Антон чехов - душечка. Чехов

Антон Павлович Чехов

«Душечка»

Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощёкой барышней. Многие знакомые называют ее не иначе как «душечка».

Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренёр и содержатель увеселительного сада «Тиволи». Из-за постоянных дождей публика не посещает представления, и Кукин несёт сплошные убытки, что вызывает в Оленьке сострадание, а затем и любовь к Ивану Петровичу, несмотря на то что он мал ростом, тощ и говорит жидким тенорком.

После свадьбы Оленька устраивается к мужу в театр. Своим знакомым она говорит, что это единственное место, где можно стать образованным и гуманным, но невежественной публике нужен балаган.

В великий пост Кукин уезжает в Москву набирать труппу, и вскоре Оленька получает телеграмму следующего содержания: «Иван Петрович скончался сегодня скоропостижно ждём распоряжений похороны вторник».

Ольга Семеновна очень сильно переживает его смерть и носит глубокий траур. Через три месяца, страстно полюбив Василия Андреевича Пустовалова, Оленька вновь выходит замуж. Пустовалов управляет лесным складом купца Бабакаева, и Оленька работает у него в конторе, выписывая счета и отпуская товар. Ей кажется, что лес — это самое важное и нужное в жизни, и что она торгует лесом уже давным-давно. Оленька разделяет все мысли мужа и вместе с ним сидит по праздникам дома. На советы знакомых сходить в театр или в цирк она степенно отвечает, что людям труда не до пустяков, а в театрах нет ничего хорошего.

С мужем Ольга Семеновна живёт очень хорошо; всякий раз, когда Пустовалов уезжает в Могилевскую губернию за лесом, она скучает и плачет, находя утешение в беседах с ветеринаром Смирниным, своим квартирантом. Смирнин разошёлся с женой, уличив ее в измене, и каждый месяц высылает по сорок рублей на содержание сына. Оленьке жаль Смирнина, она советует ветеринару ради мальчика помириться с женой. Через шесть лет счастливого брака Пустовалов умирает, и Оленька вновь остаётся одна. Она ходит только в церковь или на могилу мужа. Затворничество продолжается полгода, а потом Оленька сходится с ветеринаром. По утрам они вместе пьют чай в саду и Смирнин читает вслух газету. А Оленька, встретив на почте знакомую даму, говорит об отсутствии в городе правильного ветеринарного надзора.

Счастье продолжается недолго: полк, в котором служит ветеринар, переводят чуть ли не в Сибирь, и Оленька остаётся совершенно одна.

Идут годы. Оленька стареет; знакомые теряют к ней интерес. Она ни о чем не думает и у неё нет уже никаких мнений. Среди мыслей и в сердце у Оленьки такая же пустота, как и на дворе. Она мечтает о любви, которая захватила бы все ее существо и дала бы ей мысли.

Неожиданно к Оленьке возвращается ветеринар Смирнин. Он помирился с женой, вышел в отставку и решил остаться жить в городе, тем более что пришла пора отдавать сына Сашу в гимназию.

С приездом семьи Смирнина Оленька вновь оживает. Жена ветеринара вскоре уезжает к сестре в Харьков, сам Смирнин постоянно в отъездах, и Оленька берет Сашу к себе во флигель. В ней просыпаются материнские чувства, и мальчик становится новой привязанностью Оленьки. Она рассказывает всем знакомым о преимуществах классического образования перед реальным и о том, как трудно стало учиться в гимназии.

Оленька вновь расцвела и помолодела; знакомые, встречая ее на улице, испытывают, как и прежде, удовольствие и называют Ольгу Семеновну душечкой.

Ольга Семеновна Племянникова привлекает окружающих своим добродушием и наивностью. Знакомые называют ее «душечкой». Она постоянно в кого-нибудь влюбляется. Очередной ее увлеченностью становится Иван Кукин, содержатель сада развлечений «Тиволи». Он несет убытки из-за небольшого количества посетителей, что вызывает в Ольге чувства любви и сострадания к нему. Они женятся, и Ольга устраивается в театр к Кукину.

