Урок по теме личные местоимения. Личные местоимения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Корнеевка»

Разработка урока русского языка

В 6 классе

Подготовила учитель русского языка

И литературы

Белякова Г.А.

Тема: Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.

Цели урока:

Обучающая цель : закрепить умения и навыки учащихся по

Определению местоимений среди других частей речи, усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль; повторить основные сведения о личных местоимениях, изменение по лицам, числа, падежам, родам, правописание местоимений.

Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.

Оборудование: 1. Выставка книг «Стихотворения русских поэтов о

Природе» (19-20 вв).

2.Рисунки с изображением личных местомений.

3. Карточки с заданиями.

4. Репродукции картин о природе.

5. Рисунок «Местоимения»

План конспекта урока

1. Оргмомент (1)

2. Проверка домашнего задания. (2)

3. Объявление темы и целей урока. Работа с личными местоимениями. (10) 4. Работа с местоимением «Я». (2)

5. «Найдём и исправим ошибку. (4)

Физминутка (1)

6. Дифференцированная работа в группах. (5)

7. Поэтическая минутка. (4)

8. Синтаксический разбор предложений. (5)

9. Устная работа со стихотворением (коллективная работа). (3)

10. Составление и разгадывание загадок. (3)

11. Итоги урока:

А) Вывод.

Б) Оценки.

В) Домашнее задание.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,

Сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Вам нужно было выписать из учебника литературы предложения с личными местоимениями. Прочитайте, какие предложения вы выбрали.

3. Объявление темы и целей урока.

Ребята, мы сегодня с вами побываем в стране, где живут местоимения, узнаем, какое участие они принимают в нашей речи, каким законам правописания подчиняются, выясним значение слова» Прономен». Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе:

… Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

Озаряя, высвечивают все уголки родного

Языка..

Откройте, тетради, запишите сегодняшнее число.

Теперь нам нужно будет узнать, что обозначает слово PRONOMEN.

Посмотрите на предложения.

1. Скоро она вступит в свои права.

(Скоро весна вступит в свои права).

2.Такая погода продержалась недолго.

(Дождливая погода продержалась недолго).

3. Через несколько дней засияет солнце.

(Через два дня засияет солнце).

Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце?

А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно?

(Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение ОНА

Существительным, подобрать прилагательное и числительное, более точно характеризующие существительное).

Хорошо. А теперь отложите ручки и послушайте рассказ Януша Корчака.

« Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это слово--- КТО? Постучат в дверь, ты спрашиваешь:

«Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?» А тот всё отвечает: «Нет! Нет!»

И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?» и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.»

Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного?

Какое значение имеют местоимения?

Итак, теперь, наверно, понятно, почему PRO- NOMEN сочетание слов « вместо имени». Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть:

« Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты..»-- это говорит король этой страны. Давайте угадаем, как его зовут.

Слушайте внимательно стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика» и записывайте местоимение «Я» и его формы.

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво- наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно, Именительный ---

Это я и только я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж Родительный

Для кого? А для меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки. Дательный ----

Это значит --- только мне.

Не смотрите подозрительно, --

У меня родня --- броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворён совсем не мной.

Ждёте, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного

Хватит с вас и так вполне.

Какие местоимения здесь склоняются?

Как зовут короля? (Я).

К какому разряду относятся записанные вами местоимении? (К личным).

4. Работа с местоименим «Я».

Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «Аз» - буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1-го лица, единственного числа –«Яз», которое позже изменилось в «Я». Аз = Яз ---Я.

Вывод: Мы узнали историю местоимения «Я» и с помощью стихотворения М. Раскатова просклоняли его.

Но оно (местоимение «Я») не может быть одно. С ним живут:

Дружные – МЫ

Дружелюбный –ТЫ

Вежливые -- ВЫ (вы)

Неотразимая -- ОНА

Всегда печальное – ОНО

Великолепный --- ОН

Неразлучные -- ОНИ.

(Работа с рисунками)

Все они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто- нибудь произносит или пишет их неправильно. Поэтому сейчас мы:

5.Найдём и исправим ошибку в их употреблении .

Обозначим род, число. Падеж правильно употреблённых местоимений.

Пользоваться нею -- ею (3 лицо, ж.р. Т.п.)

Плывут по нём -- по нему (3 л., м.р. Д.п.)

Говорить с им -- с ним (3 л., м.р. Т.п.)

Без его решили -- без него (3 л., м.р. Р.п.)

Был у него -- у него (3 л. м.р. Р.п.)

Подойти к ей -- к ней (3 л. ж.р. Д.п.)

Обратиться к ему -- к нему (3 л. М.р. Д.п.)

Какая особенность проявляется у местоимений 3-его лица в косвенных падежах? (У них появляется после предлогов Н).

ФИЗМИНУТКА

6. Дифференцированная работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. Вам нужно будет выполнить задания определённого уровня сложности. Я думаю, что вы с ними справитесь.

1-й уровень.

Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу:

Я (кто?) – И.п.

Мне…, мной…, обо мне…, мы…, нами…, нас…, нам…, о тебе…, ты…,

Тобой…, тебе.

2-й уровень:

Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:

1 ) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3-й уровень:

Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время? (времени)

На (н) его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую (себя) как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья. (их)

Говорить с (н) им бесполезно.

Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении

Заданий?

7. Поэтическая минута

Русские поэты часто использовали личные местоимения в своих произведениях для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица. Послушайте стихотворение А.А. Фета о милой нашему сердцу весне.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно, радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижима, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я,

Ты – благодатная тайна моя.

Не только поэты отмечали неповторимую прелесть весны. Но и художники часто обращались к ней. Посмотрите на эти иллюстрации.

8. Синтаксический разбор предложений

(Отрывки из стихотворений русских поэтов) по вариантам.

1 . А теперь поработаем над предложениями . Запишите на доске и в тетрадях предложения, сделайте синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставьте в нужном падеже.

Мы молодой весны гонцы, она (мы) выслала вперёд.

Ласточка с весною в сени к (мы) летит, с ней и солнце краше, и весна милей!

2. Индивидуальная работа в тетради .

Запишите предложения, определите, каким членом предложения являются личные местоимения. Выполните фонетический разбор.

Что с нею, что с моей душой?

… С ручьём, она – ручей,

И с ним журчит привольно …

9. Устная работа со стихотворением

(коллективная работа)

А теперь обратимся к самому важному в жизни человека -- любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней.

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы» (на доске). Определите число, падеж, лицо местоимений в тексте.

Учись у них-у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!...

И за сердце хватает холод лютый;

… Они стоят, молчат, молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений;

Опять теплом и жизнию дыша…

Чему нужно учиться у природы?.

(Стойкости, выживанию. У неё главное свойство- отдавать всё, что у неё есть. Природа никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы).

10. Составление и разгадывание загадок.

А сейчас мы с вами отдохнём. Каким образом? Составим загадки из слов

(на доске).

Не спит, она, то полна, то стройна, по ночам.

То полна, то стройна

По ночам не спит она . (Луна)

11. Выводы по уроку:

А) Итак, ребята, мы ещё раз убедились в том, что личные местоимения помогают украсить нашу речь, точное выразить мысли.

Б) Домашнее задание.

Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

Предварительный просмотр:

Занимательные элементы устной работы на уроках русского языка

Среди основных предметов школьного курса наиболее сложными являются математика и русский язык, т. е. именно здесь, начиная с 1 класса, отрабатываются и закрепляются навыки письма, грамотности, правильности оформления работы . И далеко не у всех учеников высокая успеваемость по этим предметам. Причины можно назвать разные. Главное, по-моему, в недостаточности устной работы на этих уроках, особенно на уроках русского языка.

