Как начислять страховые взносы на стоимость проезда в случаях, когда «северные» организации оплачивают поездку работников к месту отпуска за границей. Страховые взносы на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте Какие выплаты не должны облагат

Заур Анатольевич Кокаев

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Вопрос

Разъясните, облагается ли страховыми взносами компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семей работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

В соответствии с ч. 1 ст. 325 ТК РФ, ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно.

В силу пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами оплачиваемая учреждением лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

– стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно;

– стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются:

– для федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ (Правила № 455);

– для государственных учреждений субъектов РФ по законодательству субфедерального уровня;

– для муниципальных учреждений решениями представительных органов местного самоуправления.

Письмом ФНС РФ от 05.12.2017 № ГЛ-4-11/24606@ доведено до сведения Письмо Минфина РФ от 22.11.2017 № 03-15-07/77488, согласно которому:

– облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке выплата работнику в виде компенсации его расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно члена его семьи. Такая выплата относится к выплатам, производимым в рамках трудовых отношений, и не поименована в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенном в пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ;

– не признается объектом обложения страховыми взносами стоимость проезда на основании п. 1 ст. 420 НК РФ, поскольку такая оплата осуществляется за физическое лицо, не являющееся работником учреждения. Подобное возможно, если учреждение оплачивает стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно непосредственно члену семьи работника (то есть перечисляет денежные средства организации, осуществляющей продажу проездных билетов).

Учреждение может быть привлечено к ответственности в виде начисления штрафа и пени на основании ст. 75, 122 НК РФ, ст. 26.11, 26.29 Федерального закона № 125-ФЗ при наличии обязанности уплатить страховые взносы с сумм оплаты проезда к месту отпуска неработающих членов семьи работника.

Таким образом, при выплате непосредственно работнику учреждения компенсации на проезд члена его семьи будет увеличиваться налогооблагаемая база в пользу каждого работника, на члена семьи которого была произведена выплата. Сумма взносов за истекший месяц начисляется в общем порядке отдельно по каждому виду взносов.

В случае, когда приобретаются проездные билеты самим учреждением в пользу членов семьи работника, объекта обложения страховыми взносами не возникает.

Исходя из вышеприведенного разъяснения Минфина сумма указанной компенсации проезда членов семьи, которая выплачена самому работнику, по своему содержанию приравнивается к его доходам.

Вопрос

Как операции по начислению страховых взносов отразятся в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы бюджетного учреждения, расположенного в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на выплату работникам компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно отражаются по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

Расходы на выплату компенсации стоимости проезда к месту отпуска и обратно отражаются на основании представленного работником авансового отчета (ф. 0504505), утвержденного руководителем учреждения, бухгалтерской записью: дебет счета 0 401 20 212 / кредит счета 0 208 12 660 (п. 84 Инструкции № 174н , Письмо Минфина РФ от 22.05.2014 № 02-06-10/24539).

Страховые взносы на сумму компенсации стоимости проезда членов семьи работника также будут начислены по КВР 112 в увязке с подстатьей 212 КОСГУ по дебету счета 0 401 20 212 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 730.

Пример

Работнику бюджетного учреждения на оплату проезда к месту отпуска и обратно (исходя из примерной стоимости) перечислены под отчет на банковскую карту денежные средства в размере 20 000 руб. Расходы производятся за счет выделенной учреждению субсидии на иные цели.

При возвращении из отпуска работник представил авансовый отчет с приложением подтверждающих расходы проездных документов на сумму 20 000 руб. соответственно:

– 10 000 руб. на самого работника;

– 10 000 руб. на его несовершеннолетнего ребенка.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие записи по начислению расходов по компенсации стоимости проезда членов семьи работника и обложению указанной суммы страховыми взносами:

Сумма, руб.

Перечислены подотчетному лицу денежные средства на оплату расходов на проезд работника и члена его семьи

18 (статья 212 КОСГУ)

Приняты расходы на выплату компенсации стоимости проезда работника и члена его семьи

Начислены страховые взносы на сумму выплаченной работнику компенсации стоимости проезда члена его семьи (10 000 руб. х 30,2%)

Перечислены страховые взносы

18 (статья 212 КОСГУ)

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Комментарий к письму Минтруда РФ от 21.05.2015 № 17-3/В-258.

Строгий и буквальный подход был применен чиновниками Минтруда в Письме от 21.05.2015 № 17-3/В-258 при ответе на вопрос об обложении страховыми взносами компенсаций сотрудникам предприятий, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска за рубежом воздушным транспортом.

В пункте 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах указывается, что не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

При этом для случая проведения отпуска такими работниками за пределами территории РФ поясняется, как сделать расчет стоимости проезда, которая освобождается от обложения страховыми взносами не полностью, а только в части, относящейся к проезду по территории РФ. Рассчитывается стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Отметим, что данная формулировка п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах действует лишь с 01.01.2015. Она введена Федеральным законом от 28.06.2014 № 188 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». До этого в указанной норме отсутствовало уточнение в отношении международного аэропорта, во всех случаях не облагаемую стоимость проезда надо было рассчитывать по тарифам от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ (не пояснялось, что считать под местом пропуска).

Тем не менее и ранее чиновники Минтруда считали, что в случае проведения отпуска за пределами территории РФ сотрудником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Они были уверены, что именно так надо трактовать прежнюю редакцию п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (см. Письмо ФСС России от 17.11.2011 № 14 03 11/08-13985).

Эта уверенность основывалась на ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В ней определено, что под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В письмах Минтруда России от 21.05.2015 № 17-3/В-258 и от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536 подчеркивается, что ведомство не видит разницы в своем подходе к этому вопросу в отношении периода как до 01.01.2015, так и после. Указывается, что не требуется подтверждать справкой, выданной транспортной компанией, стоимость перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы РФ и обратно, поскольку стоимость такого перелета облагается страховыми взносами в общем порядке. По мнению чиновников, при этом никакого ущемления прав работников, пользующихся для поездки к месту отпуска данным видом транспорта, не происходит.

Возникает вопрос: зачем же в таком случае Минтруд настоял на внесении изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (очевидно, что данное изменение было инициативой именно названного ведомства)? Впрочем, ответ на этот вопрос найти легко. Таким образом, чиновники намерены «справиться» с неблагоприятной для них судебной практикой.

Ключевым при этом является Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 по делу № А05-11287/2011. Данное решение высшего суда довело до логического конца сложившуюся позицию арбитражных судов, не согласных с мнением Минтруда (см. постановления ФАС ВСО от 18.07.2012 по делу № А58-4557/2011 , ФАС СЗО от 21.05.2012 по делу № А42-4733/2011 ). По мнению арбитров, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы РФ и обратно, то есть компенсационные выплаты в полном объеме.

Иначе говоря, при следовании за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорту возмещению подлежат фактически понесенные расходы по перелету кратчайшим путем к месту использования отпуска и обратно пропорционально расстоянию перелета воздушным транспортом над территорией РФ исходя из соотношения расстояния от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта к общему расстоянию перелета от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета), умноженного на стоимость указанного перелета в рублях (отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии в процентах).

При этом под ортодромией по РФ понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования воздушного транспорта, под общей ортодромией – расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта.

Указанное решение ВАС еще больше укрепило судебные органы в оценке правильности такого подхода (см. постановления ФАС ВВО от 16.07.2013 по делам № А29-5041/2012, № А29-5040/2012, от 31.01.2013 по делу № А29-1904/2012, АС ВСО от 29.05.2015 № Ф02-2324/2015 по делу № А33-22245/2014 , от 20.05.2015 № Ф02-2391/2015 по делу № А33-22246/2014, ФАС ДВО от 29.05.2013 № Ф03-2141/2013 по делу № А73-11116/2012, ФАС ЗСО от 24.12.2013 по делу № А75-4341/2013, ФАС СЗО от 03.09.2013 по делу № А42-3773/2012).

Что же, теперь после внесения изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах и суды изменят свою позицию?

Возможно. Однако арбитры будут непоследовательны, если поступят так. Ведь в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 основным аргументом в пользу страхователей была не особая, отличная от мнения Минтруда, трактовка рассматриваемой нормы, а защита прав работников, которые пользуются воздушным транспортом при следовании из района Крайнего Севера к месту отпуска за пределами территории РФ.

ВАС указал, что при толковании этой правовой нормы Минтрудом нарушаются вытекающие из Конституции РФ универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.

Например, в Постановлении КС РФ от 10.07.2007 № 9 П отмечается, что правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающем из них требовании сбалансированности прав и обязанностей (ст. 1 ч. 1, ст. 6 ч. 2, ст. 19 Конституции РФ) (см. также постановления КС РФ от 24.02.1998 № 7 П, от 23.12.1999 № 18 П, от 22.03.2007 № 4 П).

Судьи ВАС обоснованно определили, что если под пунктом пропуска через Государственную границу РФ, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории РФ в полном размере, а при следовании того же работника к месту отдыха за границу на самолете – только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.Судьи указали, что рассматриваемая компенсация представляет собой один из способов создания дополнительных возможностей для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов. Поэтому нельзя толковать данную правовую норму с точки зрения экономического обоснования освобождения от обложения страховыми взносами только части компенсационной выплаты.

Также арбитры отметили, что при применении подхода Минтруда возникает угроза, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

Таким образом, даже новая редакция п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не должна, по нашему мнению, повлиять на выявленный ВАС факт несоответствия позиции Минтруда конституционным началам. Но как будет на практике – пока неизвестно.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.05.2015 № НД-4-5/9179.

Определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14728/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 09.01.2013 № ВАС-9527/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Данное решение, как и некоторые другие, вынесено уже после вступления в силу новой формулировки п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, хотя касается периода, когда применялась прежняя редакция названной нормы.

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письмо Министерства труда РФ от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536 по вопросу обложения страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семьи лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доведите названное выше письмо до подведомственных налоговых инспекций.

Действительный государственный советник РФ III класса Д.В.Наумчев


Приложение
Письмо
Министерства труда и социальной защиты РФ
от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536


Министерство труда и социальной защиты РФ рассмотрело обращение Федеральной налоговой службы по вопросу обложения страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семьи лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающие члены их семей имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Поскольку члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, то выплаты компенсации стоимости проезда членов семьи работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом положениями пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, было установлено, что к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относилась стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

В связи с этим Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» была внесена уточняющая поправка, согласно которой положения о членах семьи работников исключены из пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, так как выплаты в их пользу не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от положений статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных законодательных норм, выплаты членам семей работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации расходов на оплату их стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не признавались и не признаются объектом обложения страховыми взносами как до, так и после 1 января 2015 года.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ в случае проведения отпуска лицами, работающими в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за пределами территории Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Исходя из положений статьи 9 Закона Российский Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 1 января 2015 года или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы Российской Федерации и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 Трудового кодекса, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Одновременно сообщаем, что разъяснение положений судебных постановлений не входит в компетенцию Минтруда России.


Заместитель министра труда и социальной защиты РФ А.Н.Пудов

Нужно ли начислять страховые взносы на сумму расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно сотрудника, работающего в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сотрудник проводит свой отпуск за границей.Внутренними документами компании определено понятие границы РФ согласно статьи 1 Закона РФ 4730-1. В данном документе сказано, что государственная территория России заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы РФ. На основании определения государственной границы мы компенсируем расходы по проезду к месту проведения отпуска и обратно не до пункта пропуска в аэропорту, а до пересечения воздушным судном государственной границы, т.е. по тарифу до ближайшего к месту пересечения границы аэропорта на территории РФ.Например, сотрудник приобрел билет по прямому рейсу Сургут-Киев без промежуточной посадки. Компенсируем расходы Сургут-Ростов, т.к. аэропорт г.Ростов является ближайшим пунктом к месту пересечения границы на территории РФ.Несмотря на то, что таможня пройдена в аэропорту г.Сургут компенсируем расходы Сургут-Ростов. Страховыми взносами расходы на оплату проезда по территории РФ (Сургут-Ростов) не облагаем, т.к. Ростов – крайняя точка к месту пересечения границы на территории РФ.Аналогичную позицию высказал ФАС СЗО в Постановлениях от 22.08.2007г. № А42-328/2007, от 27.11.2006 № А26-4765/2006-28, от 20.08.2008 № Ф04-1476/2008(9543-А81-41), от 27.06.2007 № Ф04-4290/2007(35713-А75-40), по мнению которого не правомерно сужать понятия пределов территории РФ до понятия пункта пропуска в международном аэропорту вылета. Суд исходил из того, что учитываются расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно только в той части расходов, которая приходится на территорию РФ.Во избежание налоговых рисков прошу пояснить, правомерны ли наши действия.

С 1 января 2015 г. п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ действует в новой редакции, в которой, в частности, указано, что при вылете работника за рубеж не подлежит обложению страховыми взносами стоимость перелета, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Поэтому с 1 января 2015 г. стоимость прямого перелета к месту проведения отпуска за границей облагается взносами в полном объеме.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

НДФЛ и страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, компенсация расходов на оплату сотрудникам проезда к месту использования отпуска и обратно, предусмотренная внутренними документами организации, не облагается:

  1. взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  2. взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Что касается компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно членам семьи сотрудника, то она не облагается:

  1. НДФЛ – в отношении только неработающих членов семьи (п. 3 ст. 217 НК РФ , ст. 325 ТК РФ , письма Минфина России от 12 августа 2014 г. № 03-04-06/40048 , от 8 августа 2013 г. № 03-04-06/31979);
  2. страховыми взносами – в отношении любых членов семьи. Это связано с тем, что такие компенсации выплачиваются гражданам, не состоящим с организацией в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ , п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ , письмо Минтруда России от 30 декабря 2014 г. № 17-3/В-641).

Размер, порядок и условия оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно сотрудникам и членам их семей ограничены внутренними документами организации. То есть такие выплаты не облагаются НДФЛ и страховыми взносами:*

  1. в размерах, установленных трудовыми или коллективными договорами, Положением об отпусках и т. п.;
  2. в рамках той периодичности (но не реже чем один раз в два года), которая установлена трудовыми или коллективными договорами, Положением об отпусках и т. п.;
  3. при наличии документов, подтверждающих понесенные сотрудником расходы. Состав подтверждающих документов законодательством не определен, поэтому в коллективном (трудовом) договоре организации необходимо установить перечень документов, которые должен представить сотрудник для получения компенсации. Если сотрудник не представил подтверждающие документы, с суммы компенсации будет необходимо удержать НДФЛ.

В отношении НДФЛ аналогичные выводы подтверждены письмами Минфина России от 11 января 2013 г. № 03-03-06/1/2 , от 13 августа 2012 г. № 03-04-06/6-236 , от 2 февраля 2010 г. № 03-04-08/4-19 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 9 октября 2013 г. № БС-4-11/18086).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ, начислить страховые взносы на оплату проезда сотрудника к месту проведения отпуска (за границу) и обратно. Организация расположена в районе Крайнего Севера

Да, нужно. Но только на стоимость проезда за пределами территории России. Исключение – когда сотрудник летит в отпуск самолетом. В этой ситуации для целей страховых взносов действуют особые требования.*

НДФЛ

Компенсация в виде оплаты проезда в размере, установленном внутренними документами организации, и с учетом ограничений, установленных законодательством, не облагается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Эта льгота распространяется только на оплату проезда по территории России. Поэтому независимо от места проведения отпуска сотрудником (на территории России или за ее пределами) от обложения НДФЛ освобождается только та часть компенсации, которая относится к стоимости проезда по российской территории.

Со стоимости проезда (перелета) от места пересечения границы России к месту проведения отпуска за границей и обратно, к границе России, нужно удержать НДФЛ. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 03-04-06/6-375 и от 12 мая 2009 г. № 03-04-06-01/113 .

Для целей НДФЛ в действующем законодательстве не уточняется, что является местом пересечения границы России. Поэтому при проезде поездом НДФЛ не нужно удерживать со стоимости проезда по всей территории России.

В случае с авиаперелетом не облагается НДФЛ стоимость поездки до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы России. Даже если на самом деле сотрудник вылетал из другого аэропорта .

Страховые взносы

Со страховыми взносами ситуация иная. Взносами не облагается оплата проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу России. Для целей страховых взносов прямо указано, что является местом пересечения границы в случае перелета самолетом: это международный аэропорт, в котором сотрудники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу России*. Об этом сказано в пункте 7 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункте 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Поэтому при перелете к месту отдыха ориентироваться на пункт пропуска через границу, который находится ближе всего к месту отдыха, нельзя. Аналогичные разъяснения есть в письме ФСС России от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 . Данное письмо основано на старой редакции законов № 212-ФЗ и № 125-ФЗ. С 2015 года точку зрения контролеров закрепили в нормах законодательства.

Поясним на примере. Сотрудник летит по маршруту Мурманск–Хургада транзитом через Москву. Оплата перелета от Мурманска до Москвы не облагается взносами. А вот на всю стоимость перелета Москва–Хургада нужно начислить страховые взносы.*

Организации из районов Крайнего Севера (или приравненных к ним местностям), оплачивающие работникам проезд к месту отпуска за рубежом, не платят со стоимости проезда только до международного аэропорта, из которого работник вылетает на отдых, а не до фактического места пересечения границы РФ. Поэтому запрашивать у перевозчика справку о стоимости перелета от такого аэропорта до границы не нужно. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 21.05.15 № 17-3/В-258 .

Как известно, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории РФ и обратно любым видом транспорта ( ТК РФ).
Стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через госграницу РФ страховыми взносами не облагается (п. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). До 2015 года данная статья не конкретизировала, какой именно пункт пропуска через границу России следует учитывать при определении размера компенсации проезда. Суды указывали на то, что взносы не начисляются на стоимость перелета от места отправления до места фактического пересечения государственной границы (см. « »).

С 1 января текущего года пункт 7 Закона № 212-ФЗ изложен в новой редакции. Согласно обновленной норме, пунктом пропуска через границу является, в том числе, здание международного аэропорта, в котором физическое лицо проходит пограничный контроль.

Кроме этого, специалисты Минтруда сослались на Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Там сказано, что под пунктом пропуска через границу понимается территория в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Таким образом, при следовании к месту отпуска за границей пунктом пропуска будет именно аэропорт, из которого осуществляется вылет.

Следовательно, не облагается страховыми взносами только стоимость проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в которого работник проходит пограничный контроль. В связи с этим, справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта, выданная авиаперевозчиком, не требуется. Стоимость такого перелета облагается взносами в общем порядке.