Парфенон находится в городе. Акрополь

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Акрополь – это священное место древних Афин. А центром Акрополя стал Парфенон – исполненный величия храм Древней Греции , воздвигнут в честь богини Афины. Строился он с 447 по 437 годы до нашей эры. Архитекторами этого монументального здания были Иктин и Калликрат. Парфенон это классический древнегреческий храм, но это не лишает его самобытности.

Здание построено в виде периптера – его главное помещение обрамлено со всех сторон колоннадой. Архитекторы, руководившие возведением храма, придерживались канонов греческой архитектуры, в которых утверждается, что количество колонн на продольной стороне здания должно быть на одну больше чем удвоенное число колонн в торце здания. Таким образом, получилось 8 колонн с торца и 17 по длине храма.

Но это далеко не единственная особенность подчеркивающая уникальность этого шедевра архитектуры. Древние зодчие, зная, что прямые линии, если смотреть с расстояния, воспринимаются глазом человека как немножко вогнутые, поэтому они прибегли к ряду простых, но очень эффективных приемов – колоны воздвигались с едва заметным сужением к верху, колоны, расположенные по углам слега наклонялись к центру и так далее. Такие манипуляции позволили представить Парфенон идеально ровным, гармоничным зданием.

Основным строительным материалом для возведения храма служил мрамор. Его стены выложены из мраморных блоков, а облицованы идеально отполированными мраморными плитами. Колоны в этом здании также выполнены из мрамора. Из этого дорогого камня также сделаны и фронтоны, и карнизы, и вся богатейшая скульптурная отделка Парфенона . А крыша в этом здании была деревянной.

Дневное освещение в главный зал храма попадало только через дверь, поэтому внутри было установлено очень много светильников. И вот в такой полутьме стояла двенадцатиметровая статуя Афины , сверкавшая дорогим убранством. Знаменитый Фидий изваял Афину в длинных одеждах, на ее голове был дорогой шлем, руки и лицо богини были выполнены из слоновой кости, а одежда, оружие и украшение – из тонких листов чистого золота. Правда скульптура богини не сохранилась до наших дней.

Возвышаются руины, которые прежде были и языческим храмом в честь богини Афины, и христианским - в честь Пресвятой Богородицы, и, наконец, мусульманской мечетью. Их с первого взгляда узнают даже те, кто никогда не был в Греции, настолько растиражированы их фотографии. Это руины одного из самых известных храмов в мире. Имя ему - Парфенон.

Закладка храма и строительство

Древние греки умели быть благодарными. Покровительнице своего города богине они постановили воздвигнуть храм, в знак признательности за её помощь в битве с персами при Марафоне.

Для его сооружения выбрали возвышенную и укреплённую часть верхнего города - Акрополь, и в 488 году произвели торжественную закладку. Архитектор Парфенона выбрал это место не случайно. Прежде здесь находились более ранние храмы, построенные в честь иных языческих богов.

Размеры прежних храмов были невелики, и для их строительства не требовалось увеличивать площадь верхней части холма. В данном же случае предполагалось воздвигнуть нечто грандиозное, и с этой целью пришлось с южной стороны соорудить и, уложив в её основание известковые блоки, поднять край строительной площадки на 7 метров.

Работы продолжались уже восемь лет, и строился второй барабан колонн, когда город был захвачен персами. В огне пожара погибли плоды восьмилетнего труда, и строительство не возобновлялось более 30 лет.

Строительство нового храма

Продолжились работы в 447 году до нашей эры. Власть в Афинах тогда принадлежала Периклу, самолюбивому и амбициозному правителю. Строительство храма было частью задуманного им плана, в результате которого Афины должны были занять лидирующее место, как в военной области, так и в экономической и культурной. Выполнению плана способствовал и тот факт, что к тому времени в город была перенесена казна Делосского морского союза, что облегчало решение финансовых проблем, связанных со строительством. А проблемы действительно были.

История сохранила любопытные сведения. Перикл ассигновал из военного бюджета на проведение работ 450 серебряных талантов. О размерах суммы можно судить по тому факту, что постройка одного боевого корабля в те годы обходилась в один талант. Следовательно, расходы на постройку храма сопоставимы с расходами на создание огромного военного флота, состоящего из 450 кораблей. Когда масштабы затрат стали известны горожанам, то они обвинили Перикла в расточительности. На это правитель им ответил, что готов расходы отнести на свой личный счёт, но в этом случае оставляет за собой право на всех элементах сооружения увековечить Народ не пожелал уступить славу правителю и дал согласие на финансирование проекта из городской казны.

Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, кто впервые видит афинский архитектурный шедевр. Честь его создания принадлежит выдающимся зодчим, имена которых дошли до нас - Иктину и Калликрату. По некоторым источникам, в работе принимал участие также Карпион с помощниками. Знаменитый скульптор Фидий контролировал общий ход работ, но его главной обязанностью было создание скульптурного убранства храма, что при его грандиозных размерах представляло собой весьма масштабную задачу. Таким образом, говоря о том, кто построил Парфенон, следует подразумевать не одного архитектора, а целую группу соавторов.

Перемены облика храма

Как выглядел Парфенон в своём первоначальном облике, теперь трудно сказать с полной уверенностью. Дело в том, что на протяжении своей долгой жизни он неоднократно менял облик. Ещё во 2 веке до нашей эры в храме произошёл сильный пожар, после которого потребовались значительные восстановительные работы. Страдало его великолепие и от злой воли правителей. Например, в 298 году до нашей эры правивший в то время Лахар, вошедший в историю как необузданный тиран, повелел снять со скульптуры Афины золотые украшения.

Создатель Парфенона воздвиг храм в честь языческой богини. Но в истории Греции наступил период, который принято называть византийским, и судьбе было угодно, чтобы в 426 году нашей эры языческий храм превратился в христианскую церковь. Первоначально она была освящена в честь святой Софии. Архитектор Парфенона не предполагал, разумеется, что его детищу суждено воплотить в себе все элементы, присущие архитектуре христианских храмов, но произошло именно так.

Реконструкция храма по христианским канонам

Согласно традиции, установившейся в древние века, вход в языческом храме находился с восточной стороны. Архитектор проектируя здание, учёл это требование. Но по канонам христианской архитектуры вход делают всегда с западной стороны, а с восточной помещается алтарь. Это закон. В процессе перестройки храма в соответствии с новыми требованиями на месте прежнего входа была построена алтарная апсида, а вход, соответственно, перенесён на западную сторону. Кроме этого, были внесены и другие изменения в планировке здания. В юго - западной части храма возвели колокольню. Завершением реконструкции стало в 662 году освящение храма в честь Пресвятой Богородицы. Почти восемь веков под его сводами возносились христианские молитвы, пока в 1460 году город не захватили турецкие войска.

Разрушение храма

Вместе со всей страной тяжёлые времена переживал и храм Парфенон. Греция оказалась под оккупацией, и христианская святыня была превращена в мусульманскую мечеть. Через 27 лет венецианская армия под командованием Ф. Морозини пыталась штурмовать Афины. Обороняясь, турки использовали Парфенон как пороховой склад. Это имело для здания губительные последствия. Раскалённое ядро, выпущенное из венецианского орудия, пробив крышу, вызвало страшный взрыв. В результате обрушилась вся центральная часть постройки. Ремонтных работ после этого не производилось. В довершение всех бед, местные жители растащили обломки мрамора, из которого они выжигали известь.

Окончательный урон храм понёс в начале XIX века. Посол Великобритании при Османском дворе получил разрешение на вывоз сохранившихся в нём скульптур. С этих пор в течение десяти лет творения древнегреческих скульпторов покидали Афины, чтобы стать частью экспозиций крупнейших музеев мира.

Восстановление колоннады храма

В 1928 году начались работы, целью которых было установить на прежнем месте упавшие блоки и колонны Парфенона. Для проведения работ создали научную комиссию, в которую вошли специалисты из разных стран. Их сотрудничество продолжалось два года. В результате была частично восстановлена северная колоннада в том виде, как спроектировал её архитектор Парфенона.

Как же всё-таки выглядел храм в древности? Он был построен по канонам классического древнегреческого храма - прямоугольник в окружении колонн. Несмотря на свою массивность, он выглядел изящно благодаря строгой продуманности своей планировки. Храм украшался скульптурами великого Фидия, а в центре возвышалась тринадцатиметровая скульптура богини Афины, украшенная золотом и слоновой костью.

Принято считать, что архитектор Парфенона построил здание, являющееся шедевром среди построек дорического стиля. Когда-то афинский правитель Перикл, убеждая несговорчивых горожан раскошелиться на строительство храма, предсказал, что он будет предметом гордости греков многие и многие века. Его правоту доказало время.

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

Примерно в том месте, где сегодня можно обнаружить Парфенон, древним афинянами было начато строительство здания, которое было сожжено персами в 480 году до н.э. до завершения проекта. По-видимому, он был посвящен Афине. После разрушения его руины были использованы для укрепления северной части Акрополя. О храме сохранилось очень мало сведений. Известно, что его массивные основы были сделаны из известняка, а столбы – из мрамора.


Классический Парфенон древней Греции

Классический Парфенон был построен между 447-432 до н.э. и занимал центральное место в архитектуре древней Греции в Акрополе. Проектировщиками выступили Иктин и Калликрат. Имя Витрувия также нанесено на стены храма, как архитектора, участвующего в возведении постройки. Он был посвящен Афине Паллас или Парфенос (что в переводе с греческого «девственной»). Храм возводился для размещения в его стенах монументальной статуи Афины, которая была сделана скульптором Фидией из золота и слоновой коси. Она была помещена в Парфенон в 438 г. до н.э. Однако отделочные работы длились до 432 г. до н.э.

Строительство Парфенона обошлось афинской казне в 469 талантов серебра. Представить сегодня эквивалент этой суммы сложно. Для сравнения, талант стоило обустройство одного из самых лучших кораблей эпохи существования древнего государства Греция.

«Этой суммы хватило бы для оплаты зарплаты экипажу корабля за месяц» , — пишет Д. Каган в «Пелопонесской войне». Согласно его данных во время проведения военных действий было использовано около 200 палую, а годовой валовый доход города Афин во времена Перикла составлял 1000 талантов.

Архитектура Парфенона

Храм древней Греции украшен восемью колоннами с фасада, семнадцать колонн располагаются на флангах с принятым в архитектуре соотношением 9:04. Оно относится к вычислению вертикальных и горизонтальных пропорций храма, а также другие измерения, как расстоение между колоннами и их высота.

Для того чтобы разместить массивную статую было выделено большое помещение среди дорических колонн со всех сторон. Зал за скульптурой был предназначен для хранения сокровищ Афины. Четыре колонны ионического ордера поддерживали крышу. Интеграция дорического и ионического элементов в одном храме была новшеством в архитектуре древней Греции и встречалась достаточно редко.

Все храм в Греции были спроектированы таким образом, чтобы оценить все величие постройки со стороны. Зрители не могли переступить порог храма и могли рассмотреть интерьер только через открытые двери.

Посетители Акрополя, осматривающие храм с Пропилейи, могли оценить величественные пропорции Парфенона с западного фронтами или рядом колоннад в северной части.

С восточной части Парфенон можно увидеть изображения религиозной процессии, которая представлена на фризе, украшенной дорическими колоннами.

С восточной стороны храма можно увидеть картину с изображением рождением Афины. Огромная статуя Афины Паллады из золота и слоновой кости обрамлена дорическими колоннами. По красоте и величию этого храма можно говорить о том, что проектировщики Парфенона пытались воссоздать в его стенах драматический живой образ, который способ магически приковать взгляд зрителя.

Храмы древней Греции

Строительство Парфенона не ознаменовало прорыва в искусстве древней Греции. Однако его формы стали эталоном классической архитектуры. Его стиль был использован на протяжении многих веков задолго после того, как завершилось возведение храма.

Парфенон, несомненно, представляет собой достаточно массивное здание, но ни в коем случае не является самым крупным в архитектурном ансамбле древней Греции. Его эстетическая привлекательность определена утонченностью форм, использованных при строительстве, и качеством скульптурного декора.

Парфенон воплощает высокие каноны греческого искусства в апогее классической эпохи при помощи художественных средств. Идеализм греческого образа жизни, внимание к деталям, а также математическая точность определяют гармонию, в которой сочетаются все элементы строения. Они представлены в точных пророрциях здания, антропоморфных статуях, украшавших залы храма.

Афинские граждане гордились своим историческим прошлым и культурой, осознавая величие идей и их воплощение. Они считали, что население древней Греции является единственным цивилизованным народом в мире варваров. А их культурные и политические достижения изменили историю всего мира. Катализатором всех нововведений стала разработка системы управления, подобно которой мир до этого еще не видел. Это была демократия. Она стала воплощением афинского образа мышления, который был в центре внимания художников при строительстве Парфенона. Это была прямая демократия, где каждый гражданин имел правло голоса по любому вопросу в Ассамблее, которая собиралась на холме Пникс рядом с Акрополем.

Тот факт, что простые люди были изображены на фресках на фризем Парфенон, был вызван тем, что впервые за историю существования древних цивилизаций каждый гражданин города был признан важной фигурой в государстве, за действия которого следила вся Вселенная.

Парфенон: факты

Год постройки: 447-432 г. до н.э.
Размеры
Ширина Восток: 30,875 м
Ширина Запад: 30,8835 м
Длина Север: 69,5151 м
Длина Юг: 69,5115 м
Соотношением пропорций: 9:04
Количество камней, используемых для построенного Парфенона: приблизительно 13400.
Архитекторы: Иктин и Калликрат
Стоимость строительства Парфенона: 469 талантов
Координаты (Район Плака чуть ниже Акрополя): 37 ° 58’N, 23 ° 43 ‘.