Крым: история полуострова. Как развивался Крым и какова история его народа? Древние народы крыма

Древнейшая история Крыма основывается на большом количестве находок, которые были обнаружены на полуострове случайно и при проведении раскопок. Две с половиной тысячи лет тому назад жил в Греции человек, любивший мудрость, иначе говоря – философ. Звали его Платон. Платон сочинял стихи и рисовал, но главное, он наблюдал за окружающим миром и объяснял его, как умели немногие. До наших дней дошла невероятная история, которую он рассказывал.

Древнейшая история полуострова полна тайн и загадок

Много тысяч лет тому назад в Атлантическом океане существовал чудесный остров, полный невиданных природных богатств и населенный людьми, ведущими род от богов. Остров этот, называемый Атлантидой, погрузился в пучину в результате ужасной катастрофы. Удивительный и загадочный рассказ, подумаете вы, но какое отношение имеет к Крыму? Не торопитесь.

Современные ученые выдвигают предположение, что почти 14 тысяч лет тому назад в результате падения на Землю огромного космического тела, наша планета пережила страшнейшие бедствия – извержения вулканов, землетрясения, смерчи, ураганы и т. д. При этом опускалась и поднималась суша, изменились очертания континентов. По мнению многих ученых Атлантида находилась в Черном море, а полуостров Крым есть его продолжение. Тогда загазованность глубин моря сероводородом можно объяснить распадом остатков органической жизни Атлантиды.

Крым в Ледниковый период

Сотни тысяч лет назад иным был не только человек, но и мир который его окружал. Значительная часть северного полушария была покрыта слоем льда в несколько километров толщиной. Ледник то таял, то увеличивался снова. Для образования такой массы льда потребовалось много воды. Поэтому уровень Мирового океана был намного ниже, чем сейчас. На месте нынешнего Черного Моря было сравнительно небольшое Эвксинское озеро.

Когда ледник начал таять, полноводные реки заполнили озеро и уровень воды в нем значительно повысился. Под водой оказались многие места обитания первобытных людей. Они вынуждены были уходить в горы. Поэтому именно в горах археологи обнаруживают древнейшие следы пребывания человека на территории полуострова. От той эпохи дошли до нас древнейшие орудия труда.

Археологические находки в Крыму

О крымских неандертальцах известно намного больше. Десятки их стоянок открыты археологами в горах и долинах рек Альмы, Качи, Бельбека и других. В 1924 году была обнаружена первая стоянка неандертальцев в Крыму. Она располагалась в 25 км от современного Симферополя. Местные жители называют это место Киик-Коба. В углублении шириной 13 метров неандертальцы жили на протяжении 40 тысяч лет. В ходе раскопок было обнаружено множество орудий труда из кремня.

Жившие в пещере люди собирали съедобные корни и плоды, охотились на мамонтов, бизонов, пещерных медведей, оленей, кабанов и других животных. У самого дна грота пещеры был найден скелет ребенка 6-7 месяцев, а рядом в специальном углублении – останки женщины. Жизнь древних людей не была легкой, о чем свидетельствуют следы обморожения на конечностях. Также деформированы коленные чашечки, что говорит о том, что приходилось много работать, стоя на коленях. Положение тела при захоронении говорит о том, что у обитателей пещеры существовали представления о загробной жизни (о чем говорит погребальный обряд).

Примерно 40 тыс лет назад началось последнее оледенение. Примерно в это время в Крыму появляются первые кроманьонцы. Наиболее известный памятник их нахождения – стоянка кроманьонцев Сюрень – 1, в гроте на правом берегу реки Бельбек. В эпоху палеолита люди объединялись для совместной жизни уже не в стада, а в общины. Главой рода в те времена была женщина.

После таяния ледника изменился растительный и животный мир. Место крупных и медлительных животных заняли олени, косули, кабаны, лисы, зайцы и другие животные. Водоёмы наполнились рыбой, а леса – птицей. Дары природы древние люди начали заготавливать впрок. Так, например, на стоянке Шан-Коба, археологами был обнаружен целый склад улиток. Их укладывали слоями в углубление в скале. Нужное для питания количество моллюсков доставали обломком рога оленя и затем запекали в небольших ямках. Находки археологов в Крыму позволяют говорить о том, что в 6-5 тысячелетии до н. э. сложились различия между жителями гор и степи. Люди по разному изготавливали посуду и орудия труда.

