Научные заслуги луи пастера. Знаменитые врачи

ИСТОРИЯ МИКРОБИОЛОГИИ

Жданов , российский вирусолог. Труды по вирусным инфекциям, молекулярной биологии и классификации вирусов, эволюции инфекционных болезней.

3. Приоритет отечественных ученых в открытии патогенных простейших .

Большое значение имели работы русских исследователей М. М. Тереховского (1740-1796) и Д. С. Самойловича (Сущинского). Большая заслуга М. М. Тере-ховского состоит в том, что он одним из первых использовал экспериментальный метод в микробиологии: он изучал влияние на микроорганизмы электрических разрядов разной силы, температуры, различных химических веществ; изучал их размножение, дыхание и т. п. К сожалению, его работы были мало известны в то время и не смогли оказать большого влияния на развитие микробиологии. Рабо-ты выдающегося русского врача Д. С. Са-мойловича получили самое широкое при-знание.

Он был избран членом 12 зару-бежных академий наук. Д. С. Самойлович вошел в историю микробиологии как один из первых (если не первый) «охотников» за возбудителем чумы. Впервые он принял участие в борьбе с чумой в 1771 г. во вре-мя вспышки ее в Москве, а затем с 1784 г. участвовал в ликвидации вспышек чумы в Херсоне, Кременчуге (1784), Тамани (1796), Одессе (1797), Феодосии (1799). С 1793 г. он был главным доктором каран-тинов юга России. Д. С. Самойлович был убежденным сторонником гипотезы о жи-вой природе возбудителя чумы и за сто с лишним лет до открытия микроба пытал-ся обнаружить его. Лишь несовершенство микроскопов того времени помешало ему сделать это. Он разработал и применил целый комплекс противочумных ме-роприятий. Наблюдая за чумой, он пришел к выводу, что после перенесения чумы

Одна из главных научных заслуг Д. С. Самойловича — идея о возможности создания искусственного иммунитета против чумы с помощью прививок. Своими идеями Д. С. Самойлович выступил как провозвестник зарожде-ния новой науки — иммунологии.

Большой вклад в систематику микро-бов внес один из основоположников отечественной микробиологии Л. С. Ценковский (1822-1887). В своей работе «О низших водорослях и инфузориях» (1855) он установил место бактерий в системе живых существ, указав на близость их к расте-ниям. Л. С. Ценковский описал 43 новых вида микроорганизмов, выяснил микроб-ную природу клетка (слизеподобная масса, образуемая на измельченной свекле). Впоследствии, независимо от Пастера, он получил сибиреязвенную вакцину, а буду-чи профессором Харьковского университета (1872-1887), способствовал организа-ции Пастеровской станции в Харькове. Вывод Л, С. Ценковского о природе бактерий под-держал в 1872 г. Ф. Кон, который отделил бактерии от простейших и отнес их к цар-ству растений.

П. Ф. Боров-ский (1863-1932) и Ф. А. Леш (1840-1903) - первооткрывате-ли патогенных простейших, лейшманий и дизентерийной амебы. И. Г. Савченко установил стрептококковую этиологию скарлати-ны, первым использовал антитоксическую сыворотку для ее лече-ния, предложил вакцину против нее, создал Казанскую школу микробиологов в Росши и вместе с И. И. Мечниковым изучал ме-ханизм фагоцитоза и проблемы специфической профилактики холеры. Д. К. Заболотный (1866-1929) — крупнейший организа-тор борьбы с чумой, установил и доказал ее природную очаго-вость. Он создал первую самостоятельную кафедру бактериоло-гии в Петербургском женском медицинском институте в 1898 г.

Большой вклад в развитие общей, технической и сельскохозяйственной микробиологии внесли академики В. Н. Шапошников (1884-1968), Н. Д. Иерусалимский (1901-1967), Б. Л. Исаченко (1871-1947), Н. А. Красильников (1896-1973), В. Л. Омелянский (1867-1928). С. П. Костычев (1877-1931), Е. И. Мишустин (1901-1983) и их многочисленные ученики. Меди-цинская микробиология, вирусология и иммунология во многом обязаны исследо-ваниям таких широко известных отечественных ученых, как Н. Ф. Гамалея (1859-1949), П. Ф. Здродовский (1890-1976), Л. А. Зильбер (1894-1966), В. Д. Тимаков, Е. И. Марциновский (1874-1934), В. М. Жданов (1914-1987), 3. В. Ермольева (1898-1979), А. А. Смородинцев (1901-1989), М. П. Чумаков (1909-1990), П. Н. Кашкин (1902-1991), Б. П. Первушин (1895-1961) и многих других. Труда-ми отечественных микробиологов, иммунологов и вирусологов внесен крупный вклад в развитие мировой науки, в теорию и практику здравоохранения.

И.Г. Савченко и его роль в развитии отечественной микробиологии. Развитие микробиологии в России. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактического направления здравоохранения.

Савченко Иван Григорьевич (1862-1932), доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой микробиологии с 1920 по 1928 гг. Ученик и сподвижник И. И. Мечникова, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов Кубанского мединститута, первый заведующий кафедрой бактериологии и общей патологии. Организовал в 1920 г. на базе городской санбаклаборатории химико-бактериологический институт, которым руководил до 1932 г. Создал школу бактериологов, представители которой стали руководителями кафедр в различных институтах страны.

В этот период особенное влияние на направление работ И. Г. Савченко оказали, как писал Иван Григорьевич, "гениальные исследования" И. И. Мечникова, его фагоцитарная теория и полемика, разгоревшаяся в ученом мире вокруг нее. К счастью молодого исследователя, нередким гостем в лаборатории профессора В. В. Подвысоцкого был сам Илья Ильич Мечников. Однажды он присутствовал при докладе И. Г. Савченко об иммунитете против сибирской язвы, заинтересовался его опытами и дал им высокую оценку.

"Он попросил меня, - вспоминал И. Г. Савченко, - подробно изложить протокол опытов, показать препараты и, познакомившись с работой, порекомендовал напечатать ее в немецком журнале", где раньше была напечатана статья немецкого ученого Чаплевского, направленная против теории фагоцитоза Мечникова... "С этой работы, - продолжал Иван Григорьевич, - началось мое знакомство с гениальным Мечниковым, работать у которого стало моей мечтой, осуществившейся в 1895 году".

И вот И. Г. Савченко в Париже, в Пастеровском институте, в лаборатории И. И. Мечникова.

В институте И. Г. Савченко работал над выяснением физической природы и механизма фагоцитоза. Он установил две фазы: первая - притяжение объекта фагоцитоза к поверхности фагоцита и вторая - погружение его в протоплазму с последующим перевариванием... Эти исследования по изучению фагоцитарной реакции принесли И. Г. Савченко всеобщую известность в ученом мире.

После заграничной командировки И. Г. Савченко, воспринявший лучшие традиции Пастеровского института и вооруженный огромным научным опытом, в конце 1896 года возвратился в Россию, прибыл в Казань, где и началась его плодотворная работа в только что построенном бактериологическом институте. Он возглавлял новый институт и кафедру общей патологии в старейшем Казанском университете (основан в 1804 году).

В 1905 году И. Г. Савченко публикует сообщение об открытии им скарлатинозного токсина, а еще через два года предлагает свой метод борьбы со скарлатиной - лечебной сывороткой антитоксического характера. Любопытно, что лишь спустя два десятилетия по этому же пути пошли американцы Дики, не оспаривая однако приоритета изготовления такой сыворотки у русского ученого и придавая его трудам громадное значение. Этот метод приготовления стрептококковой противоскарлатинозной сыворотки, предложенный Иваном Григорьевичем, пользовался большой известностью в Соединенных Штатах Америки и носил название "способа профессора Савченко..."

В 1919 году ученый переезжает из Казани на Кубань. Через год отдел здравоохранения предлагает ему создать окружной бактериологический институт и ставит перед ним неотложные задачи - срочно изготовить в "широком масштабе" вакцины для армии и населения.

Кубань была охвачена эпидемией тифа и холеры . В 1913 году сооружено, возле Сенного базара, специальное двухэтажное здание для химико-бактериологической лаборатории, где и приступил в 1920 году к созданию чудотворных вакцин знаменитый микробиолог. Были созданы необходимые вакцины и препараты, несущие спасение людям, зараженным холерой и сыпняком.

В 1923 году в Краснодаре была создана малярийная станция, возглавлял которую профессор Иван Григорьевич Савченко. Усилия были направлены на борьбу с малярийным комаром анофелесом. Если в 1923 году в Краснодаре числилось 6171 "малярик", то 1927-м - 1533 человека.

Малярия полностью искоренена на Кубани - и в этом немалая заслуга известного микробиолога И. Г. Савченко.

По своим научным исследованиям, по гигантской работе, проводимой в лабораториях, Кубанский химико-бактериологический институт занимал в то время третье место в СССР. В 1928 году ученому присвоено, почетное звание заслуженного деятеля науки (И. Г. Савченко был первым профессором на Северном Кавказе, получившим почетное звание заслуженного деятеля науки.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

микробиология пастер инфекционный заболевание брожение
РЕФЕРАТ
Луи Пастер и его вклад в развитие микробиологии и иммунологии

Введение

2. Работы в области химии

3. Изучение брожения

5. Интересные факты

Заключение

Введение

«Если бы микроорганизмы исчезли с земной поверхности, она была бы завалена мертвыми организмами и трупами различного вида». Л.Пастер.

Микробиология - наука, изучающая строение, жизнедеятельность и экологию микроорганизмов -- мельчайших форм жизни растительного или животного происхождения, не видимых невооруженным глазом.

Микробиология изучает всех представителей микромира (бактерии, грибы, простейшие, вирусы). По своей сути микробиология является биологической фундаментальной наукой, играющую одну из главных ролей в развитии современной медицины и одним из наиболее перспективных направлений исследований. Историю развития микробиологии можно разделить на пять этапов: эвристический, морфологический, физиологический, иммунологический и молекулярно-генетический.

Луи Пастер, биографии и научной деятельности которого посвящен этот реферат - фигура, имеющая ключевое значение в развитии данной науки.

Цель реферата: рассмотреть биографию Л.Пастера. Проанализировать научную деятельность данного ученого с историко-социальной позиции, оценить значимость его трудов для развития науки.

ь Проанализировать биографию Л.Пастера, выделив в ней ключевые моменты;

ь Рассмотреть его научные достижения (химия, микробиология, иммунология);

ь На основе полученных данных оформить вывод, тем самым обобщая итоги проделанной работы.

1. Рассмотрение биографии Л. Пастера

Луи Пастер родился во французской Юре в 1822 году. Его отец, Жан Пастер, был кожевником и ветераном Наполеоновских войн. Луи учился в коллеже Арбуа, где был самым молодым учеником. Здесь он увлёкся чтением книг и смог стать помощником учителя. Сохранились письма Пастера этих лет, адресованные сёстрам, в которых описана зависимость «успеха» от «желания и труда». Затем он получил место младшего преподавателя в Безансоне, продолжая учиться. Там учителя посоветовали поступить в Высшую нормальную школу в Париже, что ему и удалось в 1843. Окончил её в 1847 году.

Пастер проявил себя талантливым художником, его имя значилось в справочниках портретистов XIX века. Он оставил портреты своих сестёр и матери, но, в связи с увлечением химией, заниматься живописью бросил. Пастели и портреты родителей и друзей, написанные Пастером в возрасте 15 лет, теперь выставлены и хранится в музее Института Пастера в Париже. Его работы были высоко оценены -- Луи получил степень бакалавра искусств (1840) и степень бакалавра наук (1842) в Высшей нормальной школе. После непродолжительной службы профессором физики вДижонском лицее в 1848 году, Пастер становится профессором химии в Страсбургском университете, где он в 1849 году познакомился и начал ухаживать за Мари Лоран, дочерью ректора университета. 29 мая 1849 года они поженились, в браке родилось пятеро детей, однако только двое из них дожили до взрослого возраста (остальные трое умерли от брюшного тифа). Перенесенные личные трагедии вдохновили Пастера на поиск причин и принудили попытаться найти лекарства от заразных болезней, таких как тиф.

В 1854 году Луи Пастер был назначен деканом нового факультета естественных наук в Лилле. По этому поводу Пастер произнес своё часто цитируемое впоследствии замечание: « Dans les champs de l"observation, le hasard ne favorise que les esprits prйparйs» (В общей массе шанс выпадает только подготовленному уму). В 1856 году он переезжает в Париж, где занимает пост директора по учебной работе (directeur des йtudes) в Высшей нормальной школе. Таким образом, Луи Пастер берёт под свой контроль Высшую нормальную школу и начинает проведение серии реформ (1858-1867). Система приёма экзаменов становится более жёсткой, что способствует улучшению результатов, укреплению знаний, усилению конкуренции и повышению престижа учебного заведения. Однако, несмотря на повышение уровня научной работы, проведенные Пастером реформы привели к двум серьёзным восстаниям студентов.

Умер Луи Пастер в 1895 году, недалеко от Парижа, от осложнений, вызванных серией инсультов, которая началась в 1868 году. Он был похоронен в соборе Нотр-Дам-де-Пари, однако его останки были перезахоронены в склепе в Институте Пастера, (Лилль, Париж), в память о его заслугах и работах по биологической защите. В настоящее время тело французского химика и микробиолога лежит под зданием Института Пастера, своды которого покрыты византийской мозаикой, иллюстрирующей его достижения.

ь Именем Пастера названы более 2 000 улиц во многих городах мира. Например, в США: Пало-Альто (исторический центр Силиконовой долины) и Ирвайн, в штате Калифорния, Бостон и Полк, штат Флорида; улицы рядом с Университетом Техасского Научного центра здоровья в Сан-Антонио; в городах Квебек, Jonquiиre, Сан-Сальвадор-де-Жужуй и Буэнос-Айрес (Аргентина) etc.

ь Институт Пастера (фр. Institut Pasteur) - французский частный некоммерческий научный институт в Париже, занимающийся исследованиями в области биологии, микроорганизмов, инфекционных заболеваний ивакцин. Пастер являлся первым директором данного исследовательского заведения. Институт был основан 4 июня 1887 года на средства, собранные по международной подписке и открыт 14 ноября 1888 года.

ь После реформы министра Э. Фора 1968 года, Страсбургский университет был разделён на три, один из которых, рейтинговый и крупнейший в стране, носил имя Пастера c 1970 года вплоть до слияния страсбургских университетов в один в 2009 году в результате новой реформы.

ь В России имя Луи Пастера носит НИИ эпидемиологии и микробиологии, основанный в 1923 году и находящийся в Санкт-Петербурге.

2. Работы в области химии

Первую научную работу Пастер опубликовал в 1848 году. Изучая физические свойства винной кислоты, он обнаружил, что кислота, полученная при брожении, обладает оптической активностью -- способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Изучая кристаллы под микроскопом, он выделил два их типа, являющихся как бы зеркальным отражением друг друга. При растворении кристаллов одного типа раствор поворачивал плоскость поляризации по часовой стрелке, а другого -- против. Раствор из смеси двух типов кристаллов в соотношении 1:1 не обладал оптической активностью.

Пастер пришёл к заключению, что кристаллы состоят из молекул различной структуры. Химические реакции создают оба их типа с одинаковой вероятностью, однако живые организмы используют лишь один из них. Таким образом, впервые была показана хиральность молекул. Как было открыто позже, аминокислоты также хиральны, причём в составе живых организмов присутствуют лишь их L-формы (за редким исключением).

Позже Пастер установил, что оптическая изомерия характерна для многих органических соединений, при этом природные продукты, в отличие от синтетических, представлены только одной из двух изомерных форм. Он установил также возможность разделения оптических изомеров с помощью микроорганизмов, усваивающих один из них. Эти исследования легли в основу стереохимии - нового направления структурной химии.

Докторская диссертация Пастера на тему кристаллографии привлекла внимание Мишеля Фюйе, который помог ученому получить должность профессора химии в Страсбурге. В 1854 году Пастер был назначен деканом нового факультета науки в Лилле. Именно по этому поводу профессор произнес свое часто цитируемое высказывание: "В области наблюдений удача благоволит только подготовленному уму". В 1856 году он стал руководителем и директором научных исследований в Йcole Normale Supйrieure.

3. Изучение брожения

Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.

Луи Пастер доказал, что брожение - это процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Ю. Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с питательной средой, содержащей чистый сахар и различные минеральные соли, служившие ресурсом для развития бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе, а аммиачная соль тратилась. По теории Либиха, надо было ждать уменьшения в весе грибка и выделения аммиака, как продукта разрушения азотистого органического вещества, составляющего фермент. Вслед за этим Пастер показал, что и для молочного брожения необходимо присутствие особого микроорганизма, который размножается в бродящем субстрате, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.

Луи Пастер занялся процессом брожения не случайно. Он понимал, что для Франции, как винодельческой страны, проблема старения и "заболевания" вина особо актуальна. В это же время Луи Пастер сделал еще одно важное открытие. Он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы он назвал анаэробными. Представители их -- микробы, вызывающие масляно-кислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива.

Брожение, таким образом, было анаэробным процессом, жизнью без дыхания, потому что на него отрицательно воздействовал кислород. В то же время, организмы способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас считается, что из одного количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50--60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризация, нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

4. Изучение инфекционных заболеваний

Начав с разгадки "болезней" вина и пива, ученый всю свою дальнейшую жизнь посвятил изучению микроорганизмов и поискам средств борьбы с возбудителями опасных заразных болезней животных и человека. Работы Пастера обнаружили ошибочность распространенного в медицине того времени взгляда, по которому любые болезни возникают либо внутри организма, либо под влиянием испорченного воздуха ("миазмы"). Пастер показал, что болезни, которые называют заразными, могут возникать только в результате заражения, т. е. проникновения в организм из внешней среды микробов.

На этом принципе и в наше время основана вся теория и практика борьбы с заразными болезнями человека, животных и растений. Большинство ученых придерживались других теорий, которые не позволяли им успешно бороться за жизнь людей.

Сенсационные открытия немецкого ученого Р. Коха доказали, что Пастер был прав. Пастер пошел дальше. Он решил бороться с болезнями. Серия его многочисленных опытов была посвящена изучению микробов сибирской язвы, от эпидемии которой в то время страдали французские скотоводы. Он обнаружил, что животное, раз перенесшее эту болезнь и сумевшее ее перебороть, больше не подвергались опасности заболевания: оно приобретало иммунитет к микробам сибирской язвы. Это был первый серьезный шаг в истории вакцинации.

В 1865 Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции, чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры, бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885).

Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, мальчик поправился.

Для получения культур с ослабленной вирулентностью, необходимых для приготовления вакцин, применялись различные приемы. В то время они носили чисто эмпирический характер, но цель достигалась прекрасно. Было ли это длительное выдерживание культур в термостате, выращивании при супраоптимальной температуре, высушивание мозга кролика, содержащего вирус бешенства, - во всех случаях наблюдалось уменьшение вирулентности при сохранении иммуногенности.

Получение культуры, пригодной для приготовления вакцин, Пастер рассматривал как первый этап в работе, второй этап заключался в разработке способов применения вакцины. Здесь он выступал уже как первый иммунолог, изучавший условия образования активного иммунитета у животных и человека. В исследованиях с животными был также третий этап - проверка эффективности иммунизации, когда привитому животному вводилась неослабленная культура патогенного микроба. Отсутствие заболевания подтверждало существование активного иммунитета.

О значении метода прививок Пастера говорит тот факт, что после его работ, усилиями ученых всех стран, были разработаны предохранительные прививки почти против всех известных инфекционных заболеваний, как бактериальной, так и вирусной этиологии. Они резко снизили заболеваемость населения этими болезнями и позволили почти полностью ликвидировать отдельные инфекции.

Среди современников Пастера были врачи, утверждавшие, что микробы не причина, а следствие болезни, а некоторые при этом допускали их самозарождение в организме больного. Опытным путем была доказана верность другого тезиса - без проникновения микроба нет инфекционной болезни. И этот тезис, выдвинутый Пастером, остался незыблемым и по сей день.

5. Интересные факты

· Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни биологического образования.

· Также Пастер в детстве занимался живописью. Когда Ж.- Л. Жером увидел спустя годы его работы, он сказал: «Как хорошо, что Луи выбрал науку. Он был бы нам большой конкурент».

· В 1868 году (в возрасте 45 лет) у Пастера произошло кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но, в конце концов, поправился. Более того, он совершил после этого самые значительные открытия: создал вакцину против сибирской язвы и прививки против бешенства. Когда учёный умер, оказалось, что огромная часть мозга была у него разрушена. Скончался Пастер от уремии.

· По словам И. И. Мечникова, Пастер был страстный патриот и ненавистник немцев. Когда ему приносили с почты немецкую книгу или брошюру, он брал её двумя пальцами и отбрасывал с чувством великого отвращения.

· Позднее его именем был назван род бактерий -- пастерелла (Pasteurella), вызывающих септические заболевания, к открытию которых он, по-видимому, не имел отношения.

· Пастер был награждён орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград.

О весьма забавном курьезном случае из жизни великого биолога пишет интернет-издание People.su:

«Величайший французский химик и микробиолог Луи Пастер, сумевший создать такие необходимые прививки от бешенства и сибирской язвы, тем не менее, никогда не имел ни медицинского, ни биологического образования. Отсутствие «корочки», к счастью, никак не мешало великому ученому спасать жизни.

Был, правда, один случай, когда Луи Пастеру пришлось приложить для спасения жизни не столько знания и опыт, сколько смекалку и хитрость. Вдвойне удивительно, что спасать ему пришлось… собственную жизнь.

Как человек, всецело посвятивший себя науке, стрелок из Луи был никудышный. Одно дело знать культуру бактерии оспы, совсем другое - палить по чем зря. Отсутствие навыков стрельбы диктовало в то время и правила поведения в обществе, в том смысле, что дерзкого и невоспитанного человека завсегда могли вызвать на дуэль. Прекрасно зная об этом, Луи Пастер всегда отличался довольно спокойным и покладистым характером.

Тем не менее, осторожность к словам и внимательность к своим жестам и поступкам не уберегла его от обвинений в оскорблении. И однажды, когда французский химик был полностью поглощен работой над изучением культуры возбудителя оспы, к нему в лабораторию ворвался незнакомец и заявил, что является секундантом одного вельможи. Далее он пояснил удивленному и обескураженному ученому, что тот когда-то оскорбил честь и достоинство важного человека, и теперь вельможа желает вызвать его на дуэль.

На самом ли деле оскорбление имело место быть, или ученого просто спутали с другим человеком, нам не узнать никогда. Но перед Луи Пастером встала довольно сложная задача: выиграть дуэль, чтобы на радость потомкам сделать-таки свои великие открытия. Но как же победить в дуэли, не умея стреляться? Тогда химик пошел на хитрость и заявил секунданту, что, как вызванный на дуэль, он имеет право выбора оружия. И, недолго думая, он выбирает… дуэль на пробирках!

Ничего не понимающему секунданту он пояснил, что он предлагает вельможе две пробирки, в одной из которых находятся бактерии оспы. Вторая же пробирка заполнена чистой водой. После того, как оскорбленный выпьет содержимое одной, Луи, не теряя ни секунды, опустошит вторую.

К счастью, правила дуэлей позволяли бросившему вызов снять свои претензии. Конечно же, услышав предложение ученого и микробиолога, он поспешил воспользоваться правом отказаться от дуэли. На радость своим родным и миллионам людей, получивших заветные прививки, открытые Пастером в будущем.

Таким удивительным образом пробирка со страшной болезнью однажды спасла жизнь».

Заключение

Значение трудов Л. Пастера выходит далеко за рамки сугубо практических достижений. Пастер вывел микробиологию и иммунологию на принципиально новые позиции, показал роль микроорганизмов в жизни людей, экономике, промышленности, инфекционной патологии, заложил принципы, по которым развиваются микробиология и иммунология и в наше время.

Из биографии ученого можно сделать вывод, что он, безотносительно своих достижений на поприще классической науки, являлся также талантливым педагогом и организатором науки, будучи новатором в указанной области.

Принцип аттенуации (ослабления) микроорганизмов с помощью пассажей через восприимчивое животное или при выдерживании микроорганизмов в неблагоприятных условиях (температура, высушивание) позволил Л. Пастеру получить вакцины против бешенства, сибирской язвы, куриной холеры; этот принцип до настоящего времени используется при приготовлении вакцин.

Следовательно, Л. Пастер является основоположником научной иммунологии, хотя и до него был известен метод предупреждения оспы путем заражения людей коровьей оспой, разработанный английским врачом Э. Дженнером. Однако этот метод не был распространен на профилактику других болезней.

