Анализ уровня образования населения как фактора повышения благосостояния нации. Совершенствование муниципальной политики в сфере образования Повысить заработную плату работникам образования
· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;
· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;
· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;
· формирование экологической сознательности;
· воспитание уважения к семейной жизни;
· содействие интеллектуальным устремлениям личности;
· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;
· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;
· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;
· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;
· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;
· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.
Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:
· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;
· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;
· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;
· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.
Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:
повышение образовательного уровня населения страны:
Введение обязательного десятилетнего образования;
Повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;
Обеспечение доступности общего среднего образования;
Усовершенствование системы непрерывного образования;
повышение качества общего образования:
Обновление содержания образования;
Внедрение современных технологий обучения;
Обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;
Усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:
Создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;
Придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;
Осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;
Создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;
повышение престижности образования:
Реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;
Повышение статуса учителя;
Более полное материально-техническое обеспечение общеобразовательной школы;
Развитие форм самообразования учреждений образования.
Процессы реформирования, которые развернулись в системе образования в последние годы, не могут быть эффективными как без глубокого теоретического осмысления его проблем, так и без основательной экспериментальной проверки предлагаемых преобразований.
Любое теоретическое положение, которое пытаются внедрить в массовую практику, должно обладать в первую очередь двумя качествами: быть технологичным и воспроизводимым. Быть технологичным, значит возможным для реализации в рамках принятых сегодня моделей деятельности учебных учреждений. Быть воспроизводимым, значит возможным для применения каждым педагогом. Альтернативные программы, которые не обладают этими качествами, не могут стать основой массовой педагогической практики.
Несколько лет тому назад в республике развернулась активная и массовая экспериментальная работа. Сегодня она стала реальностью для десятков учебных учреждений. Вместе с тем реальностью для сотен школ, детских садов и других учреждений стало участие в инновационных процессах, связанных с внедрением целого ряда перспективных технологий, которые зарекомендовали себя.
До 90-х годов ХХ в. Беларусь практически не имела опыта экспериментальной работы в образовании. Опробация всех нововведений проводилась Академией педагогических наук СССР в своих экспериментальных школах, и БССР в готовом виде получала все материалы, необходимые для внедрения в массовую практику. Опыт экспериментальной работы начала 90-х годов был минимальным, поскольку массовые нововведения в системе образования планировалось проводить, начиная с 1996-1997 гг.
Первый массовый опыт экспериментальной работы связан с процессами реформирования общеобразовательной школы и переходом на 12-ти летний срок обучения. Однако с 1999-2000 учебного года процесс экспериментальной и инновационной (в узком смысле) работы становится массовым. В 2000-2001 году в республике проходила экспериментальная работа по 28 и инновационная по 14 различным направлениям.
Программа “Школа 2100” является альтернативной программой. Ее методы, приемы, дидактические средства, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют достигнуть целей образования, сформулированные в “Законе об образовании” и “Реформе общеобразовательной школы”. Тем более, что с 1 сентября 2001 года начался массовый эксперимент по данной программе и скоро мы получим результаты по полному внедрению ее в образование Республики Беларусь. Мы, как учителя-практики, можем говорить об эффективности программы “Школа 2100” в начальной школе. Ведь младший школьник, изучая определенные дисциплины, получает не только специальные знания (основы), но и наращивает личностные качества параллельно с интеллектуальными способностями, которые совершенствуются в старших классах. Одна из главных задач, стоящих перед учеником начальной школы, заключается в том, чтобы ребенок научился не только самостоятельно пользоваться своими знаниями, но и обрел потребность в саморазвитии, в анализе своей деятельности, научился перед собой ставить цель и планировать свою деятельность для ее достижения.
