Комплекс упражнений по технике речи на голос. Комплекс игр и упражнений по технике речи

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!

Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа...

Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

Совершенствование речевого аппарата и техники речи связано с укреплением дыхания и голоса, а также с выработкой четкой, ясной дикции и правильного произношения.

Для развития дыхания могут быть с успехом применены упражнения, построенные на постепенном и экономном его расходовании:

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
  • Вскормленный в неволе орел молодой, (вдох)
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном, (вдох)
  • Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
  • Как будто со мною задумал одно; (вдох)
  • Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим! (вдох)
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора, (вдох)
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (вдох) Вы выходите на крыльцо... на томно-сером небе кое-где мигают звезды; (вдох) влажный ветерок изредка набегает легкой волной; (вдох) слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (вдох) Вот кладут ковер на телегу, ставит в ноги ящик с самоваром. (вдох) Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; (вдох) пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. (вдох) За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит...

  • и, э, а, о, у, ы
  • е, я, ё, ю
  • и-э, и-а, и-о, и-у
  • э-о, э-у, э-а, э-и
  • а-о, а-у, а-и, а-ы
  • о-ы, о-и, о-э, о-у
  • у-о, у-и, у-ы, у-а
  • а, э, и, о, у, ы
  • э, и, о, у, ы, а
  • и, о, у, ы, а, э
  • о, у, ы, а, э, и
  • у, ы, а, э, и, о
  • ы, а, э, и, о, у
  • и́эаоуы (под ударением первый звук)
  • иэ́аоуы (под ударением второй звук)
  • иэа́оуы (под ударением третий звук)
  • иэао́уы (под ударением четвертый звук)
  • иэаоу́ы (под ударением пятый звук)
  • иэаоуы́ (под ударением шестой звук)

Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:

  • ми, мэ, ма, мо, му, мы
  • ни, нэ, на, но, ну, ны
  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы
  • мммимм, мммэмм, мммамм
  • мммомм, мммумм, мммымм
  • нннимм, нннэмм, нннамм
  • ннномм, нннумм, нннымм
  • лллимм, лллэмм, ллламм
  • ллломм, лллумм, лллымм

Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц:

  • пи, пэ, па, по, пу, пы
  • би, бэ, ба, бо, бу, бы
  • пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
  • по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
  • пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю
  • ки, кэ, ка, ко, ку, кы
  • ик, эк, ак, ок, ук, ык
  • ги, гэ, га, го, гу, гы
  • иг, эг, аг, ог, уг, ыг
  • ти, тэ, та, то, ту, ты
  • ит,эт, ат, от, ут, ыт
  • ди, дэ, да, до, ду, ды
  • ид, эд, ад, од, уд, ыд
  • фи, фэ, фа, фо, фу, фы
  • ви, вэ, ва, во, ву, вы
  • фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
  • вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы
  • ри, рэ, ра, ро, ру, ры
  • ир, эр, ар, ор, ур, ыр
  • трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
  • дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры
  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы
  • ил, эл, ал, ол, ул, ыл
  • ли, ле, ля, лё, лю, лы
  • лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл
  • три, тре, тря, трё, трю, тры
  • дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
  • дли, длэ, дла, дло, длу, длы
  • тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы
  • си, сэ, са, со, су, сы
  • зи, зэ, за, зо, зу, зы
  • сти, стэ, ста, сто, сту, сты
  • зди, здэ, зда, здо, зду, зды
  • си, се, ся, сё, сю, сы
  • зи, зе, зя, зё, зю, зи
  • сти, сте, стя, стё, стю, сты
  • зди, зде, здя, здё, здю, зды
  • ши, ше, ша, шо, шу
  • лши, лше, лша, лшо, лшу
  • лжи, лже, лжа, лжо, лжу
  • хи, хэ, ха, хо, ху, хы
  • их, эх, ах, ох, ух, ых
  • хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
  • ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы
  • уи, уэ, уа, уо, уу, уы
  • иу, эу, ау, оу, ыу
  • чи, че, ча, чо, чу
  • ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки:

  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Стоит копна с подприкопенком.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Инженеры нивелировали, нивелировали да не вынивелировали.
  • «Расскажи мне про покупку». — «Про какую про покупку?» — «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»
  • Купи кипу пик.
  • Ткет ткач ткань.
  • Ложечка моя желобовыгибистая.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща; же-че-че-ща; же-че-че-ща.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.

  1. Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетании ае, ее, ое, уе в личных формах глагола, не говорите: думаэт, знаэт, делаэт, зреэт, моэт, роэт, кроэт, волнуэт, тоскуэт и т. д. Произносите правильно: думаит, знаит, делаит, зреит, моит, роит, кроит, валнуит, таскуит и т. д.
  2. Не пропускайте гласных звуков. Не говорите «япшел» вместо я пошел; «ятперь» вместо я теперь; «яграл» вместо я играл; «янапсал» вместо я написал; «моястра» вместо моя сестра.
  3. Не удваивайте и не утраивайте согласных. Но говорите: юнность, иззъящный, инногда, зелленный, атоммный, изваянние, «Анннам куда итти?», «Арразве вы не знаете?», «Асссами вы как думаете?» и т. п.
  4. Следите за тем, чтобы согласные звуки в и м, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их, не говорите: «ноуму» вместо новому; «готоуму» вместо готовому; «красиуму» вместо красивому; «самомалинькому» вместо самому маленькому; «саммосильному» вместо самому сильному.
  5. Не говорите «скоко», «стоко» вместо сколько, столько.
  6. Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный. Не говорите: «орел звился» вместо орел взвился; «они прошли перед» вместо они прошли вперед; «друг отворилась верь» вместо вдруг отворилась дверь; «рак стоит у ворот» вместо враг стоит у ворот и т. п.
  7. Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -гий, -кий, -хий, и в собственных именах на -кий. Но говорите маленьк, беленьк, красиеньк, тих, долг вместо маленький, беленький, красненький, тихий, долгий.
  8. Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний вроде: «бьецероно» (бьется ровно), «флюгеранешумят» (флюгера не шумят), «чернелизбы» (чернели избы) и т. п.

Голосом можно убедить слушателей, завоевать доверие или оттолкнуть. Это особенно важно в телефонных конференциях и разговорах по телефону , когда голос – ваш единственный инструмент.

Великий древнегреческий оратор Демосфен обладал слабым голосом, нечеткой дикцией, картавостью и шепелявостью. Он проговаривал речи, перекатывая во рту камешки и добился больших успехов. Сегодня есть более безопасный способ улучшить дикцию – говорить с пробкой в зубах. Это лучшее упражнение для дикции, его практикуют все, кто работает на ТВ. В актерских школах пробку даже привязывают к веревочке и вешают на шею,чтобы практиковаться в любой момент.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Эффективен бег с наушниками в ушах с повторением за диктором всего, что он говорит. При беге вы запыхаетесь, это создаст дополнительные трудности для речевого и дыхательного аппаратов. По окончании тренировки вы сможете насладиться четкой дикцией, которая будет получаться сама собой.

Если вы страдаете от заикания – возьмите на заметку проверенный способ: каждый день переписывайте по несколько страниц книжного текста. Во время письма человек в мыслях проговаривает текст, а заикаться мысленно невозможно. Постепенно вы начнете говорить вслух без запинок.

Скороговорки – не совсем приятно, но отлично улучшает дикцию. Результаты слышны уже на 3-й день и остаются они надолго, если продолжать развивать дикцию. Важное условие: говорить их нужно громко.

Есть два типа скороговорок:
– для мозга – выговорить легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы
– для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).
Не старайтесь произносить скороговорку сразу быстро. Сначала освойте ее в медленном темпе, читайте по слогам, затем переходите на средний темп, и только потом произносите скороговорку с ускорением.

Попробуйте произносить скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни.

Подключите к скороговорке движение: приседайте, прыгайте, танцуйте.

Кроме скороговорок, записывайте и прорабатывайте фразы и слова, которые у вас часто переспрашивают – в этих словах есть сочетание букв, которое вам плохо дается, нужно довести его до четкости.

Спите в очках для сна – они способствуют расслаблению всех мышц лица, в том числе губ и челюсти. Это улучшает дикцию.

Развитие артикуляционного аппарата

Для аудитории важно звучание вашего голоса и четкость произносимых слов. Тренировка голоса дается легко, если делать артикуляционную гимнастику. Она разрабатывает язык, губы, щеки, нёбо, нижнюю челюсть и помогает сделать вашу речь четкой и приятной для слуха.

Развитию артикуляционного аппарата способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.

Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.

Разминка для щек: надуть щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».

Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.

Произносите «ма», «мама» про себя, а также «ха» на половине выдоха. Нёбо должно быть при этом приподнято, положение рта как при звуке «О» – эти упражнения делают звучание более глубоким и громким.

Постановка голоса оратора

Тренировать голос нужно регулярно – это главный инструмент в публичном выступлении, который нужно использовать с выгодой

Постановка голоса включает в себя упражнения, которые нужно отрабатывать каждый день, стоя перед зеркалом.

Для тренировки нижнего диафрагматического дыхания («животом»). Стать прямо, ноги на ширине плеч, расслабьте плечи и голову. Обхватить руками плечи сжимая грудную клетку, пальцы плотно прижать к лопаткам. Дышать животом, вдыхая через нос, выдыхая через рот, пальцы не должны сдвигаться, плечи не должны подниматься а локти двигаться.

Стать прямо, руки выпрямить перед грудью, ладони развернуть друг к другу. Глубоко вдыхать через нос и резко разводить руки в стороны, потом медленно сводить руки и выдыхать через рот со звуком «зззззз». Когда ладони коснутся друг друга – отпустить дыхание.

Чтобы «разогреть» голос, нужно стать прямо, расслабиться, дышать животом. Сложить ладони как рупор, «показать» горло врачу, опустить гортань, вдохнуть и произнести «ааааауууу». Сделать несколько раз, увеличивая громкость, но не напрягаясь.

Если голос звучит напряженно и его нужно расслабить – откройте рот, расслабьте мышцы лица, вдыхайте и выдыхайте, покачайте челюстью вниз-вверх 4-5 раз. Можно также издать скрип, похожий на звук открывающейся двери, при этом челюсть опущена, а зубы не должны быть сомкнуты.

Используйте скороговорку – проговорите «лри-лрэ-лра-лро-лру-лры», сперва медленно затем ускорьте. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Затем расслабить мышцы рта – произнести на выдохе «Тпруу».

Чтобы сделать звук свободным и концентрированным, нужно поймать низкое положение гортани. Для этого нужно опустить челюсть на грудь, широко раскрыть рот, опустить корень языка вниз, словно вы показываете горло врачу, опустить напряжение и зевнуть 2-3 раза.

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.