Часто бывает, что дети, хорошо занимающиеся по литературе, истории, географии плохо усваивают русский язык. Удивительно, что ученик с отличной памятью, способный вполне логично размышлять, делать выводы, не может полноценно работать на уроках русского языка. Дело в том, что, начиная с начальной школы и продолжая в средней школе, у ребенка появляется и закрепляется «комплекс» русского языка. Боязнь сделать на уроке что-то не так постепенно перерастает в страх перед самим уроком, тем более, если он письменный. И этот комплекс давит на психику ребенка на протяжении целых десяти лет.

А все дело в огромном объеме письменной работы на уроках русского языка. И ученик начинает воспринимать предмет как нечто массивное, тяжелое, страшное и нет возможности как-то по-другому взглянуть на русский язык.

Если спросить у детей, кто любит русский язык, то таких будут единицы. И это дети с врожденной, природной грамотностью. Им совершенно не трудно вставить пропущенную букву, даже не зная правила, определить, одна или две буквы Н пишутся в суффиксах прилагательных или причастий, какие слова пишутся раздельно, а какие через дефис. Этим детям легко на уроке, поэтому они положительно относятся к предмету.

Но большинство детей в школе не имеют таких способностей,

И для них урок русского языка сопряжен с переживаниями.

И здесь, как я думаю, необходимо чаще использовать на уроках занимательные элементы устной работы. Конечно, русский язык-письменный предмет, но без устной работы он становится однобоким, массивным. И задача учителя на уроках русского языка с помощью устной работы показать, как он разнообразен, интересен. Главная цель учителя-повышение интереса у учащихся к русскому языку стоит рядом с задачей обучения грамотности.

Устная работа поможет ученику проявить себя с другой стороны, тем более,если учитель смог его заинтересовать.

Это можно сделать через игру. Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх перед уроком.

Для многих детей игра-это связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком.

Чем разнообразнее устная работа на уроке, чем больше различных приемов использует учитель, тем качественнее его урок.

Самое главное же в том, что разнообразие устных приемов способствует раскрепощению детей.

Существуют различные виды устной работы. Я остановлюсь на устных играх, которые применяю на уроке. Игра способствует повышению познавательной деятельности детей.

Устные игры могут использоваться как в средних, так и в старших классах.

Игра «Вставь букву».

Эта игра –разминка. Учитель предлагает ученикам слова, в которых они должны определить, какую гласную нужно вставить: а-о, и-е. Этот вид работы способствует закреплению знаний о правописании безударных гласных в корне слова, правописании окончаний глаголов и имен существительных, правописании корней с чередованием.

Косой, касаться, растение, оросить, приоткрыть, презабавный.

Зависите-зависеть.

После изучения темы «Синтаксис» провожу игру « Определи количество запятых» . Читаю предложение, дети устно определяют количество запятых в них или пишут тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Этот вид работы зависит от количества предложений, запланированных учителем, но не более 5 минут.

Следующий вид « Тест» Но не в письменном виде, а в устном. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы (а, б, в, г). Этот вид удобен тем, что позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока, как закрепление изученного материала.

Игра «Лишнее слово»

Эта игра применима к любой теме русского языка. Использовать можно ее абсолютно на любом этапе урока. Чаще всего я использую в середине урока, когда детям нужно отдохнуть после письменного упражнения. Игра рассчитана на 5 минут. Детям предлагаю несколько слов (3-5), они должны выбрать лишнее слово и записать его. Из десяти заданий хорошую оценку можно ставить за 8-10 правильных ответов. Например, большой, золотой, сухой, высокий, второй.

В огромном, десятом, старинном, страшном, узком.

Синий, лиловый, столетний, сотый, современный .

А эта игра «Набери больше очков» рассчитана на целый урок. Можно использовать как самостоятельную работу. Детям предлагаю самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2, 3 балла. Если ответил правильно, то получает соответствующий балл. Если ответил неверно, то получает ноль баллов. Вопросы задаются по очереди. Перед учениками заранее нарисована шкала: 12-15 баллов-«5», 7-11 баллов-«4», 3-6 баллов-«3», ниже 3 баллов-«2». За подсказки баллы снимаются. Вопросы на 1 балл- самые простые, на 2 балла средние, на 3 балла –трудные.

1 балл - Синтаксическая роль в предложении имен существительных.

2 балла - Как правильно написать гласные в суффиксах –ек, -ик.

3 балла- Правописание НЕ- с существительными.

А эта игру провожу обычно в конце года. Игра « Счастливчик» включает в себя 4 колонки: «Фонетика», «Морфология», «Пунктуация», «Синтаксис». В каждой колонке по 5-7 вопросов, в зависимости от класса, по этой теме. Вопросы не записаны, а только пронумерованы. Ученик называет тему и номер вопроса. Отвечает-получает жетон, не отвечает-садится, встает следующий и так пока все вопросы не будут озвучены.

Все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны,и их можно использовать при оценке знаний учащихся. Игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.

По-моему, главная роль устной работы на уроке русского языка-сближение самого предмета и ребенка. Устные задания, построенные в виде игры, помогут ребенку подружиться с предметом. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции.


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Конспект урока по русскому языку

на тему:

«Личные местоимения»

Подготовила студентка 3 курса

факультета дошкольного и начального образования

Мирошниченко Алина Андреевна

Армавир, 2017

Тема : «Личные местоимения (общее представление)»

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Цель урока : познакомить с новым языковым понятием - местоимение

Задачи урока :

Ознакомление учащихся с новой частью речи - местоимение.

Формирование представления о роли местоимений в речи.

Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи - имени существительном.

Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи.

Ожидаемые результаты :

Предметные:

Распознавать местоимения среди других слов в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные:

Познавательные : обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией в учебнике;

работать с моделями;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные : обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные :

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

формирование положительного отношения к предмету - русский язык.

Основные понятия : местоимение, имя существительное.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Л.Ф. Климанова, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну тайн попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Тайну нашу отгадай.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Слайд 1 .

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель : познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового ЯП

1.1. Ребята, посмотрите на доску.

Перед вами словарные слова, вставьте пропущенную букву и выделите орфограммы. Определите часть речи.

Громный, г..зета, ..сина, г..лубой, в..лшебный, р..исун..к, ..рех, д..рога

Теперь возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его.

Хорошо, молодцы! Среди словарных слов спряталось новое слово, узнать вы его сможете, соединив первые буквы имен существительных.

Какое получилось слово?

Запишем его с комментированием.

Подумайте над лексическим значением этого слова.

Давайте назовем грамматические признаки слова город

Что такое имя существительное?

Как вы определили род слова город?

Молодцы!

Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли. Каждый из вас о себе будет говорить - .. ; если вас много, скажите .. .., а к взрослому человеку- .. . .. или...; если их много - ... А пока прощайте!

- Вам понравился рассказ?

записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму, определяют часть речи.

Проверяют друг друга.

Получилось слово город.

Записывают слово и комментируют.

- Город - населенный пункт, место жительства людей.

- Город (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч., И.п.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

Чтобы определить род, нужно использовать слова помощники: он мой, она моя, оно мое.

В данном случае мы подставляли он мой - город м.р.

Слушают рассказ

Нет, было не понятно, какие имена дал мудрец людям.

Слайд 2

1.2. Коллективное решение поставленной УЗ путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2 . - Давайте прочитаем еще раз, ту часть, где мудрец раздавал имена и отредактируем.

Что получилось?

Скажите, теперь вам нравится рассказ?

Какие слова дал людям мудрец?

Что это за слова?

Давайте начертим схему-правило.

Ребята, скажите, что объединяет, все новые слова?

Догадались, как они называются?

Хорошо, впишите название в схему.

А что за особенность у них?

Запишите под первой стрелкой.

Если они указывают на лицо, которое участвует в речи, то как можно назвать такие местоимения?

Скажите, они указывают только на людей, которые участвуют в речи?

А если я укажу на цветок и скажу: «Он очень красивый»

Какой признак мы должны записать?

Хорошо, запишите его.

Читают отрывок

Каждый из вас о себе будет говорить - Я ; если вас много, скажите МЫ . Обращаясь к своему товарищу, говорите ТЫ, а к взрослому человеку - ВЫ . Рассказывая о своем друге или подруге, говорите ОН или ОНА; если их много - ОНИ. А пока прощайте!

Да, теперь понятно

Я, мы, ты, вы, она, она, они.

Мы не знаем/ мы не знаем

Эти слова стоят вместо имен людей. Занимают место имени существительного

Местоимение

Они указывают на людей, которые участвуют в речи, но не называют их имени.

Личные местоимения

Еще они указывают на предметы.

Слайд 3

К доске выходит ученик и рисует модель нового языкового понятия: поясняя, что прямоугольник - это новое неизвестное понятие, а стрелочки-признаки.

Заполняется схема

Местоимение

Слова,которые

указывают на

лицо или предмет,

не называя его

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Давайте обратимся к нашей схеме и составим правило.

Кто сможет его составить?

Все согласны с определением?

Кто еще хочет рассказать его?

А теперь, давайте все вместе проговорим определение.

Местоимение - это слова,которые указывают на

лицо или предмет, не называя его

Да

(говорят все вместе)

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Замечательно. А как вы думаете, согласен ли автор учебника с нами? Давайте откроим свои учебники на стр. 47 и прочитаем определение.

Кто прочитаем его?

Сравните его с нашим определение.

Давайте добавим это к нашей схеме.

Составьте, опираясь на схему определение.

Кто еще может рассказать?

Какие вы молодцы!

Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило. Я приготовила небольшой тест. Откройте свои блокноты и записывайте ответы. Внимание на доску.

1.С какой частью речи мы познакомились?

2. Перечислите местоимения

3. .Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

А) вместо глаголов

В) вместо имён прилагательных

4. На что указывают местоимения?

А) на падеж

Б) на род

В) на предмет или лицо

5. Что не является местоимением?

А) они Б) мы В) от

6. Каким местоимением можно заменить в предложении слова женщина, птица, погода?

А) она Б) оно В) он

Ответы:

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки - не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Читают определение:

Слова я, ты, вы, он, она, они называются местоимениями. Эти слова указывают на предмет или лицо, не называя его. Местоимение - самостоятельная часть речи.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще говорится что « Местоимение - самостоятельная часть речи».

(Учащиеся рассказывают правило)

Местоимение

я, ты, вы, он, она, они

Б) вместо имён существительных

В) на предмет или лицо

В) от

А) она

Работа в учебнике на стр.47 (чтение правила)

Слайд 4

Слайд 5-7

На слайдах викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов.

II .Первичное закрепление

Цель : проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

2.1. Выпишите из стихотворения местоимения.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-Давайте проверим.
2. Запишите предложения, употребляя местоимения в скобках в нужном падеже.
1)Я приготовил подарки для (ты, вы, он,она,они).
2)Мы собрались в гости к (ты, вы, он,она,они).
3)Мы учимся с (ты, вы, он,она,они).
4)Я побежал за (ты, вы, он,она,они).
5)Мы заботимся о (тебе,вас, он,она,они).

3. Добавьте недостающие местоимения.

1 вариант. Сделаем вместе, а второй сделаете сами.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Обменяйтесь с соседом по партии и проверьте.

4. И последнее задание, вам нужно разделиться на группы и составить рассказ по картинке. Используя вместо существительных местоимения.

Давайте проверим, что получилось?

Выполняют физкультминутку

Читают стихотворение и выписывают местоимения.

Я, ты, он, я, мы, я, ты, мы

Я приготовил подарки для (кого?) тебя, вас, него, нее, них

Мы собирались в гости к (Кому?) тебе, вам, ней, нему, ним

И т.д. (по очереди проверяем)

1 Вариант

Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Проверяют друг друга.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

2.2. Подведение итогов и рефлексия

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с местоимениями. За урок вы стали мудрее и ответите на вопросы.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Почему эта часть речи получила такое название?

Посмотрите на слайд и оцените свою работу по плану.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего урока? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня очень хорошо работали на уроке и порадовали меня своими знаниями.

Домашнее задание будет на страничке 48, упр.85. Дан текст, вы должны его прочитать, найти недостатки и изменить.

А так же взять какую-нибудь небольшую сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку.

Вам понятно домашнее задание?

Тогда наш урок подошел к концу. я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ!

Знакомились с понятием - местоимение.

Потому что она заменяет существительное и становится на его место.

Записывают домашнее задание

Да.

Слайд 13

Слайд 14

Тема: Личные местоимения. 4 класс

Цель: На основе наблюдений учащихся вывести понятие новой части речи- местоимение.

Задачи:

Познакомиться с личными местоимениями;

Наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте;

Формирование умения распознавать личные местоимения и правильно их употреблять в речи.

Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитание навыка самостоятельности;

Формирование чувства языка;

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.

«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: « Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» - выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».

Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.

2. Словарная работа

Приготовьте ручку и простой карандаш.

г.р.зонт, а(л,лл)ея, пр.красный, з.вод, еж.вика, ж.лтый, тр.(л,лл)ейбус, а.тобус.

(после написания каждого слова, дети сверяют с образцом на экране)

Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку. Молодцы.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе слов.

Какое слово получилось? (ГАЗЕТА)

Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.

Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА.

В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "(маленькая) сорока, болтунья". Также венецианское gazeta - название старинной венецианской монеты, которую платили за газету, издававшуюся в Венеции в середине XVI века,

а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.….

К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.) КАКИХ ПРИЗНАКОВ НЕ ХВАТАЕТ?

Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции)

Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор)

Правильно, РЕДАКТОР – это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.

Составьте предложение со словом редактор и газета

(Редактор проверил статью для газеты).

Выполнить синтаксический разбор предложения

3. Постановка и решение проблемной ситуации.

Сегодня мы с вами попробуем побывать в роли редактора.

А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Это стихотворение Е.Н.Леоновича (один ученик читает)

Утром так заведено,

Разомкнешь ресницы

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придет,

Тоненький, смущённый,

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной…

Срок прошел-плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?

(МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЛУНА)

К какой части речи они относятся? (к им.существительному)

Значит слова ОН, ОНО, ОНА заняли место имени существительного!

Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи, к которой относятся слова-указатели ОН, ОНО,ОНА? (местоимение)

4. Сообщение темы и постановка целей:

Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать?

А точнее: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

- Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока?

1) познакомиться с личными местоимениями;

2) узнавать личные местоимения на слух и в тексте;

3) знать на какие вопросы отвечает;

4) сравнить личные местоимения и имена существительные;

5) подумать, для чего нам нужны местоимения в речи.

Все в ваших руках. Пожелаем друг другу удачи в решении поставленных задач!

Так что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи)

Какую часть речи заменяет местоимение? (Местоимение заменяет имя существительное)

5. Открытие нового

5.1 - Не случайно, в начале урока я сказала, что мы сегодня редакторы. И теперь нам предстоит разобраться с определенной группой местоимений, но для этого необходимо ответить на вопросы:

Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите.

Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите.

Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите.

Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите.

А как вы обратитесь ко мне? (Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение ВЫ может указывать и на одно лицо и тогда оно будет писаться с большой буквы. Запишите – Вы.

Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ).

А каким словом заменить слово ЖИВОТНОЕ? (ОНО)

Итак, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)

- Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО- называют личными. Они указывают на лицо или лица.

5.2 Актуализация знаний.

Раз мы с вами редакторы, значит должны знать, что Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое

удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как

дублёры в театре.

Чтобы легче запомнить личные местоимения, я предлагаю прочитать стихотворение:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором читают стих)

- С какой задачей урока мы справились? (с первой)

Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

5.3 Сравнение местоимения и им.существительного.

Ребята, к этой иллюстрации еще есть текст. Так как мы редакторы, то не можем оставить данный текст непрочитанным.

Антон купил букет роз. Антон подарил цветы маме.

Что не так в этих предложениях? (Повторяется слово АНТОН)

Как это исправить? (заменить личным местоимением ОН)

Прочитайте теперь правильно предложения.

Антон купил букет роз. Он подарил цветы маме.

5.4 Работа в тетради.

На какой вопрос отвечает существительное АНТОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните существительное.

(Кто?) Антон купил букет роз.

На какой вопрос отвечает личное местоимение ОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните местоимение.

(Кто?) Он подарил цветы маме.

- Какой вывод отсюда следует? (Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные)

Существительное АНТОН называет лицо? (Да)

А личное местоимение ОН? (Нет, только указывает)

Посмотрите, справились мы с третьей задачей урока? (Читают задачу)

Чем похожи личные местоимения и имена существительные? (Отвечают на одни и те же вопросы)

Чем отличаются личное местоимение от имени существительного? (Имя существительное называет предмет, а местоимение указывает на предмет, не называя его).

С какой задачей урока мы справились?

6. Применение новых знаний на практике.

6.1 Работа с текстом

Вот теперь я уверена, что вы готовы к самому ответственному заданию.

Сейчас вы будете работать в группах-редакциях: один будет главным редактором, другие – помощники главного редактора. Не забываем, что каждый в группе имеет право голоса, а главный редактор в группе решает, чей ответ принять.

Задание на карточках, которые лежат у вас на парте(см приложение)

Самопроверка

6.2. «Найди лишнее»

Вы знаете, что редактор должен уметь видеть в тексте лишнюю, ненужную информацию. И сейчас, я проверю, сможете ли вы найти «четвертый лишний»

Работать будем в группах. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Проверяем работу.(Каждая пара читает по строчке, называет лишнее слово и объясняет почему)

МОЛОДЦЫ!

7. Итог урока

Личные местоимения - я , ты , мы , вы , он , она , они , оно - указывают на лица и предметы по отношению к их участию в речи.

1 лицо

Ед. число: я - указывает на говорящего.

Мн. число: мы - указывает на группу лиц, включая говорящего.

2 лицо

Ед. число: ты - указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

Мн. число: вы - указывает на группу лиц вместе с собеседником.

3 лицо

Ед. число: он , она , оно - указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

Мн. число: они - указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

Морфологические особенности личных местоимений

Не имеют морфологической : лишены формальных родовых показателей, но в зависимости от контекста могут приобретать значение любого рода: ты пришёлØ - ты пришла (согласование в ед. числе).

По школе (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., Ладыженская Т. А.): личное местоимение он изменяется по родам : он Ø (м. р.) - она (ж. р.) - оно (ср. р.) .

Характерной особенностью личных местоимений является супплетивизм основ: я - меня , мы - нас , он - его .

И. п. я ты мы
Р. п. меня тебя нас
Д. п. мне тебе нам
В. п. меня тебя нас
Т. п. мной /мною тобой /тобою нами
П. п. (обо ) мне (о ) тебе (о ) нас
И. п. вы он она они
Р. п. вас его её их
Д. п. вам ему ей им
В. п. вас его её их
Т. п. вами им ей ими
П. п. (о ) вас (о ) нём (о ) ней (о ) них

По «Грамматике - 80», местоимения я и мы морфемно нечленимы, у местоимения он в формах Р. п., Д. п. и В. п. [j] фонетически не реализуется (его ):

  • я Ø - ме н я
  • м ы Ø - нас
  • ты - те б я
  • вы - вас
  • о н Ø - [j] его
  • они - ими

Синтаксические особенности

В предложении личные местоимения чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения.

  • На заре ты её не буди,
  • На заре она сладко так спит.
  • (А. А. Фет)

Помимо прямого значения, личные местоимения могут употребляться и в переносном значении:

1. Местоимение «мы» в значении «я» используется в научной и публицистической речи, как авторское «мы» .

  • Мы предлагаем внести в рукопись следующие изменения.

2. «Мы» в значении «ты» или «вы» используется для выражения сочувствия, сопереживания.

  • Ну, как мы себя чувствуем?
  • (Л. Н. Андреев)

3. «Мы» в значении «я» - императорское «я» , используется для возвеличивания и придания важности.

  • Божиею милостию, Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский...
  • (Александр II. Коронация монарха, 1856 г.)

4. Очень часто используется «вы» в значении «ты» для выражения уважительного отношения к собеседнику.

5. Местоимение «он» или «она» используется в значении «ты» для выражения пренебрежительного отношения к адресату.

  • «Я и так всё знаю, она ещё правду не говорит. Вот мама!», - ворчал раздосадованный сын. (Она не говорит = ты не говоришь.)

Й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания. Спишите текст. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.

Родная земля

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.

Й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания.

Родная земля

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Грамматические задания.

1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.

2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.



Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте местоимения.

2. Спишите. Определите лицо, число, падеж местоимений, запишите их в скобках.

Переехать её (...), встречаться с тобой (...), поклониться вам (...), говорить обо мне (...).

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.

С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте все местоимения.

2. Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.

Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).

У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.

3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.

С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).

4. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений.

1) Юрий занимается коньками. Юрий приходит на стадион два раза в неделю.

2) Валя с подругой занимаются гимнастикой. Она нравится ей.

Задания по теме «Глагол»

Й уровень

Спишите текст.

Грамматическое задания. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»

Жизнь под снегом

Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее.

Й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания.

1. В третьем предложении подчеркните глагол.

2. Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.

Жизнь (...?) сохраняется, весна (...?) наступит, морозы (...?) погубили, ты (...?) увидишь.

Жизнь под снегом

Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.

Й уровень

Диктант (текст тот лее).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в первом предложении.

наступает, снегом.

3. Определите лицо и спряжение глаголов, выделите их окончания. Ходит, сохраняют, сходишь, замерзаем, начнёте.

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,

наступает, снегом.

3. Запишите глаголы, вставляя пропущенные гласные. Определите лицо и число глаголов.

Тревожите, скаж.шь, ката...мся, крут..тся.

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число и, если можно, лицо и род.

Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху, наступает, снегом, раскопаю, зимовала, раскопка.

3. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Запишите глаголы парами, вставляя пропущенные буквы.

Образец: смотрим - смотреть. Тревож./ге, скаж..шь, ката...мся, крут..тся.

4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.

Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.

Задания по темам «Имя числительное. Наречие»

Й уровень

Спишите текст. Грамматическое задание. Во втором предложении подчеркните слова, которые можно записать числами.

Весенние приметы

В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля.

Й уровень

Диктант

Грамматические задания.

Весенние приметы

В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля. На отдельных кочках робко показалась первая травка. Вот и озеро. Мы идем к берегу. Справа у берега лед уже тонкий. Наступать на него опасно. Весело прочирикала маленькая птичка. Она радуется теплому солнцу, приходу весны.

И нам хорошо теплым весенним днем!

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте числительные.

2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

3. Подберите к существительным числительные, а к глаголам - наречия, запишите.

Лет, ... года, ...берегов, ...берега.

Строить..., писать..., свернуть..., шагать....

Й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте числительные прямой линией, а наречия - волнистой.

2. Выберите из перечисленных слов числительные и запишите их в левый столбик, наречия - в правый.

Пять, новый, быстро, триста, снова, девятнадцатый, далеко, количественный, счёт, часто, взошло, миллион, сзади, первый, две седьмых, вчера.

Подпишите количественные числительные буквой «к.», порядковые - буквой «п.». Определите, что обозначают наречия - время, место или способ действия, подпишите: «вр.», «м.», «сп.д.».

3. Составьте и запишите одно предложение с числительным, другое - с наречием.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Занов.., наскор.., издавн.., досух.. .

5. Запишите числа словами: 400, 950, 87, 220, 368.