Почему на Троицу храм украшают березой и травой? Когда освящают березу на Троицу: традиции и приметы праздника, что еще святить.

Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, когда, согласно Евангелию, апостолам явился Святой Дух. С этим праздником связано много ритуалов, обычаев и обрядов.

Троица ‒ праздник очень красивый и радостный. Дома и храмы в этот день украшают ветками, травой, цветами. Но особое внимание на Троицу уделяется березе. Береза стала символом праздника, вероятно потому, что она одна из первых одевается в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста, которую человек может использовать. Как же у березки эту силу попросить? На этот счет существует очень много старинных обрядов и ритуалов.

Зачем на Троицу березовые ветки заплетают в косички?

В троицкое воскресенье березу «хоронили» ‒ срезали молодые веточки и топили их в воде или выносили на хлебное поле. Верили, что такая жертва высшим силам принесет плодородие земле.

Также березку «завивали». Этот обряд пришел к нам из далекой древности. Девушки сплетали в косичку 3 веточки и скрепляли их красной лентой или крепкой травой. Считалось, что это принесет счастье в любви, здоровье и долголетие родным. С этой же целью на Троицу делали настой из листьев березы, который обладал целебными свойствами. А еще веточки дерева наши предки использовали в качестве оберега от нечистой силы. До сих пор в деревнях пожилые женщины втыкают в углы дома ветки березы, чтобы их чистота и целительный дух передались стенам.

Зеленые святки

Троицын день можно с полным основанием назвать «зелеными святками». В этот день прихожане выстаивали в церквях обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, на грядки – для защиты от землероек и других вредителей, на чердак, чтобы предупредить пожар.

Чудесными свойствами, по преданиям, обладали не только освященные травы. На Троицу девушки обычно собирали утреннюю росу и умывались ею для красоты лица и здоровья. Но следует помнить, что некоторые вещи на Троицу делать не стоит. Существует поверье, что русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды.

Начиная с «зеленых святок» и до , ходят русалки в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе одиноких путников. Купаться в это время категорически запрещалось, потому что русалки могут заманить к себе и утопить. По поверьям, русалки боятся запаха полыни. Поэтому веточки этого растения носили с собой, с целью защиты.

Самые смелые девушки отваживались прийти вечером на Троицу на речку, чтоб погадать, используя цветочный венок, сплетенный накануне. Бросали его в воду и наблюдали:

  • плохо, если венок утонул: замуж долго не выйдешь;
  • если веночек плывет спокойно по течению, то в этом году будет свадьба.


Троица: обряд на любовь

По традиции на Троицу устраивали праздничный обед, на который приглашали соседей и родственников. Стол непременно застилали скатертью. После обеда скатерть не стирали, а клали ее на ночь под кровать супругов. Этот нехитрый обряд поможет укрепить любовь и взаимопонимание между мужем и женой. После стирки скатертью не пользовались до следующей Троицы.

Крестьяне Троицу отмечали шумно, весело. С Троицей в народе связано много примет и обрядов.
Официальная церковь, разумеется, всегда протестовала против подобного, но в русском народе это, похоже, неискоренимо.

Традиции и ритуалы на Троицу

К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелисса.

✔ Одной их самых древних примет является обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав - траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.

✔ На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.

✔ Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.

✔ Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время - время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.

✔ За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище - помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали - и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.

✔ Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками - считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.

✔ Этот праздник считался девичьим, так как в этот день девушки пытались определить свою судьбу. Существует в день праздника Троица традиция плести венки.

Девушки с самого утра идут собирать полевые цветы, например, васильки, незабудки, ландыши, а потом плетут каждый себе венок. На заре они возвращаются домой, проходя мимо реки. Там следует по традиции пустить венок плыть по реке. От того, как он плывет, начинают гадать. Если он потонет, ждет беда того человека, если кружиться, то неблагополучие, болезни ожидают, а если плывет ровно и спокойно, тогда ждет успех хозяйки венка.
Помимо этого на полях во время сбора цветов и плетения венков, девушки угощают друг друга различными угощениями, поют песни и водят хороводы.

✔ Еще есть обычай на Троицу собирать лечебные травы и цветы. Их хранили весь год и могли использовать при лечении недугов. При этом находясь в лесу, если девушка слышала, как кукует кукушку, то тогда можно было спросить, долго ли еще ей жить в отцовском доме (имелось в виду, когда она выйдет замуж). И сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ходить девице в невестах.

✔ В субботу девушки собирали травы — чабрец, полынь, любисток, васильки, мяту. После Троицы травы, собранные на Зеленые Святки, использовали для лечебных отваров.

✔ Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

✔ Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу - к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.

✔ А следующий день после Троицы - Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.

Гадания на Троицу

Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок - времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.

✔ Самые распространенные гадания - «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок - «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла - хорошего ждать не придется. Если осталась прежней - будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.

✔ Плести венки - тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл - оттуда и жених будет, остался у берега - не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул - и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.

✔ Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Заговоры на Троицу

Богата культура русского человека - правой рукой он в церкви на Троицу Богу молился, а левой в это время мог держать пучок травы. Затем, выйдя из церкви, поклониться на четыре стороны света, дома из этого пучка веночек сплести, заветные слова на него заговорить и за икону положить - на счастливый и богатый год, до следующей Троицы. Так, в одно целое сливались и христианские, и языческие взгляды русского народа. И не было тут никакого противоречия, все гармонично и слаженно.

✔ Даже еду на Троицу порой готовили с заговором и по-особому. В дохристианском мире ценили все круглое - блины на Масленицу - та же традиция, так как круг - символ солнца. Вот и на Троицу пекли круглый каравай и делали яичницу-глазунью в сковороде из двух яиц.

Круглая яичница - это и символ солнца, и дружная семейная пара, «без углов», то есть без ссор и разногласий. Пока яичница пеклась, хозяйка над ней обязательно говорила заветные слова, солила четверговой солью, а зелень не рвала, а выкладывала веточками и луковыми перьями, что тоже обозначало единство и крепкую связь мужа и жены. Сам муж при этом не участвовал, но ждал, когда жена совершит все таинства, положит яичницу на ржаной каравай и отправится с супругом в рощу, к заранее украшенной яркими лоскутками березе - праздновать Троицу и есть вместе заговоренное кушанье - оберег от всего злого.

✔ Заговор на удачу, на успех в делах, делали на зорьке обязательно на улице утром Троицы:

«Встану я, помолясь, выйду, перекрестясь, взойду на гору высокую, погляжу окрест на все четыре стороны. Как на восточной стороне на лугу зеленом пасется конь вороной, норовом дикий да буйный. Никто его не седлал, никто на нем не езжал, стремен-поводьев тот конь не знал. Я того коня укрощу, и будет он подо мной ходить послушно, возить, куда я хочу. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.»

В 2017 году День Святой Троицы празднуется - 4 июня . День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.


Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.


Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.

Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г. “Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.