Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (†1392). Икона «Преподобный Сергий Радонежский

Икона Сергия Радонежского

Икона Сергия Радонежского. Молитва Сергию Радонежскому.

Одной из основных почитаемых святынь в Православии считают икону Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий во время своей жизни был истинным христианином, вел смиренный образ жизни, был милосердным, верным, трудолюбивым, благодаря чему и заслужил любовь народа и уважение церкви.

Еще юношей он построил в лесу обитель, в которой уединился и постоянно молился Богу о благе государству и русскому народу. Он презирал административную и политическую работу и поэтому постоянно отказывал в предложении примкнуть к русской митрополии.

Икона Сергия Радонежского в чем помогает.

К мощам и божественному образу святого не иссякает поток паломников. Перед образом часто происходят чудеса. Одним из самых тяжелейших грехов считается гордыня, а перед образом происходит ее усмирение. Нуждающие получают помощь, наставление, советы, больные излечиваются. Очень часто перед ликом святого молятся о духовном здоровье детей и успехах в образовании. Студенты и ученики берут икону Сергия Радонежского с собой на сдачу зачетов и экзаменов. Очень хорошо, если ученики будут постоянно носить в сумке или портфеле икону, когда идут на учебу. Вот именно поэтому икона Сергия Радонежского находится не только в православных храмах, но и домах верующих. Только в России более пятисот храмов, которые названы в честь святого Сергия Радонежского, а божественные образы с ним находятся практически в каждой церкви и храме. Если вы произнесете молитву перед иконой, то увидите, что она сотворит чудо. Главное, чтоб вы обратились к ней с чистым сердцем. Очень много людей, которые обращались к образу, были излечены как душой, так и телом. Молитва перед иконой поможет обрести веру, отречься от дурного образа жизни, избавиться от тревог, обрести исцеление. Обращаются к иконе как за себя, так и за близких, родных, друзей. Много родителей, у которых дети не преуспевают в учебе, обращаются к святому лику с молитвой.

Сергий Радонежский сам не мог долго овладеть грамотой и освоил ее после продолжительных молитв к Богу. И теперь он помогает тем, кто самостоятельно не может осилить различные науки. Студенты перед экзаменом часто обращаются к святому Сергию Радонежскому об успешной сдаче экзамена. Для этого стоит прочитать следующую молитву:

К Святому обращаются перед важными судебными делами, он заступается за честных людей и праведников, помогает всем, у кого чисты помыслы, кто искренен в суде.

Верующие так же обращаются к иконе, чтоб добиться успехов в работе. Всегда нужно помнить, что даже если вы обращаетесь с молитвой к иконе святого, свою мысль направляйте к Богу, так как прошение к Богу будет идти от Святого, а исполнение уже от самого Господа Бога.

Сергий Радонежский основал несколько монастырей, в том числе и Свято-Троицкий монастырь под Москвой, который нынче называется Троице-Сергиева лавра. Святым в лике преподобного на Руси почитается с пятнадцатого века.

Почитание иконе Сергия Радонежского происходит четыре раза в году: 8 октября – день смерти, 18 июля – день обретения мощей Святого, 5 июня – день на честь Ростово-Ярославского собора, 19 июля – день на честь Радонежского собора.

Сергий Радонежский - один из самых известных русских святых, духовный покровитель Русской земли и основатель первого в России Троицкого храма (ныне - ). Преподобный Сергий возродил на Руси традиции строгого монашества и сам стал символом русского монашества.

Варфломей (так звали преподобного до монашеского пострига) родился в благочестивой семье ростовских бояр. Позже семья переселилась в селение Радонеж (существует и поныне). Мальчик с детства любил молиться. Он жил в тяжелую для Руси эпоху татаро-монгольского ига. Окружающая обстановка укрепила его в желании оставить мирскую суету. После смерти родителей Варфоломей поселился в глухом лесу недалеко от Радонежа, на холме Маковец, и построил там церковь во имя святой Троицы. Теперь на этом месте стоит Троице-Сергиева лавра. В 23 года Варфоломей постригся в монахи с именем Сергий. Постепенно вокруг Сергия стали собираться другие монахи, его пустынь стала Троицким монастырем, а Сергий стал его игуменом.

Игумен Сергий не стремился к власти и желал уединенной молитвы, жил просто и бедно и подавал монахам пример смирения и трудолюбия: сам делал одежду и обувь для братии, строил кельи, пек просфоры. Посетители монастыря часто принимали его за простого монаха. хотел назначить преподобного своим преемником, но Сергий отказался, желая продолжать простую монашескую жизнь.

Сергий сыграл большую роль в освобождении Руси от татаро-монгольского ига, благословив войско князя на Куликовскую битву. Уже тогда его духовный авторитет был очень высок: он мирил враждовавших русских князей и способствовал сплочению русских земель. Сергий Радонежский оказал огромное влияние на русское монашество и на русскую культуру. Для верующих он является образцом твердости и духовной силы.

Почитание преподобного Сергия Радонежского началось сразу после его кончины. Его ученик Епифаний Премудрый в 1412 году написал «Похвальное слово Сергию Радонежскому», а в 1418-м - развернутое житие святого. В 1422 году мощи святого были обретены нетленными и поставлены в Троице-Сергиева монастыря. В 1449 или 1450 году установил его общецерковное почитание. Через 10 лет после этого в Новгороде появилась первая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского.

ВИДЕО НА сайт

    В детстве отроку Варфломею тяжело давалась учеба. Он много молился Богу о помощи и получил ее: однажды ему явился ангел в образе старца, и в тот же день мальчик овладел грамотой. Поэтому Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе. Этот сюжет изображен на картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфломею».

    По сюжету жития преподобного Сергия великий русский художник Михаил Нестеров написал ряд картин: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия».

    Преподобный Сергий обладал дарами пророчества и чудотворения. Среди совершенных им чудес - воскрешение умершего подростка. Во время молитв он неоднократно удостаивался откровений и божественных явлений. Так, однажды Сергий сподобился явления Пресвятой Богородицы. Она ответила на его переживания по поводу судьбы монастыря и его монахов, сказав что обитель будет процветать, и Она, Богородица, будет об этом заботиться. В честь этого события в Троице-Сергиевом монастыре 6 сентября (24 августа по старому стилю), на второй день отдания , совершается особая служба в честь Пресвятой Богородицы.

    У преподобного было два брата - старший, Стефан и младший Петр. Старший также стал монахом, о Петре же почти ничего не известно.

    Родители Сергия - Кирилл и Мария - в старости приняли монашество. В 1992 году их причислили к лику святых. Мощи находятся в Хотьковском Покровском монастыре.

    Преподобный Сергий основал не только Троицкий монастырь, но и еще несколько обителей: на Киржаче, Старо-Голутвин под Коломной, Высоцкий монастырь в Серпухове, Ростовский Борисоглебский монастырь, Свято-Георгиевский скит на Клязьме. Ученики же Сергия основали более 40 монастырей.

    Среди учеников Сергия Радонежского множество прославленных святых. Среди них преподобные , .

    Во время войны 1812 года, когда русские войска покинули Москву, мощи преподобного Сергия вывезли из Троице-Сергиевой лавры в . Вернулись обратно они только после войны. Это была не напрасная предосторожность: солдаты Наполеона разорили множество московских церквей и уничтожили ряд древних святынь.

    Во время антирелигиозной кампании 1919-1920 годов мощи преподобного были вскрыты и превращены в экспонат музея, расположившегося на территории Троице-Сергиевой лавры. В 1941 году их эвакуировали вместе с остальными экспонатами, а вернули в 1946-м.

    Дожив до глубокой старости, Сергий Радонежский за полгода предрек свою кончину. Накануне смерти преподобный Сергий созвал братию, завещав иметь «страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную» - главные принципы "высокого жития".

    С самого рождения младенец Варфоломей демонстрировал стремление к постничеству, отказываясь от молока матери по средам и пятницам, а также в дни, когда мать употребляла мясо.

    Сергий Радонежский первым в России переосмыслил идею Святой Троицы как к христианский пример Любви и Единства. Эту идею воплотил в иконе «Троица» , современник и духовный ученик преподобного Сергия.

Значение личности преподобного Сергия Радонежского трудно переоценить. Это был великий подвижник церкви, заступник и воспитатель русского народа, заложивший фундамент русской культуры, основой которой является прилежное учение и стремление к познанию. Сергий Радонежский всегда слышит вашу искреннюю молитву, где бы вы ни находились и какие бы трудности ни испытывали! Обращение к этому святому помогает в судебных делах, и если вы честны и дело ваше праведное, то смело просите чудотворца, и он защитит от обидчиков и судебных ошибок. Будучи при жизни образцом смирения, помогает этот божий угодник в обретении смирения и укрощении гордыни. Просят его об исцелении от самых тяжких недугов, о благополучном замужестве, о вразумлении заблудших и даже об открытии водных источников… Обращайтесь к преподобному и увидите: помощь придет обязательно! Перед его иконой просят защитить детей от неудач в учебе и дурного влияния, молят о помощи в любых жизненных проблемах, в частности, о защите вдов и детей, оставшихся без попечения. Сергий Радонежский – один из могущественных покровителей столицы России, его просят защитить Первопрестольную от всяческих неурядиц и о благословении Москвы, а значит, и всего нашего великого государства.

