Квартет и евреи. Леонид барац

В марте на российские экраны вышла картина, снятая по нашумевшему и уже который год пользующемуся огромным успехом спектаклю «День радио» «Квартета И». «День радио» окончательно утвердил позиции, достигнутые юмористическим коллективом «Квартета И» за 15 лет существования. Их шутки, достаточно тонкие и непошлые, долгое время не приживались в эфирах радио и телевидения, идя вразрез с засильем «форматного» юмора. Покочевав некоторое время на волнах радиостанций, где «Квартет И» делал свои первые шаги, выступая с оригинальными репризами, коллектив нашел себя на театральной сцене, которая, как известно, во все времена являлась главным отражателем морали и нравов общества.

Конечно, в последнее время можно было неоднократно услышать нелестные высказывания критиков о том, что «подают» публике в театре. Но, как показывает история, именно во время застоя появляются новаторы, призванные внести в искусство свежую струю и вывести его на новый уровень. Выразителям идей, давно накопившихся в обществе, как правило, тяжело дается борьба с загниванием, учитывая, что зачастую они просто опережают свою эпоху и остаются непонятыми. Многие прошли через это, так и не увидев результатов своих трудов, и в этом смысле «Квартету И» повезло. Признание пришло к коллективу уже через 10 лет после создания, и их творчество ценится по заслугам и пользуется большой популярностью.

Сами того не замечая и не стремясь зашифровать в своем творчестве глубокий подтекст, они делают комедией то, что уже давно никому не удавалось – отражают общественное сознание, политическую и экономическую ситуацию современности, передавая ее точно и остроумно. Хотя и бессознательно, как они сами заявляют, «из личных предпочтений», они используют в постановках музыку современных коллективов, чье творчество можно назвать если не стоящим вне времени, то уж, по меньшей мере, несущим смысл и выделяющим индивидуальность.

Остается надеяться, что со временем творчество «Квартета И» будет развиваться «по законам виноброжения», ведь теперь на их плечах лежит большая ответственность перед зрителем, уже познавшим вкус качественного креатива и не желающим возвращаться к «форматной кормушке».

— Леонид, в спектакле «День радио» воспроизведена обстановка, которая не видна обычному слушателю. На каких радиостанциях вы все это подсмотрели?

— Сначала мы работали на «Европе Плюс», месяц буквально, потом нас оттуда выгнали за неблагозвучность некоторых наших реприз: руководство просто не понимало, о чем идет речь, им казалось, что это все как-то неблагозвучно. Потом ушли на «Наше радио». Точнее нашли Мишу (Козырева ) , а он уже привел нас на «Наше радио». Три года назад мы перешли на «Серебряный дождь», с которым восемь месяцев назад «законсервировали» отношения.

— И почему именно радио? Не планируете ли на телевидение?

— Мы решили взяться за постановку спектакля именно о радио, потому что считаем, что там еще сохранилась та романтическая атмосфера свободы личности, которая уже давно пропала на телевидении. А на «голубые экраны», честно говоря, нам пока и не горит.

— В своем репертуаре вы используете музыку коллективов, чье творчество можно назвать классикой русской рок-н-рольной сцены. Это связано с концепцией вашего творчества?

— Нет, это связано исключительно с личными пристрастиями и предпочтениями.

— Леонид, расскажите о Вашей жизни до переезда в Москву.

— Я родился в Одессе на улице Базарной. Через некоторое время я пошел в сад, что не свойственно практически ни одному ребенку. Потом десять лет ходил в школу и столько же из школы. Я хорошо учился по гуманитарным предметам… когда учился, естественно. А в целом, довольно средненько. У меня нет троек, одну тройку по химии мне просто исправила сердобольная мама одного из моих соучеников. Так что я совершенно точно не был круглым отличником. После школы поехал в Москву поступать в ГИТИС.

— Родители не боялись отпускать в Москву?

— Конечно, боялись. Все же ехали в Израиль, в Америку. В этот момент как раз шла третья волна. И нас тоже накрыло с головой, практически вся семья уехала, и я даже как-то был вытащен туда шальной волной, но потом меня прибило обратно к родному берегу. У меня есть грин-карта, непонятно правда, зачем мне она нужна. Вот, собственно, после ГИТИСа, мы с Ростиславом Хаитом и Сергеем Петрейковым создали «Квартет И», и с тех пор моя судьба стала публичной. Что рассказывать, все все знают, каждый шаг мой известен (с улыбкой и наигранным пафосом) .

— С традицией юмора у Вас, как у потомственного одессита, все в порядке... А придерживались ли в Вашей семье еврейских традиций?

— Нет, в нашей не было. Бабушка с дедушкой говорили на идиш. Мама понимает все, говорит чуть-чуть. Я сам идиш не знаю, кроме нескольких положенных одесскому еврею выражений. В синагоги не ходили, о преподавании каких-то еврейских предметов речи вовсе не шло. Мы абсолютно светские люди, жили в светском государстве, нерелигиозные, в общем, русские. Еврейская кровь, конечно, ощущается, в каких-то склонностях и особенностях, которые свойственны еврею, физических и моральных.

Я горд за нашу нацию, за людей, живущих в Израиле и отстаивающих свое государство, но ехать туда я не хочу. Не потому, что я боюсь или еще что-то, просто мне здесь хорошо, я родиной считаю это место. Здесь я вырос и провел всю сознательную жизнь, здесь мой дом, а там – моя национальная история.

— Традиционный вопрос, сталкивались ли Вы с антисемитизмом?

— Да, конечно. Я вот сейчас расскажу самый вопиющий случай: как-то в пионерском лагере я бил лицо человеку, будучи сам лет восьми, а он лет семи, за что – он меня укусил за руку. Потом меня забрали из пионерского лагеря. Вот такая несправедливость.

А если серьезно, то никаких явных проявлений в мой адрес не было. Была государственная политика, но меня она особенно не задевала. Единственное, обидно было, когда в восьмом классе к нам в школу приезжала американская делегация, и потом должен был быть ответный визит детей. Меня большинством голосов класса благополучно выбрали кандидатом, но поехал другой человек, потому как евреев за границу не пускали. А девочку, которая была наполовину еврейкой, пустили… Наполовину (смеется) – правда для этого ей пришлось взять русскую фамилию мамы. На самом деле, за свою жизнь я больше сталкивался с хамством и агрессией, но это никак не было связано с моей национальностью. Тем более, в Одессе много евреев, и случись что, нашлось бы много народу, которые вступились бы за своего.

А вообще, если говорить о том, что сейчас происходит в стране, я считаю, что мы ищем себе врагов как снаружи, так и внутри. Естественно, первыми врагами становятся нацменьшинства, в которые попадают и евреи. Кто такие евреи, мало кто понимает и знает из тех людей, которые кричат «бей жидов», но им нужен враг, и они рисуют себе какой-то образ. Я считаю, что это культивируется государством: с одной стороны, они стоят на открытии синагог, демонстрируя свою лояльность к евреям и не только к евреям – синагог, мечетей и так далее; с другой стороны, они закрывают глаза на проявления фашизма. В стране свободно существует партия «Наши», которая тоже в какой-то степени является проявлением фашизма. К тому же, на мой взгляд, ксенофобия, поиск врага имеют один вектор: мы же заграницу не едем бить янки, значит, надо эту силу выплеснуть куда-то, и она выплескивается на улицах. В этом смысле государство, повторюсь, ведет двусмысленную политику.

— А что Вы думаете о введении преподавания основ православия в школах?

— Я считаю, что такой предмет имеет право на существование. Просто тогда должна быть альтернатива. То есть это должно быть добровольно: если ребенок хочет идти изучать основы православной культуры, он идет, но если он не хочет – у него должна быть альтернатива: пойти на какой-то светский урок или пойти на занятие, где ему будут преподавать иудаизм, или мусульманство, или буддизм. У нас светское государство, и это возможно, но только на добровольной основе. И я крайне отрицательно отношусь к обязательному посещению таких уроков, даже потому, что это просто незаконно.

— Леонид, в заключение скажите, чего можно ожидать от «Квартета И» в будущем?

— В будущем, думаю, последует очередной комедийный шаг в кино и обязательная экранизация спектакля «Быстрее, чем кролики».

Леонид Барац – это яркий и талантливый актер, судьба которого неразрывно связана с судьбой популярного театрального проекта «Квартет И». Вместе с другими актерами данного юмористического театра наш сегодняшний герой исполнил немало ярких и запоминающихся ролей, заслужив тем самым любовь и признание зрителей.

В настоящее время творческая карьера Леонида находится на подъеме. Он снимается в кино и часто появляется на театральной сцене. Об этом знают, наверное, все. Но что еще нам известно о жизни и творчестве этого неординарного актера? Собрать некоторые интересные факты из его биографии мы решили сегодня.

Ранние годы, детство и семья Леонида Бараца

Наш сегодняшний герой появился на свет в одном из крупнейших городов Украины – Одессе. Он родился и воспитывался в еврейской семье. Его отец – Григорий Исаакович – работал журналистом. А мама – Зоя Израилевна – была обычным методистом в детском саду.

Как это ни странно, с самого детства родители Леонида Бараца хотели, чтобы он выбрал для себя творческую специальность. В числе главных «фаворитов» значились профессии актера и журналиста. И наш сегодняшний герой не возражал против такого развития события.

С ранних лет он часто наведывался на работу к отцу, изучая изнутри мир советской журналистики, а параллельно с этим посещал уроки актерской самодеятельности в своей родной школе. Оба эти занятия – журналистика и актерское ремесло – очень нравились молодому одесситу, а потому долгое время мучительный выбор профессии был главной сложностью в его жизни.

В конечном итоге решающим фактором стала дружба Леонида с другим одесским школьником – Ростиславом Хаитом. Они были знакомы с первого класса. Вместе посещали уроки актерского мастерства, а впоследствии начали тесно общаться и вне школьных стен. Некоторое время спустя молодые актеры стали строить планы о покорении московской театральной сцены. Дождавшись окончания школы, двое друзей собрали нехитрые пожитки и отправились поступать в ГИТИС. Как это ни удивительно, вступительные экзамены оказалась удачными для обоих из них.

Леонид Барац о первом апреля

Во время учебы в театральном ВУЗе Ростислав познакомил Леонида с двумя другими молодыми актерами – Камилем Лариным и Александром Демидовым, который уже имел к тому времени неплохой опыт работы в театре и кино. Друзья стали проводить много времени вместе, а впоследствии решили продолжить свое сотрудничество и в дальнейшем. Таким образом, в какой-то момент появилась идея о создании комедийного театра – «Квартета И».

В рамках данного проекта каждый из участников выступал не только в качестве актера, но и в качестве сценариста и продюсера. Все спектакли создавались общими усилиями, и подобный подход очень скоро начал приносить свои плоды. Первый спектакль молодого коллектива был срежиссирован и поставлен на учебной сцене ГИТИСа. Однако впоследствии «Квартет И» стал часто выступать и вне институтских стен.

Звездный путь Леонида Бараца, фильмы и театр

В «Квартете И» наш сегодняшний герой начал выступать в 1993-м году. В этот период Леонид Барац смог впервые почувствовать себя популярным театральным актером. Публика всегда с удовольствием приходила на все выступления коллектива. Благоволили ему и известные критики.

Таким образом, всего за несколько лет комедийный проект «Квартет И» стал очень популярен в Москве и за ее пределами. В середине девяностых годов актеры начала впервые ездить на гастроли по городам России. Некоторое время спустя к этому также добавились и гастроли по городам СНГ.

Что же касается непосредственно творчества Леонида Бараца, то в этом контексте стоит отметить, что именно он внес в успехи коллектива наиболее ощутимый вклад. Написав сценарий спектакля «День радио», он проявил себя в качестве талантливого драматурга, предопределив тем самым общий успех «Квартета И».

Квартет И - Леонид Барац о Прохорове и выборах

Названная постановка на долгие годы стала главным хитом в репертуаре комедийного театра. Собственно, именно с нее началось триумфальное восхождение молодого коллектива к вершинам театральной сцены. Славу «Квартета И» упрочил также спектакль «День выборов», ставший логическим продолжением первой части. Автором сценария нового проекта снова стал Леонид Барац. Другие актеры принимали участие лишь в некоторой корректировке изначального текста.

В 2008-м и 2009-м годах на экраны вышла также кинематографическая адаптация обоих спектаклей. Картины «День радио» и «День выборов» имели большой успех в прокате, и уже скоро слава «Квартета И» стала еще более глобальной. В фильмах приняли участие такие российские звезды, как Сергей Шнуров, Лева и Шура Би-2, Андрей Макаревич и другие.

Впоследствии Леонид Барац снялся еще в двух фильмах, поставленных по прежним спектаклям «Квартета» - «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». Кроме того, в 2000-е годы наш сегодняшний герой появился на экране в нескольких музыкальных клипах (на песни Светланы Рерих, групп «Агата Кристи», «Браво» с Валерием Сюткиным и «Комбинация»).

Еще одной «факультативной» работой для талантливого уроженца Украины стала также работа над озвучиванием различных американских мультфильмов. Так в частности, голосом Леонида говорит Рино из мультика «Вольт» и Дарвин из анимационной картины «Пираты. Банда неудачников». Завершая тему «мультипликационного» творчества отметим, что Леонид Барац также является автором сценария мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк».

Личная жизнь Леонида Бараца

Вот уже много лет (с 1991-го года) наш сегодняшний герой женат на актрисе Анне Касаткиной, вместе с которой когда-то учился в ГИТИСе. Ее в частности можно увидеть сразу в трех лентах «Квартета И» - в картинах «День радио», «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». У счастливых супругов есть двое детей – Елизавета (1994 г.р.) и Ева (2003 г.р.).

В повседневной жизни Леонид Барац любит заниматься музыкой (актер неплохо играет на фортепиано), а также играть в футбол. Хорошо известно также о его политических взглядах. В частности, наш сегодняшний герой неоднократно принимал участие в акциях протеста против правительства Путина, а также в открытую критиковал некоторые законопроекты.

Участники этой труппы уже давно стали представлять собой что-то вроде бренда отечественного юмора. Остроумные и непохожие ни на кого, они пользуются огромной популярностью, а спектакли и фильмы с участием «Квартета И» по сценариям, которые они же сами себе и пишут, моментально разбираются на цитаты и становятся крылатыми.

Начало творческого пути

Не все знают, что на самом деле «Квартет И» (фильмы с их участием будут описаны отдельно) состоит не из четырех человек, а из пяти: кроме Леонида и Ростислава, это Александр Демидов, Камиль Ларин и Сергей Петрейков (последний из перечисленных является художественным руководителем).

Но все началось с Одессы. А точнее, когда и Ростислав Хаит (больше известные как Леша и Слава) в далеком 1978 году стали одноклассниками в первый же год обучения в Одесской школе. Однако с другими участниками будущего «Квартета» они подружились лишь спустя десятилетие, во время учебы в ГИТИСе.

Ни для кого не секрет, что театральный зритель раньше узнал ответ на вопрос: «Кто такие «Квартет И?» Фильмы с их участием (список всех киноработ можно будет увидеть далее) снискали огромную популярность, однако ребят больше знают как театральную труппу. Но первые шаги к успеху были, как это обычно происходит, неуверенными и трудными. Билеты распродавались плохо, и вырученных денег не хватало, чтоб покрыть расходы на постановки, аренду помещений и т. п. Когда стало совсем туго, от «смерти» труппу спас один из ее участников - Сергей Петрейков. Он сдавал свою квартиру на Большой Никитской иностранным квартирантам, а плату за аренду пожертвовал на развитие будущего театра (7000 $ по тем меркам были огромной суммой). Само собой, ему эти деньги со временем вернули.

Первые успехи

В 1995 году свет увидела пьеса «Ля Комедия» - первый проект, после которого появились постоянные зрители. Спустя три года ребята занялись сценическими импровизациями под названием «Актерские игры». В 1999 году вышла «Ля Комедия 2» - первый спектакль, доходы с которого превысили затраты на постановку. Но настоящий успех пришел в 2001-м. Именно в этом году ребята запустили свой новый спектакль - «День радио», ставший их визитной карточкой. Затем последовало продолжение - «День выборов», потом «Быстрее, чем кролики», а также первые работы в кино…

Фильмы с участием «Квартета И»

