Сообщение о путешествиях лазарев михаил петрович. Лазарев, михаил петрович

Родился в далёкой от морей Владимирской губернии 14 ноября 1788 года в семье правителя Владимирского наместничества. С детских лет Михаил мечтал о профессии моряка, о бескрайних морских и океанских просторах. Его мечты начали сбываться в 1800 году, когда он вместе с двумя братьями был определён в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге . В мае 1803 года он получил звание гардемарина и в числе лучших выпускников корпуса был отправлен в Королевский флот Великобритании , где в качестве волонтера в течение пяти лет учился морскому делу. До 1808 года набирался опыта, плавая на различных судах в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом и Индийском океанах.

Это было первое, но не последнее кругосветное плавание Лазарева. Уже в 1819 году, командуя шлюпом "Мирный" в составе кругосветной антарктической экспедиции под началом капитана второго ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, он отправляется в плавание к Южному полюсу. В ходе этой экспедиции был открыт новый материк - Антарктида и несколько островов. Плавание завершилось в 1821 году, за участие в экспедиции Лазарев получил воинское звание капитана второго ранга и был назначен командовать фрегатом "Крейсер", на котором в 1822-1825 годах совершил третье кругосветное плавание.

После всех этих кругосветных путешествий начинается стремительная карьера Лазарева как флотоводца. Уже в 1826 году он назначается командиром корабля "Азов" на которым он принимает участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота. За заслуги в этом сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы. Впоследствии Лазарев занимает высокие воинские посты а в 1834 году становится командующим Черноморским флотом, с 1843 года - адмирал. На этом посту он сделал очень многое для флота и портов



Сама судьба задолго до рождения предопределила ему стать моряком, адмиралом, знаменитым путешественником, одним из первооткрывателей Антарктиды.

Михаил Петрович Лазарев, выходец из высокородной дворянской семьи, попал в Морской кадетский корпус в 12 лет, и с тех пор его жизнь была связана исключительно с морем, увлекательными путешествиями и кровавыми морскими баталиями.

Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. В 1800 году, незадолго до своей смерти, словно чувствуя ее, сенатор определил всех троих своих сыновей - Андрея, Михаила и Алексея в Морской кадетский корпус.

В те времена за будущее тех дворянских подростков, которые попали в корпус, можно было особо не беспокоиться. Ежели высокородный отрок был способен к учению и дисциплинирован, любой из них мог рассчитывать на успешную военную карьеру. Так, собственно, случилось и с темя братьями Лазаревыми – все достигли немалых высот в карьере.

Как гласят исторических хроники, Михаил в 1803 году весьма успешно выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. Уже в декабре 1805 года он был без проблем произведён в первый офицерский чин - мичмана. Даже не скажешь, что ему повезло, когда среди 30 лучших выпускников корпуса он был отправлен на учебу в Англию – эта «командировка» была им честно заслужена беспорочной службой и неимоверной тягой к знаниям.

В Англии он несколько лет служил волонтёром на флоте для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. И, что самое важное, в течение целых пяти лет Мичман Михаил Лазарев находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

Он участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Молодой офицер показал себя не только как грамотный специалист, но и как героический воин. Успешное участие в этих войнах еще больше помогло ему в быстром продвижении по карьерной лестнице.

И уже в 1813 году лейтенант Лазарев получил новое престижное назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. В те времена не только российские императоры (за очень редким исключением) способствовали развитию российского мореплавания по различным океанам, но и коммерческие компании (опять же с одобрения самодержцев).

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал известной Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками еще в конце XVIII-го столетия. По свидетельствам историков, своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Средств на развитие регулярного сообщения между Санкт-Петербургом и Америкой компания явно не жалела, и экспедиция Лазарева была обеспечена превосходно.

9 октября 1813 года «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. Это, конечно, было не первое кругосветное путешествие русских мореплавателей, однако ученые признают, что именно эта экспедиция под руководством молодого лейтенанта Михаила Лазарева была, пожалуй, наиболее «наукоемкой» на те времена.

«Суворов» успешно пересек экватор, посетил Рио-де-Жанейро и ряд других портов. В английском Порт-Джексоне при подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков местный губернатор по случаю окончательной победы России над Наполеоном.

Выйдя в Тихий океан, через несколько недель экипаж Лазарева неожиданно увидел землю там, где согласно тогдашним географическим картам ее быть не могло. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (атолл Суворова).

Наконец корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил знаменитый (вспомните мюзикл «Юнона и Авось»)управитель Российско-Американской компании Александр Андреевич Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

Несколько месяцев по команде Баранова «Суворов» под командованием Лазарева курсировал между Алеутскими островами и материком, обеспечивая русские поселения всем необходимым. В Кронштадт он вернулся, пройдя вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн и далее через Атлантику, по пути решая в разных портах вопросы Русско-американской компании.

Наконец, в марте 1819 года Лазарев получил главное назначение своей жизни - командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вторым кораблем, который собирался в Антарктиду, был шлюп «Восток» под командованием легендарного капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена. Он же руководил и всей экспедицией, подобных которой еще не было в российском флоте.

16 января 1820 корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе нынешнего Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному "льдинному материку". Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды они пересекали Южный полярный круг, в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у нынешнего Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть.

В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян.

В ноябре 1820 корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 прибыл в Кронштадт. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Было открыто 29 островов и один коралловый риф.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Беллинсгаузена сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. Дома путешественников встречали, как героев. Да они и были героями – настоящими морскими волками, открывшими миру шестой континент!

Кстати, у многих историков уже второй век возникают вопросы: а почему, собственно, первооткрывателями Антарктиды стали именно русские моряки? Почему именно они стали первыми, ведь в этих местах намного ранее плавал знаменитый капитан Кук?

Некоторые историки дают такое объяснение этому феномену: да все потому, что англичанин Джеймс Кук, направляясь на юг, встретил на своем пути множество льдов, которые вынудили его повернуть обратно. После этого он заявил, что на юге ничего, кроме льдов, нет, и плавать в этих широтах вообще бесполезно - только время тратить. Авторитет мореплавателя был настолько высок, что 45 лет никто даже и не думал искать на юге какую-то землю. Русские моряки стали первыми…

Конечно, открытие Антарктиды стало главным в жизни Михаила Лазарева. После этого, так сказать, географического подвига он долго плавал на различных кораблях и судах в районе Русской Америки, Океании, служил командиром боевых фрегатов на Черном море, героически участвовал в Наваринском сражении, стал адмиралом.

Под его руководством в Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. Географическое общество избрало его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений. Выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков…

Он умер в Вене в 1851 году, но его тело было перевезено в Севастополь, там и ныне его могила, к которой до сих пор приходят благодарные потомки….


Что открыл мореплаватель Лазарев Михаил Петрович? Он подарил миру Антарктиду. Михаил Петрович был командиром знаменитого Черноморского флота и просто смельчаком. Он настолько уважаемый флотоводец, что советская власть создала почтовые марки в его честь. Путешественник по натуре, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Суворов».

Рождение великого флотоводца и мореплавателя

Родился мореплаватель Лазарев, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, в городе Владимире. Отец, Лазарев Петр Гаврилович, являлся сенатором, был из дворян. Точная дата рождения неизвестна, указываются разные дни между 3 и 14 ноября 1788 года.

Семья Лазаревых

Гаврилович, подарил русскому флотоводству чудесных моряков. Старший сын - вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев, младший - контр-адмирал Лазарев. В 1800 году умирает отец, предварительно распорядившись о сдаче сыновей в морской кадетский корпус.

Первая служба

В том же году братьев приняли в корпус и присвоили звание рядовых. В морском кадетском корпусе они получили свое первое образование. Высшее руководство заинтересовал один из братьев - Михаил. Он проявлял интерес ко всему, что было связано с морским делом, вникал в суть процесса и подавал надежды.

Через три года 3 июня Михаила Лазарева произвели в гардемарины, что было чуть выше рядового, но ниже офицера. Он набирал флотоводческий опыт на корабле «Ярославль». После чего был отправлен в качестве добровольца на службу в английский флот.

Служба мореплавателя Лазарева на английском флоте. Первое повышение

В гардемаринах Михаил задерживаться не собирался. В 1806 году 8 января английское морское командование повысило его до мичмана. Плавание на иностранном судне предоставило Лазареву путь в большое море. Он побывал в Северном и Средиземном морях, плавал в Тихом океане. Благодаря этому, получил бесценный опыт и знания.

Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

На службе на Балтийском флоте русский мореплаватель М.П. Лазарев находился с 1808 по 18013 год. Служба для Михаила была не обыденной, а наполненной событиями. В 1808 году началась русско-шведская война, где он принимал участие в качестве офицера на корабле. В 1812 году отстаивал Балтийское море в Отечественной войне.

Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие

Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.

Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России. Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов».

Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.

В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.

Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.

Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.

Путь «Суворова» и команды на родину

После зимовки в порту Ново-Архгельска фрегат нагрузили различным скарбом и продовольствием. По окончании снабжения и проверки целостности корабля, «Суворов» взял курс на острова Аулетской группы. Прибыв на остров Уналашка, команда выгрузила вверенный груз и загрузила в бортовое хранилище пушнину.

Предоставленный товар надо было доставить в Кронштадт, где выгрузиться. Однако перед этим «Суворов» должен был вернуться в Ново-Архагельск.

Возвращение домой

В июле «Суворов» отплыл от берегов Аляски. Путь его лежал в Кронштадт. Для урегулирования некоторых вопросов, связанных с Русско-Американской компанией, Лазарев остановился в порту Кальян. В перуанском порту Лазарев Михаил Петрович остановился на три месяца.

После отплытия погода команду корабля не радовала, в проливе Дрейка начался шторм, в котором они проплывали. Корабль получил повреждения и вынужден был остановиться на острове Фернанду-ди-Норонья. После ремонта «Суворов» отплыл с острова и отправился в Кронштадт.

Первая Антарктическая экспедиция русских

Капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 году служили вместе на кораблях «Мирный» и «Восток». Экспедицию двух мореплавателей снарядили для изучения Южного Ледовитого океана.

Из Кронштадта корабли вместе с капитанами вышли 15 июля 1819 года. Ледяное северное море приносило беды команде, кораблям старого образца было тяжело передвигаться среди исполинских ледяных глыб и мощных штормов.

Корабль «Мирный» был построен русскими инженерами. От «Востока» он отличался большей прочностью. Как ни старался Лазарев улучшить характеристики британского «Востока», до уровня «Мирного» он их довести не смог.

Русские корабли «Восток» и «Мирный» были первопроходцами. Они настолько близко подошли к Южному полюсу, что долгое время их успех не могли повторить другие корабельные команды.

К Антарктиде «Восток» и «Мирный» подошли 28 января 1820 года. Официально этот день признан днем открытия русскими Антарктиды. Таким образом, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев вместе со своими матросами опровергли утверждение Джеймса Кука. Он говорил, что нет никакого материка в южных широтах, а если и есть, то добраться туда невозможно.

Возвращение экспедиции

Поход «Востока» и «Мирного» за новой частью света увенчался успехом. Имена капитанов на веки запечатлены в истории русского мореплавания. Мировое сообщество признало открытие Россией Антарктики.

В Кронштадт мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев вернулись 5 августа 1821 года. Михаила Петровича за участие в экспедиции возвели в чин капитана второго ранга. Помимо этого, оставили ему пенсию, как дополнительную награду.

Интересный факт: Лазарев был повышен через одно звание, по карьерной лестнице он прошел, минуя чин капитан-лейтенанта.

Фрегат «Крейсер» и новый командир

Многоопытный командир Михаил Петрович Лазарев получил командование над фрегатом «Крейсер» в 1822 году 29 августа. Мореплаватель отправился в кругосветное путешествие в третий раз. На этот раз его путь лежал в Северную Америку. Командование поставило ему задачу: охранять воды от нечестивых контрабандистов. Боевую задачу он выполнял вместе со своим старшим братом Андреем.

Нарастало напряжение в северной части Русской Америки. Из подполья вышли банды контрабандистов американского и английского происхождения. В порту Ново-Архангельска стоял единственный военный корабль, который не мог обеспечить должную защиту территориальных вод. Для охраны вод были направлены два корабля: фрегат «Крейсер» под руководством Михаила и шлюп «Ладога» под командованием Андрея.

Не везло Лазареву Михаилу Петровичу на погоду. Как только он покинул кронштадтский рейд, начался мощнейший шторм, который стал причиной остановки фрегата в Портсмуте. Погодные условия в дальнейшем стали причиной еще некоторых остановок.

По причине штормов два корабля разошлись. «Крейсер» и «Ладога» нашли друг друга у берегов Таити. Дальше их пути разошлись. «Ладога» помчалась к Камчатке, а «Крейсер» поплыл в Сибирь, где нес военную службу.

Охрана территориальных вод Русской Америки

«Крейсер» чуть меньше года проводил рейды у берегов Русской Америки. Успешно справлялся с контрабандистами. Пост сдал в 1824 году шлюпу «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Е. Коцеба.

И вновь непогода. Стоило выйти «Крейсеру» в море, как начался ураган. Несмотря на это, корабль дошел до Сан-Франциско, выдержав шторм. Уже в 1825 году 6 августа «Крейсер» прибыл в Кронштадт.

Как обычно, Лазарева наградили и повысили до Михаил Петрович не забывал про отважную команду, с которой провел два года в море и прошел через несколько штормов. Лично просил о наградах для всей команды, даже для рядовых матросов.

Первые признаки болезни

Многие выдающиеся люди подвержены болезням и ранней смерти. Участь не обошла и Михаила Петровича Лазарева. На самочувствие он пожаловался в 1843 году. Первые симптомы проявились, однако он не придал им большого значения. Настолько любил собственную работу, что не хотел покидать свой пост из-за какой-то болезни.

В начале 1851 года заболевание обострилось и дало о себе знать. Участь больного раком желудка обрекала Михаила Петровича на быструю смерть. Свой недуг довел до такой степени, что не смог нормально питаться.

Смерть

Из-за болезни Михаил Петрович Лазарев передал управлением флотом в руки Владимира Алексеевича Корнилова. Сам он направился в Вену, где планировал провести последний год жизни. Никому из своих близких не показывал свои страдания, потому что человеком был мужественным. Умер великий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев в Вене 23 апреля 1851 года.

Место захоронения

Похоронили великого русского флотоводца Михаила Петровича в общей усыпальнице вместе со своими учениками П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым. Их прах хранится во Владимирском соборе, который посещал В. В. Путин, дабы отдать честь памяти флотоводцев.

В память о Лазареве

В честь Михаила Петровича учредили специальную серебряную медаль. Ей награждали выдающихся специалистов в морском деле.

Михаил Петрович Лазарев (1788 г. - 1851 г.) - талантливый и деятельный моряк, исследователь Антарктиды, герой Наваринского сражения. Под его руководством в Николаеве и Севастополе было построено свыше 150 боевых кораблей и судов. При Лазареве было фактически заново построено Адмиралтейство в Севастополе и Новороссийске, перестроено Адмиралтейство в Николаеве. Под его руководством Севастополь превратился в сильную морскую крепость.

Имя адмирала Лазарева стало символом возрождения Черноморского флота после его фактического развала. В первой трети XIX века, при переходе на “новый облик” Флот Юга России был минимизирован, утратил свою былую мощь. Михаил Петрович со своими сподвижниками и единомышленниками его возродил. Семнадцать лет командовал Черноморским флотом адмирал Лазарев. Этот период современники и потомки называли “лазаревской эпохой” флота, достигшего пика развития в период истории использования паруса...

Перед самой смертью, окружающие адмирала упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г., в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В том же году, в числе тридцати лучших гардемаринов Лазарев был отправлен в заграничное плавание. Пять лет непрерывного плавания в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах были для Лазарева отличной морской школой. Капитаны кораблей, на которых плавал Михаил Петрович, аттестовали его как "юношу ума острого и поведения благонравного".

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах.

По прибытии в Россию, уже будучи офицером, Лазарев вскоре принял участие в боевых действиях. Особенно отличился он в бою 14 августа 1808 г. вблизи Балтийского порта, находясь на корабле "Всеволод", которому пришлось тогда вести бой с двумя английскими линейными кораблями.

Михаил Петрович участвовал в Отечественной войне 1812 г., служа на бриге "Феникс".

В августе 1812 г., когда Риге угрожали полчища Наполеона, стремившиеся поработить народы России, корабли Балтийского флота должны были отвлечь от города часть французских сил. Лазарев на бриге "Феникс" участвовал в демонстративной высадке десанта и бомбардировке Данцига. Цель была достигнута - французы оттянули к Данцигу часть своих сил, и натиск на Ригу был ослаблен.

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша. В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадлежавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков губернатор острова по случаю окончательной победы над Наполеоном.

«Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск. В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром и вскоре, в марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом "Мирный", отправлявшийся в кругосветную экспедицию в Южный Ледовитый океан. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вместе со шлюпом "Восток" (под общим командованием его командира капитан-лейтенанта Беллинсгаузена) шлюп "Мирный" отбыл в том же 1819 г. из Кронштадта.

Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном "Восток" и "Мирный" ни разу не теряли друг друга из виду и прошли через все опасности невредимыми.

Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 000 миль. Экспедицией был открыт ряд островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев 1812 г. именами Кутузова, Слонимского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Волконского.

Недалеко от острова Ю. Георгия экспедиция обнаружила остров, названный в честь лейтенанта шлюпа "Мирный" о. Анненкова. На карту были нанесены три мыса этого острова: мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова, названные также в честь офицеров, участвовавших в экспедиции. Кроме того, в честь - мичмана Новосильского был назван и нанесен на карту залив.

16 января 1820 г. шлюпы "Восток" и "Мирный", несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли к Антарктиде. Через несколько дней - 21 января 1820 г. русские моряки подошли вплотную к берегу Антарктического материка на 69° 25" ю. ш. После этого корабли пошли в Тихий океан, отложив исследование открытого материка на следующий год. В октябре 1820 г., отремонтировав корабли и пополнив запасы продовольствия, Беллинсгаузен и Лазарев, пробиваясь сквозь льды и туманы, снова направились к Антарктиде. 9 января 1821 г. они открыли остров Петра I, а через неделю на 68°43" южной широты и 73°10" западной долготы подошли к гористому берегу, который был назван берегом Александра I.

Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе.

Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом.

Плавание "Востока" и "Мирного" является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

По возвращении в Россию Михаил Петрович был произведен через чин в капитаны 2 ранга и получил в командование фрегат "Крейсер".

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов».

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром этого нового линейного корабля "Азов". Лазарев привел его в Кронштадт, где "Азов" вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаилу Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который очень уважал и ценил его.

Линейный корабль "Азов"

После перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. В 1827 г. командир "Азова" Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении.

Русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда.

Капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев был душой русской эскадры. От него шли все нити боевого управления на корабли эскадры. "Азов", которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю "Азов" пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии "Азова". Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны - лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.М. Истомин. За Наваринский бой линейный корабль "Азов" удостоился высшей награды - кормового георгиевского флага. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом.

Позже Нахимов писал о Лазареве: "...Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана".

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами(греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.)

Линкор "Азов" в бою

После Наваринского боя Лазарев, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привел ее из Архипелага в Кронштадт.

С 1830 г. Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота. В 1832 г. он стал начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году - его командующим. В этой должности Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

В феврале 1833 г. М.П. Лазарев мастерски провел переброску 10-тысячного десанта русских войск в Босфор, что было связано с демонстрацией "дружественных чувств" к Турции в период турецко-египетского конфликта. Десант 1833 г., отличавшийся очень высокой по тому времени организацией перехода морем, явился хорошей школой для черноморских моряков.

Большого искусства взаимодействия с армией достиг русский Черноморский флот в период войны на Кавказе. Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринималось Англией, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию. На протяжении многих лет Англия поддерживала Турцию и Персию в их борьбе против России. Английские и турецкие агенты организовали на Кавказе движение групп религиозных фанатиков (мюрдизм), одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции.

Корабли Черноморского флота под командой Лазарева содействовали сухопутным войскам в занятии многих пунктов Черноморского побережья. В 1838 г. Лазарев высадил десант в районе Туапсе.

В период 1838-1840 гг. с кораблей Черноморского флота под непосредственным руководством Лазарева было высажено несколько десантов войск генерала Раевского, которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, причем на берегу последней русские построили форт, названный именем Лазарева.

И.К. Айвазовский "Десант в Субаши"

У Кавказских берегов в сложных условиях малоизвестного тогда побережья черноморские моряки лазаревской школы проявили большое искусство взаимодействия с сухопутными войсками, наглядным примером чего являются действия кораблей отряда контр-адмирала Станюковича, посланных Лазаревым для содействия продвижению русских войск генерала Анрепа (преемник Раевского) в район Сочи-Адлер в 1841 г.

В 1840 г. на побережье между Анапой и Сухум-Кале русские имели 12 укреплений, построенных на территориях, занятых при содействии кораблей Черноморского флота. Укрепления эти подвергались частым нападениям отрядов Шамиля, подстрекаемых английскими и турецкими агентами. В целях борьбы с ними на мысе Адлер у укрепления св. Духа к октябрю 1841 г. был сосредоточен 11-тысячный отряд под командой генерала Анрепа, большая часть которого была доставлена сюда на кораблях Черноморского флота. В отряд также входила милиция, состоявшая из кавказских народов и племен, поддерживавших в этой борьбе русских. Там были такие милицейские части, как Абхазская, Самуразаканская, Цибельдинская, Мингрельская, Гурийская, Имеретинская. Войска должны были повести наступление от мыса Адлер вдоль побережья до форта Навагинского (Сочи).

В первых числах октября 1841 г. генерал Анреп вместе с контр-адмиралом Станюковичем произвел рекогносцировку района побережья, В котором предстояло действовать. Были засечены на берегу наиболее крупные завалы, сделанные бандами Шамиля из огромных вековых деревьев или из двойного ряда плетеных изгородей, заполненных землей. Эти завалы должна была уничтожить корабельная артиллерия. 8 октября ночью русский сухопутный отряд двинулся вдоль побережья. На следующий день вдоль берега двинулись корабли Черноморского флота. На - буксире пароходов шли линейный корабль "Три Иерарха" (84 пушки) и фрегат "Агатопль" (60 пушек). Корабли эти двигались впереди сухопутных войск на расстоянии около километра от них. Когда на берегу показывался крупный завал, адмирал давал сигнал сухопутным частям остановиться. После этого пароходы подводили близко к берегу корабль и фрегат, которые артиллерийским огнем легко разрушали завалы и выбивали оттуда противника. Затем корабли продолжали движение вперед, а для того чтобы неприятель не вернулся вновь к местам прежних завалов, между сухопутным отрядом и группой артиллерийских кораблей все время крейсировали шхуна и тендер. Кроме того, вдоль побережья ходили 18-пушечные бриги, обстреливавшие скопления врага на берегу. У самого берега непосредственно впереди и сзади войск шли вооруженные казачьи лодки и баркасы, причем на последних были установлены каронады. Временами лодки и баркасы приставали носом к берегу и картечью поражали противника. Для перевозки раненых имелись специальные невооруженные катера. Они же перевозили с кораблей воду для войска, которое испытывало в ней большую нужду.

В результате тесного взаимодействия между сухопутными частями н кораблями в эти дни был разбит крупный отряд одного из сподвижников Шамиля - Хаджи Берзекс (отряд потерял до 1700 человек убитыми и ранеными) и занят ряд важных опорных пунктов Шамиля на побережье Кавказа. Таким образом, успешная деятельность возглавляемого М.П. Лазаревым Черноморского флота мешала осуществлению планов англичан и турок на Кавказе.

Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата "Скорый" и тендера "Поспешный" с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря.

Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта. Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

При Лазареве редким явлением были телесные наказания и муштра. Сам Лазарев был прекрасно образован, обладал богатым практическим и боевым опытом, был требователен к себе и к подчиненным, для которых являлся всегда живым примером. Под его руководством выросла целая плеяда замечательных моряков и флотоводцев, из которых многие покрыли свои имена неувядаемой славой.

Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой. Отсталость царской России не давала возможности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораблям, тем не менее Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморского флота начинали поступать пароходы.

При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новейшими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. При Лазареве, например, была проведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля "Босфор" (заложен был после смерти Лазарева в 1852 г. и спущен на воду в 1858 г.).

В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходо-фрегатов - "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Громоносец", "Одесса".

Пароход "Одесса"

В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для непосредственного руководства постройкой четырех пароходов для Черноморского флота ("Владимир", "Эльбрус", "Еникале", "Тамань") своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова. Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть этих чертежей утверждал лично Лазарев, а часть - Корнилов. Английские инженеры очень много заимствовали для себя из русских проектов.

Много внимания уделял Лазарев культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и выстроен Дом собраний, а также много других общественный зданий.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Михаил Лазарев родился 3 марта 1788 года в городе Владимир. Появился на свет в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, который являлся представителем боковой ветви правителя Владимирского наместничества, армянской аристократической династии Амбелек-Лазаревых. Незадолго до смерти, в 1800 году отец определил троих сыновей - Андрея, Михаила, Алексея - в Морской кадетский корпус.

В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведен в первый офицерский чин - мичмана.

В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 и Отечественной войне 1812.

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать фрегатом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание.

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.

В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошел с Кронштадтского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» вышел из Портсмута и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошел в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошел с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию

В 1814 году 14 августа «Суворов» вошел в залив Порт-Джэксон и направился в Сидней. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта. Так губернатор принадлежавшей в то время англичанам колонии Новый Южный Уэльс приветствовал русских моряков по случаю окончательной победы над Наполеоном.

От Австралии «Суворов» пошел по Тихому океану на восток, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошел к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А.Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А.А.Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву еще предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а еще через пять недель вернулся в Кронштадт.

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать «фрегатом Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

В июне прибыл капитан 2 ранга Ф.Ф.Беллинсгаузен, которому было поручено как командование фрегатом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

«Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.

За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2 ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» - единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» - на его младшего брата Андрея.

В 1822 году 17 августа корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошелся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» - к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошел к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О.Е.Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошел к Кронштадтскому рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1 ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

В 1826 году 27 февраля М.П.Лазарев был назначен командиром 12 флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа - 19 сентября 1826 года, М.П.Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.

Командуя кораблем «Азов» с 10 июня по 6 октября 1827 года совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», М.П.Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами.

В 1828-1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключен Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 - главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

В декабре 1850 года был награжден орденом Святого Андрея Первозванного.

Незадолго до своей кончины от рака желудка, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство.

Михаил Петрович Лазарев скончался 11 апреля 1851 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в городе Севастополь. Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.