* * *

компанией ЛитРес .

Личность и деяния преподобного Сергия Радонежского

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончуры. Братья рубили лес своими руками и построили келию и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келии медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году, когда святитель Алексий вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келии одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной». Троицкий инок Амвросий (середина ХV века) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход в 1552 году. Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 года в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 года храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом, который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Мощи преподобного Сергия были обретены 5 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу Воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, – изъяснял святой Григорий Богослов, – будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества». «Кто любит Меня, – сказал Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева, инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительни-ки, по учению святого Василия Великого, восстанавливают первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский – все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского – к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий – чтобы свидетельствовать, как виденный им ангел Божий сослужил в алтаре преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания, бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий преподобного Сергия и его собеседника святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине преподобного, т. е. в 1418 году, было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение – для назидания и молитвы, за помощью и исцелением – тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников – иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого чудотворца Сергия».

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг Сергиевых учеников Пересвета и Осляби. Полтора года – с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года – осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их, Лисовский, погиб лютой смертью как раз в день памяти преподобного, 25 сентября 1617 года. В 1618 году приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя преподобного Сергия.

В 1619 году посетил лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону, представил патриарху более двадцати иноков.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?» Старец ответил: «Да, Владыко святый, понужден был кровавыми слезами». – «Что же свойственнее иноку – молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству лавры преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах преподобного Сергия» и «Житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 году Симеоном Шаховским был составлен акафист преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист преподобному был составлен в XVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона.

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться лаврой. В 1742 году в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли – самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святой преподобный Сергий Радонежский. Великий чудотворец земли Русской. Защита от любых жизненных проблем, исцеление больных, помощь в учебе (А. Ю. Мудрова, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром -

В любом православном храме всегда найдешь икону с образом преподобного старца Сергия Радонежского. Серьезный и задумчивый взгляд передает нам его большая знаменитая икона. Сергий Радонежский - это был поистине великий чудотворец земли русской, которому мы и наши потомки должны быть благодарны до скончания веков. Однако не многие знают о его заслугах и подвигах.

В 2014 году 3 мая (16) весь христианский православный мир отметил 700-летие со дня рождения прозорливого старца, который уже при жизни прославился святостью своей. По всей Руси его почитали разные правители, бояре, князья и простой крестьянский народ.

Икона Сергия Радонежского. Фото

Все знают, что иконы святых богослужителей помогают людям в решении их проблем. Поэтому непременно хочется узнать, а чем помогает икона Сергия Радонежского. В первую очередь надо знать, что только по искренней молитве и вере к этому святому человеку и к Богу люди могут получить защиту от любых неприятных жизненных обстоятельств. Родители просят у него помощи в воспитании детей, защиты их от дурного влияния, обретения ими смирения и укрощения их молодой гордыни, так как это самое большое зло, от которого происходит потом много неприятностей. При всем при этом к нему обращаются с разными просьбами.

Ничем не приметна икона Сергия Радонежского. Фото ее, однако, заставляет нас задуматься о том, все ли мы правильно делаем, готовы ли на подвиги и жизнь свою положить за Отчизну, как делали это наши героические предки с подсказки великого провидца.

Икона "Сергий Радонежский". Значение в православии

Бог даровал ему знамения благодати, он мог исцелять больных. Однажды он даже воскресил умирающего сына по отчаянным молитвам его отца. Преподобный Сергий на расстоянии умел видеть и слышать. Но самым замечательным и чудесным было явление старцу во время Рождественского поста Богородицы с апостолом Петром в 1384 году.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Этого святого старца всегда просят о заступничестве в судьбе православной Руси. Икона "Сергий Радонежский" стала настоящим оберегом для России от ее врагов.

Детство

Богоносный отец наш Сергий родился в Ростове у благочестивых родителей Кирилла и Марии, которые потом тоже были причислены к лику святых. Будущего святого выбрал на служение сам Господь. Его мать, будучи беременной, стояла на службе, и в это время трижды во чреве был слышан крик младенца. Стоящие вокруг люди тоже это слышали, и тогда священник понял, что скоро в этом мире появится верный служитель Святой Троицы. Младенец, которого потом нарекут Варфоломей, так же радостно взыграл перед Господом и Его Церковью, как Иоанн Предтеча во чреве своей матери радостно взыграл перед Пресвятою Богородицею.

