«Слуховые иллюзии»: самые странные звуки в мире. Звуковая иллюзия: что слышится Yanny или Laurel Слуховые иллюзии восприятия

Люблю я всякие иллюзии, которые пытаются обмануть наш мозг. И вот в который раз убеждаюсь, насколько все мы люди разные, и как по-разному мы можем воспринимать окружающий мир. На этот раз речь пойдет о звуковой (или аудио) иллюзии. А может это и не иллюзия вовсе, а просто особенности восприятия звука каждым из нас. Я дам вам прослушать запись, и мне очень интересно, какое слово - Yanny или Laurel - вы услышите.

Yanny (Йенни) или Laurel (Лорел)

Для начала прослушаем запись:

Итак, что вы услышали: Yanny (йенни, йенэй, енэй, ени или что-то в этом роде), или Laurel (лорел, лоурел и т. п.)?

Да-да, не удивляйтесь, вам кажется, что можно услышать лишь тот единственный вариант, который вы слышите, но это совсем не так. И мнения разделяются примерно поровну, то есть половина людей четко слышит Yanny, а другая половина при этом слышит Laurel, а некоторые умудряются услышать и то, и другое.

Я, например, всегда слышу Yanny. Но, включив запись вчера вечером, вдруг услышала Laurel. Ушам не поверила! И на Yanny уже никак не могла переключиться. А вот сын слышит одновременно и Yanny (более высоким голосом), и Laurel (более низким).

Как такое возможно? Почему разные люди слышат разное? К обсуждению подключились уже и ученые, но и они выдвигают разные версии, и не все из них 100% объясняют феномен.

Почему кто-то слышит Yanny, а кто-то Laurel

Для изучения особенностей восприятия звука человеком существует специальная научная дисциплина - психоакустика. На то, что именно мы слышим, влияет множество факторов: источник звука, место нашего нахождения и просто индивидуальные особенности слуха.

Одно из самых популярных объяснений того, что каждый из нас услышал, связано с частотой звука . Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 16 до 22000 Гц. Но с возрастом эта цифра меняется. Сдвигаются и верхняя, и нижняя границы. Для людей старше 50 лет, как правило, это диапазон от 30 до 12000 Гц.

Пол тоже оказывает влияние на восприятие звуков. Женщины более чувствительны к высоким частотам, а вот нижние частоты представители обоих полов воспринимают приблизительно одинаково.

В слове Yanny преобладают высоко- и среднечастотные звуки, а в Laurel - низкочастотные.

Частотой звука объясняется и то, что при прослушивании данной записи на разных устройствах или в наушниках, мы можем услышать разные слова, на чем-то слышно Laurel, а на чем-то Yanny.

Большую роль играет и скорость воспроизведения .

Сейчас с помощью программ аудиоредакторов можно регулировать разные характеристики, например, изменять скорость воспроизведения, убирать басы. Такую манипуляцию проделали и с этой записью. Выяснилось, что большинство людей начинают слышать Yanny, а потом уже слышат Laurel. Но что интересно, разные люди в разное время начинают слышать Laurel, а некоторые и не слышат его вовсе.

Послушайте и вы:

Я начинаю слышать Laurel со 140%, муж со 120%, а сын с 90%. А вы? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Помимо частоты, ученые выдвигают и другие версии, почему мы слышим разные слова. Они предполагают, что из-за шумов и плохого качества записи мозг просто "додумывает" недостающие звуки, по аналогии с тем, когда мы разговариваем по телефону, и собеседника плохо слышно, звук прерывается, но мы все равно понимаем, о чем он говорит.

Но мне эта версия как-то не очень нравится.

Еще некоторые считают, что если перед прослушиванием сосредоточиться на каком-то одном варианте и хотеть услышать именно его, то так и получится.

Не знаю, я пробовала, но у меня не получается, все равно слышу Yanny.

Мне очень интересно, а что слышите вы? Со скольки процентов начинаете слышать Laurel? И вообще, что думаете насчет этого феномена? Пишите в комментариях, обсудим.

● Как камни влияют на настроение

Издревле камням приписывают целебные, магические, чудотворные силы. Доказано, что камни способны повлиять на самочувствие и здоровье человека. Вообще, не каждый камень подходит любому человеку, это целая...

Тесты

Самое интересное это то, что одни люди слышат на записи имя Лорел , а другие имя Янни .

Кроме этого, есть и те, кто сначала слышат одно имя, а спустя некоторое время - другое.

Эта иллюзия стала очень популярна и вызвала множество споров в Интернете . Одни люди просто не могут понять, как можно услышать что-то другое кроме Янни, другие же считают наоборот.


Вот эта запись:


В итоге журналисты одного популярного западного Интернет-издания выяснили, что весь фокус заключается в разных звуковых частотах . Слово "Янни" представляет высокие частоты, а "Лорел" – низкие.

Согласно специалистам, занимающимися нейронаукой в Университете Маастрихта, на разной аппаратуре слышатся разные частоты данного аудиофайла. Кроме этого, они отметили, что в восприятии звука очень большую роль играет строение уха , а также то, что сам человек ожидает услышать.

Стоит отметить, что специалисты Техасского университета в Остине считают, что ко всему вышесказанному нужно добавить тот факт, что на аудиозаписи есть шумы . Человеческий мозг дополняет места, где есть шум, определённой информацией, и у каждого человека эта информация разная.

По словам учёных, с возрастом человеческое ухо теряет свою чувствительность к высоким частотам. По этой причине имя "Лорел" слышат более взрослые люди, а вот дети и молодые люди слышат "Янни". При этом есть люди, способные одинаково воспринимать как низкие, так и высокие частоты . Такие люди сначала будут слышать одно имя, а потом другое.

Лучшие звуковые иллюзии

Ускоряющиеся барабаны

На этой аудиозаписи вы услышите барабаны, которые будто ускоряются, однако это не так. Если послушать запись внимательно, то можно это понять.


Виртуальная парикмахерская

Здесь вы сможете услышать, как работает стереоэффект. Для начала вооружитесь наушниками, а потом включите аудиозапись и закройте глаза. Вы находитесь в парикмахерской! Осторожно, острые ножницы возле ваших ушей.


Падающие колокола

В этой иллюзии у вас создастся впечатление, что колокола падают, и у них снижается высота тона. Однако если внимательно послушать, то можно услышать, что, на самом деле, тон увеличивается.


Скрытые ступеньки

Данная иллюзия была обнаружена Дианой Дойч, профессором психологии. Она доказывает, что наш мозг способен группировать вместе ноты, которые находятся рядом.

Здесь две мелодии – одна возрастает, а другая убывает, однако мозг по-разному воспринимает ноты. К примеру, одним ухом можно услышать беспорядочно первую ноту первой мелодии, затем вторую ноту второй мелодии.

Большинство людей группирует высокие и низкие ноты. Именно поэтому одним ухом мы слышим убывающую мелодию, а другим возрастающую.

Если вы правша, то, скорее всего правым ухом вы услышите возрастающий тон, а если вы левша, то наоборот.

Из всего хаотичного набора нот и тонов, наш мозг отбирает подходящую мелодию, воспринимающуюся нашим сознанием.


Интересный эффект

Для начала вам нужно знать, как правильно смотреть данное видео. А именно, вам стоит закрыть глаза, запустить видео и прослушать звуки.

После этого откройте глаза и снова запустите видео. Насколько увиденное совпадает с услышанным?


Тест на возраст

Здесь вы услышите несколько записей, однако все записи услышат не все. Определенные частоты могут слышать только те, кому меньше 20-ти лет. Дело в том, что с возрастом ухо теряет свою чувствительность. В некотором смысле можно сказать, что этим звуковым тестом вы проверяете свой возраст.

Возникновение вербальных иллюзий (от лат. verbalis - устный, словесный) основано на реально происходящих вокруг человека разговорах, звучании речи, а действующие на больного человека звуковые раздражители воспринимаются им совершенно в другом виде, как правило, в угрожающих тонах.

Другими словами, иллюзии слухового характера, которые содержат отдельные слова, сказанные нечаянно кем-то, находящимся рядом с больным человеком, или произнесённые фразы, называются вербальными.

Явление ярких, навязчивых, постоянно возникающих вербальных иллюзий психиатры обозначают "иллюзорным галлюцинозом". Их появление возможно на фоне болезненного, изменённого аффективного состояния, при возникновении тревоги или страха, и достаточно часто они сопровождаются бредовым истолкованием содержания.

В связи с тем, что эти явления основаны на страхе и аффекте, то смысл услышанного разговора больным человеком, как правило, воспринимается, как угроза, обвинение, ругань, направленные исключительно на него.

Например, слуховые иллюзии свойственны больным, страдающим бредом преследования или мании ревности. Больной с хроническим алкоголизмом, может подслушать разговор жены с посторонними лицами, и внутренне боясь подтверждения наказания или измены, "слышит" именно это в беседе.

Слуховые (вербальные) иллюзии могут возникнуть не только при звуках речи, но и в форме неречевых обманов, таких, как шипение, шумов (кранов, например), отдельных звуков (выстрелов, шумов прибоя). Если человек слышит один голос, то речь идёт о моновокальных слуховых иллюзиях, если два голоса - о диалоге, три и больше - говорят о поливокальных иллюзиях.

Истоки механизма иллюзий, в том числе, и вербальных (как и галлюцинаций), до сегодняшнего времени до конца не изучены, поэтому причины, вызывающие эти явления, проявляющиеся при иллюзиях, то есть, нарушения активного, но очень избирательного характера восприятия человеком тех или иных звуков, пока ещё недостаточно ясны.

Чтобы воспринимать дефект (при негативной симптоматике), необходимо осознавать, что восприятие для человека представляет собой первичный источник информации (для всей его психической деятельности), и при малейшем нарушении, сигнал восприятия искажается.

Восприятия в положительной симптоматике являются иллюзией (в данном случае, вербальным явлением) - неверной оценкой поступившего от органа слуха сигнала-информации, и галлюцинацией - нарушением восприятия. При этом в органах слуха (анализаторах) трактовка ложного (мнимого) восприятия несуществующего, непонятного (неуслышанного) органами слуха информационного сообщения считается состоявшимся реальным событием.

В начальной стадии восприятия человеком любого явления лежит ощущение, во время чего происходит выявление отдельных качеств, свойств предмета, образов или явлений. Ощущение обладает силой, качеством, определённым местом и чувственной окраской.

Совокупность нескольких видов ощущений составляет восприятие чего-либо. В результате этого в головном мозге возникает ассоциативный ряд представлений, которые запечатлеваются в памяти, и могут быть в любую минуту восстановлены в сознании.

Представления возникают сами по себе без наличия раздражителя, а восприятие является процессом отражения образов или явлений реальности при воздействии их на рецепторы чувств. Правильность или ошибочность процесса восприятия находится в прямой зависимости от состояния физических функций (сознания, слуха, внимания, возможности анализа и пр.).

Нарушения восприятия, возникновение вербальных иллюзий специалисты классифицируют согласно органу чувств, к которому относится данная конкретная искажённая информация - в данном случае, как слуховые галлюцинации (существуют зрительные галлюцинации, тактильные галлюцинации или сенестопатии и пр.).

Часть здоровых людей, испытывающих такие явления как вербальные иллюзии, подвержены так называемой установке, другими словами, у них искажение восприятия возникает под влиянием предшествующих непосредственно перед моментом возникновения иллюзии, восприятий. Этим явлением у здоровых людей занимался психолог Д. Н. Узнадзе, создавший по этому вопросу собственную школу.

Поддерживал такую же точку зрения и известный канадский нейрохирург В. Пенфилд, вызывавший зрительные и слуховые галлюцинации и иллюзии во время операций, связанных с эпилепсиями, при помощи электрической стимуляции участков затылочной и височной долей коры головного мозга.

Врачи и психологи считают, что проявления вербальных иллюзий являются процессом существенно более сложным, чем аффективные (психические) иллюзии зрительного характера. Это обусловлено тем, что этот процесс заключается в том, что больному в шуме звуков и голосов, в посторонней нейтральной речи слышатся слова или целые фразы, направленные на него, то есть имеющие к нему прямое отношение. И, самое главное, они, как правило, совпадают по сюжету происходящего или по своему содержанию с аффективными и бредовыми муками и переживаниями больного.

Во всех этих случаях человек уверен, что "слышит" то, чего в реальности не было сказано. Эта его трактовка и есть вербальная иллюзия, которая напрямую связана с тем, что отдельные звуки, являющиеся слуховыми раздражителями, "конструируются" его сознанием в осмысленные слова, иногда в целую речь, что создаёт для человека целостный (ошибочно распознанный) слуховой образ, при этом, его содержание полностью зависит от конкретного состояния человека в эту минуту. Специалисты психиатры принимают за аксиому, что вербальные иллюзии, как правило, становятся основой для формирования настроенности больного бредового характера.

В одних случаях вербальных явлений это могут быть оклики, различимые в реально существующем шуме и звуке голосов (необходимо их отличать от окликов галлюцинаторного характера), а в других, они представляют собой непосредственно вербальные иллюзии, которые часто очень тяжело отличить от так называемых иллюзий бреда больного человека.

Дифференцировать в данных случаях три принципиально различные явления очень сложно. К этим явлениям врачи относят:

Бредовую или сверхценную (ошибочная трактовка больного) интерпретацию реально услышанных в скоплении людей слов, обрывков фраз и полных предложений, и неправильно отнесённых их больным человеком на свой счёт;

Иллюзорную переработку (трактовку) действительно реально услышанных слов, звуков с восприятием их больным в виде других слов и фраз, соответствующих его конкретному настроению в данный отрезок времени;

Вербальную галлюцинацию (не иллюзию), вследствие возникающих в шуме толпы звуков, (истинную, реальную или функциональную).

Переживания подобного типа (иллюзии) могут возникать не только вербального характера, но и в виде зрительных, вкусовых, обонятельных отклонений. Иногда роль аффекта (психогенного состояния), вызывающего вербальные иллюзии, играет концепция бреда, приводящая к аффектации. После чего опосредованно, через неё она ведёт к вербальным иллюзиям, возникающим, теперь уже, на основе бреда.

С наступлением темноты (вечера, ночи) интенсивность иллюзий различного характера возрастает, при этом вербальные иллюзии могут сохраняться и днём (практически всегда). Некоторые фазы психотических состояний характерны тем, что больные самостоятельно чётко определяют своё положение - с закрытыми глазами они ощущают явления зрительных обманов, а с открытыми глазами "слышат" разговоры и голоса людей за окном, ведущих переговоры, направленные на предстоящую расправу над ними.

При этом врачи точно различают вербальные иллюзии и бредовые идеи отношений. При явлении бреда больной действительно слышит речь окружающих людей правильно, однако при этом совершенно убеждён, что в ней содержатся угрозы и намёки, направленные в его адрес.

Вербальные иллюзии могут возникнуть и у здоровых людей, под влиянием возбуждённого настроения, невнимания, и при определённых условиях (доносящаяся издалека неясная музыка, шум дождя и пр.). Однако отличие подобных явлений у здорового человека от больного состоит в том, что у них не нарушен момент правильного опознавания звуковых раздражителей, потому что здоровый человек имеет достаточно возможностей для проверки правильности ощущения (слуховой иллюзии) и уточнения первого ошибочного впечатления.

Интересный пример подобного явления приведён американским учёным Вильямом Джемсом в его книге "Психиатрия": "Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился. Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу. При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию".

То есть, своим наблюдением он подтвердил, что если сознание здорового человека почему-либо приняло за реальность, что источник звука расположен вдалеке, то он кажется значительно громче, но при установлении настоящего источника, иллюзия уходит.

Продолжаем тему слуховых иллюзий. Приводим отрывки из "библии начинающего физика" - книги "Занимательная физика" Я.И.Перельмана

Несмотря на то, что книга вышла в свет в прошлом столетии (лично я познакомился с ней, когда мне было 15 лет.), и, что многие вещи вам уже известны из школы ("Медведы интернета" назовут это "баяном"), тем не менее, надеюсь, будет интересно почитать.