Люди каменного века воспринимали окружающий их мир не так как мы. Они не отделяли себя от природы. Им казалось, что так же, как у человека, у животных и растений, камней и рек есть некая душа. С ними можно разговаривать, надо только понимать их язык. Обращаясь к природе, человек давал всему имена, которые становились символами.

Совершая специальные обряды, первобытный человек стремился найти себе покровителей, умилостивить их и заручиться поддержкой. Таким покровителем часто становилось какое-либо животное или растение – тотем. Перед его изображением приносили жертву и совершали магические обряды. Искусство древних людей представлено в Крыму находками на стоянке Чокурча близ Симферополя. Здесь найдены поразительные по мастерству исполнения скульптурные портреты мужские и женские, сохранились изображения животных и птиц на кости и роге.

К концу палеолита относят появление в Крыму мегалитических сооружений. Один из таких памятников прошлого представляют менгиры – обработанные прямоугольные камни длинной несколько метров, вертикально врытые в землю. В Байдарской долине, у села Родниковое стоят два менгира. Линия, которая их соединяет, сориентирована точно в направлении север-юг. В урочище Богаз-Сал близ Бахчисарая менгир стоит на одном из склонов балки. В скале на противоположной стороне пробито отверстие. Если смотреть через него на менгир, то обнаружится удивительное. Один раз в году, утром 22 июня, самого длинного дня, солнце встаёт точно по центру верхней, ровной кромки мегалита.

С поклонением Солнцу связаны и другие сооружения, обнаруженные в Крыму – кромлехи. Они представляют собой круги из каменных глыб. Крупнейший в Крыму кромлех был найден близ Алушты. 24 валуна из диорита образуют окружность диаметром около 8 м. В центре его стоит четырехугольный камень, грани которого сориентированы по сторонам света Линия, проведенная через центр в направлении запад-восток, делит кромлех на 2 части по 12 камней в каждой. Это удивительное сооружение ученые считают древней обсерваторией, которая свидетельствует о наличии знаний по астрономии у наших далеких предков. В 15-12 веках до н. э. на территории Крыма поселились племена киммерийцев.

Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня - Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба - сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати - скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению - скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. - и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии - акрополь - размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический , или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса .
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος-δ-^ιος, βουλά,-βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили, тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2 , 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I 2 , 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз"е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии - Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники - надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса - присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. (IPE I 2 , 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши - эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии - независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил - неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.

Социально-экономическая жизнь
Население крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.

Государственное устройство
По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).

Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.

Савмака восстание
Восстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.

Славяне в Крыму.

Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III-VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII- XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI-XII вв.
Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).
В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью - столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.
В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.
Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962-971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.
Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» - кузница, нынешняя Керчь).
В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.
Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.

13.Тмутараканское княжество. Политическое устройство, социально-экономическая жизнь.
В истории древнерусского полуанклава на берегах Керченского пролива - Тмутараканского княжества - остается очень много пробелов. Например, первое упоминание о нем в русских летописях значится под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в Тмутаракань своего юного сына Мстислава, но обстоятельства, при которых эти земли перешли во владение киевских князей, и время, когда это случилось, остаются предметом спора современных историков. Достоверно неизвестно, кому принадлежали эти земли до прихода русских. Мы не знаем точных границ Тмутараканской земли и времени, когда Тмутаракань перестала быть русским княжеством.
По одной версии, тмутараканский стол был захвачен Святославом во время похода на хазар еще в 965-966 гг. По другой - эти земли во время захвата киевским князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь) были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.
Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная станица Тамань). Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.
Жители побережий Керченского пролива занимались земледелием и скотоводством, ловили рыбу, которой изобиловали воды Азовского и Черного морей. В городах процветали ремесла, прежде всего гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.
Население княжества было пестрым. Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, прежде всего зихов и алан. Со временем появился и заметный славянский слой, представленный княжескими людьми, дружинниками, купцами, ремесленниками и священнослужителями.
Город Тмутаракань являлся местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху. Известны свинцовые печати архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в.
Князь Мстислав был весьма энергичным правителем. По сообщению «Повести временных лет», в 1022 г. он отправился походом на касогов. Они выступили ему навстречу. Вел их князь Редедя. Оба князя имели крепкое сложение и отличались силой, поэтому согласились разрешить спор поединком, чтобы не губить с моих людей. По обычаям того времени они боролись без оружия, и только победитель имел право убить побежденного. Победа досталась Мстиславу. Согласно договоренности тмутараканский князь получил землю, власть над касогами, имущество и семью побежденного.
Уже в следующем году Мстислав, опираясь на свою дружину, подвластных ему касогов и хазар (жителей княжества), выступил против своего брата Ярослава и борьбе за киевский престол. Разбив Ярослава, он получил половину Руси со столицей в Чернигове. Вскоре Мстислав покидает Тмутаракань, которая отныне управляется его доверенными лицами.
Позднее здесь правил князь Глеб, известный тем, что измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду в 1068 г. и увековечил это событие надписью на знаменитом Тмутараканском камне, найденном на Тамани в конце XVIII в. Некоторое время здесь княжил Ростислав Всеволодович, скрывавшийся от киевского к и язя. Он был отравлен греками по наущению великого князя Святослава. Здесь и позднее не раз находили убежище князья-изгои.
Самым известным тмутараканским князем был Олег Святославич (в крещении Михаил). Впервые он прибыл в Тмутаракань в 1078 г. и, также как Ростислав, скрывался здесь от своих недругов. Потерпев поражение в борьбе за черниговское княжение, он был предан половцами, схвачен «козарами» в Тмутаракани и выдан византийцам. Его судьбу определила смена власти в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Сохранилась свинцовая печать с изображением того же архангела и греческой надписью: «Господи помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутаракани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять черниговский престол. И после смерти в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода, осознав, что новый великий князь Владимир Мономах еще слаб, в 1094 г. со своими союзниками - половецкими ханами осуществляет свою мечту - утверждается в Чернигове. После этого события Тмутаракань уже не упоминается в летописях как русское владение.
С Тмутараканью тесно связана и история русской церкви. Кроме построенной Мстиславом церкви во имя Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над Редедей здесь вблизи города был основан русский монастырь.
Основателем его явился монах Никон, известный как один из первых русских летописцев и духовных столпов Руси того времени, сподвижник святого Феодосия Печерского. Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси невозможно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.
После прекращения древнерусского княжения в Тмутаракани русские люди еще долго продолжали жить на Тамани, а русский язык использовался здесь даже в середине XIII в.

Понт Эвксинский — Море Скифское

Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия - Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV-XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.

Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.

Учёные считают, что до начала расхождения народов - около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был , корни которого лежат в .

Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам - kram — крепость, глагол «kR» и «krta » - создать , построить, сделать, то есть - это рукотворное сооружение - Крепость, Кремль.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны или фракийским.

В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.

С древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. сообщает о том, что в горах Тавриды жили тавров, знающих толк в воинском искусстве.

в пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)» , отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье , один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.

Название «Балаклава» происходит от слова , сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из - RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» - происходит от «Бала» - военная,«Клап, калпате» - klṛ p, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷ p») , то есть - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости с именем сына (II в. до н. э.) Палак - «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции - Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин» , происходят от одного корня.

В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное , жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и , допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.

Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum). Важное место занимает Крымский полуостров в истории Украины. Население Крыма и Украины было связано общими экономическими, политическими и культурными процессами.

Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне . Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II-VII веках.

О славянах в Крыму время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.

Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников.

Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком . А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью, столицей будущего древнерусского княжества, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно киевское правительство распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.

Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века. Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» - кузня, нынешняя Керчь).

Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки» . Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.

В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож ). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов. Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года .

Благоприятные природные условия Крымского полуострова и его удобное местоположение способствовали тому, что Крым стал одной из колыбелей человечества. Здесь, на оживленном перекрестке международных путей, переплелись дороги и судьбы многих племен и народов.

Кроме тавров и киммерийцев, полуостров в разные периоды населяли скифы и сарматы, древние греки и римляне, готы и гунны - в античную эпоху; южные славяне и армяне, печенеги и половцы, хазары и праболгары, венецианцы и генуэзцы, татары и турки - в средние века. Во все времена население полуострова было очень пестрым.

Самыми первыми же здесь появились неандертальцы примерно 100 тысяч лет до нашей эры.

В 1924 году во время раскопок в гроте Киик-Коба (“Дикая пещера”), (в верховьях реки Зуя, в 25-ти километрах к востоку от Симферополя) обнаружили погребение неандертальского человека в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. В метре от могильной ямы были найдены остатки скелета годовалого ребенка. Это была первая находка погребения неандертальского человека на территории бывшего Союза и одно из немногих в мире.

После неандертальцев, древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII век до нашей эры). Пребывание их в Крыму подтверждается древними и средневековыми историками и дошедшими до нас географическими названиями восточной части Крыма: Киммерийский Боспор (Керченский пролив), Киммерийские стены, Киммерийский брод.

В «Илиаде» и «Одиссее», Гомер так описывает Киммерию:

"Там киммериян печальная область,
покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков;
никогда не являет
Оку людей лица лучезарного
Гелиос..."

Кроме киммерийцев, в это же время полуостров заселяют тавры. Происхождение племен тавров, населявших Крым на рубеже тысячелетий, до сих пор остается не выясненным. Кто они такие и откуда пришли в Крымские горы, не понятно. Может быть они были коренными жителями полуострова, а может быть это племена сродни киммерийским, в свое время вынужденные прийти в Крым с Кавказа под давлением скифских орд. Также не известно и как называли себя эти люди, ведь слово "тавр" является греческим словом, и назвали так греки просто уроженцев гор, живших, по их мнению, в горах Тавра (Крым для них был продолжением гор Южной Турции). Соответственно и называлась земля здешняя Тавридой.

По мнению историков, тавры поселились здесь в начале первого тысячелетия приблизительно в восьмом девятом веках. Большая часть из них жила на южном берегу, населяя территорию от Куш Каи до Феодосии. Но встречались поселения и севернее, вплоть до Симферополя. Археологи обнаружили остатки оборонительной стены толщиной в два метра, протянувшейся от Эклизи до реки Альмы, выложенной из крупных камней, выстроенной представителями этих племен.

Многие выдающиеся исторические деятели упоминают в своих трудах о племенах тавров.

“Отец истории” Геродот, который впервые поведал о них, писал, что это было воинственное, мужественное и жестокое племя. По словам Геродота: “тавры приносят в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море...

Еще одно интересное сообщение о таврах историка Полиена (II век нашей эры): “Тавры, предприняв войну, всегда перекапывают дороги у себя в тылу; сделав их непроходимыми вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, - победить, или умереть”.

Другие греческие историки, такие как Диодор, Тацит, Аммиан не отступают от тогдашнего штампа, и также характеризуют их как убийц и пиратов. Историк Страбон, описывая Тавриду в своей Географии, пишет, что собираются они в бухте Симболон (Балаклава), ходят в набеги морские вдоль берега и нападают на суда. Хотя, по правде сказать, археологами не было найдено никаких подтверждений пиратской деятельности тавров, лишь свидетельства занятий обычными поселенческими делами.

Тавры селились по берегам рек, создавая небольшие укрепленные, обнесенные стеной поселения. Кроме этого племена тавров также любили проживать в естественных пещерах, вроде Таш Аира и пещеры Кизил Коба.

В пятом веке до нашей эры на полуостров пришли греческие колонисты и основали Херсонес. Помимо этого в седьмом веке до нашей эры в Крым пришли скифы, облюбовавшие северное Причерноморье. И те и другие часто пересекались с таврами, контактируя и даже селясь вместе.

Периодически тавров пытались подчинить себе попеременно то Боспор, то Херсонес, то киммерийцы и более поздние римляне. В свою очередь тавры изредка совершали набеги на греческие и скифские поселения. С первого века нашей эры, тавры попадают под влияние скифов, в большинстве случаев племена в эти времена называют тавроскифами. Чуть позднее, в третьем веке, скифы отстроили столицу государства – Неаполь скифский, прочно захватив контроль над северным Причерноморьем. Начинается ассимиляция крымского населения тавров и скифов. Совместно они воюют против воиск Диафанта, понтийского военачальника. К пятому веку тавры исчезают как самостоятельные племена, став частью населения Скифии.

Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до нашей эры из Азии и образовавшие в степях Причерноморья и части Крыма новое государство - Скифию, простирающуюся от Дона до Дуная.

Скифы разделялись на четыре племени. В бассейне реки Буг жили скифы - скотоводы, между Бугом и Днепром скифы-хлебопашцы, к югу от них - скифы-кочевники, между Днепром и Доном - царские скифы. Крым также явился территорией расселения самого сильного племени скифов - царских. Эта территория получила в античных источниках название Скифии. Геродот писал, что Скифия - это квадрат со сторонами, протяженностью в 20 дней пути.

Не раз судьба сталкивала скифов с греками Причерноморских городов и с Эгейскими греками. Особенно часто это случалось при великих греческих полководцах Филиппе II и его сыне Александре Македонском. При них греческие армии вплотную подошли к границам Скифии.

В одном из сражений с войсками Филиппа II Македонского в 339 году до нашей эры самый могущественный царь скифов - Атей погиб в возрасте 90 лет.

В 331 году греческий полководец Зопирион вторгся в Причерноморье и осадил Ольвию. Скифы союзники ольвиополитов встали на их защиту. Греки потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были вернуться во Фракию.

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III века нашей эры и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию) из Скандинавии.

Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры они были вынуждены уйти в Крымские горы за спасительные перевалы , где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые пещерные города, расположенные в Бахчисарайском районе и в районе Севастополя.

Таким образом, население Крыма в начале нашей эры составляли потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов и готов.

Античные города Крыма

В глубокой древности морские пути связывали побережье Черного моря со Средиземноморьем, где в конце II - начале I тысячелетия до н.э. возникла великая цивилизация Греции. От берегов Эллады отважные мореходы отправлялись на поиски новых земель.

Там, где сейчас расположены крупные морские порты, промышленные и курортные центры Крыма - Евпатория, Севастополь, Феодосия и Керчь, в VI-V вв. до н.э. древние греки основали соответственно города Керкинитиду, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, а вблизи них - Мирмекий, Тиритаку, Нимфей, Киммерик и другие. Каждый из них был центром сельскохозяйственного района, где выращивали пшеницу, культивировали виноград, разводили скот. В городах располагались храмы, общественные и административные здания, рынки, мастерские ремесленников.

Удобное географическое положение способствовало развитию торговли. Купцы вывозили в Средиземноморье рабов и продукты сельского хозяйства, закупленные у местных племен - скифов, меотов, синдов. В обмен из городов Балканского полуострова и Малой Азии привозили оливковое масло, вино, предметы искусства и ремесел.

Херсонес был основан в 421 г. до н.э. на берегу бухты, которую сейчас называют Карантинной. Позднее город значительно расширил владения. В период расцвета ему подчинялись Керкинитида, Прекрасная гавань (на месте современного поселка Черноморского) и другие поселения северо-западного Крыма.

Херсонесское государство было рабовладельческой демократической республикой. Высшим органом власти являлись народное собрание и совет, решавшие все вопросы внешней и внутренней политики. Руководящая роль в управлении принадлежала крупнейшим рабовладельцам, имена которых донесли херсонесские надписи и монеты.

Археологические раскопки, начатые еще в 1827 г., показали, что город был хорошо укреплен. Остатки оборонительных сооружений - массивные башни, крепости, части каменных стен - сохранились также на всей территории государства. Это говорит о постоянной военной опасности, которой подвергались жители. Об их патриотизме рассказывает знаменитая Херсонесская присяга. Херсонесцы клялись, что не предадут врагам ни города, ни его владений, будут охранять демократический строй, не разгласят государственной тайны.

Как подтвердили археологические исследования, город имел правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом. Их мостили мелким камнем. Вдоль улиц проходили каменные водостоки. На площадях возвышались храмы. Общественные здания и дома богатых граждан украшали колоннадами и мозаичными полами.

От античных построек до наших дней дошли лишь основания стен и подвальные помещения. Особенно интересны монетный двор, бани, руины театра, существовавшего с III в. до н.э. по IV в. н.э. От него частично сохранились только лестничные проходы и каменные скамьи для зрителей. Судя по их размерам, театр вмещал до 3 тыс. зрителей.

Около городских стен располагался район ремесленников. Там археологи обнаружили остатки керамического производства: печи для обжига глиняной посуды, штампы для орнаментов, формы для изготовления терракотовых рельефов. Процветали в Херсонесе и другие ремесла - металлообрабатывающее, ювелирное, ткацкое.

Крупнейшим античным государством Причерноморья было Боспорское царство. Оно образовалось в результате объединения первоначально независимых греческих городов, таких, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и других, расположенных по берегам Боспора Киммерийского - современного Керченского пролива. Столицей государства стал Пантикапей. С 438 г. до н.э. более трехсот лет им правила династия Спартокидов.

В конце V - начале IV вв. до н.э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а также земли, населенные другими племенами. В I в. до н.э. Боспор захватил большую часть территории Крыма, подчинил себе Херсонес.

Раскопки на горе Митридат, проводившиеся в Керчи с конца XIX в., позволили восстановить размеры и план Пантикапея. На вершине находился акрополь - центральное укрепление города с мощными оборонительными стенами и башнями. Внутри него размещались важнейшие храмы и общественные здания. Вниз по склонам террасами спускались кварталы из одно- или двухэтажных каменных строений. Весь город и его окрестности были опоясаны многочисленными линиями укреплений. Глубокая и удобная гавань надежно укрывала торговые и военные суда.

Найденные обломки мраморных статуй, куски расписной штукатурки и архитектурные детали позволяют говорить о богатом убранстве площадей и зданий города, о мастерстве древних архитекторов и строителей.

На месте Мирмекия и Тиритаки, недалеко от Керчи, кроме городских стен, жилых домов и святилищ, археологи открыли несколько виноделен и ванны для засолки рыбы. В Нимфее, близ современного поселка Героевки, - храмы Деметры, Афродиты и Кабиров; в Илурате, около современной деревни Ивановки, - боспорское военное поселение первых веков н.э., охранявшее подступы к столице.

Рядом с каждым античным городом находился его некрополь - город мертвых. Обычно хоронили в простых земляных могилах, иногда выложенных черепицей или каменными плитами. Богатых и знатных помещали в деревянные или каменные саркофаги. Для их погребения сооружали склепы, сложенные из камней или вырубленные в скалах. Стены склепов и саркофагов украшали росписью, рельефами, инкрустацией. На них наносили орнаменты, изображали мифологические сюжеты, сцены реальной жизни. Вместе с умершим клали принадлежавшие ему вещи: украшения, посуду, оружие, сосуды с благовониями, терракотовые статуэтки и другие предметы. В одном из пантикапейских погребений III в. н.э., возможно, боспорского царя Рискупорида, была найдена уникальная золотая маска, воспроизводившая черты лица умершего.

Исследователей давно заинтересовали большие курганы, расположенные в окрестностях Керчи. В них обнаружили захоронения боспорских царей и знати с выдающимися произведениями греческого искусства: золотыми и серебряными украшениями, изделиями из бронзы и стекла, расписными и фигурными вазами.

Шедевром мирового искусства по праву считают золотые височные подвески IV в. до н.э. из кургана Куль-Оба. Они выполнены в виде дисков, к которым прикреплены многочисленные плетеные перекрещивающиеся цепочки, соединенные пластинками и розетками. На диске диаметром 7 см - рельеф головы Афины в шлеме с хорошо различимыми фигурками грифонов, совы и змеи. Тончайшие филигранные пластинки, розетки, а также окружность диска покрыты зернью и голубой эмалью.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, а также других.

Сейчас на территории Херсонеса в Севастополе и на горе Митридат в Керчи организованы заповедники. Ежегодно тысячи людей приезжают туда, чтобы пройти по улицам и площадям древних городов, познакомиться с величайшими памятниками культуры.

Когда на Южном берегу утвердились римляне, они создали на побережье для защиты Херсонеса укрепленные пункты. Из римских укреплений самым большим был Харакс на мысе Ай-Тодоре (ныне на нем маяк рядом с «Ласточкиным гнездом»). Укрепление Харакс (по-гречески «столб», «кол», то есть «огороженное место») было основано в 70-х гг. I в. при римском императоре Веспасиане. В конце века здесь находился гарнизон, во II в. размещались солдаты I Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины XI Клавдиева легиона (конец II - первая половина III в.). Об этих трех периодах истории Харакса свидетельствуют клейма на кирпичах и черепице.

Н.И. Шейко

Фото красивых мест Крыма