Изложение публицистического текста, включающее описание произведения искусства и архитектуры. Тема урока

Крамаренко Н. | Как построена изба | Журнал «Русский язык»...

Как построена изба . Изложение публицистического текста, включающее описание произведения искусства, архитектуры. Сколько основных изб избы , да и сейчас стучат, – вырастают в деревнях румяные смолистые...

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ...

«Однородные члены предложения». Диктант . Как состроена изба .7) Ты никогда не интересовался, как построена русская изба ? 8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая.

Xn--j1ahfl.xn > Контрольная работа по

Урок развития речи "Изложение по тексту "Как состроена изба ""

Тема: Изложение «Как состроена изба ». Цели: подготовить учащихся к письменному изложению текста; предупредить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки; учить подробно излагать текст, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.

Infourok.ru > Урок развития речи

Учебно-методический материал по русскому языку на тему...

Строят избу избы избы

Nsportal.ru > Учебно-методический

Выполнить задания надо((1. Укажите номера предложений...

Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы -красавицы и одна с одною соперничают в...

Znanija.com > Выполнить задания надо((1.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - Урок 4 - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ...

Урок 61. Контрольный диктант . I. Март - первый весенний месяц.√ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначалеСколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы . Да и сейчас стучат - вырастают в...

Compendium.su > КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - Урок

Контрольные диктанты по русскому в 8 классе - Русский язык...

Как состроена изба . Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы . Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из...

Mamapapa-arh.ru > Контрольные диктанты по

Вариант №2 Внимательно прочитайте текст и выполните задания...

Сколько сосновых изб срублено было на Руси? 2 Веками стучали топоры плотников, ставящих избы , да и сейчас стучат, вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.6)Ты никогда не интересовался, как построена русская изба , как сложены брёвна? 7)Вроде бы проще некуда.

Edu.znate.ru > Вариант №2 Внимательно

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Русский язык 8 класс

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы

Lit-yaz.ru > КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ -

I. Работа по теме урока | Как состроена изба

Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идеюКак состроена изба . (1) Сколько с..сновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали т..поры плотников ставящих избы .

Mydocx.ru > I. Работа по теме урока | Как

Промежуточный контролный диктант по русскому языку 5-8 классы

Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы -красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152) По Э. Шиму.

EduContest.net > Промежуточный контролный

Тема урока. Развитие речи. Изложение публицистического текста...

Русскую избу по праву относят к числу подлинно классических произведений архитектуры». (И. Маковецкий). Искусству постройки избы и посвящена глава из книги Э. Шима, отрывок из которой является текстом изложения. IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Testsoch.com > Тема урока. Развитие речи.

Контрольные диктанты 1 - стр. 2

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ . 1. Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.*Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы . Да и сейчас стучат – вырастают в...

Textarchive.ru > Контрольные диктанты 1 -

Ответы@Mail.Ru: Переедите кодировку на рус яз

Сколько основных изб срублено было на � уси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы , да и сейчас стучат, – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева.

Touch.otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: Переедите

Контрольный диктант в 8 классе № 13 | Сборник диктантов по...

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме «Осложнённое предложение. Предложение с обособленными членами предложения». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений...

Tak-to-ENT.net > Контрольный диктант в 8

Контрольные диктанты 8 класс

Контрольные диктанты 8 класс. I. Глазами художника Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне 3 был поражен собором СвятогоК несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались.

Lib.repetitors.eu > Контрольные диктанты 8

Тексты диктантов для 8 класса

Тексты диктантов для 8 класса. Автор публикации: Пилюгина Л.Н.Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы .Казанский собор, созданный по образцу знаменитого собора Св. Петра, находящегося в Риме, построен только...

Docbaza.ru > Тексты диктантов для 8

Как устроена русская изба

Lanasvet1991.blogspot.com > Как устроена русская

Диктант по русскому языку за 3 четверть 8 класс

Диктант . Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимымиС раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским...

Rusteacher.ru > Диктант по русскому языку

Контрольные диктанты - Диктанты по русскому языку 8 класс...

Контрольные диктанты

Shcoole.do.am > Контрольные диктанты -

Контрольные диктанты - Диктанты по русскому языку 8 класс...

Контрольные диктанты . I. Глазами художника. Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне 3 был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать. Как известно, Лондон - город туманов. В тот день туман был таким густым, что...

Shcoole.do.am > Контрольные диктанты -

Евгений Осетров - Живая древняя Русь. Книга для учащихся - стр 24

Очень интересны крестьянские избы и амбары. Перенесемся мысленно на лесистые берега Северной Двины.Словом, северная изба производит впечатление вековечной прочности, она олицетворяет победу сильного, мужественного человека над суровой природой.

Profilib.org > Евгений Осетров - Живая

Цели: повторить сведения о стилях речи, проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Беседа - Что вы знаете о стилях речи русского языка?

Каковы особенности публицистического стиля речи? - По какой схеме строится текст-описание? - В чем особенность текста, включающего описание произведения искусства, архитектуры? III. Мотивация учебной деятельности Учитель.

Мы не сможем правильно оценить настоящее, если не будем знать прошлого. Чтобы понять, что такое мы с вами, нужно хорошо знать, какими были наши предки. Аузнаём мы о них по делам...

«Русская крестьянская изба в равной степени может считаться памятником и строительного искусства, и народного быта, и народного художественного творчества... Русскую избу по праву относят к числу подлинно классических произведений архитектуры». (И. Маковецкий) Искусству постройки избы и посвящена глава из книги Э. Шима, отрывок из которой является текстом изложения.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

чтение учителем текста изложения КАК СОСТРОЕНА ИЗБА Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат,- вырастают в деревнях румяные, смолистые пятистенки. Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто. Из века в век стучали топоры, и складывалось мастерство умельцев-плотников. Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба?

Вроде бы проще некуда. Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом - малый терем - теремок. Но и он любопытное сооружение. Вот задумайся: как, например, стены держатся? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы брёвен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук.

В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену. А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые брёвна, кверху - тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе - комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая. Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но смотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера.

У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми - наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда. (Э.

Шим) 2. Беседа - Определите тему и основную мысль текста. - В каком стиле написан этот текст? - К какому типу речи он относится? 3. анализ содержания и композиции текста Комментарий учителя - Автор стремится убедить читателя (цель публицистического стиля), что крестьянская изба - далеко не простое сооружение. Однако сколько изб было срублено на Руси!

И делали это умельцы-плотники. Плотницкое умение совершенствовалось веками («из века в век», «от поколения к поколению»). Автор раскрывает читателям мудрые секре ты крестьянской постройки: все сделано с умом, все рассчитано много вековым опытом, и один «секрет» помогает другому («концы брёвен соединены «в лапу», «в каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы», «снизу самые толстые брёвна», «одно бревно уложено комлем направо, второе- комлем налево»), и в результате «без гвоздей, без скоб и железных болтов» вырастают избы и «стоят непоколебимо!». Писатель восхищается сам и заставляет восхититься русскими мастерами не только потому, что избы прочные, но и потому, что русский человек сумел сделать их стройными, лёгкими, весёлыми, украсить деревянной резьбой, которую автор сравнивает с кружевной накидкой. Беседа - Какие речевые средства и приёмы использует автор, чтобы при Дать тексту вид доброй, живой беседы? (Автор непосредственно обращается к читателю («Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба?

»; «Вот задумайся: как, например, стены держатся?»; «А приметь, как все рассортировано… »; «Но посмотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера» и др.)) - Какие слова и словосочетания придают тексту яркую разговорную окраску?

(Яркую разговорную окраску придают тексту слова и словосочетания (ведь, вроде бы, проще некуда, терем-теремок, соединены «в лапу», избы-красавицы, в изяществе и богатстве наряда и др.), устойчивые словосочетания (из века в век, от поколения к поколению), особые синтаксические конструкции: пропуск союзов в сложных предложениях (Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жильё из дерева); наличие коротких простых предложений, упрощенно передающих весь процесс постройки избы (Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая), необычный порядок слов (Тепло в нём, сухо, чисто.- Ср. В нём тепло, сухо, чисто), противопоставления (Не дворец, не высотный дом - малый терем - теремок), повторы (тоньше и тоньше), восклицательные и вопросительные предложения. Рассказывая о том, как «состроена» русская изба, автор не может обойтись без специальной лексики строителей (пятистенка, комель, тесовая, драночная (крыша), наличник и др.). 3) Комментарий учителя Все это нужно писателю для того, чтобы в живой беседе с читателем привести к мысли о том, что постройка русской избы - дело не простое, но им владеют русские умельцы, плотницкое мастерство которых складывалось веками.

4) Лексико-орфографическая работа Состроить (ср. соединить, собрать, сосредоточить, сотрудничать и др.) «соединить все детали избы»; Пятистенка «большая изба, разделенная капитальной стеной»; комель «толстый конец бревна»; Шип - вообще «выступ», здесь «своеобразный деревянный внутренний гвоздь»; Венец (от вить) - здесь «горизонтальный ряд брёвен в срубе»; тесина «одна доска теса»; тес (от тесать) «тонкие доски»; Дранка (от драть, щепать) «тонкая длинная дощечка»; наличник (однокоренное словам лик, лицо, личина «вид») дощатая рама оконного или дверного проёма». 4.

самостоятельная работа учащихся над составлением простого плана изложения 5. Повторное чтение текста учителем 6. написание изложения (в черновиках) V. Домашнее задание Отредактировав текст изложения в черновиках, написать творческую работу в тетрадях.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного

2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне:

безударной гласной, проверяемой чередующейся гласной.

ударением.

Графически объясните выбор орфограммы в корне.

3. Разберите по составу:

расстилались наслаждались

Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые боры с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.* Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки.* Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.**

Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек.** Он что-то негромко напе

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза – « перископы» Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает. А тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)

(По В. Пескову)

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, жившую в Риме более двух тысяч лет назад. Она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые – говорили на латинском языке. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нём идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются учёные. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский – потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.

Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства – «Слово о полку Игореве» - приходится переводить с древнерусского на современный язык.

Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времён Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов)

(По « Детской энциклопедии»)

Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова)

(По И. Бунину)

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД МОСКВОЙ

Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.

Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И всё-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликание звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса! Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!

Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов.

(152 слова)

(По А. Цветаевой)

Март – первый весенний месяц./ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает тёплым./ / Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

1. Начертите схему предложения, отмеченного в тексте:

2. Подчеркните грамматические основы в предложении, отмеченном

3. Объясните графически постановку знаков препинания

во 2-м предложении второго абзаца в последнем предложении.

КАК СОСТРОЕНА ИЗБА

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!

Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.

Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152 слова)

(По Э. Шиму.)

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)

(По Э. Патсон)

История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.

Наблюдая за движением звёзд, Леверье, французский астроном, обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с той расчётной, которая у него должна быть. По мнению учёного, она содержала хотя и незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Это было фактом, требующим объяснения. Как истинный учёный, Леверье не мог не задуматься над этим. И он нашёл объяснение. Астроном предположил, что эти отклонения являются следствием воздействия на Уран планеты, пока неизвестной учёным. Именно она, ещё более далёкая от Солнца планета, по мысли учёного, заставляет Уран «вести себя» не по звёздным законам.

По отклонениям в орбите астроном установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии учёные, используя расчёты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету) точно в указанном месте звёздного неба. Так планета, вначале открытая учёным « на кончике пера», затем уже была поймана путём наблюдения в телескоп. (143 слова)

(По Н. Шанскому.)

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе. (148 слов)

(По Э. Патсон)

В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сеттер, а тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней… (140 слов)

(По Л. Андрееву)

Глазами художника

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.(141 слово)

(По А. Воловик)

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

(По В. Арсеньеву)

Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.

Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.(156 слов)

(По М. Гумилевской)

Незнакомая усадьба.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.(138 слов)

(По А. Чехову)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Порядок фонетического разбора

1. Указать, сколько в слове слогов и на какой из них падает ударение.

2. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные)

и назвать, какими буквами они обозначены.

3. Дать характеристику согласных звуков (звонкие или сонорные,

или глухие, твёрдые или мягкие) и назвать, какими буквами они

обозначены.

4. Сказать, сколько в слове звуков и букв.

Порядок морфемного разбора

1. Определить часть речи.

2. Указать окончание и основу.

3. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных

словах и соединительные гласные.

4. Указать корень (или корни в сложных словах).

Порядок словообразовательного разбора.

1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное

(с учётом лексического значения).

2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т. д.

образовано данное слово.

3. Назвать способ словообразования.

Порядок морфологического разбора

1.Самостоятельные части речи

Сначала надо назвать часть речи и привести начальную форму слова (если оно

изменяется – склоняется или спрягается). Затем указать:

у существительных – собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение; употреблено в форме… падежа, … числа;

у прилагательных – разряд по значению (если прилагательное стоит в одной

из форм степеней сравнения или в краткой форме, отменить это); употреблено

в форме … падежа (если эти формы имеются), … числа, …рода (в ед. ч.);

у числительных – простое или составное, количественное или порядковое

(если собирательное или дробное, отметить это); употреблено в форме … падежа,

числа и … рода (если они есть);

у местоимений – разряд по значению, лицо (для личных); употреблено в форме … падежа, …числа, … рода (если они есть);

у глаголов – вид, переходность, спряжение; употреблён в форме … наклонения,

числа, … времени (в изъявит. накл.), … лица или … рода; учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой...

  • Составлено по учебнику «русский язык учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» москва «просвещение» 2007

    Список учебников

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» . Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: М. Т. Баранов, Т. ... диктант Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах . Культура речи 9 + 1 161 Разделы науки...

  • Английский язык Учебник для 6 кл общеобразовательных учреждений

    Библиографический указатель

    XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Просвещение, 2006. - 254с. 135 Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин...

  • У чебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников

    ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ 11 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. ... Тимофеевич и др. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Профильный уровень Зав. редакцией...

  • Учебник алгебра и начала анализа учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений м «просвещение» 2007 программа математика 5-11 классы программы для общеобразовательных школ гимназий лицеев м «дрофа» 2002 дополнительная

    Список учебников

    Анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений . М., «Просвещение», 2007. Программа: Математика 5-11 классы . Программы для общеобразовательных школ...

  • Контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ

    «Однородные члены предложения»

    Диктант .

    Как состроена изба.

    1)Сколько сосновых изб срублено было на Руси! 2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. 3) Да и сейчас вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. 4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале - проще возводить жилье из дерева. 5) Тепло в нем, сухо, чисто.

    6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

    7) Ты никогда не интересовался, как построена русская изба? 8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. 9) Любопытное сооружение! 10) Концы бревен соединены и держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. 11)В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. 12) Они тоже укрепляют стену.

    13) Строят избу из могучих сосновых бревен. 14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми; они стройны, легки, веселы. 15) Все в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. 16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с другою соперничают в изяществе и богатстве наряда.

    (По Э. Шиму.)

    Грамматические задания

    1 вариант

    1.Выписать грамматическую основу 11 предложения.

    2. Среди предложений 11-16 найдите предложение 2. Среди предложений 1-8 найти предложение с обобщающим словом и однородными членами.Напишите № предложения.

    3. В предложениях 1-5 найди слово с чередованием гласных. Выпишите его.

    4. Среди предложений 5-10 найдите односоставное безличное предложение. Напишите №.

    5.Среди 1-6 предложений найдите сложносочиненное предложение. Выпишите его №.

    6. Выпишите из 1 предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

    7. Из предложений 2-6 выписать причастие и разобрать по составу.

    8. Подобрать синоним к слову «любопытное» (предложение №9)

    1 вариант

    1.Шипы спрятаны

    3.Вырастают

    6.Сколько

    7.Став-ящ-их

    8.Интересное

    2 вариант.

    1. Выписать грамматическую основу 2 предложения

    2. Среди предложений 1-8 найти предложение с обобщающим словом и однородными членами. Напишите № предложения.

    3. В предложениях 11-14 найдите слово -исключение. Выпишите его.
    4. Среди предложений 5-12 найдите односоставное назывное предложение. Напишите №.

    5. Среди предложений 4-12 найдите сложноподчиненное предложение. Выпишите его №.

    6. Выпишите из 5-6 предложений слово, в котором звуков больше, чем букв.

    7. Из предложений 9-14 выписать полное страдательное причастие и разобрать по составу.
    8. Подобрать синоним к слову «соперничают» (предложение №16)

    2 вариант. Ответы.

    1.Стучали топоры

    3.Деревянные

    6.Поколения (поколению)

    7.С-плет-енн-ых

    8.Соревнуются, состязаются

    5 класс

    БЕРЕЗА У ДОРОГИ

    За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами.

    У дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза стала прекрасна.

    Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Все замерло.

    Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на весеннем солнце. Потекли, заговорили первые ручьи. Зазеленела береза у дороги.

    Пришло лето, и наступили жаркие дни. И в шелковой листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до самых колосьев. Жизнь не стоит на месте!

    6 класс

    Тишина

    Хороший выдался день. Над безбрежно белыми степями лежала первозданная тишина. Вокруг простиралась грядами, холмами степь, таинственно укрытая снегом. Небо излучало матовый отсвет и полуденное тепло. Ветерок ластился к уху. А впереди по железной дороге шел длинный красно-синий состав, и два черных паровоза, сцепленных цугом, тащили его, дыша в трубы. Дым зависал в воздухе медленно танцующими кольцами. Поезд прошумел через разъезд, не сбавляя скорости, мимо семафоров и полдюжины домиков, неловко прилепившихся почти к самой линии. И снова все стихло и замерло. Никакого движения. Лишь изредка над крышами домов вились печные дымки. Все замолчали. Даже разгоряченные ездой ребятишки присмирели в эту минуту. (101)

    По Ч.Айтматову

    7 класс

    После вьюги

    Двое суток бесилась вьюга, стучала оконными ставнями, свистела в трубах, волчьей ставней завывала у ворот. Она похоронила в сугробах изгороди и намела холмы.

    Жители несколько раз выходили с тополевыми лопатами, отбрасывали снег с крыльца, прогребали дорожку к поленнице. На третий день пощелкивал мороз, примял снег ледяным прессом. От катка не осталось следа. Расчищать заново? Не в такой же мороз.

    А вечера бесконечно длинные, но на прогулку идти немыслимо. Хозяйка говорит, что от мороза воробьи на лету падают мертвыми. Мороз захватывал дух, и разговаривать на улице было невозможно.

    Уже стемнело, когда во дворе залаяла собака. Кто-то стучал в деревянную калитку. Хозяйка хотела из полутемной комнаты поглядеть на улицу, но оказалось, что стекла покрыты ледяными узорами.

    В густых вечерних сумерках ничего нельзя было рассмотреть.

    8 класс

    КАК СОСТРОЕНА ИЗБА

    Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.

    Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

    Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!

    Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.

    Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152)

    По Э. Шиму