Родившийся младенец Варфоломей уже тогда не брал материнскую грудь по средам и пятницам. Это было началом его великого воздержания и пощения.

Отрочество

Отроком его отправили в школу, однако хорошо учиться ему мешала плохая память. В этом ему помог старец-инок, а если быть точнее, Богом посланный ангел, с которым он встретился, прогуливаясь по дубраве. Старец пообещал, что отныне мальчик будет и сам хорошо учиться, а потом и других учить будет. Так совсем юный Варфоломей принял благословение, и отныне с учебой у него проблем не было. Но вместо обычных детских игр он посвящал все свое свободное время чтению Святого Писания.

Икона преподобного святого Сергия Радонежского очень нужна родителям, так как она может помогать им в воспитании детей. И просто необходима для учеников, которым тяжело дается учеба, у которых слабая память и внимание. Вообще икона "Сергий Радонежский" должна быть в каждом православном доме и в каждой верующей семье.

Радонеж

Потом родители Варфоломея переехали из Ростова в Радонеж. Там же они с миром и почили. После этого в 1337 году будущий святой раздал бедным людям свое наследство и поселился на холме Маковец вместе с братом Стефаном - хотьковским иноком Покровского монастыря. Они срубили на этом месте избушку. Так и подвизался Варфоломей на иноческий подвиг вдали от людей, и стал непрестанно молиться. Вскоре его брат покинул эту дикую безлюдную обитель, не выдержав суровой жизни.

Через некоторое время пришел к нему иеромонах Митрофан и благословил молодого Варфоломея на монашество. Было ему тогда 23 года, и нарекли его Сергием. Узнав о таком благочестивом иноке, в его обитель стали приходить и селиться другие монахи. Он любезно принимал всех. Вместе с братией они построили сначала небольшую часовенку, которую архиерей Феогност освятил во имя Святой Троицы. Затем с благодати Христовой был построен и монастырь. Однажды пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон, он принес драгоценные дары и отдал их в руки отца Сергия. Эти средства пошли на сооружение большой церкви и расширение монастырской обители.

Вот и по сей день стоит эта церковь обновленная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой, где находятся и святые мощи, и сама икона преподобного Сергия Радонежского. Эта обитель всегда переполнена паломниками со всей России, которые едут туда, чтобы почтить память святого старца и попросить у него защиты и покровительства.

Троицкий монастырь. 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части - общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины - преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия. Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Куликовская битва. 1380 год

Остановимся на Куликовской битве подробнее, ведь это было великое сражение русских войск во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и военачальником Золотой орды ханом Мамаем.

Западные, как сегодня говорят, кураторы-оккультисты и психологи уговаривали Мамая идти на Москву и говорили, что эта война укрепит силу и влияние Золотой орды, и что Мамай как полководец сможет легко соперничать с самим Тамерланом. Запад помогал своему наставнику оружием, деньгами и специалистами по взятию крепостей. Был даже представлен воинский контингент с генуэзской пехотой. Все, что требовалось от Мамая, - это как можно скорее уничтожить Московию, разрушить и сжечь дотла города и села, сделать рабами все славянское население. А после этой победы уже всей силой можно будет навалиться и на Новгородскую землю, чтобы уничтожить и разграбить ее, тем более что на помощь всегда готовы прийти отряды литовского католика Ягайло и ливонские рыцари. Весной 1380 года многотысячная степная рать хана двинулась от Волги к Дону.

Решающая роль преподобного Сергия

Большинство историков сходятся во мнении, что очень важную и главную роль в объединении Руси перед наступающим грозным врагом на тот момент сыграл преподобный Сергий Радонежский. В ту тяжелую минуту в единый кулак объединились многие русские княжества, которые до этого вели бесконечные междоусобные войны. Святому Сергию удалось сделать буквально невозможное - примирить две враждующие на то время религии. Он показал ведическим русам, что истинное учение Иисуса Христа не имеет ничего общего с западным христианством, что Христос никогда не учил организовывать крестовые походы, сжигать ведические храмы и еретиков на костре. Он показал русским христианам, что истинное христианство - такое же глубокое учение, как и их древняя вера, поэтому нет причин для религиозной вражды, так как сейчас с Запада наступает извращенное христианство, где под именем Христа совершаются самые страшные и гнусные преступления.

