Диагностика состояния здоровья. Экспертздравсервис ресурс для организаторов здравоохранения По физической культуре

При оценке здоровья пользуются нозологической диагностикой, дозонологической диагностикой и диагностикой здоровья по прямым показателям.

Достоинство дозонологической диагностики заключается в том, что с ее помощью быстро и без больших затрат выявляются люди, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях или в изменении условий окружающей среды.

Однако выделяемое при донозологической диагностике состояние адаптационного потенциала хотя в определенной степени и характеризуют здоровье, все же является скорее результатом взаимодействия организма с окружающей средой.

Можно представить себе человека с высоким уровнем здоровья, но попавшего в экстремальную производственную или бытовую ситуацию. Наступит срыв адаптации, несмотря на значительные резервы функций.

Количественная оценка индивидуального здоровья остается одной из самых актуальных задач современной медицины. Для ее решения предложено множество различных методов, но практическое применение получили лишь некоторые из них.

Концептуальной основой всех этих методов является теория адаптации.

Взгляд на здоровье как на «успешное приспособление» получил широкое распространение и лег в основу большинства современных методов его оценки. Такой подход требует использования нагрузочных проб.

Идея использования адаптивности как интегрального показателя здоровья возникла в 70-е годы. Под здоровьем понимается способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь возникает как результат срыва адаптации.

Адаптивные реакции организма при этом предполагалось оценивать преимущественно по показателям системы кровообращения. В дальнейшем было предложено измерять количество здоровья физиологическими резервами организма, то есть максимальной производительностью систем при сохранении качественных пределов их функций в ответ на стрессорное воздействие, чаще всего в виде физической нагрузки.

В последнее время отчетливо проявилась тенденция к интегративной оценке здоровья путем включения в расчет индексов показателей психосоциальной адаптации. Имеется в виду такое состояние организма и такая форма жизнедеятельности, которые обеспечивают приемлемую длительность жизни, необходимое ее качество и используют метод трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности.

К настоящему времени разработаны различные варианты автоматизированных программ для количественной оценки здоровья, которые широко используют при профилактических обследованиях населения. Однако большинство исследователей признают, что диагностическая и прогностическая значимость предлагаемых методов, а также информативность используемых в них показателей, изучены недостаточно.

Оценка информативности наиболее распространенных методов, привела к заключению, что они преимущественно или почти исключительно отражают снижение адаптивных возможностей только в связи с патологией сердечно- сосудистой системы (ССС).

В отношении патологии других систем диагностический алгоритм методов не обеспечивает их достаточной эффективности. Видимо, это связано с тем, что практически все изучаемые методы основаны на показателях кардиореспираторной системы.

Безусловно, ССС играет ведущую роль в обеспечении адекватной адаптации организма к окружающей среде. Однако оценка здоровья на основе показателей функционирования какой-либо одной системы организма вряд ли может быть исчерпывающей.

Величина интегрального показателя здоровья сильно зависит от состояния ССС и малочувствительна к изменениям функционального состояния других систем. Перспективное направление совершенствования интегративных методов количественной оценки здоровья связано с повышением их специфичности и диагностической эффективности.

Совершенно очевидно, что лучше всего количественно отражают уровень индивидуального здоровья показатели, которые характеризуют механизмы самоорганизации живой системы – адаптации, гомеостаза, реактивности и т.д.

В качестве показателей здоровья предпочтительнее использовать ключевые характеристики проявлении здоровья, так как они отражают результат деятельности всей сложнейшей интегральной функциональной системы организма.

Донозологическая диагностика (правильнее называть тестирование, т.к. на самом деле никакой диагноз не ставится) – обследование относительно здоровых людей с целью выявления факторов риска заболеваний. Другими словами, под донозологической диагностикой следует понимать оценку функционального состояния организма и его адаптационных возможностей в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболеваний. Донозологическая диагностика занимается распознаванием состояний, пограничных между нормой и патологией.

Донозологическая диагностика является инноваций при предоставлении услуг в социальной сфере. Не так давно такой инновацией для системы социальной защиты населения была компьютерная грамотность для пожилых. С появлением носимых цифровых мобильных устройств и гаджетов теперь настало время донозологической диагностики.

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль над изменениями его уровней приобретают все более важное значение. Особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать, как процесс снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) – не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой. Это результат адаптации либо дизадаптации к условиям среды.

Решение проблемы сводится к тому, чтобы научиться самостоятельно или с помощью инструктора определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма. Это позволяет управлять своим здоровьем. В настоящее время донозологическая диагностика обеспечивает оценку уровня здоровья при различных функциональных состояниях. Она помогает разрабатывать системы динамического контроля над состоянием здоровья взрослого населения даже в домашних условиях без обращения в медицинское учреждение.

Для донозологической диагностики идеально подходят приборы: «ВедаПульс» , «РОФЭС» и «КардиоБОС» .

Для оценки уровня здоровья используется классификация функциональных состояний организма типа «Светофор»: зеленый, желтый и красный свет отражает соответственно состояния нормы (З), пограничных состояний (Ж) и патологии (К).

Говоря о мерах коррекции здоровья и профилактики заболеваний, надо учитывать, что весь этот комплекс применяется на доклиническом этапе и рассчитан на массового потребителя, не обладающего медицинскими знаниями. Соответственно, речь может идти только о средствах немедикаментозной коррекции здоровья (питание, физическая активность, сон, режим дня и т.д.).

Главная задача, которая стоит перед донозологической диагностикой – ответить на вопрос о том, какие профилактические мероприятия и когда необходимо провести для повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний. А также отследить эффективность любых оздоровительных процедур и динамику состояния здоровья.

Различные классификации функциональных состояний

Донозологическая диагностика

Шкала

Авиценны

Степень напряжения

регуляторных систем

Система

«Светофор»

Физиологическая норма Тело здоровое до предела Оптимальный уровень регуляции Зеленый
Нормальный уровень регуляции
Умеренное функциональное напряжение
Донозологические состояния Тело здоровое, но не до предела Выраженное функциональное напряжение Желтый
Тело не здоровое, но и не больное Резко выраженное функциональное напряжение
Тело, легко воспринимающее здоровья Перенапряжение регуляторных механизмов
Преморбидные состояния Тело больное, но не до предела Выраженное перенапряжение регуляторных механизмов
Истощение регуляторных механизмов
Срыв адаптации Тело больное до предела Выраженное истощение регуляторных механизмов Красный
Поломка механизмов регуляции

Донозологическая диагностика может быть внедрена и реализована, как современная технология социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах. Диагностика, как услуга, становится особенно актуальной для НКО, которые являются или планируют стать поставщиками социальных услуг.

Существенным преимуществом использования диагностики в качестве социальной услуги является снижение квалификационных требований к персоналу (не требуется медицинского образования) без потери качества самой услуги.

© Лянгасов Сергей Иванович, президент АПСП

(Посетители 574 за все время, 1 визитов сегодня)

Поделитесь с друзьями

Зарытовская Н.В. 1 , Калмыкова А.С. 2

Ставропольский государственный медицинский университет

ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено – изучение физического развития, соматического здоровья и психологической адаптации первоклассников общеобразовательных школ г. Ставрополя для использования в качестве предикторов нарушения состояния здоровья и проведения донозологической диагностики заболеваний.

Ключевые слова: физическое развитие, первоклассники донозологическая диагностика

Zarytovskaya N . V . 1 Kalmykova A . S . 2

1 – doctor of medical sciences, Associate Professor, 2 – doctor of medical sciences, Professor,

Stavropol State Medical University

PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE FIRST-GRADER’S HEALTH

Abstract

The article considers the study of physical development, somatic health and psychological adaptation of first-graders of comprehensive secondary schools in the city of Stavropol to be used as predictors of health violations and prenosological diagnosis of diseases.

Keywords: physical development, first graders, prenosological diagnostics

Донозологическая диагностика представляет собой определение стадии адаптационного процесса на пути от здоровья к болезни . Главными диагностическими критериями являются физическое развитие, адаптационные возможности организма детей. В современных экономических условиях физическое развитие подвержено процессам децелерации и дисгармоничности . Для экспресс-анализа адаптационных возможностей организма детей младшего школьного возраста наиболее информативной является оценка индекса физического здоровья по Г.Л. Апанасенко как более связанная с ведущими показателями физического развития и уровня адаптации . По данным некоторых авторов у 84% младших школьников уже в возрасте 7 лет зарегистрировано напряжение регуляторных систем организма . Интенсивное эволюционное саморазвитие современного человека, проявляющееся в «секулярных трендах», сопровождается целым комплексом психологических признаков: большими креативными способностями детей, меньшей степенью эктравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления, глубинными изменениями восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентации . Тем не менее, у детей, начинающих обучение в школе, негативные реакции и нарушения здоровья возникают чаще, проявляясь тенденцией к ухудшению психического здоровья школьников, увеличивается частота невротических реакций, формируется дезадаптационный синдром .

Гендерных различий в физическом развитии не выявлено. Рост мальчиков колебался в пределах 125,1 – 127,4 см, масса тела – 24,9 – 25,4 кг, ОГК 58,6 – 60,6 см. У девочек рост составил 126,0 – 126,8 см, масса тела 22,6 – 24,6 кг, ОГК – 57,4 – 59,2 см. Средние показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) выявлены у 54,4% детей, у 10,7% выявлены низкие показатели, у 34,9% высокие. Гармоничное развитие имели 71,1% мальчиков первоклассников и 68,8% девочек. Дисгармоничное развитие наблюдалось у 28,9% мальчиков, у 31,4% девочек. Дисгармоничность и у мальчиков и у девочек проявлялась уменьшением окружности грудной клетки (24,6 % мальчиков и у 28,6 % девочек), дефицитом массы тела (17,3% мальчиков и 19,3% девочек), избыточной массой тела (14,6 % мальчиков и 13,6 %).

Распределение школьников по соматотипам представлено в таблице 1. Гендерные отличия выявлены в появлении мезомакросоматотипа и макросоматотипа, причем мальчиков с макросоматотипом было достоверно больше (15,7% против 4,1 % девочек, p<0,05), с мезомакросоматотипом достоверно больше девочек (31,2% против 21,1% мальчиков, p<0,05).

Таблица 1 – Распределение школьников по соматотипам, %

Показатели

Мальчики

Микросоматотип
Мезомикросоматотип
Мезомакросоматотип
Макросоматотип

Примечания: * – достоверные отличия мальчиков и девочек по критерию φ, р<0,05

Адаптационные возможности кардиореспираторной системы оценивались по уровню физического здоровья, т. е. поспособности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое и при нагрузке, по силе, быстроте и выносливости организма, по упитанности ребенка. Нормальные показатели индекса Кетле имели 65,4 % мальчиков и 58,6% девочек, посещающих первые классы. Удовлетворительные значения индексов Робинсона определялись у 55,1 % мальчиков и 62, 8 % девочек, Скибинского – у 53,8% мальчиков и 55,7 % девочек, Шаповаловой – у 55,1% мальчиков и 65,7% девочек, Руфье – у 51,3% мальчиков и 58,6% девочек (табл. 2).

Низкие показатели индексов Кетле определялись у 13,4%, Робинсона – 15,5%, Скибинского – 11,4%, Шаповаловой – 8,9%, Руфье – 13,7 % обследованных в ООУ детей обоего пола. Высокие показатели индексов определялись: Кетле у 23,2%, Робинсона – 25,6%, Скибинского – 18,3%, Шаповаловой – 30,7%, Руфье – 31,4% обследованных в ООУ мальчиков и девочек.

Таблица 2 – Показатели функциональных проб первоклассников, %

Характеристика показателей

Кетле
Робинсона
Скибинского
Шаповаловой
Руфье

Выявлены особенности в способности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое. Достоверно больше 24,6% против 15,3% выявлено мальчиков и 21,5% против 15,7% девочек с высокими значениями индекса Робинсона, (p<0,05). С высокой устойчивостью организма ребенка к гипоксии (индекс Скибинского) выявлено достоверно больше и мальчиков (34,7% против 11,5%, p<0,05) и девочек (32,9% против 11,4%, p<0,05).

Высокие качества силы, быстроты и выносливости организма также встречались достоверно чаще у мальчиков и девочек (38,5% против 6,4% мальчиков и 22,9% против 11,4% девочек, p<0,05). Высокий уровень функции сердечно – сосудистой системы при физической нагрузке (индекс Руфье), отвечал той же тенденции у девочек (37,1% против 4,3%, p<0,05), у мальчиков количество детей с высоким и низким уровнями отличались не достоверно (25,7% против 23,0%). Однако удовлетворительный уровень физического здоровья (рис. 1) установлен у 70,3% первоклассников, низкий – 16,9%, высокий – у 12,8% детей.

По адаптационным способностям кардиореспираторной системы в оптимальной зоне здоровья находилось 12,8% первоклассников. Удовлетворительные адаптационные особенности респираторной системы по значениям жизненного индекса выявлены у 57,6%, низкие – у 13,7%, высокие – у 28,7% обследованных первоклассников.

Рис. 1 Показатели физического здоровья и жизненного индекса школьников, %

Нарушения психоэмоционального развития (табл. 3) выявлены у 55,0% школьников, проявившиеся в нарушениях сна. Утомляемость при физической и умственной нагрузке фиксировалась у 47,8% детей обоего пола, ночные страхи, боязнь оставаться одному у 47,2%. Отметили повышенную возбудимость и двигательную расторможенность 38,4% школьников, головные боли и быструю смену настроения – 28,0%. Вегетативные нарушения – плохо переносили поездки в транспорте и духоту в помещениях установлены у 27,3% детей, 22,7% имели патологические привычки.

Нарушения в психо-эмоциональном развитии имели гендерные отличия. Так, достоверно чаще девочки страдали нарушениями сна (33,2% против 21,8%, p<0,05), мальчики – повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью (25,6% против 12,8%, p<0,05), головной болью (20,4% против 8,5%, p<0,05).

Таблица 3 – Показатели психоэмоционального состояния первоклассников, %

Признаки

Мальчики

Нарушения в психоэмоциональной сфере

Нарушения настроения
Тревожность, раздражительность

Вегето-диэнцефальные нарушения

Плохая переносимость транспорта, закрытых помещений и т.д.
Утомляемость при физической и умственной нагрузке
Головные боли

Нарушения поведения

Возбудимость, двигательная расторможенность
Страхи
Тики
Патологические

привычки

Нарушение сна
Нарушения речи

Примечание: * – достоверные различия между мальчиками и девочками по критерию φ, p<0,05

Страхи, нарушения настроения, повышенная утомляемость при физической и умственной нагрузке характерны для лиц обоего пола и не имели достоверной разницы (p≥0,05).

При выявлении факторов экстраверсии – интроверсии установлено, что независимо от пола 60,3% детей, обучающихся в 1 классах ООУ, экстраверты, т.е. общительные дети, имеющие много друзей, нуждающиеся в общении с людьми, но не любящие самостоятельно читать и учиться, что отличается от данных литературы .

Нейротизм, выявленный у 48,3% школьников, свидетельствовал об эмоциональной, психологической неустойчивости и отражал предрасположенность к неврозу. У детей с нейротизмом выявлены плохая адаптация, склонность к быстрой смене настроения, постоянному чувству беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости к стрессу, плаксивости. Им свойственны импульсивность, эмоциональность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, впечатлительность, склонность к раздражительности, неадекватность поведения.

Ситуативная, реактивная тревожность, как общее состояние нервной системы ребенка, характеризовалась высоким напряжением, беспокойством, нервозностью, вызывающими нарушения внимания, тонкости координации, эмоциональные и невротические срывы. Высокий уровень ситуативной тревожности установлен у 32,3% школьников. Уровень личностной тревожности, как устойчивой склонности к восприятию большого круга ситуаций как «угрожающих», присущ 42,3% первоклассников. Психологические черты личности, оценивающие уровень тревожности, указывали, что у 42,3% школьников присутствовали страх, тревога, агрессивная защита от окружающих и их сочетания.

Устойчивость и способность к концентрации внимания (V) была имела тенденцию к постоянному снижению (табл. 4) и уменьшалась с 1-й минуты к 5-ой на 65%.

Таблица 4 – Результаты корректурной пробы

Примечание: К – коэффициент точности выполнения работы; V – коэффициент устойчивости внимания, работоспособность; С – скорость обработки информации.

Коэффициент (К) точности выполняемой работы (количество сделанных ошибок) имел волнообразный характер. Так, ко 2-ой минуте количество выполненных ошибок нарастало на 15,0% , к третьей минуте количество ошибок уменьшалось, что свидетельствовало о врабатывании ребенка, но к 5 минуте резко увеличивалось на 22,9%, что указывало на развитие быстрой утомляемости.

Скорость обработки информации также была низкой и постепенно, снижаясь со 2-ой минуты, к концу 5-ой минуты падала на 51,8%, что свидетельствовало о низкой работоспособности первоклассника. Проведенные исследования показали, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе, выявлены повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, снижение способности к его концентрации и пониженная работоспособность.

Таким образом, для первоклассников характерны средние величины антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки), преимущественно гармоничное развитие (70% детей обоего пола), треть первоклассников – дисгармоничны за счет узкой грудной клетки, избытка или дефицита массы тела. Темп физического развития первоклассников средне-низкий или низкий, что указывало на отрицательный секулярный тренд физического развития детей.

Обучение в первых классах в меньшей мере влияло на адаптированность кардиореспираторной системы. Это, возможно, связано с удовлетворительной нагрузкой при проведении уроков физкультуры в детском учреждении, и физиологическая адаптация детей в этих учреждениях протекала удовлетворительно.

Обучение в первых классах сказывалось на психологической адаптации. Для первоклассников характерны изменения эмоционального статуса, проявляющиеся в виде колебаний настроения (раздражительность, плаксивость); нарушений поведения (расторможенность, возбуждение); вегето-диэнцефальных нарушений (избирательность в пище, непереносимость отдельных факторов внешней среды, усталость после физической и психической нагрузок, появление навязчивых движений, рассеянность внимания и плохая память), снижение работоспособности. Сочетанная патология в эмоционально-поведенческой сфере наблюдалась у 2/3 детей. Полученные данные свидетельствовали о том, что значительная часть детей имеет среднетяжелую, а отдельные дети тяжелую степень адаптации к школе.

Использование показателей физического развития, адаптационных возможностей сердечнососудистой системы и психоэмоционального состояния в качестве предикторов нарушения состояния здоровья позволит проводить донозологическую диагностику заболеваний. Для облегчения адаптации детей к первому году обучения школе в плане диспансерного наблюдения необходимо предусмотреть проведение психологического тестирования и постоянное медико-педагогическое наблюдение психологом, неврологом с проведением коррекционных мероприятий.

Литература

1. Афанасьев Е.А., Васильев В.Н., Терентьева Ю.В. и др. Методические подходы к оценке здоровья младших школьников // Бюллетень Сибирской медицины. – 2003. – № 3. – С. 61-66.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский – М.: Медицина. – 1979. – С. 298.

3. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Зарытовская Н.В. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей Ставропольского края / Монография. – Ставрополь, 2010. – 280 с.

4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. – 1997. – № 3. – С. 33-36.

5. Почивалов А.В., Фокина Н.А. Роль донозологической диагностики в комплексной оценке состояния здоровья младших школьников // Материалы XIV Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2010. – С. 644

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК. – 2010. – № 5. – С. 3-9.

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н. Н. Бурденко

Кафедра физической культуры

Заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук Е.Д. Вяльцева


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Донозологическая диагностика»


Контрольная работа

студентки 2курса

группы заочного отделения

фармацевтического факультета

Сасовой С.О.

№ зачётной книжки 090899


Воронеж 2011


Введение

Сущность донозологической диагностики

2.Использование методов донозологической диагностики

Организация системы донозологической диагностики

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Определение понятия "здоровье" и по сей день остается затруднительным. Гален подразделял состояние человеческого тела на три категории: здоровье, болезнь и "ни здоровье - ни болезнь". Авиценна различал шесть степеней здоровья и болезней, из которых только две относил к болезни. В настоящее время термин "здоровье" зачастую трактуется, как отсутствие болезни. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье, как комплекс физического, психического и социального благополучия.

Повышение уровня здоровья должно стать одним из приоритетных направлений медицины. Это совпадает с формирующимся настроением в обществе о том, что "болеть не выгодно". Опыт отечественной и мировой медицины свидетельствует в пользу индивидуального подхода к оздоровлению, подбору лекарственных препаратов и немедикаментозных форм лечения. Известные ученые отечественной и мировой медицины неоднократно указывали и на необходимость донозологической диагностики.

Донозологическая диагностика - новое научное направление, основанное на учении донозологических состояний, пограничных между здоровьем и болезнью, с использованием специфических методов и приборов для оценки и измерения функционального состояния организма человека.


.СУЩНОСТЬ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Донозологическая диагностика - обследование практически здоровых лиц с целью выявления факторов риска, латентных и нераспознанных случаев заболеваний. Другими словами, под донозологической диагностикой следует понимать оценку функционального состояния организма и его адаптационных возможностей в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболеваний. Донозологическая диагностика занимается распознаванием состояний, пограничных между нормой и патологией.

Основа донозологической диагностики заключается в измерении физических и физиологических качеств, психофизиологического состояния, интелектульных и личностных качеств человека, т.е. качественных и количественных показателей здоровья, адаптационных возможностей организма, и получении научно - обоснованного ответа на вопрос о том, как далеко от возможной дезадаптации и развития заболевания находится человек.

Задача, которая стоит перед донозологичсекой диагностикой - ответить на вопрос о том, какие профилактические мероприятия и когда необходимо провести для повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний.

Донозологическая диагностика даёт возможность заблаговременно выявить развивающиеся заболевания до появления клинических симптомов (скрытые формы течения); выявить критические состояния, способные привести к обострению существующих заболеваний; выбрать систему или орган, требующие первоочередного воздействия. Также она указывает на систему с наибольшей степенью поражения, даёт оценку нарушения витаминно-микроэлементного баланса и адресное назначение биокорректоров, отслеживает эффективность любых оздоровительных процедур и динамику состояния здоровья.

Противопоказаниями к применению донозологической диагностики являются стрые инфекционные заболевания с лихорадочным синдромом, травматическая ампутация фаланг пальцев, врожденные аномалии развития конечностей, возраст менее 4 лет, выраженные нарушения слуха и речи, нарушения сознания.

Основным методом донозологической диагностики является скриниг - оценка состояния, поиск фактора риска или заболевания путем опроса, физикального обследования, аппаратного или лабораторного исследования или с помощью других процедур, которые могут быть выполнены относительно быстро.

Методы и методики исследования:

Оценка наличия и влияния факторов риска.

Оценка физических данных, функционального состояния и адаптационного потенциала.

Показатели антропометрических данных: рост, вес, пробы диагностические антропометрические, гониометрия, курвиметрия, измерение подвижности и асимметрии объема движений.

Показатели функционального состояния отдельных систем организма.

Показатели сердечнососудистой системы: частота сердечных сокращений; артериальное давление; диастолическое (или минимальное) давление; систолическое (или максимальное) давление; пульсовое давление; среднединамическое давление; минутный объем крови; периферическое сопротивление.

Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма: проба Мартинета; проба с приседанием; проба Флака; проба Руфье; проба ортостатическая; проба глазосердечная; проба клиностатическая; коэффициент выносливости; тест Баевского; вегетативный индекс Кердо.

Оценка психофизиологического состояния: оценка внимания, оперативной памяти, способности выдерживать темп работы, способности выдерживать совмещенную деятельность.

Мануальная терапия (дианостика) - осуществляемый руками с помощью специальных приемов комплекс диагностических мероприятий, направленных на диагностику органических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также для детей школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) - не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, т. е. результат адаптации либо дизадаптации к условиям среды.

Достижение определенного уровня функционирования организма или его определенных систем обеспечивается деятельностью механизмов регуляции и управления. Мобилизация резервов происходит в результате изменения уровня активности регуляторных систем, и в частности усиления тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. При постоянном дефиците функциональных резервов для достижения уравновешенности с окружающей средой возникает состояние функционального напряжения, которое характеризуется смещением вегетативного равновесия в сторону преобладания адренергических механизмов. В состоянии функционального напряжения все основные функции организма не выходят за пределы нормы, но затраты функциональных резервов на поддержание нормального уровня функционирования систем и органов увеличиваются. Такие состояния, при которых неспецифический компонент общего адаптационного синдрома проявляется в виде различной степени напряжения регуляторных систем, и получили название донозологических. Значительное повышение степени напряжения, приводящее к снижению функциональных ресурсов, делает биосистему неустойчивой, чувствительной к различным воздействиям и требует дополнительной мобилизации резервов. Это состояние, связанное с перенапряжением регуляторных механизмов, получило название неудовлетворительной адаптации. В этом состоянии более значительными становятся специфические изменения со стороны отдельных органов и систем. Здесь вполне допустимо говорить о развитии начальных проявлений преморбидных состояний, когда изменения указывают на вид вероятной патологии.

Таким образом, проявлению болезни, как результата срыва адаптации предшествуют донозологические и преморбидные состояния. Именно эти состояния исследуются в валеологии и должны быть объектом контроля и самоконтроля за уровнем здоровья. Термин "донозологические состояния" был впервые предложен Р.М. Баевским и В.П. Казначеевым. Развитие учения о донозологических состояниях связано с космической медициной, в котором начиная с первых пилотируемых полетов медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов ориентировался не столько на вероятное развитие болезней, сколько на способность организма адаптироваться к новым, необычным условиям окружающей среды. Прогнозирование возможных изменений функционального состояния в космическом полете основывалось на оценке степени напряжения регуляторных систем организма. Именно космическая медицина и дала толчок развитию массовых донозологических исследований в профилактической медицине, способствовала прогрессу в области донозологической диагностики; в последующем ее методы стали составной частью валеологии.

Наука о здоровье - интегральная, формирующаяся на стыке биологии и экологии, медицины и психологии, кибернетики и педагогики и ряда других наук. Из этого следует, что в основании науки о здоровье должна лежать наука о здоровье человека, который живет в реальном сложном мире, насыщенном стрессовыми воздействиями, возникающими при изменениях многих факторов окружающей биосоциальной среды, что отнимает часть его здоровья и приводит к так называемому "третьему состоянию". Понятие о третьем состоянии в оценке здоровья человека фактически опирается на законы древней медицины, изложенные более тысячи лет назад известным врачом и философом Абу Али Ибн Синой - Авиценной, который выделял шесть состояний здоровья человека: тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; тело, легко воспринимающее здоровье; тело больное, но не до предела; тело больное до предела.

Из этих состояний только два последних относятся к болезни. Между двумя крайними уровнями здоровья (по Авиценне) - "телом здоровым до предела" - мы выделяем пять переходных состояний с различной степенью напряжения регуляторных систем: с нормальной, умеренной, выраженной, резко выраженной и перенапряжением. Переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение и срыв механизмов адаптации. И чем раньше будет возможным предусмотреть такой исход, тем больше вероятность сохранить здоровье. Таким образом, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма и, следовательно, управлять здоровьем. В настоящее время, при активном формировании науки о здоровье, донозологическая диагностика стала основной частью валеологии, так как обеспечивает оценку уровня здоровья при различных функциональных состояниях, разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья взрослого населения, детей и подростков школьного возраста.

Современное представление о сердечно-сосудистой системе как об индикаторе адаптационных реакций целостного организма получило свое развитие в космической медицине, где впервые началось практическое применение пульсовой диагностики в ее современном виде, т. е. кибернетическом (математическом) анализе сердечного ритма. Этот методологический подход стал одним из важнейших принципов космической кардиологии, заключающихся в стремлении получить максимум информации при минимуме регистрирующих данных. В настоящее время с помощью электронных приборов и вычислительных средств стало возможным на основе анализа ритма сердца получать объективные данные о состоянии симпатической и парасимпатической систем, их взаимодействии, о более высоких уровнях регуляции в подкорковых центрах и коре головного мозга.

Распознание функциональных состояний на основе данных математического анализа сердечного ритма требует специального оборудования (автоматизированный комплекс), определенного опыта и знаний в области физиологии и клиники. Для того чтобы эту методологию сделать доступной для широкого круга специалистов и возможной к применению на доврачебном этапе контроля, был разработан ряд формул и таблиц, позволяющих вычислять адаптационный потенциал системы кровообращения по заданному набору показателей с помощью уравнений множественной регрессии. Достаточно высокую точность распознавания состояний организма обеспечивает метод определения адаптационного потенциала с помощью специальных таблиц, по набору простых и доступных приемов исследования: измерения частоты пульса, систолического и диастолического артериального давления, роста, массы тела (веса) и определения возраста обследуемого. По рассчитанной величине адаптационного потенциала определяется степень напряжения регуляторных механизмов и уровень здоровья.

Большое значение имеет оценка изменения уровня здоровья по адаптационному потенциалу системы кровообращения не только у отдельных индивидуумов, но и на уровне целых коллективов или групп лиц, на которых направлено воздействие сходных условий жизнедеятельности. Это возможно путем определения так называемой "структуры здоровья" коллектива, под которой принято понимать распределение (в процентах) лиц с разной степенью адаптации к условиям среды (с различными значениями адаптационного потенциала системы кровообращения). Структура здоровья - весьма информативный показатель, который дает разностороннюю характеристику обследованной группы лиц. Именно изменения структуры здоровья должны рассматриваться как чувствительный индикатор ответа коллектива (группы лиц) на определенные условия жизнедеятельности, оздоровительно-профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия и прочие факторы среды обитания человека.

В течение ряда лет на кафедре теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета в научном направлении "Валеология и проблемы оценки здоровья человека" преподаватели и студенты изучают влияние различных факторов среды жизнедеятельности на состояние здоровья учащихся образовательных учреждений. К исследованиям по проблеме привлекались учащиеся Ставропольского края разных возрастов общей численностью 3150 человек.

В исследованиях выявлено, что при значительной индивидуальной вариативности адаптационный потенциал системы кровообращения несет разносторонне выраженную информативность.

В ходе изучения возрастных изменений адаптационного потенциала системы кровообращения 2800 школьников 7 - 17 лет выявлено достоверное ухудшение его средних величин с возрастом. Это возрастное ухудшение адаптационного потенциала замедлялось и даже наблюдалось его временное улучшение в группах с повышенной двигательной активностью, не превышающей ее оптимального уровня. Прекращение воздействия на организм повышенных до оптимального уровня физических нагрузок вновь вело к ухудшению адаптационного потенциала системы кровообращения. При постоянном воздействии на организм дозированных двигательных нагрузок возрастное ухудшение уровня здоровья происходило значительно медленнее. В связи с большой индивидуальной вариативностью адаптационного потенциала изменение его уровня у каждого индивидуума может выявляться только в динамических обследованиях.

Эти наблюдения позволили сделать вывод о том, что адаптационный потенциал системы кровообращения как интегральный критерий функционального состояния целостного организма может использоваться не только для оценки адаптации организма к условиям повседневной деятельности и прогнозирования ее изменений, но и как отражение процессов старения в развивающемся организме и ухудшения уровня здоровья с возрастом, интенсивность которого зависит от двигательной активности ученика.

Индивидуальная оценка адаптационного потенциала системы кровообращения и структура здоровья класса (коллектива) могут использоваться в качестве критерия оптимальности двигательной активности учащихся. Недостаточная двигательная активность как в школьном, так и во внешкольном режиме ведет к более быстрому ухудшению здоровья учащихся и структуры здоровья классов в течение учебного года. Причем значительное ухудшение структуры здоровья наблюдалось уже к концу первого полугодия. Учащиеся с высокой двигательной активностью, как правило, имели более высокий уровень здоровья, а его структура в этих классах отличалась лучшими показателями.

Изучение уровней здоровья учащихся и структуры здоровья классов (групп) с разным физическим развитием подтвердило положение о том, что физическое развитие - один из основных критериев здоровья. У учащихся с более высокими адаптационными возможностями и в классах с лучшей структурой здоровья физическое развитие было выше.

Анализ уровней адаптационных возможностей учащихся подтвердил и положение о том, что физическая подготовленность - также один из главных критериев здоровья, так как уровни адаптации учащихся с хорошей физической подготовленностью в большинстве случаев были выше.

Ухудшение уровней здоровья учащихся и структуры здоровья классов, а следовательно и их работоспособности, наблюдалось во всех случаях, когда режимы работы учебных учреждений имели превышающую нормы продолжительность учебного дня и сокращенную учебную неделю (5 дней) при сохранении того же недельного объема часов, что и при шести рабочих днях.

Особое внимание в исследованиях уделялось прогностической оценке адаптационного потенциала системы кровообращения в оптимизации физических нагрузок на уроке физической культуры, в тренировочном процессе в группах детско-юношеских спортивных школ с разной спортивной направленностью, в усилении оздоровительной направленности как уроков физической культуры, так и спортивных тренировок. Обращает на себя внимание то, что устойчивые изменения адаптационного потенциала системы кровообращения под влиянием физических нагрузок выявляются уже на ранних стадиях их выполнения. При этом изменения адаптационного потенциала достаточно четко отражают как развивающее воздействие нагрузок, так и повышение напряжения и перенапряжения механизмов регуляции при развитии переутомления. Выявлявшиеся улучшения адаптационного потенциала сопровождались в большинстве случаев улучшением и результатов выполнения контрольных нормативов физической подготовленности. Ухудшение же адаптации к нагрузкам часто сопровождалось снижением результатов.

Выявлена устойчивая и в большинстве случаев достоверная корреляция между средними групповыми значениями адаптационного потенциала системы кровообращения и средними результатами выполнения контрольных нормативов, преимущественно отражающими то или иное физическое качество.

Увеличение значения адаптационного потенциала системы кровообращения позволяло выявлять переутомление в занятиях физическими упражнениями на ранних стадиях его развития. Выявленное отсутствие достоверного улучшения показателей физической подготовленности учащихся в течение учебного года при ухудшении адаптационного потенциала системы кровообращения позволяет считать, что уроки физической культуры, проводимые традиционно сложившимися методами, не обеспечивают формирования в организме школьника кумулятивного эффекта в развитии физических нагрузок на двух уроках физкультуры в неделю при этапном изменении адаптационного потенциала и индивидуальной корректировке физических нагрузок в необходимых случаях (при увеличении значений адаптационного потенциала системы кровообращения не менее чем на 0,25 балла) вели к заметному достоверному приросту физических качеств у учащихся к окончанию учебного года. Использование прогностической оценки изменений адаптационного потенциала системы кровообращения в этапных обследованиях позволило обеспечить устойчивый оздоровительный эффект двух уроков физической культуры в неделю и значительно уменьшить (до 50% в течение учебного года) пропуски занятий учащимися в школе в связи с болезнью по сравнению с другими классами.

Этот же этапный контроль позволял использовать нетрадиционные методы проведения уроков физкультуры без опасения возникновения у учащихся переутомления организма и перенапряжения регуляторных систем.

Исследования показали, что метод адаптационного потенциала системы кровообращения при его высокой информативности вполне доступен в работе учителя, тренера и даже самих учащихся старших классов и может быть использован для контроля за воздействием физических нагрузок на организм учащегося с целью их оптимизации, а также для оценки и прогнозирования развития физической перетренированности, повышения оздоровительной направленности уроков физической культуры и спортивных тренировок.

Большой научный интерес представляют исследования прогностической оценки функциональных возможностей организма спортсменов с использованием программно-аппаратного комплекса "Варикард 1.2", позволяющего на ранних стадиях выявлять процессы утомления и переутомления под воздействием тренировочных нагрузок.

Значительным преимуществом использовавшихся в исследованиях методов донозологической диагностики является их широкая разносторонняя информативность, простота использования в управлении учебно-тренировочным процессом.


ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

донозологический диагностика обследование

Несмотря на практическое отсутствие специальных медицинских стандартов по метрологии методов измерений, а не медицинской аппаратуры, существует достаточное число руководящих нормативных документов ведомственного характера в области медицинской метрологии, которые могли быть использованы в качестве научно-практической основы для разработки государственных стандартов в этой области. В частности, это касается не только терминологии, но и классификации донозологических состояний, а также ряда методик измерения показателей психического, физического, физиологического, биохимического, иммунного и клинико-соматического статусов организма, количественных и качественных характеристик индивидуального здоровья пациента в целом.

Одной из важных научно-практических проблем реального функционирования системы донозологической диагностики является выбор ее организационных основ, пригодных для применения в системе здравоохранения России, которые могут включать следующие основные элементы:

общую организацию донозологического диспансерного обследования;

амбулаторно-поликлиническое обследование пациента;

специализированное донозологическое обследование здоровых и практически здоровых лиц, а также пациентов с сочетанными формами заболевания;

систему самоконтроля пациента.

Объем и характер методов диспансерного обследования и его частота зависят от условий его проведения: минимальное и более частое - в системе самоконтроля, более широкое и менее частое - в амбулаторно-поликлинических условиях и максимальное и редкое - в условиях стационара. Диспансерное обследование может быть первичным и вторичным. Первичное - включает полный объем общеклинического обследования и специализированной донозологической диагностики. При повторных обследованиях донозологическая диагностика может проводиться не реже 1 раза в полгода, а общее клиническое обследование - не реже 1 раза в год. Помимо плановых диспансерных обследований целесообразно дополнительно проводить неплановые, например в случаях ухудшения состояния здоровья пациента или для контроля эффективности проводимой превентивной терапии. Однако при этом достаточно применить меньший объем диагностического обследования в зависимости от характера появившихся изменений (благоприятных или неблагоприятных), предпочтительнее с использованием методов системы самоконтроля пациента.

Амбулаторно-поликлиническое обследование может включать следующие разновидности:

первичное общее клиническое обследование;

специализированное донозологическое обследование;

систему самоконтроля пациента;

систему медицинской подготовки пациента.

Первичное общеклиническое обследование может проводиться на базе амбулаторно-поликлинического или оздоровительного медицинского учреждения в целях дифференциальной диагностики и выявления начальной, скрытой, стертой или субклинической формы заболевания различной этиологии. Оно проводится по типу планового диспансерного обследования и включает в себя анамнез, осмотр с физикальным обследованием различными специалистами (терапевт, хирург, невропатолог, отоларинголог, окулист, дерматолог, стоматолог), лабораторные исследования (клинический анализ крови: уровень гемоглобина, количество эритроцитов, лейкоцитов, лейкоцитарная формула, скорость оседания эритроцитов, содержание сахара; клинический анализ мочи: удельный вес, реакция, содержание белка, сахара, микроскопия осадка; анализ кала на яйца глистов и простейшие), а также инструментальные методы: антропометрию, крупнокадровую рентгенофлюорографию или рентгеноскопию органов грудной клетки; электрокардиографию в 12 стандартных отведениях в покое, измерение артериального давления общепринятыми в клинической практике методами. По результатам первичного общеклинического обследования лечащим врачом выдается заключение о развитии или подозрении на возникновение донозологической формы заболевания сердечнососудистой системы и о показаниях и сроках прохождения дальнейшего специализированного донозологического обследования, которое может проводиться на базе того же медицинского учреждения или другого, способного обеспечить полный объем данного обследования. Для этого этапа могут быть использованы результаты первичного общего клинического обследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


.Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. - М., Медицина, 1980. - 208 с.

2.Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. Баевский Р.М., Берсенева А.П. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.

.Основы общей валеологии. Казначеев В.П. Учебное пособие. - М.: Изд-во Институт практической психологии, 1997. - С.21.

.Адаптация, стресс и профилактика. Меерсон Ф.З. - М.: Наука, 1981. - 278с.

.Введение в валеологию - науку о здоровье. Брехман И.И. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.

.Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: Автореф. докт. дис. Берсенева А.П. Киев, 1991. - 27 с.

.Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. Баевский Р.М. - М.: Медицина, 1979. - 289 с.

.Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Баевский Р.М., Берсенева А.П - СПб.: Наука, 1993, с. 147.

.Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека Баевский Р.М., Берсенева А.П., Максимов А.Л. - Магадан, 1996. - 52 с.

.Оценка функциональных возможностей системы кровообращения на доврачебном этапе диспансеризации взрослого населения. Берсенева А.П., Заухин Ю.П. - М.: МОНИКИ, 1987. - 9с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.