Кукин отправляется в Москву для сбора труппы. Вскоре Ольга получает телеграмму с извещением о его скоропостижной кончине. Она сильно переживает смерть мужа и носит траур, но уже спустя три месяца влюбляется в Василия Андреевича Пустовалова и выходит за него замуж. Он берет ее к себе на работу на купеческий лесной склад. Оленька выписывает счета и отпускает товар. Она полностью разделяет взгляды мужа на жизнь, который считает, что люди труда должны отдыхать на выходных дома. Они не ходят ни в театр, ни в цирк и живут очень хорошо. Во время поездок Пустовалова за лесом, Ольга скучает по нему, находя утешение в общении с их квартирантом ветеринаром Смирниным. Ветеринар разошелся со своей женой из-за ее измены. Ежемесячно он высылает ей деньги на содержание сына. Ольга жалеет Смирнина и советует ему ради ребенка помириться с женой.

Через шесть лет брака Пустовалов умирает. Оленька полгода ходит только в церковь и на могилу мужа, а затем сходится с ветеринаром. В скором времени ветеринара переводят на службу. Ольга снова остается одна.

Проходят годы. Ольга стареет и мечтает о новой любви, способной захватить все ее существо. Знакомые уже теряют к ней интерес, но неожиданно к ней возвращается Смирнин. Он помирился с женой и остался жить в городе. Его жена вскоре уезжает в Харьков к сестре, а Смирнин находится в постоянных отъездах. Оленька забирает сына ветеринара в свой флигель, и мальчик становится для нее новой привязанностью. В ней просыпаются материнские чувства. Она вновь расцветает и молодеет, а знакомые снова называют ее «душечкой».

"Душечка" – рассказ короткий, читается минут за 15-20, а в пересказе его простенький сюжет укладывается в несколько предложений.

Ольга Семёновна Племянникова, она же Оленька и Душечка, жила в собственном доме на окраине городка. Вышла замуж за квартиранта из флигеля Кукина (мой Ваничка). После смерти Кукина стала женой соседа Пустовалова (мой Васичка), а через полгода траура по Васичке сошлась "по-граждански" со Смирниным (мой Володичка). В конце рассказа взяла на воспитание сына Смирнина гимназиста Сашеньку.

Первое впечатление от образа Душечки – добрая, отзывчивая, преданная, верная и бескорыстная душа, прекрасная жена и мать.
Глядя на "добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: "Да, ничего себе..." и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: - Душечка!"

У Душечки всего лишь один недостаток: она не имела собственного мнения, поэтому разделяла взгляды тех, кого любила: папаши, тёти из Брянска, учителя французского языка, позже - мужей. Она соглашалась с ними во всём, и ей было удобно и спокойно.

Так как Чехов не один раз повторяет, что у Душечки не было собственного мнения, то читатели начинают в это верить. А как не верить, если и другие классики подтверждают, что Душечка человек ведомый, несамостоятельный, живущий отражённым светом и не умеющий обходиться без поводыря. Её удел – любить любого, кто поведёт её по жизни.

А.М. Горький хоть и отзывался о героине рассказа как о "милой, кроткой женщине", но в целом, характеризует Душечку, как "серая мышь", "кроткая раба", "умеет много любить, но по-рабски", "её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет", "безликая раба своих привязанностей".

В.И.Ленин высказался решительней: "Душечка – непостоянное, беспринципное существо".

Литературовед В.И. Тюпа в своей работе "Художественность чеховского рассказа" (на которую часто ссылаются школьные преподаватели литературы) пишет, что "Ольга Семеновна <…> присваивала себе чужой личный опыт, чужое направление жизни, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества".

Лев Толстой откликнулся на рассказ статьёй "Послесловие к рассказу Чехова "Душечка". В статье он пространно рассуждает об Оленьке-Душечке, как о "святой, удивительной душе".
Душечка для Толстого "воплощение истинного предназначения женщины". А предназначение женщины – быть идеальной женой, то есть любить, ублажать, заботиться, не перечить, оставаться в тени и во всём соглашаться с мужем.

В той же статье Лев Толстой написал о Чехове: "Он, начав писать "Душечку", хотел показать, какою не должна быть женщина", но "бог поэзии" запретил ему это делать, и Чехов "одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом <…> быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем ее сводит судьба".

Нельзя не согласиться с мнением Толстого: Душечка удивительная душа, милое существо, счастье для любого, с кем сводит её судьба. Душечка - не серая мышь, не кроткая раба и не беспринципное существо.

Душечка не застывший образ духовной иждивенки, как утверждает В.И.Тюпа, хотя такое впечатление обязательно создаётся после первого прочтения рассказа. А так как читатель долго не раздумывает над содержанием, довольствуясь первым впечатлением, то это впечатление откладывается в его памяти и трансформируется в главную черту характера героини.

Особенно запоминается несколько раз повторенное Чеховым слово "полюбила", под которым подразумеваются синонимы: "привязалась", "прилепилась", "приспособилась", "прицепилась", "прислонилась".

Но Душечка не хладнокровная расчётливая хищница, она выходила замуж, предварительно полюбив. Как сказал о ней сам автор, "она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого". Но в отношении к мужьям её любовь подпитывалась двумя важными факторами: инстинктивным женским желанием выйти замуж и спрятаться от жизненных невзгод за надёжное мужское плечо.

Душечка, как рябина в песне:
"Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,
Я б тогда не стала гнуться и качаться".

Так как описание привязанности Душечки к мужьям составляет большую часть рассказа, то ближе к концу внимание читателя притупляется, и важный переломный момент в мироощущении Душечки – её встречу с мальчиком Сашенькой – читатель принимает за очередное проявление душечкиной любвеобильности.

Рассказы Чехова сродни айсбергу. Неискушённый читатель реагирует лишь на видимую часть (текст), остальная глыбища (смысл) скрыта из поля его зрения. Надо очень внимательно читать рассказ (и не один раз), не пропуская ни слова, ни строчки, ни знаков препинания, и постараться умом и воображением охватить всю его глубину, чтобы понять то, что заложено автором между строк.

Собственно, Антон Павлович и сам не скрывал этого: "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам".

Как "боян бо вещий (из "Слова из полку Игореве") растекашется мыслию по древу…", так и читателю надо растечься мыслью по тексту рассказа. Мало читать произведение Чехова, в него надо вникать и размышлять над ним, напрягая, как говорил Эркюль Пуаро, свои серые клеточки.

Давайте рассмотрим образ Душечки шире и глубже того текста, что предложил автор.

Сначала представим портрет Оленьки. "Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая". У неё были "полные розовые щеки", "мягкая белая шея с тёмной родинкой" и "добрая наивная улыбка".

История Душечки начинается с того, что она, "дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке, задумавшись".

О чём могла задуматься дочь отставного чиновника? Конечно, о будущем. Отец в отставке, болен, получает (или не получает) небольшую пенсию от ведомства, эти деньги и деньги за сдачу флигеля составляют средства для проживания отца и дочери Племянниковых. Барышне есть о чём задуматься: отец, не ровен час, умрёт, пенсии не будет, а плата за флигель маловата … будущее видится мрачным.

И тут в поле зрения Оленьки появляется квартирант Кукин, на весь двор негодующий по поводу дождя и возможного разорения. Оленька слушала его "молча, серьезно", на третий день "несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила".

Полюбила, как реальную возможность обеспечить своё будущее. С мужем-то не страшно встретить завтрашний день! Как порядочная девушка, Оленька не могла сама сделать предложение мужчине, но женское сердце подсказало выход.

Когда под утро Кукин возвращался домой, "она тихо стучала в окошко из своей спальни и, показывая ему сквозь занавески только лицо и одно плечо, ласково улыбалась..."

"На ловца и зверь бежит", Кукин должным образом отреагировал на Оленькину приманку и сделал предложение. Они поженились. "После свадьбы жили хорошо". Как верная жена и спутница, Оленька помогала мужу в его беспокойной артистической работе: "…ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете".

Оленька держалась за мужа, как за спасательный круг, женская интуиция подсказывала ей, что мужчина – существо увлекающееся, особенно человек искусства, и надо делать всё возможное, чтобы удержать его возле себя.