Список использованной литературы

1. Имшенский А.А. Луи Пастер. Жизнь и творчество. М., 1961, с. 25-30.

2. Блинкин С.А. Люди большого мужества. М., 1963, с. 210.

3. Завадовский М.М. Л. Пастер. - 1934, с. 172.

4. Журнал «Микробиология, Эпидемиология и Иммунология» №11/2. М., 1972.

5. Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Б.О., Рыбакова А.М. Микробиология. М.: Медицина, 1998, с. 336.

6. Пастер, Луи. Статья Википедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9B%D1%83%D0%B8

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография французского химика, основоположника современной микробиологии и имунологии Луи Пастера. Направления и результаты его научной деятельности. Создание вакцины против сибирской язвы, прививки против бешенства. Увековечивание памяти ученого.

    презентация , добавлен 13.04.2016

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Становление понятия об инфекционном начале болезней: эвристический, морфологический и физиологические периоды. Развитие микробиологии в XX веке и современное учение об инфекции. Вклад отечественных ученых в развитие понятия об инфекции и иммунологии.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Общественно-политические условия, в которых протекала деятельность Сергея Петровича Боткина - русского врача-терапевта, создавшего учение об организме, как о едином целом, подчиняющемся воле. Вклад ученого в развитие медицинской науки и здравоохранения.

    реферат , добавлен 01.11.2013

    Биография и творческое наследие великого ученого, философа, врача и поэта Абу Али ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценны. Труд "Канон врачебной науки", охватывающий все известные к тому времени разделы врачевания, его теории и практики.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Период обучения и начало научной деятельности Н.И. Пирогова, его вклад в развитие анатомии и хирургии. Врачебная и преподавательская работа ученого, создание наркоза и применение гипсовой повязки в военно-полевых условиях. Причины смерти великого хирурга.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    История развития, особенность и задачи гигиены как профилактической медицинской науки. Определение понятий здоровья и окружающей среды. Сущность "отрицательных" и "положительных" законов гигиены. Современная гигиеническая донозологическая диагностика.

    презентация , добавлен 26.11.2016

    Детские годы и образование знаменитого врача древности, философа и ученого Авиценны. Основные положения и составляющие книги "Канон врачебной науки". Труды Авиценны по философии, географии, геологии и геодезии. Вклад, внесенный Авиценной в науку.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Общее понятие и основные задачи гигиены. Методы санитарного обследования среды. Вклад Гиппократа, Аристотеля, Клавдия Галена, Авиценны, М. Ломоносова, Ф. Эрисмана в развитие гигиены как науки. Основополагающие законы гигиены, их сущность и содержание.

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Предпосылки возникновения и особенности формирования фармакогнозии как науки, ее понятие и этапы развития, а также вклад в ее развитие российских ученых-химиков. Роль современной фармакогнозии в накоплении знаний по биофармации и аналитической химии.

Скоро Новый год — очень удачное время, чтобы вспомнить о заслугах великого французского химика и микробиолога Луи Пастера перед человечеством: во-первых, он родился 27 декабря, и в этом году мы отмечаем 193-ю годовщину с его рождения. Во-вторых, его вклад в развитие науки трудно переоценить, а рассказы о таких людях и их достижениях обычно вдохновляют и заряжают энтузиазмом. Согласитесь, в преддверии Нового года это весьма актуально.

Разоблачение теории самозарождения жизни

В 1862-м году Французская академия наук присудила Пастеру премию за окончательное разрешение вопроса о самозарождении жизни. Теория о зарождении живых существ из неживой материи считалась само собой разумеющейся со времен Древнего мира. В это верили в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Греции. Считалось, например, что черви рождаются от гнилого мяса, а лягушки и крокодилы — из речного ила.

Лишь в средние века некоторые ученые начали подвергать эту теорию сомнению, доказывая, что в прокипяченной и запаянной колбе с питательным раствором самозарождение не происходит. Однако на каждый аргумент ученых адепты теории находили контраргумент, придумывая то «животворную» силу, которая умирала при кипячении, то необходимость натурального непрогретого воздуха.

Луи Пастер провел остроумный эксперимент с питательной стерильной средой, которую он поместил в специально изготовленную для этого колбу с S-образным горлышком. Обычный воздух свободно поступал в колбу , но микроорганизмы оседали на стенках горлышка и не достигали питательной среды . Поэтому даже спустя несколько дней в лабораторной посуде не было найдено никаких живых микроорганизмов. То есть, несмотря на идеальные условия, самозарождения не произошло. Но стоило сполоснуть раствором стенки горлышка и в колбе начинали активно развиваться бактерии и споры.

Этот эксперимент Пастера опроверг царившее в медицинской науке мнение, что болезни зарождаются внутри организма самопроизвольно или происходят от «плохого» воздуха («миазмов»). Пастер заложил основы антисептики, доказав, что инфекционные болезни передаются методом заражения — в здоровый организм возбудители болезни должны проникнуть извне.

Еще до того, как Пастер опроверг теорию самозарождения жизни, он исследовал процессы брожения. Он доказал, что это не химический процесс, как утверждал другой выдающийся химик, Либих, а биологический, то есть результат размножения определенных микроорганизмов. Параллельно ученый открыл существование анаэробных организмов, которым кислород или не нужен для существования, или он даже ядовит для них.

В 1864 году по просьбе французских производителей вина Пастер занялся исследованиями болезней вин. Он обнаружил, что они вызываются специфическими микроорганизмами, каждая болезнь — своими. Чтобы предотвратить порчу вина, он посоветовал нагревать его до температуры приблизительно 50-60 °С. Этого достаточно, чтобы убить вредные бактерии, не повлияв на качества самого продукта.

Теперь этот метод называют пастеризацией и широко применяют в лабораториях, на производстве пищи и некоторых непищевых продуктов. В настоящее время разработано несколько типов пастеризации:
— длительная — 30-40 минут при t не более 65 °С;
— короткая — ½-1 минуты при t 85-90 °С;
— мгновенная — несколько секунд при t 98 °С;
— ультрапастеризация — несколько секунд при t выше 100 °С.

