Русская философия и ее особенности. Специфика русской философии: характерные черты и особенности

Основные этапы развития и проблемы русской философии

Лекция 11 Философия и национальное самосознание

Русская философия в основном повторяет главные этапы развития мировой философии. Ее специфика состоит в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, в связи с этим в философском процессе активно участвуют литература и искусство.

Начальным моментом формирования русской философии стало приобщение Руси к христианству (988 ᴦ.), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принœесло на Русь греческую патристику. В период Киевской Руси (IX-XII вв.) широкое распространение получила христианская византийская литература, библейские книги и другие богословские сочинœения.

Началом светской философии стало русское Просвещение (сер.
Размещено на реф.рф
XVII - начало XIX вв.). Выдающимся просветителœем является М.В. Ломоносов (1711-1765 гᴦ.). В области философии его особенно интересовали вопросы познания мира. Можно утверждать, что в познании природы он придерживался материалистических взглядов. Высоко оценивая роль опыта͵ он тем не менее требовал идти от теории и логических обобщений. Материю он считал вечной и неуничтожимой, а природу предлагал изучать на базе естественных законов. В то же время, как глубоко-верующий человек, он признавал Бога творцом мира и важность религии в нравственном воспитании человека.

А.Н. Радищев (1749-1802 гᴦ.) стоял у истоков революционно-демократического направления русской философии. Главным философским произведением Радищева является трактат ʼʼО человеке, его смертности и бессмертииʼʼ. Этой работой он положил начало философской антропологии в России. Ее основой стало правило сходственности: ʼʼВсе, что можно сказать о животных, в той же мере относится и к человекуʼʼ.

Синтезом разноплановых идей русского Просвещения стала философия П.Я. Чаадаева (1794-1856 гᴦ.). Свои взгляды он изложил в ʼʼФилософических письмахʼʼ. Пытаясь осмыслить прошлое и настоящее России, Чаадаев пришел к пессимистическому выводу о том, что Россия выступает примером того, как не следует жить. Он утверждал, что опыт западной цивилизации единственен и уникален, однако не только Россия нуждается в западном опыте, но и Западу крайне важно обновление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способна дать ему Россия.

Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен отсутствием классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви (А.С. Хомяков, Ю.Ф, Самарин, А.И. Кошелœев и др.). Западники исходили из того, что история России – часть мировой истории. Задача России в том, чтобы вернуться на общий путь западной цивилизации, отказаться от крепостничества и самодержавия (П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Герцен). При всœех заслугах западников они воспроизводили философские идеи Европы.

Труды славянофилов создали основу оригинального философского течения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило название ʼʼрусское богоискательствоʼʼ. Его главной фигурой стал В.С. Соловьев (1853-1900 гᴦ.). Центральное место в его учении занимает идея ʼʼвсœеединого сущегоʼʼ, то есть сфера божественного. Реальный мир воспринимается как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа – София, то есть божественная мудрость. Значит, каждая вещь является проявлением всœего мира в целом. Вершина мира принадлежит единому творческому ничто, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соединяет в себе мистическое, философское и научное знание. Основой бытия мира является мистическое знание. В отличие от других религиозных философов, Соловьев выступал за единство всœех христианских церквей. Соловьеву принадлежит большая заслуга в обновлении ортодоксальных положений христианства, обоснование перспектив его развития, выработки принципов экуменизма – движения за объединœение церквей.

Н. А. Бердяев (1874-1948 гᴦ.) представляет философию антропоцентризма. Он утверждал, что личность - ϶ᴛᴏ источник и начало космического. Главное в человеке – его внутренний мир, но личность – категория религиозного сознания, в связи с этим сущность человека определяется отношением к Богу.

Н.О. Лосский (1870-1965 гᴦ.) – основатель интуитивизма. Развивал учение об интуиции, которая охватывает разум, чувства и волю и позволяет постигнуть саму сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма – ʼʼорганическое миропониманиеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает критическое отношение к материализму и утверждение взгляда на мир как целостное единство духовного и материального.

Русская философия после 1917 ᴦ. развивалась в форме зарубежной и советской. Сегодня перед русской философией стоит задача воссоздания мировоззренческого единства и поиск новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму.

Основные этапы развития и проблемы русской философии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные этапы развития и проблемы русской философии" 2017, 2018.

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.

В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основы предмета русской философии составляли:

· проблема человека;

· космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

· проблемы морали и нравственности;

· проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

· проблема власти;

· проблема государства;

· проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

· проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

¾ период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

¾ философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

¾ философия XVIII в.;

¾ философия XIX в.;

¾ русская и советская философия XХ в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

1) моральные и нравственные ценности;

2) объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

3) государство;

5) природа.

Русская философия XII – XVII вв. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. (Радонежский, Аввакум и Никон)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

1) сохранение русской духовности;

2) христианство;

3) борьба за освобождение;

4) устройство государства;

5) познание.

Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

философию эпохи петровских реформ;

материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

1) вопросы устройства монархии;

2) императорской власти, ее божественности и нерушимости;

3) прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

4) войны и мира.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

Основные направления русской философии XIX в.

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

2) монархическое;

3) западническое и славянофильское;

4) революционно-демократическое;

5) атеистическое;

6) теологическое;

7) философию космизма.

Основные направления русской философии ХХ в.

Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

1) философией марксизма-ленинизма;

2) философией космизма;

3) естественно-научной философией;

4) философией «русского зарубежья».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 48. Основные проблемы русской философии и этапы ее развития.:

  1. Вопрос 20. Своеобразие русской философии, этапы ее развития. Русская философия ХУ111 века: М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев.
  2. 33.Исторические особенности и условия формирования и развития философии в России. Основные направления русской философии и их представители.
  3. Вопрос №1 Общая характеристика и основные проблемы русской философии.
  4. 6. Экономическое развитие Москвы и формирование единого русского государства. (Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство).
  5. Специфика и основные направления развития русской философии.
  6. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
  7. Особенности и основные этапы развития античной философии. Специфика философских течений эпохи эллинизма.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Эталон ответа №1.

· Показатели гемодинамики в норме.

