Эффективное мышление: простые упражнения, которые изменят вашу жизнь. Эффективное мышление исследователя

Тут должны были быть слова о том, что данная статья научит вас мыслить не просто эффективно, а суперэффективно за считанные минуты. Но этих слов, увы, тут нет.

Не открою Америку, если напишу, что правильное, эффективное мышление является отличной основой для достижения успеха практически в любом деле. А если умение «правильно» думать сочетается в одном человеке с самодисциплиной, то такому человеку можно с полным правом поаплодировать.

Давайте разберемся, а что такое вообще правильная система мышления. На каких принципах она основана? Где те вершины, к которым нужно стремиться? Итак…

1. Первым принципом стоит назвать независимость ума . Это вполне очевидно: можно ли ждать выдающихся результатов от интеллекта, который обременен общественными и личными стереотипами, предрассудками, ? Независимость, помимо этого, проявляется в отсутствии кумиров и недосягаемых авторитетов, чьи слова воспринимаются на веру. Независимо рассуждающий человек всегда должен быть готов взять за ушко и вытащить на солнышко любого гуру, потому что ошибаются все, а известные личности тем более, так как теряют порой изрядную долю самокритичности.

2. Второй принцип — это умение рассуждать о себе самом отстраненно и холодно , то есть , не поддаваясь им и не давая исказить картину мира. Это сложно. Но возможно.

3. Немалое значение имеет поддержание баланса между индивидуальным стилем, в котором вы думаете и общепринятой логикой . С одной стороны, необходимо стремиться к использованию индивидуальных сильных сторон (у кого-то мысли проносятся в виде произносимых про себя фраз, у кого-то зримых образов, у третьего — в виде чего-то среднего). Нет смысла менять личный стиль мыслей — напротив, нужно использовать его преимущества. Однако нельзя забывать, что предъявляя другим результаты своей деятельности, нужно стремиться свести способ донесения мыслей к общепринятому.

Например, когда я пишу статью, я стараюсь придерживаться обыденной, легко прослеживаемой логики, хотя местами было бы «красивее» завернуть какое-нибудь сравнение. Однако такой способ передачи информации хорошо работает только для людей с соответствующим типом интеллекта. А обычное описание худо-бедно понимают все — так как им мы пользуемся в обыденной жизни постоянно.

Не стоит также и упускать другие стили мышления (например, если вы думаете зримыми образами — попробуйте использовать сухие и формальные схемы на бумаге). Это расширяет диапазон доступных приемов.

4. «Объемность» мысли . Этот принцип достаточно сложно объяснить. По моему мнению, «объемность» означает умение и стремление видеть проблему или задачу в комплексе, то есть, не упуская деталей, понимать причины и следствия, связь проблемы с особенностями вашей личности и не останавливаться на одном пути решения.

Понять что-либо по описанию выше весьма затруднительно;) Но постарайтесь — тренируйте эффективность восприятия информации — полезное свойство.

Впрочем, не буду садистом, поясню на примере.

Допустим, человек приступил к утренним пробежкам (или к другому полезному делу) и спустя несколько дней бросил. Не получилось — бывает. Какую мыслительную работу он должен проделать, чтобы его думы можно было счесть эффективными по принципу номер 4? Примерно такую:

  • определиться со своими желаниями и целями, выявить, правда ли он хочет бегать или же нет;
  • понять, что именно ему помешало продолжить занятия;
  • разобраться, не связана ли причина с глубинными свойствами его личности;
  • найти путь разрешения проблемы, причем так, чтобы это помогло не допустить подобных проблем в будущем;
  • отследить эффективность пути решения;
  • внести необходимые коррективы;
  • перенести полученный опыт на другие сферы жизни.

Часть первая. Принципы эффективного мышления

Пришло время для дальнейших действий. Пожалуйста, посмотри на заявленное тобой время и сравни с действительностью. Запиши результат.

Если ты вовремя, то, значит, ты действительно решил что-то менять в своей жизни и готов отвечать за каждое свое слово и решение. Если существует некая разница в любую временную сторону, то остановись и подумай. Если ты вернулся к книге раньше заявленного времени, то подумай, как часто для принятия решения ты тратишь гораздо больше времени, чем тебе действительно необходимо. К каким результатам это приводит? Как много новых, реальных и перспективных, возможностей проходит мимо тебя? Ты не вовремя!

Если заявленное тобой время уже давно наступило, а ты изменил своему слову, то подумай над тем, насколько важен тебе результат и причины, по которым ты решил принять соответствующее решение. Ты находил массу более важных дел. Или это твоя обычная отговорка, когда ты не выполняешь взятых на себя обязательств. За такими действиями могут быть скрыты и неорганизованность, и собственная неуверенность в правильности выбора, и сомнения в получении результата, и многое другое. Остановись, подумай над этим. Сейчас ты не во время собственной тренировки. Ты назначаешь себе время сам. И отвечаешь за каждое мгновение своего времени и за каждое принятое тобой решение.

Для того чтобы приступить к дальнейшей работе, необходимо выяснить, какой результат ты хочешь получить. Что в данный момент жизни, самое важное для тебя. В какой области жизни для тебя важнее всего получить определенный результат. Давай сразу договоримся, что «добиваться» и «побеждать» – слова не нашего лексикона. Обрати внимание на корни этих, казалось бы, позитивных слов. Исторически здесь корни «бить» и «беда». Задумайся, насколько тебе нужны эти составляющие. Просто заменим их действительно позитивными выражениями – «достигать» и «выигрывать». Твое собственное мироощущение от этого действительно выиграет.

В течение всего твоего тренинга мы постоянно станем обращать внимание на то, какую роль играют твои слова и выражения, как они влияют на результаты принятых решений и на то, какое впечатление своими словами ты производишь на других людей, что на самом деле может стоять за собственными высказываниями. Вероятно, хватит предисловий. Перейдем к делу.

Первое, с чем тебе надо разобраться, это то, что ты имеешь. Есть хорошее выражение: «Имеем то, что имеем». Всегда бери фактическую реальность за точку отсчета. Других вариантов начала пути просто нет! Для начала ответь на один простой вопрос: «Кто ты такой?» Опиши себя. Все, что сможешь. Свои внешние данные, личностные, черты характера. Выполняя это задание, забудь об оценках. Делай как при обычной математической задаче. Дано. Не плохо и не хорошо. Просто это имеется в наличии. Может быть, ты первый раз так подробно и внимательно себя рассмотришь. Чем больше подробностей, тем лучше. Обрати внимание на все свои родинки, шрамы, морщинки, складки, на особенности внешности и характера. Ты можешь подробно нарисовать картину своего образа мышления, собственных эмоций. Перечисли свои способности и таланты. Составь список собственных достижений, которыми ты гордишься. Они могут быть совершенно не значительными для других, а для тебя могут играть важную роль. Напиши все то, что тебе нравится в окружающем мире: природные явления, здания, люди, предметы искусства. Ведь это все то, что есть только у тебя. Все то, что привлекает твое внимание, нашло отображение в тебе. Ты единственный в своем роде. Проведи полную ревизию того, что имеешь. Ты даже не представляешь, сколько открытий тебя ожидает. Следующим шагом станет ревизия твоего окружения. Опиши свою семью, своих родных. Если сможешь, вспомни несколько событий из своего детства, которые произвели на тебя большое впечатление и запомнились. Как ты думаешь, почему именно эти события ты запомнил. Подумай, какую роль они сыграли в твоей жизни и, может быть, играют до сих пор. Вспомни о том, о чем ты мечтал в детстве, кем ты хотел стать и что иметь, каким тебя видели родители, какую роль в твоей жизни они играли. Чему больше соответствует твоя настоящая жизнь: собственным детским мечтам или желаниям родителей? Во что ты верил и продолжаешь верить? Как изменились твои мечты и желания? На память приходит один восхитительный фильм, в котором главный герой встречается с самим собой только в возрасте 12 лет. И ребенок у себя взрослого спрашивает: Что произошло в моей жизни за все эти годы? И взрослый, себе ребенку отвечает: «Я – успешный человек, у меня собственный процветающий бизнес, у меня большой дом и много денег, я – уважаемый человек». Ребенок спрашивает: «А я сейчас во взрослом возрасте летаю на самолете, как мечтал? И у меня есть собака? И где моя жена?» И взрослый герой сам себе, ребенку, отвечает, что всего этого нет и не надо, так как всего другого предостаточно и он и так очень успешный человек. И в ответ слышит от самого себя: «Я не летаю на самолете, у меня нет собаки, нет любимой женщины и семьи? Какой ужас, я – неудачник! И на что ты потратил мою жизнь?» Задай и ты себе тот же самый вопрос. На что я потратил все эти годы и почему не позволил себе осуществить собственные детские мечты? Какой человек оказывал на тебя большое влияние в детстве и кто оказывает влияние до сих пор? Что нового ты открыл для себя в отношениях с родными? Ты можешь открыть себе совершенно неожиданные страницы своей жизни и получить ответы на вопрос, что имеет огромное значение в жизни для тебя и почему тебе трудно сегодня принимать решения. Ответы на многие жизненно важные вопросы («почему я поступаю так, а не иначе»), кроются в собственном детстве. Прежде чем перейти к следующему пункту нашего тренинга, заполни следующую таблицу.

Точно так же, как ты описывал себя, максимально подробно, сделай описание этих двух типажей. Сравни с собственным описанием и любым способом выдели черты из этой таблицы, схожие с собственными. Переходя к следующему этапу, зафиксируй основное. 4. Если ты был честным с собой, то готов двигаться дальше. Если еще есть сомнения, то вернись и заверши начатое упражнение.

1. Ты единственный в своем роде.

2. Ты точно знаешь, откуда ты пришел и кто имеет на тебя влияние.

3. Ты видишь картину того, над чем тебе надо работать в этом тренинге, чтобы быть решительным человеком.

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Принципы и стиль жизни эффективного человека Для успеха нужны и внешность, и деньги, и удача, но более всего для стабильного успеха нужна соответствующая голова. Способ отношения к себе, людям и жизни. Мышление успешного человека.А все это укладывается в следующие

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Часть первая Принципы и история развития НЛП

Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто

Часть первая: ПРИНЦИПЫ Глава I ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОСИНТЕЗ Для начала я приведу семантическую справку и некоторые исторические сведения. Слово психосинтез и сходные с ним выражения употребляли многие психологи и психиатры. В области психотерапии это прежде

Из книги Принятие бизнес-решений автора Сидорова Наталья

Часть вторая. Система эффективного руководства и оптимизация принятия решения исходя из психологических, возрастных и гендерных особенностей В данном блоке тренинга ты окажешься в роли руководителя организации. Все процессы, тренировки рассматриваются с позиции

Из книги Открытие бытия автора Мэй Ролло Р

Часть Первая. ПРИНЦИПЫ

Из книги Как стать любимой и желанной автора Дуплякина Оксана Викторовна

Часть первая Как извлечь выгоду из собственного

Из книги ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ автора Наранхо Клаудио

КНИГА ПЕРВАЯ ОТНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ Глава первая. Главенство Отношения Различные школы психоанализа и, более того, терапии поведения, основаны на определенных идеях и теориях, то есть на признании закономерности психологического

Из книги Искусство психологического консультирования [Как давать и обретать душевное здоровье] автора Мэй Ролло Р

Часть первая

Из книги 3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью автора Курпатов Андрей Владимирович

