Метод Цицерона: запоминание информации. Метод Цицерона: запоминание больших объёмов информации

Носит имя одного из великих римский политиков, который прославился тем, что в процессе своих ярких выступлений никогда не пользовался записями. При этом оратор оперировал множеством цифр, имен, фактов, а также довольно часто использовал цитаты.

В соответствии с некоторыми источниками, метод Цицерона весьма успешно применялся задолго до официального его автора. В частности, известный древнегреческий поэт Симонид активно и успешно его практиковал.

Этот метод прост и одновременно эффективен. Другое его название – система римской комнаты. Он основывается на том, что ключевые единицы, которые надо запомнить, необходимо расставлять в мыслях в определенном порядке, представляя в голове привычное помещение. После такой процедуры достаточно лишь восстановить в памяти эту комнату, дабы восстановить все, что вы фиксировали в памяти. Цицерон, когда был занят подготовкой к публичному выступлению, прохаживался по дому и размещал в голове основные ключевые моменты своей речи в различных местах.

Перед тем, как начать практиковать запоминание по методу Цицерона, определитесь, каким образом вы планируете обходить комнату. Выберите последовательность мест, в которых вы планируете мысленно размещать ключевые единицы. Для некоторых представления комнаты в голове будет достаточно. Однако в первый раз не будет лишним пройтись по дому, как это делал великий оратор. При этом стоит выбирать привычную комнату, например – свой личный кабинет. Можете отдать предпочтение способу передвижения по часовой стрелке.

С опытом вы будете в состоянии задействовать все большее число предметов и мест, тем самым расширяя свои возможности для фиксации информации. Вы можете использовать абсолютно любые предметы. Пусть это будет диван, телевизор, полка, рабочий стол, компьютер и так далее. Мысленно перемещаться можно и слева направо, и вверх-вниз. Вам не обязательно ограничиваться только своей комнатой. Для более эффективной фиксации в памяти можно использовать знакомые маршруты и т.п.

Вам необходимо связывать ключевые моменты информации, которую вы пытаетесь запомнить, с определенными предметами посредством ассоциаций. Начиная практиковать данный метод, не будет лишним иметь в голове набор элементов комнаты. Таким образом, у вас всегда будет «подручный» набор так называемых ментальных крючков, за которые вы сможете зацепить нужные ключевые моменты.

В качестве примера рассмотрим, как можно легко запомнить список следующих элементов: велосипед, рюкзак, бутылка, пластилин. Эти элементы будут размещены последовательно в соответствии со схемой дома. Начнем мы с коридора. Необходимо использовать нестандартные связи, чтобы его воспроизведение не составило труда даже спустя долгое время.

Велосипед размещаем на вешалке возле двери, причем находится он в перевернутом положении. Такая ассоциация легко отложится в нашей голове. Далее идет рюкзак, который весит на двери, а из него выглядывает кот. В бутылку мы ставим цветок подсолнуха и размещаем его на тумбочке. Зеркало, расположенное в прихожей, полностью заклеиваем пластилином, тем самым создавая нестандартную ассоциацию и фиксируя последний ключевой элемент в нашем списке. Таким образом, у нас получился довольно необычный ассоциативный ряд, который мы легко сможем восстановить в голове.

Очень важно предварительно определить те предметы, что будут встречаться нам на пути. В противном случае есть риск того, что вы будете сами искать детали, которые будет легче связать с определенным ключевым словом. В итоге, запоминание будет неэффективным.

Разумеется, метод Цицерона стоит применять для задач значительно сложнее. Вышеописанный пример лишь помогает понять, как происходит запоминание информации . Данный метод продуктивен в процессе фиксации в памяти текста, плана на день, порядка необходимых телефонных звонков и прочего. Более того, когда информация представляет собой логически связанные данные, а не просто набор слов, вы сможете неоднократно использовать одну комнату. При этом ряды ключевых элементов не перемешаются, а вы будете в состоянии легко восстанавливать данные по конкретной теме.

Чтобы научиться использовать данный метод, достаточно нескольких тренировок. Это и является его главным плюсом, если сравнивать данную методику с другими. Более того, эту технику можно использовать в любом месте. А то помещение, где вы находитесь, может стать отличной отправной точкой для запоминания информации. Вам нет необходимости использовать метод связанных ассоциаций или долго восстанавливать цепочку, как это нужно при применении метода последовательных ассоциаций. Вам лишь нужно восстановить в памяти знакомое помещение или использовать то, где вы находитесь в конкретный момент. Вполне достаточно рассматривать комнату, при этом расставляя ключевые слова и привязывая их к каким-то предметам. Восстановить информацию также просто. Достаточно вспомнить обстановку. Применяя этот метод, вы поразитесь, насколько легко и быстро можно усвоить даже весьма сложный материал.

Метод Цицерона – это уникальный мнемонический прием , которому может научиться каждый. Даже если вы не относите себя к личностям с хорошей памятью, используя данную технику, вы легко превзойдете каждого из них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

  • Тексты
  • Список слов

    Рассмотрим возможность использования метода Цицерона или как его еще называют метода дорог для запоминания последовательности слов. Если вы заранее подготовили "дорогу" или "матрицу образов" то можете начинать упражнение.

    Как запоминить?

    Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

    Как вспомнить?

    Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении "Пары слов": вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

    Тройки слов

    Зачем это нужно?

    В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

    Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

    Запоминание троек

    Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы. Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

    Пример создания образов из трех различных объектов.

    Абажур - Кулак - Бабочка - на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

    Кино - Кроссворд - Писарь - на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

    Тексты

    Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.

    Запоминание текста осуществляется в три шага

    • Разбейте текст на отдельные смысловые участки.
    • На каждом участке выберите несколько ключевых слов.
    • Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице

    Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

    • Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ
    • На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ
    • По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом

    Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

    Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

    В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

    Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

    Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

    1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
    2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
    3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
    4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

    Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

    Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

    Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

    Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

    В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

    Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

    Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

    1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
    2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
    3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
    4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

    Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

    Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

    Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

    Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

    Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

    Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

    Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

    До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

    Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

    А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

    • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
    • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
    • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
    • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

    Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

    Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

    Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

    Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

    Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

    Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

    Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

    Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

    Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

    В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

    1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
    2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

    Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

    Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.

    Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

    Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

    Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

    Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

    Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на .

    Использование системы накопления: метод Аткинсона

    А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

    Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

    Суть системы такова:

    1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
    2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
    3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

    Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

    Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

    Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

    Исследования показали, что в результате применения этой техники:

    • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
    • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
    • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

    Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

    Что важно помнить?

    Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

    А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

    Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

    А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

    Метод Цицерона или система римской комнаты является одним из самых популярных и древних методов запоминания. Назван он именем знаменитого римского деятеля и прекрасного оратора Цицерона. В своих речах Цицерон употреблял невероятный и сложный для запоминания арсенал знаний: цитаты, цифры, факты, имена, даты. Причем во всех своих выступлениях он не пользовался записями, не зачитывал, а просто воспроизводил всю информацию по памяти.

    В чем заключается метод Цицерона?

    В основе лежит последовательность запоминания объектов и зрительное воображение. Этим методом запоминания может овладеть каждый, так как он довольно прост и не требует особых усилий.

    Заключается метод в следующем: основные понятия доклада, лекции, которые необходимо запомнить, мысленно расставляем в строго определенной последовательности, при этом представляя в голове комнату, целое помещение или знакомый маршрут. К каждому предмету «привязываем» ключевую информацию.


    По сути, стоит только отобразить в памяти эту комнату с ее интерьером и предметами, и это позволит вспомнить то, что было необходимо. Именно так римский оратор и готовил свои знаменитые речи: расставлял основные ключевые понятия, мысленно гуляя по дому.

    Как научиться запоминать с помощью метода Цицерона?

    Перед тем как приступить к применению метода Цицерона, необходимо определиться, как именно обходить дом. Для начала можно ограничиться одной комнатой. Важно, чтобы комната была привычной и хорошо знакомой, в которой должно быть известно, где все лежит или висит. Затем нужно выбрать точную последовательность мест и предметов, в которых будут «размещены» главные понятия.

    Мысленно перемещаться по комнате можно как угодно: слева направо, снизу вверх или наоборот. Очень популярным является движение по часовой стрелке.

    Предметы, на которых стоит акцентировать внимание, могут быть разными: компьютер, диван, стол, картина, шкаф, книга, ручка, одежда. Как показывает практика, лучше запоминаются объекты, которые лежат и находятся в непривычном положении. Например, стул можно поставить посередине комнаты или открыть дверцу шкафа. Очень важно сразу определиться с предметами, которые будут использоваться для ассоциаций, чтобы не путаться в процессе запоминания и не задумываться, что с чем связывать.



    Чтобы лучше отложить в памяти образ предмета, можно прибегнуть к проверенному способу - мысленно его увеличить в размере. Например, огромная люстра, расположенная на потолке, легко и надолго запомнится.

    Каждому из этих предметов в комнате нужно присвоить конкретное ключевое понятие информации, которую необходимо запомнить. Выходит, что предмет будет вызывать ассоциацию с определенным термином.

    Практическое задание

    Рассмотрим на примере, как с помощью системы римской комнаты можно запомнить список слов: пластилин, велосипед, рюкзак и бутылка. Перечисленные вещи расставляем по дому таким образом, чтобы они бросались в глаза, выделялись, находились в неправильном положении или месте. Велосипед переворачиваем и ставим под вешалкой, рюкзак вешаем на дверь, бутылку ставим на тумбочку и кладем в нее цветы, а пластилином заклеиваем зеркало в прихожей.

    Такое расположение создает в нашей голове нестандартные ассоциации и надолго отложится в памяти.

    На практике метод Цицерона применяется для более сложных и серьезных задач. С помощью него также можно запомнить телефонные номера, идущие строго по списку, цифры с множеством знаков, список покупок, отложить в памяти игральные карты, которые выходят из игры.

    Основные преимущества метода Цицерона

    Одним из главных преимуществ метода является быстрота и легкость освоения. Обычно, чтобы обучиться ему и запомнить нужную лекцию, доклад или речь, необходимо просто несколько раз потренироваться. Этот метод универсален, его можно применить в любом месте, будь это зал для проведения конференций или аудитория для чтения лекции. Не нужно заучивать целый текст или его отдельный блок. Достаточно мысленно представить себе свою комнату, рабочий кабинет или привычный маршрут.


    Благодаря тому, что запоминаемая информация представлена в виде логически и последовательно связанных данных, одну и ту же комнату можно использовать неоднократно. Причем ассоциативные ряды не перемешаются, что позволит легко воспроизвести в памяти нужную информацию.

    По сравнению с методом ассоциаций данный способ запоминания более эффективен при необходимости запомнить сложный и большой объем информации.

    Когда необходимо подготовиться к важному докладу или презентации, метод Цицерона станет отличным инструментом для достижения поставленной цели. Причем не нужно обладать феноменальными способностями или отличной памятью. Требуется только упорство, фантазия и несколько тренировок.