Шипящие согласные буквы. Согласные звуки и буквы

Все звуки русского языка создаются при помощи тона (голоса) и называются гласными или различного положения языка, губ и т.д. и называются согласными. Согласные, в свою очередь, разделяются по особенностям произведения на твердые/мягкие и глухие/звонкие. В отдельную группу выделяются шипящие звуки, обладающие специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Что такое шипящие согласные

Шипящие звуки дают следующие четыре буквы:

Такое название они получили, потому что их произношение отчасти похоже на шипение. Чтобы правильно произнести данные звуки, нужно немного вытянуть губы вперед и начать выдыхать воздух в щель между приподнятым кончиком языка и нёбом.

Шипящие имеют особые фонетические признаки и неслучайно являются составляющими сразу нескольких правил правописания (например, знаменитого правила "ЖИ-ШИ пиши с буквой И" или "ЧА-ЩА пиши с буквой А"). Поговорим об особенностях признаков данных звуков.

Фонетические характеристики шипящих

Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом:

  • [ш] - согласный, глухой/парный, твердый/непарный;
  • [ж] - согласный, звонкий/парный, твердый/непарный;
  • [ч"] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный;
  • [щ] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный.

Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки [ш] и [ж].

Шипящие звуки в составе слова

Из-за своих особенностей шипящие звуки располагаются в слове в определенной позиции и ставятся только перед конкретными звуками (с этим и связаны правила орфографии, в которых они участвуют). Например:

  • мышонок - [мышОнак] - после [ш] пишется и произносится О, потому что этот звук всегда твердый и не может стоять перед смягчающим Ё;
  • жилет - [жыл"Ет] - после [ж] пишется И, но произносится [ы], поскольку он всегда твердый и не может стоять перед смягчающим [и];
  • щука [щУка] - после [щ] пишется и произносится У, поскольку он всегда мягкий и писать рядом дополнительный смягчающий Ю просто не имеет смысла.

Тема урока «Шипящие согласные звуки».

Цели: проводить наблюдения над особенностью произношения шипящих звуков; формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами; учить работать с текстом; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

    создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);

    содействовать формированию навыков грамотного письма;

    развивать у учащихся связную устную и письменную речь.

    привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Ход урока:

    Организационный момент.

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем свой урок.

Мы с русским языком идём в дорогу.

А настроение хорошее берём в подмогу.

Настроение каково?

ВО-О-О!

Слайд 1.

Дети, сегодня нас ждёт необыкновенное путешествие в страну мультипликации. Мы оказались на чудесной сказочной поляне. Где же мы?

Слайд 2

Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков.

Так к кому в гости мы попали?

Правильно. Нас пригласили к себе Смешарики. (Слайд3 )

    Актуализация знаний.

Итак, начинаем путешествие.

Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош! (Слайд4)

Ребята, Крош любит шутить, он такой весельчак. Спрятал тему нашего урока, зашифровал её. Давайте поиграем с Крошем в его игру. (Слайд5)

На доске предложения:

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Волки рыщут, пищу ищут.

Как называются эти предложения?

Как читают скороговорки?

Давайте произнесём сначала медленно, а потом быстро.

Трудно было произносить? Кто догадался, какие звуки учат произносить эти скороговорки?

    Целеполагание

Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (Слайд 6) (Шипящие согласные звуки)

Какие цели поставим? (Научиться правильно произносить шипящие согласные; научиться различать их в словах)

Познавательная задача урока: что такое шипящие согласные звуки.

(Слайд7)

    Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысление новой информации, то есть усвоение исходных данных .

    1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 104)

Прочитайте.

О чём этот текст?

Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

Все встанем. Представили себя воздушным шариком . Начинаем сдуваться, издаём звук. А теперь мы – жуки . Пожужжали. Какие звуки мы произносили? Твердые они или мягкие?( Слайд 8, 9)

2.Первичная проверка понимания. Слайд 10

Эти задания придумал для вас Ёжик.

Слайд 11

Работа со скороговорками . (Одну списать в тетрадь , подчеркнув буквы, которыми обозначены шипящие звуки. )

Слайд 12

Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!

Она, действительно, очень любит читать книги. И вот однажды она читала своё любимое стихотворение, а бабочки играя, прикрыли несколько слов в нём. Давайте прочитаем этот отрывок и вставим нужные слова. Слайд13-16

Молодцы! Вы справились. Как довольна вашими ответами Нюша.

    Физкультминутка.( Слайд17 )Совунья предлагает вам отдохнуть. Она любит организовывать утреннюю зарядку. Её девиз - «Даешь здоровый и веселый образ жизни!» (Музыкальная физкультминутка)

А мы идём в следующий дом.

    Продолжение работы по теме урока.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

VIII . Словарная работа. Слайд18

Вот ещё мы видим домик,
И сердечко на двери,
А внутри полно бумаги,
На бумаге той стихи.
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей- музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же – Бараш.

Бараш предлагает вам пословицу. Прочитай её .

Слайд19

    Знакомство с новым словом.

Всякая работа легка, коли с охотой ее делаешь.

Сколько в слове слогов?

Какой ударный?

Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

Разделите слово для переноса.

Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

2. Работа по развитию речи.

Устно- составить предложение с новым словарным словом.

3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Слайд 20 .

В этом доме пахнет мёдом,

Вокруг дома огород.

Не знакомый с гололёдом,

Танцор диско в нём живёт.

Лучше нету землеведа,

Он талантлив там и тут

Добродушного медведя

Все Копатычем зовут.

Копатыч очень деятельный медведь, трудолюбивый, щедрый. Он очень любит своих друзей и с их помощью надеется проверить ваши знания о шипящих согласных.

Работа в парах. Слайд 21 .

В этой сказочной стране все дружат, помогают друг другу в трудные минуты, вместе радуются и вместе грустят. А ведь это здорово, когда у тебя есть друзья.

Задание: восстановить стихотворение. Подчеркнуть шипящие. Придумать название к стихотворению.

1 .Утром дед спросил у внучки

Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

Я не белоручка! (7 шипящих)

2 .День пришёл весенний дружный.

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе, солнце в луже.

Оба светят мне в лицо. (3 шипящих)

3 . Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?(5 шипящих)

Слайд 22

Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.

Ну конечно же – Лосяш!

Посмотрите, ребята, сколько книг. Лосяш их все перечитал. Он знает много чего интересного. А для вас он приготовил такое задание.

Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими согласными

Игра «Чёрное-белое»

Слайд 24 .

Пин приготовил для вас ребусы .

Он из груды металла может собрать все, что угодно, и это «все, что угодно» будет как угодно работать. Результат предугадать практически невозможно. Но для него главное не результат, а процесс. Слайды 25-27 .

IX . Рефлексия . Слайд 28.

Закончите предложения:

На уроке я узнал …

Самое интересное задание было …

Затруднение у меня вызвало …

Я могу себя похвалить за …

X . Подведение итогов урока.

Слайд 29 .

Смешарикам очень понравилась ваша работа на уроке, и они приготовили для вас подарки. Это раскраски с героями любимого мультфильма.

Но перед вручением они хотели бы ещё раз услышать о шипящих звуках:

Какие согласные звуки называются шипящими?

Сколько их?

На какие группы делятся шипящие?

Вот мы всех зверят узнали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале,
Их зовут Смешарики! Перечислите всех смешариков в чьих именах есть шипящие звуки. (Крош, Ёжик, Нюша, Бараш, Лосяш, Кар-Карыч, Копатыч) Слайд 30

Детям вручают подарки-раскраски от Смешариков.

Какое настроение у вас в конце урока? (Слайд 31) .

Спасибо за урок!
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Коровы - пищат

сороки - трещат

мыши - летают,

медведи - мычат,

петухи - пасутся,

дятлы – стучат,

рычат,

спят



Дадим определение всем понятиям в словосочетании «мягкие непарные согласные звуки», начиная с последнего слова.

Звуки, их отличие от букв

Звуки – это то, что мы произносим и слышим (видеть и писать звуки нельзя). Для того, чтобы как-то можно было на письме разбирать фонетический состав слов, не путая буквы со звуками, принято звуки заключать в квадратные скобки: .

Согласные звуки

Согласные - это звуки, при произношении которых используется голос и шум или только один шум (если при произношении звука используется только голос – то это гласные звуки).

Всего в русском языке 21 согласный звук. Особенностью согласных звуков является то, что они создают между собой пары (более подробно об этом поговорим позже).

Шипящие согласные звуки

Парные – непарные согласные звуки

В разделе о согласных звуках мы упомянули, что такие звуки создают пары. Пары создаются по звонкости – глухости:

  • [б] - [п];
  • [в] - [ф];
  • [г] - [к];
  • [д] - [т];
  • [з] - [с];
  • [ж] - [ш].

Смысл такой парности состоит в том, что в определённых положениях такие пары - это два разных звука (например, перед гласными), а в других - пары совпадают в своих звучаниях (оглушаются, например, в конце слова или озвончаются перед звонким).

Шипящие звуки [ж] - [ш] – парные звуки по звонкости – глухости.

Еще пары образуются по мягкости – твердости (мягкость обозначается специальным значком ["]):

  • [б] - [б"];
  • [в] - [в"];
  • [г] - [г"];
  • [д] - [д"];
  • [з] - [з"];
  • [к] - [к"];
  • [л] - [л"];
  • [м] - [м"];
  • [н] - [н"];
  • [п] - [п"];
  • [р] - [р"];
  • [с] - [с"];
  • [т] - [т"];
  • [ф] - [ф"];
  • [х] - [х"].

Есть согласные звуки, которые бывают всегда только твердыми ([ж], [ш], [ц]), либо только мягкими ([й"], [ч"], [щ"]). Никакие шипящие не образуют пары по твердости – мягкости, среди шипящих есть только твердые (([ж], [ш]) и только мягкие ([ч"], [щ"]).

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 157.

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши" пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Классификация звуков в русском языке

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , ["zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.