Именно эти волнения за Русь православную и скрывает в себе икона «Сергий Радонежский». Все же не зря его называли «Печальником земли русской», так как он никогда не переставал радеть о ней и своими непрестанными молитвами содействовал ее духовному подъему и освобождению от татарского ига.

Осада Троицкой лавры

Итак, победа на Куликовом поле стала переломной в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Однако окончательное высвобождение от него произошло уже много позже - в 1480 году. Набеги кочевников продолжались еще долгое время, в 1408 году был полностью сожжен и Троицкий монастырь. Но он в буквальном смысле опять восставал из пепла, и люди его отстраивали заново. В 1422 году был перезахоронен и преподобный Сергий Радонежский.

Через монастырь проходила дорога из Москвы в Ростов, а потом и в Архангельск. В Троицком монастыре крестили наследников престола Василия III и Ивана Грозного. Со временем обитель превратилась в серьезную оборонительную крепость. Она была обнесена крепкими каменными стенами, которые соединяли 12 башен. Иван Грозный лично контролировал это строительство.

В скором времени все это пригодилось при защите монастыря от многочисленных войск Лжедмитрия II.

Отпор интервентам. 1608-1609 гг

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор интервентам. В течение 16 месяцев шли страшные бои. Поляки хотели ограбить монастырь и перебить защитников, которые во времена великой смуты оставались верными своему Отечеству. Тогда воеводами были окольничий князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Эти защитники были сильны духом, а обитель их была полна верой и находилась под защитой великого чудотворца Сергия. У его гроба все целовали крест и клялись в том, что никогда не сдадут врагу свою обитель. После тяжелых атак и начавшейся из-за плохого питания цинги, унесшей сотни жизней за многие месяцы, в монастыре оставалось всего около 300 воинов, хотя изначально их насчитывалось 2400 человек. Противостояло этим незначительным силам монастыря от 15 до 30 тысяч лучших вооруженных сил польских воевод Сапеги и Лисовского, имевших еще и 60 орудий.

В ночь, в одно из самых решительных сражений, когда многотысячные польские войска ринулись на крепость, произошло невозможное. Их отряды по какой-то роковой ошибке, сильному туману или нелепым приказам начальников перестреляли сами себя, принимая союзнические отряды за врагов. Да и осажденные тоже очень мужественно встретили врага огнем. Наутро радости не было предела, так как вражеские осадные орудия были брошены, и враг бежал. С именем Божьим, поддержкой Богородицы и Святого отца Сергия держались героические русские воины. Они были уверены, что победа будет за ними.

Много было свидетельств тому, как святой Сергий Радонежский помогал и подсказывал своим воинам. Он даже явился в тонком сне одному монаху и подсказал, что под монастырь ведется вражеский подкоп, и тогда двое крестьян взорвали себя и этот подкоп, совершив тем самым великий подвиг во имя Бога и Отечества.

Очень хочется надеяться, что икона Сергия Радонежского, молитва этому святому и его почитание даже сегодня не оставят Россию без его поддержки.

Минин и Пожарский. 1610 год

Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.

Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.

19 марта 1611 года в Москве началось стихийное восстание против интервентов, поляки не в силах были противостоять этому и заперлись в Китай-городе и в Кремле и сожгли Москву. Положение было очень сложным. В столице засели поляки, на северо-западе шведы захватывают русские земли, на южных окраинах бесчинствуют орды крымских татар...

Однако 22-24 августа у интервентов осталось меньше половины войска. Поляки понесли большие потери. Надежда владеть Московским государством безвозвратно рушилась. Значит, услышал молитвы защитников Руси святой Сергий Радонежский, икона и крест которого всегда была им в помощь.

Анализируя все эти события, начинаешь понимать, что совсем не зря и не случайно в самый тяжелый для русской земли момент каждый раз люди сталкиваются с образом святого Сергия.

Хочется непременно отметить и то, что в православном христианстве воинское служение является Богоугодной деятельностью. Церковь всегда учит нас патриотизму и любви к Родине. В описание иконы Сергия Радонежского вложен именно этот смысл.

Заключение

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским.

Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.

Сергий Радонежский – известнейший исторический и политический деятель ХIV века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия Радонежского протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским. Для князя Димитрия Сергий Радонежский был духовным отцом. По древнему преданию, главным образом из сообщений Епифания, ученика преподобного Сергия Радонежского, первого его жизнеописателя, известно, что преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Несмотря на то что родители его были "бояре знатные", жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребенок в семье – старше его был Стефан, младше – Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломей начал изучать грамоту вместе со своими братьями. Однако если последним учеба давалась легко и учились они успешно, то среднему брату грамота давалась с трудом, несмотря на то что учитель подолгу занимался с ним. Желая исправить ситуацию, Варфоломей молился Богу о даровании ему «книжного разумения» и помощи в учебе. Как свидетельствует летопись, однажды, когда мальчик пас коней своего отца, он увидел странника, старца-черноризца, который совершал молитву, и попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Примерно в 1328 – 1330 гг. родители будущего великого подвижника переселились из Ростова в селение Радонеж, расположенное в 54 верстах от Москвы. Перед смертью они приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа. Похоронив родителей, Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру, сам же вместе со старшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, где они сначала поставили келию, а затем и небольшую церковь, освященную во имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где стал настоятелем. А Варфоломей остался и в 1337 году, в возрасте 23 лет, принял пострижение в монашество с именем Сергий. Постриг был совершен игуменом Митрофаном в день св. Сергия и Вакха. Именно под именем Сергий, данного Варфоломею при постриге, он и прославится как великий чудотворец, подвижник и святой преподобный игумен земли Русской.

Более года юный подвижник провел в полном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве, преодолевая трудности иночества. Жизнь его состояла в молитвах, посте и тяжелом труде – духовном и физическом. Таким образом, совершенствуясь в духовной жизни, Сергий Радонежский со временем стал известен и другим инокам – к недавнему отшельнику стали стремиться за советом и помощью другие монахи, и вскоре составилось братство из двенадцати иноков. Постепенно создался поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, а вместе они собирались только к богослужению. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева лавра. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

Приняв игуменство, Сергий Радонежский ничего не изменил ни в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, лишь принял большую ответственность. Так же, как и раньше, выполнял он все работы и служил братии, и одежду носил простую, так что трудно было различить, кто был старший из них и кто младший. Преподобный с самых первых дней воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою». По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, преподобный поучал: «Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда». Но в час крайней нужды, по молитвам братии, неожиданно подавалась обители щедрая помощь.

Икона Преподобного Сергия Радонежского

Слух о святом Сергии Радонежском достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему благословенную грамоту, где советовал устроить общежительный монастырь по образцу монастырей православного Востока. Преподобный Сергий Радонежский последовал данному совету и, с благословения митрополита Алексия, ввел общинножительный устав. До этого монастыри жили по так называемому «особножитию»: богатые монахи жили в достатке, они даже могли иметь слуг, а монахи из бедных семей были вынуждены пробавляться нищенскими подаяниями. Для того чтобы ликвидировать подобное, Сергий Радонежский и ввел устав общинножития (общежития). Согласно данному уставу, монахи не владели никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они пришли на послушание, переходила в общемонастырскую собственность. В церковной жизни Руси это было настоящей реформой, которая вызвала бурю недовольства, хотя и была проведена с благословения митрополита Алексия. Сергий Радонежский сумел создать и развить новый для русских земель тип монастырей – общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатого и влиятельного монашеского общества.

Как свидетельствует Житие, преподобный Сергий Радонежский являл чудотворения еще при своей земной жизни:
«…Приходили богомольцы, видели нищету пустынную, но видели благочестие и мир и благодать среди братии, и эта закваска благодатная уносилась в родные семьи, как свет, как соль. И славно стало на Руси имя угодника Божия, и шли многие к нему с верою. Один поселянин с верою нес опасно больного малютку к преподобному, но он умер, и старец, помолившись, воскресил умершего и отдал его обрадованному отцу. Однажды, помолившись, старец исцелил тяжело болящего поселянина, в другой раз - бесноватого вельможу с берегов Волги, который был в исступлении ума и кусался и бился, беснуясь с нечеловеческой силой, так что его десять человек не могли удержать…» .

«…Был недостаток воды, и преподобный с иноком пошел в лесной овраг и помолился… И осенил крестным знамением место, и из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьем по долине. От сей воды бывали и исцеления, и хватало воды в изобилии всем…»(Материал взят с сайта «Русские святые»).

Кроме того, согласно Житию, во время совершения литургии преподобному служил ангел, а однажды святой Сергий Радонежский был удостоен видения пресвятой Богородицы, которая явилась ему во время ночной молитвы и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Память явления пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 24 августа/6 сентября.

Святой Сергий Радонежский умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство великого московского князя – Димитрия. Князь Димитрий и преподобный Сергий Радонежский, собирая воедино на Девичьем поле в Коломне дружины русских князей, еще недавно враждовавших друг с другом, понимали, что эта битва станет решающим шагом к единению Руси. Победа на поле Куликовом закладывалась здесь – на Девичьем поле. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу великого князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего руководителя. Девичье поле – поле примирения и объединения, оно стало местом, «где замерла вражда» между русскими княжествами. Здесь же русские войска получили благословение от преподобного Сергия Радонежского на предстоявшее сражение с татарским войском.

