Откуда берется неуверенность в себе и как с ней справиться? Откуда берётся неуверенность в себе? Из неправильного воспитания.

    Сущ., кол во синонимов: 3 боязливость (23) робость (26) стыдливость (7) … Словарь синонимов

    Неуверенность в себе - – боязнь предпринимать какие л. требующиеся действия из за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал. Ср. сензитивность, уверенность в себе … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НЕУВЕРЕННОСТЬ, неуверенности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к неуверенный; поведение, состояние неуверенного. Неуверенность в себе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    неуверенность - в чем. Мне многого стоило, чтобы победить в себе неуверенность в успехе (Аксаков) … Словарь управления

    Неуверенность - отрицательное нравственно этическое качество личности, выражающее сомнение, нерешительность, недоверие к себе и своим суждениям. Это качество прорастает в условиях неполной информации, неясных неопределенных целей. В этом состоянии субъект… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    И; ж. Отсутствие уверенности. Н. в себе. Н. в успехе. В голосе слышалась н … Энциклопедический словарь

    неуверенность - и; ж. Отсутствие уверенности. Неуве/ренность в себе. Неуве/ренность в успехе. В голосе слышалась неуве/ренность … Словарь многих выражений

    НЕУВЕРЕННОСТЬ КЛИЕНТА В СЕБЕ - отсутствие у клиента уверенности в своих силах и возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными проблемами … Словарь терминов по психологическому консультированию

    уверенность в себе - готовность субъекта решать достаточно сложные задачи, причем уровень притязаний не снижается из за одних опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже требуемого для намеченного действия, то имеет место самоуверенность. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

    Тренинг уверенности в себе индивидуальное или групповое обучение уверенным способам поведения в официальных, формальных и межличностных отношениях. Исторически первой программой тренинга уверенности в себе принято считать условно… … Википедия

    Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги «Не говори да, когда хочешь сказать нет », поведенческий психотерапевт и психолог, считает, что тренинг,… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Прощай, застенчивость! Практическое руководство по преодолению робости и развитию уверенности в себе , Лаундес Лейл. Неуверенность в себе - наш главный враг, основной источник наших бед и неудач в жизни. В этой книге Лейл Лаундес, автор бестселлеров "Как влюбить в себя любого" и"Как говорить с кем угодно и…
  • Прощай застенчивость: 85 способов преодолеть застенчивость и приобрести уверенность в себе , Лаундес Л.. Неуверенность в себе - наш главный враг, основной источник наших бед и неудач в жизни. В своей новой книге Лейл Лаундес, автор бестселлеров "Как влюбить в себя любого" и "Как говорить с кем…

Как часто случается встретить в жизни действительно талантливого человека, который из-за страхов и комплексов чувствует стеснение в общении с людьми, не раскрывает свой потенциал. Он выбирает работу «как у всех» вместо того, чтобы громко заявить миру о себе и своих способностях. Проблема кроется глубоко в подсознании, а проявляется ленью, неуверенностью в себе, несостоятельностью в решении важных задач.

Если причины подобного поведения не связаны с психопатологией, поднять самооценку можно, используя традиционные методики психологии либо некоторые альтернативные техники.

Опасность недостаточной уверенности в себе

Закомплексованность мешает многим получить желаемое, достигнуть большего, жить лучше. Неуверенные люди постоянно пребывают в стрессе, что сильно вредит их психическому и физическому здоровью.


Неуверенность в своих силах – не такая маленькая проблема, как может показаться на первый взгляд. Переживания по этому поводу способны разрушить душевный комфорт. Человек с низкой оценкой своих возможностей не обладает достаточной силой воли для принятия решений, ощущает стеснение, скованность и робость в общении с людьми. Он постоянно испытывает сомнения: делать или отступить, сказать или промолчать, смогу или нет. Для такого человека характерно бороться с самим собой, он теряется в критических ситуациях. Нерешительные люди постоянно ищут одобрения у окружающих, зависят от чужого мнения. Им сложно реализовать себя, раскрыть свои способности.

Подобная нерешительность и нарочитая скромность в итоге приводит к неудачному браку, семейным скандалам, потере самоуважения и разочарованию в своей жизни. Такое состояние грозит нервным срывом, онкологическими болезнями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, развитием хронических патологий, депрессией, алкоголизмом, пристрастием к наркотическим препаратам. Патологическая неуверенность, постоянное чувство неполноценности у людей с неустойчивой психикой может провоцировать неадекватное поведение, приступы ревности, агрессии и даже жестокости.

Если не помочь стеснительному, замкнутому и закомплексованному подростку поднять самооценку еще на этапе формирования личности и характера, это может стать основой для развития психопатии в будущем.

Исследования показывают, что 80% заболеваний, которые провоцируют преждевременное старение организма, развиваются на фоне заниженной самооценки. Насколько остра проблема, требуется ли человеку лечение, специалисты определяют с помощью специальных тестов и опросников.