· Предположительный диагноз – стенокардия.

· Нитроглицерин в таблетках или капсулах под язык, изокет-спрей п/я.

Эталон ответа №2.

· ИБС: стабильная стенокардия напряжения II функциональный класс.

· Да, есть. Это возраст, напряжённая работа͵ причём в ночные смены и избыточная масса тела.

· Пациентку следует направить на приём к кардиологу и в дальнейшем руководствоваться его рекомендациями, выписать нитроглицерин для приёма в случае возникновения болей.

· Нужно предпринять усилия для снижения массы тела: ограничить калорийность пищи, повысить физическую активность (не резко, под контролем врача или фельдшера), нежелательна работа в ночные смены.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Русская философия формировалась под влиянием нескольких факторов:

ü Социально – культурное развитие России, её история, которые давали пищу для философских размышлений и идей

ü Достижения мировой философии, которая творчески перерабатывалась на национальной почве

В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Русская философия берёт своё начало в XI веке от Киевского митрополита Илариона, который в ʼʼСлове о Законе и Благодатиʼʼ изложил свою религиозно- социологическую теорию о том, что история человечества движется через смену форм религии.

Большой вклад в её развитие внесли великие русские писатели, общественные деятели и учёные: М.В.Ломоносов, П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Соловьёв и др.

Очень трагичной была судьба многих русских философов в XX в. По распоряжению советского правительства были высланы из России: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Н. Лосский. Великий философ и богослов, профессор Московской духовной академии П.А.Флоренский погиб в тюремных застенках.

Главные темы и идеи русской философии:

v Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, ᴛ.ᴇ. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Т.Грановский, В.Боткин). Οʜᴎ считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и в связи с этим предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Οʜᴎ подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Эти споры имели под собой определённую почву, т.к. русским людям уже давно было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – особенный - ϶ᴛᴏ принято называть мессианством . Может ли Россия пойти своим особым путём, не повторяя всœех этапов европейской истории?

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России – особый: Россия есть ʼʼВеликий Восток- Западʼʼ , она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить.

v Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П.Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всœемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Οʜᴎ надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России - ϶ᴛᴏ и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей. В истории русской социалистической мысли выделяют три периода:

- Утопический социализм , который существовал под влиянием идей Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – французских социалистов.

- Народнический социализм , который состоял из разнообразных течений и взглядов – от религиозных, мистических до революционных. Их объединяла вера в народ как хранителя правды, надежда на то, что русский мужик спасёт мир от торжествующего мещанства через сельские общины и рабочие артели.

- ʼʼНаучныйʼʼ социализм (марксизм), в базе которого лежал вывод о неизбежной гибели капитализма в ходе социалистической революции и построении нового общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком.

v Взаимоотношения человека и природы

Эта тема привела к возникновению уникальной философской системы – русского космизма , который считается ʼʼвизитной карточкойʼʼ русской философии.

Эта философия о единстве человека с природой , космосом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разрушает научно- технический прогресс. В русском космизме существовало три течения:

ü Естественно - научное (П.Умов, В.Вернадский, К.Циолковский, А. Чижевский, Н.Холодный); его представители считали, что нужно разработать новую картину мира, в которой человек – часть структуры космических процессов.

ü Религиозно - философское (Н.Фёдоров); его представители были обеспокоены судьбой человека, вовлечённого в ритм бесконечного становления истории.

ü Поэтически-художественное (В.Одоевский, А.Сухово- Кобылин и др.
Размещено на реф.рф
писатели); его представители искали связи между истиной и смыслом человеческого существования.

Все русские философы - космисты ещё в начале ХХ века предупреждали об экологических, эстетических и нравственных последствиях распада связей человека с Вселœенной. Главной идеей русского космизма была идея о всœелœенской вовлечённости и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. По их мнению, удержать распадающийся мир можно только одним способом- распространением совершенства во Вселœенной.

v Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В.Соловьёв, А.Лосœев, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всœеединства, т.к. в их базе лежала идея соборности. Соборность - ϶ᴛᴏ объединœение (собирание) людей, их единство на базе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всœеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество , живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота , которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

v Философская антропология

Проблема человека и смысла его существования находилась в центре внимания многих русских философов: Л.Шестова, В.Соловьёва, С.Булгакова, Н.Рериха и других. Но самый большой вклад в разработку этой темы внёс Н.Бердяев. По его мнению человек принадлежит к двум мирам: в одном мире - эмпирическом царствует разорванность, вражда, рабство, но есть другой мир - подлинный , это идеальное бытие, где царствуют любовь и свобода. Задача человека- освободить свой дух из этого плена, ʼʼвыйти из рабства в свободуʼʼ, из вражды в космическую любовь. Это возможно лишь благодаря творчеству , способностью к которому одарён человек, т.к. его природа есть образ и подобие Бога- творца. По мнению Н.Бердяева, Бог Присутствует лишь в тех людях, которые обладают большой духовной силой, добродеятельны и занимаются творчеством.

Основные черты русской философии:

1. Целостность, которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосœев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве всœе духовные силы человека: чувственные,рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, ᴛ.ᴇ. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всœеми другими

3. Соборность, ᴛ.ᴇ. единство людей на базе их любви к Богу

4. Интуинтивизм, который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции, ᴛ.ᴇ. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, которыйобъединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всœеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность, проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды , ᴛ.ᴇ. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность (вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной )

8. Социальность, практичность, ᴛ.ᴇ. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинœена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Контрольные вопросы

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея , получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всœеединства и назовите её представителœей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея." 2017, 2018.

ВВЕДЕНИЕ

Главнаязадачафилософии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом,которая бы опиралась на все многообразие опыта.

Философия порой понимаетсякак некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневнойжизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив,именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть досамых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительныхпостроений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненныхреальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. Приэтом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительностьвовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философияпредполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает иотживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в еепротиворечиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ееизменения и развития. Преобразование реальности, практика и является тойсферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, гдевыявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философские представления наРуси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаютсяеще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятсяпримерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашейстраны сложились достаточно развитые общественные отношения и возниклогосударство, а культура и образованность достигли относительного высокогоуровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердиласвой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когдафилософия окончательно обособилась от религии.

Православная догматика,святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатаяфилософская литература Западной Европы создавала возможность выбора между темили иным философским направлениями при построении христианской философии.

Религиозный опыт дает намнаиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияниеправославия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним каккорневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придатьнашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейшийсмысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт,неизбежно становится религиозной.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Русская культура имеетвсемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретаетизвестность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,становятся достоянием всего человечества.

Прежде всемирное значениеимело культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значениеимеет культура в том виде, в каком она существовала до большевистскойреволюции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться всправедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя,Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусорского,Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театральногоискусства в области драмы, оперы и балета.

В области науки достаточноупомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова. Красота, богатство ивыразительность русского языка дают ему неоспоримое право быть одним измеждународных языков.

В области политическойкультуры (например, сельское и городское самоуправление, законодательство иисполнительная власть) императорская Россия создала ценности, которыеприобретут всемирную известность тогда, когда их достаточно изучат и осознают,и прежде всего при их возрождении в процессе послереволюционного развитиярусского государства. Люди, признающие религиозный опыт не станут оспариватьтого факта, что православие в его русской форме содержит исключительно высокиеценности. Эти достоинства нетрудно обнаружить в эстетической стороне культарусской православной церкви. Было бы странно, если бы такая высокая культура непородила ни чего оригинального в области философии.

Правда, меткое замечание отом, что сова Минервы не вылетает, пока не наступят вечерние сумерки, относятсяи к развитию русской мысли.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕОСОБЕННОСТИ

По общепринятому мнению,русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно.Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и историяфилософии – велись исследования в России до большевистской революции. В болеепозднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросамиэтики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение длярешения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характери пути их исследования.

В русской философии широкораспространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражалсяв своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственномсозерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философиисвойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматриватьсодержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.

Русские философы отличаются такойже высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Какпозитивизм, так и механический материализм нашли в России широкоераспространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все ещепродолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей,адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией.Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногиеиз русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.

В русской философиистремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается сверой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного,дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философыдоверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам,раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяютрелигиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом иего царством.

Ряд русских мыслителейпосвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мироздания. В этомсостоит характерная черта русской философии. То что развитие русской философиинацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русскаяфилософия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. Вобщественной жизни любое идеологическое движение развивается со своейпротивоположностью.

Русская философия, преждевсего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякийсубъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственнымузколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (впротивоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него ещесо времен мистической архаики. Самая идея божества, как они развивались врусской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренскийнаходил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшемв связи с вырождением мистики эта “софийская” философия постепенно теряет своюрелигиозную сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьевуказал на “религиозный материализм”, “идею святой телесности”, дающейвозможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергиювсего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтомунет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что “ни однафилософия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, каксовременный здоровый и свежий материализм”.

Второй чертой русскойфилософии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности.Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного пониманияими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное наединодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместелюбят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть нетолько единство многих людей, но и единство, в котором каждая личностьсохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единствозиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковьотказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумнуюпроницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения.Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшемуэтого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборностиот коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществзападных.

Отсюда вытекает, что кактолько русская философская мысль начинала касаться отдельной личности, то естьставить этические вопросы, то они сразу превращались в идеологию этогообщественного подвижничества и героизма. Проблема личности - одна из главныхтеоретических проблем в истории русской философии. Всестороннее её исследованиеявляется важной национальной особенностью философской мысли. Проблема личностиконцентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной,религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности вобществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализацияпредставляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личностипроходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философскоймысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - началеXX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания.

Славянофилы утверждали, чтоподлинная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшейступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отстаивалиБога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной свободе человека быланесомненной заслугой философов-славянофилов. Славянофилы выступали противличной собственности правового государства. Они считали, что род, семья,община, социальные связи, являются наилучшей средой для существования личности.Всем формам внешней свободы - политической, правовой, экономической, онипротивопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностяхвнутреннего мира, освящённых религией.

Чернышевский и Добролюбов всвоих трудах развили идею “разумного эгоизма”. От абстрактной человеческойприроды они перешли к пониманию личности как субъекта социально-политическойдеятельности. Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова идела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил,препятствующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевскийразработал идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест против фальши илицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но“за” разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания иповедения.

Иначе к разработке проблемы личностиподошёл Владимир Соловьев. Он анализировал человека в масштабах глобальных,космических, его понимание вносило гуманистический характер. Его исследованиясущности добра, стыда, единства познания, нравственности, эстетики, обогатилимировую философскую мысль.

Проблема свободы личности,которой русские философы посвятили столько ярких страниц, приобрела всовременном мире особое значение, она становится объектом не толькополитических деклараций, но и теоретических изысканий. Одним из них являетсялиберализм. Российский либерализм выражается социальным строем, который многиелюди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовомугосударству, где все равны перед законом, где интересы личности выше интересовгосударства, где хорошие условия труда и жизни. Глубину идеи русскоголиберализма демонстрирует работа одного из ведущих представителей русскойсоциально-философской мысли Петра Струве. Струве считал, что главная сущностьтех или иных учений - это отношение “к двум основным проблемам культурного игосударственного развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом,сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границэтой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считалтворчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе,так и любви к власти.

Таким образом, мыслители XIX- начала XX века стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения иуважения к правовым нормам, уважение к личности.

