние со-ци-аль-но-го ста-ту-са дано ав-то-ром? Какую роль, по мне-нию ав-то-ра, иг-ра-ет семья в фор-ми-ро-ва-нии со-ци-аль-но-го ста-ту-са че-ло-ве-ка?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребёнка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребёнка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет ещё ряд функций, а именно: экономическую функцию - в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление; функцию передачи социального статуса - семьи разных слоёв общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям; функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Семья - как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растёт число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьёй как таковой.

(В. Н. Дружинин )

По-яс-не-ние.

В пра-виль-ном от-ве-те долж-ны со-дер-жать-ся сле-ду-ю-щие эле-мен-ты:

1) Ответ на пер-вый во-прос:

2) Ответ на вто-рой во-прос:

По мне-нию ав-то-ра, семья иг-ра-ет ре-ша-ю-щую роль в фор-ми-ро-ва-нии со-ци-аль-но-го ста-ту-са че-ло-ве-ка, т. к имен-но в семье пре-жде всего про-ис-хо-дит со-ци-а-ли-за-ция ребёнка, т. е при-сво-е-ние со-ци-аль-ных норм и цен-но-стей яв-ля-ю-щих-ся ат-ри-бу-та-ми со-ци-аль-но-го ста-ту-са.

Эле-мен-ты от-ве-та могут быть пред-став-ле-ны как в форме ци-та-ты, так и в форме сжа-то-го вос-про-из-ве-де-ния ос-нов-ных идей со-от-вет-ству-ю-щих фраг-мен-тов тек-ста.

«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек это свобода... Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь... Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить отрицательно, а не положительно... Человек - это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста»

Ответьте на вопросы:

1. Если человек предшествует сущности, то сначала человек является

А) профессионалом Б) философом В) индивидом Г) личностью

3. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, а не положительно, по мнению автора, являются... Укажите не менее двух вариантов ответа

А) действие Б) надежда В) ожидание Г) свобода Д) мечта

4. К какой из антропологических концепция модно отнести данный текст:

А) социологизаторской Б) биологизаторской

В) грека-античной концепции разумности Г) естественно-научной Д) ценностной

5. Антропология марксизма является социологизаторской и трактует сущность человека как совокупность общественных отношений. Что, судя поэтому фрагменту, отличает экзистенциализм от марксизма, а что в них сходно?


Контрольная работа по курсу «Философия» Вариант 5

Тестовое задание

1 Основной вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении А) бытия и познания Б) жизни и смерти В) человека и мира 6 "Назад к природе!" призывал: А) Руссо Б) Вольтер В) Дидро Г) Ламетри Д) Гельвеций
2 Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного физического бытия... А) субъективизм Б) идеализм В) материализм Г) махизм 7 Этическое учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений - ... А) Гедонизм Б) эвдемонизм В) аскетизм Г) альтруизм Д) Гуманизм Е) прагматизм
3 Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира 8 Если поведение человека называют стоическим, значит он демонстрирует А) господство над своими страстями Б) противостояние ударам судьбы В) борьбу с опасностями и лишениями Г) отказ от активной общественной деятельности
4 Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономиерностей природы и общества, называется... А) нигилизмом Б) утилитаризмом В) агностицизмом Г) сенсуализмом 9 Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной и духовной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы был... А Маркс Б Бердяев В Ясперс
5 Высказывание "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить, значит дать ответ на основной вопрос философии" принадлежит... А) А.Камю Б) С.Кьеркегору В) Ф.Кафке Г) Ж.-П. Сартру Д) Г.Марселю Е)М.Хайдеггеру 10 Понятие культура в философском смысле

Аналитическое задание

Прочтите фрагмент из знаменитой работы Г.В.Плеханова (1856–1918)

«О роли личности в истории» и ответьте на вопросы:

1) как объясняет концепция диалектического материализма взаимодействие личности и общества?

2) что, согласно концепции Г.В.Плеханова, определяет появление выдающихся деятелей на исторической арене?

4) Не является ли концепция Плеханова фаталистической?

5) как, используя методологию Г.В.Плеханова, следует построить описание и объяснение появления исторических персонажей и их поступков?

«... Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию события и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами...

Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приоб­рел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблю­дение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграж­дать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и по­лезную как раз в это время... Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и все­гда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений»


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

(Н. Смелзер )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходства:

Определённое влияние обучения на поведение;

Наличие рефлексов;

Наличие побуждений как внутренних биологических потребностей;

Для удовлетворения потребностей человек и животные должны выполнять ряд сложных действий;

2) уникальность людей:

Их поведение лишь частично обусловлено инстинктами.

3) Объяснение смысла понятия, например:

Деятельность - активность человека, которая характеризуется сознательным характером, орудийностью, целеполаганием, направленная на преобразование окружающего мира с целью удовлетворения своих и общественных потребностей.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

познание Задания по теме

В2. Ниже приведен перечень терминов… Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания». Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рациональное познание». Обобщенность, непосредственность, абстрактность, опосредовательность, отражение.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Если представление - это__________ (1) предмета, то понятие - это________ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде (4),которые можно вывести на основе________ (5), так и опосредованным путем - с помощью ______________(6)». А) концепция Е) наблюдение Б) мысль Ж) проблема В) ощущение 3) образ Г) умозаключение И) суждение Д) эксперимент

Проверяем: «Если представление - это_____ З __ (1) предмета, то понятие - это___ Б ___ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно ___ В ____ (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде___ И ____ (4), которые можно вывести на основе____ Е ____ (5) , так и опосредованным путем - с помощью _______ Г _______ (6) ». ЗБВИЕГ

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано. (1) По мнению древнегреческого философа Аристотель открытие начинается с удивления. (2) Там, где большинство людей видят обычные факты, исследователь замечает необычное. (3) Наука на каждом шагу рождает парадоксы - положения, которые противоречат обычным. сложившимся понятиям. (4) Представляется, что парадоксы позволяют по-новому формулировать вопрос, я самым способствуя научному познанию. Определите, какие положения текста носят А)фактический характер Б) характер оценочных суждений

С7. Нередко можно услышать мнение, что для изучения окружающего мира наибольшее значение имеет чувственное познание. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

В3.Установите соответствие между формой (видом) познания и ее особенностью: Вид познания особенность А) миф 1) знание является подобным продуктом практической деятельности Б) наука 2) знание существует в форме художественного образа В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной деятельности 3412

В3. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и «относительная истина» и их существенными признаками: СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ понятия А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение 1.абсолютная истина Б) характеризует ограниченность человеческого познания 2.относительная истина В) воплощается предел, к которому стремится знание Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения Д) не опровергается последующим развитием науки 22121

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Многообразны пути познания. (Б) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (В) С точки зрения сторонников интуитивизма, она является первопричиной творческого акта, единственным средства познания. (Г) Интуиция представляет собой знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Определите, какие положения текста носят фактический характер характер оценочных суждений 1221

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «относительная истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.

С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира»

Домашнее задание: С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира». С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка а, которые необходимо вставить на место пропусков. « Наука - (1) образования и накопления знания путем преимущественного использования рациональных_____ (2). При этом можно вспомнить и о неизбежно необходимой роли в ней иррационального, подсознательтельного - на примере, скажем, истории с_______ (З) Д. И. Менделеева. И хотя выработка научного знания сосредоточена на проблеме ______ (4), одновременно постоянно стимулируется стремлением к__________ (5) расширению сферы человеческого понимания. Поэтому образуется и накапливается научное знание не как угодно, а в ответ на человеческое ________ (6) ». А) творчество Е) недоумение Б) факт Ж) форма В) польза 3) процесс Г) изобретение И) открытие Д)способность ЗДИВАЕ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть А

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со циальных и психических черт

  1. Человек в. Личность
  2. Гражданин г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

  1. Цель в. Мотив
  2. Результат г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это

  1. Общение в творчество
  2. Понимание г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро вать свою деятельность.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про цесс его возникновения и развития, называется

  1. Социогенез в. Антропогенез
  2. Эгоцентризм г. Дуализм

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

  1. земля в. выращиваемая культура
  2. техника г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

  1. сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности
  2. должностные лица г. родители

Часть В

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен - это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______ (4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический , или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Часть С

(Дайте развернутый ответ на задания части С.)

«Психические свойства - не изначальная данность; они форми руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока зательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности - ее способности и характе рологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками - весьма мно гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

(С. Рубинштейн)

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению С. Л. Рубинштейна, объективные ус ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

Часть А

А1. Человека как личность характеризует

  1. тип темперамента в. принадлежность к определенной расе
  2. черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо го направлена деятельность человека, называется

  1. Цель в. мотив
  2. Результат г. Потребность

А3. Самопознание направлено на

  1. познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей
  2. отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

  1. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

  1. Самосохранении в. самопознании
  2. Самореализации г. самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе ния ребенка в общество.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

  1. чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента
  2. наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек такль. Объектом этой деятельности являются

  1. Декорации в. музыкальные инструменты
  2. Исполнители г. зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

  1. близкие родственники в. учителя
  2. родители г. друзья

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

  1. Фантазия в. мотивация
  2. Интуиция г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

Часть В

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

В3 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки - _______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

  1. Талант Б) задатки
  2. Личность Г) человек

Д) гениальность Е) игра

Ж)интеллект 3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой , или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек - это животное, наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

(В. Грант)

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Ответы

С- 1 вариант

С1. А) Личностью не рождаются.

  1. личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать:
  2. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2. « В деятельности личность и формируется, и про является.»

«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3 . Психические свойства: способности, характерологические черты

Особенности процесса :

  1. Способности людей складываются в работе, учении и труде
  2. Характер формируется в поступках и действиях
  3. Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни
  4. Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

Человека.

Обоснование : …» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

В неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С- 2 вариант

С1.

  1. « при рождении наделен конституцией животного»
  2. «это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование:

  1. «процесс индивидуального развития,
  1. результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

  1. « Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле
  2. «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

С3.

  1. « В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»
  2. « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в

Человеческом организме.»

С4.предположения:

  1. позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…
  2. Способствует передачи суммы знаний
  3. Обеспечивает обновление и пополнение культуры

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и при рода

Вариант 1

ЧАСТЬ А

A1 Какой признак характеризует общество как систему?

А2 Один из признаков, характеризующих общество как дина мическую систему, -

A3 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними.

Б. Общество в широком смысле - это весь материальный мир, окружающий человека.

А4 Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А6 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс производства материальных благ, необ ходимых обществу?

А7 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Общество выступает творцом "второй природы", как бы

надстроенной над природой естественной.

Б. Общество возникло одновременно с природой.

А8 К какой к сфере жизни общества относится проведение оче редных выборов главы государства?

А9 Организация и проведение международного театрального фестиваля "Черешневый лес", на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Спад производства, как правило, вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может оказывать влияние на эко номическое развитие страны.

ЧАСТЬ В

В1 Установите соответствие между фактом и сферой обще ственной жизни: к каждой позиции, данной в первом столб це, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТ СФЕРА ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА

  1. изобретение радио А) экономическая
  2. оказание медицинских услуг Б) духовная
  3. рост инфляции
  4. выставка произведений искусства

В2.Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие экономическую (хозяйственную) деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и природа

Вариант2 ЧАСТЬА

А1 Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А2 | Природа и общество тесно связаны между собой. Приме ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

A3 | Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество в широком смысле - это определенный исто рический этап в развитии нации.

Б. Общество включает в себя всю совокупность взаимо связей и взаимодействий людей.

А4 | Общество, как динамическая самоорганизующаяся систе ма, характеризуется

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А 6 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Современное общество способно контролировать при родные процессы и регулировать силу землетрясений и цунами.

Б. Общество в процессе своего развития обособилось от природы.

А 7 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс регуляции общественных отношений?

А8. К какой сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности обществен ного труда?

I Д9 J В современном обществе основное место занимают "сред ние слои". Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за дея тельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Ошибочные политические решения способны прервать рост экономики и привести общество к кризису.

Б. Наиболее обездоленные и депрессивные слои населе ния, как правило, уклоняются от участия в политической жизни.

ЧастьВ

В1. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни:

Факт Сфера жизни общества

  1. принятие закона о выборах А) политическая
  1. обесценивание национальной валюты Б) экономическая
  2. учреждение нового общенационального движения
  1. продажа туристических путевок

В2. Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

А.Г.Спиркин

Часть С. Прочитайте текст и выполните задания.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…

А.Г.Спиркин

  1. Найдите в тексте два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
  2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.
  4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и пе ренесите в бланк ответов (без пробелов и других симво лов).

Ответ:

ЧАСТЬС

С1 Английский философ Г. Бокль писал: "Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обиль на; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наибо лее деятелен". Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Ка ковы, на ваш взгляд, основные ценности современного об щества? Укажите две любых ценности. Ответ запишите на отдельном листе или на обратной сто роне бланка.