Образовательная программа “Школа 2100” рассчитана на дошкольное, начальное и общее среднее образование. На всех этих этапах она предусматривает:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· единство государственного культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
Рост образовательного уровня населения – важнейшее условие формирования агента рынка труда. Образование существенно расширяет границы использования способности человека к трудовой деятельности. Оно позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать его. Именно об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. Как правило, чем выше уровень образования населения, тем ниже доля безработных. Образование человека гарантирует его успешную трудовую деятельность. В современных условиях удовлетворение потребности населения в товарах и услугах все в большей мере обеспечивается в результате объединения знаний и информации. Использование современных технологий требует от работника высокого уровня интеллекта и объема профессиональных знаний. Например, в США на автоматических комплексах работают люди, которые прошли четырехлетнюю специальную подготовку. Для современного производства характерна быстрая смена технологий и оборудования. В США, например, станки ЧПУ обновляются не реже, чем через семь месяцев. В этих условиях возрастает доля работников умственного труда, который органически сливается с физическим. Теперь только знания могут помочь работнику адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производства, овладевать новой техникой и технологией. Все это требует нового отношения к образованию населения.
Основой решения этой проблемы является общеобразовательная школа. Сегодня ее главная проблема – финансовое обеспечение школ. Действительно, о каком качестве работы педагога можно говорить, если он месяцами не получает заработную плату, в школе нет наглядных пособий, лишь 68,6% государственных дневных средних общеобразовательных школ имеют кабинеты информатики и вычислительной техники и т.д.
При решении вопросов совершенствования образования детей практически без внимания оказались методологические проблемы обучения: чему и как учить детей, которые начнут свою трудовую жизнь в XXI в., какова эффективность этого обучения? В 1989 г. институт Гэллопа провел в 10 наиболее развитых странах мира, в том числе бывшем СССР, специальное обследование. Его результаты показали, что только 10% детей, окончивших общеобразовательную школу, приобретают какие-то знания, кроме элементарной грамотности, т.е. умения читать, считать, писать. Это потрясающий результат, но он вполне логичен. Сегодняшняя школа ставит своей задачей дать всем детям общее среднее образование. И это действительно необходимо. Раньше образование получала лишь определенная часть детей, и действовала соответствующая методика обучения. Сегодня ситуация изменилась, методика же обучения практически осталась неизменной, тогда как контингент учащихся стал совершенно иным. В наши дни дети взрослеют раньше, они более информированы, развиты. Дети не любят школу. И это очень важный симптом. Он, видимо, присущ не только российским детям. Б. Клинтон в своем годичном послании «О положении страны» (1998 г.) сообщил американскому народу, что 40% восьмилетних американцев не умеют читать, и посоветовал родителям «каждый вечер читать вместе с детьми». Такая традиция была раньше и в России, но «благодаря» телевизору она ушла в безвозвратное прошлое. Средством повышения грамотности детей Б. Клинтон считал усиление деятельности общин, которые должны ввести в школах форменную одежду, наказания за прогулы и другие административные меры. Принуждение – не лучший инструмент воспитания. Очевидно, речь должна идти об изменении стратегии обучения детей. Главным здесь должна быть не только и не столько общая сумма знаний, сколько умение применять эти знания на практике, в жизни, принимать решения на основе полученных знаний и отвечать за эти решения. Иными словами, школа должна научить детей думать. Такое направление обучения может существенно повысить его эффективность, вызвать у ребенка интерес к знаниям, их накоплению. И только такой человек сможет занять достойное место в постоянно трансформирующемся мире – информационном обществе.
В условиях рыночной экономики задачи, стоящие перед профессиональным образованием, коренным образом изменились. Если раньше эти учебные заведения выпускали хорошо подготовленных рабочих и специалистов, то в наши дни они должны готовить еще и конкурентоспособных рабочих и специалистов.