Душечка старалась. Она не скупилась на нежность и ласковые слова. Помогала Кукину в театре, вела его дела, выслушивала жалобы, соглашалась с каждым его словом, поддерживала и ободряла: "Какой ты у меня славненький! - говорила она совершенно искренно, приглаживая ему волосы. - Какой ты у меня хорошенький!"

Когда Кукин "по ночам кашлял, а она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали!". У Чехова в записной книжке написано: "Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо". Муж во всём был для Душечки хорош, и она была счастлива.

Но однажды счастье Оленьки кончилось.
Муж Кукин внезапно умер, оставив безутешную вдову наедине с замаячившим одиноким и страшным будущим.
Оленька-Душечка была в искреннем отчаянии: "Голубчик мой! Ваничка мой миленький, голубчик мой! Зачем же я с тобой повстречалася? Зачем я тебя узнала и полюбила? На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?"

Страдала Душечка недолго. Уже через три месяца вдовушка обрела новое счастье с соседом Пустоваловым. "Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо", прежняя любовь к мужу Кукину была за ненадобностью стёрта из памяти, и Оленька начала исполнять обязанности супруги по известному ей сценарию.

Муж Васичка обыкновенно "сидел в лесном складе до обеда, потом уходил по делам, и его сменяла Оленька, которая сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар".

"Какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже". Ведомая женской интуицией, Оленька автоматически становилась отражением своего мужа. Идеальная жена для любого мужчины!

Жить бы душа в душу этим двум голубкам и дальше, но однажды счастье кончилось.
Муж Пустовалов простудился, заболел и умер. Душечка зарыдала над телом Пустовалова, как когда-то причитала над Кукиным: "На кого же ты меня покинул, голубчик мой? Как же я теперь буду жить без тебя, горькая я и несчастная? Люди добрые, пожалейте меня, сироту круглую..."

Она очень горевала и даже "отказалась навсегда от шляпки и перчаток", стала жить затворницей. Снова дыхнуло пугающее будущее, но тут на горизонте Оленького одиночества появилась новая кандидатура для счастья.

Ещё при жизни Пустовалова захаживал к Ольге Семёновне новый квартирант из флигеля полковой ветеринар Смирнин. "Он рассказывал ей что-нибудь или играл с нею в карты, и это ее развлекало".
Через полгода после смерти второго мужа, Ольга Семёновна сняла траур и раскрыла в доме ставни. Вот тут-то соседи и прохожие увидели, "как она в своем садике пила чай с ветеринаром, а он читал ей вслух газету", и сделали выводы, что у Душечки с женским счастьем всё наладилось.

Оленька и Володичка зажили гражданским браком, и это их устраивало. Любовь к мужу Пустовалову была забыта, и Оленька привычно выполняла обязанности нежной и преданной жены. Она "повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он".

Смирнин не возражал, но однажды всё-таки вышел из себя. Когда при гостях (сослуживцы по полку) Оленька стала рассуждать "о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни и о городских бойнях", Смирнин возмутился: "Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь!<…> Это скучно!"

Ольга Семёновна искренне удивилась: "Володичка, о чем же мне говорить?!"
Удивлялась она и дальше, ведь никто из её бывших мужей никогда не говорил, что им скучны её разговоры, никто ни разу не высказал недовольства.

Володичка воспротивился узнавать себя в Оленькином исполнении, а быть другой, самобытной, она не умела. Ей негде было набраться умения общаться с мужчинами. Весь её опыт укладывался в рамки отношений дочери с отцом, когда папаша заболел и стал беспомощным, она научилась ухаживать за ним, как за ребёнком. Отец, как отец, и отец, как ребёнок, - вот и весь опыт.

Оленька-Душечка не глупая девушка, она умела мыслить, наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы, но никто не спрашивал её мнения, а сама она инициативу не проявляла. Вот и не научилась мыслить самостоятельно. Оленька сравнивала себя с курицей: та же птица, только без крыльев, поэтому и летать не умеет.

Однажды ей подумалось, а вдруг она поступает не так, как нужно мужчинам. Может, с ними надо по-другому? Может, не надо повторять за ними то, что они и так знают? Ей захотелось отрастить крылья, но не было стимула.