Часть первая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МОЗГА Великий русский ученый и по совместительству «дедушка русской физиологии» Иван Михайлович Сеченов первым доказал следующий неоспоримый теперь уже факт: если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Гора первая. Признание природных различий между мужчиной и женщиной и уважение свойств партнера Чтобы подняться на эту гору, нужно научиться уважать и беречь индивидуальность друг друга и понимать, что мужчины и женщины совершенно разные существа. Говорят, Глейзер Джудит

Часть III Как попасть на следующий уровень эффективного

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Часть первая. Базовые принципы В первой части нашей книги мы предлагаем вам начать с активного исследования себя самого (самопознания), для того чтобы понять, как можно изменить свое поведение (глава 1). Далее необходимо обрести право на самоутверждение и понять, как

Правильно мыслить более ценно, чем многое знатьДжон Локк

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный ?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Тот, кому свойственно эффективное мышление, обречен на успех. Он делает больше за меньшие промежутки времени, меньше устает и быстрее достигает целей.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1 Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2 Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3 Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4 Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

Нужно научиться работать не больше, а эффективнее и продуктивнее. Впрочем, это вовсе не значит, что следует потакать своей лени.

5 Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте!

Зачастую люди , которые по-настоящему отравляют жизнь, мешают принимать решения, заставляют бояться действовать. Как правило, страхи закладываются еще в детстве и сам человек может их даже не осознавать. Здесь поможет хороший психолог.

Запишитесь на консультацию и избавьтесь от страхов и ограничений. Достигайте целей и наслаждайтесь этим процессом!

Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике, и как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные и отрицательные сто­роны. Среди них нет плохих и хороших. Они проявляют свои положитель­ные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. По­этому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере органично присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в про­цессах самообразования.

Эффективность - это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?

Если говорить об индивидуальной деятельности менеджера, то таким ре­зультатом может быть не что иное, как его успех в решении проблем, удов­летворенность сделанной работой, предельная ясность в понимании того, что надо делать дальше и как это необходимо делать. Все это акты мыслитель­ной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, то наи­более эффективным оказывается тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. Когда он решает текущие проблемы, - необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.

Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются тем, как развиты те или иные типы мышления менеджера, какие методоло­гии он выбирает при решении проблем. Это определяет и затраты времени - самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.

Но когда результатом интеллектуальной деятельности является решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, тогда затраты становятся более зримы и значительны. Они уже характеризу­ют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления.



Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но, возникновение которых необходимо свести к ми­нимуму.

Вероятно, есть смысл рассмотреть наиболее типичные ошибки, встреча­ющиеся в процессах мышления(схема 64).

1. Обобщение по недостаточному количеству фактов, а иногда и по еди­ничному факту. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффек­тивность мыслительных процессов.

2. Перенос смысла, или точнее некорректная аналогия. В качестве приме­ра можно привести понятие "искусственный интеллект". Оно построе­но на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусствен­ными ногами, авиалайнер летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Ко­нечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, о значении которой можно договориться. Тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена.

К разряде некорректной аналогии можно отнести такие, например, оп­ределения: "АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ" или "субъект управления - это управляющая систе­ма". Одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное.

Интересно, что понятие управляющей системы при этом определяют через понятие субъекта управления. Таких примеров может быть мно­жество.

3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его размывание в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала вкладывают в него одно содержание, потом оперируют им, полагаясь на другое содержание. Это часто встречается с понятиями "демократия", "система управления", "методы управления" и др.

4. Ошибки мышления часто наблюдаются в использовании различных схем доказательства, нарушении логики взаимодействия посылки и вы­водов.

5. Бывают и "непротиворечивые противоречия" в рассуждениях: противо­поставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие; потеря главного, основного; преувеличенное противопоставление главного и второстепенного.

Мышление - это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве мышления. Оно проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, «переживанием мысли".Искусство мышления - это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.

Эффективность мышления - это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного процесса, дисплинирующий его фактор.

1. Какие стороны деятельности исследователя отражают характеристики его мышления"?

2. Какие существуют типы мышления?

3. Какие факторы влияют на формирование и развития мышления?

4. Зависит ли мышление от объема и структуры знаний?

5. Как учитывать тип мышления в проведении исследования?

6. Каковы наиболее типичные ошибки мышления?

Тема 20. Креативное образование современного менеджера

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Что такое креативное образование?

Какую роль играет креативное образование в развитии исследователь­ского потенциала современного менеджера?

Понятие креативного образования часто встречает настороженное отно­шение к проблеме, которая имеет такую замысловатую формулировку. Од­нако понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креа­тивное образование" сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значи­тельное практическое содержание. Во многих странах, в частности в Вели­кобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

Давно известно, что образование закладывает потенциал успеха в даль­нейшей профессиональной деятельности специалиста. В процессе образования формируется комплекс необходимых знаний и навыков, профессио­нальных установок, готовность к определенным видам деятельности и к ее ролевой структуре. Образование определяет уровень развития тех или иных способностей и даже корректирует и формирует индивидуальность или лич­ностные черты специалиста.

Образование по его видам, содержанию, формам, продолжительности, це­левым установкам, методам может быть различным. Не будем здесь делать общую и детальную классификацию образования, хотя нельзя не признать что это очень полезное дело в осмыслении современных тенденций развития образования. У нас другая задача - раскрыть содержание тех видов образо­вания современного менеджера, которые сегодня являются наиболее акту­альными и перспективными и которые определяют исследовательский по­тенциал современного менеджера. Такими видами является образование системологическое, креативное, непрерывное, фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности, опережающее (пер­спективное). Каждый из этих видов специального исследования. Но цент­ральное место среди них занимает креативное образование. Оно как бы ин­тегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, пози­тивных характеристик профессионального формирования и становления ме­неджера(схема 65).

Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысле­ние действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Креативное образование является альтернативой образованию репродук­тивному, преимущественно прагматическому, образованию "знания опыта", нормативному (исполнительскому).

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие ис­кусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определен­ных обстоятельствах и в определенных условиях образования.

Креативное образование расширяет диапазон видения проблем развития и проектирования вариантов их решения. Что, если не это, должно быть глав­ным в деятельности современного менеджера и обеспечивать ему успех в грозных бурях конкурентной борьбы, при неожиданных изменениях эконо­мической конъюнктуры в процессах ускорения технологического прогресса и уплотнения времени, усложнения социально-психологической структуры современного человека, в условиях кардинального изменения образа жизни под воздействием процессов урбанизации, информационного взрыва, техни­ческих средств самого различного назначения(схема 66).

Современный менеджер все в большей и большей степени должен стано­вится творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Ведь не слу­чайно, например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им (и они сами считают себя) в качестве не подчиненных, а последователей. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка". Менеджера надо не просто готовить к опре­деленной деятельности. Менеджер должен сформироваться, "образовываться" в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую пози­цию менеджера? Что можно сделать и изменить в современном образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспектив­ного менеджмента? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования менеджера.

Ставя такую проблему, хотелось бы отметить, что это не только пробле­ма первоначального высшего образования. У нее содержание общее для всех видов образования, сквозной характер. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происхо­дит не с "чистого листа", а на основе "ломки" некоторых устоявшихся кон­сервативных установок, негативныхпривычек, прагматических навыков. Об­разовательный возрастусложняет эти процессы. При этом надо учитывать, что управлять творчожии опираясь на коллективное творчество группы все­гда сложнее.

Креативный менеджментначинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось -в университете или школе бизне­са, в процессесамообразовании или в практической деятельности.

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный путь к успеху?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Тот, кому свойственно эффективное мышление, обречен на успех. Он делает больше за меньшие промежутки времени, меньше устает и быстрее достигает целей.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1. Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2. Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3.Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4.Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

Нужно научиться работать не больше, а эффективнее и продуктивнее. Впрочем, это вовсе не значит, что следует потакать своей лени.

5.Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте.