Государственное регулирование внешних эффектов. Роль государства в современной экономике

В экономике - это влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Это интереснейший раздел, который не только изучает новые форматы взаимоотношений предприятий и потребителей, но и регулирует проблемы, возникающие на почве недостатка общественных благ и ресурсов.

С чего все началось

Иногда рынок перестает работать как положено, и в нем возникают так называемые провалы. Часто рыночная модель не может справиться самостоятельно с такого рода явлениями. И тогда для восстановления баланса приходится вмешиваться государству.

Все дело в том, что люди используют одни и те же ресурсы: мир и землю нельзя разделить на участки частного пространства. Действия одного человека могут нанести урон другому человеку без присутствия каких-либо злых умыслов. Если говорить на языке экономистов, то позитивный фактор в виде потребления или производства одного может привести к негативному воздействию на потребление или производство другого.

Вот такие воздействия являются причинами рыночных провалов. Называются они внешними эффектами, или экстерналиями.

Определение внешних эффектов и их виды

Формулировок внешних эффектов много. Самая короткая и внятная из них звучит следующим образом: внешние эффекты в экономике - это выгоды или потери от рыночных сделок, которые не были учтены и в итоге не отразились в цене. Чаще всего такие вещи наблюдаются при потреблении или производстве благ.

Блага - это все, что приносит пользу и доставляет удовольствие человеку. Если же иметь в виду экономические блага, то это желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

Положительные и отрицательные внешние эффекты в экономике различаются по природе воздействия на субъект: отрицательные эффекты ведут к уменьшению полезности какого-либо потребителя или продукции какой-либо фирмы. Положительные, наоборот, к повышению полезности.

Классификации видов внешних эффектов в экономике определяется по нескольким критериям, одна из них - по типу влияния на субъект:

  • технологические (как следствие экономической деятельности, не подпадающей под рыночные процессы);
  • денежные (выражаются в изменениях стоимости факторов производства).

Эффекты по уровню влияния на субъект:

  • предельные;
  • интра-маржинальные.

По способу трансформации или устранения:

  • внешние эффекты, с которыми может справиться только государство;
  • эффекты, которые нейтрализуются путем переговоров между реципиентом внешнего эффекта и производителем.

Четыре направления действий внешних эффектов

1. Производство - производство

Пример отрицательного эффекта: крупное химическое производство спускает в реку отходы. Завод по производству бутилированного пива, расположенный ниже по течению, подал иск в суд из-за наносимого ущерба в технологии обработки пивоваренного оборудования.

Положительный эффект - взаимная польза от расположенных по соседству пчелиной пасеки и фруктового хозяйства (прямая связь между количеством собранного меда и числа фруктовых деревьев).

2. Производство - потребитель

Отрицательный пример: вредные выбросы в атмосферу из труб местного завода снижают качество жизни городских жителей. И при этой же расстановке сил положительный эффект: ремонт железнодорожных подъездных путей и подземного перехода от вокзала к заводскому проезду принесли жителям соседних районов пользу в виде удобного передвижения и чистоты в городе.

3. Потребитель - производство

Отрицательное воздействие: многочисленные семейные пикники наносят огромный вред лесным хозяйствам из-за возгорания лесных пожаров. Положительный эффект: появление волонтерских организаций по сохранению чистоты во внешней среде привело к систематическим уборкам и чистоте в городских парках.

4. Потребитель - потребитель

Отрицательный эффект: классические разборки соседей из-за громкой музыки у одного из них поздними вечерами. Качество жизни остальных «слушателей» резко снижается. Позитивное воздействие: любительница цветов каждую весну разбивает цветник под окнами многоэтажного дома. Для соседей - сплошные положительные эмоции визуального происхождения.

Положительные внешние эффекты в экономике

Разберемся с «увеличением полезности», которое выражается в приросте и расценивается как внешняя выгода какого-либо вида деятельности.

Крупное предприятие, построившее по своим производственным нуждам подъездные дороги и магистрали высокого качества в черте города, принесло пользу жителям этого города: они также пользуются этими дорогами.

Еще одним примером положительных внешних эффектов в экономике может служить довольно распространенная ситуация с реставрацией исторических зданий в городе. С точки зрения большинства горожан, это наслаждение красотой и архитектурной гармонией, что является абсолютно положительным фактором. С точки зрения владельцев таких старых зданий, процесс реставрации принесет лишь серьезные затраты и никакой выгоды. В таких ситуациях часто с инициативой выступают городские власти, предоставляя налоговые льготы или иную поддержку владельцам ветхих зданий либо, наоборот, устанавливая препятствия для их сноса.

Отрицательные внешние эффекты в экономике

К сожалению, отрицательное воздействие встречается в реальной жизни чаще. Если деятельность одного субъекта негативно сказывается на деятельности другого, это внешний эффект в экономике с отрицательным эффектом. Многочисленными примерами являются случаи загрязнения внешней среды промышленными предприятиями - от дисперсных частиц в воздухе до загрязненной воды в реках и океанах.

В мире проводится огромное число судебных заседаний по поводу роста заболеваемости людей из-за снижения качества воды, грязного воздуха или химического засорения почвы. Очистное оборудование, равно как и все другие действия по минимизации загрязнений любого вида, стоят дорого. Это серьезные расходы для производителей.

Примером отрицательных внешних эффектов в экономике может послужить кейс с бумажной фабрикой, которая по технологии производства использует чистую воду в соседней реке. Фабрика эту воду не покупает и ничего не платит за нее. Но она лишает возможности других потребителей пользоваться речной водой - рыбаков и купальщиков. Чистая вода стала ограниченным ресурсом. Фабрика никак не учитывает внешние затраты, она действует в парето-неэффективном формате.

Теорема Коуза: проблему решить можно

Рональд Коуз - Нобелевский лауреат в сфере экономики, автор знаменитой теоремы под собственным именем.

Смысл теоремы заключается в следующем: частные и общественные издержки всегда равны, вне зависимости от распределения прав собственности между экономическими субъектами. Согласно исследованиям Коуза и главным тезисам его теории, проблему внешних эффектов можно решить. Способ решения - расширение или формирование дополнительных прав собственности. Речь идет о приватизации ресурсов и обмене правами собственности на эти ресурсы. Тогда внешние эффекты превратятся во внутренние. А уж внутренние коллизии легко решаются посредством переговоров.

Легче всего понять теорему на реальных примерах, которых на сегодняшний день множество.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

Теорема Коуза раскрывает два способа регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов в экономике:

  1. Корректирующие налоги и субсидии.
  2. Приватизация ресурсов.

Корректирующий налог - это налог на выпуск благ с отрицательным внешним воздействием для повышения предельных частных издержек до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия выдается в случаях положительного внешнего эффекта. Цель ее - также максимальное приближение предельных частных выгод к предельно общественным.

И налоги, и субсидии имеют целью перераспределение ресурсов для повышения их эффективности.

Приватизация ресурсов

Это второй подход от Рональда Коуза, который заключается в приватизации ресурсов в виде обмена правами собственности на них. В этом случае внешние эффекты изменят статус и модифицируются во внутренние, которые решить намного проще.

Есть еще один способ решения проблем внешних эффектов: уговорить покрыть все затраты того, кто является источником внешнего эффекта. Если такое удастся, производитель внешних затрат начнет оптимизировать баланс выгод и затрат, а такая ситуация носит название парето-эффективности.

Если оплата полученного положительного эффекта невозможна или нецелесообразна, то это благо превращается в общественное - меняется право собственности. Оно становится чисто общественным благом с двумя свойствами:

  • «Неизбирательность»: потребление блага одним субъектом не исключает его же потребления другими субъектами. Пример - регулировщик ГИБДД, чьими услугами пользуются водители всех автомобилей, проезжающих мимо.

  • «Неисключаемость»: если люди отказываются платить, нельзя запретить им пользоваться общественным благом. Пример - система обороны государства, обладающая сразу двумя вышеизложенными свойствами.

Примеры из жизни

  • Выхлопы от двигателей автомобилей - это внешние эффекты в экономике с отрицательным воздействием в виде отравленного воздуха, которым дышат многие миллионы людей. Вмешательство государства заключается в попытке уменьшить число автомобилей посредством введения налога на бензин и жестких нормативов к автомобильным выхлопам.
  • Отличным примером положительного внешнего эффекта является развитие новых технологий, а вместе с ними появления целого пласта новых знаний, которыми пользуется общество. Никто за эти знания не платит. Авторы и изобретатели новых технологий не могут получить средства от выгоды, которую получает все общество. Объем ресурсов для исследований снижается. Государство решает эту проблему в виде оплаты патентов ученым, перераспределяя, таким образом, право собственности на ресурсы.

Интернализация внешних эффектов: жениться на соседке

Выше уже упоминалось о превращении внешних эффектов во внутренние. Этот процесс называется интернализацией. А самым популярным способом является объединение субъектов, связанных с внешним эффектом, в объединенное общее лицо.

К примеру, вы смертельно надоели соседке со своей громкой музыкой с низкими частотами поздними вечерами. Но если вы женитесь на этой соседке и объединитесь в одно лицо, снижение полезности данного эффекта будет восприниматься единой семьей как общее снижение полезности эффекта.

А если упомянутые выше химическое производство и пивоваренная компания объединятся под зонтиком общего собственника, внешний эффект в виде загрязнения воды исчезает, потому что издержки от сокращения выпуска пива теперь будут покрываться этой же фирмой. Так что загрязнение воды теперь будет по возможности минимизироваться.

Заключение

Внешний эффект в экономике, или экстерналия, — влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Внешние эффекты и институциональная экономика (новый и чрезвычайно перспективный раздел экономической науки) составляют отличный тандем для изучения и реализации самых передовых социальных и экономических технологий для повышения благосостояния граждан.

Продуманная, точная и научно обоснованная экономическая политика в отношении общественных благ и прав собственности на ресурсы - это будущая модель взаимоотношений государства, собственников и граждан. Влияние внешних эффектов на экономику возрастает в силу возрастания ограниченности ресурсов. Так что равновесие и соблюдение интересов всех сторон - реальная и оптимальная возможность существования современного социального общества.

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды () и предельные частные выгоды (), а также предельные социальные издержки () и предельные частные издержки (). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние выгоды () и предельные внешние издержки () (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Внешние эффекты: а — отрицательный; б — положительный

Если цементный завод делает выбросы в атмосферу, их объем зависит от объема производства (рис. 1.25, а). Предложение без учета цементным заводом отрицательного воздействия на окрестных жителей показано линией . Тогда как если бы его заставили оплатить все социальные издержки, то предложение было бы на меньшем уровне . Поскольку Q 2 > Q 1 имеет место перепроизводство благ, производство которых связано с отрицательными внешними эффектами. Если производителя заставить оплатить внешний эффект (перейти из точки равновесия А в точку равновесия В), то цены возрастают, а объемы производства снижаются.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних эффектов. Если предельные внешние издержки производства
цемента составляют , а объем производства цемента — Q 2 , то ущерб от загрязнений определяется площадью . Однако часть ущерба компенсируется тем, что благосостояние потребителя и производителя увеличиваются в результате увеличения выпуска цемента. При переходе из точки В в точку А (при появлении загрязнений) увеличение выигрыша потребителя составит , увеличение выигрыша производителя составит (поскольку треугольники и!!OP_!A?? равны). В результате треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике от отрицательных внешних эффектов.

Если же завод строит дорогу (рис. 1.25, б), он приравнивает свои частные выгоды к предельным социальным издержкам, и объем производства устанавливается на уровне , (в точке А). Однако если бы выгоды от положительных внешних эффектов были получены производителем, объем производства составил бы (точка В). Поскольку имеет место недопроизводство благ, производство которых связано с положительными внешними эффектами. Спрос на дороги у завода (),) будет меньше спроса общества на дороги (), и спрос общества не удовлетворяется, поскольку общество не мотивирует завод увеличить производство.

Определим размер ущерба от действия положительных внешних эффектов. Если предельные внешние выгоды составляют , а количество дорог , то совокупные внешние выгоды составят площадь . Однако недопроизводство дорог связано с потерями для потребителей и производителей. Снижение излишка потребителя при переходе от точки В к точке А составит (поскольку треугольники и равны), снижение излишка производителя — . Треугольник ABC показывает снижение эффективности в экономике в результате недопроизводства благ с положительными внешними эффектами.

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника . В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.

Внешние эффекты и производство общественных благ

Взаимодействие порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Внешние эффекты — это не учтенные в цене побочные эффекты функционирования , воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных , или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.

Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC (рис. 14.1).

Рис 14.1. Внешние, частные и общественные издержки

Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек (рис. 14.2).

Рис. 14.2. Предельные внешние, частные и общественные издержки

Предельные общественные издержки так же равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.

Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.

Общественная выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB (рис. 14.3).

Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в категориях предельной частной выгоды (МРВ= АРВ / AQ), предельной внешней выгоды (МЕВ = = AEB/ AQ) и предельной общественной выгоды (MSB = ASB/ AQ). Данные предельные выгоды в графическом виде показаны на рис. 14.4.

Рис. 14.3 Внешние, частные и общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные внешние, предельные частные и предельные общественные выгоды

Формы проявления внешних эффектов

Внешние воздействия могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные — с выгодами для третьих лиц.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис. 14.5).

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q 1 при цене Р 1 . Рыночное равновесие устанавливается в точке Е 1 , в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем

Рис. 14.5. Отрицательный внешний эффект

выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р 2 . В точке Е 2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е 2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ 1 Е 2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис. 14.6).

На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ 2 . Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е 2 . Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Рис. 14.6. Положительный внешний эффект

Причины возникновения внешних эффектов

Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.

В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.

Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер. Так, не существует рынков чистого воздуха, солнечного света, поэтому за их использование производителям ничего не надо платить. В некоторых случаях возникают трудности с определением хозяйствующих объектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственным за кислотные дожди?

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.

Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других — завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Pешением проблемы внешних эффектов является обеспечение равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. MSC = MSB. Другими словами, решение сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. А это можно сделать путем трансформации внешних эффектов (экстерналий) во внутренние эффекты (интерналии).

В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня.

В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы договориться о таком распределении этих прав, при котором их издержки и выгоды были бы равны. Однако установление прав собственности и переговоры об их обмене связаны с трансакционными издержками, что затрудняет, а иногда делает и невозможным решение этой задачи. Но в том случае, когда издержки по установлению прав собственности и обмену ими отсутствуют или незначительны, то установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. А так как обмен правами будет осуществляться на основе учета затрат и выгод сторон, то будет обеспечиваться трансформация внешних эффектов во внутренние, что приведет к оптимальному распределению ресурсов. Например, если будет создан рынок прав собственности на воздух, то владелец промышленного предприятия (производитель внешнего эффекта) или фермер (получатель внешнего эффекта) смогут выкупить это право друг у друга (на чистый воздух или на его загрязнение) в зависимости от того, кто из них двоих сможет извлечь из обладания этим правом большую пользу. Тот, для кого оно представляет меньшую ценность, продаст это право другому.

Рассмотренный выше принцип известен как теорема Коуза-Стиглера. Она утверждает, что при четко установленных правах собственности и почти нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны. Иными словами, рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четко установленных прав собственности, свободного обмена ими и отсутствия издержек по осуществлению трансакций. На практике условия интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма оказываются невыполнимыми. К причинам этого можно отнести: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффектов; множество производителей и получателей внешних эффектов; недостаточность информации об издержках и выгодах сторон; значительные издержки по установлению прав собственности и ведению переговоров. Следовательно, использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Поэтому возникает необходимость применения государственных методов регулирования внешних эффектов.

Государственное регулирование внешних эффектов

Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов.

Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.

Для решения этой задачи используются различные методы.

Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.

Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.

Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

В отличие от стандартов плата за выбросы обладает большей гибкостью. Она не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов, способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Кроме того, предприятия могут извлекать выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом. Следовательно, налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а следовательно, и производство (предложение).

Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ. Субсидии могут быть направлены на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительный внешний эффект. Формы таких субсидий могут быть различны: талоны на продукты питания; денежные выплаты бедным слоям населения; предоставление стипендий на образование; бесплатные вакцинация и медицинский осмотр.

Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий являются производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных частных издержек производства экономических благ. Примером такого рода регулирования служит субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Теория внешних эффектов

Внешние эффекты, или экстерналии, возникают в ситуации, когда часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам, то есть когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. Наиболее очевидный пример – загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих.

При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует.

Регулирование внешних эффектов. Общие ресурсы Понятие внешнего эффекта. Внешние эффекты в потреблении и производстве. Внешние эффекты и потери эффективности.Способы государственного регулирования внешних эффектов. Проблема выбора способа воздействия. Коузианский и гоббсианский подходы. Характеристика общих ресурсов: неисключаемость и соперничество. Трагедия общин Проблемы регулирования доступа к общим ресурсам Разбор задачи: «Правовые режимы и эффективность» Рабочие материалы к теме: Справочный материал:

Внешние эффекты – последствия действий, оказывающие воздействие на благосостояние других индивидов или прибыль фирм и не находящие отражения в рыночных ценах. В общем случае, действия за которым не следует компенсации

Налоги Пигу – компенсации, устанавливаемые государством тем, кто страдает от отрицательных внешних эффектов, берущиеся с тех, кто производит отрицательные внешние эффекты

Коузианский подход к решению внешних эффектов – рецепт судьям: четко установите права собственности, а субъекты сами разберутся какой размер компенсации нужно выплачивать друг другу за причиняемый вред.

Суд отвечает только на один вопрос – Кто виноват?

Гоббсианский подход к решению внешних эффектов – рецепт судьям: четко установите права собственности и определите размер компенсации, который нужно выплачивать за причиняемый вред.

Суд отвечает на два вопроса – Кто виноват? Что делать?

Последствия внешних эффектов

1. Отрицательные издержки производства. Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.).

Это значит, что предельные общественные издержки производства химической продукции превышают предельные частные издержки на величину внешних предельных издержек. Следовательно, уровень производства товаров, которые создают отрицательные экстерналии, будет избыточным.

Рис. 4.1 показывает традиционные кривые спроса и предложения. В отсутствие экстерналий результирующее рыночное равновесие Q m является эффективным. При наличии экстерналий кривая предложения химзавода не будет отражать предельных общественных издержек, а только предельные частные издержки.


Рис. 4.1. Последствия отрицательных внешних эффектов производства

Р Количество (предельная выгода); MPC – (предельные частные издержки); MSC – Предельные общественные издержки

Эффективность требует, чтобы предельные общественные издержки равнялись предельной полезности от увеличения выпуска: производство должно находиться в точке Q e , на пересечении кривой предельных общественных издержек и кривой спроса. Эффективный уровень производства ниже, чем уровень рыночного равновесия.

2. Положительные экстерналии производства. Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки.

Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек.

На рис. 4.2 кривая предельных общественных издержек (MSC) ниже кривой МРС (превышение МРС над MSC составляет предельные внешние выгоды – MEB). Объём исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, устанавливается в т. Q m , т.е. оказывается меньше общественно эффективного уровня Q e .


Рис. 4.2. Последствия положительных внешних эффектов производства

Q e Q m Количество D (предельная выгода) MPS (предельные частные издержки) MCS Предельные общественные издержки

Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объёме, равном общественно эффективному.

3. Отрицательные внешние эффекты потребления. Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то автомобили проезжающих через него дачников приносят жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги.

На рис. 4.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобиля для его владельца.


Рис. 4.3. Последствия отрицательных экстерналий потребления

Число поездок на дачу автомобилистом составит Q m , то есть установится там, где MРВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q m , а именно, - Q е, то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р.

Здесь превышение MРВ над MSB есть MEC (для потребителей).

4. Положительные внешние эффекты потребления. Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, жители расположенного на шоссе посёлка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис. 4.3 достаточно поменять местами MРВ и MSB.

В таком случае превышение MSB над MРВ и есть MEB.

5. Общий ресурс. В проблеме общих ресурсов предельные общественные выгоды меньше, чем предельные частные выгоды.

Рассмотрим озеро, в котором общее количество пойманной рыбы возрастает с числом рыбацких лодок, но непропорционально, так что количество пойманной рыбы, приходящейся на одну лодку, с увеличением числа лодок, уменьшается.

Предельная общественная выгода от дополнительной лодки, таким образом, меньше, чем средний улов с каждой лодки. Как показано на рис. 4.4, часть рыбы, пойманной с дополнительной лодки, была бы и так поймана с какой-то другой.

Частный доход для дополнительного индивидуума, решающего, покупать ли лодку, представляет собой просто средний доход, который гораздо выше, чем предельный общественный доход (поскольку со всех лодок на одном озере ловят одно и то же количество рыбы).


Рис. 4.4. Последствия особого класса внешних эффектов – «общего ресурса»

(СУЛ – средний улов на лодку; ЭКЛ – эффективное количество лодок; РР – рыночное равновесие; КЛ – количество лодок; ИЛ – издержки на лодку; ПОО – предельная общественная отдача; УЛ – улов на лодку)

Таким образом, поскольку равновесие частного рынка влечет за собой равенство средних доходов и затрат на одну лодку (принятыми постоянными), общественная эффективность требует, чтобы предельный общественный доход равнялся затратам на одну лодку.

Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, всегда, когда имеют место отрицательные внешние эффекты, производится или потребляется слишком много.

Во-вторых, всегда, когда имеют место положительные внешние эффекты, производится или потребляется слишком мало.

И, наконец, очевидно, что в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает MSB и MSC.

Многие внешние эффекты устойчиво существуют в экономике длительное время. Это может быть результатом следующих ситуаций:

1) трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности

превышают выгоду от переговоров;

2) слишком большое число участников, вовлеченных в проблему внешних эффектов;

3) трудности в идентификации конкретных источников внешних эффектов;

4) асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров.

Во всех этих случаях решение проблемы экстерналий берет на себя государство.

Стандарты по вредным выбросам

законодательно установленные пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах

Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание. Установление стандартов позволяет сократить размеры внешних эффектов, но, как правило, не обеспечивает оптимального размещения ресурсов.

Недостатки

Нормы разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать

вредные вещества;

Стандарты не стимулируют производителей к снижению разрешенного

уровня загрязнения;

Единые нормы не учитывают степень остроты экологических проблем

в разных регионах;

Стандарты не учитывают различия между фирмами в затратах

по устранению выбросов, что связано с различиями применяемых

технологий.

Плата за выбросы

по сравнению с жесткими стандартами обладает бόльшей гибкостью.

Это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу объема вредных

выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема

вредных выбросов (опыт ФРГ), но не дает гарантии по выполнению

самих стандартов.

Проведение постоянного мониторинга по всем видам выбросов фирм

Корректирующие налоги и субсидии

Продажа прав собственности на загрязнение

в сущности это создание прав собственности там, где их не было. Такой метод позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки, и под государственным контролем подключить рыночный механизм

к решению проблемы внешних эффектов.

Кроме прямого сокращения объема внешних эффектов, рынки прав на загрязнение позволяют учесть различия производимых эффектов разными экономическими субъектами и различия в затратах по устранению внешних эффектов.

Устанавливая стандарты по вредным выбросам для разных регионов, государство продает их форме лицензий с аукциона.

4. Общественные и частные блага

Классификация экономических благ может осуществляться по различным критериям в зависимости от целей микроанализа.

В данном случае интерес представляет проблема общественных благ, производство которых рынок не обеспечивает в силу отсутствия их денежной оценки, но необходимость и важность которых для всех членов общества очевидна.

В качестве критериев рассмотрим: 1) конкурентность в потреблении

2) исключаемость из потребления.

особенности

потребления

Конкурентность (соперничество)

получение выгод от потребления данного блага одним индивидом делает невозможным получение таких же выгод от того же самого блага другим индивидом

Неконкурентность

означает неделимость благ в их потреблении. Поэтому индивидуальное потребление таких благ не уменьшает их количества и качества, доступного для потребления другими

наличие прав

собственности

Исключаемость

наличие возможности для данного субъекта воспрепятствовать всем остальным одновременно с ним потреблять данное благо

Неисключаемость

невозможность запрещения кому-либо участвовать в потреблении данного блага, даже если этот кто-то

отказывается за это платить

Сочетание свойств конкурентности и исключаемости относится к чистым частным благам . Именно эти свойства делают их максимально приспособленными к обращению на рынке. Каждая единица чистого частного блага может быть продана за отдельную плату. Большинство экономических благ являются чистыми частными.

Сочетание свойств неконкурентности и неисключаемости характеризует чистые общественные блага , которые потребляются коллективно.

Чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду при его использовании, и возможность помешать им. Проблема бесплатного пользования возникает в том случае, если число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно.

Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть ках общественными, так и частными. Пример: салют в большом городе – благо общественное. Но если салют организован в частном увеселительном парке, это частное благо, т.к. его посетители заплатили за входные билеты.

В качестве общественного блага часто называют маяк. Однако известно, что в XIX в. на побережье Англии действовало несколько частных маяков. Владелец местного маяка взимал плату за услугу с ближайшего порта (а не с капитанов кораблей). В случае отказа владельца порта платить собственник маяка давал команду погасить огонь. В результате сокращалось число заходивших в порт судов и соответственно его доходы. Сегодня работа большинства маяков обеспечивается правительством.

ВЫВОД : если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо. Если выгоду извлекает прежде всего владелец порта, это частное благо.

Кроме чисто общественных и чисто частных благ существуют промежуточные (смешанные) блага, не обладающие в полной мере свойствами частных или общественных благ.

Особый интерес представляет перегружаемое общественное благо , использование которого создает отрицательный внешний эффект.

В ряде случаев потребление данного блага сохраняет черты чистого общественного товара до некоторого порогового уровня, за которым наступает его нехватка для всех, т.е. перегрузка. Предельные издержки на каждого следующего потребителя данного объема блага становятся выше 0, а предельная выгода (полезность) начинает снижаться.

Типичным примером перегружаемых благ являются мосты, тоннели, шоссейные дороги: в часы "пик" появление дополнительного потребителя приводит к образованию "пробок", снижению скорости, повышению опасности движения; общественные помещения (библиотечные, лекционные и т.п.). Действительно, до определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей одинакова и дополнительные пользователи не ухудшают положения остальных.

Одним из способов решения проблемы перегруженных дорог, например, является взимание платы с водителей. В сущности плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на внешний эффект перегруженности. Но зачастую (как и в случае с местными дорогами) ее взимание нецелесообразно из-за высоких издержек на содержание персонала.

В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Для эффективного ее решения необходимо взимать плату за проезд только в часы "пик", что стимулирует водителей изменять расписание движения.

Интересен в связи с этим опыт администрации Сингапура по борьбе с перегруженностью дорог в течение более 10 лет. Сингапур – единственный город, в котором не существует проблем перегруженности дорог и загрязнения, связанного с автомобильными выхлопами.

В центре города расположены пункты по взиманию платы за проезд по улицам. Чтобы проехать в город, каждый водитель должен заплатить сумму в зависимости от времени дня и уровня загрязнения. Изменение уровня оплаты позволяет достичь оптимальной загруженности магистралей.

Кроме того, администрация Сингапура рассчитывает максимально допустимое, не вызывающее чрезмерного загрязнения воздуха, количество автомашин за пределами центра города и продает каждый месяц на аукционе права по лицензированию новых автомобилей. Введены специальные карточки, допускающие разную интенсивность пользования автомобилем. Карта, позволяющая поездки на автомашине в любое время суток, намного дороже карты, допускающей поездки только по выходным. Цены на карточки зависят от соотношения спроса и предложения.

В результате применения этой системы Сингапур экономит ресурсы, используемые на развитие инфраструктуры. Взимание платы за проезд позволяет снизить некоторые городские налоги.

Общие (совместно потребляемые) блага (смешанные блага II )отличаются высокой конкурентностью и низкой исключаемостью: леса, водоемы, реки, общественные парки для отдыха, национальные заповедники и т.п. При свободном доступе к этим благам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая ее до разрушения (действие отрицательного внешнего эффекта).

Правительство может решить проблему ограничения доступности общих благ с помощью прямого регулирования или введения специального налога.

Иногда в качестве альтернативы – перевод общего блага в разряд частного товара.

Это правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: "Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими".

Так, Мировой океан раньше имел статус чистого общественного товара. В настоящее время его ресурсы ограничены и их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей. Это значит, что в ресурсной части Мировой океан превратился в чистое частное благо, а с точки зрения мореплавания остается чистым общественным товаром.

Исключаемые общественные блага (смешанные блага I) имеют высокую исключаемость при низкой конкурентности. В отличие от чистых общественных благ здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления таких товаров, несмотря на коллективный его характер. Это значит, что исключаемые общественные товары могут производиться (и производятся) в частном секторе без участия государства (шоу-бизнес).

Разновидностью исключаемого общественного блага является так называемое клубное благо , когда принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку,

а к группе людей. Доступ к потреблению этих благ ограничен уставными требованиями и размером членских взносов. Типичными примерами являются клубы по интересам (конный, теннисный клуб), самоуправляемые общественные организации. Это значит, что на такие блага легко назначить цену.

Исключаемые общественные товары могут предлагаться на рынке в частном порядке фирмами и могут производиться государством.

Особую группу в исключаемых общественных благах составляют

квазиобщественные блага : пожарная охрана, полиция, музеи, библиотеки, а также продукцияестественных монополий : газо −, водо – , тепло − , электроснабжение, транспорт, кабельное телевидение.

Вместе с тем "чистые общественные товары" и "блага, предоставляемые правительством" не являются синонимами. Действительно, производство чистых общественных благ осуществляется государством (национальная оборона, охрана окружающей среды). Эти блага не имеют денежной оценки и не могут быть проданы. Выгоды от их потребления достаются всем гражданам. Одновременно государство обеспечивает население и другими благами: пособия по безработице, пенсии, объекты инфраструктуры и т.п. Многие из них потребляются индивидуально.