Срок сдачи наличных денежных средств в банк. Взаимоотношения предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, коммерческим банком, дригими контрагентами Порядок и сроки сдачи наличных денег

Глава 2. Организация обращения наличных денег

2.1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

2.3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56.

2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

Для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

2.5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (приложение 1).

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

Для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

2.7. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.

2.8. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.

2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.

2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (приложение 3) и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31-е число прибавляется к размеру выдач 30-го числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 "Выдачи на заработную плату в текущем месяце по срокам, приходящимся на следующий месяц") и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России (форма N 201).

2.11. Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут "Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии" по форме 0408024 (приложение 5). Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.

2.12. Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

2.13. Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.

2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 7 .

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (приложение 8). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

2.15. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

2.16. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется соответствующим Положением, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 г. №40.

Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Помещение кассы должно быть специально оборудовано для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств. Руководитель предприятия несет ответственность за создание таких условий.

Кассовые операции выполняет кассир, который при принятии на работу должен быть под расписку ознакомлен с правилами ведения кассовых операций и с которым заключается договор о материальной ответственности. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей (денежных средств, денежных документов).

Временная замена кассира производится по письменному приказу руководителя организации. Договор о материальной ответственности заключается и с заменяющим кассира работником.

При небольшом объеме движения наличных денег в кассе обязанности кассира целесообразно возложить на одного из работников организации в порядке совмещения. Договор о материальной ответственности с ним заключается в обычном порядке.

В соответствии с правилами все организации независимо от формы собственности должны хранить свои денежные средства в учреждении банка. Наличные деньги, полученные кассой, расходуются только на те цели, на которые они получены (на выдачу заработной платы, на операционные или хозяйственные нужды, на командировочные расходы).

Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного учреждением банка исходя из объемов налично-денежного оборота организаций с учетом особенностей режима их деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Для установления лимита остатка денежных средств в кассе организация представляет в обслуживающий ее банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему выбору обращается в одно из них, которое и устанавливает лимит остатка кассы. Остальным банкам организация направляет уведомление об определенном ей лимите остатка кассы организациям, в состав которых входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в банке, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений.

По представительствам, филиалам и обособленным подразделениям организации, расположенным вне места ее расположения, имеющим отдельный баланс и счета в банке, лимит остатка кассы устанавливается этим подразделениям по месту открытия счетов в банке.

Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться только во время выплаты зарплаты на срок не свыше трех рабочих дней (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не свыше 5 дней), включая день получения денег в банке.

Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплаты социального характера, на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов. При этом организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Всю денежную наличность сверх лимита организации обязаны сдавать в банк.

Расчеты через кассу между юридическими лицами ограничены. В соответствии с указаниями ЦБ РФ устанавливается предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (табл. 1).

Понятие сделки дано в ст. 153 ГК РФ. Под одним из видов сделок понимается договор, заключенный между организациями. Таким образом, начиная с 21.11.2001 г. по одному договору можно рассчитываться наличными деньгами в пределах, 60 000 рублей.

Таблица 1 – Предельные размеры расчетов наличными

Дата

Документ

Предельный размер расчетов наличными

для всех организаций

для предприятий потребкооперации и организаций торговли ГУВД МВД РФ

С 08.10.97 г.

Письмо ЦБ РФ от 29.09.97 г. №525

3 млн руб. по одной сделке

5 млн руб. по одной сделке

С 01.01.98 г. (деноминация)

Письмо ЦБ РФ от 29.01.98 г. №02-14-4/130

3 тыс. руб. по одной сделке

5 тыс. руб. по одной сделке

С 10.08.98 г.

Указание ЦБ РФ от 07.10.98 г. № 375-У

10 тыс. руб. по одной сделке

15 тыс. руб. по одной сделке

С 21. 11.2001г.

Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У

60 тыс. руб. по одной сделке

60 тыс. руб. по одной сделке


Расчеты свыше установленного лимита должны проводиться только в безналичном порядке (через расчетный счет).

Расчеты с индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами производятся без ограничения суммы платежа (разъяснения ЦБ РФ).

В соответствии с КоАП РФ (ст. 15.1,23.5,28.3) при нарушении порядка работы с денежной наличностью, несоблюдении порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита, налоговые органы применяют к организациям на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, следующие меры финансовой ответственности:

– для должностных лиц - штраф в размере от 40 до 50 базовых сумм (МРОТ);

– для юридических лиц - штраф в размере от 400 до 500 базовых сумм (МРОТ). Если организация осуществляет продажу продукции, товаров за наличный расчет, то она должно использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и вести учет поступающей выручки в книге кассира-операциониста. В этой книге отражаются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки (как разность между суммами на конец и на начало рабочего дня).

Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя, главного (старшего) бухгалтера и печатью организации.

Разрешена к использованию на территории РФ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр ККТ в соответствии с Классификатором ККТ.

Без применения контрольно-кассовой техники допускается получение наличных денег отдельными категориями организаций согласно перечню, утвержденному Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.

К ним относятся:

1) организации и индивидуальные предприниматели при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ;

2) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:

– продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

– продажа ценных бумаг;

– продажа лотерейных билетов;

– продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

– обеспечение питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

– торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, палаток, киосков, павильонов, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

– разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);

— продажа в пассажирских поездах вагонов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России;

– продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;

– торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

– торговля из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;

– прием от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;

– находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому органом государственной власти субъекта РФ;

– реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законом;

– продажа по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств осуществляют налоговые органы.

Согласно ст. 14.5 КоАП продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:

– на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

– на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

– на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Прием наличных денег главными кассами организаций производится по приходным кассовым ордерам; прием в кассу наличных денег за проданные товары, работы, услуги или при проведении данных расчетов с использованием платежных карт, покупателям (клиентам) выдаются отпечатанные ККТ кассовые чеки; выдача наличных денег осуществляется по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.); сдача наличных денег в банк - по объявлениям на взнос наличными.

Проведение кассовых операций включает следующие операции:

– оформление первичных документов по приходу и расходу;

– регистрация первичных документов в журнале регистрации;

– записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневное подведение остатка по кассовой книге;

– сдача в бухгалтерию отчета кассира (2-й экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку бухгалтера в кассовой книге.

К счету 50 «Касса»могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы» и др.

Расчеты наличной иностранной валютой за реализуемые физическим лицам товары, работы, услуги на территории РФ запрещены, кроме представительств иностранных транспортных предприятий и магазинов беспошлинной торговли. Поэтому наличная иностранная валюта в кассу предприятия может быть получена только в разрешенных законом случаях.

В настоящее время наличная иностранная валюта в кассу предприятия поступает:

– при снятии валюты с текущего (специального транзитного) валютного счета в уполномоченном банке на командировочные расходы;

– при возврате командируемым остатка неиспользованной валюты.

Поступление инвалюты в кассу и выдача из кассы оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, причем суммы инвалюты показываются в кассовых ордерах одновременно в инвалюте и в рублях, пересчитанных по курсу ЦБ РФ на дату поступления или выдачи инвалюты.

В организациях может вестись отдельная кассовая книга, в которой отражаются валютные операции. Валютные операции заносятся в кассовую книгу двумя суммами: в инвалюте и рублях по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Итоги за день в кассовой книге должны представляться также в двух суммах (инвалюте и рублях).

Если в разрешенных законодательством случаях организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открываются субсчета по обособленному учету иностранной валюты, на которых операции по наличной иностранной валюте отражаются непосредственно в валюте и рублях, полученных путем пересчета валюты в рубли по курсу Центрального банка РФ надень совершения операции. При составлении баланса остаток валюты в кассе на конец отчетного периода пересчитывается по курсу, действующему на последнее число отчетного периода. Возникающие при пересчете курсовые разницы относятся на счет 91: Д сч. 50, К сч. 91 - положительные курсовые разницы; Д сч. 91, К сч. 50 - отрицательные курсовые разницы.

Субсчет 50-2 «Операционная касса» открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости для учета наличия и движения денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов» билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п.

В кассе также должны храниться и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и т.п.). Денежные документы учитываются на счете 50-3 «Денежные документы» в сумме фактических затрат на приобретение.

В сроки, установленные руководителем организации, проводится внезапная ревизия кассы с полным пересчетом денежных средств и денежных документов. Ревизию проводят комиссии, назначаемые руководителем организации, ревизионные комиссии вышестоящих организаций или комиссии, предусмотренные в уставах организаций. Комиссия составляет акт результатов проверки, в том числе в акте указываются излишки или недостачи денежных средств, выявленные при проверке, и обстоятельства их возникновения. Выявленные недостачи денежных средств относятся на виновных лиц для взыскания, а излишки - на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Перечень основных бухгалтерских проводок по учету кассовых операций и денежных документов приведен в табл. 2.

Таблица 2 – Учет кассовых операций и денежных документов

Документ

Корреспондирующие счета

Поступила выручка за проданные товары

62,90

Поступила выручка за проданные основные средства, прочие активы

Приходный кассовый ордер, кассовый чек

62,91

Поступили наличные деньги с расчетного валютного, прочих счетов в банке

Приходный кассовый ордер

51,52, 55

Возвращен выданный аванс подрядчиком

Приходный кассовый ордер, кассовый чек

60 аванс

Получен аванс от покупателя (заказчика)

Приходный кассовый ордер, кассовый чек

62 аванс

Получены наличными займы

Приходный кассовый ордер

66,67

Получено наличными целевое финансирование

Приходный кассовый ордер

Сдан в кассу остаток неиспользованных денежных сумм подотчетными лицами

Приходный кассовый ордер

Погашена наличными задолженность по товарам в кредит, по займам, по недостаткам, растратам, хищениям

Приходный кассовый ордер

Внесен наличными вклад в уставный капитал предприятия

Приходный кассовый ордер

Погашена наличными дебиторская задолженность, получена арендная плата

Приходный кассовый ордер, кассовый чек

Получены наличными штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров

Приходный кассовый ордер

76,91

Списана положительная курсовая разница

Расчет

Продолжение таблицы 2

Документ

Корреспондирующие счета

Внесены вклады в уставный капитал, даны займы

Расходный кассовый ордер

Оплачены наличными различные активы

Оплачены счета по услугам, относимым на издержки производства и обращения

Расходный кассовый ордер, кассовый чек организации-продавца

Оплачены приобретенные товары (оптовая торговля)

Расходный кассовый ордер, счета поставщиков, кассовый чек организации-продавца

Сданы денежные средства на счета в банке

Расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными

51,52

Выданы единовременные пособия за счет средств социального страхования и обеспечения

Расходный кассовый ордер

Выдана заработная плата

Расчетно-платежные ведомости

Выдано под отчет

Расходный кассовый ордер

Выдано наличными разным кредиторам

Расходный кассовый ордер

Выявлена недостача денег в кассе

Акты инвентаризации

Недостача отнесена на кассира

Справка

Недостача удержана из заработной платы кассира

Списана отрицательная курсовая разница

Расчет

Оприходованы поступившие в кассу денежные документы

Приходный кассовый ордер

50-3

50,51,52, 71,76

Списаны использованные в производственной и торговой деятельности почтовые марки, специальные марки

Расходный кассовый ордер

26,44

50-3

Выданы путевки работникам, приобретенные за счет средств Фонда социального страхования:

бесплатная часть стоимости путевки оплачиваемая работником часть стоимости путевки

69-1

70,73

50-3

50-3

2. Учет затрат на приобретение основных средств, в том числе оборудования требующего и не требующего монтажа

Учет основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 г. №26н.

Поступление основных средств в организацию может осуществляться в виде: вклада в уставный капитал; безвозмездного получения; приобретения.

Фактические расходы организации на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал и безвозмездно, включаются в их первоначальную стоимость.

Приобретение основных средств производится за счет капитальных вложений, которые могут осуществляться в следующих формах: строительство объектов основных средств; приобретение отдельных объектов основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету на счете 01 по первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче основных средств (формы ОС-1, ОС-1а, ОС-16) и документов, подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования; суммовые разницы, увеличивающие или уменьшающие затраты на объекты, возникающие в случаях, когда оплата производится в условных денежных единицах;иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, в том числе начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Строительство основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств и т.п.) осуществляет организация-застройщик и ведет бухгалтерских учет производимых при этом затрат. В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре, определяемой сметной документацией.

Структура затрат при строительстве объектов основных средств включает следующие их виды: затраты на строительные работы; затраты по монтажу оборудования; стоимость оборудования, сданного в монтаж; стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса; прочие капитальные затраты.

Учет затрат на строительные работы и монтаж оборудования ведется в зависимости от способа осуществления работ (подрядного или хозяйственного).

При подрядном способе строительные работы и работы по монтажу оборудования, выполненные и оформленные в установленном порядке, отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости и по их окончании принимаются от подрядчика. Договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться следующими способами: на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения; на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).

Затраты застройщика-заказчика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию (Д сч. 08, К сч. 60).

С 01.01.2001 г. суммы НДС, подлежащие уплате подрядным организациям, отражаются на счете 19 (Д сч. 08, К сч. 60 - цена; Д сч. 19, К сч. 60 - НДС).

Расчеты между застрой строительство и могут осуществляться: в форме авансов (Д сч. 60 аванс, К сч. 51); в форме промежуточных элементах; после завершения всех работ на объекте строительства (Д сч. 08, К сч. 60; Д сч. 19, Кеч. 60; Д сч. 60, К сч. 51); если ранее были выставлены авансы, то производится их зачет (Д сч. 60, К сч. 60 аванс).

Налог на добавленную стоимость, уплаченный подрядчикам (отраженный на счете 19), подлежит включению в состав налоговых вычетов с момента начисления амортизации по принятому к бухгалтерскому учету завершенному строительством объекту (Д сч. 01, К сч. 08;… Д сч. 20, 23, 25, 26, 44, К сч. 02; Д сч. 68, К сч. 19).

При хозяйственном способе выполнения строительных работ и работ по монтажу оборудования в бухгалтерском учете застройщика отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы материальных и трудовых ресурсов, расходы, связанные с использованием основных средств и нематериальных активов, расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.

Фактические затраты застройщика в этом случае учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию (Д сч. 08, К сч. 02, 05,10, 70, 69 и др.).

По затратам, собранным по дебету счета 08, начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет (Д сч, 19, К сч. 68) при принятии объекта основных средств к учету.

Сумма НДС, начисленная по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, включается в состав налоговых вычетов по мере уплаты налога в бюджет (Д сч. 68, К сч. 51; Д сч, 68, К сч. 19).

НДС, уплаченный по материалам, работам, услугам, использованным при строительстве объекта, включается в состав налоговых вычетов с момента начисления амортизации по принятому к бухгалтерскому учету объекту (Д сч. 01, К сч. 08; … Д сч. 20, 23, 25, 26, 44, Ксч,02; Дсч.68, Ксч. 19).

Учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик, если при заключении договора на строительство на него возложено обеспечение строительства оборудованием.

Учет наличия и движения оборудования, требующего монтажа, ведется на счете 07 «Оборудование к установке».

Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.п.) (Д сч. 07 - стоимость оборудования и транспортные расходы по его доставке, Д сч. 19 - НДС, включенный в счета поставщиков и транспортных организаций, К сч. 60 - общая сумма принятых к оплате счетов поставщиков и транспортных организаций).

Расходы по доставке оборудования до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы учитываются предварительно на счете 07 в общей сумме отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от их стоимости по счетам поставщиков и включаются в состав затрат по строительству объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудования с учетом суммы данных расходов, приходящейся на стоимость оборудования, числящегося на остатке на конец отчетного периода.

В учете застройщика оборудование, требующее монтажа, отражается на счете 08 по фактическим расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, межэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования (Д сч. 08, К сч. 07).

Если в договоре на строительство обеспечение строительства оборудованием возложено на подрядную строительную организацию, то в учете застройщика это оборудование отражается по договорной стоимости в соответствии с оплаченными или принятыми к оплате счетами строительной организации (Д сч. 08, К сч, 60) и отражается НДС, указанный в счетах (Дсч. 19, Ксч. 60).

Учет затрат на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента, инвентаря, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, включение их в состав затрат по строительству объектов и ввод их в эксплуатацию осуществляет застройщик, если иное не предусмотрено договором на строительство. Стоимость указанных материальных ценностей учитывается на счете 08 на основании оплаченных или принятых к оплате счетов поставщиков после поступления на место назначения и оприходования оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса (Д сч. 08, К сч. 60), и отражается НДС (Д сч. 19 НДС, К сч. 60).

В случае неприбытия оплаченного оборудования и инвентаря на склад застройщика их стоимость учитывается на счете 07 как находящееся в пути.

При обеспечении строек указанными материальными ценностями согласно договорам на строительство непосредственно строительными организациями застройщик учитывает их в составе затрат по строительству по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам строительных организаций.

Учет прочих капитальных затрат, предусматриваемых в сметах, ведется по их видам на счете 08 в размере фактически произведенных расходов или по договорной стоимости на основании оплаченных или принятых к оплате счетов сторонних организаций (Д сч. 08, Ксч. 51, 60 - стоимость работ, услуг; Д сч. 19, Ксч. 60 - НДС).

По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта основных средств, которая складывается из всех фактически произведенных расходов, и объект включается в состав основных средств организации по рассчитанной инвентарной стоимости (Д сч. 01, К сч. 08). Объекты недвижимости зачисляются в состав основных средств после их государственной регистрации.

Приобретение отдельных объектов основных средств (кроме строительства), земельных участков и объектов природопользования отражается на счете 08 по фактическим затратам с выделением НДС на счете-19 (Д сч. 08, К сч. 60; Д сч. 19 НДС, К сч. 60). Ввод в эксплуатацию этих объектов производится по инвентарной стоимости, подсчитанной на счете 08 (Дсч. 01, Кеч. 08).

При вводе в эксплуатацию основных производственных средств НДС, уплаченный поставщикам и учтенный по дебету счета 19, списывается полностью в зачет бюджету (Дсч. 68 НДС, Кеч. 19).

По основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств, по земельным участкам, по основным средствам, используемым при производстве продукции (работ, услуг), не облагаемых НДС, и на непроизводственные нужды, НДС, уплаченный поставщикам и учтенный на счете 19, в зачет бюджету не списывается, а включается в стоимость приобретенного основного средства (Д сч. 08, К сч. 19).

З А Д А Ч А 3


Технологу основного цеха предоставляют отпуск с 23.11 на 28 календарных дней. С 1 по 23 ноября замещала начальника цеха. Месячный должностной оклад начальника цеха 5 700 руб., нерабочие дни месяца: 5,6,7,8,12,13,19,20,26,27.

Выписка из карточки-справки Соколовой Л.А.


Виды оплат

Сумма оплат (руб.)

август

сентябрь

октябрь

1.Повременно по окладу

2000

2200

2165

2.Премии

3.Заработная плата за время выполне-

Организация обращения наличных денег

Порядок совершения и оформления кассовых операций регулируется Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время основным документом, регламентирующим наличное денежное обращение в Российской Федерации, является положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Данное положение определяет основные правила использования организациями наличных денежных средств, в нем приведены рекомендации кредитным организациям по осуществлению проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, а также формы соответствующих документов.

В практической работе бухгалтеру следует руководствоваться следующими основными положениям:

1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовых форм (в дальнейшем - предприятия) обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в банк. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банками по согласованию с руководителем предприятия. Как правило, наличные денежные средства должны сдаваться в банк ежедневно в день их поступления в кассу. Однако в некоторых случаях допускаются другие сроки сдачи. На следующий день могут сдавать деньги предприятия, работающие круглосуточно и в вечернее время при отсутствии вечерней инкассации.

Один раз в несколько дней имеют право сдавать наличные деньги предприятия, расположенных в населенных пунктах, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России.

3. Сумма наличных денег, которая может оставаться в кассе организации на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе или просто лимитом остатка кассы. Размер лимита ежегодно устанавливается банком, обслуживающим организацию, по согласованию с её руководством и в течение года может пересматриваться. Для установления лимита предприятие представляет в учреждение банка «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» по форме № 0408020.

При наличии нескольких счетов в различных банках лимит устанавливается в одном из банков по усмотрению предприятия, а остальные об этом уведомляются.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия следующим образом:

В размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня - для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные деньги в банк ежедневно в конце дня.

В пределах среднедневной выручки наличными деньгами - для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные деньги в банк на следующий день.

В зависимости от суммы выручки - для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные деньги в банк не ежедневно.

В пределах среднедневного расхода наличных денег - для предприятий, не имеющих денежной выручки.

Следует иметь в виду, что в случае непредставления в банк расчета лимита, автоматически считается, что предприятию установлен нулевой лимит, а любая, не сданная предприятием в банк денежная наличность, является сверхлимитной.

4. Организации обязаны сдавать в банки все наличные деньги сверх лимита кассы. Превышать лимит можно только в дни выплаты зарплаты и пособий в период не более 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке, а организациям, расположенным в районах Крайнего Севера, - не более 5 дней. По истечению этого срока не использованные денежные средства сдаются в банк.

5. Предприятие по согласованию с обслуживающим его банком может расходовать поступающую в его кассу денежную выручку на цели, поименованные в нормативных документах ЦБ РФ (например, на хозяйственные нужды, на командировочные расходы, на оплату труда, на социальные выплаты и др.), т. е. расходовать наличные деньги, не сдавая их в банк.

6. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков. Ежеквартально предприятие составляет кассовую заявку по форме №0408020 и передает ее в банк. В заявке указывают фактические размеры выручки и расходов за соответствующий квартал прошлого года и предшествующий квартал, а также прогноз на текущий квартал. Следует иметь в виду, что наличные деньги, полученные предприятиями в банках, должны расходоваться только на цели, указанные в чеке. В противном случае они подлежат обязательному возврату в кассу банка.

7. Учреждения банков должны не реже одного раза в два года проверять соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В ходе проверки выявляется:

Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;

Полнота сдачи денег в кассу банка;

Соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступающей в кассу предприятия;

Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

Соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе предприятия;

Соблюдение правил ведения кассовой книги и оформления кассовых документов.

По результатам проверки оформляется в трех экземплярах справка по форме №0408026. При установлении фактов нарушения порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика для определения меры ответственности.

Исходя из УКАЗАНИЯ ЦБ РФ от 11 марта 2014года № 3210-У следует, что период времени между днями сдачи в банк юр. лицом наличных денег не долже н превышать семи рабочих дней (Приложение к Указанию №3210-У). Вопрос: Может ли бюджетная организация (находится не в удалённом населённом пункте) превысить период сдачи наличных денег в банк, т.к. организация сдаёт наличные деньги 2 раза в меся ц- между первой сдачей и второй период составляет больше семи дней? Сумма сдачи наличных денег не превышает лимита кассы.

Ответ

В соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 Указаний Банка России № 3210-У, учреждения должны инкассировать наличные деньги в банк только за те дни, когда денежный остаток в кассе на конец рабочего дня превышает установленный лимит. Следовательно, бюджетное учреждение (находящаяся не в удалённом населённом пункте) вправе установить период сдачи наличных денег в банк превышающий семь рабочих дней. Период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях, не превышающий семи рабочих дней, установлен Приложением к Указанию Банка России № 3210-У, только для расчета лимита остатка наличных денег. А не устанавливает максимальный период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

– для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

– для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

– для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - один раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

В отдельных случаях предприятия имеют право хранить в своих кассах и сверхлимитные денежные средства. В таких случаях предприятиям необходимо соблюдать следующие условия:

1) данные сверхлимитные средства должны предназначаться для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий;

2) срок наличия сверхлимитных средств в кассе не должен превышать 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней);

3) указанные сверхлимитные остатки должны быть получены в обслуживающем предприятие банковском учреждении, а не накоплены за счет выручки, поступающей в его кассу.

Таким образом, для правильного определения потребности предприятия в наличных денежных средствах с учетом установленного ему лимита сумма, подлежащая снятию с расчетного счета, определяется по формуле:

П = ОР + Л - ОП - О , где

П - потребность;

ОР - ожидаемый расход;

Л - лимит хранения денежных средств;

ОП - ожидаемый приход наличных денежных средств в кассу предприятия за счет выручки от реализации и других операций;

О - остаток наличных денежных средств в кассе на дату определения потребности.

Денежную наличность сверх установленных лимитов организация обязаны сдавать из кассу в банка в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками (остаток денег в кассе на конец дня не должен превышать утвержденного банком размера). Организация не имеет права накапливать в кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов.

Сверх установленного лимита деньги могут находиться в кассе в течение трех дней в дни выдачи заработной платы, пособий, включая день их получения в кредитном учреждении. В отдельных случаях срок хранения может составлять 5 дней (в таком случае сельскохозяйственная организация должна привести веские обоснования обслуживающему банку).

В январе 2006 года предприятие предоставило в банк расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступившей в кассу. Обслуживающий банк установил на 2006 год лимит в сумме1500 руб. (приложение 10)

Пример. ОПИСАТЬ рАСЧЁТ

В кассу предприятия поступили денежные средства, полученные от покупателей в сумме 111716 руб.

Из кассы выплачено:

Заработная плата работникам предприятия – 301000 руб.;

В под отчет – 21417 руб.;

Сдано в банк – 111716 руб.;

7. Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью

При анализе взаимосвязи прибыли и движения денежных средств надо не упускать из виду возможность получения дохо­дов, отражаемых в отчетности ранее реального поступления де­нежных средств. Очевидно, что уменьшение дебиторской задол­женности приведет к увеличению реального притока денежных средств, а, значит, разность между значением дебиторской задолженности на начало и конец периода должна быть прибавлена к чистой прибыли. Если же дебиторская задолженность на конец периода возросла, то разницу следует исключить из чистой при­были.

Нормальной считается дебиторская и кредиторская задолженности возникшие в соответствии с установленной системой расчета, срок погашения которой не наступил.

Дебиторская задолженность означает отвлечение оборотных средств организации, что создает финансовую напряженность.

Кредиторская задолженность свидетельствует о финансовых затруднениях в тех организациях, средства которых привлечены в оборот данной организации как заемные.

В процессе анализа определяют показатели характеризующие дебиторскую и кредиторскую задолженности:

1) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – это отношение выручки от продажи продукции к среднегодовой стоимости дебиторской задолженности минус резерв по сомнительным долгам;

2) Период погашения дебиторской задолженности – отношение количества дней в году к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;

3) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – отношение выручки от продажи продукции к среднегодовой стоимости кредиторской задолженности;

4) Период погашения кредиторской задолженности – отношение количества дней в году к коэффициенту оборачиваемости кредиторской задолженности.

Коэффициенты характеризующие дебиторскую и кредиторскую задолженности представлены в таблице 7.

Таблица 6

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности в АНО Редакция газеты «Знамя труда»

Показатели

Изменение (+,-)

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Период погашения дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Период погашения кредиторской задолженности