Жестокая месть гоголь. «Страшная месть» Гоголь Н.В

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Страшная месть" Николая Васильевича Гоголя - второй повести из второй части цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. УЖ все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу.

Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещенную, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясенный открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника.

В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьется пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мертвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Еще один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поется в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

"Чуден Днепр при тихой погоде...". Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести "Страшная месть". "Чуден Днепр при тихой погоде..." - такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. "Страшная месть", краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец - это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла "Вечеров" является "Страшная месть". Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В "Страшной мести", казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя - это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из "Вечеров", на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из "Вечеров" и, в частности, "Страшная месть". В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от "всадника на Карпатах". Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести "Страшная месть". Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

Даниил Бурульбаш приехал из хутора в Киев на свадьбу. Вдруг один из казаков обернулся на какое басурманская чудовище.

— Колдун, колдун … — Зашумели все.

А когда на лодке по Днепру поплыли, страшное зрелище вдруг увидели казаки: мертвецы поднимаются из могил.

Как услышала о колдуна Екатерина, жена Даниила, начали ей сниться странные сны: словно отец есть тот самый колдун. И требует он от нее, чтобы она его полюбила, а от мужа отказалась.

Отец Катерины действительно странный человек по мнению казаков: водки не пьет, свинины не ест, всегда хмурый. Они с Даниилом даже подрались — сначала на саблях, а затем раздались выстрелы. Даниила были ранены. Екатерина, заклиная маленьким сыном, помирила отца с мужем.

Но Даниил, начал следить за стариком. И зря. Он увидел, как тот ночью ушел из дома, превратился в чудовище в бусурманского яркой одежде. Колдун вызвал душу Екатерины. Возраст требовал от нее любовь, но душа была непреклонна.

Даниил засадил колдуна в подвал за решетку. Не только за колдовство, а за то, что он замышлял плохое против Украины.

Екатерина отреклась отца. Коварный колдун уговаривает дочь отпустить его. Он клянется, что станет монахом, который будет жить по законам Божьим.

Послушала Екатерина отца, открыла дверь, он сбежал и снова начал творить зло. Даниил не догадался, кто освободил колдуна. Но охватили казака нехорошие предчувствия скорой смерти, завещал он жене следить за сыном и отправился в жестокую драку с ляхами. Там и погиб. И будто кто в бусурманского одежде со страшным лицом убил его …

Екатерина после гибели мужа с ума, распустила косы, танцевала полуодетая, то пела. К хутору приехал человек, который начал рассказывать казакам, воевавшим вместе с Даниилом и был его лучшим другом. Еще говорил, мол, Бурульбаш заповедал: если погибнет, пусть друг возьмет его вдову в жены. Услышав эти слова, Екатерина закричала: «Это отец! Это мой отец-колдун! Мнимый друг обернулся басурманскую чудовище, выхватил нож и зарезал сумасшедшую Екатерину. Отец зарезал дочь!

Не имел колдун после того страшного поступка покоя, скакал он конем Карпатскими горами, встретил святого схимника — и убил его. Как нечто грызло того проклятого, ад и разрывало, он уже не знал, что его заставляет двигаться. Но вот на вершине горы увидел неистовый беглец огромного всадника. Всадник то подхватил грешника своей могучей десницей и задавил. И уже мертв мертвыми глазами увидел колдун страшное зрелище: множество мертвецов, похожих лицами на него. И стали они его грызть. А один был так велик, что только пошевелился — и произошло в Карпатах землетрясение.

А почему все это произошло? Об этом сочинил песню старый бандурист. Когда два товАриша, Иван и Петр, воевали с турками, Иван взял в плен турецкого пашу. Король Стефан наградил Ивана. Тот отдал половину награды Петру, который начал завидовать и решил отомстить. Он столкнул Ивана вместе с конем и маленьким сыном в пропасть.

На Божьем суде потребовал Иван, чтобы все потомки Петра не знали на земле счастье, а последний в роду оказался худшим, вором. Таким вором, чтобы все мертвецы после смерти грешника грызли его, а Петр был бы таким большим, что грыз бы от ярости самого себя.

Так и произошло.

А Иван обернулся странным рыцарем-наездником, сидящего на вершине Карпат и смотрит на свою страшную месть.

В Киеве празднует свадьбу сына есаул Горобець. Почётные гости на свадьбе – смелый казацкий атаман пан Данило Бурульбаш со своей женой Катериной. Посреди шумного веселья Горобець выносит и поднимает две старинных иконы, чтобы благословить молодых. Но из праздничной толпе доносятся крики ужаса: при виде икон один из стоящих среди народа казаков вдруг превращается в страшного горбатого старика с длинным клыком во рту. Щёлкнув зубами, старик исчезает. Пожилые люди говорят, что старик этот – давно известный проклятый колдун, чьё появление всегда предвещает несчастье.