Сюда входят несколько идей.Во-первых, русские писатели испытывали жгучую потребность очищения, чистотыперед народом, острое чувство не только честного, справедливого, человеческогоотношения к народу, но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищеннойсовести. Были многочисленные “кающиеся дворяне” и “активные народники 70-хгодов”. Во-вторых, эта жажда внутренней чистоты перед народом превращаетсядалее в подлинный героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о “героическомхарактере” русской литературы была давно популярна, еще задолго до революции. Упервой русской интеллигенции честным считалось вести революционную борьбу или,по крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным и подлым –уклоняться от борьбы и оппозиции. Стремление к чистоте становилось стремлениемотдать и самому жизнь свою за дело революции. Правда, сюда не подойдутславянофилы, бывшие либералами или даже реакционерами. Но они продолжаликультивировать старые идеи подвижничества, т.е. понимали его как духовнуюпрактику, а значит, тем самым все же и они не расставались с общерусской идеейподвижничества.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ ВКУЛЬТУРЕ И РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Традиции русскойрелигиозно-философской мысли, идущая от славянофилов и Владимира Соловьева,узнавшая свой расцвет в первое десятилетие нашего века, “возрождением”, сейчасникак не может считаться покрытой мраком забвения. Разнообразные труды отакадемических штудий до популярных статей посвящаются ей в немалом числе и вразличных странах – даже в России. Что еще важнее, она, несомненно, служитодним из основных духовных влияний, определяющих идейные процессы в современномрусском самосознании. Интерес к ней велик и продолжает расти. Но при всем этомнесомненно и другое – едва ли сегодня думают, что эта традиция еще жива ипродолжается. Скорее ее рассматривают как явление, связанное с определеннымкругом лиц определенным периодом, а нынче сполна завершившие свой путь ипринадлежащие истории.

Вполне ли оправдано этообщепринятое восприятие? Невозможно всерьез судить о состоянии и судьбе русскойрелигиозно-философской традиции, не задаваясь вопросами о ее внутренней историии внутренней логике, как-то: какие здания имела перед собой традиция? Сумела лиих исполнить? Все ли сказала, что имела сказать?

Чтобы ответить на них,необходимо понять, в чем было существо и смысл осуждаемой традиции какдуховного феномена, состоящего в контексте национального, культурного развития,с одной стороны, и европейского философского с другой. Эта работа интроспекции,самосознания философской традиции – и в этой работе наша традиция, не долгожившая, успела продвинуться не очень значительно. Чаще всего выражался взгляд,по которому общее значение религиозно-философского движения заключалось вотходе интеллигенции от материалистического и позитивистского мировоззрения ивозвращения ее в церковь. Такое суждение справедливо, но, вместе с тем, исущественно неполно. Оно выражает не столько внутренний смысл традиции, сколькоее прикладной, социальный аспект, если бы значение русской философии,действительно, ограничивалось лишь этим, пришлось бы ее отнести в разрядсредств социальной терапии, отвращающих нигилистическую интеллигенцию от другихнаклонностей и занятий. Выяснить же значение и смысл традиции на более глубокомуровне, затрагивающим ее истинное существо возможно лишь на основе определеннойфилософской позиции или модели, описывающей соответствующие духовные феномены.Будет естественным, если такую модель мы попытаемся отнести к той самойтрадиции, путь которой желаем осветить. Как нетрудно увидеть, общие принципы иустановки традиции имплицируют вполне определенное понимание ее особеннойприроды, и шире – природы философского процесса в России. Это понимание можнорезюмировать в виде ряда основных положений.

1.Философский процесс в России,становление и жизнь самобытного российского философствования, не есть отдельныйи автономный процесс, но один из аспектов (моментов, “качествований”, еслиупотребить термин Л.П.Карсавина) процесс исторического существования российскойкультуры, в котором последняя выступает как единый субъект, наделенныйспособностью к изменению и само отнесению.

2.Существо историческогопроцесса включает в себя раскрытие, развертывание, актуализацию некоторогоисходного содержания, и сточных начал исторического существования культурногосубъекта. В каждом из аспектов раскрытие источных начал совершается своимспецифическим образом. В частности, философский аспект процесса (если таковойприсутствует) имеет своим содержанием философское освоение (осмысление,претворение, препарирование) его истоков, выступающих здесь как опытныйматериал, как феноменальная основа и почва философствования.

3. В случае субъектароссийской культуры духовным истоком цельного процесса является Православие, вовсей своей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и какинститут, как жизненный и духовный уклад.

4. В итоге, существоотмеченного содержание философского процесса в России с необходимостью включаетв себя освоение, проработку Православия средствами и в формах философскогоразума. Российская философская традиция не может не исходить из опытной почвыПравославия.

Мы не станем входить в анализтемы. Она эскизна, ее можно усовершенствовать, дополнять; но наша главная цельне построение схемы, а ее приложение. И при всех недостатках, это – работающаясхема. Она дает единичную картину философского процесса и вносит структуру вего течение. Она рисует этот процесс включающим в себя две основных стороны:“Философию” как форму выражения, как язык, как необходимую ступень уяснения иосознания, и “Православие” как содержание, как материал, ищущий себя, осознатьсебя и уяснить себе. Сам же процесс как таковой – не что иное, как “историяотношения” этих фундаментальных факторов, как плод их встречи, ихвзаимодействие между собой. Существо его состоит тогда в том, что мысль оправославие, делается мыслью философии. При таком взгляде возникаютестественные характеристики, “параметры”, посредством которых можно членитьпроцесс на фазы или этапы и можно сравнивать, различать между собойвсевозможные элементы процесса. Именно, эти фазы и элементы различаются постепени охвата, степени присутствия каждого из двух определяющих факторов, тоесть по “мере православности” (показывающей, сколь полно мысль мыслитправославие, вбирает в себя его опыт и материал) и “мере философичности”(показывающей, сколь совершенная мысль претворила свой материал в философию,организовала в себя философское знание).

Любые членения процессаусловны, и выбор их зависит от цели и угла зрения. На базе нашей схемы такжевозможны различные членения, и мы выберем простейшее, выделяющее в философскомпроцессе всего три крупных этапа. Прежде всего, выделяется начальный,предфилософский этап, когда российское духовное только стояло на порогесоздания собственной философии. На этом этапе сама возможность аутентичнойрусской философии, идущей неким своим особым путем, служила еще предметомдискуссии, а элементы оригинального философского содержания, рождавшимися врусской мысли, выражались не в форме профессиональной философии, но попреимуществу в форме богословия, затем наступает этап более зрелый. Здесьрусская философия уже сформировалась в профессиональном отношении: в нейвыдвигаются самостоятельные концепции и решения кардинальных проблем, строятсяцельные философские системы. В центре последних стоят, как правилофундаментальные проблемы религиозной мысли, темы о Боге как абсолютном, о связиБога и мира – так что на лицо и тесна я связь философии с религиознымсодержанием. Однако специфической чертой данного этапа является то, что этасвязь носит нестрогий, произвольный характер.

