.

Какие темы раскрываются в этом стихотворе­нии? Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых - поэт и поэзия, судьба худож­ника, поэт и общество, заслуги творца пе­ред народом. Он утверждает высокую цен­ность искусства, свободу творчества. Дру­гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю­бивые мотивы, милосердие и др. В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра­жения, в которых он определил значение своего творчества. Пушкин сказал немногие, но очень точ­ные слова, почему он долго будет «любе­зен народу», и тем самым точно опреде­лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию. Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Тем самым он утверждал высокую гу­манистическую ценность своей поэзии. В каком значении употреблены слова «лира», «язык»? Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль­турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере­числяя славянина, финна, тунгуса, кал­мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро­дами России. Под словом «лира» подразу­мевается поэзия. Как вы понимаете выражение «нерукотвор­ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу? Имеется в виду противопоставление па­мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко­торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво­рено из железа или гранита. «Неруко­творным» памятником выступает в рас­суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно­гим народам разных времен. Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения? Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла­вить, глава, пиит, веленью божию, за­ветный, падшим придают стихотворе­нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо­ких идей, которые приносит людям поэт. Обратите внимание на эпитеты к словам «па­мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора? Памятник - нерукотворный, тропа - народная, лира - заветная, чувства - добрые, век - жестокий. Эпитеты пре­вращают определяемые слова из нейтраль­ных понятий в эмоционально окрашен­ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате­риальным сооружениям, увековечиваю­щим известных лиц или значительные со­бытия. И хотя памятник рукотворный ва­жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой­ных людей, духовные ценности (неруко­творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор­жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви­жение к осмыслению, углубленному по­стижению наследия великого поэта, при­общению к его чувствам добрым. За­ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую­щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес­токому веку, с другой - они и притяга­тельны, способствуют уменьшению жесто­кости и утверждению милосердия. Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы­ла традиция лирического изображения «неруко­творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин­ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы­ражена точка зрения поэтов. И Державин, и Пушкин говорят о нема­териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си­лами, он выше и тверже рукотворных со­оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца­тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви­дит будущую славу свою в культуре сла­вянских народов, то Пушкин - шире: среди своих читателей он называет и сла­вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб­щившегося к высокому культурному дос­тоянию страны. Ценность своего творче­ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре­форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры­тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас­штабе.
  1. Какие темы раскрываются в этом стихотворе-нии?
  2. Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба худож-ника, поэт и общество, заслуги творца пе-ред народом. Он утверждает высокую цен-ность искусства, свободу творчества. Дру-гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю-бивые мотивы, милосердие и др.

  3. В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра-жения, в которых он определил значение своего творчества.
  4. Пушкин сказал немногие, но очень точ-ные слова, почему он долго будет «любе-зен народу», и тем самым точно опреде-лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.

    Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

    Тем самым он утверждал высокую гу-манистическую ценность своей поэзии.

  5. В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
  6. Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль-турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере-числяя славянина, финна, тунгуса, кал-мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро-дами России. Под словом «лира» подразу-мевается поэзия.

  7. Как вы понимаете выражение «нерукотвор-ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
  8. Имеется в виду противопоставление па-мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко-торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво-рено из железа или гранита. «Неруко-творным» памятником выступает в рас-суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно-гим народам разных времен.

  9. Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
  10. Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла-вить, глава, пиит, веленью божию, за-ветный, падшим придают стихотворе-нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо-ких идей, которые приносит людям поэт.

  11. Обратите внимание на эпитеты к словам «па-мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
  12. Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты пре-вращают определяемые слова из нейтраль-ных понятий в эмоционально окрашен-ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате-риальным сооружениям, увековечиваю-щим известных лиц или значительные со-бытия. И хотя памятник рукотворный ва-жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой-ных людей, духовные ценности (неруко-творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор-жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви-жение к осмыслению, углубленному по-стижению наследия великого поэта, при-общению к его чувствам добрым. За-ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую-щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес-токому веку, с другой — они и притяга-тельны, способствуют уменьшению жесто-кости и утверждению милосердия. Материал с сайта

  13. Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы-ла традиция лирического изображения «неруко-творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин-ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы-ражена точка зрения поэтов.
  14. И Державин, и Пушкин говорят о нема-териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си-лами, он выше и тверже рукотворных со-оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца-тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви-дит будущую славу свою в культуре сла-вянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и сла-вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб-щившегося к высокому культурному дос-тоянию страны. Ценность своего творче-ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре-форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры-тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас-штабе.

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАМЯТНИКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Творчество Горация оказало огромное влияние на мировую, и в частности, на русскую литературу . В русской классической поэзии Гораций был частым гостем. в одном из своих стихотворений перечисляет его среди своих любимых поэтов: «Питомцы юных Граций, с Державиным потом чувствительный Гораций является вдвоем…». Древнеримский поэт свой первый сборник од из трех книг завершает гордым утверждением собственного бессмертия - знаменитым "Памятником":

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет, - время бегущее.

Нет, не весь я умру, лучшая часть меня

Избежит похорон. Буду я вновь и вновь

Восхваляем, доколь по Капитолию

Жрец верховный ведет деву безмолвную.

Назван буду везде - там, где неистовый

Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем

Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

Первым я приобщил песню Эолии

К италийским стихам. Славой заслуженной,

Мельпомена, гордись, и, благосклонная,

Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.

Кто же продолжил традиции Горация в нашей литературе? До 1836г. были опубликованы следующие варианты переводов этой оды:

За исключением Державина и Пушкина, все остальные переводят ее, сохраняя все реалии античного поэта, - топонимы, весталок, Капитолий. Местоимение «Я» в этих переводах означает именно Квинта Горация Флакка. В этом нет ничего удивительного. Словесность появилась в России, как констатировал сам Пушкин, «вдруг в XVIII столетии, подобно русскому дворянству, без предков и родословной».

В двадцатые годы XIX в. сама ода отходит в разряд анахронизмов . Культурный пласт, на котором поставлен «Памятник», был архаичен уже для современников Пушкина. Л. Пумпянский удивляется: «Как вернулся Пушкин к Горацию после того, как …усвоил новую поэму, новый роман? Уже в этом «Памятник» Пушкина есть загадка».

В большинстве случаев исследователи-литературоведы обращают внимание на тематические связи между этими произведениями. В меньшей степени исследованы взаимосвязи в их лингвистической структуре и текстуре. Чтобы их выявить, для наглядности приведем тексты трех поэтов в табличной форме. Жирным шрифтом отмечены соответствия (по крайней мере, между двумя текстами) точные или почти точные (ср. Превыше пирамид - выше пирамид; воздвигнул – воздвиг ). Курсивом выделены синонимичные или гипонимичные лексические единицы – слова и обороты (крепче меди - металлов тверже ). Смысловые противопоставления и корреляты выделяются подчеркиванием (венчай - не требуя венца) .

Ломоносов (Л)

Державин (Д)

Пушкин (П)

1 Я знак бессмертия себе воздвигнул

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

Превыше пирамид и крепче меди ,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков , ни едка древность.

Металлов тверже он и выше пирамид ;

И времени полет его не сокрушит .

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

5 Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом .

Так ! - весь я не умру, но часть меня большая ,

От тлена убежав , по смерти станет жить ,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить .

Нет , весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит .

Где быстрыми шумит струями Авфид,

10 Где Давнус царствовал в простом народе.

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Слух прóйдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой ,

И назовет меня всяк сущий в ней язык ,

И гордый внук славян , и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык .

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И перьвому звенеть Алцейской лирой .

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

И долго буду тем любезен я народу ,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал .

15 Взгордися праведной заслугой муза ,

И увенчай главу дельфийским лавром .

О Муза ! Возгордись заслугой справедливой ,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай .

Веленью Божию , о муза , будь послушна ,

Обиды не страшась, не требуя венца ,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Как и у предшественников, структура коммуникативных актов в художественном тексте Пушкина строится по схеме Я – Я: в четырех строфах десять раз сказано: "я", "я", "мой", "я", "обо мне", "меня", "я", "я пробуждал", "восславил я". В пятой "я" отсутствует совсем - есть только "веленье Божие" и Муза" . Но Муза у Пушкина – это alter ego поэта.

Общая схема построения текста, которую можно назвать схемой Горация – Ломоносова, остается у Державина той же, во многом совпадают части о посмертной славе и финальное следствие, но можно видеть и отличия в заполнении некоторых “слотов”. Если Ломоносов сразу вводит в текст концепт “бессмертие”, то Державин использует его, как вывод в финале. В переводе Ломоносова будущая слава поэта связана с римскими реалиями. Державин также связывает с географическими названиями свою будущую славу, но поскольку это уже не перевод, а подражание, он использует реалии русские.

Реки, перечисленные в "Памятнике" Державина, находятся на большом расстоянии друг от друга. Это не случайно: географическая масштабность была характерна для оды XVIII века .

Слух прóйдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.

Но Державин не ограничивается топонимами, а говорит уже про "род славянов" и о "народах неисчетных"; стихи эольски сменились русским слогом. Далее, подчеркивая свои заслуги перед троном, он гордится и тем, что мог “истину царям с улыбкой говорить”. С этой целью он расширяет последнюю строфу Ломоносова (в его стихотворении уже не 16, а 20 строк). Обращение к Музе, с одной стороны, повторяет Ломоносова, а с другой – поднимает тему презрения и равнодушия к клевете и непониманию, продолженную Пушкиным.

В “Памятнике” Пушкина можно насчитать 12 цитат и созвучий со стихами Ломоносова и Державина только предикативного или фразового характера. К ним можно добавить заимствования и использование отдельных слов, словосочетаний и их синонимов. Наконец, весьма существенный интертекстуальный характер имеют смысловые противопоставления и корреляты. Можно видеть, что в наибольшей степени текст Пушкина пересекается с текстом Державина и, в том числе, в тех случаях, когда текст самого Державина основан на связях с текстом Ломоносова. Таким образом, наблюдаем эстафету интертекстуальных соответствий Л > Д > П. Примером могут служить строки:

Я буду возрастать повсюду славой (Л) > И слава возрастет моя (Д) > И славен буду я (П).

Обращает на себя внимание обилие точного цитирования. Повторяются не только отдельные слова, понятия, словосочетания, но часто целые фразы. Так, Пушкин сохраняет заглавную державинскую фразу Я памятник себе воздвиг (Д, П). Фразу Державина Слух прóйдет обо мне (Д) Пушкин вначале взял в неизмененном виде, но потом отказался от славянизма “прóйдет” и, в соответствии с ритмом ямба, обозначил перестановку сверху цифрами 1 и 2 : Слух обо мне пройдет (П). Используя слова всяк и доколь , употребленные Державиным, Пушкин по сути охотно прибегает к синтаксическим конструкциям, вводимым этими словами: Всяк … в народах неисчетных (Д) > всяк сущий в ней язык (П).

В целом, как уже было отмечено, “в начале первых трех строф Пушкин дословно или почти дословно повторяет Державина” , но заканчивает эти строфы по-своему. Таким образом, используя тему своих предшественников, Пушкин заканчивает ее собственной “ремой”, придавая строфам и стихотворению в целом неожиданный и новый смысл.

Помимо этого, в стихе Ломоносова важным для Пушкина оказалось слово “лирой”, которое Державин не использовал, а Пушкин употребил дважды: Алцейской лирой (Л) > заветной лире, лирой (П). Не отступая от канона, Пушкин сохраняет общую схему Горация – Ломоносова – Державина. При этом отличия настолько существенны, что они как раз и стали материалом для многочисленных исследований и споров.

В частности, “посчастливилось” такой детали, как “Александрийскому столпу”. Однозначно отнести это название к Александровской колонне перед Зимним дворцом мешает грамматическая форма прилагательного, которая указывает на то, что слово образовано от названия города Александрия, где, действительно, возвышалась “колонна Александрийская”, или “столб Александрийский”. Это название Пушкин мог вспомнить по ассоциативной связи и использовать его, чтобы избежать слишком конкретных политических аллюзий , но сохраняя при этом возможность двойного толкования. Другая возможность отождествить Александрийский столп с Александровской колонной связана с сравнением с Александрией Петербурга, как искусственного города, символа могущества новой империи.

Пушкин, с одной стороны, следуя традиции XVIII века, в своем стихотворении перечисляет не гидронимы, а этнонимы, которые выступают как будущие адресаты его поэзии:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

При этом Пушкин, возможно, придавал этому списку этнонимов одновременно географический и даже “символически космический смысл: в его стихотворении “гордый внук славян” (которым мог быть и живущий в России поляк) представляет Запад, финн – Север, тунгус – Восток и калмык – Юг”.

Гораций разделял государственную политику Августа, Ломоносов - Петра I, Державин - Екатерины II. Для поэтов процветание государства было гарантом посмертной славы их поэзии…”. Как писал сам Пушкин, "Век Екатерины - век ободрений; Державину покровительствовали три царя". Но судьба самого Пушкина разошлась с судьбами государства. По мнению Л. Пумпянского, речь идет о "великом кризисе русского государства: Пушкин отказывается вручить свое бессмертие совечности русского государства и связывает его с бессмертием - а может, и смертностью? - поэзии самой. Это одна из самых грустных строк русской поэзии".

Итак, можно видеть, что переклички и созвучия не ограничиваются только Ломоносовым и Державиным. Пушкину были известны и другие переводы Горация: В. Капниста (1805), А. Востокова (1806), С. Тучкова (1816). Таким образом, как отмечают исследователи, видимо, Пушкину нужна была “"игра со многими участниками". …круг "участников" принципиально не замкнут, сознание читателя должно быть открыто к разным ассоциативным ходам”, к узнаванию не только Горация и Державина, но и стихов на данную тему самого Пушкина, что имеет, на наш взгляд, принципиальный характер, так как Пушкин здесь подводит итоги своего обращения к теме на протяжении двадцати лет.

Тема памятников всегда занимала особое место в творчестве обоих поэтов. Затрагивая данную тематику в своих стихотворениях, они как бы тем самым выражали свое право на бессмертие. Произведения обоих авторов очень похожи, но также имеют и отличия, наделены немного разным идейным содержанием.

Схожесть произведений

Стихотворения Пушкина и Державина похожи по своему построению. Их размер - это шестистопный ямб, в них присутствуют как мужские, так и женские рифмы. В каждом из куплетов первая строка рифмуется с третьей, вторая - с четвертой и так далее. Иными словами, оба автора используют перекрестный метод рифмовки.

Сравнивая поэтические произведения Пушкина и Державина, стоит также отметить, что оба поэта не жалеют в них ярких, живых эпитетов. Александр Сергеевич использует такие слова, как «нерукотворный», «заветный», «великий». Прилагательные в стихотворении Гаврилы Романовича - «чудесный», «быстротечный», «сердечный».

Прием инверсии

В стихотворении «Памятник» у Пушкина и Державина используется и такой литературный прием, как инверсия:

«Доколь славянов род вселенна будем чтить». (Державин).

«И долго буду тем любезен я народу...». (Пушкин).

Данный метод позволяет выделить наиболее важные члены предложения, акцентировать внимание на своей идее, придать стихотворению большую эмоциональную окраску. В особенности часто подобный прием используется в поэтических произведениях для придания стихотворениям мелодичности, напевности.

Подражание Горацию

«Памятник» был написан как подражание Державину, которое, в свою очередь, представляло собой переделку оды Горация. Таким образом, стихотворение «Памятник» в действительности было написано еще около 2 тысячелетий назад. Все, что впоследствии рождалось в русской литературе, представляло собой отклик на это произведение Однако подражая Горацию, Пушкин и Державин придерживались своих правил, опираясь на собственное понимание поэзии, а также своего места в истории. Основной момент заключается в том, что Александр Сергеевич создал свое произведение под влиянием Державина.

Как видят себя поэты?

Гаврила Романович представляет себя в своем произведении не только как творца, но и как придворного. Потому его и будут чтить, ведь он смог открыто беседовать с высокопоставленными особами. Также Державин ставит себе в заслугу говорить о высших духовных ценностях, о боге.

Пушкин, напротив, в своем произведении видит себя, в первую очередь, как поэта. И уже через образ поэта он приходит к пониманию себя как гражданина, служителя обществу, гуманного человека. В самом начале своего произведения он подчеркивает свою близость к народу - «К нему не зарастет народная тропа». И народная любовь для него является высшей ценностью.

Таким образом, можно сделать важный вывод: ценности Пушкина в отношении личного и гражданского развития стоят на порядок выше ценностей Державина. Если Гаврила Романович больше всего ценит свою близость к правящей знати, то Пушкин ставит на первое место служение людям. Он провозглашает идеал не только поэта, но также и гуманного, прогрессивного человека.

Отношение к самодержавию поэтов

Г. Р. Державин считался придворным поэтом, его почитали в светском обществе. Ведь десятилетием ранее он написал свою знаменитую оду «Фелица», которая была посвящена воспеванию достоинств Екатерины II. В этом есть отличие между Пушкиным и Державиным. Ведь Пушкин был врагом самодержавия. Как бы Николай I ни стремился сделать из него придворного поэта, ничего из этих попыток не вышло. Отсюда и ссылки, гонения, постоянная травля.

Подведение итогов жизни

Стихотворение под названием «Памятник» у Пушкина и у Державина было своеобразным способом подвести итоги собственного жизненного пути. Державин написал произведение в 1795 году, в возрасте 52 лет. Помимо литературного творчества, Гаврила Романович много работал, служа при дворе. Однако свою заслугу перед отечеством он видел именно в том, что сумел воспеть великую императрицу, что и было упомянуто поэтом в «Памятнике». Державин полагал, что все жители земли - «от Белых вод до Черных» - будут помнить его именно за это. Пушкин же считал, что запомнится только славянам.

Стихотворение «Памятник» было написано Пушкиным в 1836 году, за год до его смерти. Сюжет произведения подсказывал сам жизненный путь поэта, оно как бы подводило итог его творческого пути. На момент написания стихотворения Пушкину было всего 37 лет. Но, возможно, он предчувствовал свою скоропостижную кончину.

Цель творчества Державина

Давая сравнение Пушкину и Державину - а точнее, их поэтическим произведениям - следует упомянуть и о том, какую ценность в своем творчестве видел каждый из поэтов. Гаврила Романович говорит о том, что он первым пошел на риск отказа от высокопарного, торжественного слога в одах. Ведь он создал «Фелицу» в «забавном русском слоге». Обладая смелостью и талантом поэта, он смог «истину царям с улыбкой говорить». Произведение Пушкина, как по форме, так и по своему содержанию, гораздо больше связано с державинским стихотворением, нежели с первоначальным вариантом Горация.

В чем видел предназначение своей поэзии Пушкин?

В сравнении «Памятника» Пушкина и Державина необходимо упомянуть о том, что Александр Сергеевич видел высшую ценность своего поэтического творчества в борьбе за свободу народа. И эти идеи нашли свое отражение уже в первых строках произведения: «Я памятник себе воздвиг…». Ценность своих произведений поэт видел в том, что он смог пробуждать в людях «чувства добрые», призывал «милость к падшим». Пушкин - это единственный из поэтов своего времени, который осмелился призвать царя к помилованию восставших декабристов. Великий русский поэт делает акцент на общественной ценности своих произведений.

Обращение к музам

Также анализ Пушкина и Державина будет неполным, если не рассмотреть обращение обоих поэтов к своим музам. Гаврила Романович призывает свою вдохновительницу гордиться «заслугой справедливой», а также выражать презрение к тем, кто осмеливается презирать ее. Пушкин же хочет одного - чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась напрасных обид. Он говорит ей не требовать от других славы, не обращать внимания на посылаемую в ее адрес «хулу и клевету», а также не вступать в спор с недалекими глупцами.

Политическая лирика Александра Сергеевича рисует его как одного из самых передовых выразителей общественного мнения своей эпохи. В то время, когда Пушкин создал «Памятник», им было написано также немало и других стихотворений. Белинский говорил о нем, что он не столько классический поэт, сколько относящийся к романтизму певец своего времени. Также Белинский отмечал, что как у Пушкина, так и у Державина, является верным каждое слово и каждое чувство. «Все на своем месте, все полно, ничего незаконченного» - писал он о поэтах.

Романова Екатерина

В данной презентации проведена исследовательская работа. Ученица попыталась провести аналогию между тремястихотворениями "Памятник" - Державина, Ломоносова, Пушкина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила ученица 10 «А» класса средней школы №31 города Казани Романова Екатерина Три "памятника" в русской литературе 1 Школа №31

2 Школа №31 М. В. Ломоносов Г. Р. Державин А. С. Пушкин Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин… каждый из них внёс свой бесценный вклад в русскую литературу. Но что объединяет именно их троих? Каждый из них написал своеобразный отчёт о своих достижения – стихотворение. Так, у Державина «Памятник», у Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», а у Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Каково главная мысль каждого из стихотворений? Схожи ли они между собой? Что великие деятели хотели нам сказать?

3 Школа №31 Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Основные аспекты такого монолога – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина. А мы разбираем перевод Ломоносова, который позже послужил идей для стихотворений Державина и Пушкина. Квинт Гораций Флакк

4 Школа №31 М. В. Ломоносов Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, литератор, поэт. В возрасте 19 лет уходит из дома и благодаря своей настойчивости получает образование в Москве, числиться среди лучших учеников. После поступает в 1736 году в Санкт-Петербургский университет. Ломоносова действительно нужно назвать гением – нет сферы, с которой он не был бы знаком. Его труды поистине важны в истории. Он сильно любил Россию, страстно желал познать всё, его пытливый ум замечал интересное, а целеустремлённость помогала ему достичь вершины желаемого. Сегодня мы говорим о Ломоносове с восхищением.

5 Школа №31 В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. E xegi monumentum aere perennius r egalique situ pyramidum altius , q uod non imber edax , non aquilo impotens p ossit diruere aut innumerabilis a nnorum series et fuga temporum . n on omnis moriar multaque pars mei v itabit Libitinam ; usque ego postera c rescam laude recens , dum Capitolium s candet cum tacita virgine pontifex . d icar , qua violens obstrepit Aufidus e t qua pauper aquae Daunus agrestium r egnavit populorum , ex humili potens , p rinceps Aeolium carmen ad Italos d eduxisse modos . sume superbiam q uaesitam meritis et mihi Delphica l auro cinge volens , Melpomene , comam Я знак бессмертия себе воздвигнул П ревыше пирамид и крепче меди, Ч то бурный аквилон сотреть не может, Н и множество веков, ни едка древность. Н е вовсе я умру, но смерть оставит В елику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, П ока великий Рим владеет светом. Г де быстрыми шумит струями Авфид, Г де Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Ч то мне беззнатной род препятством не был, Ч тоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. В згордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. северо-восточный ветер река в Италии, на родине Горация образцовые, древнегреческие лирой Алцея, одного из лучших поэтов Древней Греции в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз, лавр считался священным деревом

6 Школа №31 Я знак бессмертия себе воздвигнул П ревыше пирамид и крепче меди, Ч то бурный аквилон сотреть не может, Н и множество веков, ни едка древность. Н е вовсе я умру, но смерть оставит В елику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, П ока великий Рим владеет светом. Г де быстрыми шумит струями Авфид, Г де Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Ч то мне беззнатной род препятством не был, Ч тоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. В згордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. Что можно сказать по поводу этого стихотворения? Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения. В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова. Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии.

7 Школа №31 Г. Р. Державин С 1762 года служит в Санкт-Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды « Фелица », которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державин является достойным продолжателем Ломоносова. Для него предназначение поэта - прославление великих поступков и порицание дурных. Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения - величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века - оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии. Особо ярко это проявляется в его стихотворении.

8 Школа №31 В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию, которая отличается от Ломоносова. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

9 Школа №31 По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом. В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой. Тема стихотворения– бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений.

10 Школа №31 А. С. Пушкин Величайший русский поэт, драматург, прозаик. Создатель современного русского языка. Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Царскосельский лицей, работа в Коллегии Иностранных дел, Михайловское, дуэль… каждый знаком с ярком жизнью интересного человека. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. Прочтём же и его стихотворение и сравним с произведениями Державина и Ломоносова.

11 Школа №31 Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие. По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства. «Я воздвиг памятник…»

12 Школа №31 Исследовательская работа. Сравним стихотворения Ломоносова, Державина и Пушкина по строфам. Что общего в композиции этих стихотворений? Одинаковое количество строф – 5, одинаковое количество строк в каждой строфе. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? Ломоносов: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. Перевод Горация). Державин: “И слава возрастет моя не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить…” Пушкин: “И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит”. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу? Ломоносов: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…” Державин: “…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить…” Пушкин: “…чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал”.

13 Школа №31 Какое отношение у каждого из поэтов к музе? Ломоносов: Муза – высокая покровительница, награда за «заслуги». Державин: Муза – верная подруга. Пушкин: Муза – соратник на великом поприще поэзии. “Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие. Державин, Пушкин и Ломоносов оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет. В стихотворениях присутствует лишь малая часть авторского начала, так как каждый из поэтов лишь добавлял частичку своего, чуть видоизменял. И какой разный результат! Строгие и величественные строфы Державина, замысловатый слог Ломоносова, воздушность Пушкина – каждое из стихотворений пропитано духом поэта, каждое отображает его сущность.

М. Ю. Ломоносов Г. Р. Державин А. С. Пушкин Черты биографии “Мне безззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”. Отношения с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии. 14 Школа №31

Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117. Материалы интернета Википедия 15 Школа №31 Ссылка на литературу