Вакцинация и теория искусственного иммунитета

Начиная с 1876 года, Пастер сосредоточился на исследовании заразных заболеваний. Ему удалось выделить возбудителя сибирской язвы, холеры, родильной горячки, куриной холеры, краснухи свиней, бешенства и некоторых других инфекционных заболеваний. Для лечения он предложил использовать прививки ослабленными культурами микроорганизмов. Этот метод стал основой теории искусственного иммунитета и применяется до сих пор.

Особенно большую известность ученому принесла вакцина против бешенства. После первого же удачного опыта на человеке в июле 1885 года, в Париж стали приезжать люди со всей Европы, надеясь на исцеление от ранее смертельной болезни. Например, в группе из 19-и русских крестьян удалось вылечить 16, хотя с момента заражения прошло целых 12 дней. Илья Мечников, работавший с Пастером, назвал разработку вакцины от бешенства его «лебединой песней».

Во всем мире начали организовывать пастеровские станции, которые делали прививки от бешенства. В России первая такая станция заработала уже в 1886-м году.

Парижский институт Пастера

В 1889-м году Пастер возглавил организованный им частный институт в Париже, средства для которого собирались по подписке во всем мире. Ему удалось собрать в институте лучших биологов того времени и организовать научную школу микробиологии и иммунологии, из которой вышло много известнейших ученых, включая 8 Нобелевских лауреатов. Например, в Институте Пастера с самого начала и до своей смерти работал Лауреат Нобелевской премии 1908-го года Илья Мечников, которого Пастер лично пригласил возглавить одну из лабораторий.

(Pasteur Louis, 1822- 1895) - великий французский естествоиспытатель, основоположник научной микробиологии и иммунологии; член Парижской академии наук (1862), Французской медицинской академии (1873), Французской академии (1881), член-корреспондент (1884) и почетный член (1893) Петербургской академии наук.

В 1847 г. Л. Пастер окончил Высшую нормальную школу (Ecole normale superieure) в Париже. Участвовал в революции 1848 г., вступил в Национальную гвардию.

В 1848 г. защитил докт, диссертацию, представив две работы: «О мышьяковистых соединениях калия, натрия и аммиака» и «Исследование явлений, относящихся к свойствам жидкостей вращать плоскость поляризации». Профессор ун-тов в Страсбурге (1849) и Лилле (1854), Высшей нормальной школы (1857), Парижского ун-та (1867), директор Ин-та Пастера (1888).

Л. Пастер начал свою научную деятельность с кристаллографических исследований (1848-1850). Он открыл явление стереоизомерии, послужившее основой развития стереохимии (см.). Л. Пастер показал при этом, что микроорганизмы, выросшие в р-ре рацемической винной к-ты, потребляют только одну из изомерных форм (правовращающую), в результате чего исходный р-р становится левовращающим. Это наблюдение привело его к выводу, что жизнь вообще есть функция асимметрии, поскольку асимметрия присуща всем хим. соединениям, тесно связанным с жизнью и образующимся в процессе жизнедеятельности. Этот вывод впоследствии получил подтверждение в исследованиях по стереохимии биополимеров. В 1893 г., когда все открытия Л. Пастера были уже сделаны, русский химик Н. Д. Зелинский оценил цикл его исследований по асимметрии органических кристаллов как «в теоретическом отношении самую выдающуюся из всех его работ».

Факт избирательного использования микроорганизмами только одного из стереоизомеров винной к-ты привлек внимание Л. Пастера к изучению роли микроорганизмов в природе и, в первую очередь, в процессах брожения (см.). Непосредственным поводом к исследованиям послужило обращение к Л. Пастеру винокуров Лилля с просьбой выяснить причины неудач при сбраживании свекловичного сахара в спирт. Неудачи, как оказалось, были обусловлены тем, что спиртовое брожение (расщепление сахара на этиловый спирт и углекислоту) частично заменялось брожением другого типа, при к-ром молекула сахара преобразуется в две молекулы молочной к-ты. Когда Л. Пастер исследовал под микроскопом содержимое тех бродильных чанов, где образовалась молочная к-та, он обнаружил в них вместо дрожжей (характерных для спиртового брожения) мелкие палочковидные или сферические клетки, к-рые при перенесении в р-р сахара с небольшой добавкой мела вызывали образование молочной к-ты и появление осадка, состоящего из тех же мелких клеток. Так была доказана микробиологическая природа молочнокислого брожения. В последующее двадцатилетие (1857- 1876) Л. Пастер изучал другие типы брожения: спиртовое, маслянокислое (открыто им), а также окисление этилового спирта в уксус, к-рое тогда рассматривали тоже как брожение (уксуснокислое). При этом ему удалось доказать, что брожение неизменно сопровождается развитием микроорганизмов и что каждый хим. тип брожения, характеризуемый тем или иным главным конечным органическим продуктом, и вызывается микроорганизмом особого рода. Л. Пастер не только выяснил причину различных видов порчи вина и пива (прокисание, прогоркание, помутнение), но и нашел способы борьбы с этими «болезнями» - фильтрация, пастеризация (см.). Исследования Л. Пастера поставили под сомнение господствовавшую в то время хим. теорию брожения, к-рую поддерживали 10. Либих, И. Берцелиус, Ф. Велер и др. Впоследствии М. М. Монассеина (1871) и Г. Бухнер (1897) доказали, что инициаторами спиртового брожения могут быть и бесклеточные экстракты дрожжей, содержащие соответствующие ферменты, однако, поскольку синтез ферментов - это функция только живых организмов, эти опыты не опровергли фундаментального положения Пастера о роли микроорганизмов в процессах брожения в природе.

Изучая брожение, Л. Пастер обнаружил, что кислород воздуха подавляет спиртовое брожение (см. Пастера эффект) и что микроорганизмы, вызывающие маслянокислое брожение, вообще не переносят свободного кислорода (до этого считалось, что он необходим для поддержания любой формы жизни). Так было открыто явление анаэробиоза (см.) и введены в -науку термины аэробы (см.) и анаэробы (см.).

Убедившись в том, что в стерильных питательных р-рах брожение начинается лишь после внесения соответствующего микроорганизма, Л. Пастер обратршся к проблеме самопроизвольного зарождения. Он показал, что в прокипяченных и запаянных сосудах размножения микробов не происходит и что даже в неза-паянных сосудах настои могут при определенных условиях оставаться стерильными неопределенно долго. На основании своих опытов он пришел к заключению, что ни газ, ни электричество, ни магнетизм, ни хим. вещества, как известные, так и пока неизвестные, не могут явиться источником самозарождения. Живые организмы возникают только от «родителей, к-рые их напоминают». Опыты Л. Пастера, доказали невозможность спонтанного зарождения микроорганизмов в современных условиях, однако это не исключает возможности возникновения жизни из неживой материи на ранних этапах органической эволюции (см. Жизнь).

Одним из первых Л. Пастер пришел к мысли о том, что микроорганизмам принадлежит исключительно большая роль в общем круговороте веществ в природе. В начале 60-х гг.

19 в. он приступил к изучению процессов гниения («брожения белков») и показал, что эти процессы также вызывают микроорганизмы (до Л. Пастера считали, что главная роль в разрушении белковых веществ принадлежит кислороду воздуха). «Если бы микроскопические существа исчезли с поверхности земли,- писал Л. Пастер в 1862 г.,- то она быстро загромоздилась бы мертвыми органическими отбросами... Микробы сообщают кислороду воздуха его сжигающие свойства. Без их участия жизнь вскоре прекратилась бы, так как работа смерти оставалась бы незавершенной».

В 1865 г. на юге Франции возникла эпидемия неизвестного заболевания среди шелковичных червей, и правительство обратилось к Академии наук с просьбой помочь шелководам. Выбор пал на Л. Пастера, к тому времени уже известного специалиста по «болезням вина и пива».

Многие годы у Л. Пастера зрело убеждение, что причиной инф. болезней высших животных и человека также являются микроорганизмы. Однако долгое время Л. Пастер, не являясь врачом, не решался приступить к экспериментальному исследованию мед. проблем. Под влиянием успехов Дж. Листера, к-рый, основываясь на работах Пастера, предложил эффективную систему мер по предупреждению нагноения ран (см. Антисептика , Асептика), а также в связи с избранием в Медицинскую академию (1873) Л. Пастер сосредоточил свои усилия на поисках возбудителей таких заболеваний человека, как акушерский сепсис («родильная горячка»), гноеродная инфекция, газовая гангрена. Ему удалось выделить ряд микроорганизмов, сопутствующих этим заболеваниям.

В дальнейшем, после того как в медицинской бактериологии утвердился метод чистых культур, сложились две ведущие научные школы. При этом немецкие бактериологи во главе с Р. Кохом считали своей главной задачей выделение, культивирование и описание возбудителей важнейших инф. болезней человека, а французские бактериологи во главе с Л. Пастером почти сразу же обратились к сложнейшей проблеме изучения механизмов восприимчивости и невосприимчивости к инфекции. В 1880 г. Л. Пастер случайно оставил в термостате культуру возбудителя куриной холеры. После возвращения из отпуска он заразил партию кур этой старой культурой, но ни одна из птиц не погибла. Тогда, получив свежую культуру, он заразил ею повторно ту же партию кур, а также группу кур, еще не бывших в опыте. Вся первая группа кур осталась в живых, вся вторая погибла. Из этих опытов Л. Пастер сделал важнейший обобщающий вывод о возможности предупреждения инф. болезней путем прививки ослабленного возбудителя и т. о. заложил основы представлений об искусственном иммунитете (см.).

Чтобы убедить мир в своем открытии, Л. Пастер вступает в единоборство с такими грозными инфекциями, как сибирская язва и бешенство. Ранее он наблюдал, что кур, обычно невосприимчивых к сибирской язве, можно заразить, поместив их в холодную воду. Из этого наблюдения он сделал вывод, что для развития бактерий сибирской язвы предпочтительны низкие температуры, попробовал выращивать сибиреязвенную бациллу при повышенной температуре (42-43°) и убедился, что в этих условиях она перестает образовывать споры и постепенно теряет свою вирулентность. Использование этого метода позволило получить сибиреязвенную вакцину, успешное испытание к-рой прошло в 1881 г.

Выделить возбудителя бешенства Л. Пастер не смог, но ему удалось установить, что наиболее надежный способ заражения лаб. животных - введение заразного материала (слюны больных животных) непосредственно в мозг. Это послужило основанием для попытки получить антирабическую вакцину, высушивая кусочки мозга зараженных животных в стерильных условиях (см. Антирабические прививки). Сначала в экспериментах на собаках, а затем и в испытаниях на людях, укушенных бешеными животными, вакцина Пастера доказала свою эффективность. После первой вакцинации (6 июля 1885 г.) пострадавшие от укусов бешеными животными стали стекаться в Париж из различных стран. К 1 марта 1886 г. было вакцинировано уже 350 чел. В 1886 г. в Одессе организовали вторую (после парижской) лабораторию по производству и применению антирабической вакцины, названную пастеровской станцией (см. Пастеровские станции, пункты). Позже подобные учреждения были открыты и в других странах. В 1888 г. в Париже на средства, собранные по международной подписке, был организован ин-т для вакцинации против бешенства, изучения инф. болезней и подготовки специалистов-микробио логов. Этот ин-т, к-рый возглавил Л. Пастер, по предложению Французской академии был назван Ин-том Пастера.

Л. Пастер сумел сплотить вокруг себя небольшой, но преданный общему делу коллектив единомышленников. Самые близкие его ученики и сотрудники - Э. Ру, Шамберлан (Ch. E. Chamberland), Дюкло (E. Duc-laux), Транше (J. J. Grancher), И. И. Мечников и H. Ф. Гамалея стали во главе первых лабораторий и отделов ин-та. Активную роль в научной жизни ин-та играл И. И. Мечников, в 1904-1916 гг. занимавший пост его вице-директора и создавший здесь школу русских микробиологов. Большой вклад в науку внесли и другие русские ученые, работавшие в разное время в Ин-те Пастера - А. М. Безредка, С. Н. Виноградский, С. И. Металъ-ников, Д. К. Заболотный, Ф. Я. Чис-тович, Г. Н. Габричевский, Л. А. Тарасевич и др. С 1887 г. в Париже начал издаваться журнал «Анналы Пастеровского института» (Annales Institut Pasteur). В течение многих лет Ин-т Пастера был и остается крупным международным центром подготовки микробиологов.

Л. Пастер был избран почетным членом научных обществ и академий разных стран, награжден золотыми медалями Французской академии (1861) и Лондонского королевского общества (1861, 1874). В 1892 г. Л. Пастеру в день его 70-летнего юбилея от имени ученых всех стран была поднесена золотая медаль.

Л. Пастер стал зачинателем целых глав естествознания и всю жизнь провел в беспрерывной борьбе, отстаивая свои идеи. Он часто вспоминал слова одного из французских академиков, сказанные ему при его вступлении в академию: «Если прекратятся нападки на вас, знайте, что ваша научная работа пошла на понижение, что вы ослабели». По словам К. А. Тимирязева, Л. Пастер был «гений или само воплощение экспериментального метода», самой выдающейся его особенностью была способность материализовать свою мысль, выливать ее в осязательную форму опыта. Г. Н. Габричевский характеризовал Пастера как теоретика: «Эта способность создавать широкие научные гипотезы и теории и приближаться к фактам и опытам путем дедукции есть первая крупная особенность Пастера, быть может, и всякого гениального ума».

Открытие фундаментальных законов природы, основополагающие исследования в области общей и мед. микробиологии, теории иммунитета и специфической, профилактики инф. болезней, крупный вклад в решение принципиальных методологических вопросов (проблема самопроизвольного зарождения, роль микроорганизмов в планетарном круговороте веществ) поставили Л, Пастера в ряд наиболее выдающихся естествоиспытателей мира.

Сочинения: GEuvres de Pasteur, t. 1-7, P., 1922- 1939; Correspondance, 1840-1895, t. 1 - 4, P., 1940 -1951; Избранные труды, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1960.

Библиография: Вал л ери-Радо Р. Жизнь Пастера, пер. с франц., М., 1950; Габричевский Г. Памяти Пастера, Мед. обозр., т. 44, №23, с. 1079, 1895; ДеКрайфП. Охотники за микробами, пер. с англ., с. 59, М., 1957; 3 а в а д о в-с к и й М., Л. Пастер, М., 1934; 3 e л и н-с к и й Н. Д. Научное значение химических работ Пастера, Одесса, 1893; И м-ш e ii e ц к и й А. А. Луи Пастер, Жизнь и творчество, М., 1961; Мечников И. И. Основатели современной медицины, Пастер-Листер-Кох, М.-Л., 1925; Оме-лянский В. Л. Луи Пастер, Пг., 1922; Burton М. J. Louis Pasteur, founder of microbiology, N. Y., 1964; N i с o 1 1 e J. Louis Pasteur, B., 1959.

М. B. Гусев, Г. Б. Гохлернер.

Это гениальное открытие легло в основу принципов асептики и антисептики, дав новый виток в развитии хирургии, акушерства и вообще медицины.

Благодаря его исследованиям были не только открыты возбудители инфекционных заболеваний, но были найдены эффективные способы борьбы с ними. Так были открыты вакцины против сибирской язвы, куриной холеры, краснухи свиней.

В 1885 году Луи Пастером была разработана вакцина от бешенства - заболевания, которое в 100% случаев заканчивается смертью больного. Существует легенда, что в детстве будущий ученый увидел человека, укушенного бешеным волком. Маленького мальчика очень потрясла страшная картина прижигания места укуса раскаленным железом. Но когда Пастер все-таки создал вакцину, он долго не решался проверить эффективность антирабической вакцины на людях. В конце концов, он решил проверить действие прививки на себе. Но помог случай: к нему привезли мальчика, искусанного бешеной собакой. В любом случае ребенок бы умер, поэтому Пастер ввел противостолбнячную сыворотку ребенку. После 14 уколов мальчик выздоровел.​

С этого момента слава Пастера пошла по всему миру. В разных странах начали открываться пастеровские станции, где делали прививки от бешенства, сибирской язвы и куриной холеры. В России такая станция появилась в 1886 году в Одессе и была на тот момент второй в мире по инициативе ученых И. И. Мечникова и Н. Ф. Гамалеи.

Пастеру и его последователям, также как и доктору Дженнеру, пришлось вести борьбу за признание нового способа предупреждения инфекционных болезней. Его опыты подвергали сомнениям и критиковали за научные взгляды. Его веру в свою правоту прекрасно иллюстрирует одна история, ставшая уже легендой.

Луи Пастер исследовал в своей лаборатории культуру бактерии оспы. Неожиданно к нему явился незнакомец и представился секундантом одного вельможи, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Вельможа требовал удовлетворения. Пастер выслушал посланца и сказал: "Раз меня вызывают, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы; в одной бактерии оспы, в другой - чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить одну из них на выбор, я выпью другую". Дуэль не состоялась.

Пастер создал мировую научную школу микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными. Им принадлежит 8 Нобелевских премий. Именно Пастер заложил один из краеугольных принципов научного исследования, доказательность, сказав знаменитое "никогда не доверяйте тому, что не подтверждено экспериментами".

В XX веке выдающимися учеными были разработаны и успешно применяются прививки против полиомиелита, гепатита, дифтерии, кори, паротита, краснухи, туберкулеза, гриппа.

Основные даты истории вакцинации

  • 1769 — первая иммунизация против оспы, доктор Дженнер
  • 1885 — первая иммунизация против бешенства, Луи Пастер
  • 1891 — первая успешная серотерапия дифтерии, Эмиль фон Беринг
  • 1913 — первая профилактическая вакцина против дифтерии, Эмиль фон Беринг
  • 1921 — первая вакцинация против туберкулеза
  • 1936 — первая вакцинация против столбняка
  • 1936 — первая вакцинация против гриппа
  • 1939 — первая вакцинация от клещевого энцефалита
  • 1953 — первые испытания полиомиелитной инактивированной вакцины
  • 1956 — полиомиелитная живая вакцина (пероральная вакцинация)
  • 1980 — заявление ВОЗ о полной элиминации человеческой оспы
  • 1986 — первая генно-инженерная вакцина (HBV)
  • 1987 — первая конъюгированная вакцина против Haemophilus influenza B
  • 1994 — первая генно-инженерная бактериальная вакцина (ацеллюлярный коклюш)
  • 1999 — разработка новой конъюгированной вакцины против менингококковой инфекции С
  • 2000 — первая конъюгированная вакцина для профилактики пневмонии