Слуховые обманы

Если мы почему-либо вообразили, что источник легкого шума находится не вблизи нас, а значительно дальше, то звук покажется нам гораздо громче. Подобные иллюзии слуха случаются с памп довольно часто; мы только не всегда обращаем на них внимание.

Вот любопытный случай, который описал в своей «Психологии» американский ученый Вильям Джемс:

«Однажды, поздно ночью я сидел и читал; вдруг из верхней части дома раздался страшный шум, прекратился и затем, через минуту, слова возобновился, Я вышел в зал, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я успел вернуться и себе в комнату и сесть за книгу, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом бури. Он доносился отовсюду. Крайне встревоженный, я снова вышел в зал, и снова шум прекратился.

Вернувшись во второй раз к себе в комнату, я вдруг открыл, что шум производила своим храпом маленькая собачка, спавшая полу!... При этом любопытно то, что, раз обнаружив истинную причину шума, я уже не мог, несмотря на все усилия, возобновить прежнюю иллюзию».

«Чудеса чревовещания»

«Если кто-нибудь ходит по гребню крыши,- пишет проф. Гампсон,- то голос его внутри дома производит впечатление слабого шепота. По море того как он удаляется к краю здания, шепот все слабеет. Если мы сидим в какой-нибудь комнате дома, то наше ухо ничего не может нам сказать относительно направления звука и расстояния говорящего лица. Но по изменению голоса наш разум выведет заключение, что говорящее лицо удаляется от нас. Если же самый голос скажет нам, что обладатель его движется по крыше, то мы легко поверим этому заявлению. Если бы, наконец, кто-либо стал разговаривать с этим лицом, будто бы находящимся снаружи, и получал осмысленные ответы, то иллюзия получалась бы полная.

Таковы условия, при которых действует чревовещатель. Когда очередь говорить доходит до человека на крыше, чревовещатель слабо бормочет; когда же очередь доходит до него, он говорит полным, чистым голосом, чтобы оттенить контраст с другим голосом. Содержание его замечаний и ответов его мнимого собеседника усиливает иллюзию. Единственным слабым пунктом в этом обмане могло бы оказаться то обстоятельство, что мнимый голос лица, находящегося снаружи, фактически исходит от человека на сцене, т. е. имеет ложное направление.

Следует еще заметить, что название чревовещатель является неподходящим. Чревовещатель должен скрывать от своих слушателей тот факт, что, когда очередь доходит до мнимого партнера, он в действительности говорит сам. Для этой цепи он пользуется различными уловками. При помощи всякого рода жестов он старается отвлечь внимание слушателей от себя. Склоняясь набок и держа руку у уха, как будто прислушиваясь, он стремится по возможности спрятать свои губы. Когда он не может спрятать своего лица, то старается делать лишь самые необходимые движения губами. Этому помогает то обстоятельство, что часто требуется лишь неясный, слабый шепот. Движения губ скрываются так хорошо, что некоторые люди думают, будто голос артиста выходит откуда-то из глубины его тела,- отсюда название: чревовещатель».

Итак, мнимые чудеса чревовещания всецело основаны лишь на том, что мы не в состоянии в точности определять ни направление звука, ни расстояние до звучащего тела. В обычной обстановке мы достигаем этого лишь приблизительно; но достаточно поставить нас в не совсем обычные условия восприятия звука - и мы уже поддаемся самым грубым ошибкам в определении источника звука. Наблюдая сам чревовещателя, я не мог преодолеть иллюзии, хотя хорошо понимал, в чем здесь дело.

Курьезы слуха

Когда мы грызем твердый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного» шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?

Дело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей. Кости черепа, как и вообще твердые, упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как легкий шум; но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твердые кости черепа Вот еще опыт из той же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары - так усилится тиканье часов.

Бетховен, оглохнув, слушал, говорят, игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец который он держал у зубов. Точно так же те глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.

Где стрекочет кузнечик?

Очень часто мы ошибочно определяем не расстояние, а направление, в каком находится звучащий предмет.

Уши наши довольно хорошо различают, раздался ли звук выстрела справа или слева от нас.

Но они зачастую бессильны определить положение источника звука, если он находится прямо впереди или позади нас: выстрел, произведенный впереди, нередко слышится как донесшийся сзади.

Мы способны в таких случаях отличать лишь - по силе звука - отдаленный выстрел от близкого.

Вот опыт, который может нас многому научить. Посадите кого-нибудь посреди комнаты с завязанными глазами и попросите его сидеть спокойно, не поворачивая головы, Затем, взяв в руки две монеты, ударяйте ими одну о другую, оставаясь все время в той отвесной плоскости, которая рассекает голову вашего гостя пополам, между его глазами. Пусть испытуемый попробует угадать место, где щелкнули монеты. Результат получается прямо невероятный: звук произведен в одном углу комнаты, а испытуемый указывает на совершенно противоположную точку!

Если вы отойдете от упомянутой плоскости симметрии головы в сторону, ошибки будут уже не так грубы. Это и понятно: теперь звук в ближайшем ухе вашего гостя слышен немного раньше и громче; благодаря этому испытуемый может определить, откуда исходит звук.

