Что дает обряд венчания. Подготовка к венчанию

Вступление в брак — большое событие, требующее серьезной подготовки. Все больше молодых людей решают не только расписаться, но и венчаться в церкви. Как это происходит, что необходимо, как правильно готовиться?

Хотя обряд является очень красивым, не внешний блеск является его целью. Церковь считает брак одним из своих таинств , поэтому верующим следует отнестись к нему серьезно. Венчаться надо лишь при полной уверенности в том, что вся жизнь будет посвящена избраннику (избраннице).

Для чего нужно венчание

Два верующих человека становятся не просто семьей, а малой церковью Христовой. Она создается ради того, чтобы люди поддерживали друг друга, воспитывали детей в православной вере. Сохранить благочестие на протяжении многих лет — нелегкая задача. Вот почему во время обряда используются венцы. Они ведь символизируют мученичество — отказ от собственных желаний, прихотей во имя блага ближних.

Христос Спаситель в Евангелии не так часто говорит о семейной жизни. Но первое чудо, совершенное им, происходило именно во время брачного пира . Очевидно, застолье проводили люди не очень богатые, раз им не хватило вина. А ведь был самый разгар веселья, объявить о том, что нет вина, значило навлечь позор на все семейство. И Господь приходит на помощь молодым, превращая воду в вино. Таким образом Он показывает, что честный брак угоден высшим силам.

Препятствия для венчания, как выбрать день

Намереваясь вступить в церковный брак, следует помнить, что по каноническим правилам «развенчивания» не существует. Однако, на практике разводы сегодня это обычное дело даже в церковной среде. Тем не менее более трех раз сочетаться браком в храме нельзя. Жених и невеста должны быть крещены и совершить законное бракосочетание в ЗАГСе.

Существуют и другие запреты .

Если предварительное согласие у священника получено, можно выбирать день. Делать это следует совместно с церковнослужителем, он знает все тонкости. Таинство можно провести лишь в определенные дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье. Запрещено проводить церемонию во время продолжительных , их в году четыре:

  • Великий (перед Пасхой — он единственный является переходящим);
  • Петров;
  • Успенский;
  • Рождественский.

Православный человек должен посвятить это время исправлению, сокрушению о грехах. Не будут совершать таинство также и в Светлую седмицу, Масленицу, Святки. Запрещено венчать в дни некоторых праздников — об этом лучше точно узнать у настоятеля.

Что потребуется

Для тех, кто далек от церковной жизни, важным является вопрос стоимости проведения обряда . В каждом храме она будет разной. Где-то могут вообще не взять денег, тем более если сочетаться браком решили собственные прихожане. Заплатить придется лишь за хор, платье, необходимые обрядовые предметы (об этом чуть ниже). В некоторых церквях цена определяется самостоятельно, в других имеется «прейскурант». Нужно сначала выбрать место, потом уточнить, сколько потребуется денег. Но в целом таинство обойдется в разы дешевле обычной «гражданской» свадьбы. Именно поэтому их часто проводят в один день.

  • Для священника накрывать стол не нужно. Для него обряды — часть служения. Время приходского служителя обычно расписано по минутам, батюшке некогда будет сидеть за праздничным столом. Да это и не совсем уместно.

Поскольку венчание — церковный обряд, потребуется соответствующая атрибутика. На женихе и невесте должны быть нательные кресты .

  • Кольца выбираются на вкус молодоженов — в церковных лавках продаются с молитвами, крестами и т. п. Перед началом обряда их надо отдать священнику для освящения.
  • Родители должны благословить молодых при помощи образов Иисуса Христа и Божией Матери. Раньше их передавали по наследству, сегодня чаще всего покупают новые. Можно приобрести специальную венчальную пару.
  • Венчальные свечи — молодые возжигают их во время церемонии. Обычно это длинные витые свечи, выполненные специально для особого случая. Потребуется также рушник, на котором жених и невеста стоят во время молитв. Традиционно он белого цвета. Все, что необходимо, можно будет купить прямо в храме.

Священники обычно просят, чтобы гости и свидетели выглядели прилично — не должно быть оголенных плеч и коленей. Это касается и невесты. Если платье открытое, следует добавить накидку. Обязательна также фата, а для остальных женщин — платки.

Что касается съемки , служители могут предложить собственного мастера. Он хорошо будет знать порядок действий во время церемонии, сумеет запечатлеть все ключевые моменты. В храмах особенные правила поведения, фотограф должен хорошо их знать. Да и съемка проводится лишь в движении, нельзя попросить батюшку остановиться, чтобы «поймать» удачный ракурс.

Обряд

Невозможно заранее точно сказать, сколько длится венчание в церкви — это зависит от священника, певчих, остальных участников церемонии. Ориентировочно — от 40 минут до 2 часов. Это надо учесть, планируя время начала последующих мероприятий (обычно после храма все едут на банкет).

Сам обряд очень красивый, имеет древние корни . Сначала возле входа проводится обручение. Раньше оно проводилось отдельно, примерно за месяц до свадьбы. Сейчас для удобства людей все делается в один день. В процессе обручения молодым вручаются свечи, затем они обмениваются кольцами.

Затем жених и невеста проходят на середину храма, становятся возле аналоя, позади священника. Гости должны находиться на некотором удалении, чтобы не мешать передвижениям батюшки и его помощника.

Свидетели во время обряда должны держать венцы над головами молодых . Это физически довольно тяжело, поэтому следует выбрать людей крепких и достаточного роста.

  • Раньше свидетели играли особенную роль — они поручались перед Богом за то, что молодые готовы к браку, были их духовными наставниками. Как правило, это были люди зрелые, уже пожившие в браке, имеющие детей. Сегодня таких людей свидетелей не так легко найти, поэтому их присутствие - это, скорей, традиция.

Несколько раз на протяжении таинства священник будет поочередно обращаться к молодым с вопросами. Отвечать на них нужно на церковнославянском языке, поэтому ответы следует выучить заранее (это не просто «да» или «нет»).

Жениху и невесте дают испить вина из одной чаши — это символизирует их дальнейшую общую жизнь. Во время таинства надо будет мысленно молиться, когда нужно — совершать крестное знамение. Можно обвенчаться, но так и не понять всю смысл данного обряда. Ведь он, прежде всего, духовный. Поэтому проводить его только ради красивых снимков не следует.

Церковная подготовка

Перед тем, как венчаться, необходимо совершить некоторые другие церковные обряды. Как правило, их советуют пройти за пару дней до церемонии. И жених, и невеста должны посетить исповедника . Ведь призывать помощь Божию для новой семьи можно только с чистым сердцем. После этого надо отстоять , чтобы причаститься.

Для людей воцерковленных посещение таинств не будет чем-то непривычным. А если молодые нечасто ходят в храм, то придется постараться. Надо прочесть необходимое количество молитв, проделать большую духовную работу. Зато это прекрасная возможность поглубже вникнуть в христианскую жизнь.

В сам день венчания следует избегать обильных возлияний, буйного веселья, тем более ссор. И в храме надо вести себя подобающе: нельзя переговариваться, отвлекаться, это мешает окружающим сосредоточиться на сути происходящего. Касается это и гостей. Неприлично расхаживать по храму, поворачиваться к иконам спиной, смеяться. Подобным образом выказывается неуважение не только к верующим, которые по-настоящему молятся, но и к самому Богу. Ведь в минуты, когда священник читает молитвы о молодых, он испрашивает им благословение на всю последующую жизнь.

Решение о венчании должно быть принято молодыми единодушно и осознанно. Они должны понимать, что брак — это служение Господу, совместное исполнение Его воли. Идти в храм по воле родителей или из-за моды не следует. Только при обоюдном согласии провести всю жизнь вместе можно получить Божие благословение на брак. В другом случае это будет просто красивый обряд.

Венчание - это есть таинство, в котором благословляется супружеский союз. Многие молодожены венчаются сразу же после регистрации брака в ЗАГСе , а кто-то предпочитает проверить чувства, узнать, что нужно для венчания и тщательно подготовиться. Данные пары проходят этот обряд после нескольких совместно прожитых лет или после рождения ребенка.

Выбор даты свадьбы

Что нужно для венчания?

  • две иконы: Спасителя и Богородицы;
  • белое полотенце или полотно, на котором будут стоять молодожены;
  • венчальные свечи;
  • платочки для свечей белого цвета;
  • у молодоженов и гостей должны быть нательные крестики;
  • обручальные кольца;
  • свидетельство о браке.

Внешний вид

  • у невесты должен быть головной убор, это - фата, косынка;
  • плечи и грудь следует прикрыть накидкой;
  • девушкам нельзя находиться в храме в брюках;
  • макияж и маникюр должен быть не броским и сведен к минимуму.


Венчание не проводиться

  • вторник, четверг, суббота;
  • в посты: Великий пост, Петров пост, Успенский, Рождественский;
  • в период масленицы;
  • в пасхальную неделю;
  • во время от Рождества до Крещения.

Брак в церкви невозможен, если молодые вступали в брак три и более трех раз. Если молодожены находятся в близком родстве или хоть один на момент венчания не крещен.


Для того чтобы венчание стало для Вас праздником, который запомниться на всю Вашу жизнь, хорошо позаботьтесь о его организации. Советы о том, что нужно для венчания в церкви мы Вам рассказали, а Вы постарайтесь следовать им.

Обручальные кольца

Обручальные кольца издавна считались знаком верности, неразрывности и чистоты брачного союза. Раньше кольца должны были быть разными: одно золотое, а другое серебряное. Золотое кольцо было символом солнца, из-за своего блеска, а серебряное - было подобно на луну. В нынешние времена, как правило, кольца для жениха и невесты выбирают золотые.


Что нужно для венчания, если у Вас второй брак

Молодожены, которые решили соединить свои сердца узами брака во второй раз и хотят обвенчаться, должны знать, что церковь не поддерживает и не одобряет повторные браки, однако второй раз допускается. В этом случае добавляются к церемонии еще две покаянные молитвы.

Пары, которые решили обвенчать, должны хорошо обдумать свои намерения. Узнать, что нужно для венчания в церкви, как одеваться и какие молитвы нужно знать. Хорошая подготовка к данной церемонии, позволит Вам запечатлеть эти моменты даже на камеру.

В настоящий момент обряд венчания приобретает большую распространенность в нашем государстве, что позволяет не просто создать брак, а осветить таинство брака.

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006

Крещенные православные христиане, которые хотят связать свою судьбу браком, при желании могут обвенчаться. Однако люди должны четко осознавать, что брак, утвержденный Богом, не может быть расторгнут по личному желанию, так как это считается безусловным и тяжким грехом.

Венчание считается церковным таинством, в котором люди обещают хранить друг другу верность, а Бог подает им за это благодать единодушия, чтобы им было легко рожать и воспитывать детей, а также праведно жить христианской жизнью.

В процессе обряда любящие люди передают свои стремления, помыслы и венчания в руки партнера и обещают хранить священные брачные узы, не допуская в свою жизнь суетные страсти, разрушающие семью и любовь.

Обряд не имеет юридической силы, хотя венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе является нежелательным моментом.

Наша статья поможет понять суть обряда венчания. Кроме того, мы подробно расскажем, как венчаться, а также рассмотрим основные правила и обычаи.

Главные правила и приметы

Брачное таинство предполагает 2 обязательные части: обручение и последующее венчание. При этом обрученные люди могут самостоятельно расторгнуть договоренность о будущем браке, а венчанные уже нет.

Существуют обязательные требования к венчающимся:


Кроме обязательных правил некоторые обращают внимание на народные приметы, связанные с венчанием :

  • упавшее во время церемонии кольцо символизирует смерть одного из супругов или распад семьи;
  • ни в коем случае нельзя никому отдавать венчальный рушник, ведь он представляет собой символичный жизненный путь пары;
  • свечи, используемые при венчании, также необходимо хранить дома, а зажигать их можно в 2 случаях: во время тяжких родов или при болезнях детей;
  • в народе утверждают, что новобрачные обязательно должны что-то подарить храму в благодарность за благословение их новой семьи (часто это льняные полотенца, в которые заворачивают свежеиспеченный хлеб).

Венчание в православной церкви: подготовительные правила

Жизнь брачующихся, благословленных Богом, в идеале начинается с духовного приготовления. Невеста с женихом обязаны причаститься и исповедаться, но эти ритуалы, в свою очередь, также требуют определенной подготовки. Итак, что нужно для венчания в церкви?

Перед венчанием невеста и жених должны приходить на беседы со священнослужителем, который расскажет о том, как будет проходить обряд и раскроет тайны церковного понимания брака. Священник выясняет, почему людям важно быть именно обвенчанными, ведь некоторые пары не понимают всей глубины происходящего, а просто хотят участвовать в красивом обряде. При этом батюшка может дать какие-то полезные советы или порекомендовать брачующимся прочесть конкретные отрывки из священных книг.

Очень важно заранее договориться о дате венчания со священником. А если планируется, что обряд будет сопровождаться песнопением, необходимо заблаговременно предупредить певчих.

Когда нельзя венчаться?

Назначение конкретной даты венчания необходимо для того, чтобы не попасть в канун постных дней, в субботу, четверг и вторник: в эти дни ритуал не проводят. Вас интересует венчание в пост, а также можно или нет доверить свою семью Богу в эти дни? Ответ однозначен: это исключено, ведь обряд ни в коем случае не должен быть совершен в период долгих постов: Успенского, Петровского, Великого и Рождественского. И это не суеверие, как допустим, а обязательное к соблюдению церковное правило.

Важные атрибуты венчания

Если планируете венчание в церкви, не забудьте заранее позаботиться и о венчальных кольцах , которые являются знаком неразрывности брачного союза. Неважно, где они будут куплены: в храме или ювелирном магазине: главное, чтобы это было сделано с любовью и позитивным настроем. Перед самым обрядом кольца отдают священнику.

В старые времена было принято, что женское кольцо должно было быть золотым, а мужское могло быть намного дешевле: серебряным или железным, но сегодня эти правила никто не соблюдает и пары вольны выбирать брачные атрибуты на свой вкус.

После свершения обряда у молодоженов на память останутся кольца и венчальные иконы . Обычно для венчального благословения применяют образа Божьей Матери и Спасителя. Также можно использовать венчальные иконы родителей. Перед процессом их отдают священнику, а затем хранят как святыню, оберегающую брак.

Не забудьте о рушнике – белом полотенце, на который становятся новобрачные. Его можно купить в храме или вышить своими руками, вложив частичку своей души.

Позаботьтесь также о церковных свечах и венцах : все это есть в храме. Обязательно заранее договориться о том, кто будет держать венцы над головами жениха и невесты, чтобы не получилось путаницы во время обряда. Церковные венцы сделаны в едином размере, поэтому наверняка окажутся вам не по размеру. Именно поэтому принято, что венцы не надевают на головы пары, а держат над ними на весу. Делают это свидетели .

В дореволюционное время наличие свидетелей (поручителей) было обязательным, ведь церковный брак обладал полноценной юридической и законной силой. В наши дни брачующиеся сами определяют, нужны ли им при венчании свидетели. Если да, то важно учесть, чтобы они обязательно были православными и относились к венчанию с благоговением.

Венчание в православной церкви предполагает некоторые правила для свидетелей:

  • ими не могут быть люди, ранее состоявшие в браке (разведенные), т.к. они являются негативным примером для брачующихся, а потому не смогут в будущем быть верными духовными наставниками новоиспеченной семьи;
  • свидетелями не могут быть люди, живущие гражданским браком, то есть, согласно церковным канонам, пребывающие в постоянном грехе.

Таким образом, венчание в церкви предполагает некоторые правила, которые, впрочем, довольно легко соблюсти.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты

Пара, пребывающая в совместном браке, обязана принести в церковь документы, подтверждающие регистрацию в ЗАГСе. После этого никаких препятствий для венчания быть не может.

Между тем, не венчают людей, фактически состоящих в браке с другим партнером. Священнослужителю заранее должны быть предоставлены документы о расторжении предыдущего брака в ЗАГСе или разрешение архиерея, если прежний брак был церковным.

Как видите, венчание в церкви уже женатым парам через несколько лет после свадьбы разрешено и даже рекомендовано. Главное, чтобы этот шаг был осмысленным и хорошо обдуманным. Сам обряд для людей, живущих в многолетнем светском браке, будет носить некоторые незначительные отличия от канонического венчания.

В каких случаях церковь допускает «развенчание»?

Церковный брак, несомненно, более ответственный, ведь супруги отвечают не только перед законом, но и перед Богом. Но все же церковь выделяет несколько причин, по которым брак расторгается:

  • у одного из партнеров обнаружено неизлечимое заболевание (сифилис, СПИД, проказа);
  • один из партнеров является наркоманом или алкоголиком;
  • имеет место новый брак одного из супругов;
  • кто-то из партнеров принимает не православную веру;
  • женщина сделала аборт без получения согласия от мужа;
  • один из супругов пропал без вести;
  • действия партнера приводят к угрозе смерти или ущербу для здоровья;
  • психическое заболевание одного из супругов.

Раньше поводом для развенчания церковного брака было только прелюбодеяние, но сегодня перечень причин значительно расширился и продолжает увеличиваться.

Важно учесть, что практически во всех храмах обряд венчания является платным (стоимость варьируется от 1 тыс. рублей и выше). Если вы живете в крупном городе и венчаетесь в местной церкви, будьте готовы к тому, что вместе с вами могут одновременно венчать еще несколько пар. Хотите уединения? Выбирайте небольшую сельскую церковь и заранее договаривайтесь обо всех нюансах с батюшкой.

Итак, вы решили соединить свою судьбу с любимым человеком, не просто получив благословение ЗАГСа, но и повенчавшись в православной церкви. Важно, чтобы это событие оказалось не просто данью моде, а стало серьезным обдуманным шагом, и для этого важно узнать его особенности. Кому и когда можно венчаться, при каких условиях совершается священное таинство и что для этого нужно подготовить?

Редакция сайта узнала все подробности проведения этого удивительного и сильного обряда.

Кому можно и нельзя венчаться

Первое требование к венчающимся - быть крещенными в православной церкви. Если жених или невеста не воцерковлены в православной церкви или ситуация с крещением не ясна, важно хотя бы за месяц до предполагаемой даты свадьбы прийти в церковь и обсудить нюансы со священником. Иногда разрешается обвенчать молодых, даже если кто-то в паре не православный, но! - при условии, что дети, рождённые в этом браке, будут крещены в православии.

Второе требование - брачный возраст молодых: невесте должно исполниться 16 лет, жениху -18. Правда, священник наверняка сделает исключение и более юной невесте, если она ждет ребенка (или, как говорят у нас в Украине будет «при надії»). Церковь заинтересована в том, чтобы дети рождались в венчанном браке.

Любопытно, что пару обвенчают, даже если будущие супруги не получили благословения своих родителей. В таком случае все решает благословение духовного лица.

ВАЖНО. Нельзя венчаться атеистам и некрещенным, кровным и духовным родственникам (например, крестному и крестнице), а также вступающим в брак четвертый раз. Обряд венчания может проводиться только трижды. И то при условии, что человек овдовел или предыдущий венчанный брак расторгнут по церковным правилам.

Когда можно и нельзя венчаться

Важно, что венчаться можно и в день заключения брака в ЗАГСе (но это очень сложно вынести физически), и даже если вашему законному браку уже много лет.

К слову, если у кого-то из пары возникли недоразумения с документами и иные проблемы, не стоит бояться обратиться к священнику - вам обязательно пойдут в храме навстречу.

Не венчают:

Во время постов:
Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
Великий — семь недель до православной Пасхи;
Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
Успенский — длится 14 - 27 августа.
Учитывайте этот нюанс, планируя свадьбу (пост предполагает воздержание как в пище, употреблении алкоголя, громких гуляниях, так и в плотской близости);

. откажут в венчании в знаковые дни:
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
с 7 по 19 января — Святки;
на Масленицу;
на Светлую неделю (неделя после Пасхи);

Если кто-то из пары, планирующей обвенчаться, состоит в браке с другим человеком, который не был расторгнут в установленном церковью порядке;

Венчают в церкви не каждый день, а 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. В дни четырех постов, во время них церковные браки не заключаются;

Если не дано благословение духовного лица на брак и венчание.

ВАЖНО. Есть и один пикантный момент: по церковным законам, нельзя появляться в храме в «критические дни». Что ж, есть смысл подсчитать и выбрать для обряда правильное время.

Как подготовиться к венчанию

Важно выбрать церковь и священника, который будет проводить обряд. Желательно отдать предпочтению храму, в который вы ходите с детства, или тот, в котором вам уютно, спокойно.

Договориться о дате проведения венчания нужно загодя - за несколько недель. Также важно вовремя обсудить: сколько будет длиться обряд, что принести с собой в храм, можно ли снимать обряд в храме на камеру или делать фотосессию, сколько будет стоить обряд (он платный).

ВАЖНО. Священник может предложить вам дополнительные церковные услуги: например, колокольный звон, пение церковного хора.

Как выбрать поручителей

Поручители - это свидетели на свадьбе, которые держат венцы во время обряда. Их принято выбирать из близких (друзей), крещенных, неженатых или живущих в законном браке людей (разведенных или пребывающих в гражданском браке выбирать не позволяется церковью). Поручители выполняют такие же обязанности, как и крестные: они помогают молодым в жизни советами, духовно руководят семьей.

ВАЖНО. В случае, когда не удалось договориться со свидетелями, венчание могут провести и без них.

Какой выбрать наряд для венчания

Важное правило: на молодых должны быть крестильные крестики. Невесте полагается надеть не короткое платье (ниже колен), без глубокого декольте и слишком открытых плеч (на плечи можно накинуть палантин). Фата допускается, а вот массивные головные уборы или шляпы нет, поскольку невесте будут надевать на голову церковный венец.

Жениху полагается быть в костюме, но… не в спортивном или слишком ярком, экстравагантном, а женщинам - гостям обряда желательно быть в платье или в юбке ниже колена, замужним - с покрытой головой.

ВАЖНО. Невесте не стоит являться в церковь с очень ярким макияжем, к тому же - накрашенными губами нельзя целовать крест и икону. Кстати, в народе считают, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать: его хранят, как крестильную рубашку, крыжму и свечи.

Что нужно подготовить для венчания


Два платка (ими оборачивают венчальные свечи).

ВАЖНО. Венчальный рушник хранится, как и венчальные свечи, которые можно зажигать, чтобы очистить дом в трудные дни или когда кто-то в семье болеет.

Как вести себя во время церемонии венчания

Священник расскажет, как будет проходить обряд. Венчание проходит у входа в церковь, невеста стоит слева от жениха, оба стоят на рушнике и до конца таинства держат зажженными свечи. Во время церемонии молодые благословляются священником - после особенной молитвы он три раза должен поменять обручальные кольца с руки молодого на руку невесты.

Далее духовник задает вопрос: «По доброй воле совершается венчание? Нет ли препятствий?». После ответа молодых и молитвы, молодые становятся перед Богом супругами. Они целуют церковные венцы и в три глотка выпивают церковное вино.

В финале обряда священник проводит супругов вокруг аналоя, затем - к Царским вратам, молодой целует икону Христа, молодая — икону Божьей Матери. После - гости могут поздравить молодых!