В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия Радонежского исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. С Куликова поля возвращался с победой уже единый русский народ. Во время сражения преподобный Сергий Радонежский вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Князь Димитрий Иоаннович глубоко почитал своего духовного отца – преподобного Сергия Радонежского, который также являлся крестным отцом его сыновей. После победы над татарами Дмитрий Иоаннович стал именоваться «Донским», а к своему духовному отцу он проникся еще большим уважением и пригласил его скрепить духовное завещание, согласно которому устанавливался новый порядок престолонаследия – от отца к старшему сыну. До этого престол наследовал старший в роду.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1385 году Сергий Радонежский ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий Радонежский способствовал объединению государства.

По свидетельству историков, а также летописных источников, Сергия Радонежского связывала тесная дружба с митрополитом Алексием, который в то время являлся главой Русской митрополии. Он часто возлагал на преподобного Сергия Радонежского важные полномочия и готовил его своим преемником, однако Сергий Радонежский отказался от данного избрания.

Скончался преподобный Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, достигнув глубокой старости, предвидев свою кончину за два года и назначив себе преемника – на игуменство он благословил своего ученика, преподобного Никона. Накануне своей смерти он последний раз призвал всю братию, чтобы дать своим духовным детям последние наставления и напутствия. Похоронен преподобный Сергий Радонежский был в основанном им монастыре, а через 30 лет после его смерти его мощи и одежды были найдены нетленными.

Совершилось это 5/18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года. Перед началом строительства преподобный Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И когда рыли рвы для фундамента собора, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия Радонежского были невредимыми, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении народа, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи преподобного Сергия Радонежского были изнесены из земли. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где они пребывают доныне. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован Русской Церковью и причислен к лику святых.

Основанная Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра является духовным центром России, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения. Тысячи иностранных туристов приезжают в Сергиев Посад, для того чтобы полюбоваться золотыми куполами храмов с великолепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками.

Созданный Сергием Радонежским в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Именно здесь в 1380 году отец Сергий Радонежский благословил войско князя Димитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В 1392 году преподобный Сергий Радонежский умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. «Житие преподобного Сергия Радонежского» является одним из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейшим историческим документом.

В Смутное время (1598–1613 гг.) монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»). По некоторым сведениям, в монастыре был крещен Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры. Святой Сергий Радонежский основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси, что способствовало развитию культуры, грамотности среди населения, наполняло жизнь простых людей духовным смыслом. Влияние Сергия Радонежского с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года был учрежден орден Преподобного Сергия Радонежского. Орденом награждаются представители церквей – за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели – за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Какое чудо произошло

С именем святого Сергия Радонежского связаны многие и многие рассказы о чудесах, происходивших и при жизни святого, и во все времена после его упокоения.

В городе Почаеве жила женщина, у которой не было своего крова, прописки, поскольку она, верующая, вела странническую жизнь. Случилось, что милиция (ныне полиция) стала проводить строгую чистку города от нищих и живущих без прописки. Поэтому она уехала в Сергиев Посад, тогда он назывался Загорск. Но в тот год, хоть и была зима, в Загорске началась эпидемия холеры, все места массового скопления народа были закрыты, храмы не принимали на ночевку паломников, и ей и другим таким же странникам негде было переночевать, а знакомых ни у кого не оказалось. Они кое-как приткнулись у частного дома, но ночной холод был невыносим, и они горячо молились, чтобы Богоматерь и святой Сергий помогли им дожить до утра.

Вдруг подошел к ним внезапно появившийся старец-монах и с великой добротой пригласил их войти в Лавру и переночевать там в трапезном храме. Как только они подошли к воротам Лавры, те тихо открылись, будто сами собой, и также тихо закрылись. Дивясь и благодаря Господа, странники вошли в храм. Старец велел им располагаться на ночлег, но с условием – между собой не разговаривать. И ушел…

Наутро их обнаружил монах-ключарь и, изумившись, строго спросил, каким образом они сюда попали вопреки всем указаниям, ведь это он с вечера запирал ворота, а ключи были все время при нем. Тогда они рассказали монаху всю историю, и тут все поняли, кто был тот старец. Все пали на колени и дружно вознесли благодарную молитву святому Сергию, основателю Троице-Сергиевой лавры, ибо это и был он сам в облике старца и не дал погибнуть от мороза молящим его людям.

Одна женщина рассказывала, что проездом посетила она Троице-Сергиеву лавру – надо было заехать помолиться святому Сергию. Денег было в обрез, и перед ней стал выбор: то ли купить большую свечу и поставить святому Сергию, то ли купить игрушку сынишке, которую она присмотрела в магазине. Подумав, она все-таки решила купить свечу. Купила, поставила и с душой, полной покоя, поехала домой. И вдруг на сиденье поезда, в котором ехала, увидела новенькую игрушку, точь-в-точь такую, какую видела в том магазине! С игрушкой в руках она обошла весь вагон, и никто не признал вещицу своей. Тогда она всем сердцем поняла, что это – подарок ее ребенку по воле святого Сергия Радонежского, и со спокойной душой привезла игрушку сыну…

Из книги «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В этом рассказе говорится, что в обитель преподобного Сергия где-то в начале 1870-х годов пришел «белый» диакон, то есть инок, но не монашествующий, отец Иоасаф. Несмотря на сан священника, у него был тяжкий недуг – застарелое пьянство. Сейчас врачи это назвали бы алкоголизмом в серьезной стадии. Однажды диакон Иоасаф служил в храме великомученицы Варвары, которая находилась при больничном корпусе Лавры. После ектений перед Херувимской песнью, открывающей литургию верных, он прошел в алтарь к престолу и вдруг упал без сознания, а на лице его отпечаталась невыразимая тревога, будто увидел он нечто потрясающее.
Диакона тут же перенесли в больницу, где он находился три дня в бесчувственном состоянии. А когда очнулся, рассказал своему духовнику следующее. Когда он вошел в алтарь, то увидел у престола ангела в стихаре 1 , перепоясанного орарем 2 и с мечом в руках. Ангел приблизился к Иоасафу, снял с него стихарь и орарь, ударил мечом по рукам и сказал, что предпочел бы лишить его жизни, чем облачения, но не может, потому что за него перед Богом предстательствует некто, молитвам которого он не может не уступить… Тут он отстранился, и диакон-пьяница увидел, что за него у престола коленопреклоненно молится горячей молитвой сам преподобный Сергий…

Около года иеродиакон Иоасаф пролежал в параличе, слезно каясь и моля Бога о прощении. Дату своей кончины он знал заранее, видимо, его уведомили чудесным образом, потому что незадолго попросил дочь, которая была все время около него, облачить его в погребальные одежды. В полной памяти он причастился Святых Даров и, обращаясь к кому-то невидимому, радостно и тихо сказал: «Пришли» и с тем преставился.

Значение иконы

На иконе Святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца мы видим старца с узким, строгим лицом, правая рука его поднята в жесте благословения, в левой – свиток как символ совершенства в познании. С тех пор как преподобный Сергий на Девичьем поле под старинной подмосковной Коломной благословил святого благоверного князя Дмитрия Донского на битву на поле Куликовом, к его чудотворным иконам притекают многие и многие.

Икона Святого Сергия написана иконописцем Юрием Кузнецовым в ярких и чистых тонах, и они смягчают каноническую суровость лика… От образа святого старца веет мудростью, строгостью и добротой. Эту икону часто вносят в дом, где есть малые дети, и по молитвам родителей перед ней святой Сергий Чудотворец призирает за ними – за их учебой, послушанием старшим, помогает вразумить непослушных, особенно подростков в переходном возрасте.

Уже с отрочества люди начинают впадать в грех гордыни. Но, глядя на икону, читая историю уникальной, полной духовных подвигов и вынесенных святым тягот человеческой жизни и сравнивая с этим образцом свою жизнь, каждый верующий или просто заинтересованный человек невольно подумает и о том, что ему стоило бы изменить в своих отношениях с близкими и с Богом. С близкими – своими домочадцами, друзьями, сослуживцами – может, стоит стать терпимей и внимательней. С Богом – чаще обращать к Нему свое сердце и просить о заступничестве перед Ним у Богородицы и святых Его, и непременно – у святого чудотворца земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Святой Сергий не оставил после себя ни строчки, он всю жизнь избегал прямого учительства. Как мы помним, он не сразу принял в келью и преподобного Никона, считая его скорее младшим братом и помощником, чем учеником. Его жизнь – это учение подвижничеством, деяниями добра на благо Бога, Церкви, укрепления монашества на Руси и просто – образец самоотверженного служения людям, данный нам в научение.

________________________________
1 Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами.
2 Орарь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона. В Православии орарь – часть богослужебного облачения протодиаконов, а также иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи.