Грамоте учиться всегда пригодится смысл этой пословицы. Грамоте учиться - всегда пригодится классный час на тему

08.09.2017

Вопрос «ты что, неграмотный?» уже давно считается ироническим. В самом деле - кто хуже, кто лучше, но читать и писать у нас может всякий, гордиться этим умением никому и в голову не придёт. Международный день грамотности приходится как раз между Днём знаний (1 сентября) и Всемирным днём учителя (5 октября). Возможно, именно поэтому он не так уж широко отмечается в нашей стране.

Первого сентября все дети России отправляются за школьные парты, «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь». Есть у нас праздник славянской письменности, День русского языка, отмечаемый в день рождения Пушкина и отдельно – День книги. Казалось бы, нет причин отдельно отмечать День грамотности. И всё же это хороший и нужный праздник.

В 1965 году в Тегеране (Иран) прошла Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности. День её открытия, 8 сентября, и стал датой нового праздника, объявленного ЮНЕСКО в 1966 году: Международным днём грамотности.

Разумеется, сейчас понятие грамотности уже далеко выходит за рамки простого знания букв. Грамотность-2017 предполагает свободную ориентацию в мире высоких технологий, крепкую фундаментальную базу, достаточную для получения новых качественных знаний, открытый доступ к образованию, невзирая ни на имущественные, ни на половые, ни на какие другие различия. Собственно, тема этого года была определена в ЮНЕСКО как «Грамотность в эру цифровых технологий».

Тем не менее на планете до сегодняшнего дня более 700 млн взрослых остаются неграмотными в самом прямом смысле слова. Две трети из них – женщины. Множество детей не могут посещать школу – и ООН борется с этой проблемой, привлекая внимание людей во всем мире, финансируя образовательные проекты, награждая тех, кто способствует распространению грамотности на планете.

А как обстояло дело с грамотностью в России?

Умеешь ли грамоте?

До революции вопрос «умеешь ли грамоте?» никого не удивлял. И ответ на него нередко был отрицательным. Впрочем, даже некоторые «умеющие» сегодня смотрелись бы сущими неучами: можешь подписать своё имя – вот и хорошо. Часто бывало, что человек лишь читал по складам, а писать не умел вообще. Про таких говорили «полуграмотный».

Достаточно трудно однозначно ответить, как обстояло дело с грамотностью в Древней Руси. С одной стороны, огромное количество берестяных грамоток, найденных в Новгороде при раскопках, свидетельствуют: новгородцы пользовались всеми преимуществами письменности. Они слали друг другу просьбы, распоряжения по хозяйству, любовные признания (очевидно, довериться бересте было легче, чем говорить о своих чувствах).

Кстати, одна из берестяных грамоток – это упрек от девушки её пропавшему возлюбленному (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я, недостойная».

Великий Новгород вёл широкую торговлю с Европой, в вольном городе купцов и ремесленников грамотными были и мужчины, и женщины, и дети. Шестилетний малыш Онфим, имя которого нам известно, потому что он подписался, стал настоящей «звездой» археологии – его немудрёные рисунки, выцарапанные на бересте, украшают обложки солидных научных трудов. Онфим и его друг Данила забавлялись, рисуя на бересте, возможно, прямо на уроке, совсем как школьники нашего времени.


Берестяная грамота Онфима

Разумеется, не только новгородцы учились грамоте и обменивались посланиями. Берестяные грамоты находят и в Вологде, и в Пскове, и в Рязани со Смоленском. Просто в Новгороде болотистая почва позволила хрупкой бересте «законсервироваться» – таким образом до учёных дошли «грамотки», датируемые едва ли не XII веком. Кроме того, учёные доподлинно знают об училищах, организованных князьями (им были нужны грамотные священники и управляющие).

К сожалению, войны, смуты, набеги завоевателей губили отечественную культуру. В пожарах сгорали библиотеки и школы, образованные люди гибли или попадали в рабство. Увы, как и сегодня, там, где идет война, мало у кого хватает сил и времени учиться. В результате не только князья, бояре и воины, но даже священство в массе своей оказалось «некнижно» . Зачастую рукополагали и вовсе неграмотных попов, которые совершали богослужения по памяти – или как Бог на душу положит (на это жаловался епископ новгородский Геннадий, говоря, что некого «ставить в попы» , и учиться ставленникам не у кого). Геннадий бил челом царю Ивану III, прося о создании школ, в которых бы накрепко учили азбуке, а потом чтению по Псалтыри, но пользы это особенной не принесло. Когда ставленников (кандидатов в священнослужители), спрашивали, почему они мало умеют грамоте, те отвечали: «Мы учимся у своих отцов или у своих мастеров, а больше нам негде учиться; сколько они знают, тому же учат и нас. А прежде в Российском царстве, на Москве и в Великом Новгороде и по иным городам многие училища бывали, грамоте, и писать, и петь, и читать учили, и потому много было тогда гораздых грамоте, и писать, и петь, и читать, и были певцы, чтецы и добрые писцы, которые славились по всей земле и доднесь».

Книги и книжники

В какой-то момент, когда в Новгороде вспыхнула ересь «жидовствующих», священники ничего не могли поделать: им просто не хватало компетенции спорить с грамотными еретиками, которые, в отличие от них, умели читать, знали иностранные языки и могли аргументировать свои слова точной библейской цитатой. Как особая редкая добродетель героя-богатыря в былинах всегда отмечается его образованность – что он «крест кладёт по-писаному, поклоны ведёт по-учёному».

Знаменитая библиотека Ивана Грозного, богатству которой дивились те немногие, кто её мог увидеть и оценить, оставалась лежать в скрытых покоях Кремля мёртвым грузом – государи московские не могли их прочесть. Книги на латыни, греческом и еврейском (числом более 800), в своё время привезённые с Востока, долгое время хранились под замком, а потом и вовсе исчезли, став одной из многочисленных московских легенд.

Библиотеки при монастырях, разумеется, использовались куда более рачительно, но к ним не было доступа ни для белого духовенства, ни тем более для мирян.

На Стоглавом соборе при участии Ивана Грозного было решено, чтобы дьяки и попы у себя в домах учили детей грамоте, письму, церковному пению, «чтению налойному» (с аналоя). К сожалению, эта хорошая инициатива не получила достаточного развития. Кроме того, рукописные книги, по которым и надлежало бы учиться читать, содержали в себе такую массу ошибок, описок, неверно понятых мест, что, как свидетельствовал Иван Фёдоров, первопечатник российский, «среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов».

Иван Грозный не щадил средств, пытаясь устроить в Москве печатни, – и наконец-то среди русских людей появились истинные подвижники книжного дела – Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Из Польши был привезён печатный станок, выпущены первые книги – «Апостол» и «Часослов». Но несмотря на щедрое финансовое обеспечение лично от Ивана Грозного, несмотря на успех предприятия и покровительство на самом высоком уровне, всё закончилось печально – по русской пословице «жалует царь, да не жалует псарь» . Английский дипломат и мемуарист Дж. Флетчер писал, что однажды ночью типографию подожгли – станок и дорогостоящее оборудование сгорело дотла, мастерам чудом удалось избежать гибели. Флетчер указывал, что это было устроено руками невежественного духовенства, которое боялось, «чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие» . Флетчер не был прямым свидетелем: он приехал лишь через полсотни лет и описывал происходившее с чужих слов. Доподлинно известно, что Иван Фёдоров со товарищи и вправду были вынуждены покинуть родину, взяв с собой настоящее сокровище – резные гравировальные доски и шрифты (очевидно, уцелевшие во время пожара). Как бы то ни было, дальнейшие труды первого российского книгопечатника-москвитянина продолжались уже в Европе.

Борис Годунов всерьёз намеревался изменить ситуацию и устроить светские школы, но, видимо, к политикам по имени Борис в России судьба явно не благоволит. Неурожайные годы, смерть государя и последовавшая за тем Смута свела на нет все его труды. И хотя постепенно в крупных городах начинали появляться учебные заведения (к примеру, Еллино-греческая академия братьев Лихудов, впоследствии ставшая знаменитой Славяно-греко-латинской академией), всё же грамота оставалась уделом весьма немногих, кому повезло родиться в нужной семье и в нужном месте, – или кому не мил был свет без учения.

Впрочем, отдельным слоям населения грамота была необходима – и родители заботились об образовании отпрысков. Таковы были старообрядцы, которые не мыслили себя без строгого следования канонам и сохраняли «неиспорченные» книги, избежавшие правки. Сосланные и гонимые священники старого толка рассылали многочисленные послания своим духовным детям, эти наставления свято берегли, прочитывали, переписывали и прятали от чужих глаз. Разумеется, трудно было обходиться без грамоты северным поморам, суровым мореходам. Чтение карт, сопровождающие записи – всё это требовало хотя бы минимальных познаний. В глухой двинской деревне Холмогоры, как мы помним, у юноши Михайлы Ломоносова была возможность заниматься по ведущим учебникам того времени: «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, «Арифметике» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого – потому что местный дьячок имел весь комплект, ставший «вратами учёности» для первого российского академика. И это при том, что о стотысячных тиражах и рассылке учебников по всем медвежьим углам страны не было и речи. Вот такой дьячок был в деревне Холмогоры.

Игра в солдатиков

Пётр Великий, пожалуй, впервые осознал необходимость широкого начального образования своих подданных. Если отпрысков состоятельных и знатных родов отправляли учиться за рубеж, чтобы в кратчайшие сроки подготовить грамотных специалистов, то для дворянских недорослей средней руки были разработаны специальные арифметические школы. Первую такую открыли в 1701 году в Москве, при Навигационном училище. Детям 10-15 лет преподавали геометрию, арифметику, учили чтению и, конечно, нравственности и этикету. Вторая такая же экспериментальная школа была открыта в Воронеже, где Пётр в то время рассчитывал построить российский флот. Идея с флотом провалилась, оставив очень ощутимую дыру в бюджете, но цифирная школа царю в результате понравилась – и с 1714 года при архиерейских домах и монастырях было велено учреждать такие же учебные заведения.

Казалось бы, всё шло отлично. Ещё через некоторое время практически в каждом городе было две государственных школы – одна духовная, другая арифметическая, готовившая военных, промышленников, моряков – всех, кто мог бы понадобиться государству.

Проблемы начались на уровне реализации. Учителя настаивали на железной дисциплине и внедряли её драконовскими методами. Прок от учения далеко не всегда был заметен, а самое главное – неясен для родителей. В конце концов купцы и коммерциалы собрались и подали царю челобитную, в которой умоляли освободить их детей от школы. Мотивация была самая простая: любой купец приучает своё детище с младого возраста к работе, объясняя все тонкости заодно с грамматикой и арифметикой, заставляя практиковаться в своей лавке или в дальних разъездах по стране, к вящей пользе государевой. А тут в самые плодотворные для освоения ремесла годы детей только и делают, что порют и учат невесть какой ерунде. Откуда же возьмётся новое поколение купцов, если после такой учёбы молодой человек лишь даром потерял время? А не будет торговли – не будет и налогов, не на что будет содержать армию, строить корабли…

Петр подумал и согласился, разрешив купеческим детям заниматься дома. Дети священников, разумеется, отправлялись в епархиальные духовные школы. Так, в цифирных школах практически не осталось учеников. Народ не оценил предложенной ему идеи начального государственного образования – с другой стороны, уж слишком страшным и бессмысленным было её воплощение.

Для солдатских детей при гарнизонах была открыта сеть гарнизонных школ, где с 7 лет мальчиков обучали грамоте, арифметике, военным упражнениям (экзерциям), а после тех, кто проявлял хорошие способности, учили дальше – на писарей, младших офицеров, военных музыкантов, артиллеристов, а всех прочих определяли или в военную службу, или приставляли к ремёслам. Кожевенники, кузнецы и столяры были нужны армии в гигантских количествах. Государство худо-бедно обеспечивало воспитанников едой, одеждой, книгами и всем необходимым для обучения, раз в три года выдавали овчинную шубу, шапку, штаны, со времени зачисления в школу обучающемуся платили небольшое жалование.

Кантонист, 1892, Харьковский художественный музей

Через некоторое время гарнизонные школы были реструктурированы в школы кантонистов, куда собирались дети солдат, а также малолетние рекруты – евреи (еврейских мальчиков-рекрутов разрешалось призывать с 12 лет, по 7 человек с каждой 1000 мужчин, и очень часто родители со слезами жертвовали младшими сыновьями, ещё не прошедшими гиюр, чтобы избавить от царской службы старших), а также цыгане, дети мятежных поляков и мальчики-сироты. Инославных и нехристиан специально увозили подальше от родных мест – и всеми силами склоняли к переходу в православие. За это полагались определенные блага, в том числе большое денежное вознаграждение, а упорство могло стоить мальчику очень дорого. Кантонистские военные заведения обеспечивали армию писарями, аудиторами, кондукторами и картографами, а также военными музыкантами, то есть в сущности всё было не так уж и плохо. Но жизнь кантонистов была настолько безотрадна, что многие рекруты до конца дней не могли простить своих родителей, отдавших их на эту каторгу, от которой не было избавления: срок службы составлял 25 лет, и годы школьной муштры не засчитывались. Малолетние кантонисты, приходя на службу здоровыми крепкими детьми, таяли как свечи от муштры, дурного питания, отсутствия лечения и произвола командования. Смертность в школах кантонистов была очень высокая. При Александре II эти школы в знак особой монаршей милости при коронации были переоборудованы в обычные школы военного ведомства, а всем обучающимся там детям позволили вернуться к родным, если они того хотели и если им было к кому возвращаться.

Так обстояло дело с солдатами, путём страшных мучений и зачастую против собственной воли получавших образование. А что же с крестьянами?

«Легли в коробку книжечки»

Мы привыкли считать, что грамотных среди крестьян практически не было, что вся эта «тёмная и косная» масса с грамотностью ничего общего не имела. А на самом деле – всё совсем не так. То, что среди крестьян XVIII века были грамотные люди, – несомненно: историки имеют массу документов, написанных и подписанных крестьянами (челобитные, «сказки», допросные листы). Некоторые, впрочем, добавляли: «Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался» . Екатерина II планировала тотальное образование для мужского сельского населения России, но – увы – денег, учителей, учебников для осуществления этого плана катастрофически не хватало, идея народных училищ реализовывалась медленно и в недостаточном количестве (на всю Россию в 1786 г приходилось едва ли 40 училищ, домашних пансионов и сельских училищ, с 136 учителями и 4398 учащимися).

Не лучше оставалось положение с народными училищами и в первой трети XIX века. Хотя вновь созданное Министерство народного просвещения выработало отличный план по обеспечению начального образования для народа, всё осталось на бумаге. Ответственность за обучение крепостных детей и содержание школ возлагалась на помещиков – и многие из них охотно устраивали у себя школы, следили за успехами детей, награждали отличившихся, а наиболее талантливых отправляли учиться дальше, видя в том пользу и для себя.

Но далеко не все помещики разделяли точку зрения, что крепостному нужно образование. Крестьянству официально был закрыт пусть в высшие государственные школы (Ломоносов, чтобы поступить в Академию, назвался дворянским сыном), но зато оставался широкий простор для частной инициативы. Местное священство за определённую плату учило детей читать и писать, кроме того, существовали так называемые «вольные учителя», основным ремеслом которых и было обучение крестьянских детей. Иной раз этим занимались вышедшие в отставку солдаты, странствующие монахи, семинаристы, заштатное священство. Зажиточные крестьяне могли в складчину приглашать таких «гулящих» (то есть не приписанных к определенной земле)учителей в своё село – и сообща устраивать «вольную школу», обеспечивая учителя жильём и едой.

В первый же базарный день после начала обучения родители покупали ученикам по азбуке и по указке. Заниматься начинали после совместной молитвы. Вначале изучали церковнославянскую азбуку и твердили «склады» (все возможные сочетания согласных и гласных). Затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтыри, после чего приступали к гражданской азбуке, и тогда приобретались новые учебники. Переход от одной учебной книги к другой был праздником и для учителя, и для детей, и для родителей.

Бегло читать «и по-церковному, и по-граждански» дети выучивались, как правило, за две зимы. Обычно учение в деревнях начиналось 1 декабря, когда закончились крестьянские работы. В этот день отмечали память пророка Наума, и будущие ученики молились: «Святой пророк Наум, наставь меня на ум!» Разумеется, книги в крестьянской среде были по большей части рукописными и полезными в хозяйстве – «духовные» (с поучениями), лекарственные (с рецептами от всех болезней), песенники и т. д. Читать и слушать «про божественное» в русской деревне очень любили. Также популярны были лубки – отпечатанные и грубо раскрашенные картинки, сопровождаемые текстом.

Много позже, когда книгопечатание уже вполне развилось, выпускались специальные книги для крестьян – самые дешёвые и простые. Как ни странно, русские книги, ставшие теперь классикой, среди крестьянства популярностью не пользовались. Некрасов, довольно точно описывавший быт крестьян, перечислил книги, которые у купца оптом забирают бродячие офени – книготорговцы:

Спустил по сотне Блюхера,

Архимандрита Фотия,

Разбойника Сипко,

Сбыл книги: «Шут Балакирев»

И «Английский милорд»...

Что же читали грамотные крестьяне в XIX веке? Всё то же – поучения архимандрита Фотия, «Военные подвиги и анекдоты прусского генерал-фельдмаршала и орденов разных государств кавалера Блюхера» (впрочем, на ярмарке у Некрасова речь, скорее, шла о портретах бравого генерала – с орденами и орлиным взглядом), лубочную книгу Матвея Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы», а также сборник анекдотов шута Балакирева, жизнеописания известного разбойника Ваньки Каина – и авантюриста Сипко, выдававшего себя то за военного офицера, то за дворянина. В сущности, тот же по духу ассортимент мы встретим в любом книжном киоске.

Научившись читать и получив возможность покупать дешёвые книжки, крестьяне при всем богатстве выбора предпочитали литературу с занимательным авантюрным сюжетом и пылкими страстями. Русская литература с ее психологизмом, углубленным вниманием к внутреннему миру героя, пространными описаниями пейзажей в этой среде не котировалась вообще, хотя отдельные произведения Пушкина, Карамзина и Гоголя пользовались популярностью, так же как романы Майн Рида и… «Потерянный и возвращённый рай» Джона Мильтона. Это было и о «божественном», и о чувствах.

Уважали в деревнях и прессу – выписывали газеты и порой иллюстрированные журналы – «Ниву» и «Родину». Часто практиковалось «общее чтение» – все собирались вечером в одной избе - и грамотные (иногда малолетние ученики) читали общему собранию выбранную книгу. В. П. Вахтеров, российский педагог-просветитель, писал: «Всякий, кто наблюдал за чтением в деревне, кто видел, с каким трепетом сердечным следят деревенские читатели за терзанием героя рассказа, с каким восторгом узнают они о его удачах, кто слышал этот искренний, неудержимый гомерический хохот деревенской аудитории, когда положение действующих лиц рассказа становится комичным, видел эти слёзы наиболее впечатлительных слушателей, сопровождаемые вздохами и восклицаниями других при талантливом воспроизведении кем-нибудь печального события, кто слышал суждения крестьян по поводу просто и толково прочитанного, тот знает, что при хорошем чтеце талантливая, интересная и доступная пониманию народа книга оставляет неизгладимый след в душе простолюдина, входит в его мировоззрение, становится заметным фактором в его духовной жизни».

«Наш великий, могучий, правдивый и свободный…»

Сдвинулось с мёртвой точки дело лишь после освобождения крестьян. Александр II с его реформами добился того, о чём тщетно хлопотало столько организаций до него. Земские школы работали не на бумаге, кроме того во второй половине века в деревню хлынуло масса волонтёров-разночинцев, желающих учить и просвещать взрослых и детей. Молоденькие барышни-учительницы, тысячи безвестных энтузиасток, отправлялись в деревню, как миссионеры в далёкие земли. В сущности, они довольно мало знали реальный народ и руководствовались, скорее, благими идеями и некими умозрительными теориями.

«Народники», желавшие сами «учиться у народа», «приникнуть к корням», найти своё место в мире, в массе своей испытывали после столкновения с «мужичками» глубочайшее разочарование. Политическую агитацию крестьяне срывали сами, сдавая полиции непонятных господ, рядившихся в мужиков и говоривших крамольные речи. А «учителки» и врачи, шедшие «в народ» как на подвиг, скорее, были головной болью для местной администрации. Да и не особенно жаждали крестьяне отдавать своих детей в учение. Бесплатной медицинской помощью пользовались охотно, а вот ради книжки отрывать «малого» от работы соглашались не все. Земские школы – хороши они были или не слишком, – но всё же решали дело лучше, чем все предыдущие попытки государства и прекрасные порывы «народников».

В 1897 году в Российской империи состоялась первая Всеобщая перепись населения. Это был очень серьёзный проект, в нём принимало участие множество людей, одним из деятельных ее организаторов был П. П. Семенов-Тян-Шанский. В перечне вопросов, на которые отвечали все жители империи, под номером 12 полагалось ответить, грамотен ли опрашиваемый. И если умеет читать – то где обучался. По результатам этой переписи мы доподлинно знаем, что уровень грамотности в европейской части России составил 21,1 %, причём среди мужчин он был существенно выше, чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно). По всей же Российской империи – 19,78 %. Естественно, что в отдельных губерниях грамотность была очень высокой, в отдельных – крайне низкая, но общий факт остаётся фактом. До поголовной, стопроцентной грамотности было очень далеко. Кроме того, грамотность среди крестьян очень сильно зависела от имущественного положения, величины земельного надела. Зажиточные могли подумать о таком важном деле, а для бедняка это всё оставалось пустой тратой времени. Увы, даже и выучившись грамоте, люди довольно быстро забывали её, если не было практики.

В 1916-м 80% призывников были грамотными

При Николае II общественное образование стало одной из самых насущных задач. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1,5 млрд рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. Министерство народного просвещения в 1911 году не без гордости отчитывалось: «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счёт местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным».

Это были не простые слова. Во всех уездных городах России были гимназии – с высоким уровнем преподавания. В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, проведённая в 1920 г., установила, что 86 % молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы Гражданской войны. Да и в первые годы Советской власти учителями были выпускники тех самых земских школ и гимназий. Учить тогда умели.

Накануне Первой Мировой войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов, из них студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих/цеховых/крестьян и пр.) было в среднетехнических учебных заведениях — около 80 %, в технических вузах – более 50 %, в университетах – более 40 %. И эти цифра росли и росли. К сожалению, после революции и связанных с нею катаклизмов эта цифра упала катастрофически. В 1927 году на XV съезде ВКП (б) Н. К. Крупская жаловалась, что грамотность призывников в 1927 году значительно уступала грамотности призыва 1917 года – за каких-то десять лет всё «просело».

Увы, ликвидация тотальной безграмотности совершалась руками тех, кто её же и организовал. Среди «раскулаченных», высланных, лишенцев, репрессированных и просто расстрелянной «контры» были не только злостные враги нового строя и идейные противники, но и те, кто по каким-то причинам не нравился воинствующей посредственности, дорвавшейся наконец до власти. Страна была подвергнута шоку, крестьянство поставлено на грань уничтожения организованными голодоморами и продразвёрстками, при которых изымался даже посевной фонд (то, что потом было названо изящным словом «перегибы») – когда речь идёт о выживании, уже не до образования. Особенно если обвинения «ишь, шляпу надел» и «чо, самый грамотный тут? » были достаточной причиной для самосуда на месте. Согласно переписи населения 1937 года, 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя в стране декларировалась всеобщая грамотность. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Её организаторов репрессировали, перепись 37 года вощла в анналы истории как «расстрельная». Катастрофически упавший уровень грамотности населения удалось хоть как-то исправить лишь к 50-м годам ХХ века, уже после Великой Отечественной.

Наверное, нам, уже не представляющим, что взрослый человек в нашей стране может не уметь читать и писать, сейчас кажется, что эту страницу в истории мы уже перевернули. На самом деле, не стоит забывать: грамотность – это не столько привилегия, сколько показатель. Это спокойная жизнь населения, определённый достаток, уважение к умственному труду, это высокий уровень развития науки и искусства и даже самоуважение к себе как к единице языка. Грамотность народа – это не про низкий или высокий балл за ЕГЭ и не про оценку в журнале. Собственно, об этом и напоминает ЮНЕСКО, уже в 51 раз отмечая Международный день грамотности.


1. Сомневаешься "приДТи" или "приЙТи"? Запомните раз и навсегда, правильно - "приЙТи".

2. Заказали "экспрессо"? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется "ЭСПРЕССО"!

3. Как правильно: "ПОБЕДЮ" или "ПОБЕЖДУ"? Никак! У глагола "победить" нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. "Одержу победу", "сумею победить" вполне себе заменяют эту форму.

4. Повторяем! Не существует слов "вообщем" и "вобщем"! Есть слова "ВООБЩЕ" и "В ОБЩЕМ". И точка.

5. В документах стоит "ПОДПИСЬ", а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - "РОСПИСЬ". Не путаем, друзья, не путаем!

6. С точки зрения лексической сочетаемости выражение "самый лучший" звучит так же нелепо, как "более красивейший". Большой привет режиссёрам "Самого лучшего фильма".

7. "Занять" - это взять взаймы! "Займи мне денег" - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. "Одолжи мне денег", "Можно мне занять у тебя?" - правильно.

8. "В течениЕ" (какого-то времени, в продолжение), но "в течениИ" (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

9. АДронный коллайдер! Не "АНдронный", кто такой этот "Андрон"? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. "Коллайдер", кстати, с двумя "л".

10. ВыИграть! Не выЙграть! Искренне не понимаем, что движет людьми, которые ставят туда "Й". Проверочное слово - ИГРА.

11. Как правильно: "едь" или "ехай" или " езжай"? Никак! Повелительная форма от глаголов "поехать" и "ехать" будет только "ПОезжай" или "ЗАезжай", "ПРИезжай" и т.п.. Употребление слова "езжай" без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

12. Все, кто еще говорит "ИХНИЙ", будут гореть в аду!

13. За написание "извЕни" вместо "извИни" пора вводить денежные штрафы.

14. Сомневаетесь, как верно: "ложИть" или "лОжить"?
Правильно: ПОложИть (-ложить только с приставками!) и класть (строго без приставки!). Например, "я кладу на ваши правила и нормы" или "я положИл на русский язык ещё в школе".

15. Девушки, не продолжайте общение с человеком, который пишет вам "ты симпОтичная девчЁнка". Помогите естественному отбору!

16. "Что бы мне ОДЕТЬ?" - можно думать только Юдашкину. Ну, вспомните же: "надеть носки" - "снять трусы", "одеть Машу" - "раздеть Катю". Поэтому правильно: "Что бы мне НАДЕТЬ?".

17. Не подменяйте "извините" на "извиняюсь". "Извините" - я был не прав и прошу меня извинить, "извиняюсь" - я уже себя извинил за эту ерунду, а вы как хотите.

18. "Тебе это нравиТЬся?"- "Нет, мне не нравиТЬся!" - это ужас!
Итак, вспоминаем школьную программу. Если глагол отвечает на вопрос "что делаЕТ?/что сделаЕТ?", то мягкий знак НЕ НУЖЕН. А если - на вопрос "что делаТЬ?/что сделаТЬ?", то мягкий знак НУЖЕН. Вот так вот, грамоте учиТЬся всегда пригодиТся.

19. Правильно ставьте ударения в словах:
красИвее (не красивЕе), жалюзИ (не жАлюзи), крЕмы (не кремА), цепОчка (не цЕпочка), поварА (не пОвары).

20. Кто С Москвы? Шагом марш в деревню!
Литературная норма: я ИЗ Брянска, ИЗ Смоленска, ИЗ Екатеринбурга. "С Москвы" - просторечие.

21. "По-моEму", "по-твоEму" - пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС! Никаких "помойму" и прочей ерунды!

22. Запомните!
Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ. Никаких "иду на день рожденИЕ", "поздравляю, с днем рожденИЕм" и подобной ереси. Причем, все слова пишутся с маленькой буквы.

22. Правильно говорить: "Я люблю МОРОЖЕНОЕ (не мороЖНое, не морожЕННое). Я хочу ПИРОЖНОЕ (не пирожЕНое, не пирожЕННое)".

23. Запомните, как пишутся слова:
всё-таки, вряД ли, пОТихоньку, ВКратце, иЗРедка, неужТО, как будтО, ВПоследствиИ. Да, они пишутся именно так!

24. Классика. "ПозвонИшь мне?" - ударение всегда на последний слог! Без исключений! Проверяем песней "ПозвонИ мне, позвонИ".

25. Не говорите "сосисЬки", в этом слове в помине не было мягкого знака.

повысить общую языковую культуру;

развить интерес к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, что еще не видели и, возможно, не увидим. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим предкам. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что такое слово? По определению, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря:

«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, общаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь. Сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка.

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «ц»)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. В каком слове отрицание не слышится сто раз? (стонет).

4. Что общего у дня и ночи? (ь на конце)

5. Что находится между горой и оврагом? (буква «и»)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях (длинный язык, язык Пушкина, вареный язык)

Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, -омонимы, т. е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам дела никакого нет до того, что когда-то были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и « человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, бедем ли мы правильно поняты окружающими.

Как говорить правильно? (от команды по одному представителю).

Кто последний или крайний? Я извиняюсь или извините, пожалуйста? Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке? Я кладу или я ложу?

(К доске, на которой записаны слова в столбик, подходят участники. В словах нужно расставить ударение и дать объяснение).

Агент мельком

Гусеница мусоропровод

Балуюсь щавель

Комбайнер силос

Тефтели квартал

(можно больше)

Пока они выполняют задание, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

Привести примеры. Кто больше? Кто лучше знает их?

Ведущий. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ.

Конкурс знатоков поговорок.

1. В какой пословице утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).

4. Плевать вообще не красиво, но когда-то из-за плевка можно умереть от жажды).

5. Какая поговорка говорит нам о каком - либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать:»Рано вставший успевает больше сделать за день. (Кто рано встает, тому бог подает).

Конкурс знатоков пословиц.

К пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

«Кто в лес, кто по дрова».

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».

«Рыльце в пушку».

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

«Медвежья услуга». «Львиная доля» и многие другие.

Вопрос. Вспомните, из какой басни родилось выражение «львиная доля»? «Лев на ловле».

Что же означает выражение «львиная доля»? Львиная доля означает большую часть чего – либо.

Выражения, которые мы с вами употребляем в разговоре, приходят также из песен, пословиц, поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их и называют народными.

Заключительное слово учителя.

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил:» Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман, делай это с умом. Помни, что слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, мудреные слова.

Урок – зачет по теме «Имя числительное».

Урок в форме дидактической игры.

Цели урока: 1) обобщение сведений об имени числительном;

2) формирование умений:

а) находить числительные;

б) знать разряды числительных;

в) уметь склонять числительные.

3) осуществление контроля знаний.

Оборудование: путевые листы экскурсоводов, карта – схема города, кодоскоп.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами изучили тему»Имя числительное». Сегодня мы проведем урок – зачет по этой теме. Запишите число, а вместо слов «Классная работа» запишите «Путевой лист экскурсовода»… (свою фамилию и имя запишите в родительном падеже).

2. Проверка домашнего задания.

Что такое экскурсия? (читает ученик из толкового словаря.)

Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего – нибудь с образовательной целью.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт – Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдемся по современным улицам. Экскурсию совершим на воображаемом автобусе.

Коллективное устное описание «Икаруса».

3. Фронтальный опрос.

Запись на доске или использование кодоскопа.

Санкт – Петербург находится в 2 раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Город основан в 1703 году. Ему более 300 лет. До 1914 года город назывался Санкт – Петербургом, до 1924 года – Петроградом. Затем –Ленинградом, а потом снова – Санкт – Петербургом.

Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. И вы лишний раз убедились, что имя числительное – очень важная часть речи , без которой трудно обойтись. Общаясь друг с другом.

Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

Какие бывают числительные по значению и по составу?

Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Как склоняются порялковые числительные? (Устно просклонять второй город).

Начнем оформление наших путевых листов.

Образец записи на доске. (На доске висит таблица).

Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

4. Сколько островов в дельте Невы?

С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

Сообщение учащегося.

Вначале 20-годов в дельте Невы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до островов имеют названия.

Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ. + числ.» из текта.

Фонетический разбор числительного семьсот у доски.

Читает учитель.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км в час, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.

Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

(О склонении числительных от 50 до 80).

5. Третья запись в путевом листе.

Склонение числительного пятьдесят.

6. Учитель.

Грандиозные площади, прямые набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему тот «строгий, стройный вид», о котором восторженно писал.

7. Просклонять пятьсот улиц (у доски), полторы тысячи – в тетради.

8. Выписать из текста целые и дробные числительные с существительными (в таблицу).

Как склоняются дробные числительные?

Наша экскурсия продолжается.

(Ученик читает о наводнениях)_.

Объяснить значение слова ординарец.

9. Спишите с доски предложения, числительные запишите словами.1 вариант. За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.

2 вариант. Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 года.

10. Запишите числительные 200, 300, 400 в именительном падеже .

11. –Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не говорили. (Собирательное).

С чем сочетается собирательное числительное?

Что вы можете сказать о собирательных числительных оба, обе?

12. –А заканчивается наше путешествие в современном городе. (Читается текст).

Последняя запись в листе - словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.

Путевые листы сдаются на проверку.

13. Подведение итогов урока.

14. Домашнее задание. Повторить еще раз все правила об имени числительном. Подготовиться к написанию диктанта.

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: выставка книг о языке, сборник пословиц, поговорок. Пословицы, высказывания о языке

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский

Вступительное слово учителя
Жизнь человека с раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Ребенок еще не на¬учился говорить, а он уже слышит от матери песенки, сказки. Мы вырастаем, идем учиться в школу, а затем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через них узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благо¬даря словам. Ребята, а как вы выдумаете: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. СИ. Ожегов.)
По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Ведь слова составляют язык.
В нашей игре проверим, как знатоки русского языка могут ориентироваться в огромном море слов. Они докажут нам, что с языком они дружны, покажут веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
Ученики делятся на три команды. Ведущий — учитель.

Ведущий. Для начала командам предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
2. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто¬нет.)
3. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что вареный язык к наше¬му языку никакого отношения не имеет. Это — омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда-то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Первый конкурс. Конкурс знатоков ударений.
К доске, на которой написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

I: Агент мельком гусеница мусоропровод торты балуюсь комбайнер

II: столяр красивее газопровод звонит вахтёр щавель силос

III: алфавит километр свекла банты квартал тефтели понял

Пока ребята справляются с ударениями, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы по праву гордимся этим наследием, которые создал наш народ, и в нашей речи продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Назовите пословицы, в которых употребляются разные числа. Например, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Второй конкурс. Конкурс знатоков поговорок
1. Благодаря этой поговорке можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)
2. В какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
4. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно даже умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
5. Какая поговорка напоминает нам о каком-то событии, которое неизвестно, было ли когда-нибудь. (После дождичка « четверг.)
6. В какой пословице говорится о том, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому Бог подает.)

Третий конкурс. Конкурс знатоков пословиц.
Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к пословицам.
1. Сам пропадай - … (а товарища выручай).
2. По одежке встречают - … (по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - … (а руки делают).
5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).
6. Грамоте учиться - … (всегда пригодится).
7. Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
8. Не зная броду - … (не суйся в воду).
9. Что посеешь - … (то и пожнешь).
10. Старый друг - … (лучше новых двух).
11. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
12. Береги платье снову - … (а честь смолоду).
13. Не место красит человека - … (а человек место):
14. Кто не работает - … (тот не ест).
15. В учении трудно- … (легко в бою)
16. Лучше умный молчун - … (чем речистый болтун)
17. Слово не воробей - ….(вылетит – не поймаешь)
18.Не имей сто рублей - …(а имей сто друзей)

Четвертый конкурс. Придумать мини-рассказ по пословице
1. Тише едешь, дальше будешь
2. Кончил дело, гуляй смело.
3. Один в поле не воин.
(На выполнение задания дается 1-2 минуты).

Конкурс для болельщиков «Семь и один».
Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числом «один» и «семь».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Один за всех, и все за одного
Один в поле не воин.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Одной рукой и узла не завяжешь.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?
Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими или иностранными писателями. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов.. Из басен И.С. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как: «Рыльце в пушку»;
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»; «Кто в лес, кто по дрова»;
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Медвежья услуга» и многие другие.
Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания из прочитанных вами произведений и объясните их значение.

Пятый конкурс. Объясните фразеологизмы

1. А Васька слушает, да ест (И. С. Крылов). Так говорим, когда один понапрасну, впустую тратит слова на убежде¬ние, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься своим делом.
2. А ларчик просто открывался (И. С. Крылов). То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
3. Слона-то я и не приметил (И. С. Крылов). Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного
4.Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

Шестой конкурс. Конкурс загадок.

Ведущий. Загадка – это мудреный, замысловатый вопрос, в котором что-то загадано «под маской», под личиной.
Каждой команде дается по загадке (в порядке очередности):
1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна).
2. Шли сообща: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Дед, отец, внук).
3. Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога.
По многу ли досталось? (По полпирога.)
4. Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет).
5. Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь).
6. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Руки и пальцы)
7.За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами. (Месяц)
8.Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
9.Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою - ухо,
Под водою - брюхо. (Айсберг)
10.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
11. Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето, а она в смешной
Белой шапке ледяной. (Гора)

Седьмой конкурс. Творческая мастерская.
Командам предлагаются слова. Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде.

Восьмой конкурс. Собери мозаику.
Командам дается конверт, в котором «рассыпалась» загадка. Ее нужно собрать правильно и отгадать.
В загадке говорится об интересном спутнике. Например:
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мной соберетесь –
В пути не собьетесь.

Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся пословицами и поговорками в нашей повседневной речи, используем их, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко.
Один умный человек сказал: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять то или иное слово, выражение.

No related posts.

♦ Рубрика: .

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

(Познавательная игра)

Цель : прививать любовь к великому русскому языку, по­вышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление класса : перед познавательной игрой ка­бинет готовится следующим образом:

    расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;

    на доске размещаются заранее приготовленные на ватмане названия игры и команд;

    на доске пишутся слова для конкурса знатоков ударения;

    на столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таб­лички с названием команд.

Поговорки написаны на карточках:

Непродуманное слово - что недозрелое яблоко;

Лучше столкнуться ногою, нежели словом;

Слово толковое стоит целкового;

Слово - знак ума.

Форма п р о в е д е н и я: познавательная игра для учащихся

10 кл. по русскому языку.

Подготовка к занятию:

    Написать на листах ватмана название познавательной игры;

    Подготовить таблички с названиями команд;

    Подготовить для последнего (V) конкурса анаграммы - листы с заданием для каждой команды;

    Подготовить подарки для награждения команд;

    Пригласить на занятие в жюри учителей русского языка.

Ход игры

I. Организационная часть.

Сообщение о теме и целях урока.

Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

1-й ведущий . С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок

еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины

песенки и прибаутки, бабушкины сказки.

А сказки и прибаутки - это язык.

Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт - целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые

узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим).

Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков.

Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые

будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам.

А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос:

что же такое слово? (Ответы учащихся.) ]

А по определению Владимира Ивановича Даля, удиви­тельного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на две команды, дадим нашим командам названия.

2-й ведущий.

А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель го­ворит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на кон­це. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно за­пишите, дети, потому что запомнить это невозможно». Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фа­соль».

1-й ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи пред­стоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в со­став которого вошли... (представляет членов жюри).

2-й ведущий. Предлагаю наши соревнования начать с шут­ливой, но хитрой разминки.

II. Конкурсная программа.

Разминка.

      Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

      Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, по­слезавтра, послепослезавтра.)

      В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

      Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слов.)

      Что находится между горой и оврагом? (Буква «в».)

      Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык г заливной язык, и т. д.)

Ведущий. Итак, поразмялись, начнем конкурсную про­грамму.

Конкурс знаков ударения.

К доске, на которой заранее записаны слова в два столбика, приглашаются участники, которым нужно правильно расставить в словах ударения.

Алфавит; Квартал;

портфель; документ;

магазин; эксперт;

каталог; каламбур;

бармен; свекла;

арахис; феномен;

баржа. творог.

2-й ведущий. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться послови­цами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять по­словицы и поговорки в своей речи.

Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

        В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)

        Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

        Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, кото­рое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде ви­лами писано.)

        Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

        Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится напиться.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано вста­ет, тому Бог подает.)

К предложенным пословицам разных народов будем под­бирать соответствующую по смыслу русские пословицы.

          Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. {Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

          Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской-уста- нешь. (Тише едешь - дальше будешь.)

          Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

          Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

          Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи - век учись.)

          Малайская: Кончил шить - оборвал нить. (Кончил дело - гуляй смело.)

          Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)

          Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

1-й ведущий. Попрошу наше уважаемое жюри объявить результаты команд за два конкурса (жюри называет результаты).

Конкурс «В погоне за существительным».

1-й ведущий. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обо­значающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два стол­бика: качества положительные и отрицательные.

Например: положительное - храбрость , отрицательное - трусость.

Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По исте­чении одной минуты идет подсчет ответов.)

2-й ведущий. Среди слов, как и среди людей много одно­фамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одина­ково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок-шуток.

Конкурс загадок-шуток.

            В какую бочку не нальешь воды? (В бочку - фигуру пило­тажа.)

            В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке.)

            Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана.)

            Какой вид литературного произведения обозначается муж­ским именем? (Роман.)

            Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лам­почки.)

            В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах.)

            Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

            Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле чело­века.)

Конкурс «Анаграммы».

1-й ведущий. Следующее задание - анаграмма. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для то­го, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Мы даем по одной минутке командам на раздумье и решение анаграмм.

1. С одним порядком букв Его увидеть можно в поле. Большое спелое зерно К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте Летит он хищной птицей, И с ним в проворстве, быстроте Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол.)

              2. Со мною каша лучше станет, Оближет пальчики едок. Но буквы поменяй местами. Я превращусь в древесный сок. (Масло ~ смола.)

2-й ведущий:

А сейчас предлагаю решить следующие задачи:

а) Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА (Шишка, сосна.)

б) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА

(Вода, сахар.)

в) Уберите горячее - останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ

(Кипяток, айсберг.)

г) Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

(Малъвина, Базилио.)

1-й ведущий:

Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправь­те их.

а) Ты мне позвонишь завтра? (Позвон и шь.)

б) Не ложи книгу на стол. (Клад и .)

в) Ихние родственники приедут через месяц. (Их.)

г) Все смотрим на доску. (На д о ску.)

д) Сейчас повторим материал. (Повтор и м.)

е) Откройте форзац учебника.о рз а ц.)

2-й ведущий:

Вопросы-шутки:

а) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (га­зету) вверх ногами.)

б) В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Ясно, как дважды два четыре.)

в) Что общего между словами: дуга, бараний рог, три поги­бели?

(Они все сочетаются с глаголом согнуть.)

                  Известно, что последние минуты жизни А. С. Пушкина прошли рядом с В. Далем. Какие предметы остались у Даля на память о Пушкине?

(На память о Пушкине достались Далю перстень, кото­рый поэт называл своим талисманом, и простреленный черный сюртук.)

Конкурс «Эрудитов»

    В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог.)

    Какое животное ходит во фраке? (Рак - фрак.)

    Какое средство передвижения можно моментально выре­зать из скатерти? (Катер - скатерть.)

    Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сде­лать стол? (Убрать букву в: ствол - стол.)

    В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)

    Какая река течет от буквы А до буквы Я? («От буквы А до буквы Я течет река Аму-Дарья». С. Маршак.)

    Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Средняя часть - линейка.)

    Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблу­ков? (Лук - каблук.)

    Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)

    Какое очень опасное устройство вмонтировано во все ил­люминаторы кораблей и самолетов? (Мина - иллюминатор.)

    Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в со­став железа? (Желе - железо.)

    Кто всегда живет во дворце? (Вор - дворец.)

    Какой президент живет в избушке? (Президент США Буш - избушка.)

    Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета -ракета.)

    С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (С неводом - оленевод.)

    В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии.)

    Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квар­тиры, а третья - с веранды? (Ната - комната, Ира - кварти­ра, Вера - веранда.)

    Какая часть тела человека находится в воротнике одеж­ды? (Рот, а не шея - воротник.)

    Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (Душ - подушка.)

    Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит ~ Китай.)

    Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як - червяк.)

    Из каких цветов пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)

    В каком южном фрукте помещается человек? (В персике - персик.)

    Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Буквы Б и У-булыжник.)

    Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы - вол-осы.)

    Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (До­бавить к ней букву «о» и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам.)

    Что занимает ровно половину любого острова? (Ров - остров.)

    Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Буква с: икра - искра.)

III. Подведение итогов.

2-й ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Прошу жю­ри огласить результаты последних трех конкурсов и общий итог встречи. (Жюри подводит итоги и награждает победителей.)

1-й ведущий. Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.

Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим вы­сказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была приду­мана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помните:

слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.