Основные причины заниженной самооценки

Секрет успеха в любой жизненной сфере заключается в позитивной самооценке. Откуда берется неуверенность в себе? Если бы человек жил на необитаемом острове, где исключена возможность общения с другими людьми, его не волновал бы внешний вид, поступки, успешность, все то, что принято оценивать в обществе. Чувство неуверенности – продукт социума, человек пытается понравиться окружающим, заслужить любовь и одобрение, переживая порой о мнении даже незнакомых людей.

Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, когда взрослые оценивают деятельность малыша. Самая распространенная ошибка – когда оценку дают не поступкам, а личности. Например, родители говорят ребенку не «смотри, как ты неаккуратно разбросал вещи», а «смотри, какой ты неряшливый». Таким же образом впоследствии человек приписывает неудачи в делах или отношениях личностным качествам.

Интересно то, что процесс формирования мужской и женской самооценки немного отличается. Самодостаточность и уверенность женщины в большей мере зависит от ее популярности у противоположного пола. Для мужчины важнее иметь авторитет среди себе подобных. Улучшить самооценку ему помогает положение в обществе, чем больше его доход, чем солиднее работа, тем легче ему поверить в собственные силы. На уверенность влияет несколько факторов:

  • Генетический. Самооценка зависит от скорости детского развития, телесных особенностей, например, торчащих ушей, склонности к полноте, всего, что вызывает насмешки сверстников.
  • Воспитание со стороны родителей, учителей. Многие люди с детства подвергаются чрезмерному контролю, постоянной критике со стороны близких.
  • Окружающая среда и культура. Современные стандарты внешности, показатели успешности, навязанные социумом, просто не под силу большинству людей.
  • Психотравмирующие события. Для многих мужчин и женщин отправной точкой тому, чтобы перестать верить в себя, является развод, разрыв длительных отношений или целая череда жизненных неудач.

Известно, что неуверенность в себе наблюдается чаще у людей со слабой и лабильной нервной системой. Если ребенку не давать почувствовать свою значимость и ценность, это вызовет проблемы с самооценкой в будущем. Психологи утверждают, что недолюбленные дети, испытывающие в детстве множество ограничений, почти всегда становятся взрослыми с низкой самооценкой и целым багажом комплексов.

Как проявляется неуверенность в собственных силах?

Определить уровень самооценки помогают специальные психологические тесты. Неуверенного человека можно также распознать по специфическим признакам. Это боязнь что-либо делать, страх принимать решения, отсутствие попыток добиться чего-то большего. Такие люди бездействуют, чтобы не потерпеть поражение, не показаться смешными. Часто они обманывают себя и других, объясняя нежелание высказывать мнение, начинать новый проект, строить карьеру своей принципиальной позицией или влиянием сторонних факторов.

Комплекс неуверенности проявляется и другими признаками:

  • Человек с низкой самооценкой часто суетится, боится упустить возможность, не успеть отхватить “свой кусок пирога”. Спокойствие вызывает у таких людей чувство внутреннего дискомфорта и тревогу. Они действуют и принимают решения из страха.
  • Стремление приспособиться, не быть “белой вороной”, в надежде получить одобрение окружающих, часто присуще неуверенным людям. Они никогда не рискуют, не стараются преуспеть, чтобы не выделяться.
  • Нехватка веры в собственные силы вызывает чувство зависти, обиды на более успешных знакомых, людей с лидерскими качествами. Появляется неспособность радоваться достижениям других, потому что человек считает, что жизнь к нему несправедлива.
  • Неуверенного человека одолевает чувство вины, стеснительность, он преуменьшает свои достоинства, забывает об истинных желаниях, мечтах, даже не пытается что-либо делать для их реализации.
  • Часто низкая самооценка приводит к тому, что человек в попытках произвести о себе более хорошее впечатление, поднять собственную значимость в глазах окружающих откровенно врет о своих достоинствах и достижениях, приукрашает действительность.

Профессиональные методы борьбы с комплексом неуверенности

Многие люди, которые осознают наличие проблемы, задаются вопросом: как повысить самооценку и уверенность в себе? По этому поводу написано множество книг, которые можно приобрести в магазинах или интернете, создано целый ряд тренингов, программ, курсов. Побороть комплексы помогут специалисты по НЛП, практической психологии, когнитивной психотерапии. По желанию можно выбрать групповую или индивидуальную программу.

Перебороть стойкое чувство неуверенности бывает достаточно сложно. Первым шагом решения проблемы является поиск и осознание истинных ее причин, которые скрыты в глубинах подсознания. По результатам опросов и тестов психолог или психотерапевт определит степень закомплексованности, после чего подберет методы коррекции самооценки. Используют для этих целей даже техники гипноза. Если проблема существенная, только опытный специалист поможет избавиться от комплексов, вернуть внутреннее спокойствие, наладить личную и социальную жизнь, обрести уверенность в завтрашнем дне.


Групповая терапия очень эффективна для преодоления подростковой стеснительности и лени. Общение со сверстниками, у которых схожие трудности, помогает подросткам раскрепоститься и научиться принимать решения. Для дошкольников и младших школьников рекомендуют целевые детские группы развития, где ребенок способен раскрыть свои творческие способности.

В юном возрасте, когда психика еще нестабильная, особенно важно обращать внимание на индивидуальность малыша и ключевые черты характера, тренировать навыки общения и самовыражения.

Прививать веру в себя следует с пеленок. Необходимо поддерживать мотивацию ребенка к обретению нового опыта, развивать у него привычку открыто выказывать свои чувства. Его обязательно нужно хвалить, но важно не перехваливать, чтобы не внушить мальчику веру в его исключительные способности, а девочке – чувство неотразимости. Так можно воспитать человека с массой комплексов, которые проявятся по мере взросления, когда ребенок столкнется с адекватной критикой и отказами. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, хорошо проводить психотерапию в форме игры.

  • Помочь может применение на практике реальных способностей и персонального мастерства. Это необязательно должно быть связано с основной профессией. Если есть талант к рисованию, готовке, вышивке, поэзии или закручиванию гаек, стоит показать это людям. Одобрение и похвала с их стороны укрепят самооценку.
  • Победить неуверенность помогает общение с самим собой. Необходимо периодически говорить о себе от третьего лица, это существенно уменьшает уровень страхов, со временем помогает производить хорошее первое впечатление и прибавляет уверенности в общении с окружающими.
  • Еще одним действенным способом является «дневник успеха». Каждый день следует записывать туда пять вещей, за которые можете себя похвалить, причем не стоит искать глобальные заслуги, хвалите за любые мелочи. Уже через месяц после прочтения дневника можно ощутить большую уверенность в своих силах.
  • Самый известный лайфхак по повышению самооценки дала героиня популярного советского фильма, регулярно говорившая перед зеркалом фразу: «Я – самая обаятельная и привлекательная». Действительно, с помощью самовнушения подсознание можно убедить в чем угодно. Именно так и формируются глубокие убеждения. Необходимо выработать привычку постоянно проговаривать целевые аффирмации (позитивные утверждения).
  • Полюбить себя, раскрепоститься и повысить самооценку помогают драматические кружки, где можно попробовать себя в разных ролях. Подойдет и такой вариант: стоя перед зеркалом, начинайте копировать жесты известных людей или персонажей, их манеру речи.
  • Восстановить душевное равновесие и преодолеть унынье помогает пропевание мантр, практика медитаций. Прибавит уверенности и занятие спортом, йогой, танцами.
  • Для поднятия самооценки и уверенности в себе женщине порой хватает просто сделать красивый макияж, прическу и надеть новое платье. Если добавить образу женственности и привлекательности, тогда восхищенные взгляды парней придадут девушке уверенности, помогут полюбить себя лучше любых психологов.

Прежде чем размышлять над тем, как справиться с заниженной самооценкой и обрести чувство собственного достоинства, стоит задуматься над своей истинной значимостью. Ничто так не повышает уверенность, как реальные достижения. Подумайте о своей ценности для компании, в которой работаете, о реальных знаниях и навыках, личных качествах, интересных и полезных для окружающих. Повышайте квалификацию, учитесь чему-то новому, развивайтесь. Чтобы вселять уважение к собственной персоне, нужно стать человеком, которого есть за что уважать – поднимайте свою социальную значимость.

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию, и здоровая реакция напуганного организма — бежать. Это подходит в том случае, если объект опасности выглядит как неустранимый, непобедимый, непреодолимый. Если же объект опасности преодолим, то реакция страха трансформируется в реакцию гнева, ярости, злости. Эти чувства направлены на преодоление объекта опасности, на победу. Если же организм не успел сориентироваться, или не обладает достаточной информацией, чтобы решить, преодолим ли объект, то наступает третья реакция — оцепенение, шок. В природе у животных это выглядит как «притвориться мертвым». Это помогает стать неинтересным для объекта опасности.

Однако страх, возникающий в ситуации публичного выступления, самопредъявления, хоть и выглядит так же и имеет ту же физиологическую основу, является неадекватной реакцией на ситуацию, если в контексте этой ситуации отсутствует реальная опасность жизни и здоровью. Такой неадекватный страх имеет другие корни и может представлять реальную проблему для людей, занимающихся публичной деятельностью. Но и для обычного человека в обыденных ситуациях (общение с друзьями, на работе, с близкими, в магазине, в любом другом месте) неадекватный страх — причина многих проблем с общением, отстаиванием своих границ, ценностей, позиций, своей личной психологической или физической территории. В данном контексте, слово «неадекватный» — не синоним слову «ненормальный». Неадекватный — значит не соответствующий, не отвечающий реальной существующей ситуации.

Причиной неадекватного страха является наличие в истории жизни человека ситуаций, когда его отвергали, унижали, или уничтожали его ценности, или подвергали осуждению, или запрещали важные для него действия иногда пугающим способом. Такой опыт приобретается в очень раннем возрасте. Мне известны случаи, когда такой страх был сформирован до 1 месяца с рождения, чаще — до 3 лет. Естественно, такую реакцию у ребенка формируют родители или другие взрослые, воспитывающие его в семье. Детский сад и школа не являются главными источниками такого поведения. У психологически адекватного ребенка, поддерживаемого семьей, сад и школа оттачивают те навыки, которые он получает дома.

Наиважнейшим фактором формирования у ребенка адекватного восприятия — является безусловная безоценочная поддерживающая любовь родителей. И именно ее в большинстве семей нет. Оглянитесь: везде и всюду ребенку внушается, что так или иначе поступать плохо, стыдно, грязно, недостойно. Дело в том, что нелюбимый ребенок обречен (биологически) на смерть. Ребенок не может выжить без родителей, и нелюбовь родителей является угрозой его жизни. Ребенок реагирует на это не сознанием, а организмом. Даже если родители кормят и поят самым лучшим, одевают в самое лучшее и потакают капризам, это не является показателем любви, а значит — гарантией выживания.

Признаки нелюбви: отвержение за неправильные действия «не буду любить тебя, если ты такой», «хорошие дети так не делают», «Петя лучше тебя делает то-то», «если бы не ты, я бы сделала карьеру, я бы училась, я бы не переехала сюда, я бы не жила с твоим отцом», «ты должен быть лучшим», «у тебя это не получится, давай я сделаю» и так далее.

Это вполне распространенные фразы, часто даже употребляемые сознательно — чтобы воспитать. В результате у ребенка формируется представление о себе как о недостаточно хорошем = достойном любви.

Например, сегодня у меня на приеме была клиентка, жалующаяся на непомерно агрессивного мужа — он сломал 6-летнему сыну ключицу в порыве гнева (сын не понял, как играть в «морской бой»). Я спросила у нее: «А вы сами детей бьете?» — «Нет, я на них кричу», — «А за что?» — спрашиваю я. «Ну, когда ребенок за собой не убирает... так-то он у меня хороший мальчик, стирает за младшей одежду...». Здесь я ужаснулась: к ребенку относятся как ко взрослому человеку и предъявляют взрослые требования, а если он их не выполняет — его бьют и ругают. Я спросила: «А отчего вы предъявляете к ребенку такие требования?», на что получила ответ: «Если я его сейчас упущу, то что будет дальше?»... Чрезвычайно печальная картина и, к сожалению, очень распространенная. Детей наказывают за то, что они не работают, как взрослые, не думают, как взрослые, не решают задачи в школе, как взрослые... естественно, что такая модель передается из поколения в поколение.

Отсюда вытекает бессознательный страх перед испытаниями, будь то соревнование, экзамен: «если другому я не понравлюсь, если я окажусь плохим, то он меня отвергнет, осудит, осмеет, унизит, ударит». А для ребенка это равносильно смерти. В такой связке ситуации и чувства остаются на бессознательном уровне до тех пор, пока человек не пройдет курса психотерапии, где реальность будет развязана с детскими травмами, а травмы будут в сознании интегрированы — прожиты и завершены.

Человека, подвергавшегося такому обращению в детстве легко узнать: он употребляет ироничные, а иногда и сильно критичные и унижающие замечания в адрес окружающих, не задумываясь о том, как на них может среагировать другой, и часто не считая их унижающими, поскольку привык к такому обращению в своей семье. Он так же критично обычно относится к себе и часто употребляет в речи самоироничные и самокритичные высказывания. Все эти навыки скопированы у родителей, более того, ведь родители, когда унижают ребенка, на самом деле делают это от чистого сердца, желая ребенку только добра! Ни один родитель, пока не узнает (как правило, от психотерапевта) о разрушительности своего воспитания, не представляет, какую судьбу он реально формирует своему ребенку.

Гиперопекающее воспитание тоже является унижающим и душащим: пушистыми рукавицами родители внушают ребенку, что без них он ничего не может, что он несамостоятелен, недостаточно умен и сообразителен. Родители ограничивают свободу в развитии ребенка, в его вкусах и ценностях, определяя по своему мнению, в чем он нуждается, а чего ему не положено или вредно. Причиной такого удушения обычно являются трудности самих родителей:

— это страх увидеть, что ребенок взрослый и сам справляется (а для чего тогда ему я?);

— это страх быть плохими родителями и не уберечь;

— это желание всегда оставаться молодым родителем (за счет инфантилизации детей), и многие другие.

Эти родители не принимают ребенка таким, как есть, переделывая его под образцы того, каким они его хотят видеть. Тогда ребенок и сам не принимает себя таким, какой он есть, глушит свои потребности, отказывается от себя в пользу идеала и, как результат, ужасно страдает, понимая, что он — не идеал. С годами, этот ребенок перенесет во взрослую жизнь натренированную неудовлетворенность собой и страх оценки.

Многие люди, читая эти строки, вскликнут: «Родители же хотели для нас самого лучшего! Нельзя осуждать родителей!» Соглашусь с первой фразой, но не полностью соглашусь со второй. Осуждать — ни к чему, это правда, но чувство протеста испытывать полезно. Родители ответственны за то, какими они нас воспитали. Но только мы сами ответственны за то, что мы с этим делаем дальше. Поэтому оправдывать свои неудачи дурным воспитанием попросту неэффективно: свалив вину на родителей, вы продолжаете быть жертвой своей жизни, а не автором.

Неуверенность в себе – это присутствие сомнений в своих умениях, выборах, силах и исполнении задуманного, на почве чего возникает боязнь, а в критичных случаях даже отказ от выполнения активных действий. Близко связано чувство неуверенности в себе с ощущением неправильности себя или же представлением о дефективности какой-то стороны жизни.

Рождается подобное самоощущение в детстве, когда формируется система самовосприятия, основываясь на отклике окружающих. И если в эмоционально-деятельностном контакте с миром не находится ясность определения, за какие действия и высказывания следует похвала, а за какие наказание или отвержение, то в дальнейшем не оказывается элементов для выстраивания личностных представлений о негативном и приемлемом, все одинаково и враждебно. Именно оставшаяся из детства приоритетность внешней оценки собственного бытия (слова людей, приоритеты, провозглашенные в культуре) приводит к росту неуверенности.

Проблема неуверенности в себе обусловлена невозможностью одинакового реагирования разными людьми на одно событие, а значит, идея о постоянстве самовосприятия сквозь чужие оценки абсурдна и влечет лишь усиление тревожной неуверенности и истощение.

Что такое неуверенность в себе?

Неуверенность относится к результату , что является важным психическим свойством, необходимым для соотнесения своих возможностей с задачами ситуаций, возникших на пути или целями, назначаемыми самим человеком. Это своеобразный измерительный прибор нашей жизни, дающий возможность контролировать и целесообразно выстраивать ход ее событий. Адекватная самооценка способствует построению гармоничных отношений с людьми и миром, и предопределяет спокойный и трезвый взгляд, где есть понимание, что течение жизни обусловлено своими законами и в них нет задачи подчинить или возвысить кого-то из людей. Неадекватная , на поведенческом уровне выражается неуверенностью, боязнью двигаться в жизненных достижениях вперед или высказывать свое альтернативное мнение, остановкой в реализации и .

Проблема неуверенности вызывает трудности в общении, проблемы в реализации собственных желаний и планов, сказывается на эмоциональном фоне его снижением, возникновением постоянных чувств , тревоги, отчаяния. Уверенному же человеку свойственна яркая и эмоциональная речь, стремление открыто и честно озвучивать свои мысли и предъявлять чувства, наличие умеренной жестикуляции, соотнесенной с рассказом. В разговоре уверенный человек может противопоставить свое мнение окружающим, не боится показаться странным или не принятым, принимает комплименты без стремления приуменьшить свои заслуги.

Проявляется неуверенность в себе обычно в каких-то определенных областях или ситуациях, обусловленных индивидуальной специфической ситуацией формирования данного ощущения, хотя бывают ситуации, когда неуверенность становится определяющей характерологической чертой и проникает во все сферы.

Самоощущение неуверенного человека достаточно плачевно, более того, чувство неуверенности начинает сказываться на деятельности во внешнем мире, часто мешая или вообще останавливая ее. Задаваясь вопросом как победить неуверенность в себе, люди приходят в кабинет к психологу или даже на ритуал к шаману, ища любые средства избавления.

Причины неуверенности в себе

За возникновение благоприятной почвы для прогрессирования неуверенности в себе отвечает обстановка в детстве – модели поведения, которые человек видит в раннем возрасте впечатываются в психику и остаются там, как эталонные, а также реакция значимых взрослых и среды на поведение ребенка формируют тип реакции и поведения. К примеру, если любые активные действия приводят только к негативной реакции со стороны внешнего мира, то ребенок утрачивает к проявлению любой деятельной активности. Но не стоит исключать и тот факт, что отсутствие негативного отклика не всегда является защитой от развития неуверенности. В ситуации отсутствия любой эмоциональной реакции на происходящее, так называемом «эмоциональном вакууме» (когда нет ни позитивной, ни негативной реакции) также развивается неуверенность в себе.

Через собственные действия и последующий отклик реальности на них человек учится выстраивать не только модели поведения, но и картинку мира, в котором он находится. Отсутствие эмоциональных реакций или постоянные только негативные или формально позитивные реакции приводят к растерянности при определении окружающей реальности, вызывая тревогу и неуверенность в себе.

Неуверенность в себе причиняет много проблем на жизненном пути, все больше людей хотят от нее избавиться, читают специальные статьи, записываются на тренинги, но не смотрят на корень проблемы. Зная причины неуверенности в себе, можно не допустить ее возникновение или усугубление, а также составить наиболее действенный план по преодолению.

Первой и наиболее глубокой причиной является незнание себя и устройства особенностей своего внутреннего мира. Когда человек живет, ориентируясь на внешние подсказки, то его самовосприятие складывается из набора социальных ролей, они у каждого уникальны и складываются в индивидуальный рисунок, но не являются сутью или отражением внутреннего естества. Ведь если вы плохой муж и сын, но хороший отец и работник – это никак не характеризует вас вообще, это показатель того, как вы справляетесь с определенной ролью.

Если оценка себя опирается на оценку исполняемых ролей, то внутренний наблюдатель приходит в замешательство и возникает неуверенность в себе. Следует потратить колоссальное количество времени и усилий для определения своей внутренней сущности, тем самым вывести себя из отождествления с выполняемыми функциями. Как только происходит такое разотождествление, неуверенность пропадает, вы точно знаете, кем являетесь, что можете, чего хотите, в не зависимости от ситуации, людей и их мнений.

Проблема неуверенности в себе коррелирует с наличием . Человек, не имеющий представления, зачем живет и к чему стремится или же постоянно меняет жизненные приоритеты в угоду желаниям общества, теряет какую-либо мотивацию. Когда отсутствует мотивация, все совершается через приложение усилий, принуждение себя. У таких людей нет огонька в глазах и того уверенного настойчивого стремления во всех, даже бытовых вопросах, какое имеет человек, выбравший смыл и направление для своей жизни.

Незнание своих истинных ценностей и приоритетов сходно с незнанием смысла жизни и вносит дезорганизующий компонент в жизнь человека. Уверенность рассеивается, как туман, если человек затрудняется объяснить себе, что является истинно важным, и пытается выстраивать свою жизнь на основании других приоритетов, чуждых внутреннему соответствию. Такие действия вызывают чувство неуверенности и .

Чувство неуверенности в себе возрастает при потере контакта с собственным телом. Несмотря на потребность в большой умственной нагрузке, полный отказ от физических ощущений и действий в сторону ментальных является ошибочным. Помимо того, что работа с телом дарит ощущение радости и причастности человека к настоящему моменту, т.е. возвращает его в живое, а не думательное состояние, это еще глубокий источник подсказок. Ориентируясь на собственные физические ощущения, человек начинает лучше чувствовать мир, вплоть до предугадывания событий. Естественно, взаимоотношения с собственным телом влияют на развитие уверенности в себе.

Незнание и неумение отстаивать психологические границы является одновременно и причиной и следствием неуверенности в себе, замыкая круг. Знание границ позволяет сделать позитивное общение лучше, а негативное минимизировать. Наиболее распространенный признак ослабления внутренних границ – неумение отказывать, и другой полюс той же причины – отказ всем. Такое поведение формируется в детстве, когда отказ вел к наказанию, унижению или вызыванию . Во взрослом возрасте, чем больше человек прогибается, позволяя другим рушить его границы и заходить на личную территорию безнаказанно (оправдывая это тем, что человек родной и любимый), тем больше атрофируется функция защиты и при реально возникающей необходимости человек может растеряться от незнания, как защитить свое психическое состояние, сомневаясь в своих способностях.

Признаки неуверенности в себе

Неуверенность в себе – черта, не имеющая возрастных, половых или национальных особенностей. Чаще закладывается в детстве, но может возникнуть и во взрослом возрасте, под влиянием жизненных событий. Признаком, характеризующим наличие неуверенности в себе, является и нежелание попасть в центр внимания, не имеет значения, будет ли это порицание от руководителя при всем коллективе или вручение награды на сцене. Для неуверенного человека любое повышенное внимание к его персоне вызывает сильнейший стресс, так как позитивный опыт поведения в таких ситуациях отсутствует.

Часто возникает смущение при получении благодарности (при этом постоянные поиск одобрения), желание приуменьшить свои заслуги или вообще сделать, что человек ни при чем к тому, за что его хвалят. Включается тот же самый страх, ведь приняв благодарность, принимаем и ответственность за совершенное. Это своеобразное заявление миру «я есть», тогда, как неуверенный человек стремится наоборот исчезнуть или стать менее заметным.

Неуверенность в себе проявляется и на физическом уровне. У таких людей потухший взгляд, безэмоциональный тихий голос, возможно заикание. Движения могут быть дерганные (когда не знают, как лучше угодить) или скованные (когда страх, проявившись, начинает возрастать). Плечи обычно свернуты, присутствует сутулость и сгорбленность – все эти проявления вызваны стремлением спрятаться, свернуться, занимать как можно меньше места.

Помимо таких, более-менее, явных и логичных признаков неуверенности есть и более тонкие. Например, частые обиды присущи людям, которые не могут себя защитить и представляют манипулятивный способ влияния на ситуацию, тогда как уверенный человек будет действовать открыто. Речь человека может много о нем поведать, так болтливость, сплетни, матерные выражения являются лишь маской, оборонительной реакцией за которой скрывается ранимая сущность и неспособность найти адекватные способы отстаивания своих интересов.

Там где нет спокойного, открытого и дружелюбного отношения к себе и окружающим, прячется неуверенность, а в убегающей или нападающей форме – зависит от индивидуальности.

Как побороть неуверенность в себе?

Первым шагом на пути преодоления чувства неуверенности в себе является признание его наличия, не бежать от этого страха, а познакомиться с ним, посмотреть в каких ситуациях он возникает, от чего возрастает, а от чего уменьшается. Невозможно избавиться от того, чему не дано имя. И только после определения проблемы можно строить план как победить неуверенность в себе.

Начинайте выходить за пределы привычных действий и ритуалов, откройте дверь новому. Несколько раз в неделю совершайте нетипичные или пугающие вас поступки. Если вы уверенны, что серый вам к лицу – купите красное платье, считаете знакомства на улице небезопасными – заговорите со случайным прохожим, и все в том же духе. Чем больше вы расширите список подобных действий, тем быстрее откроете новое интересное в себе и мире.

Одной из причин развития неуверенности названа причина потери контакта с телом – верните его. Запишитесь на тот вид спорта или танцев, который вам по душе. Возможно, это будет йога или пробежка по утрам, а может массаж. Прислушивайтесь к своим желаниям и осуществляйте все действия, которые помогут вернуть живость вашему телу. Из побочных эффектов – улучшение осанки, фигуры, самочувствия и сна.

Подключите к вашей осознанной деятельности . Проигрывайте ситуации, ведущие к вашему успеху, визуализируйте, представляйте запахи, вкусы и прикосновения. Ваша задача – максимально полно прочувствовать предстоящую деятельность в позитивном ключе, задействовав эмоциональную сферу. То о чем мы думаем, программирует нашу деятельность, соответственно, чем чаще вы прокручиваете провальный сценарий, тем больше вероятность, что в возникшей ситуации вы начнете действовать по нему на автомате. Подстрахуйтесь – заложите в свое подсознание благоприятный, приносящий успех сценарий.

Тренируйтесь во взаимоотношениях. Лучше начать с самых близких людей, как самых безопасных в проявлении и инициации контакта. Предъявляйте свои чувства, пусть для них это будет в форме сюрприза – приглашения в театр, незначительного презента. Старайтесь дарить окружающим позитивные эмоции, используя это как способ построения контакта. Но при этом деликатно прислушивайтесь к себе, чтобы дарение радости не переросло в услужение и наступание на горло собственной песне.

Рекомендаций множество, суть одна – вы должны постепенно двигаться вперед, при этом не испытывать крайние неприятные эмоции. Определенное напряжение, тревогу от нового – да, страх, дискомфорт и вынужденность – нет.

Как побороть страх и неуверенность в себе?

Неумение отстоять свои интересы, несмотря на полную правоту, выразить свои чувства в понятной для оппонента форме, установить контакт и познакомиться, ответить нет, повести людей за собой, предложить новую идею – данные проблемы возникают на стыке неуверенности и страха.

Вследствие постоянных неудач в общении негативный эмоциональный фон возрастает, и человек либо окончательно прекращает попытки налаживать взаимодействие и замыкается в себе, либо становится в защитную позицию излишней . Но пока еще не наступил критический момент невозврата, многие пытаются что-то сделать со своим социальным страхом. Чтение полезных статей – первый шаг, но необходимы реальные действия, практикуемые в повседневной жизни с живыми людьми.

Стоит понять такую аксиому, что страхи, неуверенность и комплексы есть у всех. Успешен же во взаимодействии оказывается не тот, кто их в себе истребил (это невозможно), а тот, кто концентрируется на общении. Т.е. разговаривая с человеком, фокус вашего внимания должен находиться в разговоре и обсуждаемой тематике, а не на собственных страхах. Иначе возникает замкнутый круг – вы думаете о своих страхах, прокручивая различные варианты фиаско, при этом ваш мозг занят собственными мыслями, собеседник страдает от недостатка внимания, вы пропускаете значимые части разговора, из-за чего общение и становится провальным. Если бы вы следили за эмоциональными реакциями человека, выстраивали достойную подборку аргументов, т.е. находились в самом разговоре, то все прошло бы успешно.

Еще один распространенный страх – быть не принятым, не оцененным. Он имеет чуть ли не генетическую обусловленность, ведь быть изгоем в давние времена означало неминуемую гибель. Из этого страха рождается нерешительность в проявлении собственной индивидуальности, стремление не высовываться и слиться с толпой. Парадокс заключается в том, что именно серые и никакие личности не интересны и не важны. Даже про самого ярого врага интересней узнавать и это эмоционально вовлекает в общение больше, чем пытающаяся угодить, не имеющая собственного мнения личность. Стремитесь жить по собственным убеждениям, не пытаясь понравиться всем. Всегда будут те, кто будет вами недоволен, только в одном случае вы живете в угоду им, предаете себя и лишаете удовольствия, во втором вы можете также не нравиться окружающим, но ловить кайф, живя своими интересами. Да и скорее всего, именно такая жизненная позиция привлечет к вам друзей, поддерживающих людей и единомышленников.

Преодоление любого страха и неуверенности в себе заключается в постоянных тренировках и постепенном повышении планки. Если вы боитесь высоты – то начните постепенно подниматься выше и выше, начните с того, чтобы выглянуть с балкона второго этажа, постепенно добравшись до крыши многоэтажки или вершины горы. Точно так и с общением – если вам страшно знакомиться с людьми, то начать можно с того, чтобы спрашивать время у трех человек в день, потом знакомиться, а потом проводить получасовые диалоги с новыми знакомыми. Важно постепенно наращивать отсутствующий пугающий навык.

Если ваша неуверенность и страх провала вызваны объективным недостатком знаний (например, профессиональных), то нет смысла вырабатывать уверенный голос и репетировать убедительную речь – стоит повысить свою квалификацию и наличие знаний само по себе восполнит недостающий резерв спокойствия.

Главное правило победы – дружелюбие. Вы можете обладать какими угодно недостатками, не соответствовать высоким критериям, входить в абсолютно незнакомую компанию, но если вы проявляете дружелюбие, то психологически правы именно вы, а окружающие люди вместо нападения, насмешек или указывания на ошибки будут стремиться подсказать, помочь или защитить.

Сочинения по темам ОГЭ по русскому 2018

Сочинение-рассуждение на тему неуверенность в себе

Одной из главных причин несостоявшегося человека является именно неуверенность в своих силах. Подробнее об этом недостатке — в наших вариантах сочинений! 🙂

Первый вариант сочинения (по тексту В.И. Одноралова «Он растяпа, этот Вовка. Олег же его предупреждал!»)

Определение понятия

Неуверенность в себе часто мешает жить, достигать того, на что способен, чего достоин. Это преграда на пути к реализации поставленных целей и заветных мечтаний. Если кому-то удастся победить это чувство, то дальнейшее преодоление жизненных преград станет в разы проще.

В тексте В.И. Одноралова представлена история мальчика Вовки, который неожиданно для самого себя потерял авторитет в глазах одноклассников, случайно упав в лужу. Вскоре ему представилась возможность реабилитироваться в глазах мальчишек. Если бы Вовка струсил и подумал, что не сможет с этим справиться, ему, скорее всего, пришлось бы сменить школу. Но он поверил в себя, а главное – в него поверил его лучший друг Олег. Вовка сжал руки в кулаки и вошел в темный заброшенный дом, где, по преданиям, таился черт. Его умение преодолевать собственную неуверенность помогло ему завоевать авторитет среди друзей.

Аргумент из личного опыта

Как часто из-за неуверенности в себе мы утрачиваем возможности. Порой мы не решаемся сдать физкультурные нормативы только потому, что не уверены в своих физических способностях. Или из двух заданий выбираем то, которое легче, потому что сомневаемся в собственных знаниях.

Заключение

Думаю, следует стараться преодолевать собственные слабости: страхи, желание сдаться в сложной борьбе, неуверенность в себе. Все это способно сильно осложнить существование. Ведь жизнь – это борьба или преодоление.

Второй вариант сочинения (по тексту Н.И. Дубова «Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел…»)

Определение понятия

Неуверенность в себе – чувство, которое необходимо всячески искоренять. Оно способно уничтожить человеческие мечты, растоптать желания, искоренить стремления к научным открытиям. Очень часто именно неуверенность заставляет людей отказаться от проведения экспериментов или исследований. Ведь из-за нее кажется, что все открытия уже свершены.

Аргумент из прочитанного текста

С такой проблемой столкнулся и Пашка – герой рассказа Н.И. Дубова, который всю жизнь мечтал открыть что-то новое, изобрести доселе неведомое. Плюсом мальчика было то, что он не просто фантазировал и мечтал об этом, он еще и изобретал. И пусть его опыты были не совсем удачны, ему открывались возможности добиться чего-то стоящего в дальнейшей жизни. Он не поддавался неуверенности, отбрасывал ее в сторону и гнул свою линию. Многим из нас стоит у него поучиться.

Аргумент из личного опыта

Обычно люди, встречаясь с первыми трудностями в достижении поставленных целей, тут же сдаются. Они боятся неудач, осуждения, насмешек, напрасно потраченного времени. Все это идет от неуверенности в себе, собственных силах и возможностях.

Заключение

Наверное, если бы избавляться от слабости и страхов было очень легко, то все мы были бы великими. Но это дано не каждому, только избранным, тем, кто способен прорваться сквозь стену неуверенности в себе и излишних сомнений.

Третий вариант сочинения (на примере текста С.А. Любенец «Венька пришел домой из школы, немного посидел на кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса…»)

Определение понятия

Неуверенность в себе – неприятное чувство, которое доставляет человеку значительный дискомфорт. Он начинает думать, что на него как-то не так смотрят, что он не такой, как все. В юности очень важно ощущать себя частичкой одного общественного организма. В школе – частью класса.

Аргумент из прочитанного текста

Так и в тексте С.А. Любенец главный герой Венька очень стесняется того, что мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. При том, что пиджак он выбрал на свой вкус, и никто никогда не сказал ему ни одного обидного слова по поводу одежды. Но его уверенность в себе сильно покачнулась от того, что он выглядит не так, как одноклассники. Они-то ходят в джинсовках и толстовках. Венька даже начал фантазировать, как, будучи взрослым, будет гораздо тщательнее его матери выбирать своему ребенку одежду.

Аргумент из личного опыта

Действительно, внешний вид очень важен для школьника, особенно в подростковом возрасте. Выглядеть как все – залог уверенности, спокойствия от того, что тебя воспринимают частью целого коллектива, а не белой вороной. Лишь немногим уверенности в себе добавляет образ, кардинально отличающийся от окружающих.

Заключение

Неуверенность в себе – чувство, которое может возникнуть от чего угодно, даже не комфортной одежды. К этому очень важно внимательно относиться именно в детстве, потому что от закладывающегося в этот период характера и мировоззрения будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Пусть подросток сам выбирает, в чем ему ходить. Для кого-то важно быть как все, а для кого-то сильно отличаться от окружающих.