Адмирал кузнецов авианосец история создания. Происшествия на тавкр «адмирал кузнецов

February 4th, 2015

Угон автомобиля отнюдь не редкое событие в нашей жизни. Угоняют, хотя и гораздо реже, самолеты. Мы вот недавно обсуждали с вами, . А вот в 1991 году российские моряки угнали из Крыма целый авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявила свои права Украина.

Или может быть бегство — такое определение, пожалуй, наиболее точно отражает обстановку, которая вынудила командование Военно-Морского флота России, мягко выражаясь, тайком увести ТАВКР «Адмирал Кузнецов», находившийся на государственных испытаниях под Феодосией, а попросту говоря, приказать командиру авианосца бежать в Заполярье от ставших негостеприимными украинских берегов. Это было непростое и по международным меркам скандальное решение, продиктованное смутным временем, охватившим сухопутные войска, военно-воздушные силы и военный флот некогда могучего Советского Союза. Распадалась огромная страна, бывшие союзные республики лихорадочно делили боевую технику, объявляли своей собственностью воздушные армии, военно-морские базы, полигоны, делили самолеты, ракетные комплексы, корабли…

О том, как уходил из Севастополя российский авианосец и рассказывает участник тех событий капитан 2 ранга Виктор Леонидович Канишевский.

Немного истории:

Корабль был заложен на верфи в Николаеве в 1982 году. Время его строительства пришлось на буйные перестроечные годы, что отразилось уже в многочисленных переименованиях корабля. В проекте это был «Советский Союз», закладывалась «Рига», спускался на воду «Леонид Брежнев», проходил испытания уже «Тбилиси».

ТАВКР «Тбилиси» 1990

В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не был первым авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Однако корабли предыдущих серий были носителями самолетов вертикальных взлета и посадки. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты традиционной схемы с неподвижным крылом. Он был первым и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт, провозглашавший Украину независимым государством. Вместе с Актом было принято постановление, подчинявшее все военные формирования, дислоцированные на территории Украины, новообразованному государству.

В ноябре 1991 года крейсер проходил испытания под Феодосией. В один из последних дней осени командир получил телеграмму за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного решения. Офицеры недоумевали: зачем Украине с ее Черным морем океанский крейсер? И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к российскому Северному флоту?

Возвращаемся к воспоминаниям Виктора Леонидовича. Вот что он говорит:

Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове», по возвращению из полигона, где летчики палубной авиации в ходе летно-конструкторских и государственных испытаний отрабатывали взлеты и посадки на авианосец, получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде. Разбившись группами по каютам, офицеры да и просто матросы гадали, как на это отреагируют президент России Б. Ельцин, Главком ВМФ В. Чернавин, командующий Северным флотом Ф. Громов.

Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск» — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1 ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…
- Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1 ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывала своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве.

В Заполярье, действительно, обслуживать «Кузнецова» было некому. Но у нас в Североморске остались семьи, потому как авианосец со дня закладки предназначался для Северного флота и комплектовался североморцами. Мы, естественно, рвались в Заполярье — домой. И таких было большинство. В их числе оказался и я. А главное — мы во что бы то ни стало хотели вернуть авианосец России.
- Подумаешь, будем стоять не на теплом Севастопольском рейде, а на Североморском, — горячился мой сосед по каютам капитан 3 ранга Павел Сторчак. В Североморске у него осталась жена-красавица Елена и дочь, по которым он очень скучал и с которыми почти ежедневно переговаривался по телефону космической связи. Телефон этот, кстати, очень хорошая штука. За сутки записываешься, и тебе на пять минут корабельные связисты дают возможность поговорить с теми, кого ты хотел услышать.

Несмотря на полученный из Киева запрет, мы на рассвете все же покинули рейд и прибыли в район Феодосийского полигона для отработки посадок и взлетов палубных самолетов, летчики которых обычно ночевали на берегу. Испытания осуществлялись в динамике. Авианосец шел заданным курсом, к нему приближались взлетевшие с аэродрома в Саках палубные истребители Су-33к и МиГ-29к, гасили скорость, точно нацеливались на срез кормы «Кузнецова» и, ухватившись специальным крюком за аэрофинишер, с ревом турбин садились на палубу, пробежав по ней всего несколько десятков метров.

Несмотря на то, что такая работа продолжалась уже не один месяц, нельзя было равнодушно смотреть как стреловидная железная птица сначала опускается с неба или на форсаже устремляется к «трамплину» на носу авианосца и, промчавшись 80 метров по палубе, взмывает в голубую высь. Еще более красочной картиной были ночные полеты. За два месяца такой работы более сотни «сушек» и «мигов» осуществили 500 посадок и взлетов на стальную палубу. Мы уже по «почерку» знали, как садится пилот-легенда, пионер палубной авиации заслуженный летчик испытатель Виктор Пугачев, командир авиадивизии полковник Иван Бахонко, командир эскадрильи Константин Кочкарев, летчики Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой и другие.

В такие моменты особенно остро испытываешь гордость за первый у нашей Родины авианосец, служить на котором не только престижно, но и считалось за честь: отбор офицеров и мичманов проводился на конкурсной основе, а все воинские звания по должности на ступень выше. Первым командиром «Кузнецова» стал капитан 1 ранга Виктор Павлович Ярыгин. На этом плавучем авиагородке, способном нести на себе смешанную авиадивизию, включая вертолетный полк, у меня была должность помощника командира ТАВКР по живучести. Другими словами отвечал за то, чтобы громадный корабль длиной 302 , шириной 70 метров и водоизмещением более 55 тысяч тонн, населенный 6-ю тысячами моряков и летчиков, в самых критических ситуациях оставался на плаву.

Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радио депеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. В Севастопольскую бухту нас не пускали после того как ТАКР » Адмирал Горшков» под напором шквального ветра чуть не разворотил своей мощной кормой всю причальную стенку. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией и украинскими корнями, что тогда, замечу, даже не вызывало у офицеров ТАКВРа никаких раздумий, распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснить, что две трети офицеров и мичманов, а так же сдаточная команда остались на берегу и прибудут катерами завтра утром.

Ничего, и без них справимся, — решительно заявил рыжий гость. И добавил. — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Ф. Громова, но и самого Главкома ВМФ В. Чернавина. А, может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро!» Словом, офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя, вчера еще взаимозависимыми, столицами. В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой включили ходовые огни.

К турецкому проливу шли 30-ти узловым ходом. На рассвете показались предместья Стамбула, а затем и его знаменитый мост через Босфор, на подходе к которому к нам пристроился тихоходный буксир-спасатель с советским Военно-морским флагом. Заявки турецким властям на проход проливной зоны, которые, согласно Конвенции о режиме черноморских проливов, заключенной в швейцарском местечке Монтре в 1936 году, наше консульство в Стамбуле не подавало. Об этом, конечно, Устименко знал, как знал, что нет в этой конвенции и статей, категорически запрещающих проход без заявок. Он приказал сбавить ход до 20 узлов и идти с такой скоростью. В это время я находился в центральном командном пункте, расположенном на десять этажей ниже ходового мостика. Но три десятка наружных телекамер давали полную картину происходящего вокруг «Кузнецова». Громада авианосца, почти впритык с берегами, как между Сциллой и Харибдой, прошла под мостом и устремилась в Мраморное море. Турки проходу не препятствовали. Даже привычный в таких случаях катер-разведчик под турецким флагом отсутствовал. Вдоль борта сновали только мелкие катера. Нас фотографировали, приветствовали взмахами рук, улыбались. Чувствовалось, что владельцы суденышек поражены необычными контурами «Кузнецова».

Особенно «трамплином» на баке — изобретением отечественных конструкторов, позволяющее взлетать самолетам без катапульты. Уже на выходе из пролива с буксира подали сигнал «Человек за бортом». Оказывается, несколько моряков с авианосца сбросили спасательный плотик и попытались вплавь добраться до турецкого берега. Команда буксира их выловила и доставила на «Кузнецов». Беглецы, а ими оказались матросы срочной службы, были посажены в карцер, где и находились до самого прихода в поселок Видяево. Позже все они дослужили свой срок и уехали на Украину. Один из них, как мне известно, через год или два написал на корабль покаянное письмо и очень сожалел, что не остался в России. Так как почти две трети офицеров и мичманов остались в Севастополе, то нагрузка на оставшихся на авианосце моряках, естественно, возросла. Во многих подразделениях была отработана взаимозаменяемость, потому особых проблем с несением вахт не было. Средиземное море «полуэкипаж», можно сказать, проскочил на одном дыхании. Но перед Гибралтаром произошла непредвиденная задержка. Авианосец на все четыре винта намотал сорванные штормом рыболовные сети да так плотно, что потерял ход и бросил якорь. Четверо суток корабельные водолазы и часть офицеров, в том числе и я, поочередно спускались под воду, чтобы срезать водолазными ножами капроновые путы.

За Гибралтаром нас встретил американский авианосец «Джордж Вашингтон», экстренным порядком вышедший из Норфолка. Его, в отличие от нас, сопровождало полтора десятка кораблей охранения. Не церемонясь, они развернули масштабные учения, начали имитировать атаки. Их самолеты проносились на опасной высоте над настройками «Кузнецова», а в нескольких десятках кабельтовых по курсу и на траверзе вспучивались фонтаны от учебных бомбометаний. Один из американских вертолетов даже предпринял попытку сфотографировать через кормовое открытие внутренности авиационного ангара «Кузнецова». В азарте он чуть было не влетел внутрь гигантского помещения. Но в это время крейсер резко увеличил ход и вертолет закачало на спутной волне воздуха за кормой авианосца. Но и после этого американцы не свернули необъявленные двусторонние маневры. На волнах закачались противолодочные буи, сбрасываемые вертолетами с «Джордж Вашингтона» по курсу «Кузнецова». Наверное, думали, что нас сопровождает атомная подводная лодка. Никакой подлодки, разумеется, не было — мы шли в гордом одиночестве. С каким сожалением мы вспоминали в эти минуты наши «сушки» и «миги». Эх, их бы сюда! С каким бы азартом наши асы продемонстрировали янки свое мастерство — на Атлантической волне уверенно седлать стальной плавучий аэродром. Чтобы хоть как-то оградить себя от нахальных выпадов, мы подали сигнал «Провожу учения» и подняли два имевшихся на борту вертолета Ка-27пс. Тем временем встретивший нас в назначенной точке за Гибралтаром СКР «Задорный» стал азартно охотиться за американскими буями, делая порой весьма дерзкие циркуляции вокруг кораблей охранения. Наконец, американский авианосец с эскортом ушли на запад, передав эстафету слежения английскому фрегату. Тот «вел» нас до Норвежского моря, где его сменил уже норвежский сторожевик, который и шел с нами до Нордкапа. А до Кольского залива мы постоянно наблюдали на траверзе большой разведывательный корабль норвежских ВМС «Марьятта».

Весь переход от «негостеприимных украинских берегов» до Заполярья занял 27 суток. Встретили нас в поселке Видяево как героев все командование Северного флота, объединения и соединения. Среди заснеженных сопок Заполярья играл духовой оркестр. Звучали торжественные приветствия и слова благодарности за высокую профессиональную подготовку и верность воинскому долгу…
К дню прихода, оказывается, в Видяево для «Кузнецова»успели установить плавучий причал, который строили северодвинские корабелы. На целых три года он стал родным домом для авианесущего крейсера и всего экипажа. А то, что «Кузнецов» — единственный в мире авианосец, базирующийся в Заполярье, вызывал у нас чувство гордости и какой-то неопределенности.

В украинских СМИ эпопея с крейсером до сих пор именуется как кража россиянами украинского корабля. Но моряки считают, что «Адмиралу Кузнецову» выпала просто прекрасная судьба. Достаточно посмотреть, как Украина распорядилась доставшимся ей богатством.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» Украина продала Китаю, сделавшего из него увеселительный аттракцион с отелем и рестораном.

ТАВКР «Варяг», май 1999

На 2/3 построенный «Варяг» продали китайцам под самое большое в мире плавучее казино. Китайцы не стали делать из корабля игорный дом, а достроили судно и переименованный в «Ляонин»

«Варяг» стал первым авианосцем ВМС КНР – гордостью Поднебесной и головной болью Тихоокеанского флота США.

Угадайте, за сколько Украина продала авианосец с готовностью выше 90%? Не угадаете. В 1998 году тяжелый авианесущий крейсер продан за 23 миллиона долларов (Ан-142 стоит 30 миллионов, танк 2-3 миллиона). Даже думать не хочу сколько десятков миллионов взяток положили в карманы участники продажи.

Заложенный на николаевской верфи однотипный с «Адмиралом Кузнецовым» «Ульяновск» украинские власти, так и не сумев достроить, разрезали на металлолом.

И только «Адмирал Кузнецов» гордо бороздит моря и океаны под родным Андреевским флагом, и радуется, что в свое время не достался Украине.

Сегодняшний день

«Севмаш получил серьезный опыт по ремонту и модернизации авианосцев благодаря «Викрамадитье». Этот завод сегодня абсолютно готов к нормальному ремонту «Кузнецова», - сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Пока поддержание технической готовности российского авианесущего крейсера проводится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске. «Адмирал Кузнецов» ходит в море без капитального ремонта уже более 20 лет и по-прежнему является надежным кораблем.

«Качество проектирования и создания кораблей в Советском Союзе было потрясающим. Конечно, «Кузнецов» будет поставлен в ремонт через три или четыре года. Я думаю, что это, безусловно, будет «Севмаш», - сказал источник.

По его словам, «это будет серьезный ремонт и модернизация сроком не менее трех лет».

источники

http://road-crimea.narod.ru/2003/admiral.htm

http://cont.ws/post/74044

http://legion.wplus.net/typhoon/1999/kuz.shtml

А еще мы с вами подробно изучали, что такое , а так узнавали про и что за корабль . А вот и вот такой и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является тяжелым авианесущим крейсером, пятым по счету в СССР, единственным в своем классе в составе ВМФ РФ, базирующемся в Северном флоте. Функционал – защита морских соединений от агрессии вероятного противника и поражение крупных надводных целей. Входит в число 1-го ранга кораблей и нуждается в командире в лице капитана 1-го ранга. В походах на борту находятся вертолеты Ка-29 и Ка-27 и самолеты Су-33 и Су-25УТГ.

1. Фотографии

2. Видео

3. Постройка

Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов , и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.

Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.

В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.

4. Тактико-Технические характеристики

4.1 Размерения

  • Длина - 305,0 м
  • Длина по ватерлинии - 270 метров
  • Ширина наибольшая - 72 метра
  • Ширина по ватерлинии - 35,0 м
  • Осадка - 10,0 м
  • Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
  • Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
  • Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

4.2 Энергетическая установка

  • Паровые турбины - 4 × 50 тыс. лошадиных сил
  • Количество котлов - 8
  • Количество винтов - 4
  • Мощность турбогенераторов - 9 × 1500 киловатт
  • Максимальная скорость - 29 узлов
  • Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
  • Экономическая скорость - 18 узлов
  • Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
  • Автономность - 45 дней

4.3 Вооружение

По состоянию на 2014 год в составе авиакрыла располагаются 17 вертолетов и 20 самолетов:

  • 14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
  • 2 палубных истребителя К
  • 2 палубных учебно-боевых истребителя КУБ
  • 2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
  • 15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
  • 2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Кроме этого, крейсер имеет на вооружении:

  • 12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
  • 24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
  • 2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
  • 6 × АК-630

4.4 Экипаж

  • Экипаж - 1960 человек
  • Авиаперсонал - 626 человек
  • Командный состав - 55 человек

5. Служба

Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.

В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.

В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.

Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».

До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.

В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

6. Перспективы

Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.

В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.

В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.

В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.

По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

7. Оценка проекта

Притом, что «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» это первый советский полноценный авианосец (у которого есть возможность принимать посадки с высокими боевыми качествами и самолеты горизонтального взлета), его разработчики не смогли полностью удалить недостатки ТАКР первого советского класса. Взлеты и посадки на нем выполняются затруднительно по причине единственного направления для старта. Проблемы эти появились после ставки на замену полноценных паровых катапульт.

Также на крейсере нельзя управлять тяжелыми самолетами, аналогичных ДРЛО. Поэтому крейсер мог осуществлять загоризонтное обнаружение только с помощью вертолетов ДРЛО с малым радиусом действия.

8. Командиры крейсера

Командирами крейсера являлись:

  • Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
  • Контр-адмирал И. Ф. Санько (1992-1995);
  • Контр-адмирал А. В. Челпанов (1995-2000);
  • Капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
  • Капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
  • Капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
  • Капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011)

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственный в России находящийся в строю авианосец. Этот единственный российский авианосец, носит гордое имя непобедимого советского главнокомандующего ВМФ СССР – адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Корабль уникальный, это одновременно и крейсер и авианосец, отсюда и название – авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Если бы не целый ряд причин, то кораблей авианесущего типа было бы множество, что позволило бы изменить расклад сил на планете.

История российского авианосца – гордости российского флота

Проект под кодом 1143.5 («Адмирал Флота Кузнецов») начал разрабатываться в 1981 г. и в 1982 г. был заложен на стапеле. С 1976 г. уже ходил по морю «Киев» (1143, заложен 1970 г.), с 1978 г. «Минск» (1143.2 – 1972 г.). Начали разрабатываться «Новороссийск» (1143.3 – 1975 г.) и «Баку» (1143.4 – 1978 г.). Это были площадки для самолётов вертикального взлёта разработки КБ Яковлева и вертолётов КБ Камова. Их возможности были ограничены по радиусу действия и времени на выполнение боевых полётов.

Самолёт ЯК36 – радиус 60 км. с длительностью полёта 20 мин. Пришедший на смену ЯК38 кардинально ситуацию не поменял. На вертикальный взлёт уходит на 1 т керосина больше, чем у самолёта обычного взлёта, а это время полёта и боевая нагрузка. А вот у уже готового по таким же отличным характеристикам ЯК141 судьба оказалась трагической из-за аварии, и идею вертикального взлёта отложили и забыли.

Проект 1143.5 развивался по другому направлению, сторонников иметь на борту скоростные дальние хорошо вооружённые истребители было много ещё с конца 60-х гг. Противником проекта был заслуженный маршал Устинов Д.Ф., считавший самолёты типа ЯК единственно возможными для советских авианосцев. Но проекту суждено было сбыться. В конце 1970-х у США появились новые низколетящие ракеты, которые были недоступны для ЗРК того времени, но сбиваемые средствами истребительной авиации. Ждать было некогда. В 1981 г. в СССР уже появились лучшие в мире истребители-бомбардировщики СУ-27 или МиГ-29 (впоследствии Су-27К и МиГ-29К).

Ставший легендарным лётчик-испытатель Пугачёв произвёл посадку СУ-27К 01.11.1989 г. Не отставали и «Микояновцы», через 1,5 часа приземлился МиГ-29К – это герой СССР, космонавт Токтар Аубакиров (будущий генерал-майор Казахстана). В течение трёх недель проводились лётные испытания, выполнено было 227 вылетов и 35 посадок. А 23.11.1989. комиссией подписан Акт «О выполнении программы лётно-конструкторских испытаний».

Создание трамплина

Создание условий для взлёта-посадки негативно сказывались на реализации проекта 1143.5. Вначале рассматривался американский опыт применения паровых катапульт, встроенных в палубу, разгонявших даже тяжёлый радиолокационный самолёт на неподвижном корабле в безветренную погоду. Устинов отчасти справедливо считал неприемлемым использовать чужой опыт, это значит всегда отставать. Так и появился свой уникальный метод взлёта с применением трамплина.

В Крыму был построен Научно Испытательный Тренировочный Комплекс, получивший прозвище «Нитка» (записанный в конструкторских документах НИТКА). По предварительным расчётам построили Трамплин-1 для тренировочного взлёта ЯК-38, Су-27 и МиГ-29. Результаты показали неточность рассчитанных характеристик. Тогда построили Трамплин-2 с оптимальной кривизной – ставший трамплином для авианосца "Адмирал Кузнецов".

Посадка самолёта

Более сложная система, чем взлёт. Для того чтобы приземлиться и остановиться нужно посадить самолёт в определённом месте. Была применена система – аэрофинишёр, схожая с американской. Это натянутый трос и гидравлическая система. Зацепка гаком (крюком) в тренировочных условиях была отработана. Затем было отточено мастерство торможения. Без этих навыков не будет лётчиков морской авиации.

В помощь пилотам появилась оптическая система «Луна» - это подача световых сигналов лётчику при заходе на посадку. Траектория посадки называется Глиссада. Красный свет – это максимальный уровень опасности, обозначает приземление ниже уровня посадочной полосы. Зелёный – говорит о точности выполнения захода. Жёлтый – говорит о лишнем наборе высоты, придётся повторять посадку.

Название

Первым названием было «Рига», данное кораблю при постройке его на «Черноморском судостроительном заводе». Тут начинается политическая нестабильность, умирает Л.И. Брежнев и у корабля появляется новое имя «Леонид Брежнев». В 1989 г. корабль выходит в море под именем «Тбилиси». Своё имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» авианесущий крейсер получил в 1990 году 4 октября.

На волне успеха и экономической мощи начинают строиться один за другим авианосцы нового поколения – с обычным взлётом. Быстрому развитию авианосцев с обычными самолётами поспособствовала смерть Устинова в 1984 г. Появляется проект 1143.6, заложенный в 1985 г. – названный «Варяг», (продан Украиной Китаю). И атомный «Ульяновск» - проект 1143.7 заложенный в 1988 г., разобранный в 1992 г. (Украина). Трагической участи «Кузнецов» избежал, уйдя в 1992 г. из Севастополя на Северный флот, полностью соответствуя своему прозвищу «Непобедимый».

Угон авианесущего крейсера

Авианесущий Крейсер «Адмирал Кузнецов» в начале девяностых годов уже стал флагманом среди 7-ми авианосцев. В 1991 г. наносится главный удар по стране в проигранной Холодной войне, начинается раздел имущества среди «Суверенных» «Государств». В сентябре это Прибалтика, через месяц Украина. Начальники всех уровней и всех республик наживаются на грабеже коллективной собственности. Главком ВМФ Владимир Чернавин (1985 – 1993 гг.) ставит задачу угнать флагмана на Северный флот перед объявлением о суверенитете Украины.

В декабре 1991 г. крейсеру предстояли очередные испытания в акватории Чёрного моря. Главнокомандующий ВМФ поручает главнокомандующему ЧФ Хронопуло М.Н., в строгой секретности пройти пролив Дарданеллы во время намеченных учений. Кораблю предстояло уйти от вооружённого захвата и прибыть в пункт назначения Видяево, что на Северном флоте. Корабль этот был на службе с 25.12.1990. С 20.01.1992. ТАКР (тяжёлый авианесущий крейсер ракетный) приписан проходить службу в Мурманске.

class="eliadunit">

Характеристики авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Авианосец "Адмирал Кузнецов" предназначен для выполнения разного рода задач, основной из которых является не допустить воздушного или морского ядерного удара по территории РФ (СССР). Для этого боевой корабль вооружён ракетами для нанесения и отражения удара, самолётной и вертолётной авиацией, радиолокационными и спутниковыми системами, глубинными противолодочными бомбами и ракетами, артиллерией. Это мобильная военная база, способная в любой точке мира изменить военную и политическую ситуацию. На корабле проходят службу 1960 человек (200 офицеров): 626 – лётный состав, 40 – штаб соединения кораблей.

Технические характеристики в цифрах

  • длина – 305 м, макс.
  • ширина – 72 м, макс.
  • высота - 65 м.
  • Водоизмещение:
    • макс. 61 400 т,
    • стандартное 46 500 т.,
    • нормальное – 53 000 т.
  • Осадка 8 – 10 м.
  • Бронирование: дублированная катаная сталь, трёхслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание торпед 400 кг ТНТ.
  • Крейсер приводится в движение энергетической установкой из 2-х котельных отделений, где по 4 главных и по 2 ГТЗА.
  • Автономность плавания 45 дн.
  • Надстройка «Остров» 32 м из 13-ти ярусов.
  • Самолёты и вертолёты из ангара доставляются на палубу 2-мя подъёмниками.
  • У крейсера 3857 помещений: 387 – каюты, 134 – кубрика, 6 – кают-компаний, 120 – складов и 50 душевых.
  • Обучение матросов начинается с изучения помещений, в которые ведут коридоры протяжённостью 6 км.

Вооружение

  • П-700 Гранит – уничтожение авианосных ударных групп (АУГ) противника. Основной угрозой авианосцам НАТО (передвигающихся группой, в сопровождении 1 – 1,5 десятка кораблей) стали противокорабельные ракетные комплексы «Гранит». Это советская разработка не имеет аналогов. На палубной носовой части есть 12 ПУ с ракетами П-700 «Гранит». Может быть разного боевого заряда: осколочно-фугасная 750 кг. или ядерная 500 кт. Россия и США договорились не вооружаться пока ядерным зарядом для этих ракет. Длина её 10 м., стартовый вес 7000 кг., диаметр 85 см. Противокорабельная ракета 3М45 в 10 раз тяжелее чем американская «Гарпун», поэтому несёт в 2,5 раза больший заряд и в 5 раз дальше поражает цель, до 700 км.
  • В качестве системы указания цели используются сразу три средства наведения, исключая дезориентацию её противником: спутник, палубная авиация (вертолёты и самолёты) и РЛС. Ракета поднимается на большую высоту (до 17 км.) и обнаруживает цель, затем снижается вплоть до предельно малой (25 м.) и направляется к цели. Что затрудняет средствам ПВО противника перехватить её. Если корабль уничтожен, то остальные выпущенные ракеты поражают другие корабли группы. Ракета снабжена устройством для радиолокационных помех, наводя противоракеты на ложные цели.
  • Защитное ракетное вооружение. А также 4х2 ЗРАК«Кортик» (256 ракет и 48 000 снарядов) защищают от высокоточных противокорабельных ракет. Ещё есть 4х6 зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Кинжал» (192 шт.), применяется в случае массированного нападения с воздуха и от низколетящих ракет. Шестиствольная зенитная артиллерия АК-360 (снаряды 30 мм.), поражает на расстоянии 4 – 5 км.
  • Завоевание господства в воздухе. Одинаково важным в мощи тяжёлого крейсера является авиация. Сверхманевренные Су-33 заменили Су-27К, количество 36 ед. Каждый из них предназначен уничтожить в воздухе F-15 и F-16. Самолёты оборудованы дальними и ближними РЛС, спутниковой связью, несут до 8 т. бомбовой нагрузки. Вооружены всеми типами ракет воздух-воздух, воздух-поверхность. Могут наносить ядерные удары, с 2016 г. уничтожать корабли одной новейшей ракетой «БраМос» с той же эффективностью, что и 3М45. Сбивать все ракеты на высоте до 27 км. Многоцелевые вертолёты Ка-27, которых на корабле 16 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок. Они тралят мины. В количестве 3-х ед. используются для радиолокационного дозора и ещё 2 для поисково-спасательных работ.
  • Противолодочные средства. Противолодочный реактивный бомбомёт РБУ 12 000 «Удав» имеет 60 ракет разного типа: уничтожает торпеды, создавая дрейфующее минное поле; малые подводные лодки и подводные диверсионные силы на глубине до 600 м.
  • Радиоэлектронное вооружение. Уникальное вооружение позволяет своевременно и точно выполнять боевые операции: БИУС «Лесоруб», многофункциональная РЛС «Марс-Пассат», трёхкоординатная РЛС «Фрегат-МА», низколетящие цели обнаруживают 2 РЛС «Подкат», 2 РЛС «Вайгач», комплекс навигации «Буран-2», РЛС для управления полетами «Резистор» и «Газон», средство РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

Вывод

ТАКР – это одна боевая единица, все задачи не решит, но это грозное оружие. В зоне боевого дежурства ТАКР такого типа провести эффективный пуск ядерных ракет по нашей территории будет невозможно. И 1-й АУГ противника трудно что-то противопоставить «Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову». Желательно иметь в распоряжении России около 10-ка ТАКР. А ещё лучше иметь союзников, чтобы делить с ними такие большие расходы.

Кто такой Кузнецов, почему ему оказана такая честь?

Особое значение, вдохновляющее на самоотверженный труд и военные успехи, оказывает история. Всё зависит от того, кого мы будем почитать, таковым и будет наше будущее – великое или нет. Кузнецов Н.Г. оказался последователем традиций русских морских офицеров, для которых примером были Ушаков, Лазарев и Нахимов. Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями и иностранными орденами.

Несмотря на свое скромное крестьянское происхождение, он был интеллигентным – производил впечатление русского дворянина. Его любили матросы, ему доверяли офицеры. Он не входил в политические группы, борющиеся за власть. На него опирались начальники и первые лица государства, некоторые боялись его авторитета среди офицеров, матросов и всего советского народа. Не прислуживал и не унижался, был отличным исполнителем и талантливым организатором. При Сталине многое успел сделать для страны, на Ялтинской встрече победителей решал конфликтный вопрос о дележе фашистского флота.

Краткая биография

Ещё ребёнком, в 15 лет приписав себе два года (родился 11(24).07.1904 г. в Архангельской губернии, по документам – 1902 г.) он становится матросом Северо-Двинской военной флотилии. Там и прошёл гражданскую войну 1917 – 1922 гг. Прослужив ещё 1 год, с 1923-го учится в «Военно-морском училище им. Фрунзе» и заканчивает его с отличием в 1926 г. Период 1926 – 1929 гг. служит в Чёрном море вахтенным на «Червона Украина», а 1932 -1933 гг. был помощником командира крейсера «Красный Кавказ». С 1933-го становится командиром лёгкого крейсера «Червона Украина», с этого момента корабль становится образцом боеготовности и выучки.

В качестве военного атташе и главного военно-морского советника Испанской Республики, Кузнецов организовывает бесперебойные поставки военных грузов в Испанию для борьбы с фашизмом. Успешно выполнив поставленную задачу 1936 – 1939 гг. он возвращается в Севастополь. Значительную роль сыграла авиация, которая была использована у берегов для безопасного прохода транспортных кораблей. С этого момента будущий нарком воочию убеждается в эффективности связки кораблей и самолётов и становится инициатором авианосцестроения и разностороннего развития всех типов вооружения.

По окончании политической чистки от сторонников идей Троцкого-Уборевича. готовивших госпереворот в России, в 1939 г. на должность наркома ВМФ призван не политизированный молодой и талантливый специалист Н.Г. Кузнецов. Который внёс большой вклад в Победу 1945-го и развитие обороноспособности страны. Был неудобен для команды Хрущёв-Жуков, не говорил небылицы про Сталина, войну ВОВ встретил без поражения. А одобренные Сталиным идеи Кузнецова о необходимости строительства авиносцев начали внедряться с января 1943-го (в ноябре 1944 г. «Невским ПКБ» создан 1-й проект, к концу войны разработано 4 типа авианосца, заложенных в послевоенную программу). Придя к власти, Хрущёву удалось на время уничтожить программу и порезать строившиеся корабли.

Отстранённый Кузнецов до конца жизни был изолирован от гласности. Прожил на своей даче до 1974-го года, где писал книги под контролем редакторов, создававших миф о Сталине в угоду новому политическому клану. На антисоветской волне в 1990 г. его заслуженное имя случайно появилось на авианесущем крейсере, ведь он был созидателем, а не разрушителем государства и уважал русские традиции сложившиеся ещё при императорах.

Особенная страница в биографии

Есть одна запутанная история 1948 года, когда состоялся «Суд чести» над адмиралами. Заслуженные высокопоставленные военные судили таких же заслуженных офицеров. Ими оказались Н.Г. Кузнецов и его подчинённые Л.М. Галлер, В.А. Алафузов и Г.А. Степанов. Военная коллегия, признавшая всех виновными, сама же и ходатайствовала о снижении наказания Кузнецову. Отправился на службу на Дальнем Востоке (1948-м замом по военно-морским делам, а с 1950 г. – командующий Тихоокеанским Флотом). В результате он при той же власти вновь возглавил ВМФ страны с 1951 г. по 1953 г.

При Хрущёве продолжил занимать должность командующего флотом до 1955 г. в новом качестве – первый заместитель Министра обороны СССР. А 03.03.1955. продолжая быть в заместителях Министра обороны СССР его должность была переименована в «Адмирал Флота Советского Союза». Ни одна политическая группировка не могла им управлять, а фигура была слишком заметной и ответственной в политическом плане. Поэтому 17.02.1956. в очередной раз понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с припиской «Без права работать на флоте». Получил прозвище «Опальный адмирал».

class="eliadunit">

Продолжается поход тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который в составе группы из шести российских кораблей вошел в восточное Средиземноморье и приближается к побережью Сирии.

Где сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в поход 15 октября с военно-морской базы Североморска. По данным пресс-службы Северного флота России в пятницу, 4 ноября, крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы из шести кораблей достиг восточной части Средиземного моря.

По данным блогера Colonelcassad, в настоящий момент (или несколько дней назад) корабельная группа, в составе которой идет «Адмирал Кузнецов», находится где-то к востоку - юго-востоку от Кипра. В настоящее время к этой группе готовится присоединиться фрегат «Адмирал Григорович» с Черноморского флота и сопровождающий его буксир.

Кто еще входит в группу «Адмирала Кузнецова»

Кроме авианосца «Адмирал Кузнецов» в российскую авианесущую группу ВМФ входят тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также военные корабли сопровождения. По данным западных СМИ, это буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Информацию о кораблях сопровождения подтверждает сервис MarineTraffic, отслеживающий перемещение всех кораблей в мировом океане.

Британская The Times сообщает, что в группу ВМФ также, возможно, входят три подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Речь идет о двух подлодках проекта «Щука-Б» (по классификации НАТО - Akula-class) и одной - проекта «Палтус» (по классификации НАТО - Kilo-class). Все эти подлодки могут нести на борту новейшие крылатые ракеты типа «Калибр».

«Адмирал Кузнецов»: технические характеристики и вооружение

«Адмирал Кузнецов», который входит в состав Северного флота, принадлежит к классу тяжелых авианесущих крейсеров - ТАВКР проекта 1143.5. Авианосец является единственным кораблем такого класса в составе Военно-морского флота РФ. На авианосце базируются самолеты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка с аэродрома «Североморск-3» и вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка с аэродрома «Североморск-1». Помимо авиационной группы корабль несет на себе ракетное оружие. Это противокорабельные крылатые ракеты П-700 «Гранит» (по классификации НАТО - это Shipwreck, «кораблекрушение»), которые на нашем флоте не зря называют «убийцами авианосцев».

Адмирал флота СССР Николай Кузнецов

Российский авианосец с честью носит имя адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который дважды - с 1939 по 1947-й и с 1951 по 1955 годы - возглавлял ВМФ СССР. Именно Кузнецов был последовательным сторонником постройки авианосцев такого класса для советского флота, хотя изначально нашей военной доктриной их строительство не предусматривалось.

Почему «Адмирал Кузнецов» дымит

В Сети, особенно на Западе, долго потешались над тем, как при проходе Ла-Манша из трубы «Адмирала Кузнецова» валил черный дым. «Дымит, как паровоз», «дымит, как самовар», - сыпали шутками острословы.

Некоторые военные эксперты, в том числе весьма уважаемые, даже предположили, что у корабля что-то не в порядке с ходовой частью.

Дыму из трубы «Адмирала Кузнецова», однако, нашлось совершенно другое объяснение.

«У черного дыма («шапки»), исходящего из трубы военного корабля, есть простое объяснение, которое вовсе не имеет отношения к плохому техническому состоянию энергетической установки, - пишет блогер с ником Комендор Флотский. - Крейсер, на котором я служил, давал «шапку» лишь тогда, когда он сам хотел этого. А точнее, когда появления над кораблем «шапки» требовала неписаная флотская военная традиция или какой-то особый случай. «Шапка» черного дыма, исходящая из трубы военного корабля, как бы говорит всем: «Я иду!»

Возможно, «Адмирал Кузнецов», проходя Ла-Манш, послал недвусмысленный сигнал при помощи дымной «шапки», и сигнал этот был адресован нашим «партнерам» по НАТО. А какой именно, им предстоит догадаться самим.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия - в порядке присвоения:

-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР - «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25 . Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

Длина - 305,0 м
-Длина по ватерлинии - 270 метров
-Ширина наибольшая - 72 метра
-Ширина по ватерлинии - 35,0 м
-Осадка - 10,0 м
-Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины - 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов - 8
-Количество винтов - 4
-Мощность турбогенераторов - 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость - 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость - 18 узлов
-Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность - 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов.