Почему первый день Великого поста называют Чистым понедельником? Великий пост: первый день. Как поститься в Великий пост

Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на . Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб.

Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается.

Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника)

Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами.

Выходит на амвон священник и читается удивительная .

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

(А.С.Пушкин)

И земные поклоны делаются легко (о, где эта легкость во время домашней молитвы!), и слова молитвы глубоко проникают в душу. Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе.

В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.

Непривычно – утреннее богослужение без Литургии. Ощущается какая-то неполнота. И эта неполнота показывает нам, какое великое мы имеем утешение, когда Литургия может совершаться каждый день. Сейчас не так. Пост. Время покаяния.

Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде. Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне!

Легкий завтрак. Нет, поститься до захода солнца – не по силам.

Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках – с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон. После короткого начала звучит первый ирмос канона – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…»

После шестой песни все опускаются на колени. По всему храму мерцают огоньки свечей. «Душе моя, душе моя! Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как!

Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.

Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется!

Сегодня, 19 февраля, у православных христиан начался Великий пост, который еще называется «Святыя Четыредесятница», а недели — седмицы. Закончится он 8 апреля – в Светлое Христово Воскресение (Пасху) – главный праздник всех верующих.

Первая и последняя недели Великого поста – самые сложные. Они наполнены молитвой, телесным воздержанием и духовным терпением. Также, как на прошедшей Масленичной неделе, каждый день имел свое значение, так и на Первой седмице, которую иначе называют Феодорова неделя, всему есть свое название.

Сколько длится Великий пост?

Великий пост длится не 40, как многие думают, а 48 дней. 40 – это число дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подвергаясь различным соблазнам, но устоял, проведя их в посте, молитве и воздержании. Последние восемь дней – это дни перед Пасхой, Страстная седмица. Все ее дни называются Великими, потому что посвящены главным событиям христианского вероучения – воскрешению Лазаря, входу Господа в Иерусалим, суду, распятию и воскресению Христа.

Какие молитвы читаются в Великий пост?

С понедельника по четверг на первой неделе Великого поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это одна из самых долгих молитв. Богослужения в храмах на первой неделе совершаются регулярно – и утром и вечером и длятся по несколько часов.

Священнослужители служат в черных облачениях.

Накануне поста рекомендуется исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. А в пост – читать духовную литературу. Определить себе некую норму, потому что новичку бывает очень сложно. Например, читайте Евангелие по 1 главе в день или жития святых по 1-2 страницы. А можно и 10, и 20, конечно.

Какое значение имеют дни Великого поста?

Чистый понедельник. Начинается Великий пост с чистоты помыслов. И если в народе принято в этот день обязательно сходить в баню, помыться и заняться уборкой, то для верующих важнее посетить богослужение и начать «очищение» молитвой от зависти, злобы, гордыни, дурных помышлений. Завершается седмица большим праздником – Торжество Православия, который отмечается в воскресенье. В 2018 году он выпадает на 25 февраля. Что касается еды, то первая неделя Великого поста – самая строгая. Первые дни не разрешается горячая пища и еда с добавлением растительного масла (сливочное уже полностью под запретом). Это время так называемого сухоядения. Но если монашествующие в это время должны, в прямом смысле, питаться только сухим хлебом, то на мирян, тем более в современном мире, это не распространяется.

Сухоядение – это пища, приготовленная без термической обработки. То есть сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб. Поэтому все не так страшно, как может показаться сначала. И, конечно, не следует забывать, что даже в

Великий пост есть послабления для отдельных категорий лиц. Не рекомендуется ограничивать себя в необходимой пище:

Детям до 12 лет;

Беременным и кормящим женщинам;

Людям с хроническими заболеваниями;

Старикам;

Людям тяжелого физического труда;

Находящимся в долгом и трудном путешествии.

Священники про Великий пост:

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто, как раньше, перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину». Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду».

Иерей Димитрий Шишкин:

«Пост – это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых – чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку – это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами».

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу - максимум и минимум - в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

Помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

Также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

Самое главное для христианина во время - провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва - только условия, при которых наша цель - очищение души - достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста - это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) - это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что - не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни - так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» - о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин - это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый - в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму - построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все - либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению - ко вниманию.

Сверх сил в эту - первую - неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста - не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы - чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу - изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», - ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» - для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей - принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». - «Что вы хотите?» - «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу - ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Для людей неопытных Великий пост — сущее наказание. На продукты животного происхождения полное табу, сладости под запретом, алкоголь разрешен исключительно в обозначенные дни, об интимной жизни можно вовсе и не думать. Из удовольствий допустим лишь крепкий сон и ежедневные молитвы к Всевышнему. Однако при этом для каждого глубоко верующего христианина соблюдение условий Великого поста — радость ни с чем не сравнимая. От чего же так разнится отношение людей к одному и тому же ритуалу? В чем секрет вдохновленных мирян? Как правильно поститься, чтобы ощутить все блага церковной традиции с тысячелетней историей? Об этом подробно расскажет календарь питания Великого поста 2018 с таблицами и меню на каждый день. Узнайте, что можно есть, а чего делать нельзя, в нашем сегодняшнем ликбезе.

Православный календарь Великого поста на 2018 год: что можно есть по дням мирянам

Согласно церковным предписаниям Великий пост — дань памяти о постном подвиге сына Божьего — Христа. После своего крещения Иисус бродил по пустыни в раздумьях 40 дней без воды и еды. Этот поступок положил начало его великим спасительным делам во имя всего человечества. И дабы отблагодарить Спасителя и почтить его, церковь ввела строжайшее ограничение на целую Четыредесятницу, предшествующую Светлой Пасхе.

Однако существует еще одна версия возникновения обряда длительного предпасхального постования. На рассвете Христианства перед обрядом крещения будущим "детям церкви" было предписано 40 дней усердно молится и строго ограничиваться в еде и воде. Сами крестины проходили лишь 1-2 раза в год на крупные праздники, чаще всего — на Пасху. Всех желающих примкнуть к религии называли оглашенными. И будучи солидарными с ними, остальные христиане придерживались 40-дневного воздержания в период перед обрядом (то есть, перед Светлой Пасхой). В итоге не одномоментно, а достаточно постепенно был установлен пост, известный нам и сегодня. Правда, за сотни лет условия постования не единожды терпели изменения.

Главные правила современного Великого поста:

  1. Всему радуйтесь и благодарите Господа;
  2. Посещайте храм в период Великого поста 2018;
  3. Покайтесь на Четыредесятнице и сможете очистится на Страстной неделе;
  4. Следите за здоровье. В случае болезни смягчите условия постования;
  5. Не думайте о еде;
  6. Смотрите в свою тарелку;
  7. Спешите делать добро;
  8. Помните, ради чего вступили в пост;
  9. Откажитесь от соблазнов и мнимых удовольствий в пользу неустанных молитв Господу;

Как правильно поститься православным мирянам и чем питаться в разные дни

Ежегодный предпасхальный Великий пост подвижен в календаре и в 2018 году он приходится на период с 18 февраля по 7 апреля. Ритуал постования длится 49 дней, из которых 40 дней "Четыредесятницы", два двунадесятых праздника (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и аскетический 6-дневный цикл "Страстная седмица". Согласно церковному уставу Великий пост 2018 выглядит следующим образом:

  • первая седмица — 18-24 февраля 2018;
  • вторая седмица — 25 февраля — 3 марта 2018;
  • третья седмица — 4-10 марта 2018;
  • четвертая седмица — 11-17 марта 2018;
  • пятая седмица — 18-24 марта 2018;
  • шестая седмица — 25-31 марта 2018;
  • седьмая "страстная" седмица — 1-7 апреля 2018;

Кроме церковного устава важно знать, как правильно поститься и что можно есть православным мирянам по дням в календаре Великого поста 2018. Согласно строгим условиям в сутки может быть не более двух приемов пищи. Первый традиционно приходится на околообеденный период (после церковной литургии), а второй — вечером (т.е. после вечерни). Если же положена только одна трапеза, ее пора — 15.00 по Московскому времени. В отношении питания первая и последняя "страстная" седмицы самые строгие. Они включают дни сухоядения и полной голодовки. В отдельные дни на других неделях позволены горячие блюда с маслом или без, иногда — рыбья икра, в двунадесятые праздники — вино и рыба. Подробнее разобраться в каждой седмице и ее значении поможет православный календарь Великого поста на 2018 год: что можно есть по дням мирянам, читайте дальше в нашей статье.


Календарь питания Великого поста: таблица

Как сказано выше, самые строгие недели во всем периоде постования — первая и последняя. Об этом также сообщает календарь питания Великого поста в таблицах. В указанные периоды самые усердные христиане не вкушают ничего сытнее горбушки хлеба и чашки воды. Но такой подвиг под силу далеко не всем, да и к питанию стоит подходить разумно. Ни в коем разе не стоит следовать советам посторонних людей, лучше прислушиваться к подсказкам организма. Опирайтесь на собственное здоровье и силы, заручитесь благословением священника. Также обратите внимание на условия питания, продиктованные Церковным статутом:

  1. Исключите все продукты животного происхождения: мясо, молоко, птицу, рыбу, яйца и прочее;
  2. Ешьте раз в день с понедельника по пятницу, а в выходные — дважды (в обед и вечером);
  3. Во вторник и четверг позволяйте себе горячие блюда. В понедельник, среду и пятницу обходитесь сырыми овощами, фруктами, сухофруктами, хлебом, компотом;
  4. В субботу и воскресенье можете добавить в еду растительное масло и выпить немного красного вина. Исключение — суббота на "страстной" седмице;
  5. В "страстную" пятницу голодайте в принципе;

Подробно спланировать свой рацион на каждый день постования поможет календарь питания Великого поста (таблица размещена в следующем разделе). Но помните: пост — не диета! Если вы не можете жить без молока, пейте молоко. Если ваш организм требует мяса, съешьте немного. Великий пост в первую очередь — период покаяния, и лишь затем — ограничения в еде и привычных ежедневных вещах.

Таблица правильного питания на каждый день Великого поста

Точный календарь Великого поста 2018 с меню для мирян

Для усердных и особенно отчаянных православных верующих находкой станет точный календарь Великого поста 2018 с меню для мирян. В нем конкретно обозначены приемлемые продукты для употребления в дни поста, график приема пищи, советы и рекомендации, касающиеся праздничных дней. Ведь если к питанию подойти правильно, то даже в пост не придется голодать или мучить себя однообразной и несбалансированной пищей.

Итак, основные продукты, позволенные постящимся:

  • сезонные овощи (морковь, свекла, картофель, капуста, редька и т.д.);
  • сезонные фрукты (апельсины, бананы, яблоки и т.д.);
  • ягодные варенья, соленые и маринованные овощи;
  • грибы отварные, запеченные или тушенные;
  • черный хлеб или злаковые хлебцы;
  • бобовые (горох, чечевица, фасоль);
  • мед, орехи, сухофрукты;
  • крупы (пшеничная, овсяная, гречневая, перловая и т.д.);
  • рыба дважды за весь пост;
  • компот, узвар, чай;
  • вино в выходные дни;

Что едим в период Великого поста 2018: примерное меню для православных мирян

По точному календарю Великого поста 2018 для мирян меню первой недели достаточно скромное. Стартовый день постования предполагает полный отказ от пищи, а последующие — прием сырых продуктов без масла. И только на выходных допустимы горячие овощные, крупяные или бобовые блюда.

Гораздо легче продумать рацион на 2-6 недели поста. Примерное "щадящее" меню может выглядеть следующим образом:

  1. Понедельник. Завтрак — каша овсяная на воде и чай. Обед — суп гречневый, картофель отварной с зеленью, яблоки. Ужин — компот из сухофруктов.
  2. Вторник. Завтрак — рисовая каша, овощной салат с лимонным соком. Обед — овощной суп, капуста с грибами, варенье. Ужин — чай.
  3. Среда . Завтрак — гречневая каша, кофе. Обед — овощная солянка, вермишель, компот. Ужин — чай.
  4. Четверг . Завтрак — кукурузная каша с грибной подливой, кофе. Обед — щи на овощах, салат, компот. Ужин — чай с вареньем.
  5. Пятница. Завтрак — ячневая каша, овощной салат, кофе. Обед — гороховый суп, постные вареники с капустой. Ужин — чай и фрукты.
  6. Суббота. Завтрак — винегрет, кофе. Обед — пшенная каша, тушеная капуста, компот. Ужин — вермишель с салатом, узвар.
  7. Воскресенье. Завтрак — овсяная каша, фрукты. Обед — борщ украинский, картофель жаренный. Ужин — рис с овощами, чай с вареньем.

Великий пост 2018 — время молится, каяться, бороться с грехами, творить добрые дела и радоваться жизни. Но не менее важно удержать себя в рамках ограничений, предписанных церковью, какими бы строгими они ни были. Теперь вы знаете, как правильно поститься и что можно есть православным мирянам в каждый день непростого предпасхального периода. Осталось подготовиться морально и физически. Календарь питания Великого поста 2018 с таблицами и меню по дням поможет грамотно войти в постование, легко преодолеть все сложности и успешно завершить тяжелый и длительный ритуал.

В старину с началом Великого поста жизнь в городах и сёлах буквально замирала - заканчивались шумные масленичные гулянья, не играли свадеб, не ходили в гости, спать ложились рано.

Это не диета!

Для православных верующих главный смысл поста состоит не в соблюдении каких-то гастрономических правил, а в очищении духа. Более того, отказ от пищи не является самоцелью. Это своего рода подпорка, необходимая для глубокого внутреннего труда. Во время поста не следует голодать. Есть нужно досыта, но не объедаться. Необходимо удовлетворять чувство голода, чтобы можно было работать духовно и физически.

Можно и нельзя

Во время поста верующие отказываются от определённых продуктов, так называемой скоромной пищи. К ней относятся мясо, яйца, молоко и молочные продукты, крепкий алкоголь.

В пост можно позволить себе зерновые продукты (хлеб, каши, изделия из круп), овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы, мёд, растительные масла, пряности. По определённым дням разрешается пить красное вино (не более 1 бокала) и употреблять рыбу и морепродукты.

Пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие мамы, больные и дети до пяти лет. Детей старше пяти можно постепенно приучать к посту, но без слишком строгих ограничений. Например, они могут воздерживаться от животной пищи не на протяжении всего поста, а лишь несколько дней.

19 - 25 февраля

1- я неделя называется Феодоровой. В это время принято вспоминать всех защитников православной веры. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью.

Чистый понедельник . Название Чистый понедельник происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. В Чистый понедельник соблюдается очень строгий пост. По возможности верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

Согласно Церковному уставу разрешена горячая пища без масла.

Монастырский устав полагает питаться горячей пищей без масла.

Разрешена пища с растительным маслом. В этот день православные почитают святого мученика Феодора Тирона , который в ответ на принуждение римского императора принести жертву идолам продолжал исповедовать христианскую веру.

За неповиновение императору Феодора посадили в темницу и предали мукам.

Однако он не отрёкся от христианской веры и был сожжён.

Монастырский устав разрешает пищу с растительным маслом.

2 - я неделя Великого поста посвящена поминовению Григория Паламы . Святитель Палама, живший в XIV веке, отказался от придворной должности и удалился в Афонский монастырь, чтобы отдать себя служению вере и проповедям о силе поста и молитвы.

Церковный устав предписывает сухоядение. Можно есть хлеб, овощи, фрукты.

Церковь разрешает горячую пищу, варёные и печёные блюда, но без растительного масла.

Можно есть горячую пищу, но без растительного масла.

Готовьте в пароварке, запекайте, варите супы.

Устав предписывает сухо-ядение. Придётся ограничиться свежими овощами, хлебом, фруктами.

Родительская суббота - день поминовения усопших. В этот день Церковь призывает всех объединиться в поминальной молитве. Дело в том, что, согласно правилам, во время поста не полагается устраивать панихиды, сорокоусты и заупокойные службы. Но, чтобы усопшие не остались без молитвы, Церковь выделила для поминовения особенные дни. В Родительскую субботу нужно посетить храм и вместе со всеми попросить упокоения для умерших родных.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина.

День памяти Григория Паламы. Можно есть горячую пищу с растительным маслом, выпить вина.

5 - 11 марта

3- я неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В третье воскресенье поста во всех церквях из алтаря выносится украшенный цветами Крест. Святой Крест напоминает о страданиях Иисуса Христа и укрепляет верующих в продолжении поста.

Разрешена горячая пища без растительного масла. Готовьте супы, запекайте и тушите овощи.

Сухоядение . Церковь разрешает есть свежие овощи, фрукты, хлеб. Можно употреблять соленья, мочёные ягоды, фрукты и овощи, квашеную капусту.

Можно есть горячую пищу без растительного масла.

Разрешена горячая пища, можно сдобрить её растительным маслом. По традиции в этот день родственники ходили друг к другу в гости и угощались киселём - ягодным или овсяным.

Родительская суббота . Как и во вторую субботу Великого поста, полагается сходить в храм и помолиться об упокоении умерших родственников. В Родительскую субботу разрешается горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 200 г.

В этот день посещают храмы для поклонения Кресту, освящают просфиры, читают предания о житиях святых. Разрешена горячая пища с растительным маслом, вино.

12 - 18 марта

4 - я неделя Великого поста называется Неделей преподобного Иоанна Лествичника . Свои размышления о духовности Иоанн облёк в книгу, которую христиане считают надёжной лестницей к Небесным вратам. Книга так и называется - «Лествица».

Согласно уставу можно есть горячую пищу без масла: супы, тушёные овощи, компоты и кисели.

Церковный устав предписывает сухоядение. Разрешены лишь хлеб, овощи и фрукты.

Монастырский устав разрешает горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение

Родительская суббота - день поминовения усопших. Несмотря на название Родительская, субботние поминовения не должны относиться только к умершим отцу и матери. В этот день вспоминают всех ушедших.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 1 бокала (200 мл). Лучше развести вино водой.

День памяти преподобного Иоанна Лествичника. Можно есть горячую пищу с маслом.

19 - 25 марта

5 - я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской , эту неделю также называют Похвальной, так как в субботу в Церкви читают особую молитву - Похвалу Пресвятой Богородицы. В среду на Похвальной неделе совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского - христианского проповедника. В старину девушки считали обязательным выстоять эту службу, полагая, что за рвение Андрей Критский поможет им заполучить женихов.

Церковь предписывает сухоядение. Разрешены свежие и мочёные овощи и фрукты. Можно есть соленья, хлеб и сухофрукты.

А вот от горячей пищи придётся воздержаться.

Согласно церковному уставу можно есть горячую пищу, но без растительного масла. Готовьте супы, компоты, кисели, тушите и запекайте овощи.

21 марта (среда)

По уставу можно есть горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение . Нельзя употреблять в пищу ничего, кроме хлеба, овощей, фруктов.

Похвала Пресвятой Богородицы . Этот праздник появился в IХ веке в честь избавления Константинополя от захватчиков. Когда на христианский город двинулись толпы язычников‑персов, Богородица защитила город. В благодарность во всех церквях Константинополя в честь Богородицы возносили всенощную похвальную песнь.

В этот день церковный устав разрешает горячую пищу, заправленную растительным маслом. Можно выпить немного сухого виноградного вина.

В этот день Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Мария была великой грешницей, а затем раскаялась. В этот день можно есть горячую пищу с маслом и выпить вина.

26 марта - 1 апреля

6 - я неделя Великого поста посвящена Входу Господня в Иерусалим. В народе её называют Вербной неделей. В этот день Иисус въехал в Иерусалим и явил себя в качестве Мессии, а верующие привествовали его ветвями.

Сухоядение. Хлеб,овощи, фрукты

Церковный устав разрешает есть горячую пищу без масла. Варите, тушите овощи, готовьте кисели и компоты.

28 марта (среда)

Церковь предписывает сухоядение. Можно есть лишь свежие овощи и фрукты, хлеб. Не пренебрегайте орешками, сухофруктами, соленьями.

Церковь разрешает есть горячую пищу без масла.

Устав предписывает сухоядение. В пищу можно употреблять овощи и фрукты, не прошедшие термическую обработку.

Лазарева суббота . Спустя несколько дней после кончины святого Лазаря Иисус воскресил его. Весть о чуде разнеслась по всей Иудее, и именно после этого фарисеи (в ту пору представители самого влиятельного религиозного течения) решили убить Иисуса Христа. Разрешается есть горячую пищу с маслом, рыбную икру и немного вина. В старину на Лазаря пекли хлебцы, в один из которых вкладывали грош. Кому попадётся - быть счастливым.

Вход Господень в Иерусалим . В храмах в этот день совершается обряд освящения вербы.

Разрешается есть горячую пищу, рыбные блюда и немного вина.

2 - 8 апреля

7 - я неделя Великого поста названа Страстной в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни. Все дни на этой неделе называются Великими. В это время перед верующими проходит вся жизнь Христа и всё Его учение. Это самая строгая неделя поста.

Церковный устав предписывает сухоядение - разрешены свежие овощи, фрукты, соленья, хлеб.

День, когда православные вспоминают разные притчи Иисуса, обличение Им фарисеев, которые больше заботились о чистоте своих тел, нежели о душе. Рекомендуется сухоядение.

В этот день Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам и получил за это 30 сребреников. Монастырским уставом предписано сухоядение.

В народе Великий четверг называют Чистым. В этот день полагается убирать жилище, красить яйца и печь куличи. Церковь рекомендует сухоядение.

В этот день Иисус был предан суду, растерзан, распят и умерщвлён на кресте. Церковный устав предписывает полное воздержание от пищи.

Благовещение. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью о том, что у Марии должен родиться сын - Иисус Христос.

Обычно на Благовещение разрешено есть рыбу, но в этом году этот день приходится на Страст-ную субботу, поэтому от рыбы придётся отказаться. Зато разрешено немного красного вина.

Праздник Пасхи . Конец Великого поста, разрешается есть любую пищу.

Главные продукты

Поскольку Великий пост приходится на конец зимы и весну, стоит позаботиться о том, чтобы организм не испытывал недостатка в витаминах.

Особенно важен в этот период витамин С. Обратите внимание на квашеную капусту. По содержанию аскорбиновой кислоты она уступает только шиповнику. Чтобы восполнить недостаток витамина С, капусту нужно есть через день на протяжении всего поста.

Не забывайте и про мочёные яблоки, огурцы и помидоры - все квашеные продукты содержат большое количество пробио-тиков, которые являются пищей для полезной микрофлоры.

Во время Великого поста на вашем столе обязательно должны присутствовать бобовые и орехи. Они помогут восполнить дефицит белков, который возникает при отказе от мяса и молока.

Не стоит обходить стороной и свежие овощи - они снабдят не только витаминами, но и ценными микроэлементами, а заодно очистят кишечник от накопившегося «мусора».

Организму не обойтись без ненасыщенных жирных кислот. Часть из них можно найти в льняном масле (достаточно принимать его по 1 чайной ложке в день). А другая часть содержится в рыбе и морепродуктах. Если же в период поста вы не употребляете рыбу, принимайте биологические добавки, содержащие кислоты омега‑3.

А вот гнаться за поливитаминными комплексами во время поста не стоит. Дело в том, что закисление организма мешает усвоению витаминов, поэтому лучше принимать их после того, как организм будет очищен.

Во время поста можно есть каши, хлеб, овощи, фрукты, ягоды, орехи, мёд, сахар. В некоторые дни Великого поста разрешается добавлять в пищу растительное масло и пряности, готовить рыбные кушанья.
А вот мясо, яйца, молоко и молочные продукты к постному столу никак не подходят.
От крепкого алкоголя тоже необходимо отказаться на весь период поста. Единственное, что можно себе позволить, – немного красного вина, но только в определённые дни.