Бадмаев петр александрович. Петр бадмаев - великий знахарь из бурятии

Бадмаев Петр Александрович (1851 - 1919) - бурят; врач тибетской медицины.

Приехал в Петербург в 1871 г., поступил в Петербургский университет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. В 1875 г. служил в азиатском департаменте МИДа и одновременно с этого времени начал заниматься врачебной практикой. Играл заметную роль в политике, подал Александру III «Записку о задачах русской политики на Азиатском Востоке». Создал торговый дом «П.А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893 - 1897 гг. в Забайкалье.

В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков. В 1911 и 1916 гг. вместе с П.Г. Курловым и Г.А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии.

Поддерживал епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора в их борьбе с Распутиным, затем перешел на сторону последнего, особенно сблизился с ним в 1916 г. В 1914 г. возведен в дворянское достоинство. В августе 1917 г. был выслан Временным правительством за границу, затем вернулся в Петроград, где и умер.

Книги (3)

Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть

Жамсаран (Петр Александрович) Бадмаев был единственным в России врачом и теоретиком тибетской медицины; его деятельность развернулась в Петербурге при Александре III, ставшем крестным отцом молодого бурята, получила всеобщую известность при последнем царе Николае II и закончилась при советской власти в 1920 году - после арестов, тюрем и смерти.

Автор первой части книги - внук Бадмаева писатель Борис Гусев, - располагая документами и семейным архивом, рассказывает о жизни и работе деда. Во второй части сам Петр Александрович раскрывает секреты тибетской медицины.

Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши

"Жуд-Ши" — основной канонический источник тибетской медицины и главное ее руководство. Удивительная книга "Жуд-Ши" пришла к нам из тысячелетней давности и оказалась современной.

Во многом это объясняется тем, как она изложена на русский язык известным знатоком тибетской медицины П.А. Бадмаевым. Книга эта о том, как жить, чтобы быть здоровым и сохранить свежесть тела и ясность ума до глубокой старости.

И хотя на титульном листе оригинала П.А. Бадмаев поставил себя как переводчика, на самом деле он автор книги, поскольку две книги "Жуд-Ши" даны в его интерпретации, а остальной материал написан им лично. В книгу включен также полемический трактат П.А. Бадмаева "Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета".

Рассчитана на широкий круг читателей, а также всех интересующихся историей науки и культуры Востока, врачей и фармацевтов.

Петр Александрович Бадмаев

Бадмаев Петр Александрович (1851-1920), врач, специалист по тибетской медицине, крестник императора Александра III. До крещения носил имя Жамсаран. В 1871 г. поступил в Петербургский университет на восточный факультет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. С 1875 г. на службе в Азиатском департаменте МИД. Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления).

Использованы материалы кн.: "Охранка". Воспоминания руководителей политического сыска. Тома 1 и 2, М., Новое литературное обозрение, 2004.

Бадмаев Петр Александрович, 1873-1920, врач, ученый, выдающийся знаток тибетской медицины, первым перевел на русский язык книги “Жуд-Ши” - главное руководство по врачебной науке Тибета, крестным отцом был Александр III, действительный статский советник, дружил с Григорием Распутиным, при большевиках около года подвергался издевательствам в тюрьме ЧК, по выходе из которой умер.

Бадмаев Петр Александрович (1851–1919) – бурят; врач тибетской медицины. Приехал в Петербург в 1871 г., поступил в Петербургский университет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. В 1875 г. служил в азиатском департаменте МИДа и одновременно с этого времени начал заниматься врачебной практикой. Играл заметную роль в политике, подал Александру III «Записку о задачах русской политики на Азиатском Востоке». Создал торговый дом «П.А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893–1897 гг. в Забайкалье. В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков. В 1911 и 1916 гг. вместе с П.Г. Курловым и Г.А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Поддерживал епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора в их борьбе с Распутиным, затем перешел на сторону последнего, особенно сблизился с ним в 1916 г. В 1914 г. возведен в дворянское достоинство. В августе 1917 г. был выслан Временным правительством за границу, затем вернулся в Петроград, где и умер.

Использованы материалы кн.: Тайна убийства Столыпина , М., "Российская политическая энциклопедия". 2003.

Бадмаев Петр Александрович (1851-1920) - «врач тибетской медицины», известный политический аферист. После не удач своих дальневосточных замыслов в 1890-е гг. и охлаждения к нему Николая II, Бадмаев искал случая опять стать нужным при Дворе. В ситуации конфликта Распутина с Илиодором и Гермогеном в конце 1911 - начале 1912 гг. добился сравнительно мирной капитуляции взбунтовавшихся против «старца» монахов, в итоге сблизился с Распутиным. Слух, что Бадмаев снабжал Распутина какими-то лекарственными средствами, позволяющими останавливать кровь у цесаревича Алексея, страдающего гемофилией, был весьма популярен в предреволюционные годы, но подтверждений этому получить не удалось. В бумагах Распутина обозначается кличкой «Бадьма».

Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО "Олма Медиа Групп". 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги - канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову).

Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев родился в Забайкалье в 1851 году (дата рождения требует уточнения). Он был младшим сыном в семье зажиточного скотовода Засогола Бадмаева. Самый старший брат его, Сультим (Александр Александрович), был эмчи-ламой, то есть лекарем тибетской медицины. В конце пятидесятых годов он перебрался в Петербург и открыл там аптеку лекарственных трав. Младший, Жамсаран, окончил Иркутскую гимназию и в шестидесятых годах приехал к брату. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Этот талантливый и неординарный человек получил два высших образования. В 1871 году он поступил на факультет восточных языков Петербургского университета по китайско-монголо-маньчжурскому разряду, который окончил в 1875 году. Одновременно Петр Александрович окончил Медико-хирургическую академию. Завершив образование, он поступил на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел и по роду деятельности неоднократно ездил в Китай, Монголию и Тибет, выполняя различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. В Тибете он также усовершенствовал свои знания тибетской медицины, полученные от умершего к тому времени брата. Врачебной практикой (и весьма успешной) Петр Бадмаев занимался с 1875 года вплоть до конца жизни. Целью его было развитие тибетской медицины в России. В начале века он перевел на русский язык книгу "Жуд-Ши" (основы врачебной науки Тибета). После революции его труд не издавался и был вновь опубликован только в 1991 году.

Однако в данном издании основное место уделяется не врачебной деятельности П. А. Бадмаева, а политической и коммерческой стороне его жизни. Итак, прослужив восемнадцать лет в министерстве иностранных дел, он вышел в отставку в чине действительного статского советника. Можно сказать, что итогом его работы была "Записка Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке" (часть четвертая настоящего издания). Прежде чем обсуждать этот вопрос, необходимо дать небольшую историческую справку. Положение на Востоке было достаточно сложным. Индия и Непал уже век были колонией Великобритании. Англичане усиленно стремились на север, в Гималаи и Тибет, где неизбежно должны были столкнуться с Россией, в конце семидесятых годов завоевавшей Среднюю Азию. Монголия находилась под властью Китая. Япония, которой революция Мэйдзи 1868 года позволила выйти на мировую арену после многовековой изоляции, стремилась к утверждению своею влияния на всем Дальнем Востоке. Монголия и Китай представляли интерес как для Японии, так и для России. В древнем Китае с 1644 года правила маньчжурская династия Цин, годы которой были уже сочтены: во время революции 1911 года эта династия пала. В своей записке Бадмаев предвидел это. Он был убежденным монархистом и сторонником расширения влияния России на Востоке. Стремясь к переориентации российской политики на Восток, он строил грандиозные планы по включению Китая, Тибета и Монголии в сферу влияния России, вплоть до полного присоединения этих стран. В своей записке он рассказывает о многовековом движении русских на Восток, приводит легенду о "белом царе" и утверждает, что монголы охотно перейдут в российское подданство. Он строит планы антикитайского восстания (точнее, восстания против династии Цин) в Монголии, мирного проникновения в Монголию, Тибет и Западный Китай и вхождения их в Российскую империю, что представляется невозможным. Особое внимание Бадмаев обращает на Тибет, называя его ключом к Азии со стороны Индии. Он пишет: "Кто будет господствовать над Тибетом, будет господствовать и над всем Китаем". Очевидно, китайцам это было совершенно ясно, когда они завоевали Тибет в 1959 году, и это государство перестало существовать. А в начале века Бадмаев, выражая российские имперские интересы, опасался возникновения прямой конфронтации с Англией на Тибете.

Убеждая императора Александра III, а затем и Николая II в необходимости усиления влияния на Востоке, Бадмаев разрабатывал планы экономического усиления этого влияния. Им было основано Забайкальское горнопромышленное товарищество. Он пишет о золотодобыче, о развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке и в Сибири, о необходимости его поддержки со стороны государства. Особое внимание уделяется им решению земельного вопроса в Бурятии. Заботясь о своем народе, Бадмаев открыл для своих земляков в Петербурге частную гимназию и пытался добиться для нее официального статуса ("Записка Николаю II", часть четвертая). Как дипломат он настаивал на создании специального дипломатического корпуса, члены которого должны были проходить особую подготовку для работы на Востоке.

Огромное внимание П. А. Бадмаев уделял строительству железных дорог. Он считал необходимым строительство железнодорожной ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и, далее, трансмонгольской железной дороги, указывая на залежи полезных ископаемых в тех местах. В пятой части этого издания приводятся документы, связанные с железнодорожными концессионными предприятиями Бадмаева. Деятельность Бадмаева затрагивала не только Сибирь и Дальний Восток. Так, в 1916 году он организовал акционерное общество для работы в турецкой Армении, в то время занятой русскими войсками. В феврале 1917 года, буквально за считанные дни до падения монархии, которой Бадмаев был так предан, он пишет императору о необходимости развития Мурманского порта и дальнейшего строительства Мурманской железной дороги. Однако все планы Бадмаева рухнули в том же 1917 году. Он был выслан из страны Временным правительством, но задержан в Гельсингфорсе (теперь - Хельсинки) и после месячного заключения вернулся в Петроград. Там он продолжал свою медицинскую деятельность, несколько раз арестовывался ЧК, но умер в своей постели, 29 июля 1920 года.

Использовано в качестве цитаты из кн.: П.А.Бадмаев. За кулисами царизма. Воспоминания, мемуары., Минск, Хардвест - Москва, АСТ, 2001.

Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья. Год рождения П.А. неизвестен. Без всяких оснований в энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849, а в современном энциклопедическом словаре дается 1851. В его следственном деле лежит справка ЧК, где указано, что он родился в 1810. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 он написал:

«Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, - сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца ».

Его дочь говорила:

«Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет ».

П. А. Бадмаев был крестником императора Александра III. При принятии православия, Бадмаев выбрал себе имя в честь своего кумира - Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица, - так Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника, получившего несколько ножевых ран при втором покушении на него.

П. А. Бадмаев окончил гимназию в . В 1871 поступил в Петербургский университет на восточный факультет. В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии. С 1875 на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.

Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II. Долгое время лечил цесаревича Алексея. Выступал против Григория Распутина. На Поклонной горе имел дом, при котором находился огород, на котором он выращивал целебные травы.

Создал торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893-1897 в Забайкалье. Целью торгового дома была торговля с бурятами. В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и Ко» в Чите с 1895 издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.

В 1893 после нескольких экспедиций в Монголии, Китаю и Тибет, Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александр памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет.) Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию:

«Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха ».

За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника.

Строившаяся при Александре III способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг - на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу-фу, расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Ланчжоу-фу - ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадет в наши руки , - убеждает он императора. - Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России ».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьезными » и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию ».

Больше повезло Бадмаеву с Николаем II. На этот раз он воздействовал на царя с помощью Распутина. 1 января 1904 года Бадмаев пишет императору:

«Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос - нуль по сравнению с тибетским ».

Не прошло и двух дней со дня написания письма, как по личному распоряжению императора на Тибет отправился подъесаул Уланов. Он получил двойное задание: во-первых, разузнать, что там делается, во-вторых, постараться настроить тибетцев против англичан. Начавшаяся через три недели война с Японией поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями.

В 1911 и 1916 вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым внятно высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем .

В 1917 после февральской революции П. А. Бадмаев был выслан в Хельсинки. Зимой 1919-1920 находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920. Похоронен 1 августа 1920 на Шуваловском кладбище в Петрограде.

Среди эзотериков ходят слухи, что П. А. Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества Зелёный дракон. Из-за отсутствия какой-либо официальной документации в тайных организациях, аргументы «против» этого или «за» -- безосновательны.

Племянник Бадмаева, Николай, возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде; лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочую элиту. Он был арестован и в 1939 расстрелян.

Вдова Бадмаева, Елизавета Федоровна, провела 20 лет в лагерях, но выжила и сохранила архив, который находится сейчас у ее внуков, которые добиваются реабилитации бадмаевской памяти: изданы книги о нем, переиздан перевод «Жуд-Ши», выдвигшается идея назвать именем целителя одну из улиц Улан-Удэ. В том же архиве лежит неизданная третья часть «Жуд-Ши» - практические рекомендации по изготовлению лекарств.

Родственники Бадмаева продолжают заниматься тибетской медициной.

В 1991 по постановлению Президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева "Основы врачебной науки Тибета «Жуд-Ши».

Сочинения

  1. Проект включения Тибета, Монголии и Китая в Российскую империю «О задачах русской политики на азиатском Востоке». - 1893 г.
  2. Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-ши». - СПб, 1903. - 159 стр.; М.: Наука, 1991.
  3. Ответ на неосновательные нападки членов медицинского совета на врачебную науку Тибета. - СПб, 1911. - 72 стр.

Литература

  1. Гусев Б. Доктор Бадмаев. – М. : Русская книга, 1995.
  2. Лобанов В. Г. Старая Чита. Документальный рассказ. Издание второе, исправленное и дополненное. - Чита: Степанов М. А., 2003. - 336 с.
  3. Кузьмин Ю.В. Кто вы, доктор Бадмаев? Восточные миражи доктора Бадмаева. - Улан-Батор, 2006. - 137 с.
  4. Кузьмин Ю.В. Восточные проекты доктора П.А.Бадмаева. - Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2006. - 184 с.

ДОКТОР БАДМАЕВ

Б. Гусев. МОЙ ДЕД ЖАМСАРАН БАДМАЕВ

«Белому царю служить хочет»................ 5

Крестник императора.................... 9

Доктор - Ваше превосходительство.............. 12

«Жуд-Ши»- поистине святое наследие............ 16

Наши болезни и наши страсти................ 20

Бадмаев вступает в борьбу................. 22

Уготованная судьба..................... 26

Бадмаев и Николай II .................... 31

Распутин и другие..................... 34

«Очень сожалею и удручен, Ваше величество!» ........ 40

«Взошла звезда»...................... 43

«Отца я помню с раннего детства» ............. 49

Накануне грозных событий................. 53

Перед разъяренной толпой.................. 57

ЧК действует..,....................... 63

«Разве я неправильно жил?» ................. 71

Странный свет в пустой церкви............... 74

Следуя завещанию..................... 77

Часы Буре в доме бабушки не меняют свой ход....... 78

«Разруха в головах» ..................... 81

Вся жизнь перевернулась.................. 85

«Это были не пожарники» .................. 87

«Бадмаеву вы, сволочи, ни за что посадили!..» ........ 91

«Я едва выбралась, кругом был огонь» ............ 92

Сокровища в старом сундуке................ 94

«Знания Елизаветы Федоровны - невосполнимое богатство» . . 99

Черты Востока....................... 102

Т. И. Грекова, «Жуд-Ши» в переводе П. А. Бадмаева …………………………. 107

Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-Ши» (фраг­менты)

Предисловие........................................................................................................ 116

Основы врачебной науки Тибета (введение) .................................................. 120

Первая книга «Жуд-Ши» ................................................................................... 148

Вторая книга «Жуд-Ши» .................................................................................. 151

Приложение:

П. А. Бадмаев. Ответ на неосновательные нападки членов

медицинского совета на врачебную науку Тибета......................................... 216

П. А. Бадмаев. Справка о положении врачебной науки Тибета вРоссии ….. 230

Забочусь о тех несчастных стражду­щих, которые благодаря только тибет­ской медицине получают и должны полу­чать в будущем красоту жизни - здо­ровье.

Мне лично - представителю этой науки - ничего не нужно. Имея орудием достояние тибетской медицины, рабо­тая не покладая рук всю жизнь для блага больных, я вполне удовлетворен.

Праправнукам Петра Бадмаева - Елизавете и Григорию посвящаю

«БЕЛОМУ ЦАРЮ СЛУЖИТЬ ХОЧЕТ»

Мой дед, по рождению монгол, в ранней молодости пас овец в Агинской степи Забайкалья и учился укрощать диких степных кобылиц. Жамсаран Бадмаев был самым младшим, седьмым, сыном Засогола Батмы, скотовода средней руки, имевшего до сотни кобылиц и столько же овец,- богачами же считались те, у кого были тысячные табуны.

Жили в шестистенной юрте и кочевали по Агинской степи весьма независимо, кланяясь лишь русскому исправнику и угощая его водкой. Следуя учению Будды, в семье водку никто не пил, но держали штоф-другой для гостей и начальства.

Задолго до рождения Жамсарана его старшего брата Сультима в шестилетнем возрасте эмчи-ламы, то есть ламы-целители, ото­брали в числе немногих детей Аги для обучения в дацане тибетской медицине. Это считалось большой честью. Эмчи-лама пользовался огромным авторитетом среди своих земляков. Отбирали весьма придирчиво, исследуя слух, зрение, обоняние, осязание будущего ученика, а еще стремились определить душевные качества ребенка, которые также весьма важны для эмчи-ламы. Происхо­дило это в мирные, далекие годы середины прошлого века.

К тому времени, когда Жамсаран стал подростком, Сультим уже был врачом Степной думы - выборного органа бурят, подчи­нявшегося, однако, губернским властям. Степные думы появились при Сперанском, но Плеве их распустил. Семья Батмы была известна в Aгe; еще большую известность ей принес Сультим, о котором пошла молва как о знаменитом докторе. Но глава семьи Засогол Батма, человек честолюбивый, мечтал, чтобы хоть один из его сыновей поехал в Иркутск и поступил в русскую классическую гимназию. Сделался чиновником, получил власть!.. Недаром же семья Батмы в одиннадцатом колене по женской линии вела свойрод от Чингисхана. (В Бутятии вообще принято знать своих дале­ких предков.)

И отец обратился за советом к старшему сыну - кого же из братьев послать в гимназию? Это было связано с немалыми расхо­дами, приглашением репетиторов, покупкой вещей, необходимых для городской жизни. В степной Лге дешевыми были лишь мясо, молоко, шерсть и кожа. Вес остальное ввозилось и потому стоило дорого.

Когда отец спросил Сультмма, тот не колеблясь ответил:

Жамсарана!

Умней остальных? - хмуро поинтересовался отец.

Быстрый ум имеет. И знает, чего хочет.

Чего же?

Белому царю служить хочет... Близко к нему быть хочет,- заключил Сультим, и присутствующие буряты тотчас зацокали языками, одни - в знак восхищения дерзкими мечтами, другие - в знак осуждения нескромности. Для нас, мол, губернатор - недося­гаемая вершина, которую никто еще не видел,- наезжали лишь чиновники но особым поручениям. А тут - царь!

Властный Батма с минуту раздумывал, потом сказал:

Пошлем Жамсарана. Мать! Готовь сына в дорогу! Далекий путь в Иркутск проходил через всю высокогорную

Бурятию, называемую малым Тибетом, где климат суров и сух. Агинский аймак, например, совершенно безлесый. Наконец вдали сверкнуло синее море - Байкал. Десятилетня спустя Жамсаран напишет о своей родине так:

«Монголы издревле населяли прибайкальские страны, с кото­рыми связаны лучшие воспоминания этого народа. Уголок этот, соприкасающийся на юге и западе с бесплодными степями, на севере с безжизненными тундрами, с необозримыми лесами на во­стоке, отличается необыкновенной красотой грз"пп своих гор, долин, ущелий и равнин, богатством минералов, флоры и фауны, дает начало величайшим рекам Северного и Восточного океанов: между горами его таится чудесное озеро Байкал - святилище мон­голов».

И еше не раз и не два проедет он по этому пути.

Вскоре изменилась судьба и самого Сультима Бадмаева. В на­чале 50-х годов XIX века в Забайкалье пришла беда - эпидемия тифозной горячки. Среди населения начался мор. Губернские власти были в растерянности. Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский, будучи наслышан о врачебной науке Тибета, приказал найти наиболее видного ее представителя. Призванные на совет старейшие буряты сошлись на Сультиме.

Губернатор повелел привести его. И между ними, как повествует семейное предание, произошел такой диалог. (Разговор велся через переводчика, так как Сультим очень слабо знал русский язык.)

Берешься ли ты прекратить эпидемию и что тебе для этого нужно?

Роту солдат надо.

Солдат? Не лекарств? - удивился Муравьев-Амурский.

Лекарства - моя, солдаты - ваши. Порядок держать, кор­дон ставить. Ни одна собака через кордон. Страх держать!

Сультим с помощниками быстро приостановил эпидемию. Сам он входил в тифозные бараки, окурив себя тлеющими палочками туго скатанной сушеной тразы, дым которой предохраняет от любой инфекции.

Граф вызвал к себе чудодея и прямо задал вопрос, какой награды он желал бы за услугу, оказанную правительству. Опять-таки согласно семейной легенде, лама Бадмаев скрестил руки на груди, касаясь пальцами плеч, и через переводчика сказал, что если русские власти признают в нем врача, то справедливо было бы наделить его такими же правами, какими пользуется русский военный врач.

Ты просишь офицерское звание? Наши военные вра­чи - офицеры. Прошли курс императорской Медико-хирурги­ческой академии.- Губернатор задумался.- Где и чему обучал­ся ты?

Сультим пояснил, что изучил тибетский язык только для того, чтобы познать мудрейшую книгу «Жуд-Ши», в которой сосредото­чены великие истины тибетской медицины, а также перенял опыт от старейших эмчи-лам. Кроме того, он долгие годы, начиная с младенческих лет, слушал пульс как больных, одержимых разными недугами, так и здоровых людей всех возрастов и теперь может по пульсу определить любое заболевание.

По пульсу? Любую болезнь?!

У пульса очень много оттенков, сотни... У каждой болезни свой пульс.

Все это было произнесено с достоинством, внушающим уваже­ние. И губернатор поверил.

К сожалению, исполнить твое желание не в моей власти - офицерское звание, а с ним и личное дворянство дает лишь госу­дарь император. Я подробно доложу в Петербург о твоем искус­стве, и там, быть может, заинтересуются... А пока я сделаю то, что в моих возможностях.

В 1853 году Сультим был избран членом-сотрудником Сибир­ского отделения русского императорского Географического общества. Муравьев-Амурский, как обещал, сообщил «наверх» о необычном целителе. Пока письмо достигло столицы империи, пока там раздумывали, как поступить, прошло года три. Известно, что в 1857 году Сультим был приглашен в Петербург и зачислен лекарским помощником в Николаевский военный госпиталь на Суворовском проспекте. Очевидно, в этом скромном качестве лекарского помощника он сумел проявить себя, ибо спустя еще три года появился уже более значительный документ, который я цити­рую по позднее изданной «Справке о положении врачебной науки Тибета в России*. В ней говорится:

«По высочайшему повелению Медицинский департамент Воен­ного министерства 3 октября 1860 года за № 10182 предлагает ламе Бадмаеву лечить больных, одержимых бугорчаткой во всех степенях развития, и испытывать свои средства над больными, одержимыми раком, в Николаевском военном госпитале под на­блюдением врачей».

«Ламе Бадмаеву было объявлено, что если он своими опытами не докажет на деле, что его средства действительно приносят пользу при лечении разных болезней, то правительство затруд­нится разрешить ему практику даже в его стране».

В конце сообщается об итогах:

«Результаты врачевания Бадмаева удовлетворяются тем, что по высочайшему повелению Медицинский департамент Военного министерства 16 января 1862 года за № 496 уведомил Бадмаева, что он награжден чином с правом носить военный мундир и в слу­жебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам».

В моем архиве имеется старая фотография, на которой Сультим в мундире с эполетами.

В 1860 году он открыл в Петербурге аптеку тибетских лекар­ственных трав, занялся частной практикой и очень скоро обрел клиентуру. Конечно, за несколько лет жизни в столице Сультим научился говорить по-русски, но письма так и не одолел. Уже в зрелом возрасте он крестился и принял имя Александр, отчество же давали по существовавшей традиции в честь царствующего импе­ратора - и он стал Александром Александровичем.

Медицинский департамент позаботился о доставке Бадмаеву лекарственных трав из Бурятии и Тибета. Император Александр II, будучи наслышан о чудесах тибетской медицины, повелел пере­вести на русский язык главное ее руководство - «Жуд-Ши». И во исполнение приказа царя была создана группа опытных универси­тетских переводчиков под руководством профессора К. Ф. Гол-стунского. Группа приступила к работе, но вскоре честные ученые доложили Александру II, что давать подстрочник бессмысленно, ибо учение «Жуд-Ши» зашифровано в виде поэмы о природе, и что осуществить перевод сумеет лишь крупный знаток тибетской медицины, который сможет разгадать, что именно таится за простыми словосочетаниями «солнце светит», «река играет» и пр. Такой зна­ток - Сультим - жил рядом, но он не был силен в русском. И перевод в 60-е годы не состоялся. Император внял логике спе­циалистов.

Александр Александрович предлагает свои услуги в качестве лектора для преподавания монгольского языка безвозмездно, или на общественных началах, как выразились бы мы ныне... Универ­ситет принимает его предложение, и в течение пяти лет, с 1863 по 1868 год, Бадмаев читает лекции бесплатно, затем ему назначают жалованье, полагающееся лектору.

Лекторская деятельность, все увеличивающийся поток боль­ных, аптека лекарственных трав, открытая на Песках,- всe это требует огромных усилий. Нужен был помощник, а в будущем и преемник, которому он смог бы передать свое дело, свое искусство. В письмах Сультим просил отца отпустить к нему Жам-сарана, как скоро тот окончит гимназию.

Согласие было дано, и, выйдя из гимназии с золотой медалью, Жамсаран едет в Петербург. Вскоре по приезде в столицу он по примеру старшего брата принял православие и с ним новое имя - Петр в честь Петра Великого, который был его кумиром.

КРЕСТНИК ИМПЕРАТОРА

На склоне жизни в своем философском трактате «Мудрость в русском народе» (Петроград, февраль 1917 г.) Петр Александро­вич так объяснит это свое решение, принятое в молодости:

«Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным; знал шамаизм и шаманов, веру моих предков и с глубоким почита­нием относился к суеверию.

Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум и мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что это учение Христа Спаси­теля озарило все мое существо».

Для совершения обряда крещения был избран храм Св. Панте­леймона-целителя, покровителя всех страждущих и их врачевате­лей. Настоятель этого храма был близок ко двору. И когда двадца­тилетний наследник-цесаревич, будущий император Александр III, узнал, что принять православие решил молодой бурят-буддист, он пожелал стать крестным отцом. Поэтому сам обряд крещения про­ходил в особенно торжественной обстановке. Но Петр Бадмаев не любил протекций и появился при дворе уже по приглашению, как известный врач (это относится к концу 80-х годов, времени цар­ствования Александра III). Разумеется, его старшего сына, будущего императора Нико­лая II, он тоже знал с юных лет. В дневнике Николая мы находим следующую запись от 24 февраля 1895 года: «Бадмаев, бурят, крестник Папа, был у меня, много занимательного рассказывал он о своем поездке по Монголии». Запись от 26 марта того же года: «После завтрака имел продолжительный разговор с Бадмаевым о делах Монголии, куда он едет. Много занимательного и увлека­тельного в том, что он говорил» 1 .

В 1871 году Петр Бадмаев поступил на восточный факультет Петербургского университета, а в 1875-м закончил его с отличием по китайско-монголо-маньчжурскому разряду. Одновременно он был зачислен вольнослушателем в Медико-хирургическую акаде­мию с правом сдачи экзаменов. Учеба в двух высших учебных заведениях была возможна потому, что разрешалось свободное посещение лекций.

Врачебный диплом Петра Бадмаева остался в академии. По тогдашним правилам каждый ее выпускник должен был дать клятву, что будет лечить больных лишь известными европейской науке средствами. А Петр решил посвятить себя врачебной науке Тибета. Вначале он помогает брату в приготовлении лекарств и таким образом изучает состав их, присутствует на приеме пациен­тов, знакомится с методикой диагностики и расспроса больных, чему тибетская медицина придает большое значение. Иных боль­ных тибетский врач расспрашивает об их самочувствии по часу и более.

Для изучения европейской медицины имелись учебники, факультеты, профессора, клиники. С тибетской было сложней. У Петра Бадмаева был лишь один учебник-древняя рукопись «Жуд-Ши», которую следовало расшифровывать, чтобы понять. И один учитель - старший брат Александр Александрович. Но и он умер рано, в 1873 году, прожив в Петербурге шестнадцать лет. Петр, еще студент, остался в огромном чужом городе. Правда, покойный брат оставил ему аптеку, свою практику и немногочис­ленных друзей, расположение которых смог завоевать.

Вот что пишет Петр Бадмаев об этом периоде жизни:

«Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руковод­ством брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти брата я продолжил это изучение под руководством первых врачей в бурят­ских степях и Тибете и пополнял знания сведениями, сообщавши­мися мне лучшими знатоками этой науки. Последние почти еже­годно в продолжение двадцати с лишком лет приезжали в Петербург и каждый раз проживали у меня не менее полугода, давая мне указания и советы.

См.: Дневник императора Николая II. 1890-1906 гг.- М.: Полистар, 1991.

Занятия в С.-Петербургском университете на факультете во­сточных языков и главным образом в Медико-хирургической ака­демии дали мне возможность достигнуть некоторых результатов при переводе сочинения «Жуд-Ши»... Тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается вопросов жизни отдельного человека, семьи, общества и государства. Многие сочи­нения недоступны по своей редкости и невозможности попасть в отдаленный западный Тибет не только частным лицам, но даже богатым монголо-бурятским и буддийским монастырям. Но благо­даря знакомству на Востоке мне удалось получить редкостные книги, лекарства и другие предметы, необходимые для полного изучения тибетской медицины».

После университета Петру Бадмаеву, показавшему в учебе усердие и способности, предложили должность чиновника 8-го класса в Азиатском департаменте Российской империи. Он принял должность, она была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет, что отвечало его планам. Прибыв в Петербург молодым, со знанием русского языка, Петр легче, чем брат, адаптировался в незнакомой для него среде. Он имел живой ум, был очень энерги­чен, общителен. В 1877 году женился на молоденькой девице-дво­рянке Надежде Васильевой. Вскоре семья стала расти. По учению врачебной науки Тибета, первые условия здоровья детей - чистый воздух и вода, незагрязненная почва и тепло-свет. Петербург уже тогда был достаточно задымленным городом. Но Петр Александро­вич нашел и сухое, и высокое место на северной окраине - Поклонной горе. Там он откупил участок земли и со временем построил двухэтажный каменный дом с восточной башенкой.

Служба его не была связана с ежедневным хождением в депар­тамент, он числился консультантом по Востоку, изредка ездил в дальние командировки и таким образом мог заниматься врачебной практикой, которая с годами становилась все более и более по­пулярной. Об ЭТОМ свидетельствует энциклопедия Брокгауза и Ефрона, вышедшая в 1891 году. В 4-м томе на странице 674 о Бад-маевых сказано:

«Бадмаевы - два брата, буряты. Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка С.-Петербургского уни­верситета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев - младший брат и воспитанник предыдущего - родился в 1849 году. Учился некоторое время в Медико-хирургической академии и получил право врачебной практики. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных».

ДОКТОР - ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

Приток больных рос. Из города ездить им на Поклонную далеко. Поэтому Петр Александрович снял в аренду третий этаж дома шестнадцать по Литейному проспекту. Там было несколько комнат с высокими потолками и лепными украшениями: по углам - младенцы-ангелочки с крылышками. Это понравилось доктору - нужно, чтобы взгляд на чем-то отдыхал. В комнате ожидания он поставил удобные деревянные стулья, столик с петер­бургскими газетами и журналами. Для приема выбрал две смежные комнаты - большую и поменьше. В центре большой, уставленной по стенам сконструированными по его указанию стеллажами, в которых хранились лекарства для выдачи пациентам, стояли его письменный стол, кресло. Здесь он встречал больного, зоркими глазами оглядывал его, всматриваясь в выражение лица, цвет кожи, вслушивался в его голос. Не так важно было то, что он гово­рит,- важно услышать голос: для опытного доктора уже тональ­ность голоса свидетельствовала о многом, способствуя постановке точного диагноза. Главное - диагноз, от чего лечить.

Прием длился по восемь-десять часов. Но доктор не должен быть усталым, иначе он не воспримет больного. И каждые три часа Петр Александрович прерывал прием, шел в соседнюю смежную комнату, садился в вольтеровское кресло и засыпал на пять-семь минут, потом сам просыпался и был снова бодр и восприимчив. Он строго следовал указаниям врачебной науки Тибета. И эти буквы - ВНТ - приказал выгравировать на ложках и вилках обе­денного сервиза.

Известность принесла ему связи в высших сферах, к нему за помощью обращаются сенаторы, министры. Дружеские отношения у него устанавливаются с Витте - будущим премьер-министром России. Они вместе побывали в Китае.

Впоследствии (после 1905 года) отношения между Петром Александровичем и Сергеем Юльевичем Витте были прерваны. Напуганный революционным движением, Витте стал «леветь». Будучи премьером, он сумел убедить Николая II дать России кон­ституцию 17 октября. Таким образом, империя сделалась консти­туционной монархией. Но конституция не принесла покоя стране, вызвав лишь новые беспорядки. Витте был вынужден уйти в отставку.

Только Петр Аркадьевич Столыпин, заявивший с думской три­буны: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Рос­сия»,- твердой рукой взялся наводить порядок, вступил в борьбу с произволом террористов.

А Бадмаев, как явствует из его писем царю, был и оставался до конца жизни сторонником абсолютной монархии. Витте не простил ему этого и в своих мемуарах критикует поведение Бадмаева во время их совместной поездки в Китай. Но не учитывает, что в Китае следует вести себя применительно к китайским, а не евро­пейским обычаям. Однако это лишь повод, суть же их расхождений в различных политических взглядах и позициях.

1893 год - последний год службы Бадмаева в Министерстве иностранных дел. Он оставляет службу и принимает почетный, без жалованья, пост члена попечительского совета приюта герцога Ольденбургского, а вскоре получает и чип действительного стат­ского советника. К тому времени он вновь побывал в Китае, Мон­голии и Тибете, продолжая изучать тибетскую медицину. Но одновременно знакомился с государственным устройством этих стран, их экономическим и политическим положением. Свои выводы Бадмаев изложил для Александра III в виде философско-исторического трактата, со множеством глав. Петр Александрович советует усилить позиции России на Востоке, то есть в некотором смысле переориентировать внешнюю политику империи, предска­зывая, что должно произойти на Востоке в ближайшие годы. «Китайцы озлоблены против маньчжурского дома за то, что он не имеет силы удержать проникновение с моря и позволяет англича­нам отравлять их опиумом. Вообще маньчжурская династия дискредитирована в глазах китайцев, монголов и тибетцев. Только при помощи жестоких мер и совершенно посторонних и случайных обстоятельств она удерживает свою власть». И далее: «Дни ее соч­тены, и на монголо-тибето-китайском Востоке предстоит наступ­ление анархии; пользуясь ею, европейцы бросятся туда, захватят несметные богатства... которые в их руках послужат страшным орудием против России».

Предсказание сбылось: последовало так называемое боксерское восстание, а вскоре маньчжурская династия пала.

Трактат Бадмаева прочел Витте и передал Александру III с лестным для автора отзывом. Александр, ознакомившись с обшир­ным посланием, наложил резолюцию: «Все это так ново, необыкно­венно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». Между тем Бадмаев получил генеральское звание, и были выде­лены средства на осуществление проекта. Но император умер в следующем, 1894 году, а Николай II не сразу дошел до всех дел.

Смысл предложении Бадмаева состоял в мирном присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Внутренняя логика проекта была такова: в этих странах властители слабы, а влияние белого Царя сильно; не возьмет Россия - возьмут англичане, Запад и повернут подвластные им народы против нас. Обратим внимание: в проекте говорится не о завоевании, а именно о мирном присоеди нении. Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю, и с этой целью организо­вал в Чите торговый дом «Бадмаев и К"», а также создал газету «Жизнь на восточной окраине», выходившую на русском и мон­гольском языках.

Ему, человеку богатому, имевшему чины и огромную клиен­туру, лично ему больше ничего было не нужно - он заботился об интересах России! Страны, которая приняла его, инородца, под­няла на самые верхи общества; сбылась его мечта - стать близким к царю, давать советы Ему...

(Англичане действительно распространили свое присутствие на Тибет. И ушли оттуда лишь при Столыпине, уже после заключения русско-английского договора в 1907 году.)

Все послание написано с точки зрения интересов Российской империи. Основываясь на исторических фактах, автор прослежи­вает влияние белого царя и православия на Вотоке и приводит при­меры, когда еще в период татаро-монгольского ига татарские князья и военачальники принимали православную веру, обраща­лись к священникам за помощью в лечении и т. п.

В трактате упорно проводится мысль о том, что русские расши­ряли свою территорию путем мирного присоединения земель. (Эту же мысль высказывает и Лев Толстой.) Конечно, были исключения, например завоевание Сибири Ермаком. Но, скажем, в Ташкент русские вошли без единого выстрела. Украина, Грузия, а позже и хан Бухарский с эмиратом сами выразили желание присоединиться к России, стать под руку белого царя.

Каждый довод Бадмаева был основательно аргументирован.

В марте и апреле 1895 года состоялись беседы Петра Алексан­дровича с вступившим на престол Николаем II, о чем тот и упоми­нает в своем дневнике. Беседы эти, видимо, не прошли без послед­ствий. И если исключить русско-японскую войну (хотя поражение в ней России не было явным и Мукденский бой, по мнению многих военных авторитетов, был нами выигран), то русские одержали на Востоке немало дипломатических побед. И когда в 1911 году между Россией и Китаем возник конфликт, закончившийся ульти­матумом (Россия требовала соблюдения торговых прав и привиле­гий в Монголии, грозила в случае притеснения русских купцов ввести в Китай войска), он был беспрекословно принят и русское преобладание в Монголии признано безоговорочно. Япония тоже шла на всяческие уступки, понимая, что была бы сломлена, прод­лись война еще полгода, ибо все ее внутренние ресурсы оказались исчерпаны. В России же они были неисчислимы...

Знаменитый врач Бадмаев Петр Александрович по происхождению был бурятом (его семья вела кочевой образ жизни). Так как мальчик воспитывался в забайкальской глуши, о его ранних годах практически ничего не известно. Более того, историки до сих пор не могут определить точную дату его рождения. По разным оценкам, это или 1849 или 1851 год.

Образование

Первые документальные свидетельства, которые оставил после себя Бадмаев Петр Александрович, связаны с его учебой в иркутской гимназии. Затем выходец из Сибири перебрался в столицу империи и поступил в Петербургский университет.

Неудивительно, что юноша выбрал Восточный факультет. Он не просто был бурятом, он подробно изучал быт, культуру и традиции родного края. Именно эти глубокие знания сделали его известным на всю страну.

Чиновник и лекарь

Учеба в Петербургском университете закончилась в 1875 году. После этого Бадмаев Петр Александрович стал работать в Азиатском департаменте министерства иностранных дел. Но молодой человек был не просто чиновником. После ранней смерти старшего брата ему в наследство досталась популярная петербургская аптека. В ней продавались тибетские лекарственные средства, пользовавшиеся в столице большим спросом. Светская публика с трепетом относилась ко всевозможным загадочным средствам, доставляемым из далекого азиатского края.

Став аптекарем, Бадмаев Петр Александрович углубился в изучение культуры Тибета. Очень быстро он стал видным специалистом в области медицины. Причем предприимчивый Бадмаев не останавливался на теоретических познаниях. Он начал заниматься лечебной практикой, сделавшей его имя известным всему городу. В качестве медицинских средств Петр Бадмаев использовал травы и порошки собственного производства.

Серый кардинал

В качестве петербургской знаменитости Бадмаев сблизился с высшим светом столицы и царским двором. Он стал публичной фигурой первой величины в правление Александра III. Самодержец даже был крестным отцом бурята, принявшего православие уже в зрелом возрасте. Петр Бадмаев не только стал христианином, он поддерживал контакты с главными лицами в Церкви. Так сохранилась обширная переписка врача со знаменитым проповедником своего времени - Иоанном Кронштадтским.

Религиозность и мистичность фигуры Бадмаева помогли ему стать еще ближе к власти после восшествия на престол глубоко суеверного Николая II. Еще одним человеком с похожим влиянием был куда более известный Именно с помощью «тобольского старца» Бадмаев долгое время связывался с царем и его супругой Александрой Федоровной. Распутин же нередко бывал у популярного знахаря. На его квартире периодически организовывались встречи бюрократической и чиновничьей элиты.

Распутин, оказывавший на Николая II огромное влияние, часто сам рассматривал кандидатуры на посты министров на их профпригодность. Важным в этой связке был и Петр Александрович Бадмаев. Жамсаран (настоящее имя бурята) сводил старца Григория со своими многочисленными клиентами. К примеру, именно у него появилась идея назначить министром внутренних дел Александра Протопопова. В 1915 - 1916 гг. чиновник лечил у Бадмаева свои психотические припадки (он мог внезапно терять контроль над собой). О своих связях со знахарем и его роли в закулисных решениях царской власти уже бывший министр сообщил на одном из допросов ЧК после Октябрьской революции.

Восточный вопрос

Выражаясь современным языком, Петр Бадмаев был лоббистом. Но он не только помогал власти принимать кадровые решения. Петр Александрович Бадмаев, биография которого и сегодня имеет множество белых пятен, пытался оказывать влияние на политику Российской империи на Дальнем Востоке. Этот регион привлекал врача, ведь сам он был родом из Забайкалья, а вся его известность оказалась построенной на приемах тибетской медицины.

Как раз при Александре III и Николае II велось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Этот проект был крайне важен со всех точек зрения: экономической, военной, колониальной. Впервые Бадмаев поделился с Александром III своими соображениями о Дальнем Востоке в феврале 1893 года, когда послал ему обстоятельную и подробную разъяснительную записку с идеями о задачах государственной политики в Азии.

Записки Александру III

На чем основывал свои предложения касательно Дальнего Востока Бадмаев Петр Александрович? Книги, которые он оставил после себя, говорят о том, что знахарь несколько раз путешествовал по Китаю, Монголии и Тибету. Маньчжурская династия, правившая тогда в Поднебесной, переживала длительный кризис. Все признаки говорили о том, что власть в Китае скоро забьется в агонии. Эту тенденцию и уловил Бадмаев Петр Александрович. Рецепты медицинского характера, которые он составлял, были далеко не единственной интересующей врача темой. Он действовал и писал императору доклады как дипломат и политик.

В своей записке Бадмаев предлагал Александру III оккупировать ослабленный Китай. Одна эта мысль казалось фантастической, однако знахарь настаивал: если в Поднебесную не придут русские, эта страна окажется в руках Великобритании и других колониальных европейских держав. Александр отнесся к записке своего крестника как к несбыточной утопии, однако за проделанные труды сделал того действительным статским советником.

План экспансии в Тибете

Бадмаев не просто писал о необходимости экспансии в Китае. Он предлагал конкретные методы достижения этой цели. В частности, он советовал Александру III построить еще одну железную дорогу. Если Транссиб был ориентирован на Дальний Восток, то новый путь должен был открыть дорогу в Тибет. Ключевой точкой на этом маршруте являлся китайский город Ланьчжоу. Именно туда предлагал провести железнодорожную магистраль Бадмаев Петр Александрович.

Иван-чай, который рос в Сибири, был не единственной причиной заинтересованности бурятского медика. Конечно, говоря о государственных интересах, он рассуждал в первую очередь как политик, а только потом думал о сделавших его знаменитым травах. Железная дорога в регионе, считал статский советник, была нужна для того чтобы заполучить торговое влияние. Благодаря нему Россия стала бы монополистом почти во всей Азии. А экономическое могущество, в свою очередь, легко конвертировать в политическое. Перспективы, которые описал Петр Бадмаев, привлекли пристальное внимание министра финансов Сергея Витте. Он всячески поддерживал проекты советника.

Знахарь и Николай II

Лоббирование Бадмаева в продолжилось и после преждевременной смерти Александра III. Новый самодержец Николай II также получал записки от знаменитого знахаря. Бадмаев редко виделся с царем, но, несмотря на это, оказывал на него некоторое влияние. И тому были свои причины. Во-первых, Николай старался ориентироваться на людей, которых уважал его собственный отец. Во-вторых, у последнего русского царя был больной сын Алексей. Бадмаев, известный своими врачебными талантами, пытался помочь наследнику престола. Но на этой стезе его обошел Григорий Распутин.

Когда началось обострение отношений с Японией, статский советник всячески убеждал монарха в том, что ему необходимо сосредоточиться на экспансии в Тибете и забыть о назойливых японцах. Николай даже отправил в горы делегацию. Однако в 1904 году началась Русско-японская война, и тибетский проект был закрыт окончательно.

Главная книга знаменитого врача

Петр Бадмаев оставил письменное наследие и в качестве лекаря. В 1903 году было издано его руководство по врачебной науке Тибета, в основу которого лег перевод древнего трактата «Чжуд-Ши». Эта книга пользовалась большой популярностью. В советское время о ней забыли. Интерес к трудам Петра Бадмаева вновь ожил в Перестройку. Пособие бурятского врачевателя впервые за много лет было переиздано в 1991 году.

Произведение представляет собой сборник советов о том, как сохранить здоровье и красоту. Эти рекомендации много лет собирал и перепроверял Бадмаев Петр Александрович. Иван-чай, книга в том числе о котором всколыхнула петербургскую читающую публику, привлекал особенно внимание исследователя. На протяжении многих лет лекарь продавал в своей аптеке порошки, созданные на основе этой травы. Многие читатели в начале XX века по достоинству оценили труд, который издал Петр Александрович Бадмаев. Иван-чай рецепты приготовления приварок и порошков - все это крайне занимало богатых жителей столицы Российской империи.

Тюремное заключение и смерть

В последние предреволюционные годы Бадмаев в глазах общественного мнения стал такой же неприятной и загадочной фигурой, как и Распутин. Когда к власти пришло Временное правительство, оно выслало старца в Хельсинки. Бадмаев олицетворял старую эпоху, ему было не суждено прижиться при новом порядке.

Если Временное правительство старалось избавиться от своих оппонентов достаточно мирными методами, то пришедшие ему на смену большевики с «шарлатанами царского режима» не церемонились. В 1919 году Петр Бадмаев попал в тюрьму. Он умер в заключении в июле 1920-го (точная дата неизвестна).