Важные задачи решает начальное профессиональное образование. Эта система была создана давно и должна сохраниться. Однако начиная с 1990 г. численность обучающихся в этих учебных заведениях систематически сокращается. Это негативное явление. И не только с точки зрения ухудшения квалификационного состава рабочей силы. Роль этих учебных заведений особенно велика для детей из социально неблагополучных семей, число которых, как известно, растет. Профессионально-технические училища для этих детей не только единственная возможность получить профессиональное образование, специальность, но и одежду, еду. В современных условиях система начального профессионального образования должна существенно изменить отраслевую и профессиональную структуру подготовки кадров. Эти учебные заведения должны быть ориентированы не только на подготовку индустриальных кадров (промышленность, строительство, транспорт, связь), но и кадров сферы услуг. Однако практически структура выпуска не меняется. В 1997 г. доля подготовленных работников для торговли, общественного питания, сферы обслуживания составляла лишь около 17%, тогда как в 1996 г.-16%.
Серьезные проблемы стоят перед средними специальными и высшими учебными заведениями. Здесь также отмечалось сокращение численности студентов. Однако в 1995/1996 учебном году вновь начался их рост. За 1994/1995 – 1997/1998 учебные годы численность студентов техникумов возросла на 7,5%. Однако численность студентов техникумов по-прежнему существенно ниже, чем в 1980/1981 учебном году, когда началось сокращение учащихся. В результате этих процессов, численность студентов техникумов на 10 000 населения в 1997/1998 учебном году составила 137 человек, тогда как в 1975/1976 г. – 200 человек, Аналогичное положение и в вузах, правда, сокращение численности студентов здесь началось в 1983/1984 учебном году, т.е. несколько позже, чем в техникумах, и было более глубоким, Однако к 1997/1998 учебному году численность студентов достигла величины 1980/1981 учебного года. Вместе с тем на 10 000 населения в 1997/1998 учебном году приходилось 208 студентов, тогда как в 1980/1981 учебном году – 219. По этим показателям мы существенно отстаем от США, Франции, Германии и некоторых других стран.
Весьма важным вопросом является профессиональная структура выпуска специалистов. Анализ статистических данных показал, что она практически осталась неизменной. За 1985/1986 – 1997/1998 учебные года доля студентов высших учебных заведений, обучающихся в учебных заведениях экономики и права здравоохранении, физической культуры и спорта, искусства в кинематографии увеличилась с 15,3 до 15,8%. В то же время, не секрет, что выпускники техникумов и вузов не всегда могут найти себе работу по специальности (по некоторым данным, от 15 до 35% ее не находят).
Структура потребности экономики в специалистах и структура их выпуска в институтах и техникумах не всегда совпадают. Такую задачу сами вузы и техникумы решить не могут. Для определения оптимальной структуры набора (считая критерием максимизацию трудоустройства выпускника профессионального учебного заведения по специальности) учебные заведения должны располагать, прежде всего, информацией о промышленной и инвестиционной политике государства. Однако, как отметил Б.Н. Ельцин в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (1998 г.), мы «до сих пор не имеем отчетливой промышленной и инвестиционной политики»*.
________________________
В наши дни серьезной проблемой для России является подготовка предпринимателей. Считается, что ими надо родиться. По определению И. Шумпетера, это одаренные люди. Их доля в составе населения, по разным расчетам, составляет 5–7%. Однако, сколько бы их ни было, и несмотря на их таланты, эти люди нуждаются в специальном обучении, равно как и все другое население. Предпринимательство – особый вид деятельности, который, как и любой другой, требует специфических знаний и умений. Этот вид образования (его иногда называют «деловое образование») должен стать составной частью общей системы образования: общеобразовательной школы, учреждений начального профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость таких курсов на каждой стадии обучения подтверждается и опытом стран с развитой рыночной экономикой. Особое внимание при этом уделяется подросткам. У нас этого пока нет, хотя надобность такого обучения весьма велика. Для ускорения решения этой проблемы представлялось бы возможным использовать так называемый образовательный фрайчайзинг. Он означает, что определенное учебное заведение передает другому весь комплекс материалов, признанных соответствующими органами системой стандарта образования. Это учебное заведение сохраняет за собой и осуществляет право контроля качества использования методик обучения и других материалов. Именно такая форма обучения могла бы сегодня дать широким слоям населения основные знания о рыночной экономике, «правилах» поведения человека в новых для него условиях хозяйствования и т.д.
Весьма специфической проблемой развития образования в России является организация переподготовки кадров и повышения квалификации. Острота проблемы определяется формированием многоукладной экономики, техническим прогрессом, становлением рыночных отношений, безработицей, необходимостью профессионального роста работников. Эта проблема могла бы способствовать развитию непрерывного обучения экономически активного населения. Однако она до сих пор не решена. Это существенно сдерживает формирование поливалентного работника, т.е человека, обладающего соответствующей этапу развития производства профессиональной подготовкой, обученного работать не только по основной, но и по смежным специальностям. Он должен добросовестно относиться к своим служебным (должностным) обязанностям, дорожить деловой (рабочей) репутацией. Знания и умения помогают ему адаптироваться к изменяющимся условиям производства, овладевать новыми технологиями, быстро и эффективно реагировать на изменение спроса на труд, его цену. Все эти качества являются залогом большой мобильности работника.
Высокие профессиональные знания и умения работника, его мобильность должны сочетаться с хорошим физическим здоровьем, оно должно быть предметом его постоянных забот и внимания. Сочетание поливалентности работника, его мобильности и хорошего состояния здоровья являются основой формирования и развития конкурентоспособного работника. Только в этом случае и окажется возможным сформировать современного работника – агента рынка труда. Еще в конце 80-х годов в одном из докладов, представленных конгрессу США, указывалось, что проблема переподготовки кадров является «главным барьером на пути экономического обновления Америки». Этот опыт мы, к сожалению, не используем.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Особенности реализации государственной политики в образовательной сфере. Роль государственной политики в жизни общества. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Саратовской области: повышение образовательного уровня общества.
дипломная работа , добавлен 21.01.2015
Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере сохранения и развития культуры. Развитие системы управления культурой в муниципальных образованиях Владимирской области: проблемы и пути их решения.
дипломная работа , добавлен 12.05.2018
Государственное регулирование муниципального управления в сфере образования. Современная ситуация в сфере образования в городе Улан-Удэ. Муниципальные органы управления в области образования города Улан-Удэ. Проблемы и пути решения выявленных проблем.
курсовая работа , добавлен 07.12.2011
Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Предмет и основные задачи деятельности Управления. Стратегическая цель муниципальной политики в области образования. Алгоритм организации инновационной деятельности.
отчет по практике , добавлен 27.08.2012
Вопросы предоставления и полномочия местного самоуправления в сфере общеобразовательных услуг. Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования. Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и их реализация.
контрольная работа , добавлен 03.05.2010
Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования и состояние работы органов муниципального управления в современной Российской Федерации. Анализ деятельности органов самоуправления в городе Новочебоксарске Чувашской Республики.
дипломная работа , добавлен 13.07.2011
Реестр муниципальной собственности. Организационно-правовые формы муниципальных предприятий (казенные, унитарные и автономные). Деятельность муниципальных предприятий на территории образования округа г. Батайска, использование муниципального имущества.
курсовая работа , добавлен 04.01.2016
Организационно–правовые и социально–экономические основы государственной политики в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования в регионе. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления образованием.
дипломная работа , добавлен 12.05.2018
Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.
Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений.
С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. ("школьных переписей").
Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.
В современных условиях стали актуальными проблемы:
Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
Выявления приоритетов в развитии системы обучения;
Выработки понятия и методики измерения качества образования.
Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. “Неграмотный” - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.
Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1.
Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.
В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.
При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.
При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.
Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.
На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:
Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше
Уровень грамотности среди взрослых;
Число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше";
Средний уровень образования в годах обучения; при этом
наличие начального образования приравнивается 4 годам,