«Страшная месть», глава II – краткое содержание

Данило Бурульбаш со своими казаками и женой Катериной плывёт на лодке по Днепру домой из Киева, гадая, что за несчастье принесёт явившийся на свадьбе колдун. Недалеко от хутора Данилы на другой стороне Днепра стоит мрачный старый замок, а близ него – кладбище с ветхими крестами. Когда казаки проплывают мимо них, из могил вдруг поднимаются три мертвеца. Они пронзительно кричат: «Душно мне!» – и опять пропадают. Тяжкие думы гнетут Бурульбаша всё сильнее. Ему очень не нравится недавно приехавший к ним в гости из чужой земли угрюмый, суровый отец Катерины, который своими повадками совсем не похож на казака.

Гоголь. Страшная месть. Аудиокнига

«Страшная месть», глава III – краткое содержание

На следующий день на хуторе у пана Данилы мрачный, загадочный отец Катерины начинает грубо расспрашивать дочь и зятя, почему они вчера так поздно вернулись домой. Между ним и Бурульбашем закипает ссора. Данило возмущается: почему тесть никогда не ходит в церковь? Оба казака начинают биться на саблях, а потом стреляют друг в друга из мушкетов. Бой прекращается неискренним примирением лишь из-за слёзных уговоров Катерины.

«Страшная месть», глава IV – краткое содержание

Ещё день спустя Катерина рассказывает мужу, что ей приснился сон, будто тот колдун, который явился людям в Киеве – её отец, и будто он уговаривал её выйти за него замуж. Катерина и Бурульбаш садятся обедать, позвав и отца. За обедом Данила дивится: тесть его не хочет есть христианских галушек, брезгует и свининой, как мусульманин или жид.

Вечером Бурульбаш смотрит в окно и замечает, что в мрачном замке на той стороне Днепра загорелось окно. Взяв с собой казака Стецько, он идёт к реке. Пробираясь в зарослях терновника, они внезапно видят, как мимо них проходит в том же направлении отец Катерины. Он переправляется через Днепр и скрывается из виду близ замка.

Страшная месть. Мультфильм по повести Н. В. Гоголя

Стецько и Бурульбаш следуют за ним. У стены замка пан Данило залезает на высокий дуб и видит через окно колдовскую комнату, залитую таинственным светом, со непонятными знаками на стенах, где летают нетопыри. В комнате появляется отец Катерины – и превращается в того самого колдуна, который явился в Киеве.

Колдун творит заклинание и перед ним предстаёт сотканная из воздушного тумана душа его дочери. Зная явно больше, чем сама Катерина, душа начинает обвинять отца: зачем он убил её мать? зачем продолжает творить страшные злодейства? Душа замолкает, заметив смотрящего в окно Бурульбаша. а пан Данило быстро спускается с дуба и возвращается домой.

Гоголь «Страшная месть». Литография В. Маковского

«Страшная месть», глава V – краткое содержание

Бурульбаш рассказывает Катерине про свою ночную поездку, и оказывается, что всё происходившее в волшебной комнате старого замка она видела во сне. Данило убеждается: его тесть – злодей и богоотступник.

«Страшная месть», глава VI – краткое содержание

По приказу Бурульбаша казаки бросают колдуна в глубокий подвал. Назавтра его ждёт страшная казнь. В тоске сидит закованный в цепи колдун и видит: мимо идёт его дочь, Катерина. С горячей страстью он начинает уговаривать Катерину отпереть замок подвала, говоря, что его страшит не казнь, а вечные муки на том свете за совершённые злодейства. Отец убеждает дочь, что если она выпустит его, то он пойдёт в монастырь и тяжким подвижничеством отмолит хотя бы часть своих грехов. Поддавшись женской слабости, Катерина выпускает отца-колдуна – и падает в обморок у двери темницы.

«Страшная месть», глава VII – краткое содержание

Очнувшись, Катерина видит, что отец её скрылся. Никто не знает, что выпустила его она сама.

«Страшная месть», глава VIII – краткое содержание

В корчме близ хутора Бурульбаша собираются вооружённые ляхи. Посреди попойки, карточной игры и гнусных плясок они готовятся напасть на казацкую землю.

«Страшная месть», глава IX – краткое содержание

Пан Данило сидит за столом и в грустном предчувствии близкой смерти рассказывает Катерине про свои прежние казацкие подвиги. Вбежавший слуга сообщает ему о приближении множества ляхов. Во главе своих казаков Бурульбаш выезжает на коне и геройски бьётся с жестокими врагами. Посреди боя на соседнем холме появляется отец Катерины, стреляет в зятя из мушкета и убивает его. Выбежавшая из дома Катерина с рыданиями валится на тело мужа, а ляхов обращает в бегство подоспевший на помощь есаул Горобець.

«Страшная месть», глава X – краткое содержание

Гоголь даёт в X главе «Страшной мести» знаменитое поэтическое описание Днепра при тихой погоде и в бурю. Посреди бури в уединённом месте причаливает на лодке к берегу колдун. Спустившись в тайную землянку среди обгорелых пней, он начинает творить заклинания. Перед ним сгущается белое облако, а в нём ясно выказывается знакомое колдуну мужское лицо. Увидев его, злодей белеет, как полотно, и кричит диким голосом.

«Страшная месть», глава XI – краткое содержание

Катерина в Киеве рассказывает есаулу Горобцу о своих новых страшных снах. Отец снова являлся в них дочери, требовал выйти за него замуж и грозил в случае отказа убить её младенца-сына от Данилы. Горобец обещает защищать Катерину, однако той же ночью её ребенка находят в колыбели зарезанным.

«Страшная месть», глава XII – краткое содержание

Между Польшей, Венгрией и Малороссией стоят высокие Карпатские горы. Ночью по верхушкам гор едет громадного роста спящий витязь, держа в руке поводья от коня, на котором за ним – тоже во сне – скачет младенец-паж…

«Страшная месть», глава XIII – краткое содержание

Катерина, наполовину потеряв рассудок, бродит по густым дубравам, распевая жалобные песни об убитых казаках. Ранним утром к ней на хутор приезжает статный молодой гость, говоря, что он старый боевой соратник павшего пана Данилы. Их дружба якобы была такой крепкой, что Бурульбаш даже завещал ему взять в жёны Катерину, если она останется вдовой. Катерина смотрит на приезжего – и вдруг понимает, что это её отец. Она бросается на него с ножом, но тот пропадает из вида.

«Страшная месть», глава XIV – краткое содержание

За Киевом народ дивится чуду: в небе открывается широкая, величественная картина соседних с Украиной стран и земель. Среди них видны и Карпатские горы, а на них – едущий всадник с закрытыми очами. Колдун тоже видит эту картину и узнаёт лицо рыцаря: именно оно являлось ему при недавнем чародействе в землянке у Днепра. Волосы на голове колдуна встают дыбом от ужаса. Закричав, как исступлённый, он вскакивает на коня и вихрем мчится в Киев, к святым местам.

«Страшная месть», глава XV – краткое содержание

Колдун врывается в пещеру к киевскому схимнику и просит молиться о его грешной, погибшей душе. Схимник разворачивает свою книгу, но видит, что святые буквы в ней налились кровью – значит, грешнику нет и не будет прощения. Колдун убивает схимника, вновь вскакивает на коня и пробует добраться до татар в Крыму, но конь, вопреки его воле, гонит прямо к Карпатским горам. Близ них горные тучи разом очищаются, и перед колдуном в страшном величии предстаёт огромный всадник. Засмеявшись, он хватает проклятого волшебника рукой, от чего тот сразу умирает. От Киева до Карпат поднимаются из могил схожие лицом с колдуном мертвецы. Всадник, вновь засмеявшись, бросает тело отца Катерины в пропасть. Туда прыгают и мертвецы, начиная зубами грызть труп колдуна. А один самый ужасный мертвец тяжко ворочается в земле, но по своему громадному росту не может из неё подняться.

Гоголь «Страшная месть». Литография И. Крамского

«Страшная месть», глава XVI – краткое содержание

В заключительной, XVI главе «Страшной мести», Гоголь объясняет суть греха колдуна. В городе Глухове слепой бандурист рассказывает людям легенду, как в старину жили два друга-казака, Иван и Петро. Долго были они неразлучны, как братья, пока не поймал Иван по приказу короля Стефана Батория одного славного турецкого пашу. Половиной полученного за это жалования Иван поделился с Петром, но тот чёрной завистью позавидовал подвигу, совершённому его лучшим другом. Возненавидел Петро Ивана и раз на горной дороге столкнул его в пропасть вместе с младенцем-сыном. Иван успел ухватиться за сук и с сыном за плечами стал карабкаться вверх, но Петро, не сжалившись на мольбы друга, пикой столкнул их обоих назад.

Царь Небесный спросил у души Ивана, какую бы муку она сама назначила Иуде-Петро. И попросил Иван, чтобы Бог проклял весь род Петро. Пусть последний в этом роду будет таким злодеем, чтобы его деды и прадеды ворочались в своих гробах из-за его грехов, а Петро при этом терпел муку наибольшую: ел землю, не в силах подняться из неё.

И согласился Бог, когда исполнится высшая мера злодейств последнего из рода Петро, совершить страшную месть : поднять Ивана с убитым сыном из гроба на высокую гору, привести к нему колдуна, чтобы мог невинно убиенный бросить злодея в глубокую пропасть. А деды и прадеды, выйдя из могил, будут терзать его в этой пропасти зубами – кроме самого Петро, который в земле сможет лишь грызть самого себя…