Этот опыт объ ясняет, между прочим, почему так трудно заметить стрекочущего в траве кузнечика. Резкий звук раздается в двух шагах от вас, справа от дорожки. Вы смотрите туда, но ничего не видите; звук доносится уже слева. Поворачиваете голову туд а, но звук уже до носится из какого-нибудь третьего места. Чем быстрее поворачиваетесь вы в сторону стрекочущего звука, тем проворнее совершаются эти прыжки невидимого музыканта. На самом деле, однако, насекомое сидит на одном месте; его изумительные прыжки - плод вашего воображения, следствие обм ана слуха. Ошибка ваша в том, что вы поворачиваете голову, по мещ ая ее при этом как раз так, что кузнечик находится в плоскости симметрии вашей го ловы. При этом условии, как мы зн аем, легко ошибиться в направлении звука: стрекотание кузнечика раздается впереди вас, но вы по ошибке относите его в противоположную сторону.

Отсюда практический вывод: если хотите определить, откуда доносится звук кузнечика, пение кукушки и тому подобные отдаленные звуки, не поворачивайте лица на звук, а, напротив, отворачивайте его в сторону. Впрочем, мы это и делаем, когда, как говорится, «настораживаемся».

Жужжание насекомых

Почему насекомые часто издают жужжащие звуки? В большинстве случаев у них вовсе не имеется для этого никаких особых, органов; жужжание, слышимое только при полете, обусловлено просто тем, что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Крылышко - это колеблющаяся пластинка, а мы знаем, что всякая достаточно часто (чаще 16 раз в секунду) колеблющаяся пластинка порождает тон определенной высоты.

Теперь вы поймете, каким образом удалось узнать, сколько именно взмахов делает в секунду при полете то или иное насекомое. Для этого достаточно лишь определить по слуху высоту издаваемого насекомым тона, потому что каждому тону отвечает своя частота колебаний. С помощью «лупы времени» удалось установить, что частота взмахов крыльев у каждого насекомого почти неизменна; регулируя полет, насекомое изменяет лишь величину взмаха («амплитуду» колебаний) и наклон крыльев: число взмахов в секунду увеличивается лишь под влиянием холода. Вот почему и тон, издаваемый насекомым при полете, остается неизменным...

Найдено, например, что комнатная муха (издающая при полете тон F) делает в секунду 352 взмаха крылышками. Шмель взмахивает 220 раз в секунду. Пчела, издающая тон А, взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз (тон В), когда летит нагруженная медом. Жуки, порождающие при полете более низкие тона, движут крыльями менее проворно. Напротив, комар делает крылышками 500-600 колебаний в секунду. Для сравнения заметим, что пропеллер самолета делает в среднем около 25 оборотов в секунду.

Эхо со дна моря

Долгое время человек не извлекал из эхо никакой пользы, пока не придуман был способ измерять с помощью его глубину морей и океанов. Изобретение это зародилось случайно. В 1912 г. затонул почти со всеми пассажирами огромный океанский пароход «Титаник»,- затонул от случайного столкновения с большой льдиной. Чтобы предупредить подобные катастрофы, пытались в туман или в ночное время пользоваться эхом для обнаружения присутствия ледяной преграды впереди судна. Способ на практике себя не оправдал, "зато натолкнул на другую мысль: измерять глубину морей с помощью отражения звука от морского дна. Мысль оказалась очень удачной.

На рис. вы видите схему установки. У одного борта корабля помещается в трюме, близ днища, патрон, порождающий при зажигании резкий звук. Звуковые волны несутся сквозь водную толщу, достигают дна моря, отражаются и бегут обратно, неся с собой эхо. Оно улавливается чувствительным прибором, установленным, как и патрон, у днища корабля. Точные часы измеряют промежуток времени между возникновением звука и приходом эхо. Зная скорость звука в воде, легко вычислить расстояние до отражающей преграды, т. о. определить глубину моря или океана.

Эхолот, как назвали эту установку, совершил настоящий переворот в практике измерения морских глубин. Пользование глубомерами прежних систем возможно было лишь с неподвижного судна и требовало много времени. Лотлинь приходится спускать с колеса, на котором он намотан, довольно медленно (150 м в минуту); почти так же медленно производится и обратный подъем. Измерение глубины в 3 км этим способом отнимает 3/4 часа. С помощью эхолота то же измерение можно произвести в несколько секунд, на полном ходу корабля, получая при этом результат, несравненно более надежный и точный. Ошибка в этих измерениях не превосходит четверти метра (для чего промежутки времени определяются с точностью до 3000-й доли секунды).

Если точное измерение больших глубин имеет важное значение для науки океанографии, то возможность быстро, надежно и точно определять глубину в мелких местах является существенным подспорьем в мореплавании, обеспечивая его безопасность: благодаря эхолоту судно может смело и быстрым ходом приближаться к берегу.

В современных эхолотах применяются не обычные звуки, а чрезвычайно интенсивные «ультразвуки», неслышимые человеческим ухом, с частотой порядка нескольких миллионов колебаний в секунду. Такие звуки создаются колебаниями кварцевой пластинки (пьезокварца), помещенной в быстропеременное электрическое поле.

Звуки в театральном зале

Кто много раз посещал различные театры и концертные залы, тому хорошо известно, что в смысле слышимости залы бывают с хорошей акустикой и с плохой акустикой; в одних помещениях голоса артистов и звуки музыкальных инструментов внятно слышны на далеком расстоянии, в других - звуки даже вблизи воспринимаются неотчетливо. Причина этого явления очень хорошо изложена в книге американского физика Вуда: «Звуковые волны и их применения»).

«Любой звук, произведенный в здании, довольно долго раздается по окончании звучания источника; вследствие многократных отражений он несколько раз обходит кругом здания,- а тем временем раздаются другие звуки, и слушатель часто не в состоянии уловить их в надлежащем порядке, и в них разобраться. Так, например, если звук длится 3 секунды и оратор говорит со скоростью трех слогов в секунду, то звуковые волны, соответствующие 9 слогам, будут двигаться по комнате все вместе и создадут полную неразбериху и шум, из-за которого слушатель не сможет понимать оратора.

Оказавшемуся в таких условиях оратору остается говорить очень разборчиво и не слишком громко. Но обычно ораторы, как раз наоборот, стараются говорить громко и этим только усиливают шум».

Еще не так давно сооружение театра с хорошей акустикой считалось делом счастливой случайности. В настоящее время найдены приемы успешной борьбы с нежелательной длительностью звука (называемой «реверберацией»), которая портит слышимость. В этой книге не место входить в подробности, интересные только для архитекторов. Отмечу лишь, что борьба с плохой акустикой состоит в создании поверхностей, поглощающих излишние звуки. Самым лучшим поглотителем звука является открытое окно (как лучшим поглотителем света служит отверстие); квадратный метр открытого окна принят даже за единицу, которой измеряется поглощение звука. Очень хорошо - хотя и вдвое хуже, нежели открытое окно,- поглощают звуки сами посетители театра: каждый человек равнозначен в этом отношении примерно половине квадратного метра открытого окна. И если правильно замечание одного физика, что «аудитория поглощает речь оратора в самом прямом смысле слова», то не менее верно, что пустой зал неприятен для оратора также в непосредственном смысле слова.

Если поглощение звука слишком велико, это также создает ухудшенную слышимость. Во-первых, чрезмерное поглощение приглушает звуки, во-вторых, уменьшает реверберацию до такой степени, что звуки слышатся как бы оборванными и производят впечатление некоторой сухости. Поэтому, если следует избегать слишком длительной реверберации, то и слишком короткая реверберация также нежелательна. Наилучшая величина реверберации для различных зал не одинакова и должна быть установлена при проектировании каждого зала.

В театре имеется и другой предмет, интересный с точки зрения физики: суфлерская будка. Обратили ли вы внимание на то, что во всех театрах она имеет одну и ту же форму? Это оттого, что суфлерская будка - своего рода физический прибор. Свод будки представляет собой вогнутое звуковое зеркало, имеющее двоякое назначение: задерживать звуковые волны, идущие из уст суфлера в сторону публики, а кроме того, отражать эти волны по направлению к сцене.

Звуковые зеркала

Стена леса, высокий забор, строение, гора - всякая вообще преграда, отражающая эхо, есть не что иное, как зеркало для звука; она отражает звук так же, как плоское зеркало отражает свет.

Звуковые зеркала бывают не только плоские, но и кривые. Вогнутое звуковое зеркало действует как рефлектор: сосредоточивает «звуковые лучи» в своем фокусе.

Две глубокие тарелки дают возможность проделать любопытный опыт этого рода. Поставьте одну тарелку на стол и в нескольких сантиметрах от ее дна держите карманные часы. Другую тарелку держите у головы, близ уха, как изображено на рис. 151, Если положение часов, уха и тарелок найдено правильно (это удается после ряда проб), вы услышите тиканье часов, словно исходящее от той тарелки, которую вы держите у головы. Иллюзия усиливается, если закрыть глаза: тогда положительно нельзя определить по слуху, в какой руке часы - в правой или в левой.

Строители средневековых замков нередко создавали такие звуковые курьезы, помещая бюсты либо в фокусе вогнутого звукового зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене. На рис. 152, заимствованном из старинной книги XVI века, можно видеть эти хитроумные приспособления: потолок в форме свода направляет к губам бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные говорные трубы, замурованные в здании, приносят разнообразные звуки со двора к каменным бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т. п. Посетителю такой галереи казалось, что мраморные бюсты шепчут, напевают и т. п.

Звук вместо мерной ленты

Знанием скорости распространения звука в воздухе можно иной раз пользоваться для измерения расстояния до недоступного предмета. Такой случай описан Жюлем Верном в романе «Путешествие к центру Земли». Во время подземных странствований два путешественника - профессор и его племянник - потеряли друг друга. Когда, наконец, им удалось издали обменяться голосами, между ними произошел такой разговор:

  • «Дядя!- крикнул я (рассказ ведет племянник).
  • Что, дитя мое? - услышал я спустя некоторое время.
  • Прежде всего, как далеко мы друг от друга?
  • Это не трудно узнать.
  • Ваш хронометр цел?
  • Возьмите его в руки. Произнесите мое имя и точно заметьте секунду, когда начнете говорить. Я повторю имя, как только звук дойдет до меня, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдет мой ответ.
  • Хорошо. Тогда половина времени, прошедшего между сигналами и ответом, покажет, сколько секунд употребляет звук, чтобы дойти до тебя. Ты готов?
  • Внимание! Я произношу твое имя. Я приложил ухо к стене. Как только слово «Аксель» (имя рассказчика) достигло моего слуха, я немедленно повторил его и стал ждать.
  • Сорок секунд,- сказал дядя,- следовательно, звук дошел до меня в 20 секунд. А так как звук проходит в секунду одну треть километра, то это отвечает расстоянию почти в семь километров».

Если вы хорошо поняли то, что рассказано в этом отрывке, вам легко будет самостоятельно решить такую задачу: я услышал свисток отдаленного паровоза спустя полторы секунды после того, как заметил белый дымок, которым был вызван этот звук; на каком расстоянии я находился от паровоза?

Как разыскивать эхо?

Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит.
Некрасов

Среди рассказов американского юмориста Марка Твена есть смешная выдумка о злоключениях коллекционера, возымевшего мысль составить себе коллекцию... чего бы вы думали? Эхо! Чудак неутомимо скупал все те участки земли, где воспроизводились многократные или чем-либо иным замечательные эхо.

Прежде всего, он купил эхо в штате Георгия, которое повторяло четыре раза, потом шестикратное в Мериленде, затем 13-кратное в Мэне. Следующей покупкой было 9-кратное эхо в Канзасе, дальнейшей - 12-кратное в Тенесси, дешево приобретенное, потому что нуждалось в ремонте: часть утеса обвалилась. Он думал, что его можно починить достройкой; но архитектор, который взялся за это дело, никогда еще не страивал эхо и потому испортил его в конец,- после обработки оно могло годиться разве лишь для приюта глухонемых...»

Это, конечно, шутка; однако замечательные многократные эхо существуют в различных, преимущественно горных, местностях земного шара, и некоторые издавна приобрели всесветную известность.

Перечислим несколько знаменитых эхо. В замке Вудсток в Англии эхо отчетливо повторяет,17 слогов.

Развалины замка Деренбург возле Гальберштадта давали 27-сложное эхо, которое, однако, умолкло с тех пор, как одна стена была взорвана. Скалы, раскинутые в форме круга возле Адерсбаха в Чехословакии, повторяют* в определенном месте, троекратно 7 слогов; нов нескольких шагах от этой точки даже звук выстрела не дает никакого эхо. Весьма многократное эхо наблюдалось в одном (ныне несуществующем) замке близ Милана: выстрел, произведенный из окна флигеля, повторялся эхом 40-50 раз, а громкое слово - раз 30.

Не так просто отыскать место, где эхо отчетливо слышно и один раз. У нас в Сощзе, впрочем, найти подобные места сравнительно легко. Есть много равнин, окруженных лесами, много полян в лесах; стоит громко крикнуть на такой поляне, чтобы от стены леса донеслось более или менее отчетливое эхо.

В горах эхо бывает разнообразнее, чем на равнинах, зато встречается гораздо реже. Услышать эхо в горной местности труднее, чем на окаймленной лесом равнине.

Вы сейчас поймете, почему это происходит. Эхо - не что иное, как возвращение звуковых волн, отразившихся от какого-либо препятствия; как и при отражении света, угол падения «звукового луча» равняется углу его отражения. (Звуковой луч - направление, но которому бегут звуковые волны).

Теперь вообразите, что вы находитесь у подножия горы, а препятствие, которое должно отразить звук, помещается выше вас, например в АВ. Легко видеть, что звуковые волны, распространяющиеся по линиям Са, СЬ, С c , отразившись, не достигнут вашего уха, а рассеются в пространстве по направлениям аа, bb, cc .

Другое дело, если вы поместитесь на уровне препятствия или даже чуть выше него. Звук, идущий вниз по направлениям Са, C b, возвратится к вам по ломаным линиям C ааС или С bb С, отразившись от почвы один или два раза. Углубление почвы между обоими пунктами еще более способствует отчетливости эхо, действуя как вогнутое зеркало. Напротив, если почва между точками С и В выпукла, эхо будет слабое и даже совсем не достигнет вашего уха: такая поверхность рассеивает лучи звука, как выпуклое зеркало.

Разыскивание эхо на неровной местности требует известной сноровки. Даже найдя благоприятное место, надо еще уметь эхо вызвать. Прежде всего, не следует помещаться чересчур близко к препятствию: надо, чтобы звук прошел достаточно длинный путь, иначе эхо вернется слишком рано и сольется с самим звуком. Зная, что звук проходит 340 м в секунду, легко понять, что, поместившись на расстоянии 85 м от препятствия, мы должны услышать эхо через полсекунды после звука.

Хотя эхо родит «на всякий звук свой отклик в воздухе пустом», но не на все звуки откликается оно одинаково отчетливо. Эхо не одинаково, «ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром, поет ли дева за холмом». Чем резче, отрывистее звук, тем эхо отчетливее. Лучше всего вызвать эхо хлопаньем в ладоши. Звук человеческого голоса для этого менее пригоден, особенно голос мужчины; высокие тона женских и детских голосов дают более отчетливое эхо.

Все вы, наверное, знаете о таком явлении как зрительные иллюзии. Ну, впомните эти странные картинки, где предметы одинакового размера кажутся разными, непонятно, вниз или вверх идёт лестница - ну, и всё этому подобное.

А сегодня мы с вами поговорим о слуховых иллюзиях - тема тоже весьма и весьма интересная, но, увы, мало кому известная. Хотя как минимум одной иллюзией каждый день наслаждается любой меломан - но тссс, об этом позже.Итак, приготовьте ваши уши! Перед вами - горячая десятка самых интересных слуховых иллюзий! Поехали.

10 место

Иллюзия гаммы

Эту иллюзию обнаружила Диана Дойч (Diana Deutsch). Суть её заключается в том, что наш мозг как бы группирует схожие ноты. В аудиофрагменте записаны две гаммы - убывающая и возрастающая. Ноты поочерёдно звучат в разных ушах - например, первая нота гаммы - в левом ухе, вторая - в правом.