В своем отношении крелигиозному содержанию философия не следует какой-то продуманной методологии –она использует его. Все философское построение этого этапа опирается на то илииное религиозное содержание; однако оно заведомо не совпадает со всейцельностью, всем “корпусом” православного опыта – а что именно из этого корпусафилософия делает своим достоянием и что оставляет без внимания – решаетсясубъективно по вкусу философа. Однако в религии ему одно близко, другое чуждо,одно вдохновляет, другое отталкивает… И характерным образом среди этих близкихи вдохновляющих элементов почти никогда не присутствует специфическиеособенности православия – подробности по догматике, конкретные типологическиечерты… Они наиболее далеки от привычного религиозного материала европейскойфилософии. Итак, на одном этапе русская мысль преимущественно осваивает в сферерелигиозного опыта не собственно православие, а более общие горизонты – от чегомы и дадим этому этапу название “этап общей религиозной философии”. Именно онсоставляет основу содержания нашей религиозно-философской традиции; к немупринадлежит львиная доля всех построений, начиная с философии В.Соловьева,являющей собой и самый яркий и самый значительный образец того, что мы называемобще религиозной философией. Однако философия такого рода все же не останетсяпоследним словом традиции и целиком не исчерпывает ее.

Ближе всматриваясь в наследиерусского религиозно-философского возрождения, мы замечаем, что на его позднихопытах уже зарождался, начинал складываться следующий этап развития, сперва ещемалоотличимый от предыдущего и однако обладающий уже иными характеристиками,иным отношением между “философией” и “православием”. Связь философской мысли сопытной религиозной основой принимает более строгий, отрефлектированныйхарактер. От построений, заимствующих лишь отдельные часто разложенные элементырелигиозного содержания, она приходит постепенно к тому, чтобы вобрать в орбитуфилософского разума феномен Православия в его цельности. Конечно, речь не идетоб утопической (и антифилософской) цели без остатка погрузить философию в моредеталей церковного бытия. Существенны две черты: философия задумывается именноо цельном феномене Православия, и она осуществляет свое продумывание этогофеномена на базе строгого и адекватного метода. И эти черты обозначились, хотяи не успели достичь зрелого развития к тому времени, когда российская мысльсилой обстоятельств оставила пределы российской, а затем и земнойдействительности.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИПРИЧИНЫ ДУХОВНОГО КРИЗИСА В РОССИИ

В истории русской мысли,сыздавна обозначались и борются два течения. Первые – это те, кто осталисьдуховно с народом в его православной церкви и во всяком случае не отделялись отнего в его верованиях в живого Бога. Это: Жуковский, Алексей Толстой, Пушкин,Тютчев, Соловьев, Достоевский, Пирогов, Лев Толстой. Второе противоречивоеидейное течение, считающее в своих рядах большинство прогрессивных публицистови общественных деятелей, усвоило себе рационалистически-атеистическоемировоззрение, господскую веру русской интеллигенции. Это неверие естьдействительно вера в научность, в рационализм, в неверие. Наше русское невериеобычно остается на уровне слепой наивной веры. Особенность русского духовногоразвития, имеющую свои исторические и бытовые причины, с обычной своейпроницательностью указал Достоевский, сделавший русский и мировой атеизм как бысвоей специальностью “атеистом все же легко сделаться русскому человеку, легчечем всем остальным во всем мире”. И наши не просто становятся атеистами, анепременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечая, чтоуверовали в нуль. Происходит это не все ведь от одних скверных, тщеславныхчувств, а из боли духовной, их жажды духовной, из тоски по высшему делу, покрепкому берегу.

Россия отражает идеи инастроение, религиозной веры решительнее и прямолинейнее, чем даже Запад,отражает на себе и ту мировую духовность, духовную драму богоборчества ибогоотступления, составляющую нерв новой истории, перед чем бледнеют иотступают на передний план все великие и политические и социальные интересы.

Почему это драма? Духовнаяборьба определяется усилиями человечества “устроиться без Бога навсегда иокончательно” или по словам Достоевского “умертвить Бога”. В мысля, в чувствах,в интимной жизни во внешнем его устроении, в науке, в философии идет этаборьба. Хороня Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное всвоей душе, а божественное есть действительная, реальная природа человеческойдуши. Жить во времени для вечности, переживать в относительном абсолютное истремиться дальше всякой данности, дальше всякого данного содержания сознания,этому признан человек, и это стремление есть живое богооткровение в нас.Человек сознает в себе силу и волю вмещать абсолютное содержание, расти ирасширяться, становясь живым образом абсолютного, образом и подобием Божьим.Эта жажда высшего содержания жизни рождала и рождает религиозную веру.

Упразднив религию Бога,человечество старается изобрести новую религию, при чем ищет божеств для нее всебе и кругом себя, внутри и вне; пробуются поочередно: религия разума, религиячеловечества Канта и Фейербаха, религия социализма, религия чистойчеловечности, религия сверх человечного и т.д. В душе человечества, теряющегоБога, должна непременно образоваться страшная пустота, ибо она может принять туили иную доктрину, но не может заглушить в себе голоса вечности, жаждуабсолютного содержания жизни.

Одно из двух: или человекдействительно есть такое ничтожество, ком грязи, каким его изображаетматериалистическая философия. Но тогда непонятны эти притязания на разум,науку; или же человек есть богоподобное существо, сны вечности, носительбожественного духа и возможность всякого в том числе и научного, познанияобъясниться именно этой природой человека. Другими словами, это значит, чтодостоинство науки и ее права не ограничиваются, а только утверждаютсярелигиозным учением о человеке, а вместе с устранением последнего подрывается ипервое. Наука опирается на религию.

Предположение, что наукадействительно разрешает все вопросы может быть основано практически только насуммарной вере в силу науки вообще, в научный метод, научный разум.Следовательно, говорить и думать о постройке целостного научного мировоззрения,из которого вовсе была исключена вера, невозможно. Итак, наука не в состояниини заменить, ни упразднить религиозной веры, ни даже не может сама защититьсвое существование против набегов бесшабашного скептизма, без молчаливого илиоткрытого признания религиозных предпосылок, именно веры в объективный разум.

Но если даже наука остаетсябеззащитной против скептицизма, то тем беззащитнее оказываются современныесуррогаты религии, в которых роль божества отводится человечеству, и основнойдогмат которых состоит в учении, в прогрессе.

Религиозный кризис личности имировоззрения нигде не переживается с такой трагической мучительностью ироковой силою, как у нас, хотя, может быть, он и слабо еще сознается. Этообъясняется, отчасти общими свойствами русской души и той особенной жгучестью,с которой она относится к вопросам религиозного сознания, затем специфическимичертами интеллигентской психологии с ее слабостью традиций и историческихсвязей, ее теоретичностью и доктринамизмом. Если духовная анемия имела скрытыйили хронический характер в обычное время, то они обострятся в эпохиисключительные.

Историческое будущее Россииее процветание или разложение, рост или гниение – в руках и на ответственностиинтеллигенции. Отсутствие духовного здоровья отражается во всех проявленияхжизни, во всем ее тоне. Вообще в новое время умоляется историческое значениенравственной личности и ее здоровья. В самоопределение личности необходимовводить и то, что она думает о себе, во что верует, все ее вероучения. Нельзя дажепредставить себе, как изменилась вся жизнь, на сколько иначе сложились бы ипротекли минувшие события, как осветилось бы и темное настоящее, если бы мысами стали другие. В этом смысле философско-религиозное чело русскойинтеллигенции, объединяющее большинство ее молодых и старых представителей безразличия политических оттенков, именно ее атеистический нигилизм можно признатьодним из важнейших факторов русской истории и одной из основных причин,определивших течение событий последних лет в России. Объинтеллигенчиваниенарода начинается разрушением религиозной веры и прививкой догматовматериализма и философского нигилизма. Конечно, необразованный простолюдинсовершенно бессилен отнестись критически и безоружен, как ребенок, переднаплывом новых учений. И с той же легкостью, с какой уверовали в невериинекогда его просветители, принимает и он безрадостную мертвящую веру в неверие.Конечно это детская, наивная вера, но ведь все-таки она давала ему различиемежду добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Благодаря ей,народ вынес и выносит на плечах своих крест своего исторического существованияи свой идеал, свое представление о праведной жизни, выразил, дав себенаименование “святая Русь”, т.е. конечно, не почитывая себя святым, но в святостивидя идеал жизни.

С крещения Руси началасьистория России, Христианское семя пало здесь на совершенно девственную почву,на не возделанную целину, с раскрещиванием с помощью интеллигенции начинаетсяновая эпоха истории. Чем же заменяется старая вера, какими правилами жизни,какими нормами? Преследование своих интересов отдельно или последовательно техже интересов сообща с другими, как классовых или групповых или же свободасамоутверждающейся личности, анархическое “все дозволено”. Но для интеллигенциивсе эти понятия интереса чистая идеология, псевдоним этических и дажерелигиозных настроений, она берется не за свой, а за чужой интерес, интересугнетаемых классов. Людям, изболевшим и исстрадавшимся и без того в силу своегоклассового положения склонным к враждебности по отношению к привилегированномуменьшинству, людям, не имеющим ни умственной подготовки, ни цивилизованныхнавыков, вообще, стоящим в самых не благоприятных культурных условиях, сообщаютв качестве догматов для жизненного руководства – положения, которые являлись,во всяком случае, продуктом длинного культурного и философского развития,выросли на культурно-богатой и насыщенной почве.

Результаты этого не замедлилисебя ждать, что выразилось в сумятице в народной душе, всех отношений в сокровищницеего веры, которые внесла доктрина атеизма, в связи с тяжелыми событиями ииспытаниями нашего времени. Развитие преступности, и притом в паралогическойобстановке своеобразной идейности, есть симптом болезни народной души, остраяреакция духовного организма на ту нездоровую пищу, которая была введена в негов виде новых учений, объединявшихся отрицанием религиозных ценностей иабсолютной морали. Духовны кризис имел еще и другое, хотя и побочное, но оченьважное последствие: создал и обострил междоусобицу, придав ей оттенокрелигиозного фанатизма, сделав ее борьбой не только разных политических мнений,но и разных вер. Народ наш нуждается в знаниях, нуждается в просвещении однакотаком, которое не делало его бедным духовно, чем он был, а не разлагало бы егонравственную личность, христианское просвещение, развивающее и воспитывающееличность, а не случайное усвоение обрывков знаний, как средства агитации, вот вчем нуждается народ наш. Историческое будущее России, возрождение ивосстановление мощи нашей родины или окончательное разложение, быть можетполитическая смерть находятся в зависимости от того, разрешим ли мы этукультурно-педагогическую задачу: просветить народ, не разлогая его нравственнойличности. И судьбы эти история вверяет в руки интеллигенции. В сердце и головерусской интеллигенции происходит борьба добра и зла, животворящего исмертоносного, жизнедеятельного и разрушительного начала в России, а посколькупроисходящее и для нас имеет несомненно мировое значение, то и борьба этамировая. Но это понимание своей исторической миссии и своего значения должноудесятерять чувство ответственности за свои действия. Ведь нигде больше неттакого положения, что великий народ, беспомощный, беззащитный духовно, какребенок, находящийся на уровне просвещения почти, что эпохи св. Владимира, иинтеллигенция, которая несет просвещение запада, и которая, ее ничем ниудерживают и ни отстраняют, находит и, конечно, будет находить дорогу этомуребенку.

Если мировоззрение самойинтеллигенции, которое она несет народу, останется тем же, что и теперь, то ивлияние ее на народ сохранит тот же характер. Но нельзя думать, чтобыинтеллигенции удалось обратить в свою веру всю народную массу, часть ее вовсяком случае останется верна религии. И на почве этого разноверия неизбежнодолжна возникнуть внутренняя религиозная война. При этом духовная игосударственная сила народа будет таять, и жизнеспособность государственногоорганизма уменьшаться до первого удара из вне надо начать что-то новое, учестьисторический опыт, познать в нем самих себя и свои ошибки, ибо иначе, если мыбудем видеть их только у других, то мы останемся загипнотизированными своейвраждой к ней и ничему не научимся. Потребно само углубление само исследование,потребно накопление духовных сил творчества культуры.

Разных сторон должнокоснуться это самообновление, но если спуститься в глубину души, то этосоздание новой личности и новой жизни должно начаться религиознымсамоопределением, сознательным самоопределением… Новый человек, новый типобщественного деятеля может родиться лишь на почве этого само углубления, этобудет то новое той русской жизни, о чем, умирая, мечтал Достоевский в последнемсвоем романе, то новое, чего не было в русской жизни, Россия еще не виделахристианской интеллигенции, которая пыл своей души, жажду своего служения людями крестного подвига вложила бы в христианский подвиг деятельной любви ипобедила ту тяжелую атмосферу вражды и человеконенавистничества, в которой мызадыхаемся. В нашей интеллигенции так много потенциальной религиозной энергии,она так недоступно приносит жертвы на своем алтаре “неведомому богу” – нежелинавсегда это неведение?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия содержитмного ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии,метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваютсяв отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья,смысла жизни.

Интерес к историиотечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века.Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков.Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместес тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелостиотечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в “оглядке”на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философиядолгое время оставалась для нас “белым пятном”, не признавалась и осуждаласькак “белоэмигрантская”. Долгое время в нашей стране официально признаваласьтолько марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная. Ипоэтому работы советских философов по сути дела утратили философскуюпреемственность, ибо как правило не касались целых пластов отечественнойрелигиозной философской мысли. Были существенно ограничены иисторико-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии,замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеемдоступ к трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с ихидеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, длявосстановления преемственности философской традиции.

Будем надеяться, что в скоромвремени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философиисовременных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашунациональную культуру.

Дальнейшие исследованияфилософского дореволюционного наследия, будем надеяться, позволит прояснить инекоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствоватьдуховному возрождению современной России.

План:
1. Общая характеристика русской философии.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси.
3. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства.
4. Философия XVIII в.
5. Философия XIX в.
6. Русская и советская философия XX в.

Вопросы развития философии на обширной территории нашей страны сложны уже потому, что начало этого процесса разновременно у разных народов (в Армении и Грузии, например, он начался значительно раньше, чем в других регионах). Наряду с этим не совпадали у разных народов ориентации на культурные и религиозные центры - у христианских народов Кавказа и восточных славян преобладали контакты с Византией, у народов Прибалтики - с католической, а затем и протестантской Западной Европой, у мусульманских народов Средней Азии, Кавказа и Поволжья - с арабо-мусульманским миром.

Общая характеристика русской философии

1. Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия:
- развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии;
- не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др.;
- отличается глубиной, всесторонностью, достаточно специфическим кругом исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
- сильная подверженность религиозному влиянию;
- специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»;
- целостность, стремление философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
- большая роль проблем морали и нравственности;
- конкретность;
- широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Русская философия изучала:
- проблема человека;
- космизм - восприятие космоса как единого целостного организма;
- проблемы морали и нравственности;
- проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом;
- проблема власти и государства;
- проблема социальной справедливости;
- проблема идеального общества;
- проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства;
- философия XVIII в.;
- философия XIX в.;
- русская и советская философия XX в.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.
Основными темами ранней русской философии были:
- моральные и нравственные ценности;
- объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
- государство;
- право;
- природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
- первый русский митрополит Илларион. Основное произведение «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси;
- Владимир Мономах. Основное произведение - «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы;
- Климент Смолятич. Основное произведение «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии - проблемы разума, познания;
- Филипп Пустынник. Основное произведение - «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития

Централизованного Русского государства (Московской Руси) 1. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
- сохранение русской духовности;
- христианство;
- борьба за освобождение;
- устройство государства;
- познание.
2. Среди видных философов данного периода:
- Сергий Радонежский XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, справедливость христианства; консолидация русского народа в борьбе за свержение монголо-татарского ига;
- Филофей Псковский (XVI в.). Занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства «Москва - Третий Рим»;
- Максимилиана Грек (1475 - 1556 гг.). Отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм;
- Андрей Курбский (1528 - 1583 гг.). Выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
- Нил Сорский и Вассиан Патрикеев выступали за реформу Церкви, приближения Церкви к народу, были идеологами движения «нестяжателей» боролись против «иосифлян» сторонников сохранения прежних церковных устоев;
- Аввакум и Никон боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле. Никон за реформу обрядов и возвышение власти Церкви над государственной. Аввакум боролся за сохранение старых обрядов;
- Юрий Крижанич (XVII в.) выступал против схоластики в русской теологии, занимался вопросами гносеологии (познания), выдвинул учение о рациональном и эмпирическом познании. В качестве первопричины всего сущего видел Бога.

Русская философия XVIII в.

1. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
- философию эпохи петровских реформ;
- материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
Первым этапом была Эпоха петровских реформ: творчество Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
- вопросы устройства монархии;
- императорской власти, ее божественности и нерушимости;
- прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
- войны и мира.
Также философы данного направления занимались вопросами познания, нравственных ценностей и др.
2. Основными представителями второго этапа материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
М.В.Ломоносов (1711 - 1765 гг.):
- в философии был сторонником механистического материализма;
- заложил материалистические традиции в русской философии;
- выдвинул атомическую теорию строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц «корпускул», то есть атомов;
- допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
А.Н.Радищев (1749 - 1802 гг.). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Русская философия XIX в.

1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
- декабристская философия;
- философия западников и славянофилов;
- философия Чаадаева;
- консервативная религиозная и монархическая философия;
- философия системы писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого;
- революционно-демократическая философия;
- либеральная философия.
2. Декабристская философия была представлена творчеством П.Пестеля, Н.Муравьева, И.Якушкина, М.Лунина, И.Киреевского, В.Кюхельбекера и других.
Основная направленность философии декабристов - социально-политическая. Ее идеями были:
- приоритет естественного права;
- необходимость для России правового строя;
- отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
- личная свобода человека;
- ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
3. Историческая философия представлена творчеством П.Я.Чаадаева (1794 - 1856 гг.).
Основными направлениями его философии были:
- философия человека;
- философия истории.
Человек, по Чаадаеву:
- есть соединение материальной и духовной субстанций;
- жизнь человека возможна только в коллективе;
- коллективное сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное;
- жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных.
Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение.
Одним из главных факторов, влияющих на историю государств и народов, по мнению философа, является географический.
Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие и крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов».
Видными представителями западников являлись А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский.
Западники усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников:
- отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет;
- Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе;
- благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы.
Согласно славянофилам:
- основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;
- русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада. Святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада;
- любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5. В противовес направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла ортодоксально-монархическая философия. Ее цели - отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В.Федоров, К.Н. Леонтьев.
6. Н.В.Федоров (1828 - 1903 гг.) сделал основными темами своей философии:
- единство мира;
- проблему жизни и смерти;
- проблему морали и правильного (морального) образа жизни.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Согласно философу, в поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».
7. Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891 гг.).
Основные положения философии Леонтьева:
- капитализм - царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России;
- спасение для России в отказе от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр по образу Византии;
- ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление;
- как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает;
- если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства - внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость и рабство;
- неравенство между людьми - желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
8. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, не только литературное, но и большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 - 1881 гг.) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» обычаи и традиции.
Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия, которая оберегает человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
- путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен для человека. Идущий по нему потерпит крах;
- путь богочеловека - путь следования Богу. Стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
9. Другой известный русский писатель, Л.Н.Толстой (1828 - 1910 гг.), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:
- религия должна стать простой и доступной для народа;
- Бог, религия - это добро, любовь, разум и совесть;
- смысл жизни - самосовершенствование;
- главное зло на Земле - смерть и насилие;
- необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
- в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
- государство - отживающий институт и, поскольку оно аппарат насилия, не имеет права на существование.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н.Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
10. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
- Н.Г.Чернышевский;
- народники - Н.К.Михайловский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев;
- анархист П.Кропоткин;
- марксист Г.В.Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г.Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле», к идее аграрности России, личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники выступали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, средством для свержения существующего строя и перехода к социализму является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К.Маркса и Ф.Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
11. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C.Соловьев (1853 - 1900 гг.).
Основные идеи:
- идея всеединства - объединения и гармонии материальной и духовной сторон бытия;
- идея нравственности как главного аспекта жизни человека;
- идея прогресса, как всеобщей связи поколений;
- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное). Идея воскрешения является главной целью, к которой должно стремиться человечество;
- идея Бога как выражения добра;
- идея «богочеловека». Идея жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
- идея Софии всеобщей Божественной мудрости;
- русская идея, состоящая из трех идей:
1. «Святой Руси» (Москва - Третий Рим).
2. «Великой Руси» (реформы Петра I).
3. «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина). 1. Русская философия ХХ века представлена:
- философией космизма (философия «золотого века», религиозная философия);
- естественно-научной философией;
- философией марксизма-ленинизма;
- философией «русского зарубежья».
2. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. - 10-х годов ХХ в.
Видными представителями религиозного направления того периода были C.H.Булгаков, братья Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и другие.
C.H.Булгаков (1871 - 1944 гг.) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении:
- в обществе это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них;
- в религии это разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).
Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А.Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Флоренский:
- рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое;
- целостный мир состоит из противоречий;
- знание открывается разуму непосредственно;
- в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
3. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир и человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.
В.И.Вернадский (1863 - 1945 гг.) крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы:
- по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы;
- появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры;
- ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э.Циолковский (1857 - 1935 гг.) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи:
- в основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел;
- разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем. Оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела;
- во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной формой жизни во Вселенной. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
А.Л.Чижевский (1897 - 1964 гг.) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии:
- развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса;
- определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы, войны, революции.
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву.
4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
- материалистическое;
- социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев):
- рассматривали бытие с точки зрения естественных наук биологии, химии, физики, медицины;
- доказали атомарное строение мира.
- допускали возможность познания, изучали его механизм;
- были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу. Изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.
5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия развивалась, главным образом, как советская философия.
Советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И.Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
- 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
- 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти. Сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В.Сталина по ряду философских вопросов;
- 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х -

80-х гг., можно отнести следующие:
- проблема ценностей;
- проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;
- проблема гносеологии;
- проблема сознания;
- проблема идеальности;
- проблема культуры;
- проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
- Н.И.Бухарин - проблемы сознания, психики;
- А.Богданов - теория систем, «тектология»;
- А.Ф.Лосев - проблемы истории и человека;
- Л.Гумилев - вопросы истории, этногенеза;
- Ю.Лотман - общество, философия, история.
Основополагающие черты современной российской философии:
- сильное влияние советской традиции, например, материализм, формационный подход к истории;
- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и другие.
П.С.Мережковский (1864 - 1941 гг.) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
- языческий;
- приобщения к христианству;
- полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского это христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Н. А. Бердяева (1874 - 1948 гг.) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
- высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
- свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
- свобода человека подвергается угрозе извне;
- данную угрозу несут общество и государство, которые являются механизмом подавления;
- задача человека сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
- ключевую роль в жизни человека играет религия;
- Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
- отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»;
- человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа:
- строящийся в СССР социализм имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму);
- Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию;
- Историческая миссия России - построить «Царство Божие», то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии на Земле.
Философия Бердяева обосновывает «конец света» в будущем. Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализм - учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968 гг.), русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
- стратификации;
- социальной мобильности.
Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию - страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Вопросы и задания
1. Перечислить основные направления русской философии.
2. В чем особенности древнерусской философии и раннехристианской философии Руси?
3. Сделать сравнительный анализ философии периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства.
4. Составить таблицу «Общее и различия философии XVIII в., философии XIX в., русская и советская философия XX в.».