Морфемный разбор глагола совершить. «Морфологический разбор глагола
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
|||
Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: |
|||
Постоянные морфологические признаки: |
|||
вид (совершенный, несовершенный); |
|||
возвратность (невозвратный, возвратный); |
|||
переходность (переходный, непереходный); |
|||
Непостоянные морфологические признаки: |
|||
наклонение ; |
|||
время (в изъявительном наклонении); |
|||
число ; |
|||
лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); |
|||
род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). |
|||
Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Любишь
что делаешь?
Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.
Кататься
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Охарактеризуйте глагол как часть речи. Дайте понятие о спрягаемых и неспрягаемых глагольных формах. Из выделенных предложений выберите все глагольные формы и определите, какие из них являются спрягаемыми, а какие – неспрягаемыми.
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает действие, состояние, отношение: писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться. Классификация глаголов В зависимости от вида совершенного вида, несовершенного вида. По переходности переходные, непереходные. По возвратности возвратные, невозвратные. По типу изменения 1-го спряжения, 2-го спряжения, разноспрягаемые, особоспрягаемые. По характеру действующего лица
Изменение глаголов Глаголы изменяютсяпо наклонениям , которых три: изъявительное :Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение ; условное (сослагательное) :Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи ; повелительное :Семь раз отмерь - один отрежь; Век живи - век учись. В изъявительном наклонении глаголы изменяютсяпо временам , которых три: настоящее :Светит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает; прошедшее :В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь; будущее :Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли. В настоящем и будущем времени глаголы изменяютсяпо лицами и числам (спрягаются) : пишу - пишешь - пишет - пишем - пишете - пишут; прочитаю - прочитаешь - прочитает - прочитаем - прочитаете - прочитают; буду писать - будешь писать - будет писать - будем писать - будете писать - будут писать. В прошедшем времени глаголы изменяютсяпо числам , а в единственном числе -по родам : писал - писала - писало - писали; прочитал - прочитала - прочитало - прочитали. Начальная форма глагола - инфинитив (неопределённая форма глагола) :гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь. Среди форм глагола выделяются спрягаемые (формы наклонений), неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие). |
Произведите морфологический анализ слова занимала .
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делала?
Н. ф. – занимать . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа.
Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующие приемы анализа явления переходности в системе частей речи на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических разрядов слов. Разработайте творческие задания, демонстрирующие текстообразующую роль глагола в повествовательных текстах, покажите методику их проведения в школе на основе психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи, произведите морфологический анализ слова миленьком .
Цель урока:
1) дать понятие о явлениях переходности в системе частей речи.
2) научить различать переход одной части речи в другие.
3) отработка умения находить.
Ход урока
1. Учитель:
12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глагола
Часть речи: глагол ;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:
Начальная (неопределенная) форма;
Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глагола
Увидите - глагол;
I. (что сделаете?) увидите ;
Н.ф. - увидеть ;
II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить .
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Глагол как часть речи. СРЯ ().
- Спряжение глаголов ().
- Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
- Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
- Часть речи. Общее значение.
- Часть речи — глагол.
- Обозначает: действие или состояние.
- Отвечает на вопросы: что делать(-ся)?, что сделать(-ся)? в неопределенной форме (инфнитиве) и формы этих вопросов (что делает? что делаешь? что сделал? что будешь делать?).
- Начальная форма — неопределенная форма глагола (инфинитив).
- Морфологические признаки:
- Постоянные признаки
:
- вид
— разделение глаголов по признаку законченности действия.
- несовершенный (что делать? и его формы);
- совершенный (что сделать? и его формы);
- двувидовые (одновременно отвечает на вопросы что делает?
и что сделает?
) .
При разборе указать, что глагол двувидовой, в данном контексте — совер.в. (или несов.в.)
- возвратность
— определяется по наличию постфикса -ся/-сь
- возвратный — с постфиксом -ся/-сь;
- невозвратный.
- переходность
— сочетаемость с существительными и местоимениями со значениями объекта в Вин. падеже без предлогов.
- переходные;
- непереходные.
Все возвратные глаголы — непереходные.
- спряжение (см. подробнее в статье ниже)
- вид
— разделение глаголов по признаку законченности действия.
- Непостоянные признаки
:
Глагол имеет спрягаемые и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие). Разбор для них различается .- Неспрягаемая форма — инфинитив. Грамматический признак инфинитива — неизменяемость, поэтому другие непостоянные признаки НЕ указываются ,
- Для спрягаемых форм указываются
:
- наклонение
- изъявительное;
- повелительное;
- сослагательное.
- число (если есть)
- ед. число;
- мн.число.
- время (есть в изъявительном наклонении);
- настоящее;
- прошедшее;
- будущее;
- лицо (есть в наст. или будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) — соотносимость с личными местоимениями. Существует для глаголов настоящего и будущего времени
- 1 лицо;
- 2 лицо;
- 3 лицо;
- род (в ед.ч. прошедшего времени изьявительного и условного наклонения)
- м.р.;
- ж.р.;
- ср.р.;
- наклонение
- Постоянные признаки
:
- Синтаксическая роль — функция в предложении
- Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого.
- Неспрягаемые формы (инфинитив) могут быть сказуемым и другими членами предложения: подлежащее, простое сказуемое, глагольная часть составного сказуемого, определение, дополнение, обстоятельство.
- Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемым, при них нет подлежащего.
Пример разбора
Льды сковали реку.
Сковали — глаг., нач.форма — сковать, сов.вид, переходн., невозр., 1 спр., изъяв.накл., прош.вр., мн.ч., льды (что сделали?) сковали (сказуемое).
Обратите внимание
Начальная форма глагола
- Начальная форма глагола — инфинитив (неопределенная форма глагола). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и имеет постоянные признаки переходности, возвратности и вида.
- Формальные показатели инфинитива — формообразующие -ть (бежаТЬ), -ти (несТИ), —чь (пеЧЬ).
- У глагола много составных форм, части которых в предложении могут быть разделены другими членами предложения. Важно правильно выписать глагольную форму из текста. Примеры составных форм глагола:
- будущее время глагола несов.вида — буду писать ;
- условное наклонение — сделал бы ;
- формы повелительного времени — пусть летит, давайте пойдем .
- Начальная форма глагола должна иметь вид (совершенный или несовершенный), совпадающий с видом исходной формы глагола: записал (сов.в.) — записать (н.ф., сов.в.) .
- Некоторые безличные глаголы не имеют формы инфинитива: следует в значении долженствования.
Спряжение
- Глагол имеет спрягаемые (личные и безличные) и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие).
Разбор для них различается.
Неспрягаемые формы глагола :- инфинитив;
- причастие — особая форма глагола;
- деепричастие — особая форма глагола.
Спрягаемым формам присущи категории:
- наклонение;
- время (в изъявительном наклонении);
- лицо (в настоящем и будущем времени);
- род (в прошедшем времени).
- Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по числам и лицам.
- Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать (I спряжение), гнать — обогнать (II спряжение) .
- Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: учиться — учить (II спряжение) .
Определение спряжения
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по неопределенной форме. Знание спряжения важно для правильного написания безударных личных окончаний.
- Посмотреть ударение личных окончаний глагола.
- Если личные глагола под ударением , то спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся. Неважно, на что заканчивается инфинитив: пить (пьЁШЬ, пьЁТ, пьЮТ) — 1 спряжение; спать (спИШЬ, спИТ, спЯТ) — П спряжение .
- Если личное
безударные
:
- Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью
: ВЫпить <— пить — 1 спряжение
.
Глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и глагол без . - Если личные окончания глагола безударные, то спряжение определяется по инфинитиву:
- поставить глагол в неопределенную форму того же вида, что и личная форма: работаете (что делаете?) -> работать (что делать?);
- По гласной перед -ть
определить спряжение
(заучить выделенное красным!)Спряжение глаголы Перечисление и примеры Исключения П спряжение глаголы на -ить строить, лепить, хвалить брить, стелить . 7 глаголов на -еть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть 4 глагола на -ать гнать, держать, слышать, дышать I спряжение все остальные глаголы на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ють, -ыть, -чь, -ти делать, чувствовать, мокнуть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
гнать, держать, слышать, дышать и их приставочные формы2 глагола на -ить брить, стелить разноспрягаемые (имеют окончания и I, и II спряжений) бежать, хотеть, брезжить и образованные от них особоспрягаемые дать, есть, надоесть, чтить и образованные от них (отдать, задать, съесть, заесть и т.п.); Есть глаголы, у которых отсутствуют некоторые формы лица и числа:
- победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить — нет формы 1 лица ед.ч.
- столпиться, сгруппироваться, разбрестись — нет ед.ч.;
- жеребиться, кристаллизоваться — нет формы 1 и 2 лица.
- Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью
: ВЫпить <— пить — 1 спряжение
.
Изучая русский язык и, в частности, глаголы, мы часто сталкиваемся с необходимостью морфологически разобрать глагол - определить его характеристики и особенности. По какой схеме проводится морфологический разбор, и как это выглядит на примерах?
План действия для любого глагола
Разбор состоит из нескольких этапов:
- Для начала нужно обозначить, что мы имеем дело именно с глаголом, определить его значение и вопрос, на который он отвечает.
- Затем нужно употребить слово в его начальной форме и рассмотреть постоянные и изменяемые признаки. Для глаголов постоянными являются такие признаки, как вид и спряжение, переходность и возвратность, а непостоянными - лицо, время, род и число, а также наклонение.
- И наконец, в заключение принято обозначать, какую роль играет рассматриваемое слово во всем предложении.
Образцы морфологического разбора
Морфологический разбор глагола «стоял»
Чтобы было понятнее, разберем для примера слово «стоял».
- Слово относится к категории глаголов, обозначает некое действие, проверочным вопросом является «что делал».
- Начальной формой здесь будет слово «стоять». Глагол имеет как постоянные, так и изменяемые признаки. К первым относятся - несовершенный вид, 2-е спряжение, невозвратность и непереходность. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Наклонение будет изъявительным, а вот лицо здесь определить нельзя.
- В произвольном предложении слово окажется на месте сказуемого.
Морфологический разбор глагола «писал»
Приведем другой пример - слово «писал».
- Глагол сообщает о некоем действии, вопросом к нему является «что делал».
- Инфинитив для слова - «писать». Среди неизменяемых признаков глагола - невозвратность и несовершенный вид, слово является переходным и относится к 1-му спряжению. Среди изменяемых признаков - прошедшее время, мужской род и единственное число. Лицо определить невозможно, а наклонение будет изъявительным.
- В предложении займет роль сказуемого.
Морфологический разбор глагола «разглядываю»
В качестве третьего примера возьмем слово «разглядываю».
- Слово отвечает на вопрос «что делаю» и поэтому является глаголом, говорящим о совершаемом действии.
- Инфинитивом для слова станет «разглядывать». В постоянные признаки попадут 1-е спряжение, несовершенный вид и невозвратность, а также переходность. К изменяемым признакам будут относиться 1-е лицо глагола, единственное число, настоящее время и изъявительное наклонение. Род не определяется.
- Скорее всего, в предложении слово окажется сказуемым, однако это зависит от конкретной фразы.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.