Люди по-разному воспринимают это звучание, но большинство "группирует" высокие и низкие ноты. Вместо того, чтобы слышать две гаммы, люди думают, что "слышат" две мелодии, попеременно возрастающие или убывающие, а затем - наоборот. Иными словами, мозг "переносит" некоторые ноты из одного уха в другое, чтобы в результате получилась слаженная мелодия. При этом, правши слышат более высокую мелодию в правом ухе, а левши - наоборот.

Внимание: слушать необходимо в стереонаушниках или через широко разнесённые громкоговорители.

9 место

Фантомные мелодии

Иногда музыка может состоять из быстрых арпеджио (аккордов, звуки в которых играются один за другим) или иных повторяющихся кусочков, которые, следуя друг за другом, меняются лишь незначительно. Если скорость достаточно высока, мозг "выхватывает" те самые изменяющиеся ноты и "формирует" из них мелодию. Но если то же самое сыграть медленно, мелодия "исчезнет".

Сравните следующие два музыкальных фрагмента: первый - быстрый, второй - он же, но в несколько раз замедленный. В первом случае изменяющиеся ноты длятся достаточно долго для того, чтобы "выстроиться" в мелодию, во втором же они играются слишком "отдалённо" друг от друга, и эффекта связности нет.

8 место

Возрастающее блеяние

Эти пары аккордов, следуя одна за другой, кажутся постепенно возрастающими - от начала к концу фрагмента. Но на самом деле, первая пара аккордов - та же самая, что и последняя. Это легко установить, если закольцевать сэмпл - вы совершенно точно не сможете определить, где начало, а где концовка.

7 место

Падающие колокола

Здесь вы можете услышать аудиопарадокс, во время которого колокола звучат так, как будто они падают вниз. Чем ниже они падают, тем более низким кажется из звон. На самом деле, он наоборот делается всё более и более высоким.

6 место

Ускоряющийся барабан

Интересная иллюзия: вам кажется, что темп ударов барабана всё время ускоряется. На самом деле, в конце он точно такой же, как и в начале.

5 место

Виртуальная парикмахерская

А вот и обещанная вам привычная слуховая иллюзия, которую мы таковой не считаем. Просто она стала для нас обыденностью. Это - стереовосприятие звука. Если вы включите следующую запись, то вам покажется, что вы сидите в парикмахерском кресле, а сам парикмахер находится рядом с вами, делая вам стрижку. Когда парикмахер "перемещается" правее, звук в правом канале плавно делается громче, а в левом - тише. То же самое касается ножниц, "оказывающихся" ближе то к одному, то к другому уху. Эта иллюзия демонстрирует наше умение "локализировать" звук в пространстве.

Внимание: слушать необходимо в стереонаушниках.

4 место

Коробок спичек

Это, как и предыдущая, стереоиллюзия: некто трясёт коробком спичек около вас, периодически зажигая одну за другой.

3 место

Парадоксальные тритоны

Тритоны здесь - не известные всем земноводные. Тритон ещё и музыкальный термин, обозначающий интервал объёмом в три тона. То есть, тритон приходится ровно на с ередину гаммы, и некогда этот интервал считался дьявольским. Его не использовали в музыкальных сочинениях вплоть до последнего времени.

Данная иллюзия также, как и первая в списке, была обнаружена Дианой Дойч. Собственно, суть: разные люди слышат две сыгранные ноты по-разному, одним кажется, что первая ниже второй, другим - наоборот. Интересно слушать эту запись в группе и сравнивать "ощущения".

2 место

Эффект MgGurk

Не торопитесь смотреть видео, пока не прочитаете этот текст! Итак, когда вы будете проигрывать клип в первый раз, закройте глаза и просто слушайте. Что говорит этот человек? Теперь откройте глаза и повторите эксперимент. Вы слышите "Ба-ба", "Га-га" или "Да-да"?

Что ж, смотрите видеоклип, а потом читайте продолжение...

Почти все взрослые люди (98% "испытуемых") думают, что слышат "Да" - но звук [д] здесь всего лишь результат аудио-визуальной иллюзии. На самом деле человек на экране говорит "Ба", но губы его движутся так, как если бы он произносил "Га".

1 место

Фантомные слова

Вот и третья иллюзия от Дианы Дойч. На этой записи содержатся чередующиеся последовательности повторяющихся слов или фраз, расположенных в различных "регионах" стереопространства. Когда вы начнёте слушать сэмпл, вы начнёте "выхватывать" из него некие фразы, которых на самом деле не существует. И в этом опять же заслуга вашего мозга, который "конструирует" осмысленные предложения из бессмысленного шума.

Забавно, что люди как правило слышат то, о чём в данный момент думают. К примеру, те, кто сидит на диете, могут услышать что-то о еде.

К сожалению, русскоязычному человеку гораздо сложнее что-то разобрать в этой записи, ибо рассчитана она на англоговорящих (судя по записанным звукам, типичным для английского языка).

Внимание: слушать необходимо через широко разнесённые громкоговорители.

Бонус

Звук для тех, кому нет двадцати

Этот звук могут услышать только те, кто ещё не отпраздновал собственное двадцатилетие (хотя и среди людей постарше есть исключения, но они очень редки) - его частота 18000 Гц (кстати, ваша собака совершенно точно услышит этот звук).

Говорят, некоторые подростки устанавливают этот звук в качестве звонка мобильного телефона - так только они сами (и, конечно, их сверстники) могут услышать звонок. А ещё пишут, что в Англии этот звук очень громко включают в тех местах, в которых нежелательно появление молодёжи.

С возрастом люди теряют способность слышать такие высокие частоты. Проверьте, сколько лет вашим ушам!