Список открывает фильм «День выборов». На самом деле у ребят давно зрело желание создавать кино. И вот однажды к ним пришел один питерский бизнесмен с желанием сделать из пьесы «День выборов» фильм, потому как считал, что это самая актуальная тема для зрителя. Став не только спонсором, но и продюсером, Николай Ульянов (так зовут бизнесмена) позвал в режиссерское кресло Но в итоге прокат фильма не принес инвестору прибыли. Да и сами участники «Квартета» фильмом остались недовольны, мотивируя тем, что он слишком был похож на спектакль, а предлагали экранизировать пьесу «Быстрее, чем кролики», дескать, она более кинематографична. Но решающее слово было не за ними. Далее последовало продолжение - «День радио», на этот раз более удачное. И хоть с первым фильмом сюжет продолжения никак не связан, в главной роли - наш любимый «Квартет И». Фильмы с их участием (список можно увидеть ниже) после этого стали завоевывать все большую аудиторию.

«День выборов» (2007)

Эта, в авторском определении «форс-мажорная», комедия начинается с телефонного звонка в квартире директора московской радиостанции «Как бы радио». Олигарх по имени Эммануил Гедеонович «попросил» отправить коллектив радиостанции в одну из областей Поволжья для раскрутки кандидата в губернаторы Игоря Цаплина. Ребятам придется столкнуться с местной мафией, казаками, милицией и солдатами, а также давлением местного губернатора. Несмотря на все проблемы, наши герои выходят из любой ситуации с юмором и завидным профессионализмом. В итоге Игорь Цаплин на выборах набирает подавляющее большинство голосов, но выясняется, что выборы были выиграны совсем не в той области, где нужно. Фильм заканчивается тем, что олигарх присылает нового кандидата.

«День радио» (2008)

В главных ролях - все тот же "Квартет И". Фильмы с их участием (список стал пополнятся чуть ли не каждый год) весьма разнообразны и не похожи на предыдущие.

Теперь это история о сумасшедшей ночи в жизни радиостанции «Как бы радио». Случилось ЧП: когда до прямого эфира оставалось всего несколько минут, вдруг выясняется, что тема живого марафона была перехвачена конкурентами. Однако отменить марафон невозможно, ведь каждый сотрудник может оказаться без работы, да к тому же на акцию приглашены ведущие рок-музыканты страны. Ребята обязаны придумать новую тему.

Тем временем из города Находки вышел в море катер с животными местного областного цирка на борту - на гастроли в Японию. Неожиданно в открытом море катер глохнет. Оказывается, член экипажа «налево» слил половину бака горючего. И оставшегося горючего должно было бы хватить, да только второй член экипажа (капитан судна) слил половину бака еще раньше…

Благодаря креативным стараниям сотрудников «Как бы радио», катер «КЦР 12» превратился в терпящий бедствие в Японском море огромный лайнер «Доктор наук профессор Шварценгольд» с редчайшими животными на борту. И конечно же, все это преподносится эксклюзивно в прямом эфире радиостанции. Пока ребята просят прокомментировать ситуацию «саму Бриджит Бардо», к борьбе за животный генофонд подключается МЧС и Министерство обороны…

«О чем говорят мужчины» (2010)

Четверо друзей отправляются на своей машине из Москвы, через Киев, в Одессу, на концерт рок-группы «Би-2». В процессе путешествия друзья обсуждают насущные вопросы, волнующие мужчин среднего возраста: о любви и дружбе, о вранье, о переводе бабушек через дорогу и даже об условности современного искусства… В итоге ребята, несмотря на аварию, попадают на концерт.

«О чем еще говорят мужчины» (2011)

31 декабря, Москва. Саша и какая-то состоятельная женщина не разминулись машинами. Поскандалив, женщина отправляет двух внушительных защитников «разобраться» с Лешей. Александр же сделал то единственное, что мог, - позвал на помощь своих друзей. И вот, оказавшись взаперти в Сашином офисе (на улице их поджидают), друзья снова беседуют о жизни, делятся, кто кем в детстве хотел стать и кто чего в жизни добился. А еще пытаются разобраться в вопросе, мучающем каждого: как же быть с любимыми, а порой невыносимыми женщинами?

«Быстрее, чем кролики» (2013)

Двое друзей просыпаются в странном помещении - доме, состоящем из комнат и коридоров, причем без окон и дверей. Пытаясь выяснить, что же было вчера, приятели встречают людей, которые заняты той же проблемой. Также компания озабочена неожиданными находками: поминальным столом и могильным камнем. Все судорожно вспоминают, как же сюда попали? И наконец, куда это «сюда»? Не самое ли время задуматься о том, что они оставят после себя?

«Страна чудес» (2015)

На этот раз герои - из разных уголков страны. Здесь и семья из провинции, которой выпал шанс попасть на «Поле Чудес», и служащий ППС, переживающий свой первый рабочий день, и пьющий Валера, который стоит перед выбором: спасти мир от или улететь с пришельцами на другую планету, и молодые влюбленные, знакомящие своих родителей, а также четыре пассажира, которые никак не могут вылететь в Москву…

«День выборов 2» (2016)

Игорь Владимирович Цаплин переизбирается на третий срок. Ничего не сделав для области, он задумывается: а его ли все это? К тому же разрекламированный мост через Волгу рухнул прямо во время его торжественного открытия. И это перед самыми выборами! За дело берется команда пиарщиков-политтехнологов из Москвы…

А что дальше?

Стоит отметить одну деталь, касающуюся с названием «Квартет И»: фильмы с их участием (список был перечислен) давно выходят за рамки обычной кинокомедии - в них есть место и драме, и мелодраме, и даже философии. Они изумляют своего зрителя каждым новым проектом. И в очередной раз после просмотра пьесы или кино возникает вопрос: «А что, собственно, дальше? Как они еще удивят?» Именно это и предстоит выяснить поклонникам.

8 февраля 2012, 05:35

«Квартет И» - так в 1993 году назвали свой театр четыре выпускника эстрадного факультета ГИТИСа. Представить «великолепную четверку» без Ростислава Хаита просто невозможно.
Обаятельный актер, прославившийся ролью Славы в фильмах «День радио», «День выборов», «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины», родился в Одессе в творческой семье. Его отец, Валерий Хаит, - легендарный капитан одесской команды КВН, художественный руководитель юмористической телепрограммы «Джентльмен-шоу» и основатель Клуба одесских джентльменов. Валерий Хаит В детстве Ростислав мечтал стать футболистом, однако спортивная карьера у него не сложилась. «Во всем виновата лень!» - признается артист. Об отношениях с коллегами по «Квартету И» и о женщине своей мечты Ростислав Хаит рассказал в интервью известной газете.
Ростислав, в канун Нового 2012 года на экраны вышло продолжение нашумевшего фильма «О чем (еще) говорят мужчины», в котором, как и в первой части, блистает «Квартет И» в полном составе. Как вы думаете, в чем успех картины? "На мой взгляд, успех первого фильма заключается в том, что мы прошли по тонкой грани зрительского интереса. «О чем говорят мужчины» - фильм для всех: и для молодежи, и для людей среднего возраста. Мне кажется, что он очень смешной и легкий, серьезные темы в нем, конечно, затрагиваются, но совсем чуть-чуть, очень аккуратно.
Второй фильм имеет свою предысторию.«У примерочной в магазине столкнулся с девушкой. Я ей что-то сказал. Она мне что-то сказала. Мы повздорили. А потом ко мне подошел огромного вида человек и спрашивает: ты ее послал? Я сознался. А он: я тебе завидую. Вот отсюда и пошло».
Второй фильм - намного серьезнее. Нам очень помогло то, что он вышел под Новый год. Мы собрали 19 миллионов долларов, хотя фильм «Елки-2» собрал еще больше - 27. Такая разница в сборах, конечно, не дает нам покоя. У нас было две цели - заработать хорошие деньги и при этом остаться верными себе и своим творческим интересам. Важнее всего для нас - делать то, что хочется, однако мы не альтруисты, нам тоже надо зарабатывать. Будь второй фильм немного легче, собрали бы еще больше. Но мы сознательно пошли на этот шаг". Вы сейчас сказали «делать то, что хочется». А чего вам хочется? "Того, чем мы сейчас и занимаемся" Однако, создавая «Квартет И», вы, наверняка, ставили перед собой какие-то задачи? "Ну что вы! Мы же тогда ничего не соображали: делали - и делали. Последние два фильма - это как раз то,что нам хочется.То же самое можно сказать и о наших четырех последних спектаклях". Существует мнение, что творчество «Квартета И» представляет собой яркий образец современного еврейского юмора. Вы согласны с этим? "Ну, не знаю. Думаю, здесь нет никакого четкого акцента. У нас, скорее, московский юмор, нежели еврейский или одесский. Я и сам одессит, очень этим горжусь, но в плане юмора у нас никакой такой привязки нет." Вы родились в Одессе,какая атмосфера Вас окружала и что в вашем понимании - еврейский юмор? "Да я вообще не понимаю, что это такое.Меня окружала атмосфера моих мамы, папы и брата. И если я и впитал какой-то дух, то это - их дух. Правильно сказал Жванецкий, что нет никакого специального юмора - ни одесского, ни московского - есть юмор, вызывающий смех, и тот, что вызывает улыбку сострадания.Надеюсь, что мы вызываем смех". Кстати, насчет Жванецкого: в одном из интервью вы сказали, что именно он помог вам поступить в ГИТИС. Что это за история? "Жванецкий и мой папа - хорошие друзья, знакомы еще с 60-х годов. Папа попросил его помочь, Михаил Михайлович позвонил заведующему кафедрой, на этот звонок обратили внимание и меня приняли. На тот момент - незаслуженно.Надеюсь,что впоследствии я оправдал оказанное мне доверие".
Леня Барац, Ростислав Хаит, 1990 год Ростислав, Вы часто бываете в родном городе? "Каждый год провожу там весь август,пару раз приезжаю на несколько дней в течение года.Для меня Одесса – это семья,здесь я живу с родителями. Мама убирает и готовит, папа говорит." А вы не думали в юности уйти в КВН,продолжить династию? "Когда мне было 15 лет, и я учился в школе, это было интересно. Потом я поступил в театральный и заниматься этим было бы уже немного странно. Ну какой КВН после ГИТИСА? Надо было в театр идти - вот я и пошел."
Вы и в школе, и в институте учились вместе с коллегой по «Квартету И» Леонидом Барацем. Существует ли между вами конкуренция? "Всегда была, есть и будет. Но, как говорится, хорошая конкуренция еще никому не помешала! Так что в этом плане все в порядке."
Ростислав, а еврейские традиции вам знакомы? "Нет, я от этого далек. Я еврей, но мне от этого ни жарко и ни холодно.Меня вообще очень раздражают еврейские тусовки. Выступать перед евреями - хуже всего. Речь идет о богатых евреях, которые приглашают нас на Хануку или Пурим. Сыграешь им «Хаву Нагилу» - вот только тогда они рады.А так их вообще не интересует, что происходит на сцене. Это чудовищно.Очень раздражает."
А в Израиле вы бывали? Какие впечатления остались? "Мне там совершенно не понравилось. Правда, я был только в Эйлате. У евреев есть особенная гордость. Работаешь официантом - так работай. А у него гордость. И принести тебе сок - это целое дело. А это жуткое унижение на таможне!.. «Что вы вчера делали в восемь часов вечера? А какие рестораны посещали?» Желания поехать в Израиль снова у меня нет."
Над чем сейчас работаете? Какие проекты в планах? "Пишем новый спектакль. Выпустим его, скорее всего, в начале лета, может быть, осенью. Впервые за четыре года.Наверное, будем снимать кино «Быстрее, чем кролики». Там действие тоже разворачивается в закрытом пространстве,а я – женщина».Хотим,чтобы фильм вышел на экраны осенью 2013 года." «Квартет И» существует с 1993 года. Вы не надоедаете друг другу? Случаются ли конфликты? Выносить сор из избы я, конечно, не буду, но скажу точно: бывают - куда без них... А вы вздорный человек? "Думаю, нет. Очень эмоциональный, но отходчивый. И не очень обидчивый. Нам удается поддерживать человеческие отношения. Больших гадостей мы друг другу не делали. Средние, наверное, были, но их мы сумели простить." Ростислав, свободно ли ваше сердце? Вы женаты? "Не женат. Свободно ли сердце? Ну, мне кажется, что нет."
Женщина вашей мечты - какая она и о семье вы задумываетесь в свои 40 лет? "Женщина - красивая, сексуальная, неглупая.О семье - нет.Я еще очень молод!"(смеется)