Давайте вспомним интермедию Жванецкого "О женщинах" в исполнении Аркадия Райкина?
Герой интермедии Сигизмунд говорит о женщине своей мечты:

"Я почувствовал себя человеком! Я пел, я свистел, я решал кроссворды, а она слушала меня а-а-а, раскрыв рот. Вы знаете, это приятно. Когда слушают тебя, раскрыв рот, - это очень приятно! Один день... Через месяц это начинает раздражать! Я ей сказал: "Закрой рот, дура, я уже всё сказал!"

Отчего умерли оба мужа Душечки, а третий растворился на просторах родины?
Не от того ли, что не могли, как Сигизмунд, сказать жене "Закрой рот, мы это уже сто раз слышали!"?
Как долго мужчина может вытерпеть возле себя идеальную женщину – точную копию его самого? В конце концов надоедает смотреть на себя в зеркало и хочется его разбить.

Деликатные и простодушные мужья Душечки не могли, как Смирнин, возмутиться (выпустить пар), они молчали и терпели, пока их хрупкая мужская конструкция не выдержала.

Смирнину повезло, он вовремя вместе с полком поменял дислокацию.

После отбытия ветеринара Оленька осталась совершенно одна. Было "очевидно, что лучшие годы уже прошли, остались позади, и теперь начиналась какая-то новая жизнь, неизвестная, о которой лучше не думать".

Она "ни о чем не думала, ничего не хотела", "ела и пила, точно поневоле". "А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. А как это ужасно не иметь никакого мнения!"
"При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе".

"И так день за днем, год за годом, - и ни одной радости, и нет никакого мнения".

Особенно тяжело было Оленьке сознавать, что ей некого любить. У неё был талант – любить, она была генератором любви, но некому и некуда было направить эту энергию любви. Не было точки приложения, объекта, стимула. "Ей бы такую любовь, которая захватила бы всё ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь".

Любовь пришла внезапно - сильная, могучая, настоящая. Не к мужчине, а к ребёнку.
Ветеринар Смирнин вернулся с семьёй, женой и сыном. Жена вскоре уехала в Харьков, Смирнин зажил своей жизнью, а ребёнок, 9-ти летний Сашенька, остался на попечении Ольги Семёновны.

И вот тут Душечка почувствовала в себе любовь к этому чужому мальчику, ту любовь, о которой мечтала и которая "захватила всё её существо". "Сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось, точно этот мальчик был ее родной сын".
"Она смотрела на него с умилением и с жалостью и шептала: - Голубчик мой, красавчик... Деточка моя, и уродился же ты такой умненький, такой беленький".

После многих лет попугайного копирования за мужьями Ольга Семёновна научилась высказываться самостоятельно.
"Островом называется часть суши... - повторила она, и это было ее первое мнение, которое она высказала с уверенностью после стольких лет молчания и пустоты в мыслях".

Любовь делает чудеса. И дело не в том, что Душечке "не к кому было прислониться", а в том, что она почувствовала потребность самого мальчика в любви. Ребёнок, брошенный родителями, уже начал грубеть сердечком без исцеляющей силы Любви и со временем превратился бы в бездушного "Ионыча, но судьба послала ему подарок в образе "любвеобильной" Душечки".
Встретились два одиночества!

Провожая Сашеньку в гимназию и глядя ему вслед, Душечка думала, что "за этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления".

А потому, что заполнившая Душечку любовь в корне отличалась от тех чувств, которые она испытывала к своим мужьям. Словно раньше она любила понарошку, по нужде, в силу обстоятельств, а теперь – любит всем сердцем: "Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь …"

Вышеупомянутый литературный критик В.И. Тюпа делает обратный вывод: "Никакого перерождения Душечки во взрослую душу под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности.
Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся эмбрионом личности".

К сожалению, г-н В.И.Тюпа не берёт во внимание (или не понимает) могучую силу любви. Чехов неспроста говорит об изменениях, происходящих с Душечкой после того, как она полюбила не приспособленческой любовью, а безусловной: "Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить".

Мальчик Сашенька, сам того не ведая, помог Душечке проявить свой главный и бесценный дар – не просто любить, а любить самоотверженно. Теперь она не страшится будущего, а грезит о нём, наполняясь мечтами: "Когда Саша, кончив курс, станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится, и у него родятся дети... "

Мечты мечтами, но всё же беспокойно за Душечку.
Чехов не завершил рассказ, предоставив читателю предсказать вариант развития событий. И читатель тревожно размышляет: вдруг вернётся мать Сашеньки и заберёт его с собой; вдруг ветеринар Смирнин сменит работу и увезёт сына неизвестно куда; вдруг выросший Сашенька сам уйдёт от надоевшей, привязчивой "тёти" …

Бедная Душечка, читатель полюбил тебя и предлагает счастливый вариант твоей истории.
Пусть Сашенька вырастет достойным человеком и никогда, ни при каких обстоятельствах не оставит женщину, заменившую ему мать.

Иллюстрация - кадр из х/ф "Душечка, 1966.

Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.

В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

Жанр, направление

Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.

Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.

«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.

Суть

В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

Главные герои и их характеристика

Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.

  1. Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
  2. Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
  3. Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
  4. Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.

Темы и проблемы

  1. Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
  2. Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
  3. Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе , о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
  4. Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
  5. Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
  6. Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности , которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
  7. Смысл

    Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

    Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

    Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

    Чему учит?

    Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

    Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Антона Павловича Чехова «Душечка», краткое содержание которого мы предлагаем вашему вниманию, был создан в декабре 1898 года. По свидетельству самого автора, на написание этого миниатюрного произведения у него ушло не более десяти дней, хотя замысел вынашивался на протяжении нескольких лет. Уже в январе 1899 года читающая публика смогла познакомиться с рассказом, опубликованном в журнале «Семья».

Характеристика главной героини

Восприятие краткого содержания рассказа «Душечка» будет искаженным без ясного представления образа главной героини. Молодая женщина Ольга Семеновна Племянникова живет в большом доме на окраине города, в районе так называемой Цыганской слободки. Белолицая, розовощекая, пышная, не обделенная здоровьем и красотой - примерно так описывает Ольгу автор.

Ее чистый взгляд и наивная улыбка вызывали умиление как у мужчин, так и у женщин. У любого человека, которому доводилось пообщаться с девушкой, невольно вырывался восторженный возглас: «Душечка!» А. П. Чехов краткое содержание внутреннего настроя героини, ее отношение к жизни передает такими словами: «Она всегда кого-нибудь любила: отца, тетку, учителя французского языка».

Счастливый брак

В скромном флигеле во дворе дома, где жила Ольга Семеновна со своим престарелым больным отцом, квартировал управляющий и антрепренер летнего театра «Тиволи» Иван Кукин. Тщедушный мужчина с зализанными волосами и желтым лицом часто во всеуслышание, проклиная свою горькую судьбу, жаловался на неблагодарных зрителей, дождливую погоду и прочие обстоятельства, мешающие процветанию его бизнеса.

В начале рассказа Чехова «Душечка», с кратким содержанием которого нам предстоит познакомиться, неслучайно описываются добродетели Ольги Семеновны. Чувствительная девушка прониклась состраданием к своему постояльцу и всей душой полюбила его. Вскоре Кукин ответил на ее чувства, посватался к милой барышней и они зажили приятной для обоих семейной жизнью.

Оленька ласково называла мужа Ваничкой, сидела в кассе его театра, присутствовала на репетициях, водила дружбу с актерами, ругалась с критиками. При встречах со старыми знакомыми она не могла говорить ни о чем другом, кроме театральных проблем. В лексиконе молодой женщины появились те же слова и выражения, что и у обожаемого ею супруга.

Неожиданная трагедия

Недолго продолжалось счастье Оленьки. Минула дождливая осень и морозная зима. Дела в театре шли с переменным успехом. Ранней весной Кукин уехал в Москву, чтобы набрать актеров для новой труппы, обещал вернуться к Пасхе. Он часто писал ей, давал распоряжения по обустройству театра.

В отсутствие мужа Ольга не могла не есть, не спать. Сама женщина, которую актеры с мягкой иронией за глаза называли «душечкой», краткое содержание своих мыслей по поводу разлуки с мужем передает так: «Когда в курятнике нет петуха, куры тоже всю ночь не спят, беспокоятся». Она словно предчувствовала недоброе. Глухой стук в ворота ее дома поздним воскресным вечером за неделю до Пасхи напугал и расстроил Оленьку. Посыльный принес телеграмму, в которой сообщалось о скоропостижной смерти Кукина.

Растворение в новой любви

Через три месяца после похорон мужа, возвращаясь из церкви, Ольга Семеновна знакомится со своим соседом Василием Андреевичем Пустоваловым. Мужчина служит управляющим склада лесоматериалов у одного из местных купцов. Солидный вид нового знакомого, его степенные разумные речи покоряют сердце Оленьки. Вскоре она понимает, что полюбила Пустовалова.

В этой части краткого содержания чеховской «Душечки» можно заметить своеобразный повтор предыдущих событий. Василий Андреевич сватается к Оленьке, они создают крепкую и дружную семью. Женщина снова без устали хлопочет не только по хозяйству, но и сидит в складской конторе, выписывает счета, отпускает товар. Ольга называет мужа Васичкой, и все ее разговоры посвящены торговле лесом. Друзья и знакомые слышат из ее уст слова и выражения, связанные с деятельностью управляющего лесным складом: доски, горбыль, тес, балка, кругляк.

Она полностью растворилась в делах и заботах своего мужа. Теперь его мысли были ее мыслями. То, что не нравилось Василию Андреевичу, было не по вкусу и Ольге Семеновне. Когда кто-то из знакомых заговаривал о театре, Оленька возмущалась: «Фи! Ну что в нем хорошего!»

Тяжелая утрата и новая привязанность

Всё хорошо было в семье Пустоваловых. Лишь одно обстоятельство огорчало супругов - детей за шесть лет брака бог им так и не дал. В судьбе Оленьки происходит неприятный поворот. Ее Васичка, простудившись, сильно заболел и, несмотря на усилия лучших докторов, скончался. Полгода овдовевшая Ольга Семеновна не снимала траура и почти не выходила из дома, сил хватало только на посещение церкви и могилы мужа.

Еще при жизни Василия Андреевича Оленька сдавала свой флигель полковому ветеринару Владимиру Платоновичу Смирнину. Он был в разводе с женой, обеспечивая материально малолетнего сына. Когда Оленька, наконец, оправилась от своего горя и начала выходить в люди, знакомые заметили перемены в ее поведении. Теперь ее разговоры касались исключительно болезней лошадей и крупного рогатого скота, а также прочих премудростей ветеринарии.

Материнская любовь

На протяжении многих лет Ольга Семеновна живет одна в своем доме, оставшемся по наследству от отца. Она постарела, подурнела, лучшие ее годы остались позади - так, следуя замыслу Чехова, можно описать состояние героини в заключительной части краткого содержания «Душечки». Но рассказ еще не окончен. В судьбе Оленьки происходят неожиданные перемены, которые она сама назовет истинным счастьем.

В один из дней на пороге дома появляется ветеринар Смирнин и сообщает, что вышел в отставку и воссоединился с семьей. Он хочет поселиться в этом городе и подыскивает съемную квартиру. Расчувствовавшись, Ольга Семеновна предлагает бывшему возлюбленному поселиться с женой и сыном в ее доме, а сама уходит жить во флигель.

Мать мальчика Саши, который только начал посещать гимназию, вскоре уезжает в Харьков и не спешит возвращаться. Ветеринар много работает и ведет разгульную жизнь, оставляя сына одного по нескольку дней. Оленька полностью берет на себя заботу о мальчике и даже устраивает ему комнату у себя во флигеле.

Теперь все мысли женщины заняты нелегкой участью гимназистов, непомерно тяжелыми школьными заданиями. После долгих лет молчания она с упоением рассказывает знакомым об уроках, учебниках, учителях. Душечка счастлива как никогда в жизни. Материнская любовь к маленькому Саше переполняет ее сердце. Лишь одна смутная тревога не дает ей покоя. А вдруг жена ветеринара вернется и потребует сына к себе?

Душечка
А. П. Чехов

Душечка

Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукина, содержателя увеселительного сада «Тиволи», за жалобами на жизнь, на погоду, на невзыскательный вкус зрителей. Несчастья Кукина настолько трогают её, что Оленька влюбляется в него, хотя Кукин некрасив. Она постоянно кого-нибудь любит; это потребность её души. Оленька очень добрая, тихая, пышущая здоровьем девушка. Все знакомые, встречая её на улице или беседуя за чашкой чая, в восхищении называют Оленьку «душечкой».

Кукин делает предложение, Оленька принимает его. После свадьбы они живут хорошо. Оленька помогает мужу (продает билеты в кассе), рассуждает о высоком предназначении театра, повторяя слово в слово фразы мужа, жалеет актеров, даёт им понемногу взаймы и, если ей не возвращают, не жалуется. Они с мужем всегда вместе; о себе Оленька говорит не иначе как используя оборот «мы с Ваничкой».

Кукин уезжает в Москву набирать труппу. Оленька скучает, плохо спит по ночам и ждет «Ваничку» у окна. Приходит телеграмма о скоропостижной кончине Кукина. Оленька горько плачет, одевается во всё черное.

Через три месяца в церкви она знакомится с управляющим лесным складом Пустоваловым. Вскоре от Пустовалова приходит сваха, Оленька принимает предложение. После свадьбы молодые живут хорошо. Оленька помогает мужу, пишет счета и отпускает в конторе товар. Со знакомыми она с видом знатока говорит о ценах на лес, слово в слово повторяя фразы мужа, Пустоваловы не выходят в свет, предпочитая сидеть дома, а когда кто-нибудь советует Оленьке сходить в театр, она отвечает, что им «с Васичкой» не до таких пустяков. Пустовалов часто ездит за товаром в Могилевскую губернию, а к Оленьке захаживает ветеринар Смирнин, который жалуется ей на свою жену (они разошлись из-за измены жены, но Смирнину жалко сына). Оленька жалеет его, угощает чаем, советует ради сына помириться с женой. Когда муж возвращается, она все рассказывает ему, и вместе супруги молятся, чтобы Бог дал им детей.

Однажды зимой Пустовалов простужается и вскоре умирает. Безутешная Оленька вновь облачается в траур, запирается дома, только через полгода открывает ставни на окнах. Ветеринар приходит всё чаще, а Оленька принимается говорить со знакомым, что ветеринарное дело в городе поставлено из рук вон плохо, при этом повторяя слово в слово фразы Смирнина. Счастье их продолжается недолго, так как Смирнина переводят в другой город. Оленька остается совсем одна. Ей не о чем говорить, у нее ни о чём нет собственного мнения. «И так день за днем, год за годом, и никакой радости, и нет никакого мнения, что сказала Мавра-кухарка, то и хорошо».

Неожиданно в город возвращается Смирнин. Он помирился с женой и привез их с сыном с собой. Оленька предлагает ему с семьей поселиться в её доме, а сама уходит во флигель. Оленька искренне привязывается к сыну Смирнина Саше, часто подкармливает его, учит вместе с ним уроки, а затем, под предлогом отъезда жены Смирнина, и вовсе забирает Сашу к себе во флигель. У неё появляется и смысл жизни, и «мнение». Теперь со знакомыми она обсуждает преподавание в гимназии, сложные задания для первоклассников, учебные пособия, слово в слово повторяя фразы Саши. Оленька каждое утро провожает Сашу в гимназию. Самое страшное для неё - если мать захочет увезти мальчика.

dushechka
История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение . Книжные предисловия - сочинений и по литературе

Если домашнее задание на тему: » Краткое содержание Душечка Антон Чехов – краткие содержания произведений по главам оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукина, содержателя увеселительного сада «Тиволи», за жалобами на жизнь, на Душечка А. П. Чехов Душечка Дочка відставного колезького асессора Оленька Племянникова часто застає свого сусіда Кукина, власника розважального саду «Тиволи», за скаргами Одной из наиболее остро волновавших писателя тем, к которым он настойчиво обращался на протяжении всего своего творческого пути, была тема Художественные особенности прозы Чехова (продолжение) Долгая работа в газете, школа фельетона и репортажа во многом способствовали совершенствованию стиля Чехова. Его слово всегда Художні особливості прози Чехова (продовження) Довга робота в газеті, школа фейлетону й репортажу багато в чому сприяли вдосконалюванню стилю Чехова. Його слово
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое