Как я сделался собакой маяковский анализ. "сравнительный анализ стихотворений анфилова "собака", есенина "песнь о собаке",маяковского "как я сделался собакой"

Сопоставительный анализ. С.А.Есенин «Песнь о собаке» и стихотворений В.В.Маяковского «Вот так я сделался собакой» и Г.Анфилова «Собака».

В 1915 году в журнале «Новый сатирикон» появилось стихотворение «Вот так я сделался собакой» В.Маяковского, а в журнале «Современник»- «Собака» Г.Анфилова. Стихотворение «Песнь о собаке» С.Есенина было опубликовано в 1919 году, но датировано оно также 1915г. Скорее всего, стихотворение Есенина было откликом на стихи В.Маяковского и Г.Анфилова.

Пафос стихотворения Маяковского, построенного на фантастическом сюжете,- протест против озверения человека: «весь искусан злобой», «чувствую- не могу по-человечьи», «а у меня из-под губы- клык», «залаял». Лирический герой, чувствуя своё нервное, злое состояние («нервы, должно быть»), выходит на улицу: «Выйду, погуляю». Но знакомые люди вызывают у него лишь раздражение, и герой, сначала став «злым, как собака», потом и вовсе превращается в собаку, то есть становится непохожим на других. Основной мотив стихотворения - отчуждение и отверженность человека в обществе, бесчеловечность людей. Так, в свойственной ранней лирике фантастической манере, Маяковский протестует против этого.

Стихотворение Г.Анфилова сводится, в сущности, к следующему: рождению «дорогих, непонятных щенят». Появление их на свет носит мистический характер: молчаливый покой рассвета, знаки зари, таинственный некто - набор символистских штампов. В стихотворении присутствуют недосказанность, религиозно- этические ассоциации, символический подтекст. Анфилов умиляется при виде счастливой и терпеливой собаки-роженицы.

С.Есенина интересуют не озверевшие люди, а очеловеченные звери. Факт рождения щенков не вызывает у него умиления. Нет никакой выспренности, всё прозаично: не родила, а ощенила, не собака, а сука, не сарай, а закут, не на халате, а на рогожах. Начинается «Песнь о собаке» нарочито буднично, но эта будничность опоэтизирована: рогожи златятся, собака ласкает. Тон стихотворения спокойный, и ничто не предвещает трагедии… Но уже с третьей строфы, с её предупреждением («А утром…»), прерывистой интонацией, затруднённым ритмом («когда куры», «семерых всех»), с повторением глухих «к», «ш», «х» закрадывается смутная тревога. Повторённое в третий раз слово «семерых», усиленное местоимением «всех», просторечное «поклал» подчёркивают угрюмую непреклонность в действиях хозяина. Описания убийства нет, есть только деталь, как бы увиденная самой собакой: «И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь». Есенин передаёт свои чувства не непосредственно, в виде лирического монолога, а опосредовано, через повествование. Эмоциональная сила заключительных строк не в гневных возгласах, а в страшном своей выразительностью образе собачьих глаз, вытекших от горя.

Есенин в своём стихотворении продолжает традиции А.П.Чехова, А.И.Куприна, Л.Н.Толстого, которые тоже показывали историю животного «изнутри», но никто не писал об этом с такой жалостью и состраданием, как С.А.Есенин.

Ответ от Наталья Soul[гуру]
Но Маяковскому не нравилось то, что обыватель довольно спокойно реагирует на его выпады. Он провоцирует последнего на конфликт, побуждает его к ответной реакции. Стихотворение «Ничего не понимают» - тому пример. В этом стихотворении герой является к парикмахеру с просьбой «причесать ему уши» . В ответ раздаётся ругань: герой объявляется «рыжим» и даже сумасшедшим. Именно такая реакция даёт Маяковскому силы для дальнейшего творчества.
Толпа также ощущает в себе силы. Она стремится окружить и уничтожить «белую ворону» . Об этом рассказывает стихотворение «Вот так я сделался собакой» . Поэт испытывает сильный надрыв. Нервы его сдают; единственным оставшимся способом защиты от толпы становится ответ злом на зло: он превращается в сгусток отрицательной энергии, столь же агрессивный, как и нападающие:
… толпа навалилась,
огромная,
злая,
я встал на четвереньки
и залаял:
«Гав!
гав! Гав! »
За этой внешней пеленой злобы и агрессии почти не виден внутренний, камерный облик поэта. Небольшое количество ранних стихов открывает читателю богатое внутреннее содержание души Маяковского.

Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой —
взял бы
и все обвыл.
Нервы, должно быть…
Выйду,
погуляю.
И на улице не успокоился ни на ком я.
Какая-то прокричала про добрый вечер.
Надо ответить:
она — знакомая.
Хочу.
Чувствую —
не могу по-человечьи.

Что это за безобразие?
Сплю я, что ли?
Ощупал себя:
такой же, как был,
лицо такое же, к какому привык.
Тронул губу,
а у меня из-под губы —
клык.

Скорее закрыл лицо, как будто сморкаюсь.
Бросился к дому, шаги удвоив.
Бережно огибаю полицейский пост,
вдруг оглушительное:
«Городовой!
Хвост!»

Провел рукой и — остолбенел!
Этого-то,
всяких клыков почище,
я не заметил в бешеном скаче:
у меня из-под пиджака
развеерился хвостище
и вьется сзади,
большой, собачий.

Что теперь?
Один заорал, толпу растя.
Второму прибавился третий, четвертый.
Смяли старушонку.
Она, крестясь, что-то кричала про черта.

И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
толпа навалилась,
огромная,
злая,
я стал на четвереньки
и залаял:
Гав! гав! гав!

Вот так я сделался собакой.

Анализ произвдения Маяковского «Вот так я сделался собакой»

Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В.В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать — так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, на грани реальности и сна, очень интересно.

В художественном стиле Маяковского можно выделить несколько основных приемов изобразительности. К ним, без сомнения, относятся гипербола, гротеск и фантастика. Многие произведения Маяковского содержат фантастические мотивы и ситуации. Уже в ранней лирике Маяковского мы наблюдаем эту особенность. Так, в стихотворении 1913 года «Послушайте!» поэт рисует фантастическую ситуацию. Герой врывается к самому Господу Богу с просьбой оставить на небе звезды, хотя бы одну звездочку: «чтоб обязательно была звезда!» Герою жизненно необходимо знать, что на небе существуют звезды. Это знание поддерживает его, помогает чувствовать себя не таким одиноким. Звезда на небе – это путеводная звезда в жизни героя. Безусловно, это метафора чего-то светлого, искреннего, настоящего. Мечты или идеала… В любом случае, звезда очень важна для героя. Чтобы передать всю ее значимость, а также связь этого образа с чем-то духовным, Маяковский вводит фантастическую ситуацию в свое стихотворение.

Стихотворение 1915 года «Вот так я и сделался собакой» построено на фантастическом сюжете. Лирический герой, чувствуя свое нервное, «злое» состояние, выходит на улицу: «Нервы, должно быть… Выйду, погуляю». Но и на улице герой не может прийти в себя. Знакомые люди вызывают у него лишь раздражение. И вот постепенно он начинает превращаться в собаку. Сначала у героя появляется клык, затем – хвост, в финале он становится на четвереньки и начинает лаять. Знаменательно, что на лирического героя, непохожего на других, нападает яростная толпа:
И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
толпа навалилась,
огромная,
злая,
я стал на четвереньки
и залаял:
Гав! гав! гав!
Воплотив в буквальном смысле слова выражение «злой, как собака», Маяковский очень точно выразил душевное состояние своего лирического героя: его одиночество и противостояние дикой толпе.
Послереволюционное творчество В.Маяковского также насыщено фантастикой. Например, стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920), посвященное теме поэта и поэзии, описывает знакомство лирического героя с солнцем:
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом…
Знакомство героев перерастает в теплую дружескую беседу. Они выясняют, что между светилом и поэтом очень много общего. Оба они несут свет людям, разгоняют мглу. В итоге лирический герой делает вывод:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Часто Маяковский использует фантастику в своих сатирических произведениях. В этом плане поэт продолжает традиции русской классической литературы. Вспомним хотя бы Гоголя или Салтыкова-Щедрина с его «Историей одного города». Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) герой долгое время не может добиться «аудиенции» у чиновников. У него складывается ощущение, что это – очень занятые, почти неуловимые люди. Они постоянно на каких-то непонятных заседаниях. Разъяренный, однажды герой врывается в зал заседаний. Его изумленному взору открывается следующая картина:
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?

Оказывается, чиновники изобрели новый способ сделать свою работу более эффективной. Они разделились на половины, поэтому успевают посетить вдвое больше заседаний!
На фантастической ситуации строится и сюжет сатирической пьесы Маяковского «Клоп». Герой комедии, Присыпкин, попадает в будущее, на 50 лет вперед. Там его размораживают и пытаются адаптировать к жизни. Но Присыпкин не желает жить и приносить пользу в «светлом будущем». Здесь еще больше раскрывается его подленькая, мещанская натура. Герой полностью олицетворяет собой образ, фигурирующий в названии пьесы – образ клопа.
Фантастика – один из излюбленных приемов Маяковского. С его помощью он раскрывает проблемы, волнующие его, более наглядно и образно доносит до читателя свои мысли, идею произведений.